ДООП-Бальные танцы-2023-2024

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Бальные танцы»

Возраст обучающихся: 7 - 15 лет
Срок реализации: 2 года
Объем программы: 162 часа

Автор-составитель:
Машева Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023 г.
[Введите текст]

1

СОДЕРЖАНИЕ
№

Содержание

Страницы

Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей
программы
Пояснительная записка

2 -29

9-11

1.3

Цели и задачи общеобразовательной
общеразвивающей программы «Бальные танцы»
Планируемые результаты

1.4

Воспитательный потенциал программы

13-14

1.5

Содержание общеобразовательной программы

14-29

2

Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный
график
Условие реализации программы
Формы реализации-контроля и оценочный
материал
Список литературы

30-32

1

1.1
1.2

2.1
2.2
2.3
3

2-8

11-13

30
30-31
31-32
33

2

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29» декабря 2015
года, Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Лицей
№109 оказывает дополнительные услуги по программам дополнительного
образования детей на базе образовательных организаций Ленинского района.
Программа «Бальные танцы» реализуется в МАОУ Лицей №109.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №27З-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.36.85-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 (Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным программам»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 3 ак-2563\05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями

3

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641\09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2-23 № 785-Д «Об утверждении требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МАОУ Лицея № 109;
14.Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ МАОУ Лицея № 109;
15. План воспитательной работы на учебный год;
16. План внеурочной деятельности;
Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Программа художественной направленности стартового уровня,
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, ссылаясь на учебную программу «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной,
М., Просвещение, 2007.
Занятия по данной программе способствуют формированию и развитию
творческих способностей детей и подростков, удовлетворению их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни, укреплению здоровья, а также
на организацию их свободного времени.
Бальные танцы являются общепринятыми во всем мире. Их знает и умеет
танцевать все цивилизованное общество, они являются неотъемлемой частью
общечеловеческой культуры. Учащиеся постигают язык бального танца, с

4

помощью которого могут общаться люди, не зная разговорного языка друг
друга.
Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы
Актуальностью данной программы является то, что, танцуя в паре,
ребенок многому учится, и многое приобретает: вырабатывается и
приобретается коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на
партнера, контроль над собой, культура общения в танце с преподавателем,
со зрителем.
Автором не ставится цель выучить и натренировать пары для участия в
рейтинговых и международных конкурсах спортивного танца, так как это в
условиях общего среднего образования за 4.5 часа занятий в неделю
невозможно. Но открыть перед учащимися мир бального танца, приобщить
их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить
элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного
увлечения, представляется необходимым.
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными
навыками танца и способны показать свое умение на различных конкурсах и
праздниках. Проведение этих праздников вносит в процесс обучения
элементы соревнования, работу на результат.
Новизна программы:
За основу программы «Бальные танцы», взяты программы для
общеобразовательных учреждений «Ритмика и бальные танцы. Для
начальной и средней школы.» М.: «Просвещение» 1997.
В программе изменены части работы и составление вариаций танцев по
возрастам, так как мы считаем, что детям, которые начинают танцевать,
попал целый ряд сложных фигур, и они не могут быть исполнены по всем
правилам техники. Психика и анатомия 6-9-летних детей недостаточно
развиты для этого. Законы методики, психологии и физиологии обойти
невозможно.
Огромный объем материала, да еще со сложными фигурами, слишком
большое бремя для детей 6-9 лет. Например, двигательные способности у
ребенка развиваются полностью только к 10 годам.
Поэтому, тематическое планирование составлено в соответствии с
Правилами о фигурах и вариациях. Авт. Ю. Елинек ФТСР (Федерация
танцевального спорта России). 2004г.

5

Педагогическая целесообразность
Программа вводит учащихся в большой и удивительный мир
хореографии, помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до
современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики.
Обучение по программе включает в себя все аспекты воспитания: от
совершенствования физической формы тела до очень тонкой и деликатной
области межличностных отношений, помогающий детям в будущем легче
адаптироваться в любой социальной среде. Каждый танец, который включен
в программу, имеет определенные исторические корни и географическое
происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся
знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа
он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и
темперамент народа отражаются в танце, и, наоборот, изучая танец,
учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Танец помогает решать еще одну из важнейших задач педагогики –
обучение детей социальному опыту. В процессе занятий танцами появляются
яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и
развития характера.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный
творческий подход. Количество часов (занятий) для освоения каждого
элемента указано примерно с учетом особенностей групп различного
возрастного и количественного состава. По степени сложности можно
рекомендовать

для

каждого

возрастного

состава

свой

примерный

программный набор танцев. В некоторых танцах несколько вариаций, что
позволяет применять их для различного возраста и степени подготовки.
Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима
для введения ее как последовательно с первого класса, так и со старших
классов.

