ДООП-Звонкие голоса-2023-2024

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Звонкие голоса»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Объем программы:
1 год обучения 162 часа в год
2 год обучения 162 часа в год
Автор-составитель:
Шрамко Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург,
2023 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29» декабря
2015 года Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109» оказывает дополнительные образовательные услуги по
программам дополнительного образования детей на базе образовательных
организаций Ленинского района.
Программа «Звонкие голоса» реализуется в МАОУ лицей № 109.
При составлении данной программы были использованы
следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р);









Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
2











Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
Уставом Учреждения и другими локальными нормативными
актами Учреждения.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа имеет
художественную
направленность.
Она
разработана на основе учебно-методического пособия по реализации идеи
современного исследования в области теории музыкального образования и
опыта педагога дополнительного образования.
Занятия в объединении позволяют способствовать развитию
голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению
навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности у
обучающихся.
Вокальное искусство является одной из разновидностей
музыкального искусства. Вокальное исполнение, как любая музыка,
способно передавать самые разнообразные оттенки эмоциональнопсихологического состояния человека, его переживания, настроение,
чувства. Ни один из других видов искусства не может отображать динамику
переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка.
Актуальность общеразвивающей программы
В настоящее время у подрастающего поколения повысился интерес к
эстрадному пению, стремление выступать на эстрадных концертах,
участвовать в конкурсах и сочинять собственные песни. Такое рвение со
3

стороны начинающих певцов похвально, но отрицательную роль здесь, как
правило, играет отсутствие профессионализма как в вокальном плане
(плохая вокальная подготовка или отсутствие ее), так и сценическом (опыт
сценических выступлений), что является главным препятствием и
неотъемлемым элементом на пути становления полноценного артиста.
Поэтому актуальным вопросом современной вокальной педагогической
практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного певца. Причём в
понятие воспитание здесь включается и здоровое голосообразование, и
исполнительская культура, и общее музыкальное развитие обучающихся.
Актуальным компонентом данной программы является применение и
отражение в ней современных требований в деле образования молодых
эстрадных исполнителей.
Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются
новые педагогические технологии, ориентированные на формирование
общекультурных компетенций обучающихся:
 технология развивающего обучения
 личностно-ориентированная технология
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
программы:
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в
программу включен вид музыкальной деятельности – слушание. Что
позволяет развивать не только исполнительские навыки, но и культуру
слушания музыки. Позволяет дополнительно, не в рамках урока музыки
разбирать стили, направления, отличительные
Адресат программы.
Программа «Вокально-хоровая студия «Звонкие голоса»» рассчитана
для детей 7-10 лет. Период от 7до 10 лет является чрезвычайно важным в
развитии голоса. Это младший домутационный период. С одной стороны,
его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой
периодом становления и воспитания первоначальных правильных
певческих навыков. Диапазон голоса у детей в 7-10 лет обычно охватывает
первую октаву. Этот естественный диапазон определяется возможностями
голосовых связок, тонких и коротких. Голосовые связки при пении
колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не
полностью, голосовая мышца еще не сформирована. Качество
голосообразования определяет и характер звучания. Легкость, полетность,
нежность и звонкость - вот признаки, присущие голосам детей младшего
школьного возраста. Но следует учитывать, что в последнее время
наблюдаются случаи раннего физического развития детей. Раннее
4

физическое развитие влечет за собой и более быстрое становление
голосового аппарата. Поэтому педагогу следует индивидуально
прослушивать каждого ребенка и затем в процессе занятий контролировать
его развитие.
Дети возраста 7-10 лет обладают образной памятью и наглядным
мышлением. У детей этого возраста развито непроизвольное внимание, дети
неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть
разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической
работой. Этот возраст выражен эмоциональным восприятием – яркая
память, интерес и попытка воспроизводить все самим
Число детей одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Режим занятий.
Образовательный процесс в МАОУ Лицее №109 строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного
процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и
сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные
наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для
развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года.
Допускается
прием
обучающихся
в
течение
учебного
года.
Продолжительность учебного года соответствует календарному - учебному
графику.
В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся; продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и
предприятий с целью профориентации учащихся.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Деятельность детей осуществляется по группам или всем составом,
как в одновозрастных, так и в разновозрастных, в которых могут заниматься
учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет.
Численный состав группы хора определяется программой педагога в
зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики
деятельности данной группы не более 15 человек.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей
не должна превышать:
- в учебные дни — 2 часа
- в выходные и каникулярные дни — 2 часа.

