ПВУД. Наша безопасность





















Программа курса внеурочной деятельности «Наша безопасность» предназначена для
обучающихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными
потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Программа состоит из 3 модулей:
- разговор о правильном питании;
- правила пожарной безопасности;
- правила дорожного движения.
Модуль «Разговор о правильном питании».
Курс рассчитан на 36 часов: 1 – 4 классы – 9 часов (1 раз в месяц).
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения
разделён на 3 модуля:
разнообразие питания;
гигиена питания и приготовление пищи;
этикет.
Планируемые результаты
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая
наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа
жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Регулятивные:
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей.
Познавательные:
умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и
животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой
информации;
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их
для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные:
умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение строить простейшие монологические высказывания;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую
взаимопомощь.
Содержание курса.
Разнообразие питания.
Давайте познакомимся! Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Удивительные
превращения пирожка. Мой режим питания. Кто жить умеет по часам. Режим дня любимого
литературного героя. Вместе весело гулять! Мои любимые игры. Игры народов мира. Из чего варят
кашу и как сделать кашу вкусной. Волшебные крупинки. Плох обед, если хлеба нет. Что у нас на

обед? Хлеб – всему голова! Что за суп? Любимые десерты. Время есть булочки. Пора ужинать.
Званый ужин. Весёлые старты. Мой любимый вид спорта. Папа, мама, я – спортивная семья. На вкус
и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Как приготовить морс и сок? Праздник чая. Что помогает
быть сильным и ловким? Меню спортсмена. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
Давайте познакомимся! Из чего состоит наша пища. Дневник здоровья. Пищевая тарелка. Меню
сказочных героев. Что нужно есть в разное время года. Меню жаркого летнего дня и холодного
зимнего дня. Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и
как приготовить из рыбы. Дары моря.
Основные виды деятельности: ставить и осмысливать цели и задачи курса; различать
завтрак, обед, полдник, ужин; составлять режим дня, меню на завтрак, обед, полдник, ужин.
Приводить примеры игр, видов спорта. Объяснять необходимость разнообразного питания как
обязательного условия здоровья. Различать каши, супы, десерты, понимать их роль в организации
здорового питания. Объяснять роль хлеба, жидкости в рационе питания. Составлять меню
рационального питания при занятиях спортом; различать ягоды, овощи, фрукты, понимать их роль в
организации здорового питания; объяснять необходимость разнообразного питания как
обязательного условия здоровья. Различать основные группы питательных веществ – белки, жиры,
углеводы, витамины и минеральные соли, понимать роль этих веществ в организме. Составлять
меню, которые могут использоваться в летний и зимний периоды. Приводить примеры продуктов из
молока и зерна; объяснять полезность продуктов, получаемых из зерна и молока, необходимость их
присутствия в ежедневном рационе питания; расширять знания о традиционных народных блюдах.
Давать характеристику дикорастущим растениям, которые возможно включать в рацион питания.
Развивать представление о пользе рыбных блюд и блюд из морепродуктов. Составлять меню с
использованием молочных, зерновых, рыбных продуктов, дикорастущих растений.
Гигиена питания и приготовление пищи.
Правила питания. Мой дневник. Праздник здоровья. Где и как готовят пищу. Пословицы и
поговорки о правильном питании. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Основные виды деятельности: формулировать и применять правила поведения за столом;
соблюдать правила гигиены; приводить примеры, давать характеристику своему рациону питания с
учётом знания об основах рационального питания. Приводить примеры предметов кухонного
оборудования, знать их назначение; знать один из основных принципов устройства кухни – строгое
разграничение готовых и сырых продуктов. Находить, составлять рецепты блюд, которые могут быть
приготовлены из традиционных продуктов; объяснять основные требования, которые предъявляются
к организации ежедневного рациона питания.
Этикет.
Ждём гостей. Как правильно накрыть стол. Кулинарное путешествие по Уралу. Кулинарное
путешествие по России.
Основные виды деятельности: сравнивать кулинарные традиции народов России; различать
правила сервировки стола для ежедневного и праздничного приёма пищи; применять правила
поведения за столом; понимать о необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня
культуры человека.
Формы организации учебных занятий: занятие, сюжетно – ролевая игра, конкурс,
экскурсия, творческая мастерская.
Формы контроля: проекты, викторины, анкетирование, тестирование, творческие работы.
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Количество часов
1
Разнообразие питания
7
2
Гигиена питания и приготовление пищи
1
3
Этикет
1
2 класс
№
Тема
Количество часов
1
Разнообразие питания
7
2
Гигиена питания и приготовление пищи
1
3
Этикет
1
3 класс

№
1
2
3

Тема
Разнообразие питания
Гигиена питания и приготовление пищи
Этикет

№
1
2
3

Тема
Разнообразие питания
Гигиена питания и приготовление пищи
Этикет

Количество часов
6
2
1
4 класс
Количество часов
5
3
1

Календарно – тематическое планирование (1 класс).
№

Тема

Дата

1 неделя

1

Разнообразие питания (7ч.).
Давайте познакомимся!

