Исторический клуб

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Исторический клуб»

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа
Автор-составитель:
Маскина М.А.,
Учитель

Екатеринбург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Общие положения.
Сегодня воспитание патриотизма и гражданственности, важнейших духовно –
нравственных и социальных ценностей, верности долгу является одной из
приоритетных задач школы. Большую возможность здесь открывает история России.
В истории России, при всей её противоречивости и сложности есть столбовые даты и
имена, часто незаслуженно забытые, которые позволяют гордиться своим прошлым, а
именно гордость за свою страну, чувство сопричастности к великому является одним
из важнейших условий формирования патриотизма. Настоящая рабочая программа
разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, примерной программы основного общего образования по истории ,
авторской программы элективного курса «Дни воинской славы» Е.В. Бирюковой и
авторской программы патриотического клуба «Подвиг» Л.Н.Зюкиной .
В работе клуба применяются различные формы проектной деятельности:
исследовательские, прикладные, информационные и другие. Все они являются
своеобразной формой живого диалога учителя и учениками, творческого
межличностного общения и самостоятельных раздумий над различными темами
проектов. Программа рассчитана на 34 часа,1 раз в неделю для обучающихся 5,6
классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями
(для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Применение данной программы позволит:
во - первых, расширить содержательный блок знаний, способствовать актуализации
творческого начала учащихся, развитию у них устойчивого интереса к истории и
традициям государств;
во - вторых, создать возможности для формирования ценностных ориентиров, так
регулирующих жизнедеятельность
школьника, чтобы
он быстрее и осознаннее
почувствовал себя патриотом и гражданином России.

При подготовке проектов учащиеся имеют право выбора:




-объекта изучения;
-вида работы;
-литературы и источников знаний, в том числе из Интернета.
Возможны следующие области применения проектов:





- презентации проектов учащихся на уроках с последующей дискуссией, при
проведении зачетных и итоговых индивидуальных и групповых занятий по
различным программам дополнительного образования;
-защита творческих работ с видеосопровождением в рамках участия в научно –
практических конференциях, «Днях науки»;
- использование проектов, посвященных памятным событиям Российской
истории




с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и
общешкольных мероприятиях;
-презентации опыта работы учителя на ШМО, РМО, педсоветах.

Содержание каждого тематического проекта предполагает самостоятельную
(индивидуальную, групповую или коллективную) работу учащихся старшей школы.
Опыт показывает, что даже дети с девиантным поведением легко откликаются на
предложение принять участие в любых нестандартных проектах. Главное при этом –
не акцентировать внимание на особенностях поведения и отличие в уровне
подготовленности
ребенка. При организации занятий целесообразно создать
ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и
принять участие в работе группы.
1.2 Цели и задачи
Целью работы программы по внеурочной деятельности «Исторический клуб»
является обновление содержания патриотического воспитания в образовательном
учреждении через внедрение инновационных технологий в систему внеурочной
деятельности, на основе отечественных традиций и современного опыта.
Для достижения намеченных целей ставятся следующие задачи
Образовательные:
Обучение учащихся навыкам научно-исследовательской работы с
историческим материалом;
Исследование истории России
- ознакомление учащихся с: основными формами представления своих
исследовательских работ широкому кругу людей.
Воспитательные
- Воспитание положительных нравственных качеств личности – гражданина
своей Родины;
Воспитание чувства патриотизм;
воспитание активной жизненной позиции учащихся по отношению к
истории своей страны и ее судьбы;
Развивающие
Развитие коммуникативных и познавательных интересов
Формирование и развитие навыков самопрезентации, презентации
проделанной работы
Развитие умение работать в команде
Формирование и развитие умений выстраивать партнёрские отношения с
общественными организациями
1.3 Прогнозируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:


Образ социально-политического устройства;



Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и
политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:



Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;



Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;



Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;



Уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к
сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого ) компонента будут сформированы:



Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;



Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических
условий



Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:



Целеполаганию



Планировать пути достижения целей



Устанавливать целевые приоритеты



Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им



Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и
по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:



Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;



Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения;



Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора;



Задавать вопросы;



Работать в группе;



Основам коммуникативной рефлексии;

его

и

Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:


Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;



Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных
источников;



Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию самостоятельно выбирая
основания;



Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей;



Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности



Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети
Интернет;



Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные
каталоги.



Выступать с аудио и видео поддержкой;



Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:



Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;



Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;



Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них
ответа;



Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание,
использование статистических данных , описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится:



Находить в тексте, требуемую информацию



Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста.

