РП Развитие психомоторики и сенсорных процессов 7.1-7.2 (1)

Муниципальное автономная общеобразовательное учреждение
«Лицей №109»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________________________
«___»______________ 20__ г.

Рабочая программа коррекционных занятий для ЗПР (7.1 и 7.2)
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Разработана:
Трофимовой ТВ
педагогом-психологом

Екатеринбург 2023\24 год.
Пояснительная записка

Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об
окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и
более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий
познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
o

o

o

o
o
o

o
o
o
o

обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и
отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи,
воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной
координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя
следующие разделы:
o развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
o восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
o восприятие пространства;
o восприятие времени;
o восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
o кинестетическое и кинетическое развитие;
o тактильно-двигательное восприятие;
o развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
o развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность,
элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет
создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний;
способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать
дальнейшую положительную социализацию в обществе.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном
занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это
способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог
самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет
из них приоритетную.

Коррекционные групповые занятия проводятся по специально составленному
расписанию, 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Целевая аудитория – обучающиеся с УО и ЗПР (7.1 и 7.2).
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная
предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски
цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и
др.);
o игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития
крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа"
для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
o оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной дея-тельностью
(магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные
инструменты, изобразительные материалы и др.);
o разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки,
элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
o

Планируемые результаты:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны
научиться:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному
назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
различать речевые и неречевые звуки;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предметов;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
распознавать эмоции;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.

Содержание программы

1 год
ПРОГРАММА КУРСА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития. (4 часа)
Исследование общей осведомленности и кругозора обучающихся. Исследование мелкой и
крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность
движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. (24 часа)
1 МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания (2 часа)
Знакомство с элементами приемов правильного диафрагментального дыхания. Тренировка
правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох". Практическое освоение
этапов (длительность 2-3 сек) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса и обучение приемам релаксации (4 часа)
Знакомство с приемами релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Этапы
релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей
тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (7 часов)
Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности
движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости
движений. Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных частей
тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и тактильной
координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (10 часов)
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение
штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по
точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие
моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. (36 часов)
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие (21 час)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных
форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление
размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и
выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Составление
целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
2 МОДУЛЬ. Восприятие пространства (9 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева,

выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду
(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции,
перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок,
геометрических фигур.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени(4 часа)
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий.
Раньше - позже.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного
материала.
5 МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека (6 часов)
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев.
Спокойствие. Злость. Удивление.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая диагностика обучающихся (4 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация
движений, сенсорные эталоны.
ИТОГО:

68 ЧАСОВ

Обучающиеся должны уметь:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма,
величина, цвет);
различать основные цвета;
классифицировать фигуры по одному признаку;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей;

Календарно-тематическое планирование
1 и 1 дополнительный класс

Темы занятий

№ урока

Исследование
1
психомоторики и сенсорных процессов.

1.1

1.2

Д
а
т
а

1
Общая осведомленность. Мелкая моторика.
Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
1
движений. Быстрота и точность, одновременность движений,
Мимика, пантомимика.

4
4:
1
1 ч.
1
1
ч.
1

1.3

1.4

1
Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1.4. Основные
1
эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг
ощущений.
Коррекция психомоторики:

2
2
2.1

Знакомство с приёмами правильного дыхания.

1ч
.
1
ч
24
ч
3
ч

Обучение приёмам правильного диафрагментального дыхания
"Весёлое путешествие гномов".

1
ч

С задержкой 2-3 секунды.

1
ч

С задержкой 3-4 секунды.

1
ч

2.2. Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение
приёмам релаксации.

4
ч

"Гномики в лесу".

1
ч

"Гномы и эльфы".

1
ч

"В мире животных".

1
ч

1

1
ч

"В стране кукол".
2.3. Коррекция крупной моторики.
Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые
забавы гномов".
Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость
действий. Игротренинг "Гномики на стадионе".
Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость
действий "Гномики в цирке".

7
ч
1
1
ч.
1
ч.
2
2
ч.

Развитие устойчивости. Игротренинг "Морские приключения
гномов".

1
ч.

Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры
гномов".

1
ч.

.4. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков.

10
ч.

Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем.
"Путешествие в сказку начинается. 12 месяцев".

1
ч.

Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие
продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени".

1
ч.

Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы.
Приметы зимы".

2
ч.

Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние
месяцы. Приметы весны".

2ч
.

Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние
месяцы. Приметы лета".

2ч
.

Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12
месяцев"

2
ч.

Коррекция сенсорных процессов.

42
ч

3.1.Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие
целостности предмета. Конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие.
Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.

2

Психотренинг "Гномики в пришли в школу".

ч.

Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с
фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу".

1
ч.

