РАС ЛОГО

1.Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП
НОО детьми с РАС (вариант 8.3)
Программа предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС коррекционных мероприятий и требований к
результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы
развития, адаптированной для обучающихся с РАС являются логопедическое сопровождение, согласованная
работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся.
Курс коррекционно-развивающих логопедических занятий является обязательным для реализации
и относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, АООП обучающихся с РАС, вариант 8.3. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на
удовлетворение
их
особых
образовательных
потребностей.

2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционно-развивающего курса:
Логопедические занятия являются для обучающихся основой для успешного освоения основной
общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметных
и личностных результатов.
Личностные результаты:
1. Осознание языка как основного средства человеческого общения.
2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека.
4. Способствовать к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты обучения:
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
работать в соответствии с поставленной задачей;
логопе составлять план решения учебной проблемы совместно с учителемдом;
работать по плану и корректировать свою деятельность;
определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемнодиалогическая технология.
2.
Познавательные УУД:
искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
осуществлять анализ и синтез;
составлять описание объекта;
строить рассуждение;
составлять простой и сложный план текста;
работать с текстом;
устанавливать причинно-следственные связи;
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по
содержанию текста;
правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.
3.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого
текста);
адекватно
использовать речевые
средства
для
решения
различных коммуникативных
задач.
Средством формирования
коммуникативных УУД служит
технология продуктивного
чтения и организация работы в парах и малых группах.
Учитывая, что данный курс направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению
программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются
умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.
Таким образом,
предметными
результатами является
сформированность следующих
умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и обучающихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым
словам;
осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
подробно и выборочно пересказывать текст;
делить текст на части и озаглавливать их;
выполнять разбор слова по составу;
производить звуко-буквенный анализ слов;
правильно списывать тексты;
писать слова и предложения под диктовку;
находить и исправлять орфографические ошибки;
распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
определять предложения по цели высказывания, определять простое и
сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
составлять предложения с однородными членами.
Обучающиеся должны уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
работать в соответствии с поставленной задачей;
искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
составлять описание объекта; составлять простой и сложный план текста;
работать с текстом;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством
учителя- логопеда;
оценивать свою работу и работу товарища;
устанавливать причинно-следственные связи;
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
К концу первого года коррекционной работы обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
значение правильного дыхания;
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.
Обучающиеся должны уметь:

чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные
отличия, правильно обозначать их на письме;
выполнять звуко-буквенный анализ несложных слов;
определять место ударения в слове; правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптикомеханическое сходство.
К концу второго года коррекционной работы обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц (синонимы, антонимы, омонимы);
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка,
окончание;
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово из заданных слов;
наиболее точно выражать мысль;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
анализировать речь на уровне текста, предложения;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
составлять текст на определенную тему;
использовать в речи предложения усложнённых синтаксических конструкций.
К концу третьего года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц (синонимы, антонимы, омонимы);
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка,
окончание;
части речи (имя существительное, глагол, прилагательное, предлог).
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово из заданных слов;
наиболее точно выражать мысль;
определять морфемный состав слова;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
анализировать речь на уровне текста, предложения;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
составлять текст на определенную тему;
использовать в речи предложения усложнённых
синтаксических
конструкций.
К концу четвертого года коррекционной работы обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц (синонимы, антонимы, омонимы);
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка,
окончание; части речи (имя существительное, глагол, прилагательное, предлог).
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово из заданных слов;
наиболее точно выражать мысль;

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
анализировать речь на уровне текста, предложения;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
составлять текст на определенную тему;
использовать в речи предложения усложнённых синтаксических конструкций.

