МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 109 ПРИНЯТО на заседании Общего собрания работников МАОУ Лицея № 109 протокол от 31.08.2020 г. № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Лицея № 109 ______________________ Кудимова Ю.А. введено в действие приказом директора от « 31 » 08 2020 № 263-О ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицея № 109 (МАОУ Лицея № 109) Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 № ВБ1011/08 «О методических рекомендациях») с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 года № 544н (ред. от 05.08.2016). 1. Общие положения 1.1. Классное руководство – особый вид дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно при условии дополнительной оплаты и внесения соответствующих сведений в трудовой договор. 1.2. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава образовательной организации, иных локальных актов, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательной организации, и в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 1.3. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в число его должностных обязанностей. 1.4. При осуществлении классного руководства воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося класса (далее - обучающийся), так и в отношении класса как микросоциума в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. 1.5. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он на постоянной основе взаимодействует: с семьями обучающихся; с другими педагогическими работниками; с медицинским работником общеобразовательной организации; с социальными партнерами; с администрацией общеобразовательной организации. 2. Функциональные обязанности классного руководителя 2.1. Классный руководитель организует и регулирует поведение обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время образовательного процесса. Для этого: 2.1.1. создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья в рамках своей компетенции (совместно с медицинским работником в образовательной организации и родителями (законными представителями) разрабатывает и реализует комплекс мер по охране труда и укреплению здоровья, мотивирует обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, проводит инструктажи по технике безопасности, по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде и т.д., организует охват обучающихся горячим питанием, формирует приверженность обучающихся к здоровому горячему питанию); 2 2.1.2. своевременно информирует руководителя образовательной организации о ситуации и случаях, угрожающих безопасности участников образовательных отношений, о происшествиях и несчастных случаях с обучающимися класса; 2.1.3. оперативно регулирует возникающие противоречия и конфликтные ситуации, выявляет обучающихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлекает для этой работы психолого-педагогическую службу образовательной организации; 2.1.4. осуществляет работу с обучающимися по профилактике вредных привычек, потребления психоактивных веществ, никотиновой и алкогольной зависимостей, пропаганде здорового и безопасного образа жизни, формированию навыков законопослушного поведения; 2.1.5. выявляет обучающихся с признаками девиантного и деструктивного поведения, совместно с социальным педагогом и заместителем руководителя образовательной организации (по направлению деятельности – право и семейное воспитание), педагогом-психологом, администрацией образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся разрабатывает и реализует комплекс профилактических мер, в том числе, по оказанию психологической помощи обучающимся; 2.1.6. выявляет обучающихся, относящихся к социально незащищенным категориям и организует взаимодействие педагогических работников по их психолого-педагогическому сопровождению в образовательной организации; 2.1.7. способствует формированию навыков безопасного поведения обучающихся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетевого этикета, культуры пользователя посредством проведения тематических классных часов, бесед, игр, квестов, родительских собраний и других форм взаимодействия, в том числе используя информационнотелекоммуникационную сеть Интернет. 2.2. Классный руководитель способствует развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера, для чего: 2.2.1. анализирует результаты процесса воспитания: определяет состояние и перспективы развития классного коллектива; 2.2.2. разрабатывает и реализует ежегодный план воспитательной работы класса в соответствии с локальными актами образовательной организации (ставит цели, задачи, планирует воспитательные события, привлекая родительский комитет класса к разработке и реализации плана воспитательной работы, согласовывает план воспитательной работы с администрацией образовательной организации, проектирует и организует различные виды индивидуальной, групповой, коллективной деятельности класса, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные отношения); 2.2.3. проектирует программы индивидуальной поддержки и сопровождения обучающихся (выбирает и корректирует формы и методы воспитания с учетом индивидуальных особенностей и образовательных результатов обучающихся, применяет современные подходы, используя различные ресурсы (в том числе цифровые) для индивидуализации воспитательной деятельности. 2.3. Классный руководитель проектирует и реализует воспитательные программы: 2.3.1 осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией образовательной организации для координации работы, направленной на личностное развитие обучающихся; 2.3.2 оказывает методическую и организационную поддержку в разработке и реализации социальных проектов обучающихся; 2.3.3 предпринимает действия для соблюдения специальных условий, необходимых для получения образованиями лицами с особыми образовательными потребностями (инициирует и, в случае необходимости, информирует руководителя образовательной организации о несоблюдении прав обучающегося). 2.4. Классный руководитель проводит воспитательную работу с обучающимися на учебных занятиях и во внеурочной деятельности: 2.4.1. организует взаимодействие обучающихся, направленное на соблюдение ими дисциплины и норм поведения; 3 2.4.2. организует в классе воспитательные события в рамках деятельности коллектива, используя педагогически обоснованные формы, средства, методы воспитания, с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся (тематические классные часы не реже 1 раза в месяц, конкурсы, спектакли, концерты, слеты, соревнования, игры, виртуальные флешмобы и др.), в том числе организует неформальное общение с коллективом обучающихся (туристические походы, экскурсии и др.). 2.4.3. организует социально значимую, профориентационную и творческую деятельность обучающихся, обеспечивая их индивидуальное развитие; 2.4.4. использует для организации деятельности современные интерактивные формы, включая собственные информационные ресурсы (страница или группа в социальной сети, блог педагога в информационно-телекоммуникационной сети Интернет). 2.5. Классный руководитель осуществляет помощь и поддержку в организации деятельности ученический органов управления: 2.5.1. обеспечивает включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации через соуправление и или самоуправление в классе /образовательной организации с учетом возрастных особенностей обучающихся, в деятельность детско-юношеских общественных организаций и движений; 2.5.2. организует и сопровождает деятельность детского, детско-взрослого сообщества класса временного и постоянного характера (творческие группы, объединения, детские общественные объединения, волонтерские и добровольческие отряды, медиа-сообщества и т.