Размер. Высота. Большой - маленький. Видеотренинг "Самый
маленький гном".

1
ч.

Простая форма. Конструирование с опорой на образец.
Психотренинг "Мир вокруг нас".

1
ч.

Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.

2
ч.

Выделение признаков формы. Классификация предметов
(круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".

1
ч.

Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием
ИКТ. 2. Закрепление изученных эталонов.

2
ч.

Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг
"Путешествие в страну цвета

1
ч

Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство".

1
ч.

Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов"

1
ч.

Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство".

1
ч.

Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики".

1
ч.

Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка".

1
ч.

Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи".

1
ч.

АРТ-тренинг "Цветная сказка".

1
ч.

Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо".

1
ч.

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".

1
ч.

3.2. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.

2
ч.

Определение расположения предметов в пространстве.
Игротренинг "Гномики ищут клад".

1
ч.

Справа-слева. Выше-ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг
света".

2
ч.

Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по
Волшебной реке".

1
ч.

Пространственная ориентировка в помещении. Игровой
практикум.

1
ч.

3.3. Восприятие времени.
Времена года. Путешествие в сказку. 12 месяцев
Смена времени года. Последовательность событий. Раньше позже.

2
ч.
1
ч.

Сегодня, завтра, вчера.

1
ч.

Дни недели. Гномики и Белоснежка.

1
ч.

3.4. Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов, их величины.

1
ч.

Работа с разными видами материалов. "Волшебный мешочек"

1
ч.

Эмоции: Знакомимся с эмоциями.

1
ч.

Эмоция "Радость". Пиктограммы. Игротренинг.

2
ч.

Эмоции "Грусть - Печаль". Пиктограммы. Игротренинг.

1
ч.

Эмоция "Спокойствие" Пиктограммы. Игротренинг.

1
ч.

Эмоции "Страх/испуг". Пиктограммы.Сказкотерапия "Три
поросёнка".

1
ч.

Эмоция "Злость". Пиктограммы. Сказкотерапия "Заюшкина
избушка".

1
ч.

Эмоция "Удивление". Пиктограммы. Игротренинг
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных
процессов

1
ч.
3:

Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1
ч.

Динамическая и статическая координация, пластичность и
ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность
движений, Мимика, пантомимика.

1
ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.
Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

1
ч.
68
ч.

Содержание программы
"КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
2 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития. (4 часа)
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и
точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. (28
часов)
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания (6 часов)
Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х
фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного
дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение

этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение
дыхательных упражнений.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (4 часа)
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации.
Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение
упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (9 часов)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий
и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и
одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и
повороты). Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (9 часов)
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение
нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.
Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений
руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков
цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Выполнение графических работ под диктовку.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. (30 часов)
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)
Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные
настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).
Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения
предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в
заданном направлении. Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний
угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (5 часов)
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев.
Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. (4 часа)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными
видами материалов.
5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир. (7 часов)
Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие.
Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное. (2 часа)

Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.
Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика обучающихся (4 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация
движений, сенсорные эталоны.
Обучающиеся 2 года должны уметь:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание
и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;

Календарно-тематическое планирование
2 класс

№ урока

Темы занятий
Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений.
Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
пантомимика.

5

К-во
час.
4:
1 ч.

1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ:

28:

1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох
- Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей".

2 ч.

Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.)
"Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.).
Соединение дыхания с простыми движениями.

2 ч.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.

4 ч.

Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами
релаксации. Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

2 ч.

Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое
освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей
тела."Незнайка мечтает".

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты
Незнайки и его друзей"*

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным
соревнованиям"*

2 ч.

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные

Дата

1 ч.

соревнования Незнайки и его друзей"
Развитие умения контролировать сменяемость действий.

2 ч.

Развитие согласованности и одновременности движений различных
частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

2 ч.

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Игротренинг "Игры коротышек".

1 ч.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

9 ч:

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование,
штриховка, обводка, по трафарету.

1 ч.

Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных
навыков. Психотренинг "Незнайка учится".

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку
картинки.

1 ч.

Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в
цветочном городе".

2 ч.

Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт".

2 ч.

3.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

30:

1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

9:

Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки.
Психотренинг "День рождения Незнайки".

1 ч.

Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город
коротышек"

1 ч.

Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода,
движение по стрелкам и т.д.). Игротренинг "Приключения Незнайки и его
друзей".

1 ч.

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без
опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по

1 ч.

форме. Игротренинг "Строим новый город".
Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса,
ручья".
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

1 ч.
5:

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и
его друзья".

1 ч.

Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг
"Незнайка ищет клад".

1 ч.

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном
направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом
корабле".

1 ч.

Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол.
Ориентировка на листе бумаги.

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.

5 ч:

Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность
событий. Раньше - позже.

2 ч.

Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

2 ч.

Дни недели.

1 ч.