3.Содержание коррекционно-развивающего курса
Система коррекционного обучения по профилактике нарушений устной и письменной речи
соответственно данной программе составляет 6 лет. В начале учебного года с 1 – 15 сентября проводится
углубленная диагностика первоклассников.
Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы
одновременно. Работа внутри этапа протекает параллельно, формирование фонематических процессов идет
одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идёт
одновременно с расширением лексического запаса.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем
сформированности у них того или иного речевого компонента. Логопедические занятия проводятся в
соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами
деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми
упражнениями и т.д.
При подборе материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика
речевого нарушения данной группы.
Эффективность логопедических занятий может быть достигнута только при соблюдении принципа
комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие логопеда с учителем, психологом, выполняются
рекомендации врача-невролога.
Педагог-психолог ставит учителя-логопеда в известность о том, какого уровня сформированности системы
произвольной регуляции познавательной деятельности достиг каждый ребенок. В большинстве случаев
первоклассники с РАС нуждаются в разнообразной помощи. При самом низком уровне сформированности
системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи,
т.е. фактически совместном выполнении задания.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом осуществляется постоянно. Его сущность
заключается с одной стороны, в обеспечении единства подхода к конкретному ребенку, что зависит от
общего уровня сформированности его познавательной деятельности и системы произвольной регуляции (от
этого зависит сложность заданий, мера помощи и внешнего контроля). С другой стороны, следует избегать
неоправданного дублирования конкретных видов работы, поскольку в этом случае дети с ЗПР часто
усваивают способ решения определенных заданий, теряя к ним интерес, но не могут использовать
указанный способ как средство для дальнейшего развития (например, зная обобщающие названия, не
способны самостоятельно решить задачу, где надо их применить).
Первоочередное значение имеет взаимодействие логопеда с учителем. Учитель, реализуя программный
материал по русскому языку и чтению, осуществляет индивидуальный подход с учетом рекомендаций
логопеда, дифференцирует для обучающихся с трудностями письма и чтения объём работы на уроке и
требования к оценке письменных работ.
Основной целью логопеда в работе с родителями является формирование у них позитивного взгляда на
ребёнка. Родители помогают детям осознать значимость логопедических занятий. Особенно тесный контакт
с родителями необходим при исправлении недостатков звукопроизношения.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение
родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых
результатов образования.

1 класс, 1 дополнительный

Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.

Программа занятий включает следующие основные направления:
Самостоятельное построение простой фразы;
Развитие понятийной стороны речи; Расширение
словаря;
Развитие навыков письма и чтения;
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессеразвития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных
направлений (от 4-х до 5-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и
активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки;
создание ситуаций, способствующих к диалоговому
взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры; игры по развитию
мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого
занятия.

2 класс

Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Самостоятельное построение простой фразы;
Развитие понятийной стороны речи; Расширение
словаря;
Развитие навыков письма и чтения;
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессеразвития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных
направлений (от 4-х до 5-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и
активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки;
создание ситуаций, способствующих к диалоговому
взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры; игры по развитию
мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого
занятия.

3 класс

Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Самостоятельное построение простой фразы;
Развитие понятийной стороны речи; Расширение
словаря;
Развитие навыков письма и чтения;
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессеразвития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных
направлений (от 4-х до 5-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и
активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки;
создание ситуаций, способствующих к диалоговому
взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры; игры по развитию
мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого
занятия.

4 класс

Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Самостоятельное построение простой фразы;
Развитие понятийной стороны речи; Расширение
словаря;
Развитие навыков письма и чтения;
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессеразвития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных
направлений (от 4-х до 5-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и
активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки;
создание ситуаций, способствующих к диалоговому
взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры; игры по развитию
мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого
занятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс, 1 дополнительный
(занятия 2 раза в неделю)

№ п/п

Тема

1.
Диагностика понимания обращенной речи.
2.
Диагностика устной речи.
3.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
4.
Диагностика связной речи и процесса чтения.
Развитие понимания обращенной речи. (15 часов)
5.
Устанавление зрительного контакта и выполнение простых инструкций.
6.
Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих действий с
речевой инструкций.
7.
Части тела и предметы: узнавание и называние их.

8.
9.
10.

Узнавание и показывание картинок по словесной инструкции.
Выработка учебного стереотипа.
Слова-действия. Показывание действий самостоятельно или по подражанию и на
картинке.

11.

Узнавание предметов по их назначению. Называет и показывает назначения
предметов.
Узнавание окружающих звуков, показывание картинки, характеризующей звук или
называние звука.

12.
13.
14.
15.

Развитие умения делать выбор: Да/Нет (предпочтение и не предпочтение).
Называние или показывание желаемых предметов.
Развитие умения отвечать на социально значимые вопросы (Как тебя зовут?
Сколько лет?)

16.
17.
18.

