Финансовая грамотность

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Зеленина О.Ю.,
Учитель
Екатеринбург
2023

2

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................. 4
Цели и задачи изучения внеурочного курса «Финансовая грамотность. 5—6
классы» ...................................................................................................................................... 5
Общая характеристика внеурочного курса........................................................................ 7
Место внеурочного курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы» в учебном
плане ........................................................................................................................................... 9
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса
«Финансовая грамотность. 5—6 классы» ........................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 5—6
КЛАССЫ»
………………………………………………………………………………17
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «Финансовая грамотность. 5—6
классы»………………………………………………………………………………………….24
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса ... 45
Интернет-ресурсы ..................................................................................................................... 45
Дополнительная литература ................................................................................................... 46

3

Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской
системе

образования

сегодня

уделяется

существенное

внимание

формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и
финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время
приобретает

в

системе

образования

решение

задачи

формирования

надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач
и формированию критического мышления у обучающихся 5—6 классов в том
числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов).

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся
по основным общественно-научным предметам. Для её успешной реализации
рекомендуется использование знаний по таким учебным предметам, как
математика и литература. Это позволит сформировать базовые компетенции
в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры у обучающихся 5—
6 классов.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы по
внеурочному курсу «Финансовая грамотность» составляют следующие
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2017 года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования / утв. приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №287.
Примерная рабочая

программа

основного

общего

образования

«Обществознание» (для 6—9 классов образовательных организаций) /
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерная

программа

воспитания,

одобренная

решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Примерная рабочая программа (далее — программа) разработана на
основе

требований

федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования к результатам освоения основной

5

образовательной программы основного общего образования предметной
области «Общественно-научные предметы».
Программа разработана в соответствии со Стратегией повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы.
При этом в ней учтены, те положения единой рамки компетенций по
финансовой

грамотности,

которые

соответствуют

возрастным

и

познавательным возможностям обучающихся 5—6 классов на уровне
основного общего образования.
Программа

включает

пояснительную

записку,

цель

изучения

финансовой грамотности, даётся общая характеристика курса, определяется
место учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой
грамотности на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6
классы».
Программа определяет содержание внеурочного курса, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цели

и

задачи

изучения

внеурочного

курса

«Финансовая

грамотность. 5—6 классы»
Целью курса является формирование у обучающихся 5—6 классов
финансовой

культуры,

рационального

финансового

поведения

и

ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных
особенностей и способностей.
Задачи изучения
классы»:

учебного

курса

«Финансовая грамотность. 5—6

6



формирование понимания значимости для себя лично финансовых
проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном
уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии;



формирование понимания необходимости давать личную оценку
действиям субъектов финансовых отношений, так как человек
вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач;



формирование понимания необходимости выявления причинноследственных связей между семейными и личными финансовыми
возможностями, и потребностями членов семьи;



формирование собственного понимания изучаемых финансовых
вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с
которыми человек может столкнуться лично;



формирование

способности

инициировать

сотрудничество

в

команде при работе с творческими заданиями;


формирование

понимания

наличия

альтернативных

решений

финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с
позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений,
потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных
альтернатив;


формирование понимания необходимости вносить изменения в
план и способ действий субъектов финансовых отношений, так
как появляются новые возможности, ограничения и потребности;



формирование

понимания содержания

различных

видов

семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа,
количественной оценки и выбора варианта балансирования при
разработке бюджета.

7

Общая характеристика внеурочного курса
«Финансовая грамотность. 5-6классы»
Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции
общего и дополнительного образования и интегрирует возможности
следующих учебных предметов: обществознание, история, математика,
литература.
Курс по финансовой грамотности изучается в рамках предметной
области «Общественно-научные предметы». Содержание направлено на
расширение знаний обучающихся по обществознанию, за счет изучаемых
вопросов финансовой грамотности.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием
математических инструментов и финансовых ситуаций, описанных в
литературных

произведениях.

Таким

образом,

знания

положений

математики и литературы имеют вспомогательный характер для лучшего
понимания и усвоения учащимися финансовых знаний и формирования
соответствующих умений и навыков.
Принимая финансовые решения в современном мире, субъектам
следует иметь в

виду

необходимость

учёта

различных

аспектов

финансовой безопасности. В финансовом мире существует множество
угроз и рисков, негативно влияющих на финансовое благополучие семьи.
В

условиях

цифровой

экономики

участились

мошенничества, которые проявляются в

виде

случаи

финансового

незаконных

способов

обогащения за счёт денежных средств населения. Кроме того, постоянно
появляются новые способы финансового мошенничества. В создавшейся
ситуации учитель должен акцентировать внимание обучающихся на
проблему

противостояния

безопасного использования
решения

такой

задачи

финансовым
финансовых
требуется

мошенникам

и

инструментов.

использование

значимости
В

процессе

дополнительных

источников информации, в том числе Интернет-ресурсов, СМИ, где
приводятся примеры новых видов финансового мошенничества.

8

Современное общество нуждается в профессионалах,умеющих
работать в команде, поэтому предложены творческие задания, которые
рекомендуется

выполнять

группой

учащихся.

