МДО. Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Междисциплинарное обучение» для обучающихся 1
классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы
начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее —
ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Курс «Междисциплинарного обучения» построен по программе «Одарённый ребёнок» автор
Н.Б. Шумакова.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы "Изменение». Каждый раздел курса
посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название
раздела. В то же время, в рамках раздела обучающиеся не ограничены открытием и изучением
только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют
новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности, но обязательную смысловую
связь с центральным.
Глобальная тема «Изменение» раскрывается с помощью серии междисциплинарных
обобщений, то есть идей, справедливых по отношению к ряду областей знаний. Это позволяет
связать общей нитью учебные предметы, обеспечивая тем самым единство в содержании обучения и
развитие у обучающихся целостной картины мира.
В центре методики обучения – широкое применение групповых форм работы и метода
открытия. Обучающиеся, находясь в роли исследователей, открывают связи и закономерности
окружающего мира, учатся осознавать способы собственной мыслительной работы.
Курс «Междисциплинарного обучения»по программе "Одаренный ребенок" (МДО) в первом
классе рассчитан на 32 часов (1 часа в неделю) 2 – 4 класс 34 часов (1 час в неделю).
На изучение глобальной темы «Изменение» отводится – 34 ч.(2 класс). Тема «Влияние» - 48
ч.: 34 ч. –3 класс, 14 часов –4 класс. Тема «Порядок» - 20 часов – 4 класс.
ЦЕЛЬ КУРСА «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Создание условий для раскрытия индивидуальности обучающегося, развития его творческой
личности, развития системного мышления и целостного миропонимания.
Основными задачами обучения являются:
1. Развитие широких познавательных интересов.
2. Развитие целостной картины мира и исследовательского мышления.
3. Развитие творческого, критического, логического мышления, способности к
пониманию проблемы.
4. Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний, обучение
исследовательским навыкам и умениям.
5. Обучение навыкам работать совместно.
6. Развитие способностей к самопознанию, формированию положительной «Яконцепции» и пониманию ценности и уникальности другого человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глобальная тема «Изменение»
Введение в тему.
Знакомство с понятием "изменение". Естественные (природные) и искусственные
изменения.
Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений.
Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация
примеров изменений по их происхождению (естественные и искусственные).
Рекомендуемые области знания: естествознание, искусство, техника.
Все течет, все изменяется.
Знакомство с понятиями "факт", "гипотеза", "доказательство". Многообразие изменений в
природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах.
Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее нахождения. Постановка
исследовательских вопросов с помощью приема "ключевых слов". Анализ приемов изменения способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников
информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их
причин.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, литература, музыка, живопись,
архитектура, техника.
Полезные и вредные изменения.
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь
между полезными и вредными изменениями. Введение понятия "критерий" и "критериальная
оценка". Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе,
обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки
открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
Рекомендуемые области знания: история, естествознание, техника, искусство.
Я исследователь.
Выявление познавательных интересов обучающихся. Определение темы самостоятельного
исследования. Постановка исследовательских вопросов. Определение цели и задач исследования.
Выдвижение гипотез и их доказательство. Составление плана исследования, определение характера
исследования и основных источников получения информации. Способы представления работы.
Основные виды деятельности: изучать доступные методы исследования; уметь высказывать
суждения, делать умозаключения; уметь доказывать или опровергать гипотезы; уметь выбрать тему
исследования; уметь составить план исследовательской работы; уметь подготовить доклад к защите
работы.
Одно изменение влечет за собой другое.
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, в
обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи
одних изменений с другими (установления причин изменений). Изучение различных источников
информации.
Рекомендуемые области знания: история, техника, естествознание, литература, музыка,
живопись.
Основные виды деятельности: уметь работать с различными словарями (орфографическим,
этимологическим, фразеологическим, толковым); уметь работать с разнообразными источниками
информации; уметь проводить опыты и наблюдения для выявления связи одних изменений с
другими; изучать различные источники информации; изучать иллюстративный материал; читать
рассказы; уметь формулировать выводы, обобщения; представлять результаты изучения в виде схем,
рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать мини-проекты.
Глобальные и частные изменения.
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба

(значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и обществе.
Оценка явлений, процессов и событий как глобальных или частных с помощью критериев.
Рекомендуемые области знания: история, естествознание, культура.
Основные виды деятельности: изучать разнообразные источники информации:
иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты; изучать различные типы
окружающей среды в разных местах и в различные времена; уметь формулировать выводы,
обобщения; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов.
Изменение видения мира.
Понятие внешней и внутренней позиции - "социальной роли", которую человек выполняет в
обществе. Изучение различных социальных ролей. Изучение проблемы (вопроса) с разных точек
зрения (социальных ролей). Связь между внешней и внутренней позицией с одной стороны, и
представлениями и суждениями человека о тех или иных явлениях, событиях, процессах
окружающего мира, с другой. Изобретения и открытия в истории человечества, их значение. Связь
между развитием науки и техники и изменениями в представлении людей о мире.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, искусство, архитектура.
Основные виды деятельности: уметь устанавливать связь между развитием науки и техники
и изменениями в представлении людей о мире; изучать иллюстративный материал; читать рассказы;
уметь формулировать выводы, обобщения; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков,
таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать мини-проекты.
Изменения могут быть эволюционными и революционными.
Понятия "эволюция" и "революция". Эволюционные и революционные изменения в природе,
обществе, вещах, созданных человеком. Связь между эволюционными и революционными
изменениями. Проведение опытов, демонстрирующих связь эволюционных и революционных
изменений. Процесс и результат изменения. Изучение процессов изменений (в природе, обществе,
человеке) и их результатов.
Рекомендуемые области знания: история, культура, литература, психология,
естествознание, техника.
Основные виды деятельности: проводить опыты, демонстрирующие связь эволюционных и
революционных изменений; изучать процессы изменений (в природе, обществе, человеке) и их
результаты; изучать иллюстративный материал; читать рассказы; уметь формулировать выводы,
обобщения; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов;
разрабатывать мини-проекты.
Глобальная тема «Влияние».
Введение в тему.
Влияния могут быть естественными и искусственными. Влияния приводят к изменению.
Определение значение понятия «Влияние». Классификация влияния по критерию источника их
возникновения: естественные и искусственные. Установление связи между воздействием одного на
другое (влиянием и происходящим изменением)
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, искусство
Основные виды деятельности: исследовать разные виды влияний
(влияние человека,
живой и неживой природы, общественные влияния, влияния вещей) пользуясь разнообразными
источниками информации; устанавливать связи между естественными и искусственными влияниями;
использовать метод наблюдения и интервью для поиска примеров различных влияний.
Влияние времени.
В природе есть часы, влияющие на всё разными способами. Доказать и развить гипотезу о
том, что природа имеет «часы» (Солнце и Луна), влияющие на вещи разными способами Живые
организмы имеют свои «биологические часы», которые связаны с природными «часами».
Установить связь между биологическими и природными часами. Одни и те же факты могут
оцениваться по-разному. Представление о полезности и вредности разных влияний
Время – многозначное понятие. Время очень важно в жизни человека. Определение значения
понятия «время». Время необратимо. Особенности жизни людей влияют на способ исчисления
времени. Представление о способах исчисления и измерения времени. Разные люди по-разному
воспринимают время. Влияние времени можно обнаружить во всём. Влияние времени можно
обнаружить везде: в архитектуре, технике, искусстве, одежде и жизни людей. Искусство может
передавать влияние времени.