6

Адресат программы
Дети в возрасте 7- 15 лет
Число детей, одновременно находящихся в группе – 15 человек.
Режим занятий
Образовательный процесс в МАОУ Лицее №109 строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного
процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества,
что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и
способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Допускается
прием
обучающихся
в
течение
учебного
года.
Продолжительность учебного года соответствует календарному-учебному
графику.
В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся; продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и
предприятий с целью профориентации учащихся.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Деятельность детей осуществляется по группам или всем составом, как в
одновозрастных, так и в разновозрастных, в которых могут заниматься
учащиеся в возрасте от 7 до 15 лет.
Численный состав группы определяется программой педагога в
зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики
деятельности данной группы не более 15 человек.
Согласно СанПиН 2.4.4. 3172-14, продолжительность занятий детей не
должна превышать:
- в учебные дни — 3 часа
- в выходные и каникулярные дни — 3 часа.
После 40 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью
не менее 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо
оговариваться в программе педагога.

7

Объём общеобразовательной общеразвивающей программы
Рассчитана на 2 года прохождения программы в режиме творческого
объединения. Периодичность занятий группы – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий группы – 2.0 – 2.5 часа.
Срок освоения общеобразовательной общеразвивающей программы:
2 года.
Уровень сложности программы
Данная программа «Стартового уровня» и направлена на формирования у
обучающихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности.
Форма обучения – Групповая.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися дополнительного образования
Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в течение
года проводится несколько диагностик:
- входящая диагностика проводится в начале каждого учебного года с
целью выявления стартовых физических данных (с учетом группы здоровья
ребенка) и наличие музыкального слуха по параметрам:
- движение
- ритм
- промежуточная диагностика в середине учебного года, чтобы проследить
динамику физического развития обучающегося, творческих способностей
детей, развития музыкального слуха и памяти. Опрос дает возможность
выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
- итоговая диагностика проходит в конце учебного года на обобщающем
занятии в форме сдачи вариаций и упражнений по этим же основным
параметрам.
Для контроля уровня обучаемости используются следующие методы:
- Текущий контроль усвоения нового материала на каждом уроке происходит
во время самостоятельного выполнения разученных движений и вариаций
сначала под счет, потом под музыку;
- Взаимоконтроль осуществляется при работе учащихся в парах;
- Самоконтроль осуществляется при просмотре видеозаписей концертных
выступлений;
- Теоретический материал проверяется в виде устного опроса в основной
части урока;

8

Сроки

Цель контроля

Какие
ЗУНы
контролируются
Сентябрь - Проверить
качество Умение слушать и
нулевой
восприятия
слышать педагога;
контроль
информации, идущей
от педагога
Декабрь Проверить
практические
Промежуто соответствие
умения и навыки,
чный
практических умений и предусмотренные
контроль
навыков
по программой
пройденному
материалу
Май
– Проверить
Выполнять
итоговый
теоретическую
и Вариации
из
контроль
практическую
часть разученных шагов
пройденной программы каждого
танца
программы

Организация
образования

образовательной

Формы
контроля
Наблюдение
Анализ.

Критерии
оценки ЗУНов
- способность
воспринимать
информацию;

Наблюдение
Анализ,
Опрос.

правильное
выполнение
заданной
практической
работы

Опрос

-правильное
выполнение
заданной
практической
работы
творческие
навыки ребенка;
творческое
отношение
к
делу

деятельности

дополнительного

Наименовани ФИО педагога Срок
Кол-во
Возраст
е ДО
реализации обучающихся обучающихся
1 «Бальные
танцы»

Машева
Ирина
Викторовна

2

30

7 — 15 лет

Учебный план на 2023-2024 учебный год
Наименование
объединения

«Бальные танцы»

Дата аттестации
1

Входящая диагностика сентябрь; промежуточная
диагностика - декабрь;
итоговая диагностика - май.

Группы
2

Часов в
неделю
4,5
4,5

1

Группы
2

Кол-во часов в
год
162
162

Кол-во
групп
2

9

1.2. Цели и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
творческого объединения «Бальные танцы»
Цель программы - открыть перед учащимися мир бального танца,
приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно,
научить основам танца. Углубить и развить навыки и умения, которые
учащиеся получают на уроках танца. Из основных элементов составляются
более сложные вариации, осваиваются приемы конкурсного танца,
подготавливаются различные выступления учащихся.
Задачи программы:
Обучающие - привить ребенку необходимые двигательные навыки и
умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность
согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное
состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те
или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.
Развивающие - организация двигательного режима школьников, который
обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в
движениях. Увеличение объема двигательной активности оказывает
значительное влияние на повышение умственной активности, развитие
физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой
системы. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует
ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных
занятиях ведет к общему оздоровлению организма. В результате регулярных
занятий создается мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки,
уменьшается плоскостопие. В латиноамериканских танцах в результате
активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный
массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребенок меньше болеет.
Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития
ребенка.
Воспитательные - художественно-эстетическое и культурное развитие
школьников. Приобщение к миру танцев, знакомство с различными
направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной
танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают школьников,
прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли,
чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Привить
учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.
Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников,
балов, шоу-представлений, конкурсов.