Командная

работа

ориентирована на формирование умения вырабатывать коллективное
решение, идти на компромисс, учитывать мнения каждого члена команды.
Знакомство

учащихся

сосновными

финансовыми

терминами,

закономерностями, вопросами, проблемами, альтернативными способами
их решения, практической значимостью для себя лично и семьи в целом
позволит

принимать

грамотные

финансовые

решения

в

условиях

динамично меняющегося мира финансов. Процесс обучения финансовой
грамотности направлен на формирование у учащихся компетенций,
соответствующих условиям современной действительности.

9

Место внеурочного курса «Финансовая грамотность. 5-6 классы»
в учебном плане
Программа внеурочного курса по финансовой грамотности является
общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного
общего образования. Её реализация рассчитана на один обучения (5—6
классы).
Внеурочный

курс

«Финансовая

грамотность.

5—6

классы»

разработан на основе требований к предметным результатам освоения
основной общеобразовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
и может реализовываться во внеурочное время (второй половине дня), а
также в системе дополнительного образования:
35 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение одного года).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения внеурочного курса «Финансовая грамотность.
5—6 классы» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных
финансовых ситуациях.
Личностные

результаты

обучения

отражаются

в

готовности

обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности;
отражают

их

готовность

руководствоваться

системой

позитивных

ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие

10

необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
посредством:


формирования

готовности

обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности и личностному самоопределению на основе
осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной
траектории образования с учётом устойчивых познавательных
интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между
образованием и финансовым благополучием;


осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере,
изучения

положений

нормативно-правовых

документов,

формирования ответственного отношения к процессу обучения
посредством понимания для себя лично содержания финансовых
отношений между различными субъектами, финансовых решений,
альтернативных

возможностей

их

реализации,

последствий

выполнения или невыполнения принятых решений;


сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни
человека и общества, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов
каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о
получении и распределении средств семейного бюджета;



наличия мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт
понимания значимости для себя лично взаимосвязи между
профессиональной

подготовкой

результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.

человека

и

финансовыми

11

Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной

1.

деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание
необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их
изменения. Обучающийся сможет:
 оценивать

собственное

понимание

изученных

финансовых

терминов;
 составлять

личный

маршрут

движения

к

финансовому

мошенничества

в

финансовых

благополучию;
 оценивать

вероятность

отношениях;
 ставить финансовые цели собственной деятельности.
Умение

2.

самостоятельно

планировать

пути

достижения

финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

практических

финансовых задач. Обучающийся сможет:
 разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
 оценивать структуру доходов и расходов семьи;
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
практической

финансовой

задачей

и

составлять

этапы

их

выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов
решения финансовых задач;
 составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе,
решение кейсов, выполнение квеста).
3.

Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата. Обучающийся сможет:

12



вносить необходимые изменения в план и способ действий с
учётом изменившихся обстоятельств;



оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;



оценивать

свою

деятельность,

аргументируя

причины

достижения или отсутствия планируемого результата;


вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений

ситуации

для

получения

запланированного

результата;


оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;
результаты выбора условий кредитования; результаты выбора
условий

депозита; требования к

недвижимому имуществу,

служащему для банка залогом;


оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров,
исходя из финансовых возможностей их семей.

Познавательные универсальные учебные действия:
1.

Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,

классифицировать,
устанавливать

устанавливать

аналогии,

причинно-следственные

связи

проводить

анализ,

делать

выводы.

и

Обучающийся сможет:


сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты
достижения финансовых целей, направления инвестирования,
условия кредитования и условия размещения денежных средств;



устанавливать причинно-следственные связи между различными
финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности
на имущество; индексацией и размерами денежных доходов
населения;

размером

доходов

и

риском;

бизнес-планом

и

действительностью; креативностью инвестиционного проекта и
доходами авторов;

13



объяснять

выгоды

наличия

прав

собственности;

признаки

финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы
инвестирования;

причины

появления сверхновых

источников

доходов;


анализировать статистические данные о доходах населения;
положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от
интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по
вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по
вопросам налогообложения;



классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов,
шкал

налогообложения,

банковских

вкладов,

кредитных

организаций;


выявлять

преимущества

и

недостатки

деятельности

микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку,
активных

и

пассивных

источников

дохода,

обладания

собственностью, банковской картой;


делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе
математическими расчётами.

2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста,
структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в
литературных произведениях;



устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых
событий в конкретной ситуации;



критически оценивать

финансовую

ситуацию,

описанную

в

тексте;


аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте
финансовой ситуации.

14

3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников
информации. Обучающийся сможет:


определять необходимые ключевые поисковые слова;



осуществлять

взаимодействие

с электронными

поисковыми

системами, словарями;


соотносить

полученные

результаты

поиска

информации

с

условиями поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность. Обучающийся сможет:
 инициировать

сотрудничество

в

группе

при

обсуждении

ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении
правил планирования семейного бюджета, формирования резервов
и сбережений, постановки финансовых целей;
 выстраивать

логическую

цепь

рассуждений

при

анализе

финансовых ситуаций;
 задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии

с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и
письменной речью. Обучающийся сможет:


соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по
финансовой тематике;



принимать решение в групповой работе, учитывая мнения
собеседников;



создавать письменные

тексты

при

выполнении

творческих

заданий на финансовые темы;


анализировать результаты коммуникации после её завершения в
ходе выполнения группового задания и
решения.