Рекомендуемые области знания: естествознание, литература, архитектура, история, техника,
искусство, мода.
Основные виды деятельности: изучать материалы о биологических часах растений,
животных и человека; оценивать примеры влияний с разных точек зрения (социальных ролей);
проводить опыты и наблюдения для доказательства гипотезы; собирать факты из разнообразных
источников информации; исследовать влияния, оказываемые природными «часами», на самого себя;
сравнивать разные календари и способы исчисления времени (лунный и солнечный год,
мусульманский и христианский календарь); исследовать особенности субъективного восприятия
времени человеком; изучать творчество знаменитых художников; проведение необходимых
наблюдений, интервью; владеть навыками работы в группе; изучать иллюстративный материал;
читать рассказы; уметь формулировать выводы, обобщения; представлять результаты изучения в
виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать мини-проекты.
Влияние людей.
Роль человека в жизни других людей. Влияние человека на природу. Положительное и
отрицательное влияние человека на человека и другие вещи. Виды влияний ( социальное,
генетическое). Прямое и косвенное влияние. Ответственность человека. Понятие «лидер». Влияние
лидеров на людей и общество.
Рекомендуемые области знания: естествознание, психология, литература, история,
искусство.
Основные виды деятельности: изучать личности лидеров в области науки, искусства,
политики, уметь оценивать их влияние на людей и общество; исследовать особенности
взаимодействия людей друг с другом в процессе совместной деятельности, определять
функциональные роли людей в процессе такого взаимодействия; работать с разнообразными
источниками информации, проводить наблюдения и интервью для сбора фактов; изучать
последствий прямых и косвенных влияний; изучать сферы влияния, создаваемые самим собой;
изучать иллюстративный материал; читать рассказы; уметь формулировать выводы, обобщения;
представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать
мини-проекты..
Влияние знаний.
Роль знаний в жизни людей. Влияние знаний человека на исход событий в истории, решение
проблем, поступки и поведение людей, представления о мире. Типы знаний : полное и неполное,
ложное и достоверное, научное и житейское.
Рекомендуемые области знания: естественные науки, история, живопись, литература.
Основные виды деятельности: изучать влияние слова в жизни людей; изучать роль знаний в
решении разных проблем; работать с различными словарями (орфографическим, этимологическим,
фразеологическим, толковым); работать с разнообразными источниками информации; устанавливать
связь между характером (типом) знания, которым обладают люди, и особенностями решения
проблемы в истории, науке, жизни отдельных людей; изучать иллюстративный материал; читать
рассказы; уметь формулировать выводы, обобщения; представлять результаты изучения в виде схем,
рисунков, таблиц, макетов, рассказов.
Влияние окружающей среды.
Типы окружающей среды: природное, социальное, экономическое, политическое окружение.
Влияние окружающей среды на развитие культуры общества и отдельных людей. Особенности
влияния каждого типа окружающей среды на развитие духовной и материальной культуры. Древние
и современные культуры.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, история культуры, экономика,
политика, архитектура.
Основные виды деятельности: изучать разнообразные источники информации:
иллюстрации, географические карты, научные и художественные тексты; изучать различные типы
окружающей среды в разных местах и в различные времена; устанавливать связь между влиянием
различных типов окружающей среды и особенностями развития культуры древних и современных
обществ; прогнозировать масштабы влияния; уметь формулировать выводы, обобщения;
представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов.
Введение в самостоятельное исследование.
Выявление познавательных интересов обучающихся. Определение темы самостоятельного

исследования. Постановка исследовательских вопросов. Определение цели и задач исследования.
Составление плана исследования, определение характера исследования и основных источников
получения информации. Способы представления работы.
Основные виды деятельности: выбирать темы для самостоятельной исследовательской
работы; задавать исследовательские вопросы; ставить цели и задачи исследования; определять
характер (тип) исследования; составлять план исследования; готовиться к защите исследовательской
работы; делать презентации; представлять самостоятельную исследовательскую работу.
Глобальная тема «Порядок».
Порядок есть везде.
Порядок может быть естественным и искусственным. Порядок можно изменить. Хаос и
порядок относительные понятия. Порядок существует в природе, обществе, вещах, созданных
человеком.
Рекомендуемые области знания: естествознание, математика, история, искусство.
Основные виды деятельности: изучать разнообразные источники информации:
иллюстрации; изучать разнообразные образцы порядка; изучить особенности разных видов порядка;
изучить симметрию как проявление порядка; уметь формулировать выводы, обобщения;
представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов.
Фунуции порядка.
Порядок в природе, обществе, вещах, созданных человеком, выполняет определённые
функции. Один и тот же порядок может выполнять сразу несколько функций. Особенности порядка
зависят от его функции.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, искусство.
Основные виды деятельности: изучить разнообразные функции порядка; работать с
разнообразными источниками информации; изучать иллюстративный материал; читать рассказы;
уметь формулировать выводы, обобщения; представлять результаты изучения в виде схем,
рисунков, таблиц, макетов, рассказов; разрабатывать мини-проекты.
Порядок может помогать и мешать.
Порядок в природе, обществе, вещах, созданных человеком, может помогать или мешать, то
есть может быть полезным или вредным.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, языкознание, психология.
Основные виды деятельности: исследовать образцы порядка; рассмотреть с разных точек
зрения примеры порядка; оценивать критически образца порядка.
Порядок внутри порядка.
Порядок существует внутри порядка в природе, обществе, вещах, созданных человеком.
Рекомендуемые области знания: естествознание, математика, искусство.
Основные виды деятельности: установить связь между порядками разного уровня;
исследовать образцы порядка; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц,
макетов, рассказов.
Разные формы порядка.
В природе, обществе, вещах, созданных человеком порядок может иметь разные формы:
иерархия, классификация, последовательность, система, теория. Теория могут быть ложными и
истинными.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, искусство.
Основные виды деятельности: изучить разные формы порядка; исследовать функции
разных форм порядка; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов,
рассказов; изучать иллюстративный материал.
Порядок помогает объяснить неизвестное.
Порядок помогает человеку объяснить неизвестное в природе, обществе, вещах. Любая наука
пользуется определёнными формами порядка.
Рекомендуемые области знания: естествознание, искусство, история, русский язык и
литература.
Основные виды деятельности: изучить значение важнейших форм порядка; составить
таблицу-справочник форм порядка; представлять результаты изучения в виде схем, рисунков,
таблиц, макетов, рассказов; изучать иллюстративный материал.
Разный порядок в одних и тех же вещах.

