Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №109 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАОУ Лицея № 109 МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Программа внеурочной деятельности «Основы здорового питания» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 34 часа Автор-составитель: Харапаев М.Н., Учитель Екатеринбург 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ» (34 часа) Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана для обучения обучающихся 5 – 9 классов основам здорового питания в рамках часов внеурочной деятельности, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). Актуальность. Современный образ жизни часто включает в себя неправильное питание, что приводит к различным проблемам со здоровьем. Поэтому важно обучать школьников основам здорового питания, чтобы они могли сделать правильный выбор в пользу своего здоровья. Программа будет способствовать достижению целей национального проекта «Демография» и федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», таких как улучшение питания населения, снижение заболеваемости хроническими заболеваниями, повышение осведомленности граждан о здоровом образе жизни и формирование здоровых пищевых привычек среди детей и подростков. Новизна программы. 1. Интерактивные уроки. В рамках программы предусмотрены интерактивные уроки с использованием мультимедийных презентаций, игр, викторин и других активностей, способствующих запоминанию материала; 2. Индивидуализированный подход. Каждый ученик будет иметь возможность разработать свой индивидуальный план здорового питания с учетом своих предпочтений, потребностей и особенностей. 3. Практические занятия. Рабочая программа включает в себя практические занятия по оценке своего пищевого статуса, составлению рационов питания и другие практические мероприятия. 4. Онлайн ресурсы. Для удобства обучения и доступности материалов, программа предусматривает использование онлайн ресурсов, таких как видеоуроки, и доступ к рецептам здоровых блюд. 5. Оценка результатов. В рамках программы предусмотрена система оценки результатов обучения, которая позволит оценить эффективность обучения и внести коррективы для дальнейшего улучшения программы. Комплексный подход к разработке рабочей программы позволит создать инновационную и эффективную систему обучения основам здорового питания, которая будет интересной, познавательной и полезной для школьников. Цель программы – это знакомство школьников с основами здорового питания, помощь в развитии навыков правильного выбора продуктов и формировании здоровых пищевых привычек. Задачи программы: 1. Изучение основных понятий в области здорового питания; 2. Анализ рациона питания и выявление ошибок; 3.Обучение школьников составлению здорового питательного рациона; 4. Проведение практических занятий по приготовлению здоровых блюд; 5. Организация мастер-классов и лекций от диетологов и питательных специалистов. Планируемые результаты освоения курса внеучебной деятельности. Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении практических заданий, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с общественным питанием. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основах здорового питания. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные информации, признаки данных, здорового необходимых питания; для выявлять оценки дефициты пищевого статуса, составления рационов; самостоятельно выбирать способ решения учебной практической задачи. Базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану решение практической задачи; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе решение практической задачи; самостоятельно формулировать выводы по результатам проведённых расчетов; прогнозировать дальнейшее развитие процессов и давать рекомендации на основе полученных результатов. Работа с информацией: пользоваться рекомендованной литературой и интернет-ресурсами; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; запоминать и систематизировать полученную информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы здорового питания и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи в области здорового питания и поддержание благожелательности общения. