ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»

Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Бороздина В.А.,
Учитель

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с
учащимися 7-8 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными
потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). Данная программа является наиболее
актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности,
познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого
учащегося.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

активизировать

Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых
слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к
“Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои
знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для
успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна
никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется
заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них
чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому
языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил
для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения через систему развивающих занятий.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к
письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению
языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение,
последовательность действий;

сравнивать,

устанавливать

закономерности, называть

представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого
общения;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
обогащение активного и потенциального словарного запаса достижения более высоких
результатов при изучении других учебных предметов;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес. (Высказывания великих людей о русском языке.
Пословицы и поговорки о родном языке. История слов).
Тема 2. Необычные правила. (Работа со школьными правилами).
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания,
который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное
написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
Тема 4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек,
которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как
поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что
там стоит?..»)
Тема 6. Хитрый звук «йот» (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Слова-тёзки.1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
Тема 8. Различай и отличай.1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и
упражнения).
Тема 9. Поиск нужного слова. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и
лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)
Тема 10. Многословие. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая
тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).
Тема 11. Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью.
Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема 12. Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова) .
Тема 13. Судьба слова. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)
Тема 14. Проще простого или сложнее сложного. (Составление предложений. Прямой порядок
слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления
выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 15. Согласуй и помни. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий
рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административнотерриториальных единиц и астрономических названий.)
Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Наречие как часть речи. (Наречие. Работа с деформированными текстами.
Лингвистическое лото.)
Тема 18. Образование бывает разным. (Способы образования наречий. Решение
лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Разряд, становись в ряд! (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте.
Кроссворды.)
Тема 20. Узнай меня по суффиксу! (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от
суффикса. Наречия в загадках.)
Тема 21. Некогда или никогда? (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто
быстрее?»).
Тема 22. Затруднительное состояние. (Слова категории состояния: их виды и применение.
Дидактические упражнения)
Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Роль предлога в речи и в
тексте. Работа с текстом. )
Тема 24. Употреби меня со словом. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие
предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с
географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.
Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

Тема 26. Соединю простое в сложное. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)
Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.)
Тема 28. Не могу не знать = я знаю! (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на
восстановление деформированного текста)
Тема 29. Будешь вежлив ты со мной. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)
Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (Звукоподражательные слова, их роль и
употребление.)
Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и
культура речи. Решение кроссвордов.)
Тема 32. «Стильная речь». (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс
вежливых.)
Тема 33. Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи)
Тема 34. Итоговое занятие. Защита проекта.

Тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во
часов

1

Язык и речь - чудо из чудес.

1

2

Необычные правила.

1

3

Путеводные звёзды орфографии.

1

4

Если матрёшки не откликнулись…

1

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

6

Хитрый звук «йот»

1

7

Слова-тёзки.

1

8

Различай и отличай.

1

9

Поиск нужного слова.

1

10

Многословие.

1

11

Каламбур и многозначность.

1

12

Тайно слово родилось.

1

13

Судьба слова.

1

14

Проще простого или сложнее сложного.

1

15

Согласуй и помни.

1

16

Работа над проектом.

1

17

Наречие как часть речи.

1

18

Образование бывает разным.

1

19

Разряд, становись в ряд!

1

20

Узнай меня по суффиксу!

1

21

Некогда или никогда?

1

22

Затруднительное состояние.

1

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

24

Употреби меня со словом.

1

25

То же, так же иль за то?

1

26

Соединю простое в сложное.

1

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

28

Не могу не знать = я знаю!

1

29

Будешь вежлив ты со мной.

1

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

32

«Стильная речь».

1

33

Типы речи или типы в речи.

1

34

Итоговое занятие. Защита проекта.

1

Методическая литература
1. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга
школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991..
2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение,
1966
3. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –М, 2010.
4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.

5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.

Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».