2
3
4
5

Если хочешь быть здоров.
Самые полезные продукты.
Удивительные превращения пирожка.
Мой режим питания.

2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

6
7

6 неделя
7 неделя
8 неделя

8

Кто жить умеет по часам.
Вместе весело гулять!
Гигиена питания и приготовление пищи (1 ч.).
Правила питания.
Этикет (1 ч.).
Заходите в гости к нам.

9 неделя

9

3
4
5
6

7
8

Разнообразие питания
(6 ч.).
Что помогает быть сильным и ловким?
Меню спортсмена.

1 неделя

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.
Полезное новогоднее меню.
Где найти витамины зимой?
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.
Гигиена питания и приготовление пищи (2 ч.).
Праздник здоровья.

3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

Мой дневник.

8 неделя
9 неделя

Этикет (1 ч.).
9
№

Беседа
Беседа
Коллаж
Беседа
Практическая
работа.
Беседа
Беседа
Конкурс плакатов.
Практическое
занятие.

Календарно – тематическое планирование (2 класс).
Тема
Дата
Форма проведения
занятий

№

1
2

Форма проведения
занятий

Ждём гостей!

2 неделя

Практическое
занятие.
Мини-проект
Мини - проект.
Книжка - самоделка.

Конкурс
«Салфеточка».

Календарно – тематическое планирование (3 класс).
Тема
Дата
Форма проведения
занятий

Разнообразие питания (6 ч.).
Давайте познакомимся!
Из чего состоит наша пища.
Дневник здоровья. Пищевая тарелка. Меню сказочных
героев.
Что нужно есть в разное время
года.
Меню жаркого летнего дня и
Холодного зимнего дня
Как правильно питаться, если
занимаешься спортом.
Гигиена питания и приготовление пищи (2 ч.).
Где и как готовят пищу.

1 неделя

7
8

Пословицы и поговорки о правильном питании.

8 неделя

Этикет (1 ч.).
Как правильно накрыть стол.

9 неделя

9

1
2
3
4
5
6

2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

Мини - проекты

6 неделя

Практическая
работа
Экскурсия
в
школьную столовую.

7 неделя

1 неделя

2

Разнообразие питания
(5 ч.).
Молоко и молочные продукты.
Блюда из зерна.

3
4

Какую пищу можно найти в лесу.
Что и как приготовить из рыбы.

3 неделя
4 неделя

5

Дары моря.

5 неделя

6

6 неделя

8

Гигиена питания и приготовление пищи (1 ч.).
Что можно приготовить, если выбор продуктов
ограничен.
Этикет (3 ч.).
Как правильно накрыть стол.
Кулинарное путешествие по Уралу.

9

Кулинарное путешествие по России.

9 неделя

7

Оформление
книжки-самоделки
Практическая
работа.

Календарно – тематическое планирование (4 класс).
Тема
Дата
Форма проведения
занятий

№
1

Мини - проекты

2 неделя

Групповая
исследовательская
работа.
Мини - проекты
Оформление
книжки-самоделки
Творческая
мастерская
конкурс

7 неделя
8 неделя

Праздник
Групповая
исследовательская
работа.
Мини – проекты.

Модуль «Правила пожарной безопасности» рассчитан на 36 часов (по 9 часов в каждом классе):
занятия проводятся один раз в месяц.
Планируемые результаты
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Личностные:
Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;

Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил
пожарной безопасности;
Бережное отношение к окружающей природе.
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса.
Знакомство с профессией пожарного.
Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в
микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ
взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при
пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.
Основные виды деятельности: называть правила безопасного обращения с огнём; объяснять
план действий при возникновении пожара; находить и применять план эвакуации из школы.
Пять правил пожарной безопасности.
К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности.
Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым
огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).
Основные
виды
деятельности:
называть
правила
безопасного
пользования
электроприборами, газовой плитой, свечами.
Если в доме начался пожар.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать,
если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце,
простыня, покрывало).
Основные виды деятельности: называть план действий при пожаре в квартире.
Огонь – друг и враг человека.
Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь.
Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К
чему приводит пожар. Новогодние праздники – время повышенной опасности.
Основные виды деятельности: приводить примеры использования огня человеком;
формулировать правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.
Как правильно покинуть задымленную квартиру.
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная
температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные
конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность
действий при задымлении квартиры.
Основные виды деятельности: давать характеристику действиям при задымлении
помещения во время пожара.
Действия во время грозы.

