Основы программирования на Python

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Основы программирования на Python»

Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Гребенкина Н.П.
Учитель
Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» (далее — курс) для
7—9 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детейинвалидов). Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учѐтом Примерной
программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию №
3/22 от 23.06.2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию№ 1/22 от 18.03.2022).

Рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает
содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает
распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учѐтом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа
служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной
деятельности учителем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных связей, причѐм
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная
информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его
жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх тематических разделов
информатики на уровне основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python»
являются:
1) формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной

2)

3)

4)

5)

практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги
для достижения результата и т. д.;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными,
коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов
информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать
еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений
и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых
и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.

Основные задачи программы внеурочной деятельности «Основы программирования на
Python»
— сформировать у обучающихся:
1)
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
2)
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
3)
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
4)
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
5)
знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
6)
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;
7)
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач;
8)
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической
деятельности.
МЕСТО ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт направления
«Дополнительное изучение учебных предметов». Программа курса внеурочной деятельности
рассчитана на 102 учебных часа, по 1 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах (34 ч в каждом классе).
Срок реализации программы внеурочной деятельности — три года.

Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано
участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей
содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы наповторение
и занятия, посвящѐнные презентации продуктов проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
– ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
– понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
– готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
– представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
– ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач,
создании учебных проектов;
– стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных
и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
– наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики;
– интерес к обучению и познанию;
– любознательность;
– стремление к самообразованию;
– овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
– наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
– установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
– интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с
информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
– наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения,

в том числе с учѐтом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
– умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
– оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
– применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников
с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
– выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их
комбинациями;
– оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
– запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
– выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
– принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
– выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;

–
–

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчѐта перед группой.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
– выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
– составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи;
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
– осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объѐмам информации;
– осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
– соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
– объяснять, что такое информация, информационный процесс;
– перечислять виды информации;
– кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;
– переводить данные из одной единицы измерения информации в другую;
– характеризовать устройство компьютера;
– приводить примеры устройств для хранения и передачи информации;
– разбираться в структуре файловой системы;
– строить путь к файлу;
– объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;
– использовать переменные различных типов при написании программ на Python;
– использовать оператор присваивания при написании программ на Python;
– искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
– дописывать программный код на Python;
– писать программный код на Python;
– использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;
– анализировать блок-схемы и программы на Python;
– объяснять, что такое логическое выражение;
– вычислять значение логического выражения;
– записывать логическое выражение на Python;
– понимать структуру адресов веб-ресурсов;
– форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
– создавать презентации в Google Презентациях.

8 класс

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
– соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
– выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального
компьютера;
– понимать принцип работы архитектуры Неймана;
– искать информацию в Интернете;
– форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
– открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;
– писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя
модуль Turtle;
– понимать различия локальных и глобальных переменных;
– решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
– строить таблицы истинности для логических выражений;
– строить логические схемы;
– понимать, что такое событие;
– использовать события при написании программ на Python;
– искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
– дописывать программный код на Python;
– писать программный код на Python;
– писать свои функции на Python;
– разбивать задачи на подзадачи;
– анализировать блок-схемы и программы на Python.
9 класс

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
– соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
– объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;
– перечислять виды баз данных;
– писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
– использовать списки и словари при написании программ на Python;
– искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
– дописывать программный код на Python;
– писать программный код на Python;
– разбивать задачи на подзадачи;
– анализировать блок-схемы и программы на Python;
– разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
– защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
– предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности,
такие как кибербуллинг.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7
КЛАСС
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и
«Теоретические основы информатики»)
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные
процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией.
Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования.
Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые
структуры. Путь к файлу. Операции с файлами.
2. Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда
разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные.
Правила образования имѐн переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды

функций. Функ- ция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление.
Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот».
3. Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления
логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and,
or иnot. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием.
Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум».
4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные
технологии»)
Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW).
Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в
Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации.
Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации.
Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций.
Проект «Презентация ElevatorPitch».
8 КЛАСС
5. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные
технологии»)
История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды
информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана.
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с
поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и
работы в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования
текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google.
6. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и
программирование»)
Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой.
Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при
помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками.
7. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python(раздел
«Алгоритмы и программирование»)
Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание
функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями.
Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха.
8. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»)
Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения.
Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем.
Алгоритм построения логической схемы.
9 КЛАСС
Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)
Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот.
Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и
недостатки бумажного и электронного документооборота.
Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы
хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной.
Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трѐхмерная графика. Программы для
создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трѐхмерная система координат. Интерфейс
Tinkercad.
1. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и
программирование»)
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и
неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных.
Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по
способу хранения. Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python.
9.

Действия над элементами списка. Функцииappend(), remove(). Объединение списков. Циклический
просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение
списков и словарей.
2. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и
программирование»)
Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по
ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы
работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()).
3. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов.
Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы веб-дизайна.
4.
Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)
Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы
угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных.
Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и
криптография.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
7 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
Основные виды деятельности
данный раздел
обучающегося
при изучении темы
Содержание программы
программы, и число
часов на их изучение
Раздел 1. Информация и информационные процессы (6 ч)
Информация
Техника безопасности и
Повторяет и соблюдает правила техники
и информационные
правила работы на
безопасности и правила работы на
процессы
компьютере. Информация и компьютере.
информационные процессы. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает информацию о видах информации
Виды информации.
и об основных информационных процессах.
Хранение информации.
Переводит данные из одной единицы
Устройства для работы
измерения информации в другую (бит, байт,
с информацией.
Устройство компьютера.
килобайт, мегабайт, гигабайт).
Кодирование информации.
Кодирует и декодирует информацию
Код. Процессы кодирования согласно заданному правилу.
и декодирования. Единицы
Получает сведения о том, как информация
измерения информации
хранится в памяти компьютера
Файлы и папки
Файловая система.
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Одноуровневая и
Определяет тип файла по расширению.
многоуровневая файловые
Выполняет основные операции с файлами.
структуры. Путь
Описывает полный путь к файлу
к файлу. Операции с
файлами
Раздел 2. Основы языка программирования Python (12 ч)
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Знакомство с языком
Современные языки
Получает объяснение, почему для изучения
программирования
программирования.
программирования выбран Python.
Python
Алгоритм. Язык
Определяет вид алгоритма по его блокпрограммирования.
схеме.
Программа. Среда
разработки IDE. Интерфейс Знает интерфейс Sculpt.
Sculpt. Виды алгоритмов:
Работает в Sculpt
линейный,

разветвляющийся

Типы данных.
Переменные

Переменные. Правила
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Создаѐт переменные с именами,
образования имѐн
переменных. Типы данных: удовлетворяющими условиям.
Исправляет ошибки в программном коде.
целое число, строка
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Ввод и вывод данных Функция. Виды функций. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает информацию о синтаксисе
Функция: print(), input(),
функций
print(), input(), int().
int()
Анализирует программный код, чтобы
определить, что выведет программа при
конкретных исходных данных.
Исправляет ошибки в программном коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Ветвление
Ветвление
в
Python. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Оператор if-else. Вложенное Получает объяснение, почему вложенное
ветвление. Множественноеветвление можно упростить, используя
множественное ветвление.
ветвление.
Оператор if-elif-else
Анализирует программный код, чтобы
определить, что выведет программа при
конкретных исходных данных.
Исправляет ошибки в программном коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Проект «Чат-бот»
Цель проекта. Задачи
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
проекта. Чат-бот.
Определяет цель и задачи проекта.
Планирование
Планирует свою работу при помощи
таблицы.
Пишет программный код на Python,
используя функции print(), input() и операторы
ветвления.
Выступает со своим проектом.
Оценивает чужой проект
Раздел 3. Циклы в языке программирования Python (9 ч)
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Логические
Логическое выражение.
Анализирует логическую структуру
выражения и
Простые и сложные
выражений.
операторы
логические выражения.
Пишет программы на Python на определение
Результат вычисления
чѐтности и нечѐтности чисел.
логического выражения.
Исправляет ошибки в программном коде.
Условие. Операции
Дописывает программный код.
сравнения в Python.
Пишет программный код
Логические операторы
в Python: and, or и not.
Операторы целочисленного
деления и деления с
остатком на Python