5

После 40 минут занятий необходимо устраивать перерыв
длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания
помещений.
Набор обучающихся: принимаются все желающие от 7 до 10, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Объем общеразвивающей программы
Общее кол-во часов: 1-й год обучения 162 часа в год (4,5 часа в неделю);
2-й год обучения 162 часа в год (4.5 часа в неделю).
Срок освоения общеразвивающей программы: 2 года
Уровень сложности программы
Уровень программы стартовый, так как предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы;
Формы обучения
Формы обучения – групповая,
Виды занятий:
-музыкальные игры;
-беседы;
-творческие задания;
-самостоятельная работа;
-репетиционная работа;
-слушание и обсуждение музыки;
-посещение концертов и конкурсов;
-концертная деятельность.
Формы подведения итогов
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами:
наблюдение и прослушивание в процессе занятий, самостоятельная
исполнительская деятельность, тестирование. Итоговый контроль по данной
программе будет проходить в форме выступлений на открытых занятиях
(текущее – в декабре, итоговое – в мае), праздничных мероприятиях лицея,
отчетном концерте, на различных районных и городских праздниках,
различного уровня конкурсах и фестивалях.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - Развитие музыкально – творческих способностей,
обучающихся через организацию ансамблевого и сольного пения в процессе
творческой и концертной деятельности.

6

В ходе достижения цели предполагается решение следующих Задач
общеразвивающей программы:
Обучающие:
развить и сформировать вокальные и сценические навыки;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать координацию деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить интерес к предмету;
развить потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к
самосовершенствованию;
сформировать волю, дисциплинированность взаимодействие с партнёрами.
Воспитательные:
воспитать ценностное отношение к вокальному искусству и сценической
деятельности в целом;
воспитать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма.
1 год обучения:
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к
хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки,
чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру.
Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Задачи:
Обучающие:
постановка голоса; формирование вокальных навыков; знакомство с
репертуаром;
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений российских
и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,
свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
Развивающие:

7

развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма,
темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,
творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на
жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,
упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-этических норм.
2 год обучения:
Цель программы:
 Сформировать у обучающихся основы вокальных умений и
навыков через усложнение репертуара, ритма, использование
голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
Задачи:
Обучающие:
 Формировать комплексные музыкальные навыки и умения
 Научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и
стилях
 Анализировать, высказывать собственные суждения, выражать
свои впечатления
Развивающие:
 Развить исполнительский интерес.
 Включаться в активную творческую деятельность.
 Развивать музыкальный слух, память, и ритм.
Воспитательные:
 Воспитывать эстетический вкус
 Воспитывать чувства ответственности за себя и за коллектив.
 Соблюдать правила поведения и технику безопасности.
Планируемые результаты.
Предметные:

8

наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому самовыражению;
умение применять правильную певческую установку;
знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование,
артикуляцию, дикцию и применение приобретѐнных навыков на практике;
владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных
вокальных произведений в ансамбле;
знание основных жанров вокальной музыки;
умение определять структуру и понимать смысл вокального
произведения;
стремление передавать характер и настроение песни, правильно
распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато,
стаккато;
владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в
группе и соло;
участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать
исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно)
и выразительно исполнять их.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
формирование понимания красоты музыкальной искусства в
соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами;
умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками при решении музыкально-творческих
задач, достижении общих целей;
умение анализировать своѐ и чужое исполнение.
Личностные:
сформированность умения работать в коллективе;
овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
формирование чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и
упорства в достижении поставленных целей.
Воспитательный потенциал программы.
Цель программы воспитания – развитие культурных ценностей детей
посредством реализации групповой творческой деятельности.
9

