ДООП-ДекArt-2023-2024

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
МАОУ Лицей №109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа художественной направленности
«Творческая мастерская «ДекArt»

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 144 часа

Автор-составитель:
Владимирова Дарья Андреевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург
2023 г.

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

I.1.

Пояснительная записка

Программа предмета дополнительного образования «творческая
мастерская «ДекArt» предназначена для учреждений основного общего
образования, ориентирована на детей любого уровня начальной подготовки и
детей без подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с декоративно-прикладным
искусством, освоение базовых приёмов и технологий изобразительного
творчества, формируется особая творческая среда в детском коллективе и
восприятие себя как творческой личности. Обучающийся учится образному
языку
декоративно-прикладного
искусства,
которому
свойственна
обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность,
орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства:
форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Декоративно-прикладное искусство
помогает взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту
окружающего мира.
Ребенок осознает творчество через эмоциональное восприятие и познание
самого себя, преобразует энергию и направляет на создание уникальных
изделий художественного творчества. Приобретённые знания и компетенции
необходимы и полезны как в творческой деятельности, так и в учебной
деятельности или в повседневной жизни.
При составлении данной программы были использованы следующие
нормативно-правовые документы:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими








образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Уставом Учреждения и другими локальными нормативными актами Учреждения
Направленность программы художественная, так как она содержит
основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретение ими
специальных знаний и умений. Программа направлена на развитие и
формирование навыков на уровне практического применения, а также
выявление своих возможностей, получение основ профессиональных знаний и
мастерства. Учебно-воспитательный процесс нацелен на формирование у
учащихся
важнейших
социально-значимых
качеств:
уважение
к
художественной культуре России и других народов, основ нравственного
поведения в коллективе, способность к самовыражению.
Актуальность
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая
2015 года № 996-р, стратегическим приоритетом в воспитании в XXI веке
становится подготовка человека, обладающего опытом творческой
деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего
знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию
творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Кроме того, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на
обучение детей данному виду изобразительного и декоративно – прикладного
творчества, занятия направлены на воспитание художественной культуры детей,
развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого
себя, как целостной единицы.
Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и
творческой деятельности.
Данная программа — это определенная система обучения и воспитания,
система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений
и навыков. Программа включает в себя разделы, содержанием которых

являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и
спланированные по степени сложности. С помощью заданий, связанных с
творческой деятельностью, учащиеся на протяжении всего курса учатся
организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным
центром формата, обращать внимание на выразительность пятна, линии,
образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного
творчества, они узнают о его многообразии, создают своими руками предметы,
опираясь на собственные знания об окружающем мире, подключая фантазию.
В процессе реализации программы «Творческой мастерской «ДекArt»»
педагог подходит к каждому обучающемуся как к индивидуальности,
обладающей своими чертами характера и способностями; зная и учитывая
характерные особенности каждого ребенка, определяет для него наиболее
целесообразный и эффективный вид деятельности и типы заданий на занятиях.
Отличительной
особенностью
программы
является
именно
практическая направленность деятельности, которая занимает главное место.
Теория изучается по мере создания практических изделий. Обучающиеся не
просто усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное
созерцание окружающего мира, эмоциональное восприятие и познание самих
себя, а также создают изделия изобразительного и декоративно–прикладного
искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Используют
приобретённые знания в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Адресат
Данная программа предназначена для детей 11-13 лет.
Дети 11-13 лет (обучающиеся 5-7 классов) находятся в переходном
возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период
принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с
постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны
усиление независимости детей
от
взрослых, негативизм –
стремление
противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям,
чувствам взрослых. Однако, также подросток начинает ощущать близость с
природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир
ценностей, потребность в интимной коммуникации, он может испытывать
чувство любви, мечтает и т. д. Главное, данный период отличается выходом
ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется
его сознательное отношение к себе как члену общества.
Именно на эти положительные положительные особенности возраста
опирается данная программа, которая может помочь снизить риск ярко
выраженного негативизима.
В группе одновременно могут находиться от 12 до 15 детей.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься декоративно-прикладным творчеством. Никаких специальных
тестов и отбора для поступления не проводятся.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов
в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма занятий – групповая.
Объем программы – 144 часа в год.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Работа может быть организована как индивидуальная, так и коллективная.
Выполнение различных изделий может быть поручено нескольким школьникам,
которые, сменяя друг друга, по очереди или одновременно выполняют то или
иное изделие. Такая форма позволяет ускорить выполнение задания,
способствует общению, добрым отношениям в детском коллективе,
воспитывает чувство ответственности за порученное дело.
Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: беседа, выставка, открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и умения.
Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития личности, способной
к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение
в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы.
Обучающие:
 Закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках
технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы,
способствовать их систематизации; обучение умению планирования своей
работы;
 обучать приемам работы с различными материалами; приемам
самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:
 развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
 развивать образное мышление и воображение;
создавать условия к саморазвитию ребят;
развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду и людям труда;
формировать чувства коллективизма;
воспитывать аккуратность;