В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо
соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу.
Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Основные виды деятельности: формулировать правила поведения во время грозы на
открытой местности и в помещении.
Действия при пожаре в лесу.
Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с
природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и способы защиты от них.
Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода (просеки, дороги, зеленый кустарник,
речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе
из леса.
Основные виды деятельности: объяснять причины возгорания леса; называть различные
способы защиты при лесном пожаре.
30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны.
Профессия пожарного – профессия мужественных и добрых людей. Основные функции
пожарной охраны. ВДПО – Всероссийское добровольное противопожарное общество. Основные
задачи ВДПО. Указ президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны».
Основные виды деятельности: формулировать основные функции задачи пожарной охраны,
ВДПО.
Безопасное обращение с электричеством в доме.
Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут представлять
для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно отключать электрические
приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся телевизор. Что необходимо сделать
перед выходом из дома.
Основные виды деятельности: применять правила пользования электрическими приборами;
называть план действий при возгорании электроприборов.
Что делать, если пожар только начался.
Назвать несколько причин возгорания в квартире при отсутствии взрослых. Чем тушить
небольшой огонь. Что делать, если огонь потушить не удалось. Как правильно покинуть
задымленную квартиру Дальнейшие действия пострадавшего.
Основные виды деятельности: называть причины возгорания в помещении; применять план
действий при эвакуации из помещения во время пожара.
Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.
Почему и как нужно немедленно покинуть горящее помещение или квартиру. Что необходимо
делать прежде, чем покинуть квартиру. Звонок по «01» и встреча пожарной команды. Огнетушитель
– обязательная принадлежность имущества людей.
Основные виды деятельности: называть номера телефона службы спасения; объяснять
значимость огнетушителя при возникновении пожара.
Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.
Особенности действий жителей верхних этажей при пожаре в доме. Почему опасно выбегать
из квартиры, если вы живете на верхних этажах. Защита органов дыхания. В чем состоит опасность
пользования лифтом во время пожара. Что нужно сделать с лифтом для спасения других людей.
Основные виды деятельности: объяснять действия жителей верхний этажей при возгорании
в доме.
Как правильно позвонить в пожарную охрану.
Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему
нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при возникновении
пожара.
Основные виды деятельности: объяснять последовательность действий при вызове
пожарной охраны.
Первоочередные действия при пожаре в квартире.
Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре. Первоочередные
действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь квартиры. Для чего
необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное устройство, отключить

электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в комнаты, облить коридор и двери комнат
водой. Предохранение органов дыхания при помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.
Основные виды деятельности: объяснять, что нельзя делать при возникновении пожара в
помещении.
Летний отдых и пожарная безопасность.
Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности.
Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время грозы в лесу и на
водоеме.
Основные виды деятельности: называть правила пожарной безопасности в деревянном
доме, во время грозы на водоёме.
От чего происходят пожары.
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему
курильщика называют «поджигателем».
Основные виды деятельности: классифицировать основные причины возникновения
пожара.
История создания пожарной охраны.
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на
Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научнотехнический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.
Основные виды деятельности: Давать краткие сведения об истории развития пожарной
охраны.
Противопожарный режим в жилом доме.
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению
ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия
жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.
Основные виды деятельности: называть телефоны экстренной помощи; формулировать план
действий при оказании помощи пострадавшим.
Безопасное использование бытовой техники.
Соблюдение
правил
пожарной
безопасности
при
использовании
бытовых
электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном
использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при
украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Основные виды деятельности: применять основные правила безопасности пользования
электроприборами; формулировать правила пожарной безопасности во время новогодних
праздников.
Правила безопасного поведения на кухне.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления
пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать
признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Основные виды деятельности: определять признаки отравления угарным газом; называть
правила обращения с открытым огнём.
Оказание помощи при ожогах.
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах
кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.
Основные виды деятельности: определять план действий при оказании первой помощи при
ожогах.
Главные причины лесных пожаров.
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой
огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов
по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что
делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Основные виды деятельности: объяснять причины возгорания леса; называть различные
способы защиты при лесном пожаре.
Правильные действия во время грозы.

Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного
поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы.
Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели
вас окружают высокие объекты.
Основные виды деятельности: называть способы защиты от поражения молнией в
различных ситуациях.
Пожарная охрана, её назначение и задачи.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной
противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится
служба пожарной охраны.
Основные виды деятельности: называть основные функции, задачи противопожарной
службы.
План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара.
Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место
расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего
проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план
эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для
автомобиля, квартиры, дома или дачи.
Основные виды деятельности: объяснять значимость плана эвакуации, эвакуационного и
аварийного выходов.
Противопожарный режим в школе.
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели
безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время
проведения мероприятий массовым участием школьников.
Основные виды деятельности: применять план эвакуации из учебного заведения.
Назначение и оборудование пожарного щита.
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила
пожарного щита.
Основные виды деятельности: объяснять назначение комплектующих пожарного щита.
Первичные средства пожаротушения.
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила
работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Основные виды деятельности: объяснять правила работы с огнетушителем.
Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую
невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания
помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.
Основные виды деятельности: называть план действий в случае возникновения пожара в
квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть.
Причины возгорания телевизора и способы его тушения.
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра.
Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве
телевизора и пожаре в квартире.
Основные виды деятельности: объяснять причины и план действий при возгорании
телевизора и других электроприборов.
Действия при пожаре в доме.
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему
нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в
ожидании лифтера.
Основные виды деятельности: объяснять порядок действий при пожаре в многоэтажном
доме.
Тестирование.
Игра-соревнование трех юных пожарных команд – тесты, загадки.
Основные виды деятельности: применять полученные знания при выполнении заданий.

Формы организации учебных занятий: занятие, сюжетно – ролевая игра, конкурс,
экскурсия, творческая мастерская.
Формы контроля: проекты, викторины, анкетирование, тестирование, творческие работы.

№

Календарно – тематическое планирование (1 класс)
Тема
Дата
Формы проведения
занятий

1
2
3

Знакомство с профессией пожарного.
Пять правил пожарной безопасности.
Если в доме начался пожар.

1 неделя
2 неделя
3 неделя

4
5

Огонь – друг и враг человека.
Как правильно покинуть задымленную
квартиру.
Действия во время грозы.
Действия при пожаре в лесу.
30 апреля – Всероссийский День пожарной
охраны.
Тестирование.

4 неделя
5 неделя

6
7
8
9

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

№
1
2
3
4
5

6 неделя
7 неделя
8 неделя

Беседа
Беседа
Беседа, практическая
работа
Беседа, КВН
Беседа, практическая
работа
Беседа
Беседа
Экскурсия

9 неделя

Тест

Календарно – тематическое планирование (2 класс)
Тема
Дата
Формы проведения
занятий
Безопасное обращение с электричеством в
доме.
Что делать, если пожар только начался.
Что делать, если пожар сразу потушить не
удалось.
Правила выхода из задымленной квартиры.
Почему нельзя пользоваться лифтом во
время пожара.
Как правильно позвонить в пожарную
охрану.
Первоочередные действия при пожаре в
квартире.
Летний отдых и пожарная безопасность.
Тестирование.

1 неделя

Беседа

2 неделя
3 неделя

Беседа
Беседа

4 неделя
5 неделя

Беседа
Беседа

6 неделя

Беседа

7 неделя

Беседа

8 неделя
9 неделя

Беседа
тест

Календарно – тематическое планирование (3 класс)
Тема
Дата
Формы проведения
занятий
От чего происходят пожары.
История создания пожарной охраны.
Противопожарный режим в жилом доме.
Безопасное использование бытовой техники.
Правила безопасного поведения на кухне.

Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

беседа
Мини - проекты
Практическая работа
беседа
беседа

6
7
8
9

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Оказание помощи при ожогах.
Главные причины ленных пожаров.
Правильные действия во время грозы.
Тестирование.

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

Практическая работа
беседа
Беседа
тест

Календарно – тематическое планирование (4 класс)
Тема
Дата
Формы проведения
занятий
Пожарная охрана, её назначение и задачи.
План пожарной эвакуации в школе, дома и на
даче.
Противопожарный режим в жилом доме.
Назначение и оборудование пожарного щита.
Первичные средства пожаротушения
Что делать, если квартиру покинуть нельзя.
Причины возгорания телевизора и способы
его тушения.
Действия при пожаре в доме.
Тестирование.

