Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №109 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАОУ Лицея № 109 МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка и культуры речи» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 34 часа Автор-составитель: Жукова А.В., Учитель Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). «Секреты русского язык и культура речи». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также учебное пособие «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» под редакцией Измайловой Л.В., Демьяновой Н.Н., Меньшиковой Н.П., спецкурс С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация». Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Культура речи - это исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные любители родного языка сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой и большой родины. Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределениюучащихся в выборе профиля обучения. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинированияразличных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее. Практическая значимость программы заключается в следующем: 1. Программа помогает постичь основы курса , сделать первые шаги по исследованию текстов и информации различного характера. 2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному языку. 3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать демонстрационный наглядный материал. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога. Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний. Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся. Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем. Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских работ, практические работы. Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме. Цель программы: - развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Задачи: - обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся; - способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков; - формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации. Общая характеристика программы внеурочной деятельности. Сроки реализации программы 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на 34 недель - 34 ч.(1 час в неделю). На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов созданиятекста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих компетентности; сформироватьязыковую, закрепить лингвистическую знанияорфографических и и коммуникативную пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающихзатруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется вниманиеправильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированиютворческих работ. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в областиправописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогаютреализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими разнообразными схемами итаблицами лингвистическими по орфографии словарями и пунктуации, иорфографический работа с анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видетьзатруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковыенормы и языковые ошибки). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; • умение адекватно воспринимать авторский замысел; • умение вычленять главное в информации; • умение сокращать текст разными способами; • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Вторая часть работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Методы, формы работы, используемые технологии. Методы: 1) объяснительно-иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемное изложение изучаемого материала; 4) частично-поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Используемые технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) здоровье сберегающие. Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные Метапредметные Формирование сознания того, что русский Коммуникативные: язык – важнейший показатель культуры пользоваться разными видами чтения, человека. Развивать любовь и уважение к слушать и слышать друг друга, с точностью Отечеству, его языку как выразителю и полнотой выражать свои мысли в национального самосознания народа. соответствии с задачами и условиями Овладение языковыми нормами, коммуникации, управлять поведением лингвистической компетенцией партнеров (контроль, коррекция, оценивания параметров сочинения. оценка действия партнера, умения Формирование устойчивой мотивации к убеждать),формировать навыки учебного изучению и закреплению нового. сотрудничества входе индивидуальной и Формирование устойчивой мотивации к групповой работы,пользоваться разными самостоятельной и коллективной видами чтения, слушатьи слышать друг аналитической деятельности, овладение друга, с точностью и полнотой лингвистической компетенцией находить и выражать свои мысли в соответствии с формулировать главный тезис, подбирать задачамии условиями аргументы. Овладение лингвистической коммуникации,корректировать интонацию компетенцией распознавания фактических в соответствии скоммуникативной целью ошибок. Овладение лингвистической высказывания. компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок. Осознавать роль Регулятивные: самостоятельно выделять языка в формировании мышления, иформулировать познавательную цель, расширять объем употребления искать,выделять и преобразовывать грамматических средств выражения мыслей необходимуюинформацию, проектировать и чувств, ценность чувствовать родного сохранять его эстетическую маршрутпреодоления затруднений в языка, красоту потребность обучении черезвключение в новые виды и богатство. деятельности и формы сотрудничества. Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового Познавательные: объяснять языковые явления. явления,процессы, связи и отношения, Формирование устойчивой мотивации к выявляемые входе исследования структуры, самостоятельной и коллективной содержания изначения слова, предложения, аналитической деятельности. текста, объяснять Формирование устойчивой мотивации к Языковые явления, процессы, связи и самостоятельной и коллективной отношения, выявляемые в ходе аналитической деятельности. проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. Тематический план № Название раздела Количество часов п/п 1 Речевая культура – часть общечеловеческой 8 культуры. Культура языка. Культура речи. 2 Типология норм. 9 3 Нормы речи. 8 4 Синтаксис. 