Актуальные вопросы биологии

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ
___________ (Кудимова Ю.А.)

Педагогическим советом

МАОУ Лицея № 109

Директор МАОУ Лицея № 109

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы биологии»

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Скосарева С.Н.,
Учитель
Екатеринбург
2023

1

Рабочая программа внеурочной деятельности «Актуальные вопросы биологии»
составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от
17.12.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 года);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Лицей №
109, в том числе учебного плана МАОУ Лицей 109 на 2023-2024 учебный год;
- Положения о составлении рабочих программ МАОУ Лицей № 109
- «Примерной программы основного общего образования. Биология»
На учебно-тематическое планирование рабочей программы «Актуальные вопросы
биологии» отведено 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов, в том числе для
обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детейинвалидов)

Планируемые результаты освоения курса

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
Освоение курса направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к
объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных,
гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и
анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Программа внеурочной деятельности «Актуальные вопросы биологии» способствует
формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы.
Рабочая программа содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
2

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность
к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация
себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
3

эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами,
имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.".
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,
таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования
и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
4

текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность
развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в
зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых
методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
5

и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
6

состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
7

 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный,
текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
8

 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
9

 владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
 2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
 формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
 формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора;
 формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
 формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
 формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи
тьютора;
 развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении
какого-либо вопроса;
 формирование умения активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
 развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.".
Предметные результаты:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения
за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты,
процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать
их результаты.
Выпускник
овладеет
системой
биологических
знаний
–
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах
10

массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях
и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов
и бактерий;
 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений
и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
 различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
11

 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных
для организма человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды, родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

12

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и
его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов
риска на здоровье человека;

13

 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад
в деятельность группы.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Блок 1. Биология как наука (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Биологические науки. Методы изучения живых объектов
(наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Блок 2. Признаки живых организмов (2 часа)
Строение, функции и многообразие клеток, тканей, органов и систем органов.
Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Способы размножения
живых организмов. Приёмы выращивания растений и разведения животных.
Блок 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (4 часа)
Отличительные признаки основных царств живой природы (Животные, Растения,
Грибы, Бактерии). Классификация растений и животных (отдел (тип), класс). Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биоразнообразие как основа устойчивости
биосферы. Результат эволюции.
Блок 4. Человек и его здоровье (11 часов)
Происхождение человека и его биосоциальная природа. Высшая нервная
деятельность и особенности поведения человека. Строение и жизнедеятельность органов и
систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения,
пищеварения, половой, опоры и движения). Внутренняя среда организма. Иммунитет.
Органы чувств. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Санитарногигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Блок 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3 часа)
Системная организация живой природы. Экологические факторы среды.
Взаимодействие разных видов в природе. Естественные и искусственные экосистемы и
входящие в них компоненты. Пищевые связи. Экологические проблемы, их влиянии на
собственную жизнь и жизнь других людей. Правила поведения в окружающей среде и
способы сохранения равновесия в ней.
Блок 6. Структура объекта. Биологические суждения. Графическая информация
(3 часа)
Установление связи между позициями первого и второго столбцов. Оценка
биологических суждений. Работа с информацией представленной в графической форме.
Блок 7. Множественный выбор. Установление соответствия (2 часа)
Выбор трех верных ответов из шести. Установление соответствия между первым и
14

вторым столбцом.
Блок 8. Последовательность биологических процессов, явлений. Выбор
пропущенных терминов из числа предложенных. Соотнесение морфологических
признаков организма (3 часа)
Установление правильной последовательности биологических процессов или
явлений. Выбор пропущенных терминов из числа предложенных и включение их в текст.
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов
с предложенными моделями по заданному алгоритму.
Блок 9. Распознавание и описание признаков строения биологических объектов.
Работа с текстом и табличными данными. Решение задач на определение энергозатрат
(5 часов)
Распознавание и описывание на рисунках (изображениях) признаков строения
биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение работать с текстом
биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). Умение работать со
статистическими данными, представленными в табличной форме. Решение учебных задач
биологического содержания: проведение качественных и количественных расчётов,
формулировка выводов на основании полученных результатов. Умение обосновывать
необходимость рационального и здорового питания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

15

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема

Содержание

Кол-во
часов
Блок 1. Биология как наука
1
Биологические науки. Методы исследования: 1
Роль биологии в практической наблюдение,
эксперимент,
описание,
деятельности людей. Методы сравнение и т.д. Признаки биологических
исследования.
объектов.
Блок 2. Признаки живых организмов
2
Клеточное
строение Клеточное
строение
организмов
как 1
организмов.
доказательство их родства, единства живой
природы. Гены и хромосомы. Нарушение в
строении и функционировании клеток - одна
из причин заболеваний организмов.
Вирусы - неклеточные формы жизни
Одноклеточные
и Одноклеточные организмы. Колониальные 1
многоклеточные организмы. организмы. Многоклеточные организмы.
Ткани и органы живых организмов.
Блок 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
4
Царство Бактерии. Царство
1
Грибы.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность.
Роль бактерий в природе, жизни человека.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых бактериями. Отличительные
особенности грибов. Многообразие грибов.
Роль грибов в природе, жизни человека.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе 1
и жизни человека. Растение - целостный
организм (биосистема). Водоросли - низшие
растения. Высшие споровые растения. Отдел
Голосеменные. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые).
Царство Животные.
Многообразие и классификация животных. 1
Значение простейших в природе и жизни
человека. Тип Моллюски и их значение в
природе
и
жизни
человека.
Общая
характеристика типа Членистоногие и их
значение в природе и жизни человека.

