Программа курса формирования развития речи младших школьников разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования». Сроки реализации программы составляют 4 года по 1 часу в неделю. Цель курса - повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. Задачи: Обеспечивать правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций. Создавать речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся. Формировать речевых интересов и потребностей младших школьников. Формировать коммуникативную компетентность (умение вести диалог, работать в сотрудничестве, отстаивать собственную точку зрения, уважая мнение других, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, доброжелательно и чутко относиться к людям, принимать социально адекватные способы поведения). Формировать способность к организации рабочего пространства и времени, и управлению собственной деятельностью. Формировать позитивную самооценку, самоуважение. Воспитывать познавательного интереса к родному языку. Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке. Содействовать развитию речи детей. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА Личностные результаты сформированность у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей; самостоятельность в поиске решения различных речевых задач; сформированность духовных и эстетических потребностей; готовность к отстаиванию своего мнения; отработанность навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты учащиеся будут демонстрировать сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; учащиеся будут иметь представление о: многозначных словах, омонимах, омофорах, омофонах, фразеологизмах; изобразительно-выразительных средствах языка: метафорах, сравнениях, олицетворениях, эпитетах; стилях речи: разговорном и книжном; типах текста; учащиеся будут уметь: уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; - определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; - быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; Метапредметные результаты овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника; разовьют коммуникативные способности; сформируют умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширят общий кругозор; разовьют познавательную, эмоциональную и волевую сферы; сформируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяет наиболее эффективные способы достижения результата; сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии; смогут использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; научатся слушать собеседника и вести диалог; будут признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; смогут излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; смогут определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; смогут осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Уметь донести свою позицию до собеседника; Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 1 класс (33 часа) Речь и ее значение в жизни. Техника речи (2 часа). Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Скороговорки. Слово (14 часов). Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Выделение слов – «родственников», подбор, установление общности их написания. Определение лексического значения слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Определение лексического значения многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Выделение синонимов, антонимов в тексте, подбор синонимов, антонимов к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание (4 часа). Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Членение небольшого текста на предложения, установление связи между словами в словосочетании и предложении. Редактирование простого предложения: исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно подобранных слов. Распространение предложения. Составление простого распространенного предложения по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Интонационно правильное чтение. Текст (10 часов). Понятие о тексте. Тема текста. Различение текста и отдельных предложений. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения (3 часа). Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Использование «слов вежливости» – выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. 2 класс (34 часа) Слово (12 часов). Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание (3 часа). Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст (14 часов). Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения (5 часа). Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой 3 класс (34 часа) Слово (16 часов) Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст (11 часов) Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Стили речи (7 часов) Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. 4 класс (34 часа) Культура речи (4 часа). Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово (12 часов). Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание (9 часов). Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение. Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст (9 часов). Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по развитию речи 1 класс № Неделя Раздел 1 1 неделя Речь (2 часа) 2 2 неделя 3 4 5 6 7 8 9 10 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 12 13 14 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 16 17 18 19 20 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя Слово (14 часов) Предложе ние и словосоче тание (4 часа) Текст (10 часов) Культура общения (3 часа) Количест Тема занятия во часов 1 Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. 