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

1 ч.
4 ч:
2 ч.

Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку.
"Волшебный мешочек"

2 ч.

5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир.

7 ч:

Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь"

1 ч.

Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть".

1 ч.

Радость. Игротренинг "Я и моя радость".

1 ч.

Злость. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ.

2 ч.

4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

4:
1 ч.

Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
пантомимика.

1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные
эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

Итог

68 ч.

знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде
педагога;
o выполнять графические работы под диктовку педагога;
o

Содержание программы
3 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития (4 часа)
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и
точность
движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (28 часов)
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. (6 часов)

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное
увеличение до 5-6 сек.). Выполнение дыхательных упражнений. Соединение дыхания с
движениями (убыстряем шаг, бег). Тренировка дыхания во время движения. Массаж и
самомассаж. Знакомство с элементами массажа.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы
релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов.
Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (9 часов)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности
движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие
согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски,
наклоны и повороты). Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной
координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (9 часов)
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету с
дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по
порядку. Развитие счётных навыков. Учимся составлять рассказ по картинке. Развитие
координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из
различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой"). Движение по клеткам вверхвниз, вправо-влево, по диагонали.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов (30 часов)
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)
Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше,
меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с правилами (переход хода,
пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование предметов
сложной
формы
Формирование
сенсорных
эталонов.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения
предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в
заданном направлении. Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем
по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке.
Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение
расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Вышениже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол.
Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (5 часов)

Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12
месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния (4 часа)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с
разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.
5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир. (7 часов)
Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик". Страх/испуг
Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему велению". Гнев "Лиса и заяц".
Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное. (2 часа)
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.
Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся (4 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация
движений, сенсорные эталоны.

Обучающиеся 3 года должны уметь:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма,
величина, цвет);
определять времена года и называть их признаки;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из различных материалов;
конструировать без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданным эталонам;
определять материал, из которого сделан предмет;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде
педагога;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
o
o

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Темы занятий

К-во
час.

Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений.
Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

4:
1 ч.
1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков.

28:

1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей".

2 ч.

Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения
Буратино и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.).
Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

1 ч.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

4 ч.

Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.
Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

2 ч.

Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение
этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Буратино
мечтает о кладе".

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты
Незнайки и его друзей"*

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с
Карабасом - Барабасом"*

2 ч.

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы
Алисы и Кота Базилио"

1 ч.

Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в
театре кукол".

2 ч.

Развитие согласованности и одновременности движений различных частей
тела (повороты и броски, наклоны и повороты) "Встреча с Карабасом и
Дуремаром". Погоня.

2 ч.

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Игротренинг "Буратино дома. Приключения продолжаются".

1 ч.

Развитие вкусового восприятия. Игротренинг "В харчевне 3-х пескарей".
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

1 ч.
9 ч:

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе".

1 ч.

Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка,
по трафарету. Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения
Буратино" (Придумай историю сам)

1 ч.

Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных
навыков. Психотренинг "Буратино учится".

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем простую картинку
по образцу. Придумываем историю.

1 ч.

Аппликация из разного материала. "Буратино и его друзья".

2 ч.

Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы".

2 ч.

3.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

30:
9:

Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения.
Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино".

1 ч.

Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его
друзья любят спорт"

1 ч.

Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода,
движение по стрелкам и т.д.). Игротренинг "Приключения Буратино в
стране "Дураков"".

1 ч.

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без
опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по
форме. Игротренинг "Строим новый театр".

1 ч.

Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки леса в разные времена года".

1 ч.

2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и
её лягушки".

1 ч.

Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг
"Буратино сажает денежное дерево".

1 ч.

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном
направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы".

1 ч.

Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол.
Ориентировка на листе бумаги.

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность
событий. Раньше - позже.

5 ч:
2 ч.

Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

2 ч.

Дни недели.

1 ч.

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

2 ч.

Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку.
"Волшебный мешочек"
5 МОДУЛЬ. Изучаем эмоциональный мир.

2 ч.
7 ч:

Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух"

1 ч.

Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению".

1 ч.

Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик".

1 ч.

Доброта "Волк и телёнок".

1 ч.

Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц".

1 ч.

Злость. Сказкотренинг"Золушка".

1 ч.

4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

4:
1 ч.

Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
пантомимика.

1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные
эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.
68 ч.