Циклы

Цикл с предусловием.
Цикл с параметром

Программирует циклические алгоритмы.
Определяет вид алгоритма по его блоксхеме.
Решает задачи с использованием циклов в
Blockly.
Понимает отличие цикла с условием от
цикла с параметром
Проект «Максимум и Статистика. Примеры
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
статистических моделей.
минимум»
Определяет цель и задачи проекта.
Формула вычисления
Планирует свою работу.
среднего. Функции для
Пишет программный код на Python для
вычисления максимального исследования температуры воздуха
и минимального значения
Раздел 4. Информационные технологии (7 ч)
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Работа в Интернете
Средства коммуникации.
Анализирует пользовательский интерфейс
Современные средства
применяемого
программного средства.
общения. Всемирная
Создаѐт электронную почту и работает с
паутина (WWW).
облачным хранилищем данных Google.
Назначение браузера.
Создание почтового ящика. Имеет представление об общении в
Интернете
Облачное хранилище.
Правила безопасности в
Интернете
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Обработка различных Текстовая информация
видов информации
в реальной жизни.
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Обработка текстовой
информации.
Форматирование текста.
Создаѐт текстовые документы. Форматирует
текстовые документы.
Обработка графической
Создаѐт векторный рисунок в текстовом
информации. Виды
графической информации. процессоре.
Применение компьютерной Создаѐт презентации по заданной теме
графики. Работа с
табличным процессором.
Создание презентаций
Проект «Презентация Свойства и правила
Получает информацию об особенностях
ElevatorPitch»
презентации типа «ElevatorPitch».
хорошей презентации.
Создаѐт презентацию типа «ElevatorPitch»
Особенности презентации
по заданной теме.
типа «ElevatorPitch»
Выступает со своим проектом.
Оценивает чужой проект
8 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы,
Содержание
Основные виды деятельности
раскрывающие
программы
обучающегося при изучении темы
данный раздел
программы, и число
часов на их изучение
Раздел 1. Информационные технологии (9 ч)

Информационные
технологии

История развития
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Определяет программные средства,
информационных
технологий и персонального необходимые для осуществления
информационных процессов при решении
компьютера. Виды
задач.
информационных
Оперирует компьютерными
процессов.
информационными объектами в наглядноУстройства для работы
графическом интерфейсе
с информацией.
Архитектура Неймана.
Программное обеспечение.
Виды программного
обеспечения.
Пользовательский
интерфейс. Работас
поисковыми системами
Обработка различной Повторение: виды
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
информации,
информации
Применяет новые функции Google
форматирование,
Документов и Google Презентаций на
редактирование текста,
практике
работав облачном сервисе
Google. Изучение новых
функций Google
Документов для
форматирования текста.
Виды презентаций.
Совместный доступ к
презентации в Google
Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч)
Знакомство с модулем Подключение модуля
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Turtle в Python
Объясняет, что такое исполнитель.
Turtle. Объект. Метод.
Описывает черепашку как пример
Основные команды
исполнителя.
управления черепашкой.
Устанавливает связь между движением
Заливка замкнутых
черепашки и единицами измерения (пиксели,
многоугольников.
градусы).
Рисование окружности.
Определяет координаты как адрес
Изменение внешности
черепашки при помощи
расположения точки в пространстве.
команды Shape.
Определяет на экране начало движения
Управление несколькими черепашки (начало отсчѐта).
черепашками
Решает задачи на рисование различных
геометрических фигур черепашкой.
Настраивает цвет исполнителя, толщину
пера, выполняет заливку цветом.
Пишет программный код на Python с
использованием нескольких объектовчерепашек
Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования
Python (12 ч)
Функции и события в
Повторение: функция,
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Python
виды функций.
Создаѐт свои функции.
Функции модуля Turtle.
Пишет программный код на Python с
Самостоятельное создание ипользованием функций и событий.
функции. Глобальные и
Получает информацию о различиях между
локальные переменные.
областью видимости функции и областью
Объект
видимости программы.
«экран». Событие. Работа Решает задачи с использованием