10

Задача педагога – не только научить ученика определенным приемам,
связкам движений в определенных танцах, но и выработать в нем
способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и
составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
1 год обучения:
Цель программы:
- Заинтересовать детей Бальным танцем как видом хореографии;
- Воспитать хореографическую культуру;
- Развить умение владеть своим телом через движения в танце;
Задачи:
Обучающие:
- Знакомство с историей Бального танца и историей возникновения и
преобразования каждого изучаемого танца в отдельности;
- Обучить основам Бального танца;
- Ознакомить с мелодиями, соответствующими каждому изучаемому танцу;
Развивающие:
- Развивать физические данные;
- Развивать музыкальные данные (звуковысотный слух, чувство ритма,
темпа);
- Развивать память, внимание, мышление, творческую инициативу;
- Формировать навыки контакта с руководителем;
- Формировать эстетический вкус;
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
Воспитывать волевые качества: активность, целеустремленность, упорство и
настойчивость;
- Способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
2 год обучения
Цель программы:
- Сформировать у обучающихся основы хореографических умений и навыков
через усложнение танцевальных шагов, движения и ритма;
Задачи:
Обучающие:
- Формировать комплексные хореографические и музыкальные навыки и
умения;
- Научится грамотно разбираться в жанрах и стилях танцев;

11

- Анализировать, высказывать собственные суждения, выражать свои
впечатления;
Развивающие:
- Развивать исполнительский интерес;
- Включаться в активную творческую деятельность;
- Развивать свое тело посредством исполнения движений, музыкальный слух,
память и ритм;
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус;
- Воспитывать чувство ответственности за себя и коллектив;
- Соблюдать правила поведения и технику безопасности;
1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
общеразвивающей программы
Мета предметные результаты:
- понимание бальных танцев как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной
деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой
активности;
- понимание бальных танцев как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося)
поведения.
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при
совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

12

Личностные результаты
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами танца;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте бальных танцев в
организации здорового образа жизни.
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий бальными танцами, игровой и
концертной деятельности;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий танцами, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых
норм и представлений посредством занятий танцами;
владение навыками выполнения разнообразных танцевальных
упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов танца;
Предметные результаты:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;
- умение содержать в порядке тренировочную форму и обувь;
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и пере движений;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и
непринужденно.
- способность активно включаться и принимать участие в концертной
деятельности;
- владение навыками выполнения разнообразных танцевальных
упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов танца;
- способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий бальными танцами, доброжелательное и уважительное
отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья,
физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь

13

занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно
объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и танцевальной подготовке в полном объеме;
- способность интересно и доступно излагать знания о бальном танце,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных танцевальных качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
1.4 Воспитательный потенциал программы
Цель программы воспитания- воспитать художественный вкус, интерес к
танцевальному искусству, приобщить к истории и традициям;
Задачи:
1.Предоставить возможность для реализации творческого потенциала
каждому ребенку, изучающему данную программу.
2. Расширить кругозор участников программы в сфере хореографии и
музыки.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Реализуют свои творческие способности посредством танца.
2. Укрепится физическое и психологическое здоровье обучающихся.
3.У обучающихся стабилизируется эмоциональное состояние.
4. Будут сформированы навыки общения и толерантности, эффективного
взаимодействия детей и педагогов.
5. Состоится развитие индивидуальных способностей детей, их позитивных
качеств.
Формы проведения воспитательных мероприятий:
- просмотр видео материалов
- беседы
- творческие задания
- самостоятельная работа
Методы воспитательного воздействия:
- Метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример).
- Метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).

14

- Метод организации деятельности и формирования опыта поведения
(упражнения, педагогическое требование, воспитывающие ситуации).

1.4.Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы
Учебно-тематическое планирование по дополнительной
образовательной общеразвивающей программе художественной
направленности «Бальные танцы»
1 год обучения
№

1
2
3
4
5
6

Название
темы
Вводное
занятие
Разминка
Медленный
вальс
Квикстеп
Ча-ча-ча
Самба
Итого

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

2 час.

1.5 час.

0.5

40 часов.
30 часов

1.5 час
8.25 часа

3,5 часа
30.5 часа

30 часов
30 часов
30 часов
162 часа

8.25 часа
8.25 часа
8.25 часа
36 часов

30.5 часа Наблюдение, анализ, опрос
30.5 часа Наблюдение, анализ, опрос
30.5 часа Наблюдение, анализ, опрос
126 часов

Беседа
Наблюдение
Наблюдение, анализ, опрос

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

дата

тема

Количество
часов

Формы
Аттестацииконтроля

всего

теория

прак
тика

1

05.09.2023 Вводное занятие, разминка,

2,0

0,5

1.5

2

07.09.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, шаг шассе
12.09.2023 Разминка, «Квикстеп» - ход л. по л.
т
14.09.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
пружинка
19.09.2023 Разминка,
«Медленный вальс» - правая

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

3
4
5

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

15

6
7
8
9

10
11
12
13

14
15
16
17

18
19
20
21

22
23
24
25

26

перемена, большой правый квадрат
21.09.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, шаг шассе
26.09.2023 Разминка, «Квикстеп» - ход л. по л.
т
28.09.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
пружинка
03.10.2023 Разминка,
«Медленный вальс» - правая
перемена, правый большой квадрат
05.10.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, Нью-Йорк
10.10.2023 Разминка, «Квикстеп» - ход с. по
л.т.
12.10.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
пружинка
17.10.2023 Разминка, «Медленный вальс» левая перемена, большой левый
квадрат
19.10.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» основной шаг, рука к руке
24.10.2023 Разминка, «Квикстеп» - ход с. по
л.т.
26.10.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
пружинка
31.10.2023 Разминка,
«Медленный
вальс»
левая
перемена, большой левый квадрат
02.11.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, Нью-Йорк
07.11.2023 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
09.11.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
самба - виск
14.11.2023 Разминка,
«Медленный вальс» - правая
перемена, большой правый квадрат
16.11.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, рука к руке
21.11.2023 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
23.11.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
самба - виск
28.11.2023 Разминка, «Медленный вальс» левая перемена, большой левый
квадрат
30.11.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» -основной
шаг, Нью-Йорк

