Тайны Екатеринбурга

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Тайны Екатеринбурга»

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Фадеева Н.М.,
Учитель

Екатеринбург
2023

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности

1.1. Пояснительная записка
II.
Одна из актуальных проблем современного общества –
формирование личности, готовой не только жить в меняющихся
социальных и экономических условиях, но и активно влиять на
существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая
личность может быть сформирована только, если она знает свои
истоки, историю и культуру.
Направленность
программы
внеурочной
деятельности
по
содержанию
является
краеведческой;
по
функциональному
предназначению — учебно-познавательной; по времени реализации — 1
год.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
2

разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
Актуальность
. Историческое краеведение – одно из действенных средств расширения
общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся,
формирования у ребят научных интересов и навыков общественно полезной
деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в
процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и
чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и
к большой Родине – России.
Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание
школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в
процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она
обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности
обучающихся в основной школе.
Педагогическая целесообразность
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное
становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному
городу, к школе. При реализации содержания программы расширяются
знания, полученные детьми при изучении школьных курсов обществознания,
истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства.
Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной
деятельности и предназначена для обучающихся 5-8 классов, в том числе для
обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов). По типу данная рабочая программа внеурочной
деятельности является тематической, и направлена на получение

3

воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом
используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной
деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военнопатриотическое
Цель программы - формирование у школьников гражданскопатриотических ценностей, бережного отношения к историческому и
культурному наследию своей малой Родины.
Задачи программы.
Обучающие:
. формировать у учащихся представления об историческом прошлом и
настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в
истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и
культурное наследие города, района, края, страны; о культуре, обычаях и
традициях своего народа;
-прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал,
оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

- расширять и углублять знания учащихся по обществознанию и
истории
Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в
процессе
общения,
учить
работать
в
группах,
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти,
мышления, речи;
-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
-формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные: -воспитывать уважение и любовь к родному краю;
-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим, культурным и природным ценностям города, края;
-воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со
сверстниками;
-содействовать формированию социально активной, нравственной личности с
гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана
на следующих принципах:
Принцип природосообразности
предполагает,
что
краеведческая
деятельность школьников должна основываться на научном понимании
взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с
общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно
полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие
самого себя;

4

Принцип
культуросообразности
предполагает,
что
деятельность
школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры
и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность
детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт
школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими,
может создавать условия для позитивно направленных гражданского
самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация
детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия
педагога и учащихся в социальном творчестве ,содержанием которого
является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными
историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными
субъектам образования как представителям различных поколений и
субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов
образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в
процессе
социального творчества субъективной значимости для школьников
идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и
историей. Реализация принципа патриотической направленности в
программе
внеурочной
деятельности
предполагает
использование
эмоционально
окрашенных представлений
(образы
политических,
этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и
предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных
действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности
должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе
предусматриваются исследовательские и педагога на подготовку и
“выведение” школьника в самостоятельное проектное действие,
разворачивающееся в логике замысел – реализация– рефлексия. В ходе
проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё
не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его
активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик
должен себе представить, что это должно быть и чем это социальные
проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения школьника. Самоопределение процесс
5

формирования личностью собственного осмысленного и ответственного
отношения к
социальной действительности. Приобретение школьниками опыта
социального самоопределения
происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой
деятельности.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный(устное изложение материала – лекции),
-метод демонстрации(использование схем, карт, портфолио),
-наглядный- посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов,
книг, буклетов, фотографий ;
-поисковый- сбор информации по заданной теме.
-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных
предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности)
Сроки реализации образовательной программы –1год.
На изучение программы выделено один год обучения, который предполагает
реализацию направления историко – краеведческой работы. Программа
рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 часа в неделю.
Средства обучения:
-Мероприятия- беседа, презентация, защита проекта, реферата, экскурсия,
игра, культпоход.
- Творческие дела- фестивали, слёты, тематические недели.
- Конкурсы рисунков, презентаций, выставки поделок,
экспозиций музея школы.

оформление

- Игры.
- Экскурсии.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование УУД (универсальных учебных действий) (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать
предметных, метапредметных и личностных результатов.
При
достижении личностных
сформированы:


результатов у

школьника

будут

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты
школьной и социальной действительности;

6












познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
культурой города и края.