Содержание программы
4 класс
4ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития(4 часа)
Исследование общей осведомлённости и кругозора обучающихся. Исследование мелкой и
крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность
движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер,
материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.(28 часов)
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. (6 часов)
Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек, постепенное
увеличение до 7-8 сек.). Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).
Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Повторяем элементы
массажа.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)
Вспоминаем пройденные приёмы релаксации. Этапы релаксации. Тренировка навыков
расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на
расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (9 часов)
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий
и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и
одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и
повороты). Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной
координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (9 часов)

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Штрихуем,
используя различные виды штриховки. Рисование, обводка, по трафарету с дорисовыванием
фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 4класса в пределах 150). Развитие счётных навыков. Составляем рассказы по картинкам.
Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки.
Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с
массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").
Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.(30 часов)
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)
Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше
в... Экономическая игра. Сложные настольные игры. Правила придумываем сами. Форма
предметов. Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных
эталонов.
Классификация предметов. Цвета спектра. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на
собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в
пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном
направлении. Составляем целое из частей. Пазлы. Классифицируем по различным
признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказы по картинкам. Определение
расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения
предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в
заданном направлении. Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний
угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (5 часов)
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев.
Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния (4 часа)
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными
видами материалов. Определение на вкус, на запах.
5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир. (7 часов)
Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Доброта. Злость.
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное. (2 часа)
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации.
Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика обучающихся. (4 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация
движений, сенсорные эталоны.
Обучающиеся 4 года должны уметь:
o целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

o быстро и точно передвигаться в пространстве;
o анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма,

величина, цвет);
определять времена года и называть их признаки;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из различных материалов;
конструировать без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданным эталонам;
определять материал, из которого сделан предмет;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде
педагога;
o выполнять графические работы под диктовку педагога;
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

o
o

Календарно-тематическое планирование
4 класс

Темы занятий

К-во
час.

Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

4:

Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений.
Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
пантомимика.

1 ч.

1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков.

28:

1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

Повторяем и закрепляем приёмы 4-х фазного диафрагментального
дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "В стране
невыученных уроков. Приключения начинаются".

3 ч.

Дата

Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек.). "В стране
невыученных уроков". Приключения продолжаются.

2 ч.

Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.).
Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

2 ч.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

4 ч.

Вспоминаем изученные приёмы
релаксации.Этапырелаксации."Путешествие на экзотические острова".

2 ч.

Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое
повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей
тела."Наши мечты".

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

Подвижные игры на развитие моторных навыков. "В стране
невыученных уроков"*

1 ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога. Игротренинг Мим-театр"Курочка Ряба"

2 ч.

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Путешествие в
тридевятое царство"

1 ч.

Развитие умения контролировать сменяемость действий
"Придумываем сказку и играем её".

4 ч.

Развитие согласованности и одновременности движений,
устойчивости. Игротренинг "Мы - бродячие артисты".

2 ч.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных
навыков

9 ч:

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Сказкотренинг "В стране невыученных уроков". Рисуем
сказку.

2 ч.

Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка,
обводка, по трафарету. Сказкотренинг "Приключения
продолжаются..." (Придумай историю сам)

1 ч.

Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных
навыков.

1 ч.

Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем сложную
картинку по образцу. Придумываем историю.

1 ч.

Аппликация из разного материала. "Сочиняем сказку сами".

2 ч.

Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

Выполнение графических работ под диктовку "Техника, транспортные
средства".
3.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

2 ч.
30:

1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование сложных предметов.

9:

Назначение предметов. Назначение предметов. Транспорт. Техника".

1 ч.

Количество. Путешествия.

1 ч.

Настольные игры придумываем сами.

1 ч.

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без
опоры на образец (многоугольник, ромб и т.п.). Классификация по
форме, цвету, величине.
Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.
Знакомимся с цветами спектра. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну
цвета".

1 ч.
1 ч.
1 ч.

АРТ-тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

Погружаемся в мир звуков.

1 ч.

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки природы (гроза, град,
молния, гром прибой)".

1 ч.

2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

Ориентировка на собственном теле и теле другого "Вовка в тридевятом
царстве".

1 ч.

Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг..

1 ч.

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в
заданном направлении. Игротренинг..
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.
Повторяем месяцы. Смена месяцев. Последовательность событий.
Раньше - позже.
Вчера, сегодня, завтра. Назад в будущее.
Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

3 ч.
5 ч:
2 ч.
3 ч.
1 ч.

4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

Определение на ощупь предметов, их величины, материала. Сочиняем

2 ч.

сказку сами.
Работа с разными видами материалов. Сочиняем сказку. "Волшебный
мешочек"

2 ч.

5 МОДУЛЬ. Повторяем изученные эмоции.

7 ч:

Страх/испуг. Видеотренинг "Самый маленький гном.

1 ч.

Грусть/Печаль. Видеотренинг "Возвращение блудного попугая".

1 ч.

Радость. Игротренинг "Возвращение блудного попугая".

1 ч.

Доброта "Самый маленький гном".

1 ч.

Гнев. Сказкотренинг "Возвращение блудного попугая.".

1 ч.

Злость. Сказкотренинг "Беляночка и Розочка".

1 ч.

4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

4:
1 ч.

Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость
движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,
пантомимика.

1 ч.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.
Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».