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

0.5

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

2,0

0,5

1.5

2,5

0,5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

2,5

0,5

2.0
1.5

1.5
2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

16
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

05.12.2023 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
07.12.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг,
виск
12.12.2023 Разминка,
«Медленный вальс» - правая
перемена, большой правый квадрат
14.12.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, рука к руке
19.12.2023 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
21.12.2023 Разминка, «Самба» - основной шаг с
поворотом, виск с поворотом
09.01.2024 Разминка, «Медленный вальс» левая перемена, левый поворот
11.01.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, спот поворот
16.01.2023 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
18.01.2024 Разминка,
«Самба» - основной шаг с
поворотом, виск с поворотом
23.01.2024 Разминка, «Медленный вальс» правая перемена, правый поворот
25.01.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, Нью-Йорк
30.01.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
01.02.2024 Разминка, «Самба» - основной шаг с
поворотом, виски с поворотом
06.02.2024 Разминка, «Медленный вальс» левая перемена, левый поворот
08.02.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, рука к руке
13.02.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
15.02.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1:
основной шаг и виски с поворотом
20.02.2024 Разминка, «Медленный вальс» правая перемена, правый поворот
22.02.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, спот повороты
27.02.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
29.02.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

Наблюдение,
анализ
Опрос

2.5

0.5

2.0

Опрос

2.0

0.5

1.5

Опрос

2.5

0.5

2.0

Опрос

2.0

0.5

1.5

Опрос

2.5

0.5

2.0

Наблюдение,
анализ

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

05.03.2024 Разминка, «Медленный вальс» левая перемена, левый поворот

2.0

0.5

1.5

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

1.5

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

17
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

07.03.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, Нью-Йорк
12.03.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
14.03.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

19.03.2024 Разминка, «Медленный вальс» вариация 1
21.03.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, рука к руке
26.03.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
28.03.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

02.04.2024 Разминка, «Медленный вальс» вариация 1
04.04.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - основной
шаг, спот поворот
09.04.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
11.04.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

2.5

0.5

16.04.2024 Разминка, «Медленный вальс» вариация 1
18.04.2024 Разминка, «Ча-ча-ча» - вариация 1:
основной шаг, Нью-Йорк, рука к
руке,
23.04.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
25.04.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.0

0.5

2.5

0.5

2.0

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

30.04.2024 Разминка, «Медленный вальс» вариация 1
02.05.2023 Разминка, «Ча-ча-ча» - вариация 1

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

07.05.2024 Разминка, «Квикстеп» - четвертные
повороты
09.05.2024 Разминка, «Самба» - вариация 1

2.0

0.5

1.5

2.5

0.5

2.0

0.5

1.5

0.5

2.0

0.5

1.5

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Опрос

0.5

2.0

Опрос

36

126

14.05.2024 Разминка. Вариации: Самба, Ча ча 2.0
ча
16.05.2024 Разминка. Вариации: Медленный 2.5
вальс, Квикстеп.
21.05.2024 Разминка. Вариации: Самба, Ча ча 2.0
ча
23.05.2024 Разминка. Вариации: Медленный 2.5
вальс, Квикстеп.
Итого 162

1.5
2.0
1.5

2.0

Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ

18

Содержание учебного (тематического) плана группы 1 года обучения
В течение занятий учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиции ног;
- позиции рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танцев;
- направление движения;
- углы поворотов.
Разминка
Разминка состоит из двух частей. Практическая часть. Продолжительность –5
мин.
1 часть
Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» в стиле
аэробики. Включаются элементы классического, джазового танца, изучение
основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную
музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес
к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти, внимания, умения «читать»
движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление
мышечного аппарата.
Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти,
предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колена, стопы. Количество
каждого вида упражнений – 4-8; на 4, 16, 32 счета. Общая
продолжительность – 10 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от
возраста, степени подготовленности детей, группы здоровья ребенка и
насыщенности урока.
2 часть
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики,
движения по линии танца:
- на носках, каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;

19

- галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног;
Перестроения для танцев:
- «линии»;
- «хоровод»
- «шахматы»;
- «змейка»;
- «круг».
Продолжительность – 10 мин.
Перечень танцев и элементов движений танцев, входящих в программу
Условные обозначения
л.т.- линия танца
ПН - правая нога
л - лицом
ЛН - левая нога
с - спиной
ЛБ - левый бок
б - боком
ПБ - правый бок
к - каблук
ПДК противодвижение корпуса
н - носок (8) - восемь счетов (тактов)
л - лицом
Вводное занятие – знакомство с детьми, беседа о бальных танцах, об истории
происхождения их, рассказ о правилах проведения занятий и правилах
поведения на них, инструктаж по технике безопасности.
Медленный вальс (W)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Балансе – по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре;
Правая перемена - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;
Левая перемена - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;
Большой правый квадрат - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре;
Большой левый квадрат - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре;
Правый поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;
Левый поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;