с событиями. Фракталы.
Рекурсия. Кривая Коха

Элементы алгебры
логики

глобальных переменных

Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч)
Электронное устройство. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Анализирует логическую структуру
Логическое высказывание.
высказываний.
Логические операции и
Составляет таблицу истинности для
выражения. Таблица
истинности для логического логического выражения.
Строит логические схемы
выражения. Логические
элементы.
Построение
логических
схем. Алгоритм построения
логической схемы

9 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы, и число
часов на их изучение
Работа с
программами

Компьютерная
графика

Содержание программы

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч)
Повторение: информационные Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает информацию о причинах
технологии.
использования электронного
Документооборот.
Электронный документооборот. документооборота вместо бумажного.
Форматирует и редактирует текстовую
Механизмы работы с
информацию в облачном сервисе Google
документами. Система
электронного документооборота. Документы
Достоинства и недостатки
бумажного и электронного
документооборота. Проверка
подлинности. Электронная
цифровая подпись
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Компьютерная графика.
Анализирует пользовательский
Способы хранения графической
интерфейс применяемого программного
информации на компьютере.
Отличия растровой графики от средства.
Создаѐт трѐхмерное изображение
векторной. Преимущества и
недостатки растровой и векторной графики. Трѐхмерная
графика. Программы для
создания компьютерной графики.
UX/
UI-дизайн. Трѐхмерная система
координат. Интерфейс Tinkercad
Раздел 2. Структуры данных (11 ч)

База данных

Базы данных. Системы
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Имеет представление о базах данных
управления базами данных
(СУБД). Запросы.
Структурированные и
неструктурированные данные.
Работа с большими данными.
Причины структурирования
данных. Реляционная база
данных. Виды баз данных по
способу организации данных.
Виды баз данных по способу
хранения
Список в языке Python Функции str() и int(). Методы
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
для работы со строками.
Создаѐт списки на Python.
Создание списка в Python.
Исправляет ошибки в программном
Действия над элементами списка. коде.
Дописывает программный код.
Функции append(), remove().
Пишет программный код
Объединение списков.
Циклический просмотр списка.
Сортировка списков. Сумма
элементов списка. Обработка
списков.
Сравнение списков и словарей
Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python (5 ч)
Словарь в языке
Python

Создание сайтов

Информационная
безопасность

Словарь. Создание словаря
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
в Python. Добавление новой
Создаѐт словари на Python.
записи в словарь. Вывод значения Исправляет ошибки в программном
по ключу. Замена элемента
коде.
словаря. Удаление элемента из
Дописывает программный код.
словаря.
Пишет программный код
Работа с элементами словаря.
Методы работы со списками
(len(), clear(), keys(), values(),
items())
Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч)
Структура и разработка сайтов. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Знакомство со специалистами по Имеет представление о создании
разработке сайтов. Конструкторы сайтов.
Выполняет оформление сайта с
сайтов. Создание сайта в
помощью готового конструктора.
конструкторе Google. Язык
Создаѐт одностраничный сайт с
HTML. Основы веб-дизайна
помощью языка HTML
Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч)
Информационная безопасность. Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Имеет представление об
Приватность и защита
персональных данных. Основные информационной безопасности
типы угроз в Интернете. Правила
поведения
в Интернете. Кибербуллинг.
Защита приватных данных.
Финансовая информационная
безопасность.
Виды финансового
мошенничества. Шифрование и
криптография

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» для 7—9 классов
рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в
классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в каждом из
которых 5—14 занятий.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
– Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в
том числе раздаточный материал и т. д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
– Методические материалы.
– Демонстрационные материалы по теме занятия.
– Методическое видео с подробным разбором
использования на занятии.