Разные люди могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах, явлениях, событиях.
Классификация причин, вызывающих разное видение одних и тех же вещей у разных людей
(профессия, возраст и т.д.)
Рекомендуемые области знания: естествознание, языкознание.
Основные виды деятельности: составить таблицу-справочник форм порядка; представлять
результаты изучения в виде схем, рисунков, таблиц, макетов, рассказов; изучить с разных точек
зрения примеры порядка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
 формирование уважительного отношения к мнению других детей;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свой вклад по достижению общей
цели;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
 умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 принятие важности учёбы и познания нового.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и
того что ещё неизвестно;
 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к
преодолению препятствий;
 умение работать по предложенному учителем плану;
 прилагать усилия для преодоления трудностей;
 сверять свою работу с целью и планом;
 поправлять себя при необходимости, если результат не достигнут;
 умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы
и в целом класса на уроке;
 определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех по достижению
общей цели;
 осознавать причины своего успеха или неуспеха, причины общего спеха или неуспеха.
Познавательные универсальные учебные действия:
 формулировать проблемы; выдвигать гипотезы;
 поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
 извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
 преобразование информации в разные формы;
 анализ объектов с целью выделения признаков;
 синтез - составление целого из частей;
 выбор оснований и критериев для сравнения;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений;
 умение вести наблюдения, проводить опыты для нахождения необходимой информации;
 представление информации в разных формах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение слушать и вступать в диалог;
 участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
 умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнёров;
 высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
 умение выполнять различные роли в группе;
 совместно договариваться о правилах работы и общения в группе;
 вырабатывать и принимать коллективные решения;
 умение доносить информацию до других;
 владеть приёмами монологической и диалогической речи;
 умение слушать других.

1класс.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы

Введение в тему
Все течет, все изменяется
Полезные и вредные изменения.
Я исследователь.
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

4
14
7
5
3
33

4
14
7
5
3
33

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 класс. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Все течет, все изменяется
Полезные и вредные изменения.
Одно изменение влечёт за собой другое.
Глобальные и частные изменения.
Изменение видения мира.
Изменение могут быть эволюционными
6
и революционными.
7
Я исследователь.
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3
4
5

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2
8
7
2
5

2
8
7
2
5

4

4

3
3
34

3
3
34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 класс. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы

Введение в тему.
Влияние времени
Влияние людей
Влияние знаний
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

2
13
11
7
1
34

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2
13
11
7
1
34

4 класс. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование разделов и тем
программы

Влияние знаний.
Влияние окружающей среды.
Порядок есть везде.
Функции порядка.
Порядок может помогать и мешать.
Порядок внутри порядка.
Разные формы порядка.
Порядок помогает объяснить
неизвестное.
Разный порядок в одних и тех же вещах.
Введение в самостоятельное
исследование.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