20

Вариация 1- Правый поворот, правая перемена, левый поворот, левая
перемена;
Отрабатывается: Музыкальность, ритмичность. Техника работы стопы,
геометрия. Техника поворотов, перенос веса, корпусное движение.
Танцевальные позиции в паре, контактное ведение, ориентация в зале.
Квикстеп (Q)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Ход л. по л.т. - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Ход с. по л.т. - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Четвертные повороты - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Отрабатывается: Музыкальность, ритмичность. Техника работы стопы,
геометрия. Техника поворотов, перенос веса, корпусное движение.
Танцевальные позиции в паре, контактное ведение, ориентация в зале.
Ча-ча-ча (Са)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Основной шаг - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Рука к руке - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Нью-Йорк - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Спод поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Вариация 1:
основной шаг, Нью-Йорк, рука к руке, Спод поворот.
Отрабатывается: Ритмичность, координация движений. Техника работы
стопы, бедер, корпуса. Перенос веса, техника поворотов, позиции в паре,
визуальное и контактное ведение, ориентация в зале.
Самба (S)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Пружинка - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре.
Основной шаг - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,

21

в паре.
Самба – Виск - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Основной шаг с поворотом - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Самба – Виск с поворотом - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Вариация 1:
Пружинка, основной шаг, основной шаг с поворотом, самба – виск, самба –
виск с поворотом.
Отрабатывается: Ритмичность, координация движений. Техника работы
стопы, бедер, корпуса. Перенос веса, техника поворотов, позиции в паре,
визуальное и контактное ведение, ориентация в зале.
2 год обучения
№ Название темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1
2
3

Вводное занятие
Разминка
Медленный вальс

2 часа
40 часов
20 часа

1.5 час
1.5 час
5.5 часа

0.5
38.5 часов
14.5 часа

Беседа
Наблюдение
Наблюдение, анализ, опрос

4
5
6

Квикстеп
Венский вальс
Ча ча ча

20 часа
20 часа
20 часа

5.5 часа
5.5 часа
5.5 часа

14.5 часа
14.5 часа
14.5 часа

Наблюдение, анализ, опрос
Наблюдение, анализ, опрос
Наблюдение, анализ, опрос

7
8

Самба
Джайв
Итого

20 часа
20 часа
162 часов

5.5 часа
5.5 часа
36 часов

14.5 часа
14.5 часа
126 часов

Наблюдение, анализ, опрос
Наблюдение, анализ, опрос

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
№

Дата

Тема

Количество часов
всего

теория

практ
ика

Формы
аттестацииконтроля

1

05.09.2023

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности

2.0

1.5

0.5

Беседа
Наблюдение

2

07.09.2023

Разминка. Самба: Вольта в
продвижении в право и влево в
закрытой позиции

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

22
3

12.09.2023

Разминка. Ча ча ча: Три ча ча ча

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

4

14.09.2023

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

5

19.09.2023

Разминка. Джайв:
Альтернативные методы
исполнения шагов 1-2 фигуры.
Разминка. Медленный вальс:
Левое кортэ

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

6

21.09.2023

Разминка. Венский вальс:
Правый поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

7

26.09.2023

Разминка. Квикстеп:
Четвертной поворот вправо

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

8

28.09.2023

Разминка. Самба: Вольта в
продвижении.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

9

03.10.2023

Разминка. ЧА ча ча: Три ча ча
ча

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

10

05.10.2023

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

11

10.10.2023

Разминка. Джайв:
Альтернативные методы
исполнения шагов 1-2 фигуры.
Разминка. Медленный вальс:
Левое кортэ.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

12

12.10.2023

Разминка. Венский вальс:
правый поворот

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

13

17.10.2023

Разминка. Квикстеп:
Четвертной поворот вправо.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

14

19.10.2023

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

15

24.10.2023

Разминка. Самба: Вольта в
продвижении влево в закрытой
позиции.
Разминка. Ча ча ча: Тайм степ с
Латинским кроссом.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

16

26.10.2023

Разминка. Джайв: Усложненное
звено (брейк)

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

17

31.10.2023

Разминка. Медленный вальс:
Правый спин поворот.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

18

02.11.2023

Разминка. Венский вальс:
Левый поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

19

07.11.2023

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

20

09.11.2023

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

21

14.11.2023

Разминка. Квикстеп:
2.0
Четвертной поворот влево
(каблучный пивот)
Разминка. Самба: Вольта в
2.5
продвижении влево в закрытой
позиции
Разминка. Ча ча ча: Тайм степ, с 2.0.
латинским кроссом.