материалов,

рекомендуемых

для

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
– Образовательная платформа.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
– Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).
– Компьютерные мыши.
– Клавиатуры.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.

–

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
урока

Раздел, тема урока

Дата
занятия

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Техника безопасности. Организация рабочего места.
Устройство компьютера.
Информация вокруг нас Кодирование информации.
Представление целых чисел в памяти компьютера
Файловая система.
Алгоритм решения задачи. Виды алгоритмов
ОСНОВЫ ЯЗЫКА PYTHON
Современные языки программирования
Переменные в Python. Типы данных
Ввод и вывод данных
Арифметические выражения: операции, порядок, результат
Линейные алгоритмы в Python
Программная обработка целых и вещественных данных
Ветвление в Python
Множественное ветвление

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Решение задач на ветвление
Проект «Чат-бот»
Защита проекта
Подведение итогов модуля
ЦИКЛЫ В PYTHON
Логические выражения в Python
Логические операторы в Python
Цикл while
Цикл for
Вычисление суммы последовательностей
Практикум решению задач
Задачи на деление с остатком
Проект «Максимум и минимум»
Подведение итогов модуля
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Средства коммуникации.
Обработка текстовой информации.
Обработка графической информации.
Работа с табличным процессором
Создание презентаций.
Проект «Презентация ElevatorPitch».
Подведение итогов модуля

15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел, тема
урока
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией
Программное обеспечение
Интернет-сервисы
Работа с поисковыми системами
Безопасное поведение в сети Интернет
Работа с текстовым документом
Редакторы презентаций
Передовые цифровые технологии: дебаты
Подведение итогов модуля
ГРАФИЧЕКСИЙ МОДУЛЬ TURTLE В PYTHON
Подключение модуля turtle. Основные команды
Создание многоугольников. Цикл while
Цикл со счѐтчиком
Координаты
Логические операторы
Объекты и методы
Работа со списками
Подведение итогов модуля
ФУНКЦИИ И СОБЫТИЯ В TURTLE
Понятие функции
Создание функции
Глобальные и локальные переменные
Фракталы
Понятие объекта. Объект «экран»
Логические операторы в Python
События мыши
События клавиатуры
Условия касания объектов
Рекурсия и фракталы
Создание интерактивной игры
Подведение итогов модуля
АЛГЕБРА ЛОГИКИ
Высказывания
Логические операции и выражения
Логические элементы
Построение логических схем
Подведение итогов модуля

Дата по
плану
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

Дата по
факту

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел, тема
урока
СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цифровые устройства
Всемирная компьютерная сеть Интернет
Электронный документооборот
Компьютерная графика
3D- графика
Подведение итогов модуля
СТРУКТУРЫ ДАННЫХ
Понятие базы данных и системы управления базами
данных (СУБД)
Структурированные и неструктурированные данные
Создание и действия над строками
Создание списков
Действия над элементами списка
Циклический просмотр списка
Сортировка списков
Сумма элементов списка
Обработка списков
Сравнение списков и словарей
Подведение итогов модуля
СПИСКИ И СЛОВАРИ В PYTHON
Создание словаря
Работа с элементами словаря
Решение задачи на подсчѐт суммы покупки
Решение задач на вычисление кешбека
Подведение итогов модуля
Разработка ВЕБ-САЙТОВ
Как устроен сайт?
Структура и разработка сайтов
Конструкторы сайтов
Язык HTML
Основы веб-дизайна
Подведение итогов модуля
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Приватность и защита персональных данных
Правила поведения в сети Интернет
Финансовая информационная безопасность
Шифрование и криптография
Алгоритмы шифрования
Подведение итогов модуля

Дата по
плану
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

Дата по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».