Задачи:
1.предоставить возможность для реализации творческого потенциала детей;
2.расширить кругозор участников программы в сфере искусства музыки.
3.привить интерес к коллективному пению.
4.сформировать навык творческой работы в группе.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Реализуют свои творческие способности посредством музыки.
2. Укрепится физическое и психическое здоровье обучающихся
3. У обучающихся стабилизируется эмоциональное состояние.
4. Будут сформированы навыки общения и толерантности, эффективного
взаимодействия детей и педагогов.
5. Состоится развитие индивидуальных способностей детей, их позитивных
личностных качеств.
Формы проведения воспитательных мероприятий
-посещение концертов и конкурсов;
-музыкальные игры;
-беседы;
-творческие задания;
-самостоятельная работа;
-репетиционная работа;
-слушание и обсуждение музыки;
-концертная деятельность.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример,);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
 Метод организации деятельности и формирования опыта поведения
(упражнения, педагогическое требование воспитывающие ситуации),
Отбор репертуара
Отбор репертуара в жанровом и содержательном аспектах проходит с
учетом следующих принципиальных положений:
патриотическое, нравственное и духовное воспитание через музыкальные
произведения;
осваиваемый материал должен соответствовать логике взросления детей и
быть доступен им для понимания смысла, эмоционального восприятия, а
также учитывать исполнительские возможности обучающихся на
конкретном этапе обучения.
10

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы
работы:
 Групповая
— Беседы, мастер-классы, практические занятия,
концерты. На занятиях все участники знакомятся с физиологическими
особенностями голосового аппарата, осваивают приёмы голосоведения,
знакомятся с истоками песенного искусства и его ролью в общественной
жизни страны.
 Индивидуальные занятия являются одной из основных форм работы в
вокальной группе, играют главную роль в формировании певца-солиста. На
индивидуальном занятии педагог направляет рост и развитие обучаемого по
намеченному пути и предлагает решение следующих задач:
 работа над сольным репертуаром
 постановка дыхания
 работа над расширением певческого диапазона
 развитие музыкального слуха и ритма
Индивидуальная форма работы с исполнителями дает возможность педагогу
более полно раскрыть индивидуальные способности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематическое планирование по дополнительной
программе художественной направленности «Звонкие голоса»
№

1

Название

Кол-во Теория

Раздела, темы

часов

Вводное занятие

2

60

Инструктаж по
безопасности.
голоса.
2

Вокальная работа.

общеразвивающей

Практика

Форма контроля

1

1

Собеседование.

1

59

Входящая
диагностика

технике
Охрана

Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Беседа. Опрос.

11

3

Работа над ритмом

10

10

Педагогическое
наблюдение.

4

Работа над дыханием

20

20

Тестирование.
Педагогическое
наблюдение.

5

Работа над дикцией

6

Музыкально15
теоретические дисциплины

7

8

Исполнительская
деятельность

25

25
5

Открытое занятие.
Беседа. Опрос

24

Музыкально6
образовательные беседы и
слушание

10

24

Участие в концерте.
Открытое занятие

4

2

Беседа. Опрос.

Всего: 162 часа

Содержание учебного (тематического) плана.
Занятия строятся на балансе теории и практики и включают в себя:
теоретические представления о строении и работе голосового аппарата,
вокальные и дыхательные упражнения, подбор репертуара (в соответствии с
особенностями голоса воспитанников), актерские и пластические этюды
первого уровня на раскрепощение и снятие зажимов. Постановка и показ
сценического номера в условиях учебного кабинета или на сцене актового
зала.
Раздел 1. Вокальная работа.
Тема 1.Распевания.
Теория: Подготовка голосового аппарата детей к работе.
Практика: Исполнение распевок с различно силой звука, с разной
эмоциональной окраской. Разогревать голосовой аппарат детей при помощи
распевок. Учить детей прислушиваться к пению других учеников. Игры
«Море», «Музыкальные горки». Пение с закрытым ртом. Резонаторные
ощущения. Гамма. Поём октаву вверх и вниз.
Тема 2. Динамика: громко – тихо.
12

