Занимательный английский

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Занимательный английский»

Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Титова Н.Н.,
Учитель

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Программа

«Занимательный

английский»

имеет

общеинтеллектуальную

направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности школьников.
Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию
образования – формирование всесторонне развитой личности. Английский язык является
и средством общения, и инструментом познания.
Лингвистика - это наука о структуре языка. Три основы английского языка, с
которыми в той или иной степени знакомы все, кто пытается изучить английский язык это грамматика, фонетика и лексика. В настоящее время в лингвистике принято считать,
что усвоение иностранного языка представляет собой процесс овладения языковой
системой и приобщения к культуре англоязычного народа. Данная программа помогает
сделать обучение английскому языку увлекательным и приносящим радость, а,
следовательно,

эффективным;

помогает

ученикам

познать

сложное

устройство

английского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную
учебу в интересное путешествие в сказочную страну .
Актуальность

программы

обусловлена

целью

современного

образования,

включающего в себя: умение пользоваться современными справочными материалами;
воспитание у школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре
говорящего на этом языке; знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны
изучаемого языка; включение школьников в диалог культур; знакомство с достижениями
национальных культур и развитие общечеловеческой культуры. Программа также
актуальна

в

условиях

формирования

коммуникативной

компетенции,

развития

межпредметных связей и подготовки учащихся к экзамену.
Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений,
творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации
и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть
языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Цели и задачи программы
Цели – формирование личности ученика, совершенствование иноязычной
коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Для достижения поставленных целей данная программа решает следующие
общеобразовательные и воспитательные задачи:


развитие языковых способностей;



расширение знаний о языке;



обогащение словарного запаса;



воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
коммуникабельность,

уважение

к

себе

и

другим,

личная

и

взаимная

ответственность);


формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;



формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



развитие

навыков

самостоятельной

работы

по

дальнейшему

овладению

иностранным языком и культурой.
Общая характеристика курса
Программа «Занимательный английский» разработана как внеурочные занятие и
рассчитана на детей 14-15 лет, в том числе для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), и для желающих
пополнить свой словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний. Срок
реализации программы – 1 год, 34 часа (один час в неделю). Программа опирается на те
знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими в процессе изучения
английского языка в урочное время. К тому же, при разработке программы курса
соблюдались следующие принципы:
 Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Курс удовлетворяет
заинтересованность

школьников

в

интеллектуальном

совершенствовании,

личностном развитии, в повышении уровня иноязычной компетентности.


Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития
образовательного учреждения. Курс способствует развитию языковой и речевой
наблюдательности, играет положительную роль в социокультурном и языковом
самообразовании

школьников,

поддерживает

мотивацию

к

дальнейшему

углублённому изучению языка.


Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта. Курс учитывает
и

расширяет

рамки

УМК,

используемого

в

образовательном

процессе,

способствует расширению лингвистического кругозора и лексического запаса,
дальнейшему овладению общей речевой культурой. Осуществляется взаимосвязь и
преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного
предмета «Английский язык».
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к
воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами английского языка. На всех
этапах обучения предусмотрены разнообразные задания, которые связаны с учебной

программой. Занятия строятся с использованием интерактивных методов обучения, что
безусловно

помогает

познавательную

вовлечь

активность,

учащихся

в

способствует

творческий

общей

процесс,

активизирует

заинтересованности

учащихся

предметом. В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным
миром слов и их значений, происхождением и историей отдельных словосочетаний,
заимствованиях, изменением значения слов английского языка.
курса

используются

скороговорки,

забавные

шутки,

стихи,

которые

загадки,

способствуют

На занятиях данного

кроссворды,

игры,

повышению

пословицы,

активности

и

работоспособности учащихся на уроках, развивают логическое и абстрактное мышление.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх
формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации
занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей –
теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом
возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Ожидаемые результаты и формы подведения итогов реализации программы
Контроль лексики проводится в игровой форме (конкурсы, лексические игры, решение
кроссвордов и ребусов).
Фонетический

материал

контролируется

в

процессе

фонетических

разминок,

произнесения скороговорок.
Грамматика контролируется в процессе непосредственного общения на занятии, в
выполнении специальных упражнений.
Личностные результаты освоения курса:


формирование мотивации изучения иностранного

языка и стремление к

самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом;


развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, трудолюбие,
дисциплинированность;



развитие познавательной самостоятельности учащихся, их творческой инициативы.

Метапредметные результаты освоения курса:


развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, эффективно работать в паре, группе, вместе находить решения
поставленной проблемы;



осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке;



умение определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований;



умение устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, строить логическое
рассуждение и делать выводы.

Знания, которые школьники получат при изучении курса занимательной лингвистики,
помогут им в понимании словарного состава английского языка и использовании
информации в будущем при осуществлении самостоятельной познавательной и
исследовательской деятельности.
Содержание курса
Основные темы курса:
Язык как система. Система английского языка. Разделы науки о языке. Лингвистика. Язык
и культура. Разные виды словарей. Способы образования слов. Исконно английские слова.
Заимствования в английском языке.