Основные направления работы :
1. Исследовательская работа

2. Агитационно-массовая работа
3.Краеведческая работа

Основные формы работы :
1. Изучение дат, связанных с днями воинской славы России, подготовка докладов
2.Работа лектория: выступления с докладами перед членами клуба и учащимися школы
3. Просмотр документальных и художественных фильмов
4. Экскурсии в музеи города.

Учебно-тематический план.

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины Инструктаж по
охране труда. Вспомогательные исторические дисциплины.
Тема: Геральдика Теория. Происхождение гербов. Части герба. Формы гербовых
щитов. Металлы в гербах. Графическое изображение металлов в гербах. Эмали
(финифти) в гербах. Графическое изображение красок в гербах. Мех в гербах.
Графическое изображение меха в гербах. Деление щита. Геральдические фигуры.
Негеральдические фигуры. Естественные негеральдические фигуры. Искусственные
негеральдические фигуры. Легендарные негеральдические фигуры. Государственный
герб России. Гербы родного края. Практическая работа. Составление герба семьи.
Составление герба родного поселения. Составление герба школы.
Тема: Вексиллография Теория. Знамя, флаг, штандарт, вымпел, хоругвь. Символика
флага. Основные правила разработки флагов. Государственный флаг России.
Практическая работа. Разработка флага школы. Разработка штандартов классов.
Единицы счета времени. Календари. Русская система счета времени. Юлианский
календарь. Григорианский календарь. Эры и их виды. Перевод дат на современное
летоисчисление.
Тема: Нумизматика Теория. Нумизматика как наука. Терминология нумизматики.
Монета. Монетная система. Лигатура, проба, номинал. Коллекционирование монет.
Коллекционные монеты России. Рубль и копейка. Первые русские монеты. Денежные
слитки. Бонистика. Экзонумия. Фалеристика. Монетная легенда. Аверс, реверс, гурт.
Оценка состояния монет.
Тема: Метрология Теория. Метрология как наука. Источники метрологии. Древние
единицы измерения. Русская система мер. Система мер в Великом княжестве
Литовском. Английская и французская системы мер. Старопольские меры длины и
чешская система мер. Практическая работа. Занимательные задачи по метрологии.

Тема: Палеография. Теория. Что такое палеография. Славянские алфавиты. Уставное
письмо. Полуустав. Скоропись. Украшение рукописей (миниатюра, вязь, переплет,
чернила). Практическая работа. Тайнопись. Учимся читать летописи.
Тема: Историческая ономастика Теория. Историческая топонимика. Этнонимика.
Историческая антропонимика. Практическая работа. Изучаем топонимику родного
края.
Тема: Генеалогия Теория. Задачи, методика и источники генеалогии. Практическая
работа. Изучаем генеалогию семьи. Составляем генеалогическое древо семьи.
Итоговое занятие Контрольные упражнения по изученному материалу
приобретенным навыкам и умениям. Подведение итогов обучения за год.
Тематическое планирование
№ Тема

Час

1

Вводный урок

1

2

Хронология

1

3

Происхождение гербов

1

4

Составление собственного герба

1

5

Гербы России

1

6

Гербы родного края

1

7

Флаги России

1

8

Разработка флага класса

1

9

Календари и система исчисления

1

10 Юлианский и Григорианский календарь

1

11 Перевод дат в современное летоисчисление

1

12 Нумизматика

1

13 Русские монеты

1

14 Древние единицы измерения

1

15 Занимательные задачи по метрологии

1

16 Западная система мер

1

17 Палеография

1

18 Старославянское чтение рукописей

1

и

19 Украшение рукописей, культура письма

1

20 Чтение ПВЛ

1

21 Топонимика

1

22 Этнонимика

1

23 Топонимика Урала

1

24 Генеалогия

1

25 Составление генеалогического древа семьи

1

26 Хронологии истории России

1

27 Исторические источники

1

28 Легенды и мифы Англии

1

29 История сказок

1

30 Мифы древней Греции

1

31 Боги древнего Египта

1

32 Былины древней Руси

1

33 История орденов в России

1

34 История имен на Руси

1

Итого

34 часов

Список литературы.
1. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.:
Просвещение, 1992.
2. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания,
методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и
внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус,
2007 Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся
средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
3. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних
и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н.
Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО
“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003
6. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А.
Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
7. Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом
книги”, 2004.
8. Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.
М.,: Просвещение, 1988
9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».