9 Итого 34 Содержание программы внеурочной деятельности Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов) Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. Типология норм. (9 часов) Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике. Нормы речи. (8 часов) Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Синтаксис. (9 часов) Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Уровень результатов работы по программе: • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции; • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста; • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы; • владеть формами обработки информации исходного текста; • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий. Календарно-тематическое планирование № 1 2 Тема Содержание темы Речевая культура – Лекция учителя: часть «Значимость речевой общечеловеческой культуры для духовной культуры. жизни общества.» Культура языка. Количество Дата часов проведения 1 1 Культура речи. 3 Язык и речь. Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема 1 “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста». 4 Языковая норма как Лекция учителя: «Развитие историческая языковой нормы как категория. системы правил». 1 «Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста». 5 Понятие нормы в Лекция учителя: современной «Зарождение нормы в лингвистике. языке». «Изменчивость 1 нормы». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения». 6 Формирование норм Лекция учителя: «Норма - литературного языка. одна из составляющих Признаки нормы. национальной культуры». 1 Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия». 7 Понятие вариантов Лекция учителя: 1 норм. Написание «Императивные сжатого изложения. (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам». 8 Эволюция языковых Лекция учителя: «Первый норм. Сочинение как закон экономии языковых жанр различных средств». «Второй закон стилей речи языковых средств – закон 1 аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: Структура сочинения». 9 Типология норм. Лекция учителя: «Соблюдение Ошибки языковой нормы – основное грамматические и условие хорошей речи». речевые. Практические упражнения 1 «Поразмышляем вместе». Учимся формулировать тезис 10 Качества хорошей речи. Лекция учителя: «Понятие 1 речи. Общая характеристика. Особенности». Практическая часть: Учимся аргументировать». 11 Основные качества Семинар на тему: хорошей речи. «Правильность, чистота, Общая характеристика. богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность 1 - основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему)». 12 Правильность как Лекция учителя: «Виды основа хорошей речи. правильности речи. 1 Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему». 13 Содержательность Викторина: «Богатство речи хорошей речи. и способы проявления 1 языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы». Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы . 14 15 Выразительность и Практическая работа: гибкость хорошей речи «Поразмышляем вместе». Уместность и Отработка навыка написания доступность хорошей сочинения «комментарий к речи. определению» Точность речи. Лабораторная работа: 1 1 «Фактические ошибки Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование или (изложение, сочинение) 16- Техника речи. Понятие Практикум: «Дыхание как 17 техники речи в основа звучащей речи. Виды современной дыхания. Этапы тренировки лингвистике. фонационного дыхания. 2 Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания». 18 Орфоэпические нормы. Лекция учителя: Тексты разных стилей. «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. 1 Степени нормативности системы литературного произношения». Практическая часть: «Понимание текста.». 19 Лексика. Лексические Лекция учителя: «Лексика нормы. как системная организация 1 языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. » 20 Акцентологические Лекция учителя: «Понятие нормы. ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум». Практическая часть: «Поразмышляем вместе». 21 Словообразовательные Лекция учителя: нормы. «Словообразовательная Орфография. система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании». Практическая часть: 1 «Правописание приставок.» 22- Морфологические Практикум: «Правила 23 нормы и их согласования, образования и особенности. употребления форм рода. 1 Числа и падежа. Правописание суффиксов.» Лекция учителя: «Морфологический минимум». Практическая часть: 1 «Правописание Н – НН в различных частях речи». 24 Синтаксис и Проектная работа – пунктуация. презентация Синтаксические нормы «Словосочетание. Виды и их особенности. подчинительной связи 1 (согласование, управление, примыкание)». Практикум: «Нарушения норм согласования и управления.» 25 Речевые ошибки при Семинар: «Грамматическая употреблении основа предложения. синтаксических средств Нарушения порядка языка. следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение 1 прямой и косвенной речи.» Практическая часть. 26 Употребление Проект – презентация обособленных «Обособленные члены определений и предложения.» 1 обстоятельств в речи. 27 Употребление вводных Игра-разминка. слов, обращений и Практикум: «Знаки междометий в речи. препинания в простом 1 осложненном предложении.». 28 Употребление знаков Семинар: «Знаки препинания препинания в в сложносочиненном сложносочиненных, предложении, сложноподчиненных сложноподчиненном предложениях. предложении». 1 Практическая часть. 29 Многокомпонентные Лекция учителя: «Сложные синтаксические предложения с различными конструкции и знаки видами связи» 1 препинания в них. 30 31 Употребление знаков Синтаксическая викторина препинания в «Побудь управленцем!» бессоюзных сложных Практикум: «Сложные предложениях. бессоюзные предложения.» Синтаксический Игра «Ты эксперт». минимум. Практикум: «Выполнение 1 1 тестовых заданий». 32 Функциональные стили. Лекция учителя Стилистические нормы. «Функциональные стили». 1 Практикум: «Выполнение тестовых заданий». 33 Функционально- Проект-презентация по теме смысловые типы «Типы речи в нашей 1 речи. языковой практике». Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе». 34- Правописные Лекция учителя: 35 (орфографические и «Орфографическая и пунктуационные) пунктуационная грамотность нормы. как неотъемлемая часть 1 речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационномелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» Список используемой литературы: 1. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М.: Логос, 2020 2. Львова С.И. За страницами школьного учебника. М.: Дрофа, 2020 3. Мормыш Л.С. Русский язык: подготовка к централизованному тестированию «с нуля» Минск: ТетраСистеме, 2021 4. С.И.Львова «Позвольте пригласить вас..», или Речевой этикет: пособие для учащихся М.: Дрофа, 2022 5. Иджиев А.А. Современный русский язык : Говорим и пишем правильно. Ростов: Феникс, 2022 (Справочник)