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний о здоровом питании; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Предметные результаты освоения программы. В познавательной (интеллектуальной) сфере: объяснить важность здорового питания; определить основные группы продуктов питания и их роль; разработать здоровое меню для детей разного возраста; связать здоровое питание с физической активностью; применять принципы диетологии на практике. В ценностно-ориентационной сфере: Понимание важности здоровья и забота о нем как приоритетной ценности; уважение к себе и своему телу через здоровое питание; ответственность за свое питание и его влияние на здоровье; сознательный выбор продуктов и приоритет здорового питания; поддержка здорового образа жизни и привитие этой ценности окружающим. Тематическое деятельности (34 часа). Тема 1 (1час). планирование программы внеурочной Теоретическая часть. Введение в курс: цели и задачи курса. Дискуссия: обсуждение важности здорового питания для общего состояния здоровья. Тема 2 (4 часа). Теоретическая часть. Основные группы пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Практическая часть: определение роли каждой группы веществ организме на основе материалов: https:// /consumers/zhiry-poleznye-ili-vrednye/; ratsione-komu-zachem-i-skolko/; https://healthy-nutrition/articles/belki-v- https:// healthy-nutrition/articles/uglevody-v- ratsione-komu-zachem-i-skolko/. Тема 3 (2 часа). Теоретическая Практическая часть: использованию часть. Пищевые обсуждение пищевых добавок и добавки составление и их значение. рекомендаций по https://healthy-nutrition/articles/khotite- dobavki/. Тема 4 (2 часа). Теоретическая часть. Здоровое питание для детей: особенности детского питания. Практическая часть: основы разработки меню для детей разного возраста. Тема 5 (2 часа). Теоретическая часть. Питание и физическая активность: связь между здоровым питанием и физической активностью; рекомендации по питанию до и после тренировок. Практическая часть: оценка своего уровня физической активности. Тема 6 (3 часа). Теоретическая часть. Правильное питание для подростков: особенности питания в период подросткового роста. Практическая часть: создание дневника питания: https://здоровое-питание.рф//programs/. Тема 7 (2 часа). Теоретическая часть. Здоровое питание в школе: анализ школьного питания. Практическая часть: разработка здорового обеда для школьника на основе материала https://zdorovoe-pitanie-shkolnika-ratsion-dlya-uspeshnoy- uchyeby/. Тема 8 (2 часа). Теоретическая часть. Правильное питание для взрослых: рекомендации по здоровому питанию для взрослых. Практическая часть: разработка поста для социальной сети #здоровоепитание https:// healthynutrition/articles/5-shagov-k-soblyudeniyu-formuly-zdorovogo-pitaniya-1-14/. Тема 9 (2 часа). Теоретическая часть. Влияние неправильного питания на организм: последствия неправильного питания меры профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием. Практическая часть: прохождение тестов и обсуждение результатов https://rasstroistva-pischevogo-povedeniya/tests/otnosheniya-s-edoy; https://rasstroistva-pischevogo povedeniya/tests/test-dlya-vzroslih; https:// /rasstroistva-pischevogo-povedeniya/create-char. Тема 10 (2 часа). Теоретическая часть. Основы диетологии: понятие диетологии и ее значение; основные принципы здорового питания и диетотерапии. Практическая часть: нутрициолог – профессия будущего https://healthynutrition/articles/nutritsiologiya-nauka-o-pitanii/. Тема 11 (10 часов). Теоретическая часть: Практические навыки составления здорового меню, обучение правилам составления здорового меню; Практическая часть: составление меню на день/неделю. Тема 12 (1 час). Теоретическая часть. Обзор пройденного материала, подведение итогов курса; Дискуссия: обсуждение важности правильного питания для здоровья. Поурочное планирование программы внеурочной деятельности (34 часа). № Тема урока Практика Теория Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Введение в курс. Основные группы пищевых веществ. Пищевые добавки их значение. Здоровое питание для детей. Питание и физическая активность. Правильное питание для подростков. Здоровое питание в школе. Правильное питание для взрослых. Влияние неправильного питания на организм Составления здорового меню. Основы диетологии. Обзор пройденного материала, итоги. Итого: 3 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 20 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 14 1 4 2 2 2 3 2 2 2 10 2 2 34 Список используемых источников для освоения программы внеурочной деятельности: Список литературы: 1. Мезенова, О.Я. Физиология и современная теория питания: учебное пособие / О. Я. Мезенова. - СПб. : Проспект Науки, 2024. - 160 с. 2. Лаврова, Л. Ю. Теоретико-практические основы здорового питания: учебное пособие / Л. Ю. Лаврова, Е. Л. Борцова. - Москва: БИБЛИОГЛОБУС, 2018. - 202 с. Интернет – ресурсы: 1. https://здоровое-питание.рф/