При достижении метапредметных
сформированы
следующие УУД
коммуникативные):

результатов у школьника будут
(регулятивные,
познавательные,

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:







планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:




в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими
субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые
коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия
7

Обучающийся научится:






осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем
мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:






осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:










адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с
ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:


учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
8










учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Реализация программы деятельности определяется личностным
ростом школьников. Результаты реализации программы можно разделить
на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
-знание истории своего города, района, школы;
- достижения учащихся в городских, краевых, всероссийских конкурсах;
-интерес учащихся к поисково-краеведческим экспедициям, походам.
Внутренний результат - выражается в положительных изменениях,
происходящих с личностью учащегося, в их духовном росте.
Возможные дополнительные эффекты от реализации программы:
Учащиеся получают навыки поисковой работы, развиваются творческие
способности, культура речи, познавательная активность, гражданская
позиция и активность, а так же возможность пополнить портфолио своими
достижениями.
Диагностика личностных и метапредметных результатов освоения
программы «Тайны Екатеринбурга»:
Основные показатели
воспитанности патриотизма

Признаки и уровни
формирующихся качеств.

1. Сформированность основных
понятий «родина», «государство»,

3 – знает и может объяснить все

9

«малая родина», «патриот»,
«служение Отечеству», символы
России.

основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает
ошибки.

2. Сформированность
патриотических чувств: любовь к
родине, гордость за свою страну и
др., сопереживает и испытывает
гордость за свой семью, класс,
школу, республику.

3 – интересуется и гордится
историческим прошлым Отечества,
рассказывает об этом другим, знает
героев и великих людей,
сопереживает историческим
событиям;
2 – знакомится с историческим
прошлым только при побуждении
старших, проявляет интерес и
сопереживание к историческим
событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны,
нет эмоциональной взаимосвязи с
основными понятиями.

3. Сформированность чувства
любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного
края, уважительно и с любовью
отзывается о ней; любит и бережет
природу, уважительно относится к
людям;
2 – интересуется историей и
культурой родного края, любит
природу, участвует в деятельности по
ее охране под руководством учителя,
приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к
истории и культуре родного края, не
бережет природу, бывает,
неуважителен к своим сверстникам,
взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при
организации и поддержке учителя,
проявляет инициативу при
организации дел;
2 – участвует в организованных

10

другими делах;
3 – неохотно принимает участие в
делах.
5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса,
школы, проявляет инициативу,
привлекает других;
2 – участвует в делах класса и
школы;
1 – в делах класса участвует при
побуждении.

Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания,
патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»:
1.
Моя большая Родина – это…
2.
Моя малая родина – это…
3.
Самыми трудными событиями моей Родины были…
4.
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5.
Когда я вырасту, я хочу…
6.
Я не хочу, чтобы моя Родина…
7.
По отношению к Родине я испытываю…
8.
Я благодарен своей Родине за то, что…
9.
Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно
назвать патриотами своей Родины, - это…
Расшифровка показателей:

11

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания,
патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Условия реализации программы
1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература;
аудио, видео; методические разработки соответствующего направления;
плакаты/презентации
2. Материально – техническое обеспечение: компьютер, сканер, принтер,
видеокамера, диктофон, мультимедиа проектор, экран.
3. Места для проведения занятий – кабинеты школы, музей, территория
школы.
Методы и формы работы:

- поисково-исследовательский
метод
(самостоятельная
работа
обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, выбор
самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов,
проектов и т.д.);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие
дела, участие в соревнованиях, экскурсиях;
- метод контроля – самоконтроль, контроль успеваемости и качества
усвоения комплексной программы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,
предполагающий единство нравственного, физического, эстетического
и других форм воспитания.
Учебно – тематический план:

№
п/п

- 1 час в неделю, 34 часа в год.
Теория
Тема занятий

1

Вводное занятие: инструктаж по технике
безопасности. Что такое краеведение?

1

2

История письменности и летописания

1

3

Археологическое прошлое Урала

1

Практика Всего

1

12

4

Экскурсия в краеведческий музей (зал
археологии).

5

Работа знаменитых археологов на Урале.
Их находки и собранные материалы.

6

Пешеходная экскурсия « По Плотинке»

7

История Урала

8

9

2

2

1

1
2

2

1

Культура и духовная жизнь древних
племен на территории Урала. Экскурсия в
музей с проведением мастер – класса по
гончарному делу.

1

2

3

2

2

2

2

1

1

2

Экскурсия в Краеведческий музей.

10

Викторина
народов Урала».

«Промыслы

11

Проектная деятельность «Моя семья в
истории моей страны».

1

коренных

12

Охрана природы.

1

1

2

13

Памятники истории и культуры Урала.