Формы, фигуры, цвета, их узнавание и называние.
Буквы и числа узнавание и называние.
Узнавание и называние комнат в квартире и мест общего пользования (парк,
магазин), их функций.

19.

Имитирование действий в паре со звуком.
Формирование альтернативных средств коммуникации. (10 часов)

20.

Использование коммуникационной системы обмена изображениями или PECS.

21.
22.
23.
24.
25.

Использование коммуникативных досок и “да/нет-систем”
Использование предметных символов. Составление календаря активности.
Использование фотографий. Составление фотоальбома про себя.
Составление визуального расписания с помощью графических символов.
Прикрепление картинок и графических изображений в распространенных местах,
введение в “рутину”.
Использование мануальных знаков (жесты). Манипулирование игрушками с
жестовым сопровождением (например театрализованная Игра “Теремок”)

26.
27.

Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

Обучение глобальному чтению. Соотнесение объектов и картинок с написанным
словом и картинок разной степени абстракции с написанным словом.
29.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (компьютер).
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса. (9
часов)
30.
Упражнений для стимуляции движений нижней челюсти. Жевательная гимнастика.
31.
Гимнастика и самомассаж губ и щечных мышц.
32.
Упражнения на динамическую организацию движений языка вне рта и внутри рта.
33.
Упражнения на развитие подвижности, точности движений языка.
34.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей.
35.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.
36.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.
37.
Произношение чистоговорок и обучение распевкам.
38.
Заучивание стихов, предложений и слов с выраженным ритмическим рисунком.
Накопление словаря (11 часов)
Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание предметов,
39.
наблюдения за животными). Обследование, приёмы сравнения.
28.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение и
классификация предметов.
Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за деятельностью
взрослых).
Рассматривание картин с малознакомым содержанием, с пояснениями и рассказом.
Чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок.
Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.
Развития образной речи на пословицах, поговорках, прибаутках.
Соотнесение неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание
слов детьми в разном контексте.
Синонимы.
Антонимы.
Многозначные слова.
Формирование простой фразы (3 часа)
Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или простого
действия).
Формирование простого предложения.
Формирование распространенного предложения.
Формирование навыков письма и чтения ( 12 часов)
Развитие мелкой моторики (графические диктанты, штриховка, обводка, соединение
точек и т.д.)
Развитие пространственных отношений на листе бумаги. Границы строки.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц
пальцев: рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением
руки.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук) и целыми словами. Чтение прямых и обратных слогов.
Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
Осознанное чтение слов, словосочетаний.
Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах,
правильное расположение букв и слов на строке.
Осознанное чтение предложений и маленьких текстов.
Списывание слов и предложений с печатного образца.
Списывание слов и предложений с письменного образца.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Итоговая диагностика. (2 часа)
Диагностика устной речи.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта. Диагностика чтения.

2- класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Диагностика понимания обращенной речи.
Диагностика устной речи.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
Диагностика связной речи и процесса чтения.
Развитие понятийной стороны речи (15 часов).
Усвоение действий по показу и образцу.

6.
7.
8.
9.
10.

Развитие понимания сложных предложений и соотнесение с картинкой.
Выделение смысла прочитанного текста и соотнесение с картинкой.
Развитие навыка отвечать на вопросы.
Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.
Исправление смысловых ошибок в тексте.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Расположение частей текста в правильном порядке.
Тексты с “хвостами”.
Тексты с “дырками”.
Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
Формирование понимания “Крылатых выражений”.
Формирование понимания “Пословиц”.

18.
19.

Формирование понимания “Нелепец”.
Понимание скрытого смысла сказок.