Теория: Определение динамики как громкости звучания музыки.
Соответствие динамики и образа музыкального произведения.
Практика: Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной
динамике на заданный текст. Динамические игры. Игра «Прилив –отлив»
Тема 3.Звуковедение.
Теория: Понятие Легато. Стаккато. Понятие Филировка. Волна.
Выработка плавного, связного звучания.
Практика: Игры «Море», «Музыкальные горки».
Тема 4. Ансамблевое звучание. Унисон.
Теория: Понятие строя в ансамблевом пении. Интонация.
Практика: выработка унисонного пения. Тембровая слитность. Пение
гармонических упражнений.
Раздел 2. Работа над ритмом.
Теория: Понятие ритма. Понятие дирижерского жеста.
Практика: Прохлопывать с детьми разные ритмические рисунки
низкой степени сложности. Исполнение ритмических рисунков по группам.
Следить за четким и правильным исполнением ритмического рисунка во
время исполнения произведения. Ритмическая устойчивость в различных
темпах. Игры на детских музыкальных инструментах. Танцевальные
движения.
Раздел 3. Работа над дикцией.
Теория: Взаимоотношение гласных и согласных звуков. Четкость и
подвижность речевого аппарата. Определение
артикуляции,
ее
особенностей при пении. Слово в пении. Вокальная фонетика.
Практика: Артикуляционная гимнастика.
Игры и песнискороговорки. Вокальная фонетика. Мимический тренинг. Гимнастика для
губ и языка.
Раздел 4. Работа над дыханием.
Теория: Определение типов дыхания, их особенности.
Понятие дыхание по фразам. Правильная организация вдоха и выдоха.
Мягкая атака звука. Дыхание перед началом пения. Смена дыхания в
процессе пения. Равномерное распределение дыхания.
Практика: Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.
Упражнение на дыхание. Различные приемы дыхания. Постановка
корпуса. Певческая установка стоя и сидя.
Раздел 5. Музыкально-образовательные беседы и слушание
13

музыки.
Тема 1. Роль песни в переломные моменты истории.
Теория: Беседа о значении песни в разные исторические
моменты. Примеры революционных песен.
Тема 2. Песня в жизни человека.
Теория: Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в
нашей жизни.
Тема 3. Песня на войне.
Теория:
Показать
значение
песен
во
время
Великой
Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.
Раздел 6. Музыкально-теоретические дисциплины.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила
и техника безопасности. Правила поведения на хоровом занятии – не
разговаривать между собой, входить в класс во время музыки, говорить во
время слушания музыки. Объяснить правила певческой посадки. Цели и
задачи обучения.
Практика: Летние музыкальные впечатления. Диагностика и
прослушивание . Беседа об охране голоса.
Тема 2. Темп: быстро - медленно.
Теория: Определение темпа как скорости звучания музыки,
соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных
произведений. Практика: Определение на слух темпа произведений.
Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.
Тема 3. Жанровое разнообразие в музыке.
Теория: Дать определение жанра. Определение жанровой специфики,
соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор
жанра. Практика: Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в
разных жанрах. Изменение уже существующего жанра. Жанровые
особенности музыки народов РФ.
Тема 4. Типы голосов.
Теория: Названия групп голосов, их расположение в хоре.
Определение диапазона каждого голоса.
Практика: Определение диапазона собственного голоса, обозначение
типа. Уметь различать на слух.
Тема 5. Неделя музыки.
Теория: Знакомство с творчеством композиторов: М.И. Глинки, П.И.
Чайковского. Знакомство с музыкальными произведениями композиторов.
Практика: Слушание и анализ музыкальных произведений. Что такое
14

художественный образ произведения? Музыкальная память. Угадай кто
поёт?
Раздел 7. Исполнительская деятельность.
Теория: Развитие концентрации перед выступлением. Повторение
правил поведения на сцене Исполнение выученных произведений с
последующим обсуждением на занятиях.
Практика: участие в праздничных мероприятиях, фестивалях,
конкурсах. Работа с микрофонами.
Содержание знаний, умений, навыков обучающихся.
Знать:
понятия: голосовой аппарат, звуковедение, певческая установка,
гигиена певческого голоса;
основы нотной грамоты;
основные распевки;
вокальные произведения различных жанров.
Уметь:
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их
на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до)
первой октавы - до второй октавы;
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
импровизировать.
Владеть:
основными вокальными навыками;
движениями под музыку;
вокально-хоровыми навыками;
наличие интереса к вокальному искусству.
.