16

Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Значение земноводных в природе и жизни
человека. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека. Значение птиц в
природе и жизни человека. Птицеводство.
Происхождение и значение млекопитающих.
7. Учение
об
эволюции Ч. Дарвин - основоположник учения об 1
органического мира.
эволюции. Основные движущие силы
эволюции.
Результаты
эволюции:
многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания.
Блок 4. Человек и его здоровье
11
человека
с Место человека в системе животного мира. 1
8. Сходство
животными и отличие от них. Сходства и различия человека и животных.
Особенности человека как социального
существа.
9. Нейрогуморальная регуляция Регуляция функций организма, способы 1
процессов жизнедеятельности регуляции. Механизмы регуляции функций.
организма.
Нервная
система:
центральная
и
периферическая,
соматическая
и
вегетативная. Рефлекторный принцип работы
нервной системы. Рефлекторная дуга.
Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции
физиологических
функций
организма.
10. Опора и движение. Опорно- Опорно-двигательная система: строение, 1
двигательный аппарат.
функции. Скелет человека. Мышцы и их
функции.
11. Внутренняя среда организма. Функции крови и лимфы. Поддержание 1
постоянства внутренней среды. Состав крови.
Группы крови. Иммунитет.
12. Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая системы: 1
Кровеносная и лимфатическая строение и функции.
системы.
13. Питание. Дыхание.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная 1
система: строение и функции. Ферменты,
роль ферментов в пищеварении.
Дыхательная система: строение и функции.
14. Обмен веществ. Выделение. Обмен веществ и превращение энергии. Две 1
Покровы тела.
стороны обмена веществ и энергии.
Витамины.
Мочевыделительная система: строение и
функции.
Покровы тела. Роль кожи в процессах
терморегуляции. Поддержание температуры
тела.
15. Органы чувств.
Органы чувств и их значение в жизни 1
человека. Сенсорные системы, их строение и
функции.
17

16.

17.

Психология
человека.

и

поведение Высшая нервная деятельность человека. 1
Безусловные и условные рефлексы, их
значение.
Познавательная
деятельность
мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон
и
бодрствование.
Значение
сна.
Предупреждение
нарушений
сна.
Особенности
психики
человека:
осмысленность
восприятия,
словеснологическое мышление, способность
к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Индивидуальные
особенности
личности:
способности,
темперамент,
характер,
одарённость.
Психология и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения
человека.
Соблюдение
санитарно1
гигиенических норм и правил Здоровье человека. Соблюдение санитарноздорового образа жизни.
гигиенических норм и правил здорового
образа
жизни.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность, сбалансированное питание.
Влияние физических упражнений на органы и
системы
органов.
Защитноприспособительные реакции организма.
Факторы,
нарушающие
здоровье
(гиподинамия,
курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное
питание,
стресс). Значение физических упражнений
для правильного формирования скелета и
мышц.
Гиподинамия.
Профилактика
травматизма.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых
растениями.
Гигиена
сердечно-сосудистой
системы.
Профилактика
сердечно-сосудистых
заболеваний.
Гигиена
дыхания.
Вред
табакокурения.
Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний
и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Гигиена питания,
предотвращение
желудочно-кишечных
заболеваний.
Меры
профилактики
заболеваний, вызываемых грибами. Пути
заражения
человека
и
животных
паразитическими
простейшими.
Меры
профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными
животными.
Пути
заражения
человека
и
животных
паразитическими
червями.
Меры
профилактики заражения. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Заболевания органов
18

18.

19.

20.

21.

22.
23.
24.