Расширение словаря (13 часов).
20.
Развития активного словаря слов-предметов (называние предметов бытового назначения и
других сфер деятельности человека).
21.
Развития активного словаря слов-признаков. Описание предмета.
22.
Развитие активного словаря слов-действий (подбор глаголов - действий к предмету).
23.
Словарная работа на предметном и картинном материале.
24.
Рифма и её значение для речи. Стихи и загадки.
25.
Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых
словарём.
26.
Развития образной речи на примере пословиц, поговорок, прибауток.
Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в
разном контексте. Применение новых слов в речи.
28.
Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с
похожим значением.
29.
Работа над антонимами (слова с противоположным значением).
30.
Многозначные слова. Значение и применение.
Расширение номинативного словаря на базе дидактических игр: «Магазин», «Парные
31.
картинки», «Чудесный мешочек». Развитие умения работать в группе.
32.
Объяснение и раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
Построение простой фразы (6 часов).
33.
Построение двусловных предложений (предмет+действие).
34.
Распространённые предложения и их применение для решения бытовых задач.
35.
Построение распространённых предложений и их применение в общении.
36.
Построение предложений с предлогами.
37.
Построение предложений на основе визуальной информации.
38.
Разучивание стихов, как средство стимуляции самостоятельной простой фразы.
Развитие навыков письма и чтения. ( 14 часов)
39.
Развитие пространственных отношений на листе бумаги.
Развитие тактильных ощущений. ( самомассаж, “чудесный мешочек”, игры с пластилином
40.
и пр.)
41.
Работа над понимает вопроса. Письменные и устные ответы.
42.
Работа над пониманием прочитанных слов/предложений.
43.
Развитие понимания написанных слов. Работа с сюжетными картинками.
27.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с
учителем, а затем и самостоятельно.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и
предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения,
точка в конце).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение
информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребёнка.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.

Формирование навыка диалогического взаимодействия (12 часов).
53.
Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.
54.
Беседа (бытовые темы, любимые книги и т.д).
55.
Игра “Продолжи разговор”.
Игра “Узнай по описанию” (один ребенок загадывает предмет и описывает его, остальные
56.
угадывают).
57
Поход в “гости” в другой класс.
58.
Совместное составление детьми рассказа по опорным словам.
59.
Совместное составление детьми рассказа по серии сюжетных картин.
60.
Совместное рисование иллюстрации к литературным произведениям.
61.
Совместное конструирование.
62.
Инсценирование литературных произведений (например пальчиковый театр).
63.
Инсценировка бытовых ситуаций.
64.
Ролевые игры.
Итоговая диагностика. (4 часа)
65.
Диагностика понимания обращенной речи.
66.
Диагностика устной речи.
67.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
68.
Диагностика связной речи и чтения.

3 класс
№ п/п
Тема
1.
Диагностика понимания обращенной речи.
2.
Диагностика устной речи.
3.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
4.
Диагностика связной речи и процесса чтения.
Развитие понятийной стороны речи (15 часов).
5.
Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
6.
Расположение частей текста в правильном порядке.
7.
Выделение смысла прочитанного текста.
8.
Развитие навыка отвечать на вопросы.
9.
Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.

10.
Исправление смысловых ошибок в тексте.
11.
Тексты с “хвостами”.
12.
Тексты с “дырками”.
13.
Тексты с перевернутыми фразами.
14.
Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
15.
Формирование понимания крылатых выражений.
16.
Формирование понимания пословиц и поговорок.
17.
Формирование понимания нелепиц.
18.
Понимание скрытого смысла произведений.
19.
Понимание смысла анекдотов и юмористических рассказов.
Активизация словаря (10 часов).
20.
Словарная работа на предметном и картинном материале.
21.
Рифма и её значение для речи. Стихи и загадки.
Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых
22.
словарём.
23.
Развития образной речи на примере пословиц, поговорок, прибауток.
24.
Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в
разном контексте. Применение новых слов в речи.
Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с
25.
похожим значением.
26.
Работа над антонимами (слова с противоположным значением).
Многозначные слова. Значение и применение.
Расширение номинативного словаря на базе дидактических игр: «Магазин», «Парные
картинки», «Чудесный мешочек». Развитие умения работать в группе.
29.
Объяснение и раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
Формирование произвольного речевого высказывания(9 часов).
30.
Создание на уроке ситуации диалогического взаимодействия.
31.
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Я
хочу ...». Создание ситуации выбора.
32.
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры:
«Помогите мне, пожалуйста».
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры:
33.
«Можно я возьму». Создание ситуации просьбы.
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Купи
34.
продукты».
35.
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры:
«Закажи обед».
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Мне
36.
нужно постричься».
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «У
37.
меня болит ...».
38.
Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры:
«Покупка билета на автобус».
Коррекция навыков письма и чтения ( 14 часов)
39.
Правила гигиены письма.
40.
Письмо под диктовку незнакомых слов, с последующим обсуждением их правописания.
41.
Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их правописания.
42.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения,
точка в конце).
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение
43.
информации, заданной в тексте в явном виде.
27.
28.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
45.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений.
46.
Тренировка скорости чтения.
47.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
48.
Повторение и применение правил орфографии.
49.
Работа над грамматикой и лексикой. Игры на скорость написания слов, предложений.
Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов
50.
письменного текста.
51.
Отработка алгоритмов решения орфографических задач.
52.
Анализ орфографических и дисграфических ошибок. Выделение орфограмм.
Отработка навыка диалогического взаимодействия (12 часов).
53.
Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.
54.
Игра “Продолжи разговор”.
55.
Совместное составление детьми рассказов.
56.
Совместное рисование иллюстрации к литературным произведениям.
57.
Инсценирование литературных произведений (например пальчиковый театр).
58.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Магазин». Развитие
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе». Развитие
59.
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Парикмахерская».
60.
Развитие умения работать в группе.
61.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Поликлиника».
Развитие умения работать в группе.
62.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Общественный
транспорт». Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Аптека». Развитие
63.
умения работать в группе.
64.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино и музей».
Развитие умения работать в группе.
Итоговая диагностика. (4 часа)
65.
Диагностика понимания обращенной речи.
66.
Диагностика устной речи.
67.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
68.
Диагностика связной речи и чтения.
44.