1 неделя
2 неделя

Экскурсия
Беседа

3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

8 неделя
9 неделя

Беседа
тест

Модуль «Правила дорожного движения» рассчитан на 68 часов (по 17 часов в каждом классе):
занятия проводятся два раза в месяц. С учётом познавательных возможностей школьника начальных
классов каждый год обучения разделён на 3 модуля:
1. Ориентировка в окружающем мире.
2. Ты - пешеход.
3. Ты - пассажир.

















Планируемые результаты
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и
пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие
предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;













умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса.
Ориентировка в окружающем мире .
На чём люди ездят? Мы идём по улице. О транспорте. Мы здесь живём. Дорога. Дорога за
городом. Части дороги. Внимание! Опасность! Будем осторожными. Что такое дорожнотранспортное происшествие (ДТП)? Мы ориентируемся на местности. Движение в трудных
условиях. Что такое тормозной путь. Световые сигналы автомобиля. Будем себя беречь. Мы изучаем
свой район.
Основные виды деятельности: различать наземный, подземный, воздушный, водный
транспорт. Различать участников дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. Составлять
безопасный маршрут от школы до дома. Определять скорость движения объекта; особенности
пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по
отношению к другим предметам и участникам дорожного движения. Различать грунтовую и
асфальтированные дороги. Определять время, которое может быть затрачено на переход дороги.
Объяснять причины возникновения опасности на дороге. Оценивать дорожные ситуации: расстояние
до приближающегося транспорта и его скорость. Анализ особенностей дороги и местности, по
которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты,
подъёмы, спуски). Различать сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении
направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Соблюдать правила дорожного движения учитывая погодные условия, особенности тормозного пути
транспорта при разных дорожных условиях. Приводить примеры разнообразных транспортных
средств. Давать краткие сведения об истории создания разных транспортных средств, транспорта
будущего.
Ты — пешеход.
Чему нас учат правила дорожного движения? Какие бывают дороги? Где мы будем играть?
Дорога за городом. Светофоры. Дорожные знаки. Нас увидят в сумерках. Перекрёсток. Остановка
транспорта. Опасные ситуации. Дорожные знаки. Мы — пешеходы. Регулировщик. Будем уважать
водителей. Мы покупаем велосипед. Перекрёсток и автомагистраль. Правила для пешеходов.
Населённый пункт. Движение на загородной дороге. Внимание! Железнодорожный переезд! Правила
дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. Рядом с железной дорогой. Населённый
пункт. Сигналы водителей, светофора и регулировщика. Опасный случай. Необычные пешеходы и
водители.
Основные виды деятельности: осмысливать цели и задачи изучения правил дорожного
движения ; соблюдать их. Определять части дороги. Различать городскую и загородную дороги;
светофор пешеходный и транспортный. Различать дорожные знаки: «пешеходный переход»,
«пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход»,
«место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая», «железнодорожный переезд
со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «движение на велосипедах
запрещено», «велосипедная дорожка», «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец
жилой зоны», «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная
дорожка», «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево...» , «опасный поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота», «опасность», «выезд на дорогу с полосой

для маршрутных транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого
пункта», «пешеходная зона», «указатель направления», «предварительный указатель направления»,
«наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний», «пункт
первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Применять правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине
при отсутствии тротуара; движение в темно время суток. Определять и избегать опасных ситуаций
на дороге. Находить по цвету и форме предупреждающие и запрещающие знаки. Применять правила
поведения на остановке маршрутного транспортного средства; правила пользования велосипедом.
Определять особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).
Находить элементы дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса;
правостороннее движение. Различать разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний,
круговой). Составлять правила поведения пешехода
и велосипедиста в соответствии с:
направлением движения стрелок дополнительных секций светофора; со знаками дорожного движения; сигналами регулировщика. Знать особенности внешнего вида регулировщика (форма,
отличительные знаки, жезл, диск). Различать понятия: дорога, автомагистраль, главная дорога,
тупик; знаки главной дороги. Соблюдать поведение пешехода при приближении к главной дороге,
при разных дорожных условиях, движение пеших колонн. Составлять правила поведения при движении колонной. Определять разные виды светофора. Объяснять особенности светофоров на
железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с
дополнительными стрелками. Составлять правила движения на нерегулируемых участках дороги
(перекрёстках); на дорогах в разных населённых пунктах и при разных погодных условиях
(недостаточная видимость, гололёд, манёвры автотранспорта).
Ты — пассажир.
Мы знаем правила дорожного движения. Мы — пассажиры.. Мы едем на машине. В метро.
Как перевозят людей? Соблюдай правила ПДД.
Основные виды деятельности: знать и применять правила поведения в общественном
транспорте и в легковом автомобиле, при поездке на грузовом автомобиле с бортами.
Формы организации учебных занятий: занятие, сюжетно – ролевая игра, конкурс,
экскурсия, творческая мастерская.
Формы контроля: проекты, викторины, анкетирование, тестирование, творческие работы.
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Количество
часов
1