мочевыделительной системы и меры их
предупреждения. Инфекции, передающиеся
половым путем, и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа. Нарушения зрения и
их предупреждение. Гигиена слуха.
Приёмы
оказания
первой Меры предосторожности и первая помощь
доврачебной помощи.
при укусах животных. Виды кровотечений,
приёмы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Первая
помощь
при
остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом. Приёмы оказания
первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата. Первая помощь при отравлении
грибами.
Блок 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние
экологических Экология, экологические факторы, их
факторов на организмы.
влияние на организмы. Среда обитания.
Популяция как форма существования вида в
природе. Взаимодействие популяций разных
видов в экосистеме. Сезонные явления в
жизни растений. Сезонные явления в жизни
животных.
Экосистемная
организация Экосистемная организация живой природы.
живой природы.
Экосистема, её основные компоненты.
Структура экосистемы. Пищевые связи в
экосистеме.
Взаимодействие
популяций
разных видов в экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема
(агроценоз) как искусственное сообщество
организмов.
Биосфера
глобальная
экосистема.
Биосфера - глобальная экосистема. В. И.
Вернадский - основоположник учения о
биосфере.
Структура
биосферы.
Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости
биосферы.
Современные
экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь
и жизнь окружающих людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах.
Блок 6. Структура объекта. Биологические суждения. Графическая
информация
Определение
структуры Установление связи между позициями
объекта.
первого и второго столбцов.
Биологические суждения.
Оценка биологических суждений.
Графическая информация.
Работа с информацией представленной в
графической форме.

1

3
1

1

1

3
1
1
1

19

25.
26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

Блок 7. Множественный выбор. Установление соответствия
Множественный выбор
Выбор трех верных ответов из шести.
Установление соответствия
Установление соответствия между первым и
вторым столбцом.
Блок 8. Последовательность биологических процессов, явлений. Выбор
пропущенных терминов из числа предложенных. Соотнесение
морфологических признаков организма.
Последовательность
Установление
правильной
биологических
процессов, последовательности
биологических
явлений.
процессов или явлений.
Выбор пропущенных терминов из числа
Выбор пропущенных терминов предложенных и включение их в текст.
из числа предложенных.
Соотнесение морфологических Умение
соотносить
морфологические
признаков организма.
признаки организма или его отдельных
органов с предложенными моделями по
заданному алгоритму.
Блок 9. Распознавание и описание признаков строения биологических
объектов. Работа с текстом и табличными данными. Решение задач на
определение энергозатрат.
Распознавание и описание Распознавание и описывание на рисунках
признаков
строения (изображениях)
признаков
строения
биологических объектов.
биологических объектов на разных уровнях
организации живого.
Работа с текстом и табличными Умение работать с текстом биологического
данными.
содержания
(понимать,
сравнивать,
обобщать).
Умение
работать
со
статистическими данными, представленными
в табличной форме.
Решение задач на определение Решение учебных задач биологического
энергозатрат.
содержания: проведение качественных и
количественных расчётов, формулировка
выводов
на
основании
полученных
результатов.
Умение
обосновывать
необходимость рационального и здорового
питания.
Решение вариантов ОГЭ
Проведение пробного экзамена
Анализ результатов пробного Разбор вариантов ОГЭ
экзамена

2
1
1
3

1

1

1

5

1

1

1

1
1

20

Литература для учителя
1. АА..П. Анастасова и другие, "Человек и окружающая среда", М.:Просвещение,1997г.
2. Л.А. Панфилова, Э.Г. Донецкая "Анатолия, физиология и генетика человека" - М.:
"Рипол классик", 1999 г.
3. Г.Г. Манке, Р.Д. Маш, М.Я. Михеева "Методика проведения факультативных занятий
по биологии", - М.: Просвещение, 1987 г.
4. Я иду на урок биологии: человек и его здоровье: книга для учителя. - М.: "Первое
сентября", 2000 г.
5. Ф. Леони, Р. Берте "Анатомия и физиология человека в цифрах", - М."Крон - пресс",
1995г.
6. Чумаков Б. Н. "Основы здорового образа жизни". Москва "Педагогическое общество
России", 2004г.
7. Новиков "Природа и человек". Москва "Просвещение", 2000г.
8. Гурски С.А. "Внимание наркомания". Москва "Медицина",1999г.
9. Казьмин В.Д "Курение, мы и наше потомство". Москва "Советская Россия" 1989г.
10. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. "Алкоголь и подросток. Москва "Медицина". 1994г.
11. Запороженко В. Г. "Образ жизни и вредные привычки". Москва "Медицина", 1994г.
12. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А "Актуальные проблемы биологии".
Саратов "Лицёй", 2005г.
13. Бунин К. В. "Инфекционные болезни". Москва "Медицина", 2000г.
14. Маюров А.Н. "Табачный туман обмана".Москва. Педагогическое общество России,
2005 г.
15. Маюров А.Н. "Алкоголь - шаг в пропасть".Москва. Педагогическое общество России,
2005 г
16. Ресурсы Интернет.
Рекомендуемая литература (для учащихся)
1. Петров Н. Н. "Человек в чрезвычайных ситуациях". Челябинск "Урал книга", 2004г.
2. Артюхова Ю. А. "Как закаливать свой организм". Минск "Харвест" 1999г.
3. Ягодинский В.Н "Школьнику о вреде алкоголя и никотина". Москва "Просвещение",
1996г.
4. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва "Советская
энциклопедия", 1994г
5. Маюров А.Н. "Табачный туман обмана".Москва. Педагогическое общество России,
2005 г.
6. Маюров А.Н. "Алкоголь - шаг в пропасть".Москва. Педагогическое общество России,
2005 г.
7. Ресурсы Интернет.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».