Интернациональные слова. «Ложные друзья

переводчика». Английские идиомы. Поговорки и пословицы. Лингвистические понятия:
паронимы, омонимы, синонимы. Многозначность английских слов.

Из истории

происхождения английских слов. Своеобразие английского юмора.
Основная тематика представлена текстами на английском языке. Содержание текстов для
аудирования и чтения соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся,
имеет образовательную и воспитательную ценность.
Стихи, загадки, пословицы, скороговорки, шутки служат средством для отработки
фонетических, лексических и грамматических навыков.
Учебно-тематический план
№

1.

Содержание

Основные виды
деятельности

Английский язык в современном мире. Значение

Беседа, обсуждение

языка для каждого человека.

полученной информации

Колво
часов
1

2.

Язык- система. Система английского языка.

Обзорная беседа

1

3.

Лингвистика: разделы науки о языке.

Обзорная беседа

1

4.

Выдающиеся ученые-лингвисты.

Учатся находить

1

информацию в Интернете

5.

Роль английского языка в жизни человека,

Учатся

истории и искусстве.

систематизировать и
обобщать информацию

1

6.

Язык и культура.

Учатся комментировать

1

факты из прослушанного
текста
7.

Лексические нормы. Разные виды словарей.

Самостоятельная работа

1

со словарем
8.

Слово в словаре и слово в тексте.

Самостоятельная работа

1

со словарем
9.

Состав слова. Способы образования слов.

Учатся использовать

Правописание приставок, корней, суффиксов,

словообразовательные

окончаний.

элементы

10. История возникновения и создания единого
английского языка.

Учатся читать,

1

1

понимать и выделять
главную информацию

11. Исконно английские слова. Заимствования в
английском языке.
12. Заимствованные английские слова в русском
языке. Интернациональные слова.

Составление таблицы

1

заимствований
Учатся догадываться о

1

значении незнакомых
слов по сходству с
русским языком

13. Словоизменение в современном английском
языке.

Учатся соблюдать

1

существующие в
английском языке нормы
лексической
сочетаемости

14. «Ложные друзья переводчика».

Учатся пользоваться

1

лингвострановедческим
справочником
15. Изучение идиоматики английского языка.

Учатся делать

1

сообщение на заданную
тему на основе
прочитанного
16. Идиомы, связанные с животным миром.

Разучивание идиом

1

17. Идиомы, связанные с явлениями природы.

Разучивание идиом

1

18. Идиомы, связанные с живописью, театром.

Разучивание идиом

1

19. Идиомы, связанные с домашней обстановкой.

Разучивание идиом

1

20. Фразеологизмы. Поговорки и пословицы.

Учатся использовать

1

пословицы и поговорки
в речи
21. Лингвистические понятия: паронимы, омонимы,
синонимы.

Учатся находить

1

различия между
явлениями синонимии и
антонимии

22. Многозначность английских слов.

Учатся употреблять в

1

речи в нескольких
значениях многозначные
слова
23. Из истории происхождения английских слов.

Учатся использовать

1

языковую догадку в
процессе чтения
24. Происхождение слов. Школьная лексика.

Чтение и обсуждение

1

текстов
25. Происхождение слов. Еда и прием пищи.

Чтение и обсуждение

1

текстов
26. Происхождение слов. Дом англичанина – его
крепость.

Чтение и обсуждение

1

текстов

27. Происхождение слов. Названия цветов и фруктов. Чтение и обсуждение

1

текстов
28. Происхождение слов. Время, календарь.

Чтение и обсуждение

1

текстов
29. Происхождение слов. Названия предметов
гардероба.
30. Происхождение слов. Популярные имена и
фамилии.
31. Происхождение слов. Географические названия.

Чтение и обсуждение

1

текстов
Чтение и обсуждение

1

текстов
Чтение и обсуждение

1

текстов
32. Происхождение слов. Исторические баллады,
традиционные песнопения.
33. Своеобразие английского юмора. Анекдоты и

Чтение и обсуждение

1

текстов
Учатся читать и

1

шутки.

полностью понимать
несложные аутентичные
тексты

34. Заключительный урок-соревнование.

Учатся обобщать

1

полученные знания
Итого: 34 занятия
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Борисова Л.М. Из истории английских слов: Кн. Для учащихся ст. классов – М.:
«Просвещение» 1994, 95 стр.
2. Дубровин М.И. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. М.:
«Просвещение» 1993, 349 стр.
3. Флауэр Д. Изучаем английские слова. Учебное пособие – Издательство Титул, 2001,
96 стр.
4. Аудиоматериалы к Hill L.A. Advanced Stories for Reproduction. Oxford University
Press, 2008
5. Malarcher Casey “Illustrated Everyday Expressions with Stories 1”. SBS Publishing
6. Mary Glasgow Magazines Timesavers
Список литературы
1. Браун Н.П. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. (электронная
версия)
2. Борисова Л.М. Из истории английских слов: Кн. Для учащихся ст. классов – М.:
«Просвещение» 1994, 95 стр.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 n 06-1844 о
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об
организации

внеурочной

деятельности

при

введении

государственного образовательного стандарта общего образования».
5. vk.com/translators_page
6.

The Linguist Magazine (электронная версия)

федерального


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».