Комплекс организационно–педагогических условий
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
ДООП «Звонкие голоса»» на 2023-2023 учебный год
15

Условия реализации программы:
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
9
162 часа 1год обучения
162 часа 2 год обучения
16
20
1 сентября
отсутствуют
6 ноября, 25декабря- 8 января, 8
марта, 1 мая, 9 мая
25 мая
15-30 декабря;15-25 мая.
2 раза в неделю по 2 академических
часа.

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования:
учебный кабинет;
столы;
стулья;
зеркало во весь рост;
реквизит;
концертные костюмы.
Перечень музыкальных инструментов:
Фортепиано 1 шт;
синтезатор 1 шт;
музыкальный центр «SAMSUNG»1 шт.
Звукоусилительная аппаратура:
Микшерский пульт 1 шт;
звукоусилительные колонки 2 шт;
радиомикрофоны 6 шт;
шнуровые микрофоны 3 шт;
16

ноутбук 1 шт.
Информационное обеспечение:
Аудио записи студии;
Видео записи студии;
DVD –диски.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Наглядный материал:
Таблицы;
Портреты композиторов;
Нотный стан;
Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
Оформление стенда.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования реализующий программу
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
В реализации программы используются следующие виды аттестации /
контроля образовательного процесса:
в начале учебного года - беседа, опрос, тестирование, анкетирование;
в течение всего учебного года педагогическое наблюдение,
17

диагностика, самостоятельная работа, опрос, конкурсные выступления.
Формы подведения итогов образовательного процесса:
Открытые занятия;
Тематические концерты;
отчётные и итоговые концерты;
конкурсы и фестивали различного уровня (районный, городской,
областной, региональный, всероссийский, международный)
Методы контроля и управления образовательным процессом
Методы контроля и управления образовательным процессом – это
наблюдение педагога в ходе занятий, участия воспитанников вокального
объединения в мероприятиях Центра творчества, оценка зрителей, членов
жюри, выступления на фестивалях. Принципиальной установкой
программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в
преподнесении
вокального
материала.
Программа
обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским
указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля
за качеством своего вокального звучания).
Оценочные материалы таблица входящего тестирования
№

Имя. Фамилия

Дата
Тестирования.

Основные показатели.

Баллы.

Критерии:
Чувство ритма
Повторение заданного ритма
а) четкое, правильное;
б) частично правильное;
в) не смог повторить.
Музыкальный слух
Повторение заданной знакомой мелодии:
а) исполнение мелодии самостоятельно;
б) исполнение отдельных звуков без помощи педагога;
в) исполнение отдельных звуков с помощью педагога

или
18

инструмента;
г) невыполнение задания.
Исполнение заданной незнакомой мелодии:
а) интонационно чистое, ритмически точное исполнение;
б) интонационно приблизительное, ритмически верное исполнение;
в) с заданием не справился.
Музыкальная память.
Узнавание знакомой мелодии
а) узнал сразу;
б) узнал не сразу;
в) узнал с подсказкой.
Запоминание незнакомой мелодии:
а) запомнил и воспроизвел сразу;
б) запомнил и воспроизвел частично;
в) не запомнил
Промежуточный контроль обучающихся
в вокальном объединении:
Фамилия. Имя.
Темы Термин Ansamble (фр.) значение, содержание. Положение
корпуса при пении (теория) Упражнения для выравнивания корпуса. Где и
как мы дышим при пении. Термин «брюшное дыхание».
Упражнения на развитие певческого (брюшного) дыхания. Исполнить
чисто, наизусть 7-10 несложных детских попевок.
Итоговый контроль обучающихся
в вокальном объединении.
Фамилия. Имя.
Темы:
1. Органы, участвующие в пении. Уметь перечислить (губы, язык,
гортань, голосовые связки).
2. Регистры: верхний, нижний, средний.
3. Что такое «нота»? Уметь нарисовать знак «нота» вне нотного стана
(заштрихованной, не заштрихованной, штилем вверх, вниз). Знать названия
нот.
4. Выполнение сценических движений: выход под музыку
выступление поклон уход за кулисы.
5. Исполнить наизусть одну две несложные песни в сопровождении
минусовой фонограммы.
6. Принять участие в отчетном концерте для родителей.
19