представления

его

15

Предметные результаты обучения.


освоение и применение системы финансовых знаний, и их
необходимости для решения современных практических задач;



умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) финансовые
объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки,
элементы и основные функции;



умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и
процессов; необходимости правомерного налогового поведения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;



умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
финансовых

задачи,
целей,

отражающие
управления

процессы

доходами

и

постановки
расходами,

формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных
решений;


овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения
различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных
правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в
модели

(таблицу,

диаграмму,

схему)

и

преобразовывать

предложенные модели в текст;


умение

анализировать,

конкретизировать

и

обобщать,

критически

систематизировать,

оценивать

статистическую

финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями
и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения финансово-экономических и правовых норм,

16

включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми
рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;


приобретение

опыта

использования

полученных

знаний

по

финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или
групповой) деятельности: для составления личного финансового
плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и
имущества; для приобретения опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—6 смогут
сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:
 способность планировать свои доходы и расходы на основе
оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений,
избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
 способность формировать резервы

и

сбережения

денежных

средств;
 способность

следить

за

состоянием

личных

финансов

посредством планирования личного бюджета;
 способность

рационально

распознавая признаки

выбирать

финансовые

услуги,

финансового мошенничества, учитывая

информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;
 способность искать и использовать необходимую финансовую
информацию.

17

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«Финансовая грамотность. 5—6классы»
1. Как формируются финансовые возможности
Знание и понимание
Финансы как деньги в движении, которые, постоянно находясь в
обращении, способны создавать другие деньги. Необходимость оценивать
финансовые

возможности

в

определённый

момент

располагать

необходимой суммой денег. Наличие ограничений как пределов, границ,
за которые не должна выходить деятельность человека. Сущность доходов
как

денег,

получаемых

человеком

за

осуществление

определённой

деятельности. Сущность заработной платы как вознаграждения за труд в
зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы. Возможность временного пользования
имуществом на основе договора аренды и внесения арендной платы.
Способы деятельности
 Анализ состава семейных финансов;
 сравнение денежных и неденежных доходов семьи;
 анализ выполнимых и невыполнимых желаний человека;
 анализ видов регулярных денежных доходов;
 ведение расчёта суммы средней заработной платы;
 сравнение движимого и недвижимого имущества.
2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
Знание и понимание
Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или
материальной форме предмета устремления человека, для

получения

которого он прилагает сознательные усилия. Элементы, составляющие
принцип постановки финансовой цели КИЛО: конкретность, измеримость,

18

локальность, определённость во времени. Сущность резерва как запаса
денежных средств, который можно использовать в случае возникновения
непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как накапливаемой части
денежных доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых
целей и удовлетворения потребностей в будущем. Порядок создания
сбережений.

Связь

между

финансовой

целью

и

формированием

сбережений.
Способы деятельности
 Определение личных финансовых целей с учётом принципа
КИЛО;
 систематизация

информации,

необходимой

для

постановки

финансовых целей;
 сравнение резервов и сбережений по основным критериям;
 анализ видов и источников сбережений;
 сравнение безопасных и опасных способов хранения денег.
3. От учета расходов к разработке бюджета
Знание и понимание
Сущность

расходов

семьи

как

денежных

удовлетворению потребностей членов

семьи.

затрат,

способствующих

Сущность

и

признаки

налогов. Сущность налогообложения как закреплённая действующим
законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов.
Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определённой
доли всех полученных гражданином доходов, которая изымается в пользу
государства. Сущность налога на добавленную стоимость (НДС) как
косвенного налога, сумму которого продавец удерживает у покупателя,
включая её в цену товаров. Сущность бюджета как плана доходов и
расходов на определённый период.

19

Способы деятельности:
 Систематизация расходов семьи по различным критериям;
 определение основных элементов налога;
 сравнение прямых и косвенных налогов;
 проведение расчёта начисления и выделения НДС;
 определение дефицита и профицита бюджета;
 анализ структуры доходов и расходов бюджета;
 проведение расчёта среднемесячного дохода на одного члена
семьи.
4. Человек и многообразие банковских услуг
Знание и понимание
Сущность

банковской

карты как инструмента

доступа

к личному

банковскому счёту. Сущность коммерческого банка как организации,
имеющей исключительное право осуществлять ряд банковских операций.
Сущность банковского счёта как метода учёта движения денежных
средств определённого клиента и способа контроля выполнения банком
своих договорных обязательств. Сущность банковского вклада как суммы
денег, которую банк принимает от клиента на определённый

или

неопределённый срок с целью сохранения и приумножения. Сущность
банковского процента как платы за пользование денежными средствами
(банковский вклад, банковский кредит и др.). Сущность кредита как
сделки, заключаемой между коммерческим банком и заёмщиком по
предоставлению денежных средств под проценты. Сущность ипотеки как
залога, который в случае неуплаты заёмщиком долга переходит кредитору.
Способы деятельности:
 Сравнение банковского счёта и банковского вклада;
 сравнение банковского вклада и банковского депозита;

20

 определение особенностей начисления простых и сложных
процентов по банковским вкладам;
 определение преимуществ и недостатков использования денег,
полученных в кредит;
 проведение расчёта изменения платежа по кредиту и остатка
денежных средств после осуществления платежей по кредиту.
5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
Знание и понимание
Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с
целью получения прибыли выполняет банковские операции на основании
разрешения (лицензии) Банка России. Сущность Банка России как
государственного

кредитного

учреждения,

выпуска денег в обращение и
Сущность

деятельности

наделённого

регулирования

Агентства

по

функциями

банковской

страхованию

системы.