Планируемые результаты
Предметные:
– обучающиеся научатся различным приемам работы в различных
техниках и с различными материалами (шитьё, декупаж, работа с джутом и
другими поделочными материалами)
– обучающиеся смогут следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий;
– обучающиеся разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию;
– обучающиеся овладеют навыками культуры труда;
– обучающиеся получат знания о месте и роли декоративно - прикладного
искусства в жизни человека;
Метапредметные:
 сформирована
и развивается мотивация на самопознание,
саморазвитие, самовыражение;
 развиваются мышление, умение сравнивать и анализировать;
 сформированы и развиваются коммуникативные навыки работы в
команде;
 развита двигательная сфера: моторика, двигательная сноровка и т.д.
Личностные:
 развиты интересы ребенка, расширен его кругозор;
 сформированы и развиваются нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка;
 формируется уважительное отношение к мнению окружающих;
 сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении декоративно-прикладного искусства через изучение народных
ремесел.
Задачи воспитательной работы:
 познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России;
 формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с
народными ремеслами и традициями народов России, демонстрируют желание
продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся умеют
самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в
своих творческих работах.

Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
I.2.
№
п/
п

Тема

Учебный (тематический) план
Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля

1 Введение в программу

8

4

4

Беседа, опрос

2 ДПИ как часть нашей жизни

8

2

6

Педагогическое
наблюдение

3 Знакомство с фоамираном

16

4

12

Беседа, опрос

4 Погружение в технику
«Декупаж»

16

4

12

Педагогическое
наблюдение

5 Новогодняя сказка (смешение
техник)

16

4

12

Выставка

6 Работа с нетрадиционными
материалами

16

4

12

Беседа, опрос

7 Знакомство с текстильными
примитивами

24

4

20

Педагогическое
наблюдение

8 Создание текстильной куклы

26

4

22

Беседа, опрос

9 Подведение итогов

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

10 Выставочная деятельность

10

2

8

Выставка

144

34

110

итого

1.4. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи работы объединения. Организация рабочего места.
Правила техники безопасности. Правила работы с различными материалами.
Практика: Упражнения по работе с различными материалами.
2. ДПИ как часть нашей жизни
Теория: История возникновения и развития декоративно-прикладного
искусства. Знакомство с различными видами ДПИ.

Практика: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с приёмами
различных видов декоративно-прикладного творчества.
3. Знакомство с фоамираном
Теория: Современный материал фоамиран и приёмы работы с ним.
Практика: в процессе занятий обучающиеся создают эскизы будущих
изделий и создают шаблоны, работают непосредственно с фоамираном и со
вспомогательными материалами.
4. Погружение в технику «Декупаж»
Теория: История возникновения техники «Декупаж». На занятиях
обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от
материала, его физических качеств и особенностей. Некоторым детям
оказывается дополнительная индивидуальная помощь.
Раздел предусматривает последовательное усложнение заданий, которые
предстоит выполнять обучающимся.
Практика: Сравнение материалов созданных специально для декупажа с
обычными. Применение на практике различных способов декорирования в
технике декупаж. Использование различных основ для декорирования,
материалов и инструментов.
Работа с декоративными салфетками и
декупажными картами.
5. Новогодняя сказка (смешение техник)
Теория: Рассказ о том, что нужно «расширять горизонты» и можно
совместить несколько техник для того, чтобы в результате получилась
оригинальная индивидуальная работа.
Практика: в процессе занятий обучающиеся «соединяют» декупаж,
фоамиран, вышивку и художественные панно (тематика работ - «Новый год»).
6. Работа с нетрадиционными материалами
Теория: Рассказ о нетрадиционных материалах, которые можно
использовать в создании работ.
Практика: в процессе занятий обучающиеся используют различные
техники и создают творческие работы с применением различных
нетрадиционных материалов.
7. Знакомство с текстильными примитивами
Теория: Что такое текстильный примитив и особенности их изготовления.
Практика: В процессе занятий обучающиеся знакомятся с тем, что такое
лекало, раскрой, с правилами расположения лекал на ткани (соблюдение
долевой, уточной нити). Техника безопасности во время работы.
8. Создание текстильной куклы
Теория: История возникновения текстильных кукол. Повторение и
закрепление того, что такое лекало, раскрой. Знакомство с тем, какие способы
ниточного соединения деталей куклы существуют.