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

23
22

16.11.2023

Разминка. Джайв: Усложненное
звено(брейк)

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

23

21.11.2023

Разминка. Медленный вальс:
Правый спин поворот.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

24

23.11.2023

Разминка. Венский вальс:
Левый поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

25

28.11.2023

Разминка. Квикстеп:
Четвертной поворот влево.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

26

30.11.2023

Разминка. Самба: Бото фого в
продвижении.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

27

05.12.2023

Разминка. Ча ча ча: Веер

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

28

07.12.2023

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

29

12.12.2023

Разминка. Джайв:
Перекрученная смена мест с
лева на право.
Разминка. Медленный вальс:
Виск

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

30

14.12.2023

Разминка. Квикстеп: Правый
поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

31

19.12.2023

Разминка. Самба: Бото фого в
продвижении.

2.0

0.5

1.5

Опрос

32

21.12.2023

Разминка. Ча ча ча: Веер.

2.5

0.5

2.0

Опрос

33

09.01.2024

2.0

0.5

1.5

Опрос

34

11.01.2024

Разминка. Джайв:
Перекрученная смена мест с
лева на право.
Разминка. Медленный вальс:
Виск.

2.5

0.5

2.0

Опрос

35

16.01.2024

Разминка. Квикстеп: Правый
поворот.

2.0

0.5

1.5

Опрос

36

18.01.2024

Разминка. Самба: Бото фого в
продвижении назад.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

37

23.01.2024

Разминка. Ча ча ча: Алемана

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

38

25.01.2024

Разминка. Джайв: Шаги
(Променадный \ход)

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

39

30.01.2024

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

40

01.02.2024

Разминка. Медленный вальс:
Шассе из ПП, перемена
хэзитейшен.
Разминка. Квикстеп: Правый
поворот с хэзитейшен.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

24
41

06.02.2024

Разминка. Самба: Бото фого в
продвижении.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

42

08.02.2024

Разминка. Ча ча ча: Алемана.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

43

13.02.2024

Разминка. Джайв: Шаги
(Променадный ход)

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

44

15.02.2024

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

45

20.02.2024

Разминка. Медленный вальс:
Шассе из ПП Перемена
хэзетейшэн.
Разминка. Квикстеп: Правый
поворот с хэзетейшэн

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

46

22.02.2024

Разминка. Самба: Крисс кросс
ботофого.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

47

27.02.2024

Разминка. Ча ча ча: Хоккейная
клюшка.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

48

29.02.2024

Разминка. Медленный вальс:
Левый поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

49

05.03.2024

Разминка. Квикстеп: Типпл
шассе вправо

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

50

07.03.2024

Разминка. Самба: Крисс кросс
ботафого.

2.5.

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

51

12.03.2024

Разминка. Ча ча ча: Хоккейная
клюшка.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

52

14.03.2024

Разминка. Медленный вальс:
Левый поворот.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

53

19.03.2024

Разминка. Квикстеп: Типпл
шассе в право.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

54

21.03.2024

Разминка. Самба: Ботафого,
променад и контрпроменад.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

55

26.03.2024

Разминка. Медленный вальс:
Виск назад.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

56

28.03.2024

Разминка. Самба: Ботафого,
променад и контр променад

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

57

02.04.2024

Разминка. Медленный вальс:
Виск назад.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

58

04.04.2024

Разминка. Самба: Вариация из
изученных шагов

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

59

09.04.2024

Разминка. Ча ча ча: Вариация
из изученных шагов

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

60

11.04.2024

Разминка. Джайв: Вариация из
изученных шагов.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

25
61

16.04.2024

Разминка. Медленный вальс:
Вариация из изученных шагов.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

62

18.04.2024

Разминка. Квикстеп: Вариация
из изученных шагов.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

63

23.04.2024

Разминка. Самба: Вариация из
изученных шагов

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

64

25.04.2024

Разминка. Ча ча ча: Вариация
из изученных шагов.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

65

30.04.2024

Разминка. Джайв: Вариация из
изученных шагов.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

66

02.05.2024

Разминка. Медленный вальс:
Вариация из изученных шагов.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

67

07.05.2024

Разминка. Венский вальс:
Вариация из изученных шагов.

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

68

09.05.2024

Разминка. Квикстеп: Вариация
из изученных шагов.

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

69

14.05.2024

2.0

0.5

1.5

Наблюдение
Анализ

70

16.05.2024

2.5

0.5

2.0

Наблюдение
Анализ

71

21.05.2024

2.0

0.5

1.5

Опрос

72

23.05.2024

Разминка. Вариации из
изученных шагов: Самба, Ча ча
ча, Джайв
Разминка. Вариации из
выученных шагов: Медленный
вальс, Квикстеп, Венский вальс.
Разминка. Вариации из
изученных шагов: Самба, Ча ча
ча, Джайв
Разминка. Вариации из
выученных шагов: Медленный
вальс, Квикстеп, Венский вальс.

2.5

0.5

2.0

Опрос

Итого
162 36
126
Содержание учебного (тематического) плана группы 2 года обучения
В течение занятий учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиции ног;
- позиции рук;
- позиции в паре;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танцев;
- направление движения;
- углы поворотов.