вкладов

(АСВ),

которое осуществляет государственное страхование вкладов физических
лиц. Сущность
интересов

страхования

граждан

и

как

организаций

способа
при

защиты

наступлении

имущественных
определённых

событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими
страховых

взносов.

Сущность

микрофинансирования

кратковременного кредита на небольшую

сумму

денег,

как
выданного

заёмщику без залога и поручительства. Сущность того, что финансовая
пирамида — это схема, созданная

для

получения

дохода

путём

привлечения денежных средств новых участников.
Способы деятельности:
 Определение оснований для отзыва банковской лицензии;
 анализ отдельных видов и практических примеров страхования;
 анализ видов финансового мошенничества;

21

 определение признаков и видов финансовых пирамид.
6. Финансовое благополучие и как оно создается
Знание и понимание
Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ
жизни при отсутствии заработков в

течение

длительного

времени.

Сущность богатства семьи как денежных средств и имущества семьи за
исключением

расходов

на

текущие

нужды.

Сущность

финансового

благополучия как достижение такого уровня доходов, который позволяет
удовлетворять все ежедневные потребности, а также быть уверенным в
завтрашнем

дне.

Собственность

как

отношения

между

людьми,

претендующими на имущество. Сущность индексации денежных доходов
населения

как

установленного

государством

механизма

повышения

денежных доходов населения, позволяющего частично или полностью
возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары
и услуги.
Способы деятельности:
 Анализ подходов к определению понятия богатства;
 сравнение

содержания

понятий «богатство»

и «финансовое

благополучие»;
 выявление

преимуществ

и недостатков

покупки товаров в

рассрочку;
 сравнение вариантов вложения денег по степени выгодности.
7. Авторское вознаграждение как источник дохода
Знание и понимание
Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета
всех налогов и платежей из полученных доходов за определённый период.
Сущность дифференциации доходов населения как разницы в уровне

22

денежных доходов различных слоёв и групп населения. Сущность
интеллектуальной собственности как продуктов творческой деятельности.
Сущность гонорара как денежного вознаграждения, выплачиваемого за
труд авторов литературных произведений или произведений в другой
сфере искусства. Сущность самозанятости как формы организации труда,
когда

вознаграждение

Сущность

получается

профессионального

непосредственно

дохода

как

дохода

от

заказчиков.
граждан

от

деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не
привлекают наёмных работников.
Способы деятельности:
 Определение слоёв атмосферы инвестирования в мире финансов;
 определение

прогрессивной

и

пропорциональной

шкал

налогообложения;
 проведение расчёта размера гонорара при наличии исходной
информации;
 проведение расчёта ожидаемых доходов от интеллектуальной
собственности;
 определение грантов по типу источника выплат.
8. Риски и окупаемость инвестиций
Знание и понимание
Инвестор

как

человек,

который

инвестирует

деньги

в

различные

производства и активы с целью получения дохода. Риск как возможность
наступления

случайных

событий

с

нежелательными

для

человека,

природы или общества последствиями. Сущность инвестиционного риска
как возможности получения в результате инвестирования дохода или
потерь

в

виде

непредвиденных

Сущность

срока

окупаемости

расходов,

инвестиций

неполученного
как

периода

дохода.
времени,

необходимого для того, чтобы возместить затраты на инвестиции за счет

23

полученных

инвестиционных

доходов.

Сущность

доходности

инвестиционного проекта как степень увеличения вложенных инвестором
денежных средств в течение определенного периода времени.

Способы деятельности:
 Определение видов рисков инвестирования;
 сравнение

инвестиционного

дохода

и

располагаемого

инвестиционного дохода;
 расчёт

срока

окупаемости

инвестиций

и

доходности

инвестиционного проекта;
 определение

направлений

изменения

доходности

инвестиционного проекта при изменении финансовой ситуации.
9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда
Знание и понимание
Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации
творческих способностей человека и новых возможностей цифровой
среды. Сущность государственного финансирования и софинансирования
при реализации социально значимых инвестиционных проектов. Краудтехнология как способ достижения желаемого результата, путем внесения
множеством людей посильного вклада в общее дело.
Способы деятельности:
 Сравнение

государственного

финансирования

и

софинансирования;
 определение способов получения доходов в сети Интернет;
 сравнение

содержания

активных

и

пассивных

источников

дохода;
 анализ практических примеров успешного применения краудтехнологий.

24

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы»
Тематическое

планирование

предполагает

вариативный

принцип

преподавания учебного курса и может реализовываться во внеурочное время
(второй половине дня), а также в системе дополнительного образования: 35 ч
(из расчёта 1 ч в неделю в течение одного года).
Форма занятия,
Тема

виды учебной
деятельности

Характеристика основных
видов деятельности (УУД)

Тема 1. Как формируются финансовые возможности (5 ч )
 Устанавливать

Анализ финансовых

Лекция о финансах,

возможностей

финансовых

следственные связи между

возможностях и

деньгами

ограничениях.

