Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 109 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ Лицея № 109 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дорожный патруль» Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 216 часов Автор-составитель: Оборин Павел Александрович, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 г. 1.1. Пояснительная записка Актуальность. Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п. В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Дорожный патруль». Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации» (далее – ФЗ No 273). Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции); Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации; Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей. Это позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения. Организация и содержание обучения Программа является компилятивной. Направленность – социально-педагогическая. Адресат программы – обучающиеся 9-10 лет. В группе занимается 15 человек. Возрастные особенности. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно - логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. По продолжительности программа является краткосрочной, срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа, всего – 216 часов в год. Уровень - стартовый. По форме проведения занятий программа предполагает индивидуальную и групповую работу. Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Формы подведения результатов: беседа, спектакль, творческий отчет, презентация, практическое занятие. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения. Задачи: • воспитать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения; • развивать мотивацию к безопасному поведению; • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; • научить основным правилам дорожного движения; • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; • формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД). 1.3. Планируемые результаты Метапредметные: • Умение оказания первой доврачебной помощи • Фигурное вождение велосипеда • Умение ориентироваться в различных дорожных ситуациях Личностные: • Умение работать в команде • Самостоятельность, ответственность • Развитие творческого потенциала Предметные: • Знание основ правил дорожного движения • Знание истории возникновения ПДД Умение объяснять товарищам правила поведения на дороге 1.4. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к ответственности, привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей и взрослых. Задачи воспитательной работы: привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах; изучение и закрепление знаний ПДД; овладение навыками работы по пропаганде ПДД; овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с правилами ПДД. Оценивают жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения. В предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, уверено делают выбор, как поступить, а также осознают ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Формы проведения воспитательных мероприятий: тематические занятия, игровые тренинги, разбор дорожных ситуаций на настольных играх, экскурсии, конкурсы, соревнования, викторины, встречи с работниками ГИБДД, просмотр видеофильмов. Методы воспитательного воздействия: Словесные – рассказы, объяснения, беседы. Наглядные – показ иллюстрированных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, видеофильмов и презентаций. Практические – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. 1.5. № п/п Учебный тематический план Название темы раздела, Количество часов Всего Теория Практика Формы, аттестации контроля 1 Введение в образова- 12 тельную программу кружка. 6 6 Зачет 2 Правила движения дорожного 66 46 20 зачет 3 Подготовка велосипе- 66 диста, пешехода и пассажира. 36 30 Командный зачет 4 Доврачебная помощь 72 пострадавшему в ДТП 42 30 Тестирование Итого 130 86 216 1.6. Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в образовательную программу объединения. Тема Введение в образовательную программу кружка. Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Практика. Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Тема История правил дорожного движения. Теория. История и развитие Правил дорожного движения. История создания ГИБДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Раздел 2. Правила дорожного движения. Тема Изучение правил дорожного движения. Теория Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Основные жесты регулировщика Дорожные знаки. Запрещающие знаки. Азбука дорожной безопасности Практика Решение задач, карточек по ПДД. Опробовать на практике основные жесты регулировщика. Изучить дорожные знаки на прилегающей к школе территории. Изучить дорожные знаки: предупреждающие, предписывающие, ин- формационные, опознавательные, знаки сервиса, особых предписаний, дополнительной информации. Раздел 3. Подготовка велосипедиста, пешехода и пассажира. Тема Подготовка велосипедиста, пешехода и пассажира. Теория ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Практика Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом». Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Участие в конкурсах по правилам ДД. Раздел 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Теория Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практика Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Итоговый контроль. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Система оценки достижений детей: Для оценки знаний, полученных детьми, педагог проводит диагностическое обследование с каждым ребенком два раза в год, данные заносятся в специальную карту развития или диагностический журнал. Система мониторинга основывается на формировании у ребенка основных интегративных качеств. Используются следующие формы работы: -Беседы; -Игры; -Наблюдения; -Викторины, конкурсы, соревнования; -Практические задания; -Моделирование дорожных ситуаций; -Создание проблемных ситуаций; -Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез; 2.2. Разделы Методическое обеспечение программы МатериальФорма занятий Приемы и но-техническое осметоды нащение, дидактико- методический материал Методическая лите- Командная, малыми Словесный ратура по ПДД группами, индивидуальные Теоретическая Практическая Форма подведение итогов Зачет Настольные игры, Командная, малыми Практическая Зачет дидактические мате- группами, индиви- самостояриалы, дорожные дуальные тельная рабознаки. та Доврачебная помощь Медицинское обо- Командная, малыми Практическая рудование и лекар- группами, индиви- самостояственные средства дуальные тельная работа, словестный Агитбригады Литература по ПДД, Командная Словесный сценарии праздников, музыкальное сопровождение Дидактические материалы: - Картотека дорожных знаков. - Схемы и плакаты освоения по доврачебной помощи. - Правила дорожного движения. Практическое выполнение Выступление агитбригады III. Список литературы Список литературы, для детей 1. А.А. Дорохов. Зелёный, жёлтый, красный. - Издательство «Дет- скаялитература», Москва, 1975 2. А.В. Петров. Я бегу через дорогу. - Изд. дом «Карапуз» 3. А.Л.Рыбин. Обучение правилам дорожного движения. - М., «Про- свещение», 2008 4. В.В.Шаховец. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуа- циях. – М., 2006 5. Газета «Добрая дорога детства» 6. Михаил Кривич. Школа пешехода. - Издательство «Малыш», 1984 7. М.Л.Форштат. Учись быть пешеходом. - Санкт-Петербург, 2008 8. Правила дорожного движения. - Москва, 2005 1. С.Буланова. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2006 Список литературы для педагогов 1. Газета «Добрая дорога детства» 1. Е.А. Воронова. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009 2. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2004 3. Комментарии к Правилам дорожного движения 4. М.Р.Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 1. Методические рекомендации по организации работы среди уча- 2004 щихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2002 2. Методические рекомендации по профилактике детского дорож- но-транспортного травматизма. - Вологда, 2004 3. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск - 2008 4. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2006 5. Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного дви- жения. - Вологда, 2002 6. С.И. Эйгель. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2002 12. С.И. Эйгель. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва, 2002 13. С.В.Петров. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. – М., 2004 14. У светофора каникул нет /рекомендации/. - Вологда, 2005 15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по орга- низации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2002