Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №109 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАОУ Лицея № 109 МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Программа внеурочной деятельности «Тайны Екатеринбурга» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 34 часа Автор-составитель: Фадеева Н.М., Учитель Екатеринбург 2023 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности 1.1. Пояснительная записка II. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Направленность программы внеурочной деятельности по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по времени реализации — 1 год. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая 2 разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Актуальность . Историческое краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в основной школе. Педагогическая целесообразность Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному городу, к школе. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 5-8 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение 3 воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военнопатриотическое Цель программы - формирование у школьников гражданскопатриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. Задачи программы. Обучающие: . формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, района, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; -прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; - расширять и углублять знания учащихся по обществознанию и истории Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; -расширять исторический и экологический кругозор учащихся; -формировать учебную самостоятельность и деловые качества. Воспитательные: -воспитывать уважение и любовь к родному краю; -способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города, края; -воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками; -содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах: Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя; 4 Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры; Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации; Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве ,содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей; Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация– рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это социальные проекты школьников. Принцип поддержки самоопределения школьника. Самоопределение процесс 5 формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Методы обучения: -объяснительно-иллюстративный(устное изложение материала – лекции), -метод демонстрации(использование схем, карт, портфолио), -наглядный- посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий ; -поисковый- сбор информации по заданной теме. -исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности) Сроки реализации образовательной программы –1год. На изучение программы выделено один год обучения, который предполагает реализацию направления историко – краеведческой работы. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 часа в неделю. Средства обучения: -Мероприятия- беседа, презентация, защита проекта, реферата, экскурсия, игра, культпоход. - Творческие дела- фестивали, слёты, тематические недели. - Конкурсы рисунков, презентаций, выставки поделок, экспозиций музея школы. оформление - Игры. - Экскурсии. Ожидаемые результаты: В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование УУД (универсальных учебных действий) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных сформированы: результатов у школьника будут Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; 6 познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. При достижении метапредметных сформированы следующие УУД коммуникативные): результатов у школьника будут (регулятивные, познавательные, Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия 7 Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; 8 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Реализация программы деятельности определяется личностным ростом школьников. Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это: -знание истории своего города, района, школы; - достижения учащихся в городских, краевых, всероссийских конкурсах; -интерес учащихся к поисково-краеведческим экспедициям, походам. Внутренний результат - выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью учащегося, в их духовном росте. Возможные дополнительные эффекты от реализации программы: Учащиеся получают навыки поисковой работы, развиваются творческие способности, культура речи, познавательная активность, гражданская позиция и активность, а так же возможность пополнить портфолио своими достижениями. Диагностика личностных и метапредметных результатов освоения программы «Тайны Екатеринбурга»: Основные показатели воспитанности патриотизма Признаки и уровни формирующихся качеств. 1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», 3 – знает и может объяснить все 9 «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. 2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. 3. Сформированность чувства любви к своей малой родине 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. 4. Служение своими силами 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных 10 другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. 5. Забота о своей школе 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. Расшифровка показателей: «3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности; «2» - хороший уровень; «1» - низкий уровень. При проведении диагностики используются следующие формы: - наблюдение педагогом; - лист самооценки качеств личности; - анкетирование; - рисуночный тест; - беседа; - мини-сочинения. Примерная анкета «Родина в моей жизни»: 1. Моя большая Родина – это… 2. Моя малая родина – это… 3. Самыми трудными событиями моей Родины были… 4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… 5. Когда я вырасту, я хочу… 6. Я не хочу, чтобы моя Родина… 7. По отношению к Родине я испытываю… 8. Я благодарен своей Родине за то, что… 9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который… 10. Я стремлюсь быть… 11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это… Расшифровка показателей: 11 «3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности; «2» - хороший уровень; «1» - низкий уровень. Условия реализации программы 1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; плакаты/презентации 2. Материально – техническое обеспечение: компьютер, сканер, принтер, видеокамера, диктофон, мультимедиа проектор, экран. 