д.); 2.5.3. регулирует межличностные отношения между обучающимися (проводит в рамках своей компетенции диагностику межличностных отношений в коллективе, владеет информацией о характере взаимоотношений обучающихся класса и учителей-предметников). 2.6. Классный руководитель обеспечивает взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам воспитания и социализации обучающихся в рамках своей компетенции: 2.6.1. осуществляет межведомственное взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации по вопросам воспитания и социализации обучающихся в рамках своей компетенции; 2.6.2. использует различные формы организации деятельности и приемы мотивации обучающихся для установления взаимопонимания и взаимоуважения, в том числе, посредством организаций виртуального сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2.6.3. использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывает помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка; 2.6.4. обеспечивает связь образовательной организации с семьей, организует взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся (проводит анализ социально-бытовых условий, оказывает им помощь в воспитании обучающихся в различных формах (при необходимости посещении семьи на дому, организация родительских собраний не реже 1 раза в четверть, консультирование, проведение бесед, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и т.д.)); 2.6.5. прогнозирует академическую успеваемость обучающихся (проводит мониторинг успеваемости, участвует в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирует и реализует работу с одарёнными, с неуспевающими обучающимися). 2.7. Классный руководитель ведет документацию классного руководителя в соответствии с локальными актами образовательной организации: 2.7.1. своевременно заполняет соответствующие страницы в электронном или бумажном варианте классного журнала, дневников обучающихся; 2.7.2. представляет план воспитательной работы на учебный год; 2.7.3. совместно с социальным педагогом и заместителем руководителя образовательной организации (по направлению деятельности – право и семейное воспитание) 4 ведет социальный паспорт класса, социальный паспорт семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.; 2.7.4. осуществляет контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий каждого обучающегося; 2.7.5. ведет учет занятости обучающихся во внеклассной, внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. 3. Права классного руководителя 3.1. Классный руководитель имеет право: 3.1.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса, запрашивать у медицинских работников, закрепленных за образовательной организацией, и родителей необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся. 3.1.2. Выносить на рассмотрение администрации образовательной организации, педагогического совета, органов школьного самоуправления, совета родителей обучающихся предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени. 3.1.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства образовательной организации, а также органов самоуправления. 3.1.4. Классный руководитель имеет право запрашивать у педагогических работников информацию об учебной деятельности и поведении обучающихся. 3.1.5. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. 3.1.6. Приглашать в образовательную организацию родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя или другим вопросам. 3.1.7. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования. 3.1.8. Классный руководитель имеет право при необходимости инициировать проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов», приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для решения проблем в обучении и воспитании. 3.1.9. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся. 3.1.10. Классный руководитель имеет право повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством. 4. Ответственность классного руководителя 4.1. Классный руководитель несет ответственность за обеспечение конфиденциальности персональных данных обучающихся. 4.2. За невыполнение функций классный руководитель может быть подвергнут дисциплинарному взысканию (замечание, выговор) или отстранен от выполнения классного руководства. 5. Формы работы классного руководителя 5.1. Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в соответствии с годовым планом работы, принятой в образовательной организации. В соответствии со своими функциями, с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, классный руководитель разрабатывает план воспитательной работы класса. 5.2. Режим работы классного руководителя определяется Уставом образовательной организации и отражен в Положении о классном руководстве. 5 5.3. В соответствии со своими функциями, а так же с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей, классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: коллективные: еженедельные тематические классные часы (в том числе с приглашением социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, слеты, соревнования, туристические походы, игры, флешмобы, экскурсии, ведение блога педагога в сети Интернет; проводит индивидуальное изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся организация индивидуальных консультаций и психологической помощи обучающимся, их психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные беседы, организация взаимодействия родителей (законных представителей с социальным педагогом, психологопедагогической службой образовательной организации, посещение обучающихся на дому (ознакомительное, далее – при необходимости) с согласия проживающих в данном помещении на законном основании граждан (родителе (законных представителей) обучающихся) в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации; групповые: организация работы творческих групп, детских объединений, волонтерских отрядов, медиасообществ и т. д. План является основным документом классного руководителя и разрабатывается в соответствии с локальными актами образовательной организации. 6. Установление доплаты за классное руководство 6.1. За выполнение педагогическим работником с его согласия функций классного руководителя педагогическому работнику устанавливается компенсационная доплата за увеличение объема работы. 6.2. В Регламенте распределения стимулирующих выплат и в Положении об оплате труда работников образовательной организации предусмотрены показатели эффективности деятельности классного руководителя, за выполнение которых дополнительно к компенсационной доплате устанавливаются также стимулирующие выплаты. 6.3. Размеры доплаты педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя и порядок ее установления определяются коллективным договором и (или) локальным нормативным актом образовательной организации, утверждаемым руководителем образовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, в соответствии с рекомендациями регионального (муниципального) отраслевого соглашения. 6.4. При возложении на педагогического работника функций классного руководителя, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год. 6.5. Функции классного руководителя и доплата за выполнение этих функций устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1 сентября по 31 августа). 6.6. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено выполнение функций классного руководителя в нескольких классах. 6.7. Доплата за выполнение функций классного руководителя выплачивается в установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным причинам. 6