От простого к сложному

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«От простого к сложному»

Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Толстенко Л.П.,
Учитель

Екатеринбург
2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От простого к
сложному».
Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, в год – 34 часа
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС
СОО), базируется на программно-методических материалах по русскому
языку авторов УМК Гольцовой, Шамшина, Москва, «Русское слово»,
2019 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности
составлена с учетом
следующих нормативных правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
 Примерная
программа
по
внеурочной
деятельности
для
общеобразовательных школ;
 Учебный план МАОУ Лицей 109 на 2023/2024 уч. год;
 Календарный учебный график МАОУ Лицей 109 на 2023-2024 уч. год;
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;

 Локальные нормативные акты МАОУ Лицей 109
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «От простого к
сложному» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа, в
том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями
(для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Данный программа учитывает углубленное изучение предмета и носит
итоговый характер. Поскольку внеурочный курс обобщает, закрепляет
важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников
средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших
классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала,
позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых
заданий. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора требует своей технологии выполнения заданий, а
значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного,
активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора
школьников,
воспитание
самостоятельности
в
работе, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических
навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также
использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.

Задачи курса:


изучение нормативных и методических документов по русскому языку;



овладение основными нормами литературного языка;



создание
прочной
базы
языковой
грамотности
учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;



дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки;



обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов
тестовых заданий;



освоение
стилистического
многообразия
и
практического
использования художественно-выразительных средств русского языка;



обучение анализу текста, его интерпретации;



совершенствование лингвистической компетенции выпускников;



развитие речевой культуры.

Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю)
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с
нормативными документами, с учебными пособиями, с тестами и текстами,
тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного
осмысления
и
решения
лингвистических
и
коммуникативных задач, решение тестов на заданное время, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений, анализ образцов ученических сочинений,
тренировочно-диагностические работы, использование различных каналов
поиска информации.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать


смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;



основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;



орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;



нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;



основные особенности функциональных стилей;

уметь:



оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного
языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных, морфологических, синтаксических);



применять
знания
по
фонетике,
лексике,
словообразованию,
морфологии
и
синтаксису
правописания;



соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;



понимать и интерпретировать содержание исходного текста;



создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;



аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои
мысли;



оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работе.

морфемике,
в
практике

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Орфографические нормы (7 ч.) Принципы русской орфографии.
Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок.
Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний.
Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н –
нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (5 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными членами, при обособленных членах
(определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное
предложение с разными видами связи.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ

текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства
связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация
микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
Предупреждение ошибок при определении типов речи.

признаки.

Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки
Предупреждение ошибок при определении стиля текста..

стилей

речи

Изобразительно-выразительные средства языка. (3 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (5 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной
работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№

Тематика курса

кол-во
часов

теоретич.
часть

практич.
часть

1 Орфографические нормы

7

3

4

2 Пунктуационные нормы

5

1

3

3 Текст

3

1

2

4 Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

5 Функциональные стили речи

6

1

5

6 Изобразительно-выразительные
средства языка

3

1

2

7 Коммуникативная компетенция.

5

2

3

34

7

27

п/п
11 класс

Всего в 11 классе

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков
и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.
Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление
плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и
отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений,
очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к
изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон,
мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и
тесты.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–
РС», 2019.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для
учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11
класс - М.: ТП Сфера, 2020.
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
5. Учебные пособия, изд. «Экзамен».
6. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для
школьников и абитуриентов.– М.: Грамотей, 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».