возможностями и личными

Проблемный

желаниями;

семинар (анализ

и

 выстраивать

фрагмента

цепь

литературного

анализе

произведения,

литературных

отражающего

произведений;

сущность

причиннофинансами;

логическую

рассуждений

 оценивать

при

содержания

собственное

финансов).

понимание

Практическое

финансовых терминов;

изученных

25

занятие

 анализировать выполнимые

(ситуационные

и невыполнимые желания

задания по оценке

членов семьи;

соответствия

 инициировать

финансовых

сотрудничество при работе

возможностей и

с рисунками.

желаний членов
семьи с
применением
иллюстративного
материала)
Учебнопознавательная
Учебнопрактическая

Доходы семьи

Лекция о составе

 Объяснять содержание

денежных доходов

различных видов семейных

семьи.

доходов;

Проблемный
семинар (работа с
кейсами о труде,

 анализировать выдержки из
Трудового кодекса РФ;
 вносить

необходимые

трудовом договоре

изменения в план и способ

и заработной плате)

действий

Учебно-

изменившихся

познавательная

обстоятельств;

с

учётом

26

 задавать

вопросы

обсуждении

при

финансовых

ситуаций;
 инициировать
сотрудничество при работе с
творческими заданиями.
 Анализировать

Ступени финансового

Практическое

изобилия

занятие

следственные связи между

(Практическая

изобилием

работа по

заработной платы;

определению

и

 выстраивать

причинноизменением
логическую

отличий в уровне

цепь рассуждений во время

заработной платы

обсуждения

работников разной

литературных произведений;

квалификации,

содержания

 приводить доказательства в

средней заработной

пользу

платы,

собственной позиции;

прожиточного

 составлять

минимума и

движения

минимального

изобилию;

размера оплаты

правильности
маршрут
к

финансовому

 идентифицировать

труда с

отдельные

применением

финансового изобилия.

статистической
информации, и
фрагментов
литературных
произведений).
Учебно-

ступени

27

практическая

Доходы от имущества

Лекция о

 Устанавливать причинно-

классификации

следственные связи между

имущества, аренде

наличием имущества и

и арендной плате.

возможностями получения

Проблемный

арендной платы;

семинар
(обсуждение
случаев

 классифицировать виды
имущества;
 анализировать возможности

мошенничества в

получения доходов от

сделках с

имущества;

имуществом;

 оценивать

вероятность

работа с

мошенничества в сделках с

классификацией

имуществом;

имущества по

 инициировать

материалам

сотрудничество в группе при

литературных

обсуждении ситуаций.

произведений)
Учебнопознавательная

 Устанавливать причинно-

Творческая

Проблемный

лаборатория

семинар

следственные связи по

финансиста

(творческая

вопросам финансовой

групповая работа о

грамотности в литературе;

финансовых

 инициировать

28

возможностях в

сотрудничество при работе с

сказке и в жизни –

творческими заданиями.

кейсы,
головоломки,
задания на
установления
соответствия,
правильной
последовательности
и др.).
Учебноисследовательская
Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения (3 ч)
Как

поставить Лекция о

 Устанавливать

причинно-

финансовую цель

принципах

следственные связи между

Творческая

постановки

финансовыми

лаборатория

финансовой цели.

возможностями

финансиста

Проблемный

выбранными целями;

и

 анализировать

финансовые

(обсуждение

возможности

достижения

вариантов действий

личных целей;

семинар

для достижения

 анализировать

варианты

личных

действий

финансовых целей;

личных финансовых целей

эссе «Моя

на

финансовая цель»)

ситуаций;

Учебно-

для

примере

 инициировать

достижения
жизненных

29

Финансовые резервы

познавательная

сотрудничество при работе с

Учебно-

рисунком

исследовательская

заданием.

Лекция о правилах

и

творческим

 Выявлять преимущества

формирования

формирования резервов

резервного фонда

семьи;

семьи.

 анализировать размер

Проблемный

резерва и варианты его

семинар (дискуссия

хранения на примере

о размере резерва и

литературных произведений;

вариантах его

 изучать правила

хранения на

формирования резервного

примере

фонда семьи;

литературных

 инициировать

произведений)

сотрудничество при работе с

Учебно-

рисунками.

познавательная
 Устанавливать причинно-

Способы создания и

Лекция о порядке

хранения сбережений

создания

следственные связи между

сбережений.

способами хранения

Проблемный

сбережений и увеличением

семинар

их размера;

(обсуждение
отличий резервов и

 сравнивать резервы и
сбережения;

сбережений; анализ  оценивать варианты
фрагментов

безопасного хранения

литературных

сбережений.

произведений о
способах хранения

30

сбережений).
Учебнопознавательная
Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета (4 ч)
Семейные расходы

Лекция о

 Устанавливать причинно-

классификациях

следственные связи между

расходов семьи.

желаниями членов семьи и

Практическое

запланированными

занятие (решение

расходами на конкретные

ситуационных

покупки;

задач на
группировку
семейных расходов

 классифицировать

виды

расходов;
 анализировать

и

по различным

планировать состав расходов

основаниям)

семьи;

Учебнопрактическая

 оценивать необходимую
сумму доходов для
запланированных расходов
семьи;
 инициировать
сотрудничество при работе с
рисунками.