4
4
4
3
1
2
4
2

4
4
4
3
1
2
4

3
6

3

2

6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

1
34

1 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1.
2.
3
4
5

6

7

8
9
10
11
12

Тема урока

Подведение под понятие «Изменение»
Применение. Поиск фактов,
иллюстрирующих идею изменения.
Классификация. Изменения могут быть
(природными) и искусственными.
Применение. Изменения могут быть
(природными) и искусственными.
Индуктивное исследование. Всё течёт, всё
изменяется. (Изменения происходят всегда
и везде - в природе, обществе, вещах,
созданных человеком).
Дедуктивное исследование. Всё течёт, всё
изменяется. (Изменения происходят всегда
и везде).
Эмпирическое исследование-применение.
Всё течёт, всё изменяется. (Изменения
происходят всегда и везде).
Подведение под понятие «пословица».
Применение. Определение понятие
«пословица».
Дедуктивное исследование. Всё течёт, всё
изменяется. Пословицы могут изменяться.
Применение. Всё течёт, всё изменяется.
Пословицы могут изменяться.
Эмпирическое исследование
(индуктивного типа). Существуют общие
(универсальные) способы изменения

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1 неделя

1

1

1

1

2 неделя

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

1

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1

9 неделя

1

1

10 неделя

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

14

15
16

17
18

19
20

21
22

23

24

вещей, с помощью которых можно
создавать что-то новое.
Дедуктивное исследование. Всё течёт, всё
изменяется. Сказки, как и пословицы,
могут изменяться.
Применение. Всё течёт, всё изменяется.
Сказки, как и пословицы, могут
изменяться.
Развитие исследовательских умений:
постановка исследовательских вопросов.
Индуктивное исследование. Всё течёт, всё
изменяется. Всякое изменение в природе
имеет свою причину.
Индуктивное исследование. Изменения в
одежде людей имеет причину.
Индуктивное исследование. Всякое
изменение происходит по какой-то
причине.
Индуктивное исследование. Изменения
могут быть полезными и вредными.
Дедуктивное исследование. Изменения
могут быть полезными вредными
одновременно.
Индуктивное исследование. Полезные и
вредные изменения связаны друг с другом.
Индуктивное исследование. Изменение
могут быть полезными и вредными.
Путешествия знаменитых
путешественников приводили к
многочисленным изменениям в жизни
людей.
Поиск решения проблемы. Одна и та же
проблема может решаться разными
способами.
Дедуктивное исследование. Изменения

1

1

13 неделя

1

1

14 неделя

1

1

15 неделя

1

1

16 неделя

1

1

17 неделя

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

1

1

21 неделя

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

25
26
27
28
29
30

могут быть полезными и вредными:
критерии помогают оценить событие как
полезное или вредное.
Подведение под понятие «открытого» и
«закрытого» вопроса.
Выбор темы исследования.
Формулирование гипотезы
исследования.
Постановка исследовательских
вопросов.
Определение цели и задачи
исследования.
Подготовка и представление групповых
мини-проектов.

1

25 неделя

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

1

31

Резерв

1

1

31 неделя

32

Резерв

1

1

32 неделя

33

Резерв

1

1

33 неделя

33

33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1.

Тема урока

Индуктивное исследование. Изменения в
одежде людей имеют причину.

Всего

1

Контрольные
работы

Практические
работы
1

Дата
изучения

1 неделя

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.

3
4

5
6

7
8

9
10

11
12
13

14

Индуктивное исследование. Всякое
изменение происходит по какой-то
причине.
Индуктивное исследование. Изменения
могут быть полезными и вредными.
Дедуктивное исследование. Изменения
могут быть полезными вредными
одновременно.
Индуктивное исследование. Полезные и
вредные изменения связаны друг с другом.
Индуктивное исследование. Изменение
могут быть полезными и вредными:
открытия знаменитых путешественников
приводили к многочисленным изменениям
в жизни людей.
Поиск решения проблемы.
Дедуктивное исследование. Введение
понятия «критерий» и «критериальная
оценка».
Подведение под понятие «открытого» и
«закрытого» вопроса.
Оценка с помощью выделенных критериев
различных примеров изменений в природе,
обществе, вещах как полезных или
вредных.
Индуктивное исследование. Изменение
неизбежно.
Индуктивное исследование. Одно
изменение влечёт за собой другое.
Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа). Одно изменение влечёт за собой
другое. Литература.
Применение. Одно изменение влечёт за
собой другое. Сказки.