1

2

3

14

Памятники истории и культуры города
Екатеринбурга.

1

2

3

15

Виртуальная экскурсия по разрушенным
храмам.

2

2

16

История заводов Екатеринбурга.

1

1
1

17

История заводов Нижнего Тагила и
Каменска-Уральского.

1

18

История
Екатеринбурга..

1

19
20

купеческих

особняков

Театры Екатеринбурга.
Мы
вместе
–
единая
семья.
Национальные особенности Уральского края.
всего

1

2

1

1

1

1

15

19

34

13

Содержание учебно – тематического плана

Вводная беседа.
Задачи и содержание работы кружка. Особенности работы историков краеведов. Организация занятий. Значение работы.

Изучение археологического наследия.
Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические
объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы
археологов. Использование данных археологии на уроках.
Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами.
Изучение археологических раскопок, схемы раскопок, описание, зарисовка
и фотографирование, хранение найденных предметов.
Историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы
организации краеведения (государственное, школьное, общественное).
Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное.
Краеведение и туризм. Фонды и экспозиция музея (школьного, народного,
государственного) — источник изучения родного края. Общественно
полезный характер исторического краеведения. Использование данных
исторического краеведения на уроках.
Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами,
фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов. Подготовка
пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.

Проектная деятельность.
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется
им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине
зарождается в детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему
новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много
национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в
настоящее время и чем он жил в прошлом. Ребятам в рамках сетевого
проекта дается возможность рассказать о жизни своих предков, об их нравах
и обычаях, освоить основы народных промыслов и ремесел, приобщиться к

14

кропотливому ручному труду, учиться вести диалог с миром, делясь своими
переживаниями и впечатлениями.
Цель сетевого проекта – создание условий для развития интереса,
углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно прикладного искусства своего края.
Задачи сетевого проекта:
• привлечь внимание к традиционным ремеслам нашей Родины, родного
края;
• способствовать эмоционально-ценностному восприятию традиционных
ремесел родного края и других регионов;
• создать условия для формирования навыков межличностного развития
и сотрудничества, творческого самовыражения;
• способствовать развитию навыков работы с различными источниками
информации: справочной и художественной литературой, сетью Интернет,
энциклопедическими сборниками;
• привить уважение и любовь к труду и людям труда.

Туристско-краеведческие возможности родного края.
Физико-географическая и экономическая характеристика края.
Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир,
гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение, развитие
промышленности, сельское хозяйство, транспортная сеть. Экскурсионные
объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи,
промышленные предприятия. Рекомендуемые маршруты однодневных
походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по
родному краю.
Практические занятия. Экскурсии по памятным местам, в музеи, на
фабрики, заводы, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее
интересных объектов.

Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны» .
Обсуждение выбора тем. Написание работ в номинации Семейная
реликвия».

15

Охрана природы.
Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей
страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы.
Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством,
«зеленые патрули», «голубые патрули», помощь в охране и воспроизводстве
леса. Охрана местных рек и водоемов. Пропаганда охраны природы.
Практические занятия. Изготовление кормушек для птиц, уборка мест
массового отдыха,высадка цветов на пришкольных клумбах.

Памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и
художественное. Памятники истории и культуры родного края.
Памятники истории и культуры как средство воспитания. Изучение
архитектурных ансамблей, отдельных зданий. Архитектурные памятники
родного края. Разнообразие архитектурных стилей. Украшение зданий.
Творчество народа. История развития архитектуры применительно к краю.
Архитектор и строитель в наши дни. Выявление, изучение, охрана и
пропаганда архитектурного наследия. Памятники истории и культуры —
всенародное достояние. Охрана памятников истории и культуры. Поисковая
работа. Использование на уроках памятников истории и культуры родного
края.
Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры,
архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Паспортизация
памятников истории и культуры.

Изучение родного края.
Территория и границы родного края. Понятие «родной край». Рельеф,
гидрография и другие природные условия. История края. Родной край
сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий.
Использование краеведческого материала на уроках.
Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю.
Выполнение экспедиционных заданий. Изучение рельефа местности. Съемка
местности, знакомство с памятными местами района. Фотографирование,
зарисовки. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев.
Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками
промышленности и сельского хозяйства.

16

Список литературы:
1. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.
2.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник
трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного
дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма
РФ. М., 2001. С 89-96.
3. Пантелеева Л.В. Краеведение детям.-Москва, 2012.-265 с.
4. Столяров Б. И. История и современность.// Народное образование. 2014.
№5.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».