Налоги и

Лекция о

налогоплательщики

признаках,
элементах и

 Объяснять признаки
налогов;
 устанавливать причинно-

классификации

следственные связи между

налогов (прямые и

элементами налога, между

косвенные).

неуплатой налогов и

Практическое

последствиями для

31

занятие (решение
задач, отражающих

неплательщиков;
 анализировать

элементы

особенности

налога

вычисления суммы

статей Налогового кодекса

прямого и

РФ;

косвенного налога)

с

использованием

 рассчитывать

размер

Учебно-

расходов

познавательная

налоговых выплат;

с

учётом

Учебно-

 классифицировать налоги;

практическая

 инициировать
сотрудничество
выполнении

при
творческого

задания.
 Устанавливать причинно-

Всем нужен

Лекция о семейном

финансовый план!

бюджете.

следственные связи между

Практическое

состоянием семейного

занятие (решение

бюджета и планируемыми

задач о состоянии и

расходами, между

структуре бюджета

изменением финансовых

семьи).

возможностей семьи и её

Учебно-

расходами и доходами;

познавательная

 анализировать планы

Учебно-

доходов и расходов семьи,

практическая

их структуру на примере

Учебно-

решения задачи;

исследовательская

 оценивать
финансовых

изменение
возможностей

семьи в различных
ситуациях;

32

 инициировать
сотрудничество

при

обсуждении

правил

планирования

семейного

бюджета.
 Устанавливать причинно-

Творческая

Проблемный

лаборатория

семинар

следственные связи между

финансиста

(групповая работа

изменением финансовых

– дискуссия о

возможностей сказочных

необходимости и

персонажей и их расходами

способах экономии

за счёт экономии денежных

денег на

средств;

материалах

 инициировать

сказок),

сотрудничество при

Учебно-

обсуждении финансовых

исследовательская

ситуаций, изложенных в
литературных
произведениях.

Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг (5 ч)
Банковские услуги

Лекция о

 Устанавливать причинно-

коммерческом

следственные связи между

банке, банковских

суммой дохода человека и

услугах,

необходимостью открытия

банковских

карточного счёта;

вкладах, счетах и

 выявлять преимущества и

картах.

недостатки

Проблемный

карты;

банковской

семинар (дискуссия  сравнивать банковский счёт
о преимуществах и

и банковский вклад;

33

недостатках

 анализировать

наличных расчётов

расчёты

и расчётов

банковской

банковской картой;

проблемы

кейс по материалам

использовании

литературного

денег;

произведения).
Учебнопознавательная

наличные

и

расчёты
картой,
при
наличных

 классифицировать виды
банковских вкладов;
 инициировать
сотрудничество
выполнении

при
творческого

задания.
Как работает депозит

Лекция о

 Устанавливать причинно-

банковском

следственные связи между

депозите и

суммой полученного дохода

банковском

и капитализацией

проценте.

процентов;

Практическое
занятие (решение
задач по
определению
размера

 сравнивать

банковский

вклад и депозит;
 объяснять

назначение

банковских реквизитов;
 сравнивать

возможные

накопленных

варианты размещения денег

банковских

на

процентов, при

примере решения задач;

размещении денег

банковском

 вычислять

счёте

на

банковский

на банковском

процент

вкладе)

простого и сложного

Учебно-

процента;

по

формуле

34

познавательная

 оценивать

результаты

Учебно-

выбора условий депозита на

практическая

примере решения задач.

Учебноисследовательская
Банковский кредит

Лекция о кредите,

 Выстраивать

логическую

видах кредита и

цепь

определении

анализе

платежа по

кредитования;

кредитному
договору.
Практическое

рассуждений

при

вариантов

 объяснять содержание
кредитного договора;
 анализировать возможности

занятие (решение

получения

задач о погашении

кредита на примере решения

кредита)

задач;

Учебно-

и

погашения

 аргументировать

познавательная

собственную точку зрения

Учебно-

по вопросу о

практическая

целесообразности
досрочного погашения
кредита.

Ипотечный кредит

Лекция о сущности

 Устанавливать причинно-

ипотеки,

следственные связи между

ипотечного кредита

решением жилищной

и залога.

проблемы семьи и

Проблемный

получением ипотечного

семинар (кейс об

кредита;

особенностях

 анализировать содержание

приобретения

ипотечного кредита; сроки

35

жилья с

ипотечных кредитов, взятых

использованием

россиянами;

средств ипотечного

 оценивать требования к

кредита)

недвижимому имуществу,

Учебно-

служащему для банка

познавательная

залогом.
 Анализировать

Творческая

Проблемный

лаборатория

семинар. Решение

при

использовании

финансиста

творческих заданий

наличных

денег

на основе

материалам

литературного

произведения;

произведения

проблемы
по

литературного

 инициировать

(например, по

сотрудничество при

материалам

выполнении творческого

рассказа М. Твена

задания;

«Банковский билет

 выстраивать логическую

в миллион фунтов

цепь рассуждений при

стерлингов»).

анализе содержания

Учебно-

литературных произведений;

исследовательская

 инициировать
сотрудничество при
выполнении творческого
задания.

Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг (4 ч)
Если банк лишился Лекция о кредитной  Устанавливать причиннолицензии…

организации, об

следственные связи между

основаниях для

отзывом у банка лицензии и

36

отзыва у нее

возвратом денег,

лицензии.