1

1

2 неделя

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

1

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1

9 неделя

1

1

10 неделя

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

1

1

1

1

13 неделя
14 неделя

15

16

17
18

19

20

21
22

23

24

25
26
27

Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа). Одно изменение влечёт за собой
другое. Музыка.
Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа). Одно изменение влечёт за собой
другое. Живопись.
Защита мини-проектов.
Подведение под понятие. (Индуктивное
исследование). Изменение могут быть
разной значимости (величины, силы).
Индуктивное исследование. Изменения
могут быть глобальными и частными
(разной значимости).
Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа). Точка зрения может изменить
видение мира.
Дедуктивное исследование. Социальная
роль.
Дедуктивное исследование. Видение мира
(ситуации) может изменяться в
зависимости от внутренней позиции
человека (его социальной роли).
Эмпирическое исследование (индуктивного
типа). Использование технических
устройств может изменять видение мира.
Дедуктивное исследование. Открытия в
области науки и техники могут приводить к
изменению видения мира.
Подведение под понятие. Изменения могут
быть эволюционными и революционными.
Индуктивное исследование. Эволюционные
изменения ведут к революционным.
Дедуктивное исследование. Решение
проблем. Эволюционные изменения ведут к
революционным.

1

1

15 неделя

1

1

16 неделя

1

1

17 неделя

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

1

1

21 неделя

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

26 неделя

1

27 неделя

1

28

29

Эмпирическое исследование (дедуктивного
типа). Эволюционные изменения ведут к
революционным.
Методы исследования.

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

1

1

31 неделя

1

1

32 неделя

32

Гипотезы и способы их конструирования.
Суждения, умозаключения, выводы.
Как выбрать тему собственного
исследования. Планирование и проведение
наблюдений и экспериментов.
Резерв.

33

Резерв.

1

1

33 неделя

34

Резерв.

1

1

34 неделя

34

34

30
31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1.
2.
3
4

Тема урока

Индуктивное исследование. Влияния могут
быть естественными и искусственными.
Дедуктивное исследование с индуктивным
выводом. Влияния приводят к изменению.
Индуктивное исследование. В природе есть
часы, влияющие на всё разными способами.
Индуктивное исследование. Живые
организмы имеют свои «биологические
часы», которые связаны с природными
«часами».

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

1

1

1

2 неделя

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1 неделя

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

5
6

7
8

9
10

11

12
13
14

15
16

17

Влияния могут быть полезными и
вредными. Индуктивное исследование.
Применение с индуктивным выводом.
Влияния могут быть полезными и
вредными. Одни и те же факты могут
оцениваться по-разному.
Подведение под понятие. Время –
многозначное понятие.
Применение по типу индуктивного
исследования. Время очень важно в жизни
человека.
Применение. Время необратимо.
Индуктивное исследование. Существуют
разные способы исчисления времени.
Особенности жизни людей влияют на
способ исчисления времени.
Дедуктивное эмпирическое исследование.
Разные люди по-разному воспринимают
время.
Дедуктивное исследование. Влияние
времени можно обнаружить во всём.
11. Индуктивное исследование. Искусство
может передавать влияние времени.
Эмпирическое исследование. Одна и та же
музыка по-разному влияет на разных
людей.
Заключительное занятие.
Представление самостоятельных работ.
Индуктивное исследование. Люди влияют
на людей как положительно, так и
отрицательно.
Дедуктивное исследование. Люди могут
влиять на людей с помощью семьи, дружбы
и генетическим путём.

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

1

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1

9 неделя

1

1

10 неделя

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

1

1

1

1

14 неделя

1

1

15 неделя

1

1

16 неделя

1

1

17 неделя

13 неделя

18

19

20
21

22

23

24

25
26
27

28

29

30

Индуктивное исследование. Влияние
человека на человека может быть прямым
или косвенным.
Решение проблем, критериальная оценка.
Оказывая влияние на что-то одно, человек
невольно влияет на что-то другое.
Подведение под понятие. Лидер.
Применение. Лидер – человек, который
может оказывать особое влияние на людей:
герои мифов – лидеры.
Дедуктивное исследование. Деятельность
лидера может оказывать влияние на все
сферы жизни.
Дедуктивное исследование. Влияние
лидера может быть положительным и
отрицательным.
Эмпирическое индуктивное исследование.
Лидер может оказывать влияние не только
на своих современников, но и на
последующие поколения.
Индуктивное исследование. Решение
проблем.
Применение. Решение проблем.
Дедуктивное исследование. Знания влияют
на исход событий в природе, обществе,
жизни отдельных людей.
Индуктивное исследованиеклассификация. Знания могут быть разного
типа.
Индуктивное исследование-классификация.
Тип знания влияет на исход решения
проблемы.
Индуктивное исследование. Знания
влияют на поступки и поведение людей.