1 Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. 1 Слово. Лексическое значение слова. 1 Озорные буквы. 1 Слова играют в прятки. 1 Слово и его значение. 1 Прямое и переносное значение слова. 1 Экскурсия в школьный музей. 1 Многозначные слова. 1 Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. 1 Тематические группы слов. 1 Наш цветной мир. 1 Что на что похоже. 1 Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит» 1 Голоса природы. 1 Загадки. 1 Культура речи. Вежливые слова. 1 Пословицы. 1 Учимся рассуждать. 1 Посещение детской библиотеки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текст. Заглавие текста. Тема текста. Посещение спектакля Повторение пройденного. Опорные слова. Мы строим текст. План текста. План текста. Праздник «Прощай, первый класс!» Закрепление. «Вежливые слова» Закрепление. Мы общаемся. ВД ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ДНВ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по развитию речи 2 класс № п/п Неделя 1 1 неделя 2 Раздел Тема 1 Слово. Значение слова. 2 неделя 1 Многозначные слова. 3 3 неделя 1 Омонимы 4 4 неделя 1 Омофоны, омоформы 5 5 неделя 1 Синонимы 6 6 неделя 1 Антонимы 7 8 7 неделя 8 неделя 1 1 Фразеологизмы Фразологизмы 9 9 неделя 1 Пословицы 10 10 неделя 1 Загадки 11 11 неделя 1 12 12 неделя 1 Изобразительные средства языка. Сравнение. Изобразительные средства языка. Олицетворение. Связь между предложениями в тексте 13 13 неделя 14 14 неделя 15 15 неделя 16 16 неделя 17 Слово (12 часов) Количес тво часов Предложение 1 и словосочета ние 1 (3 часа) 1 Текст (14 часов) Связь между частями текста Работа с деформированным текстом 1 Текст. Тема текста. Заглавие. 17 неделя 1 Текст. Опорные слова. 18 18 неделя 1 Текст. Опорные слова. 19 19 неделя 1 План. ВД ДНВ ТВ ЭВ СВ ДНВ ТВ ДНВ ДНВ ЭВ ДНВ ТВ ГПВ СВ БЖ ДНВ СВ ЭВ БЖ ДНВ СВ ТВ ЭВ ДНВ ДНВ ДНВ ГПВ ЭВ ТВ ДНВ ДНВ ЭВ, БЖ ДНВ СВ ГПВ ТВ ДНВ ЭВ ДНВ ТВ 20 20 неделя 1 План. Составление плана. ДНВ 21 21 неделя 1 Виды плана. Вопросный план 22 22 неделя 1 Виды плана. Назывной план ДНВ ЭВ ДНВ 23 23 неделя 1 Виды плана. План-схема 24, 25 24 неделя 25 неделя 2 Редактирование текста 26 26 неделя 1 Типы текста. Описание 27 27 неделя 1 Текст – сравнительное описание 28 28 неделя 1 Типы текста. Повествование 29 29 неделя 1 Типы текста. Рассуждение 30 30 неделя 1 Сочинение на тему «Мой выходной день» 31 31 неделя 1 Повторение изученного 32 32 неделя 1 Материал для КВН, викторин, конкурсов. 33 33 неделя 1 34 34 неделя 1 Выразительное Интонация Редактирование ошибки № Неделя Культура общения (5 часов) чтение ДНВ ТВ ЭВ ТВ СВ ЭВ ДНВ ЭВ ДНВ ТВ ДНВ диалогов. сочинений. Речевые ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по развитию речи 3 класс Раздел Количес Тема занятия тво часов Слово (16 1 Многозначные слова. часов) 1 Омонимы, омоформы, омофоны. 1 2 1 неделя 2 неделя 3 4 5 6 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 1 1 1 1 7 7 неделя 1 8 9 8 неделя 9 неделя 1 1 Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. Этимология. ДНВ СВ ДНВ ДНВ СВ ТВ ДНВ СВ ДНВ ТВ ВД 10 10 неделя 1 Как тебя зовут? 11 12 13 14 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 1 1 1 1 15 15 неделя 16 16 неделя 17, 18 17 неделя 18 неделя 19 19 неделя 20 20 неделя 1 1 2 Наши фамилии. Топонимы. Устаревшие слова. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Работа над ошибками в сочинении Закрепление. Типы текстов. 1 1 Темы текстов. Опорные слова. Темы текстов. Опорные слова Текст (11 часов) 21 22 21 неделя 22 неделя 1 1 Темы текстов. Опорные слова Связь предложений в тексте. 23 23 неделя 1 Цепная связь предложений в тексте. 24 24 неделя 1 25 25 неделя 1 26 27 26 неделя 27 неделя 1 1 Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Работа над ошибками в сочинении Единый временной план текста. 28 29 30 31 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 1 1 1 1 Стили речи. Стили речи. Культура общения. Научный стиль. 32 33 34 32 неделя 33 неделя 34 неделя 1 1 1 Научный стиль Словари. Проверь себя. Стили речи (7 часов) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по развитию речи 4 класс № Количес тво часов 1 1 2 3 4 1 1 1 Тема занятия Культура речи (4 часа) Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Редактирование письменной речи. Монолог и диалог. Драматические импровизации. Слово (12 часов) ВД 5 1 6 7 8 9 10 11 12 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 1 23 1 24 1 25 1 26 27 28 29 1 1 1 1 30 1 31 1 32 1 Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Прямое и переносное значение слова. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Эпитет Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Канцеляризмы. Лингвистические словари. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание (9 часов). Простое предложение. Сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Редактирование предложений. Конструирование простого предложения. Конструирование сложносочинённого предложения. Конструирование сложноподчинённого предложения с определительной связью. Конструирование сложноподчинённого предложения с причинно-следственной связью. Конструирование сложноподчинённого предложения со сравнительной связью. Текст (9 часов) Тема, микротема. Идея текста. Опорные слова и ключевые предложения. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой), художественный. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и 33 34 1 1 интонационные средства связи. Конструирование текста по заданной схеме. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.