4- класс
№ п/п
Тема
1.
Диагностика понимания обращенной речи.
2.
Диагностика устной речи.
3.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
4.
Диагностика связной речи и процесса чтения.
Развитие понятийной стороны речи (10 часов).
5.
Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.
6.
Расположение частей текста в правильном порядке.
7.
Выделение смысла прочитанного текста.
8.
Развитие навыка отвечать на вопросы. Формирование развернутого связного ответа.
9.
Развитие аналитических способностей и умение ставить вопросы.
10.
Исправление смысловых ошибок в тексте.

11.
Формирование понимания юмора, развитие адекватной реакции на юмор.
12.
Формирование понимания крылатых выражений.
13.
Формирование понимания пословиц и поговорок.
14.
Формирование понимания нелепиц, надождение нелепиц в тексте.
Обогащение словаря (7 часов).
15.
Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых
словарём.
16.
Развития образной речи на примере пословиц, поговорок.
17.
Объяснение и толкование иностранных слов.
18.
Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в
разном контексте. Составление текстов с новыми словами.
19.
Подбор синонимов в тексте для устранения неоправданного повторения слов.
20.
Подбор антонимов в тексте с целью изменения смысла. Нахождение пословиц с
антонимами.
21.
Многозначные слова. Прямое и “переносное” значение.
Применение навыка диалогического взаимодействия (9 часов).
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Магазин». Развитие
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе». Развитие
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Парикмахерская».
Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Поликлиника».
Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Общественный
транспорт». Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Аптека». Развитие
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино и музей».
Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Школа». Развитие
умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Дом. Семья». Развитие
умения работать в группе.

Развитие связной речи (9 часов)
31.
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
32.
Составление предложений из слов.Объединение их в связный текст.
33.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.
34.
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы.
35.
Последовательный пересказ текста с визуальной опорой.
36.
Пересказ. Составление плана для пересказа текста.
37.
Составление рассказа по обозначенному началу.
38.
Составление рассказа по серии картинок.
39.
Составление сравнительного рассказа-описания на основе визуального подкрепления.
Коррекция навыков письма и чтения. ( 25 часов)
40.
Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Правописание предлогов и приставок со словами.
Правописание предлогов и приставок со словами.
Словарные слова (Зегебарт). Работа с орфограммами. Вставь пропущенную букву.
Словарные слова (Зегебарт). Вставь пропущенную букву и исправь ошибку.
Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные.
Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные.
Чтение стихотворений и рассказов по слогам.
Упражнения в чтение и письме на деформированном тексте.
Правописание мягкого и твердого разделительных знаков.
Письмо под диктовку незнакомых слов, с последующим обсуждением их правописания.
Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их правописания.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения,
точка в конце).
54.
Письмо под диктовку и выделение известных орфограмм цветной ручкой.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение
55.
информации, заданной в тексте в явном виде.
56.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
57.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений.
58.
Тренировка скорости чтения.
59.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
60.
Повторение и применение правил орфографии.
61.
Работа над грамматикой и лексикой. Игры на скорость написания слов, предложений.
Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов
62.
письменного текста.
63.
Отработка алгоритмов решения орфографических задач.
64.
Анализ орфографических и дисграфических ошибок. Выделение орфограмм.
Итоговая диагностика. (4 часа)
65.
Диагностика понимания обращенной речи.
66.
Диагностика устной речи.
67.
Диагностика письменной речи. Написание диктанта.
68.
Диагностика связной речи и чтения.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Диагностика
понимания обращенной речи.
1
Диагностика устной речи.
.
Диагностика
письменной речи. Написание
3
диктанта.
Диагностика
связной речи и процесса чтения.
4
Развитие
5 умения ориентироваться в прочитанном
тексте.
Расположение
частей текста в правильном
6
порядке.
Выделение смысла прочитанного текста.
Развитие навыка отвечать на вопросы.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Развитие аналитических способностей и умение
ставить вопросы.
Исправление смысловых ошибок в тексте.
Тексты с «хвостами».
Тексты с «дырками».
Тексты с перевернутыми фразами.
Формирование понимания юмора, развитие
адекватной реакции на юмор.
Формирование понимания крылатых выражений.
Формирование понимания пословиц и поговорок.