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

1

1

21 неделя

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

31

32

33

Дедуктивное исследование. Слово может
влиять на исход событий в истории и
жизни отдельных людей.
Применение. Слово может влиять на исход
событий в истории и жизни отдельных
людей.
Дедуктивное исследование. Одни и те же
слова могут по-разному влиять на разных
людей.
Резерв. Защита проектов.

1

1

31 неделя

1

1

32 неделя

1

1

33 неделя

34 неделя

34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1.

2.
3
4
5
6

Тема урока

Индуктивное эмпирическое исследование.
Знания влияют на то, как мы видим и
изображаем мир.
Применение. Знания влияют на то, как мы
видим и изображаем мир. Этимология.
Применение. Знания влияют на то, как мы
видим и изображаем мир. Естествознание.
Дедуктивное исследование. Знания влияют
на результаты деятельности художника.
Подведение под понятие. Существуют
разные типы окружающей среды.
Дедуктивное исследование. Окружающая
среда влияет на развитие культуры

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

1

1

1

2 неделя

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

1 неделя

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

7

8
9
10

11
12
13
14

15

16
17
18
19
20

общества.
Дедуктивное исследование. Природное
окружение влияет на верования, привычки,
нравы и ценности людей во все времена.
Индуктивное исследование. Социальное
окружение влияет на культуру людей.
Подведение под понятие. Порядок может
быть естественным и искусственным.
Дедуктивное
исследование
с
индуктивными выводами. Порядок можно
изменить. Хаос и порядок относительны.
Применение. Порядок можно изменить.
Хаос и порядок относительны.
Дедуктивное исследование. Порядок есть
везде.
Индуктивное исследование. Порядок
выполняет определённые функции.
Дедуктивное исследование. Порядок может
выполнять сразу несколько функций
одновременно.
Индуктивное исследование (эмпирического
типа). Особенности порядка зависят от его
функций.
Индуктивное исследование. Порядок может
помогать или мешать.
Дедуктивное исследование. Существует
порядок внутри порядка.
Дедуктивное исследование. Существует
порядок внутри порядка. Проекты.
Подведение под понятие. Порядок может
иметь разные формы.
Дедуктивное исследование с индуктивным
выводом. Порядок может иметь разные
формы.

1

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1

9 неделя

1

1

10 неделя

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

1

1

1

1

14 неделя

1

1

15 неделя

1

1

16 неделя

1

1

17 неделя

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

13 неделя

31

Подведение под понятие. Порядок может
иметь разные формы.
Индуктивное исследование. Теории могут
быть ложными.
Индуктивное исследование. Порядок
помогает объяснить неизвестное.
Дедуктивное исследование. Порядок
помогает объяснить неизвестное.
Индуктивное исследование. Люди разных
профессий могут видеть разный порядок в
одних и тех же вещах.
Дедуктивное исследование. Люди разных
профессий могут видеть разный порядок в
одних и тех же вещах.
Люди разных профессий могут видеть
разный порядок в одних и тех же вещах.
Проекты.
Тема самостоятельного исследования. Как
задать исследовательский вопрос.
Цель и задачи исследования. Характер и
план исследования.
Способы
представления
исследовательских
работ.
Как
подготовиться к защите.
Представление исследовательских работ.

32

Представление исследовательских работ.

1

1

32 неделя

33

Представление исследовательских работ.

1

1

33 неделя

1

1

34

34

21
22
23
24
25

26

27

28
29
30

Резерв
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

21 неделя

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

1

1

31 неделя

34 неделя

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Одарённый ребёнок: особенности обучения: пособие для учителей/ Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е.
Журавлёва и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006 г.
2. Н.Б. Шумакова. Психология одарённости: обучение младших школьников. Выпуск 3. – М.: МИОО, 2005.
3. Рабочая тетрадь для учащихся. Собрание 2 (Часть 1-2). М.: УЦ «Перспектива», 2009.
4. Рабочая тетрадь для учащихся. Собрание 2 (Часть 3-5). М.: УЦ «Перспектива», 2009.
5.Книга для чтения. Собрание 2. Издание 3/ Сост.: Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
6. Что такое. Кто такой: В 3т. – 3-е изд., перераб. – М.: «Педагогика – Пресс», 2002.
7.Я познаю мир: Детская Энциклопедия: Литература, Искусство, растения, животные и т.п.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
1.Компьютеры.
2.Лицейский Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».