3. Места для проведения занятий – кабинеты школы, музей, территория школы. Методы и формы работы: - поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.); - метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, экскурсиях; - метод контроля – самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы; - метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания. Учебно – тематический план: № п/п - 1 час в неделю, 34 часа в год. Теория Тема занятий 1 Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Что такое краеведение? 1 2 История письменности и летописания 1 3 Археологическое прошлое Урала 1 Практика Всего 1 12 4 Экскурсия в краеведческий музей (зал археологии). 5 Работа знаменитых археологов на Урале. Их находки и собранные материалы. 6 Пешеходная экскурсия « По Плотинке» 7 История Урала 8 9 2 2 1 1 2 2 1 Культура и духовная жизнь древних племен на территории Урала. Экскурсия в музей с проведением мастер – класса по гончарному делу. 1 2 3 2 2 2 2 1 1 2 Экскурсия в Краеведческий музей. 10 Викторина народов Урала». «Промыслы 11 Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны». 1 коренных 12 Охрана природы. 1 1 2 13 Памятники истории и культуры Урала. 1 2 3 14 Памятники истории и культуры города Екатеринбурга. 1 2 3 15 Виртуальная экскурсия по разрушенным храмам. 2 2 16 История заводов Екатеринбурга. 1 1 1 17 История заводов Нижнего Тагила и Каменска-Уральского. 1 18 История Екатеринбурга.. 1 19 20 купеческих особняков Театры Екатеринбурга. Мы вместе – единая семья. Национальные особенности Уральского края. всего 1 2 1 1 1 1 15 19 34 13 Содержание учебно – тематического плана Вводная беседа. Задачи и содержание работы кружка. Особенности работы историков краеведов. Организация занятий. Значение работы. Изучение археологического наследия. Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов. Использование данных археологии на уроках. Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Изучение археологических раскопок, схемы раскопок, описание, зарисовка и фотографирование, хранение найденных предметов. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации краеведения (государственное, школьное, общественное). Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное. Краеведение и туризм. Фонды и экспозиция музея (школьного, народного, государственного) — источник изучения родного края. Общественно полезный характер исторического краеведения. Использование данных исторического краеведения на уроках. Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами, фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов. Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев. Проектная деятельность. Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Ребятам в рамках сетевого проекта дается возможность рассказать о жизни своих предков, об их нравах и обычаях, освоить основы народных промыслов и ремесел, приобщиться к 14 кропотливому ручному труду, учиться вести диалог с миром, делясь своими переживаниями и впечатлениями. Цель сетевого проекта – создание условий для развития интереса, углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно прикладного искусства своего края. Задачи сетевого проекта: • привлечь внимание к традиционным ремеслам нашей Родины, родного края; • способствовать эмоционально-ценностному восприятию традиционных ремесел родного края и других регионов; • создать условия для формирования навыков межличностного развития и сотрудничества, творческого самовыражения; • способствовать развитию навыков работы с различными источниками информации: справочной и художественной литературой, сетью Интернет, энциклопедическими сборниками; • привить уважение и любовь к труду и людям труда. Туристско-краеведческие возможности родного края. Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение, развитие промышленности, сельское хозяйство, транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи, промышленные предприятия. Рекомендуемые маршруты однодневных походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю. Практические занятия. Экскурсии по памятным местам, в музеи, на фабрики, заводы, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее интересных объектов. Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны» . Обсуждение выбора тем. Написание работ в номинации Семейная реликвия». 15 Охрана природы. Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, «зеленые патрули», «голубые патрули», помощь в охране и воспроизводстве леса. Охрана местных рек и водоемов. Пропаганда охраны природы. Практические занятия. Изготовление кормушек для птиц, уборка мест массового отдыха,высадка цветов на пришкольных клумбах. Памятники истории и культуры. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Памятники истории и культуры родного края. Памятники истории и культуры как средство воспитания. Изучение архитектурных ансамблей, отдельных зданий. Архитектурные памятники родного края. Разнообразие архитектурных стилей. Украшение зданий. Творчество народа. История развития архитектуры применительно к краю. Архитектор и строитель в наши дни. Выявление, изучение, охрана и пропаганда архитектурного наследия. Памятники истории и культуры — всенародное достояние. Охрана памятников истории и культуры. Поисковая работа. Использование на уроках памятников истории и культуры родного края. Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры, архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Паспортизация памятников истории и культуры. Изучение родного края. Территория и границы родного края. Понятие «родной край». Рельеф, гидрография и другие природные условия. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках. Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю. Выполнение экспедиционных заданий. Изучение рельефа местности. Съемка местности, знакомство с памятными местами района. Фотографирование, зарисовки. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев. Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками промышленности и сельского хозяйства. 16 Список литературы: 1. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6. 2.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2001. С 89-96. 3. Пантелеева Л.В. Краеведение детям.-Москва, 2012.-265 с. 4. Столяров Б. И. История и современность.// Народное образование. 2014. №5. 5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с 17