1

Формирование понимания нелепиц.
Понимание скрытого смысла произведений.
Понимание смысла анекдотов и юмористических
рассказов.
Словарная работа на предметном и картинном
материале.
Рифма и её значение для речи. Стихи и загадки.
Объяснение и толкование новых слов из
прочитанных произведений. Работа с толковых
словарём.
Развития образной речи на примере пословиц,
поговорок, прибауток.
Сопоставление неизвестных слов с уже
известными, многократные проговаривание слов в
разном контексте. Применение новых слов в речи.
Работа над синонимами (подбор слов, близких по
своему значению). Соотнесение слов спохожим
значением.
Работа над антонимами (слова с противоположным
значением).
Многозначные слова. Значение и применение.
Расширение номинативного словаря на базе
дидактических игр: «Магазин», «Парныекартинки»,
«Чудесный мешочек». Развитие умения работать в
группе.
Объяснение и раскрытие сущности некоторых
явлений или способов действия.
Создание на уроке ситуации диалогического
взаимодействия.
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры: «Яхочу
...». Создание ситуации выбора.
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры:
«Помогите мне, пожалуйста».
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры:
«Можно я возьму». Создание ситуации просьбы.
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры: «Купи
продукты».

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры:
«Закажи обед».
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры: «Мне
нужно постричься».
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры: «Уменя
болит ...».
Формирование произвольного речевого
высказывания на базе дидактической игры:
«Покупка билета на автобус».
Правила гигиены письма.
Письмо под диктовку незнакомых слов, с
последующим обсуждением их правописания.
Письмо под диктовку словарных слов, с
последующим обсуждением их правописания.
Правильное оформление написанных предложений
(большая буква в начале предложения,точка в
конце).
Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождениеинформации,
заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации.
Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале текстов и стихотворений.
Тренировка скорости чтения.
Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме поддиктовку и
при списывании.
Повторение и применение правил орфографии.
Работа над грамматикой и лексикой. Игры на
скорость написания слов, предложений.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами
со скоростью, соответствующей индивидуальному
темпу ребёнка.
Отработка алгоритмов решения орфографических
задач.
Анализ орфографических и дисграфических
ошибок. Выделение орфограмм.
Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.
Игра “Продолжи разговор”.
Совместное составление детьми рассказов.
Совместное рисование иллюстрации к
литературным произведениям.
Инсценирование литературных произведений
(например пальчиковый театр).
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Магазин». Развитиеумения работать

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Кафе». Развитиеумения работать в
группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Парикмахерская». Развитие умения
работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Поликлиника». Развитие умения
работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Общественныйтранспорт».
Развитие умения работать в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Аптека». Развитиеумения работать
в группе.
Отработка диалогического взаимодействия на базе
ролевой игры: «Кино и музей». Развитие умения
работать в группе.
Диагностика понимания обращенной речи.
Диагностика устной речи.
Диагностика письменной речи. Диктант.
Диагностика связной речи и чтения.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».