находящихся на банковском

Проблемный

вкладе;

семинар (дискуссия  объяснять основания, отзыва
о выборе

лицензии у коммерческого

надежного банка;

банка;

кейс об ошибках

 выстраивать

логическую

заемщика)

цепь

Учебно-

сравнительном

познавательная

рекомендаций по вопросу

рассуждений

при

анализе

выбора банка для открытия
вклада;
 инициировать
сотрудничество
выполнении

при
творческого

задания.
Особенности

Проблемный

микрофинансирования семинар

 Устанавливать причинноследственные связи между

(ситуационный

причинами и

анализ последствий

последствиями обращения в

обращения в

микрофинансовую

микрофинансовую

организацию;

организацию —

 выявлять плюсы и минусы

работа с кейсами и

микрофинансовых

схемами)

организаций;

Учебнопознавательная

 анализировать конкретные
ситуации различных людей,
обратившихся в
микрофинансовые

37

организации;
 аргументировать

собственную позицию по
рассматриваемым
ситуациям.
Угрозы

семейным Проблемный

 Устанавливать причинно-

финансам

семинар

следственные связи между

Творческая

(ситуационный

финансовыми угрозами и

лаборатория

анализ финансовых

личными доходами, между

финансиста

угроз личным

деятельностью фирмы и её

доходам в

принадлежностью к

цифровой среде;

финансовым пирамидам;

сравнительный
анализ видов
финансовых

 классифицировать
финансовые угрозы;
 анализировать

ситуации

пирамид; кейс о

финансового

финансовых

мошенничества, поведение

угрозах на

человека

материалах

жизни

литературного

финансовых угроз;

произведения и

в

повседневной

в

условиях

 аргументировать

жизненной

собственную позицию при

ситуации),

выработке

Учебно-

при

познавательная

финансовыми угрозами;

Учебноисследовательская

рекомендаций

столкновении

с

 объяснять, по

каким

признакам

можно

определить финансовую
пирамиду и её вид;

38

 инициировать
сотрудничество
выполнении

при
творческого

задания.
Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается (3 ч)
 Устанавливать причинно-

Собственность и

Лекция о

финансовое

собственности и

следственные связи между

благополучие

финансовом

доходами семьи и правом

благополучии.

собственности на

Учебная игра (кейс

имущество;

по материалам
литературного
произведения)

 объяснять выгоды наличия
прав собственности;
 выявлять преимущества и

Учебно-

недостатки

познавательная

собственностью;

Учебноисследовательская

обладания

 аргументировать
собственную

позицию

по

обсуждаемому вопросу.
Богатство

семьи

и Проблемный

 Устанавливать причинно-

дорогостоящие

семинар

следственные связи между

покупки

(Обсуждение

богатством семьи и

Творческая

преимуществ и

умением распределять

лаборатория

недостатков

доходы;

финансиста

покупки товаров в

 выявлять преимущества и

рассрочку.

недостатки покупки товаров

Литературный кейс.

в рассрочку;

Кроссворд)

 оценивать

подходы

Учебно-

покупке

познавательная

товаров, исходя из

к

дорогостоящих

39

финансовых возможностей
семей;
 анализировать

фрагменты

литературных произведений
в

контексте

изучаемых

вопросов;
 инициировать
сотрудничество при
выполнении творческого
задания.
Как сохранить свое Практическое

 Устанавливать причинно-

финансовое

занятие (решение

следственные связи между

благополучие

задачи о выборе

индексацией и размерами

варианта вложения

денежных доходов

денег с целью

населения;

накопления

 рассчитывать

результаты

определенной

размещения сбережений по

суммы к

предложенным вариантам.

определенному
сроку).
Учебноисследовательская
Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода (4 ч)
Располагаемые

Лекция об

доходы и налоги

атмосфере
инвестирования,

 Классифицировать

виды

шкал налогообложения;
 сравнивать

располагаемые

дифференциации

доходы

доходов и видах

пропорциональной

шкал

прогрессивной

работника

при
и
шкале

40

налогообложения.
Практическое

налогообложения;
 анализировать

занятие (решение

статистические

задач об оценке

доходах населения;

изменения

данные

 аргументировать

величины

собственную

располагаемых

исследуемому вопросу;

доходов при

о

позицию

по

 аргументировать

изменении ставки

собственную

НДФЛ; анализ

поставленным вопросам.

позицию

по

статистической
информации)
Учебнопознавательная
Учебнопрактическая
Учебноисследовательская
Доходы

от Лекция об

 Сравнивать

варианты
доходов

интеллектуальной

интеллектуальной

получения

собственности

собственности и

патентообладателем;

доходов от нее.
Проблемный
семинар

 оценивать доходы
патентообладателя;
 аргументировать

(литературные

собственную

кейс-задачи о

поставленным вопросам;

доходах от

позицию

по

 инициировать

интеллектуальной

сотрудничество при работе с

собственности и

творческими заданиями.

41

талантов).
Учебнопознавательная
Доходы

творческих Лекция о доходе

людей и самозанятых

творческих людей
(грант, гонорар) и

 Рассчитывать

авторские

гонорары;
 объяснять содержание

профессональном

гранта и процедуру участия

доходе.