26

Разминка
Разминка состоит из двух частей. Практическая часть. Продолжительность –5
мин.
1 часть
Проводится на каждом занятии в виде «статического танца» в стиле
аэробики. Включаются элементы классического, джазового танца, изучение
основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную
музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес
к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти, внимания, умения «читать»
движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление
мышечного аппарата.
Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц:
кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колена, стопы.
Количество каждого вида упражнений – 4-8; на 4, 16, 32 счета. Общая
продолжительность – 10 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от
возраста, степени подготовленности детей, группы здоровья ребенка и
насыщенности урока.
2 часть
Движения на развитие координации, элементы асимметричной
гимнастики, движения по линии танца:
- на носках, каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног;
Перестроения для танцев:
- «линии»;
- «хоровод»
- «шахматы»;
- «змейка»;
- «круг».
Продолжительность – 10 мин.

27

Перечень танцев и элементов движений танцев, входящих в программу
Условные обозначения
л.т.- линия танца
ПН - правая нога
л - лицом
ЛН - левая нога
с - спиной
ЛБ - левый бок
б - боком
ПБ - правый бок
к - каблук
ПДК противодвижение корпуса
н - носок (8) - восемь счетов (тактов)
л - лицом
ПП – променадная позиция
Вводное занятие – знакомство с детьми, беседа о бальных танцах, об
истории происхождения их, рассказ о правилах проведения занятий и
правилах поведения на них, инструктаж по технике безопасности.
Медленный вальс (W)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Левое кортэ – по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;
Правый спин поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре;
Виск - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре;
Шассе - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре;
Шассе из ПП, перемена хэзетейшн - по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции, в паре;
Левый поворот- по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре;
Виск назад- по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре;
Отрабатывается: Музыкальность, ритмичность. Техника работы стопы,
геометрия. Техника поворотов, перенос веса, корпусное движение.
Танцевальные позиции в паре, контактное ведение, ориентация в зале.
Квикстеп (Q)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Четвертной поворот вправо - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции,
в паре.
Четвертной поворот влево- по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции,

28

в паре.
Правый поворот- по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре.
Правый поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре.
Правый поворот с хэзетейшн - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Типпл шассе - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре.
Отрабатывается: Музыкальность, ритмичность. Техника работы стопы,
геометрия. Техника поворотов, перенос веса, корпусное движение.
Танцевальные позиции в паре, контактное ведение, ориентация в зале.
Венский вальс
Правый поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре.
Левый поворот - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции, в
паре.
Отрабатывается: Музыкальность, ритмичность. Техника работы стопы,
геометрия. Техника поворотов, перенос веса, корпусное движение.
Танцевальные позиции в паре, контактное ведение, ориентация в зале.
Ча-ча-ча (Са)
Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Три ча ча ча - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Тайм степ, с латинским кроссом - по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции,
в паре.
Веер - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Алемана - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Хоккейная клюшка - по одному, в учебной позиции, в танцевальной позиции,
в паре.
Отрабатывается: Ритмичность, координация движений. Техника работы
стопы, бедер, корпуса. Перенос веса, техника поворотов, позиции в паре,
визуальное и контактное ведение, ориентация в зале.
Самба (S)

29

Теория: Ритмизация шага, «география» шага, техника исполнения шага.
Практика:
Вольта в продвижении в право и лево- по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции, в паре.
Вольта в продвижении в право и лево- по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции,
в паре.
Бото фого в продвижении вперед- по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции,
в паре.
Бото фого в продвижении назад - по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции, в паре.
Крисс кросс Ботафого- по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Ботафого променад и контр променад- по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции, в паре.
Отрабатывается: Ритмичность, координация движений. Техника работы
стопы, бедер, корпуса. Перенос веса, техника поворотов, позиции в паре,
визуальное и контактное ведение, ориентация в зале.
Джайв
Альтернативные методы исполнения шагов 1-2 фигуры звено- по одному, в
учебной позиции, в танцевальной позиции, в паре.
Усложненное звено - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.
Перекрученная смена мест слева направо- по одному, в учебной позиции, в
танцевальной позиции, в паре.
Шаги (променадный ход) - по одному, в учебной позиции, в танцевальной
позиции, в паре.

30

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Условия реализации программы
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
4.5
162 часа 1 год обучения
162 часа 2 год обучения
16
20
1 сентября
Отсутствуют
6 ноября, 25 декабря-08 января, 8 марта,1 мая,9 мая
25 мая
19.12.2023-16.01.2024; 21.05.2024-23.05.2024
2 раза в неделю по 2.0-2.5 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия следует проводить в просторном, светлом, отапливаемом и
проветриваемом помещении (площадь танцевальной площадки не менее 60
кв.м.) Для этого хорошо подходит актовый зал школы, который должен быть
оборудован:
- напольным покрытием – паркетом (может использоваться линолеум);
- звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратурой;
- видеовоспроизводящей аппаратурой;
- зеркальной стеной;
- сценой.