Список использованной литературы
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. –
М.: Музыка, 2007
2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск:
ТетраСистемс, 2007.
3. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио
- СПб: Лань, 1997.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.:
Просвещение, 2006.
6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб,
1996.
7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
8. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М.: АСТ «Техникс», 2003.
10. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
12. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия
развития, 2002.
13. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкальноречевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.:
Классика-XXI, 2005.
14. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.:
Питер, 2007.
15Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для
детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.
16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое
сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) М.: 2002.
18. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,
2000.
19. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.:
«Ария», 2000
Список литературы для учащихся и родителей
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ
ТГАКИ, Тюмень,2008
20

2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школестудии, Тюмень,2007
3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста.
Методические рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного
вокала. Тюмень,2007
4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень,2010
5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. –
М.: МГУКИ,2007
6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки,2008
7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб.2007
8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и
корпоративов. –М.: Эксмо,2009
9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.:Эксмо,2009
10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст.–
Москва: Издательство АСТ, 2015
Интернет – ресурсы
1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey-2402885.html
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
4. СэтРиггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html
Методические пособия:
1.БагадуровВ.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского
голоса».– М, 2007.
2. Билль А.М. «Чистый голос». Методическое пособие для педагогов,
руководителей детских вокальных коллективов (публикация в Интернете).
3. Велижанин Д.Н. «Записки хормейстера», Тюмень, «Вектор
Бук»,2002г.
4. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»
Ростов на Дону. «Феникс», 2008г. Долматов Н.А. «Поем по нотам».
Методическое пособие для руководителей детских вокальных коллективов.
«Феникс». Ростов на Дону.2012г.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению».
М.1999г.
7. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей.
21

М.1997г.
8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987г.
9. Отинова -Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент
качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие для
начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных коллективов
эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 10. Пекерская Е. М.
«Вокальный букварь». М.1996г.
10. Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г.
11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором».
Москва. «Музыка», 2002г.
12. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей». Москва.2011г.
Аннотация.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий
дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий
результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в
условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский
писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В
песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и
освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее
дружных певцов к дружному делу. Целенаправленная организация и
планомерное формирование творческой деятельности способствует
личностному развитию учащихся:
реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к
искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у обучающихся формируются духовно-нравственные
основания. Программа обеспечивает коммуникативное развитие: формирует
умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и
исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается
характером организации их музыкально-учебной, художественнотворческой деятельности и предопределяет решение основных
педагогических задач. Хоровые, ансамблевые и вокальные занятия
развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор
учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в
концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
22

Особенность программы заключается в том, что музыкальные знания и
умения систематизируют теорию и практику с учетом возрастных
особенностей обучающихся. В программу включены региональные
компоненты и направления искусства, она предусматривает проведение
интегрированных занятий с использованием нескольких видов искусства,
творческих занятий и концертных выступлений. Разделы программы
включают в себя различные виды деятельности: слушание музыки,
знакомство с музыкальной терминологией, исполнение музыкальных
произведений.
Число детей одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Режим занятий: Дети обучаются 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа.
Занятия проводятся по 40 минут с 10 минутным перерывом между
занятиями.
Объем общеразвивающей программы. -162 ч.
Срок освоения общеразвивающей программы – 2 года
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ СОСТАВИТЕЛЕ
Педагог дополнительного образования: Шрамко Татьяна Владимировна
Образование: среднее-специальное.
Свердловское музыкально-педагогическое училище.1987г.
Рабочий телефон: 8 (343) 240-17-52
E-mail: tat-shramko@yandex.ru

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».