Русский без ошибок

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109

Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Русский без ошибок»

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Толстенко Л.П.,
Учитель
Екатеринбург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом следующих нормативных
правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.10.2013 № 30067);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О
федеральном
перечне
учебников,
рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
 Примерная программа по внеурочной деятельности для общеобразовательных школ;
 Учебный план МАОУ Лицей 109 на 2023/2024 уч. год;
 Календарный учебный график МАОУ Лицей 109 на 2023-2024 уч. год;
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования;
 Локальные нормативные акты МАОУ Лицей 109
Программа внеурочной деятельности «Русский без ошибок» рассчитан на обучающихся
девятых классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями
(для детей с ОВЗ и детей-инвалидов) получивших базовые умения владения орфографией и
пунктуацией в пределах программы.
Программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися
в процессе изучения русского языка, а

также обеспечить дополнительную подготовку

учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Его главная задача –
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данная программа позволит выпускникам объективно оценить свои знания по предмету,
опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать
сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста и сжатого
изложения.

2

Программа не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на
межпредметные связи с литературой случаях, повторить теоретический материал. Занятия
позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Основными целями программы является совершенствование приобретенных учащимися
знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков

логического

мышления,

расширение

кругозора

школьников,

воспитание

самостоятельности в работе.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности.
4. Формировать навык написания сочинения на заданную тему и сжатого изложения.
5. Повторить и систематизировать полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы.
Предлагаемая программа предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа в
том числе
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения выпускниками основной программы внеурочной
деятельности:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
3

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
фор­мулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого

общения,

совместного

выполнения

какой-либо

задачи,

участия

в

спорах,

обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
владение

разными

видами

чтения

(поисковым/просмотровым,

ознакомительным,

изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
4

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности
к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное
ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5

6)

проведение

различных

словообразовательный,

видов

лексический,

анализа

слова

(фонетический,

морфологический),

морфемный,

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Сжатое изложение
Написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная
информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал
его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также
тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом
Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного
текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий;
проверяют

комплекс

умений,

определяющих

уровень

языковой

и

лингвистической

компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как
языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу
владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3. Сочинение
6

Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение
строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не
случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы,
используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Учебный материал программы организован в три модуля:
Модуль 1. Подготовка к написанию изложения
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая
форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного
восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекать второстепенное.
Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную
обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и
продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и
грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную
информацию. Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка
работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как общеучебные при
изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и
пр.). Выделение главного в тексте (концепта), составление плана, отражающего развертывание
текста, выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее преобразование в
графическую, табличную, тезисную форму и т.д. – эти общеучебные действия целенаправленно
и последовательно воспроизводятся при работе со сжатым изложением и выступают как
необходимые условия для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием
исходного текста и продуцированием собственного высказывания.
Модуль 2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
Два задания с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками
основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи.
Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень
языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую
направленность

и

составляют

необходимую

лингвистическую

базу

владения

орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
Модуль 3. Подготовка к написанию сочинение.
Третья часть работы содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную
компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в
соответствии с заданным типом речи.
7

Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом
варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая,
ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам
личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует
развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к
экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При
этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей
работы,

используя

прочитанный

текст:

воспитание

культуры

доказательного

аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно
отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности
понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию
для решения тех и или иных коммуникативных целей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
Введение.
Раздел 1. Сжатое изложение

Раздел 2. Сочинение

Раздел 3. Языковой анализ текста.

Дата
1.

Тема занятия

Характеристика
основных
видов
деятельности
учащихся (на уровне учебных действий)
Знакомство с нормативной базой, демоверсией, структурой
и содержанием экзаменационной работы.
Работа с текстом, границы микротем исходного текста,
определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.
Знакомство со структурными особенностями сжатого
изложения. Знакомство и отработка основных приёмов
компрессии исходного текста. Создание собственного
текста изложения, оценивание работы.
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на
лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на
лингвистическую тему. Написание сочинения на
лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство
с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по
тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения
заданий.
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Работа с тестами, заполнение бланков.

Календарно-тематическое планирование
Виды деятельности

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.
8

Кол-во
часов
1

2.

Подготовка к написанию изложения
Что такое микротема. Учимся находить микротемы
исходного текста. Абзацное членение
текста. Структурные особенности сжатого изложения.

3-4

Основные приёмы компрессии исходного текста.
Исключение. Обобщение. Упрощение.

Работа с
текстом, определение
микротемы
исходного текста.

1

Работа с текстом,
отработка основных
приёмов компрессии
исходного текста.

2

5.

Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание Создание
сжатого изложения.
собственного текста
изложения,
оценивание работы.

1

6.

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

1

Работа над
ошибками.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
7.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Работа с текстом по
определению темы ,
идеи, проблемы
сочинения.

1

8-9

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения.

Работа над
композицией
сочинения.

2

1012

Особенности написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему, на тему, связанную с анализом
текста

Работа над
сочинением.

3

13.

Написание контрольного сочинения по выбору
учащихся .

Работа над
сочинением.

1

14.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся.
Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

15.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
Анализ содержания текста. Текст как речевое
Работа с тестом
произведение.Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ содержания текста.

1

16.

Анализ средств выразительности.Выразительные
средства лексики и фразеологии.

Работа с таблицей

1

17.

Практическое занятие по заданию 7 «Анализ средств
выразительности»

Работа с тестом

1

1820

Орфографический анализ. Правописание приставок.
Повторение правил,
Слитное, дефисное, раздельное написание.
схем. Работа с
Правописание суффиксов различных частей речи
упражнениями.
(кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личныхокончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени. (Задание 5)

4

21.

Практическое занятие. Выполнение теста .

Работа с тестом.

1

2223

Лексический анализ. Лексика и фразеология.
Работа с тестом
Синонимы. Фразеологические обороты. Группы словпо

2

9

происхождению и употреблению.
2425

Синтаксический анализ.Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения.Словосочетание. Виды подчинительной
связи (Задание 2, 4)

Работа с таблицами,
анализ предложений.
Работа с тестом

2

26.

Самостоятельная работа (по заданиям 2, 4)
Пунктуационный анализ. Осложнённое простое
предложение. Знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения.Знаки препинания
в сложносочинённом и сложноподчинённом
предложениях. (Задание 3)

Работа с тестом

1

Работа с тестом

2

29.

Сложные предложения с разными видами связи.

Работа с текстами,
анализ предложений,
составление схем

1

30.

Практическое занятие. Выполнение теста.

Работа с тестом

1

31.

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

32.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

33.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

34.

Резервный урок.

1

Всего – 34

34

2728

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».