Практика: Во время занятий происходит выбор модели куклы, подбор
материалов, раскрой, соединение деталей, набивка и оформление готового
изделия.
9. Подведение итогов
Теория: Подведение итогов учебного года и пройденного материала.
Практика: Завершение всех практических работ.
10. Выставочная деятельность
Теория: Основы выставочной деятельности. Требования к работе.
Практика: Создание выставочной работы. Оформление работы согласно
требованиям. Обсуждение работ.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

II.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
4
144
16
20
1 сентября
25.12.2023 -8.01.2024
6 ноября, 25.12.2023 -8.01.2024,
23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
25 мая
15-24 декабря, 15-24 мая
2 раза в неделю по 2
академических часа

II.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
1)
помещение с хорошим освещением.
2)
рабочие столы, стулья, доска.
3)
материалы и инструменты:

утюг

клеевые пистолеты

клеевые палочки

иглы для шитья/вышивания

кисточки (синтетика, разные размеры)

акриловые краски,

деревянные заготовки

салфетки для декупажа

декупажные карты

клей для декупажа/пва

лак для декупажа

холсты на подрамниках

нитки швейные/мулине

проволока

ткани для шитья кукол

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
1)
Образцы готовых работ и отдельных элементов;
2)
Демонстрационный материал по техникам дпи;
3)
Пособия по декоративно-прикладному творчеству.
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения, при
выполнении этих упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения, при
этом обучающийся закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные творческие работы.
Часть заданий требует максимального проявления творческой
индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема – или,
наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
II.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
В ходе реализации программы «ДекArt» применяются такие формы
контроля, как беседа, педагогическое наблюдение, выставка.
Для оценивания результативности освоения программы и динамики
достижений обучающихся программа предполагает проведение мониторинга
развития способностей обучающегося (Приложение № 1). Педагог вносит
информацию в карты отслеживания и с учетом данных индивидуально по
отношению
к
обучающимся
корректирует
формы
организации
образовательного процесса и содержание отдельных тем.

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Н. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития»,

Ярославль, 2000 год
2. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия»,
1993 год
3. Ю.Герман, «Декупаж. Подарки и украшения своими руками», М.: Эксмо,
2018.
4. Е.А. Гурылёва. Тектсильная кукла. От макушки до пяточек. Москва
«Хоббитека», 2020 год
5. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение»,
1992год
6. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва
«Просвещение», 2000 год
7. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: НиолаПресс, 2007. – 128 с.
8. Воронова О. В. Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники.- М.:
Эксмо, 2010.
9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.-32с.
10. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2012. – 112с.
11. А.Семёнова. Цветы из фоамирана. – Изд.3 – Ростов н/Д: Феникс, 2016
12. В. Пушина. Декоративные изделия в технике «Джутовая филигрань»/
Ростов н/Д: Феникс, 2016.
13. Д.Шелли, Скачзочные куклы из ткани, Санкт-Питербург, изд. «Питер»,
2020
14. Периодические журналы «Лена-рукоделие», «Лукошко идей», «Куклы в
доме»

Приложение № 1

Карта отслеживания
освоения предметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Основы знаний о
Умение
Основы
месте и роли ДПИ в
использовать
изобразительной
жизни человека различные техники и
грамоты
различные
материалы

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
освоения метапредметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Умение рассказать
про замысел

Н

С

К

Умение сравнить и Творческий подход
проанализировать
к заданию

Н

С

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
освоения личностных результатов программы
Ф.И. ребенка
№

Интерес
к выполнению
работы

Н

С

К

Умение
задавать вопросы и
отвечать на них

Н

С

К

Умение работать
группе

Н

С

К

1
2
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года

Используется цветовой оценочный метод:
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

АННОТАЦИЯ
Программа предмета дополнительного образования «творческая
мастерская «ДекArt» предназначена для учреждений основного общего
образования, ориентирована на детей любого уровня начальной подготовки и
детей без подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с декоративно-прикладным
искусством, освоение базовых приёмов и технологий изобразительного
творчества, формируется особая творческая среда в детском коллективе и
восприятие себя как творческой личности. Обучающийся учится образному
языку
декоративно-прикладного
искусства,
которому
свойственна
обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность,
орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства:
форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Декоративно-прикладное искусство
помогает взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту
окружающего мира.
Обучающийся осознает творчество через эмоциональное восприятие и
познание самого себя, преобразует энергию и направляет на создание
уникальных изделий художественного творчества. Приобретённые знания и
компетенции необходимы и полезны как в творческой деятельности, так и в
учебной деятельности или в повседневной жизни.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Педагог дополнительного образования:
Владимирова Дарья Андреевна
Образование: высшее, НОУ ВПО «Гуманитарный университет»,
специальность «Конструирование швейных изделий», 2013 г.
Профессиональная переподготовка: ООО «Инфоурок» по программе
«Технология: теория и методика преподавания в образовательной
организации», 2017 г.
Рабочий телефон: (343) 240-08-05
E-mail: vladimirova_d_a@vk.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».