31

Управление реализацией дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Бальные танцы» осуществляется в
МАОУ Лицее № 109 через:
- контроль за выполнением учебно-тематического плана;
- сохранность контингента;
- качество учебно-воспитательного процесса;
- результативность обучающихся.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль за реализацией данной программой предполагается
осуществлять через:
- проведение текущего мониторинга с последующими анализом и
коррекцией.
Анализ эффективности деятельности осуществляется через
следующие организационно-педагогические формы: педагогические советы,
совещания, собеседования.
Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по
следующим критериям:
- рост мотивации обучающихся в сфере творческой деятельности;
- процент обучающихся, готовых к саморазвитию;
- процент обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательно - досуговой
деятельностью;
- уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на
внутри школьном контроле;
- увеличение числа педагогов в ОО, вовлеченных в процесс формирования
творческой личности школьников в пространстве дополнительного
образования.
В ходе мониторинга предполагается корректировка планов работы
педагога, консультации психолога для педагога, родителей (лиц их
заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного
образования предусматривает доработку и обновление критериев
эффективности.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его
интеграции с общим образованием коллектив МАОУ Лицей №109 планирует
осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики
обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

32

Формы и методы оценки результативности
Три вида диагностики — входящая, промежуточная и итоговая
диагностики, позволяющие проследить динамику развития тех или иных
личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы.
Может проводиться в виде выполнения тестовых упражнений на движение и
ритм, беседы, определяющих компетентность обучающихся в тех или иных
вопросах выбранного направления деятельности.
Промежуточная диагностика осуществляется при освоении отдельных
тем, раздела, т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения
программы и выполнения обучающимся текущих заданий.
Итоговая диагностика по результатам освоения программы в целом
или ее законченной части.
Формы промежуточного контроля:
- Индивидуальный просмотр;
- Просмотр пары;
- Опрос. Приложение 1.
Формы итогового контроля:
- Обобщающее занятие в форме завершающего опроса по вариациям к
каждому танцу и практического исполнения вариаций к каждому танцу.
Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом
учащихся.

33

1.

4. Список литературы
Е.И.Мошкова. Программа. Ритмика и бальные танцы. – М.:

1997.
2.
Т.Лисицкая. Гимнастика и танец. – М.: 1988.
3.
Сталкер. Азбука танцев / Под ред. Е.В.Диниц, Д.А.Ермакова,
О.В.Иванникова – Донецк, 2004.
4.
Современный бальный танец / Под ред. В.М.Строганова и
В.И.Уральской. – М.: 1978.
5.
Видео сборник. Учебный цикл «Линия танца». I, II кассеты.
6.
Видео сборник. Семинар по фигурам Е – С кл. I, II кассеты.
7.
Учебная программа «Музыка. Начальная школа», авторов:
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2007.

Приложение 1
Оценочные результаты промежуточной диагностики по результатам
опроса группы 1 года обучения
Танец «Медленный Вальс»
Левая
Большой
Большой
Правый
Левый
Вариация
№ Фамилия Балансе Правая
Перемена
Перемена
правый
левый
поворот
поворот
имя

квадрат

Итоговый
балл

1

квадрат

1
Танец «Квикстеп»
№ Фамилия имя Ход л. по л.т.

Ход с. по л.т.

Четвертные
повороты

Итоговый
балл

1
Танец «Ча-ча-ча»
Фамилия имя

Основной
шаг

Рука
руке

к

Нью-Йорк

Спод
поворот

Вариация 1

Итоговый
балл

1
Танец «Самба»
№
1

Фамилия имя

Пружинка

Основной
шаг

СамбаВиск

Основной
шаг
с
поворотом

СамбаВиск
с
поворотом

Вариация
1

Итоговый
балл

34

Оценочные результаты промежуточной диагностики по результатам
опроса группы 2 года обучения
Танец «Самба»
№

Вольта
в
продвижении
в право и в
лево
в
закрытой
позиции

Вольта
в
продвижении
влево
в
закрытой
позиции

Бото фого в
продвижении
назад

Бото фого в
продвижении
вперед

Крисс
кросс
Ботафого

Ботафого
променад
и контр
променад

Вариация

Итоговый
балл

1

Танец «Ча ча ча»
№

Веер
Тайм
степ,
с
латинским
кроссом

Три Ча ча ча

Алемана

Хоккейная
клюшка

Вариация

Итоговый
балл

1
Танец «Джайв»
№

Альтернативные методы
исполнения шагов 1-2
звена

Усложненное
звено (Брейк)

Перекрученная Шаги
смена мест с (Променадный
ход)
лева на право

Вариация

Итоговый
балл

1
Танец «Медленный вальс»
№

Левое кортэ

Правый
спин
поворот

Виск

Шассе из
ПП,
перемена
хэзетейшн

Левый
поворот

Виск назад

Вариация

Итоговый
балл

1
Танец «Квикстеп»
№

Четвертной
вправо

поворот

Четвертной
поворот
влево

Правый
поворот

Правый
поворот
с
хэзетейшн

Типпл
шассе
право

Вариация
в

1
Танец «Венский вальс»
№

1

Правый поворот

Левый поворот

Итоговый балл

Итоговый
балл

35

Итоговый балл в каждом танце суммируется из полученных баллов:
1 балл - Теоретическое знание исполнения шага.
1 балл - Практическое знание исполнения танца.
1балл - Ритмичное и музыкальное исполнение шага.
1 балл- Правильная постановка корпуса и рук для исполнения шага.
1 балл - Эмоциональное исполнение в соответствии с характером танца
Итоговые баллы всех танцев суммируются:
1-22- Низкий уровень
23-66- Средний уровень
67 и выше- Высокий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».