в конкурсе на его получение;

Проблемный

 устанавливать причинно-

семинар (работа с

следственные связи между

классификацией —

самозанятостью и

сравнительный

возможностью увеличить

анализ различных

доходы семьи;

форм доходов

 аргументировать

от

собственную

интеллектуальной

вопросам фриланса;

собственности).

 выстраивать

Учебно-

цепь

познавательная

ответах

Учебно-

вопросы.

позицию

логическую

рассуждений
на

по

при

поставленные

исследовательская
 Аргументировать

Творческая

Проблемный

лаборатория

семинар (групповая

собственную

финансиста

работа о

поставленным вопросам;

финансовом

позицию

по

 инициировать

благополучии и

сотрудничество при работе с

доходах от

текстом литературного

творчества –

произведения.

42

решение кейс-задач
на материалах
фрагментов
литературных
произведений)
Учебноисследовательская
Тема 8. Риски и окупаемость инвестиций (3 ч)
Риск

и

финансовое Лекция о видах

благополучие

 Устанавливать причинно-

инвестиционного

следственные связи между

риска.

размером доходов и риском;

Проблемный

 анализировать

семинар с

ситуации,

элементами игры

рисками;

различные

сопровождаемые

«Что? Где? Когда?»  аргументировать
по материалам

собственную

литературных

вопросам во что, где и когда

произведений и

вложения денежных средств;

статистической

 выстраивать

информации.

цепь

Учебно-

ответах

познавательная

вопросы.

позицию

логическую

рассуждений
на

по

при

поставленные

Учебноисследовательская
 Рассчитывать

Инвестиционный

Лекция о

доход

инвестиционном

окупаемости инвестиций и

доходе и

уровень

окупаемости

предложенным

инвестиций.

инвестиционным проектам;

доходности

срок
по

43

Практическое

 оценивать,

в

какой

из

занятие (решение

предложенных

проектов

задачи по оценке

инвестору

вложить

окупаемости

денежные средства;

инвестиционных

стоит

 инициировать

проектов)

сотрудничество при участии

Учебно-

в

познавательная

условий инвестирования;

Учебноисследовательская

дискуссии

 задавать

о

выборе

вопросы

обсуждении

при

финансовых

ситуаций.
 Устанавливать

Творческая

Учебная игра (об

лаборатория

инвестициях в

следственные связи между

финансиста

создание

бизнес-планом

собственного

действительностью;

бизнеса),

причиннои

 оценивать репутационный

Учебно-

риск и его влияние на

исследовательская

доходы предпринимателя;
 инициировать
сотрудничество при работе в
команде;
 аргументировать
собственную

позицию

по

вопросу

открытии

и

об

дальнейшем

развитии

собственного бизнеса.
Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда (2 ч)
Сравниваем варианты

Лекция

 Устанавливать причинно-

44

финансирования

возможностях

следственные связи между

нового проекта

применения крауд-

креативностью

технологий для

инвестиционного проекта и

финансирования

доходами авторов;

реализации нового

 сравнивать

характеристики

проекта.

различных форм выплаты

Проблемный

средств из госбюджета;

семинар

 классифицировать

(сравнительный

сверхновые

анализ форм

доходов;

государственного

источники

 сравнивать

варианты

финансирования;

финансирования

сравнительный

реализации нового проекта;

анализ вариантов

 аргументировать

финансирования

собственную позицию по

реализации нового

вопросу о поиске доходного

проекта)

места по материалам

Учебно-

литературного

познавательная

произведения.

Учебноисследовательская
Доходы в новом мире Проблемный

 Сравнивать

активные

и

финансов

семинар (дискуссия

пассивные

Творческая

о сверхновых

доходов;

лаборатория

источниках

финансиста

доходов и их

цепь

доступности для

анализе способов заработка;

всех и для
каждого).

 выстраивать

источники
логическую

рассуждений

 аргументировать
собственную позицию по

при

45

Учебно-

вопросу получения доходов

познавательная

из сверхновых источников;

Учебноисследовательская

 инициировать
сотрудничество
выполнении

при
творческого

задания в группе.
Резерв времени (1 ч) Всего 34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного процесса
Для проведения уроков учителю требуется компьютер с выходом в
Интернет и проектор с экраном. Такое материально-техническое обеспечение
позволит демонстрировать учащимся таблицы, рисунки, формулы по
изучаемой финансовой тематике.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по
финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и
«Финансовые калькуляторы».
2.

URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный
Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Всё о финансах» и «Сервисы».

3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой
грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Финансовые услуги» и «Интерактив».

46

4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3, который поможет понять свои
риски перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол»
от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL:

http://happy-finance.ru

—

настольная

игра

по

финансовой

грамотности.
Дополнительная литература
1. Бэтчел, Б. Чего ты по-настоящему хочешь: как ставить цели и достигать
их. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7
классы для общеобразовательных организаций / И. В. Липсиц, Е. А.
Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3. Насыева, Р. Монетные истории. — СПб.: ИЦ Свет, 2020.
4. Попова, Н. Финансы для тинейджеров. — М.: Издательские решения,
2018.
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В.
П. Горяев. — М.: Просвещение, 2020.
6. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри, 2020.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Библиотека».
2.

URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Преподавание».

3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального

исследовательского

университета

«Высшая

школа

экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой
грамотности, а также банк методических разработок учителей.

47

4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов
«Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».