Ориентировка в окружающем мире

2

2

Ты - пешеход

12

3

Ты - пассажир

3

№

Тема

2 класс
Количество
часов

1
2

Ориентировка в окружающем мире
Ты - пешеход

6
8

3

Ты - пассажир

3

№

Тема

3 класс
Количество
часов

1

Ориентировка в окружающем мире

6

2

Ты - пешеход

9

3

Ты - пассажир

2

№

Тема

4 класс
Количество
часов

1

Ориентировка в окружающем мире

3

2

Ты - пешеход

12

3

Ты - пассажир

2

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

№

1
2
3
4
5

Календарно – тематическое планирование (1 класс).
Тема
Дата
Формы проведения занятий
Ориентировка в окружающем мире (2 ч.)
На чём люди ездят?
Мы идём по улице.
Ты - пешеход (12 ч.)
Чему нас учат правила дорожного
движения?
Какие бывают дороги?
Где мы будем играть?
Дорога за городом.
Светофоры.
Дорожные знаки.

1 неделя

Дорожные знаки.
Нас увидят в сумерках.
Мы переходим улицу.
Перекрёсток.
Остановка транспорта.
Опасные ситуации.
Ты - пассажир (3 ч.)
Мы — пассажиры.
Мы едем на дачу.
Мы знаем правила дорожного движения.

9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя

2 неделя
3 неделя

Беседа
Экскурсия.
Беседа

4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

16 неделя
17 неделя

Беседа
Практическая работа
Беседа
Беседа, КВН
Практическая работа,
Беседа
Практическая работа
Беседа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа.
Беседа
Беседа
Праздник.

Календарно – тематическое планирование (2 класс).
Тема
Дата
Практическая часть
Ориентировка в окружающем мире (6 ч.)
О транспорте.
Мы здесь живём.
Дорога.
Дорога за городом.
Части дороги.

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

Беседа
беседа
Практическая работа.
беседа
беседа

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

№

1
2
3

Внимание! Опасность!
Ты - пешеход (8 ч.)
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Мы — пешеходы.
Перекрёсток.
Регулировщик.
Будем уважать водителей.
Мы покупаем велосипед.
Мы покупаем велосипед.
Ты - пассажир (3 ч.)
Мы — пассажиры
Мы едем на машине
Соблюдай правила дорожного движения.

6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя

беседа
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Экскурсия
Практическая работа.
беседа
беседа
Практическая работа.
беседа
Практическая работа.
Игровая программа.

Календарно – тематическое планирование (3 класс).
Тема
Дата
Формы проведения
занятий
Ориентировка в окружающем мире (6 ч.)
Будем осторожными.
Что
такое
дорожно-транспортное
происшествие (ДТП)?
Мы ориентируемся на местности.
Движение в трудных условиях.
Что такое тормозной путь.
Световые сигналы автомобиля.
Ты - пешеход (9 ч.)
Какие бывают дороги.
Дорожное движение.
Перекрёсток и автомагистраль.
Дорожные знаки.
Регулировщик.
Правила для пешеходов.
Населённый пункт.
Движение на загородной дороге.
Внимание! Железнодорожный переезд!
Ты - пассажир (2 ч.)
В метро.
Дорожные знаки.

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

беседа
беседа
Экскурсия
беседа
беседа
Практическая работа.

8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя

беседа
беседа
беседа
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
беседа
Практическая работа.
беседа

16 неделя

беседа

17 неделя

Игровая программа.

Календарно – тематическое планирование (4 класс).
Тема
Дата
Формы проведения занятий
Ориентировка в окружающем мире (3 ч.).
Будем себя беречь.
Транспорт.
Мы изучаем свой район.

1 неделя
2 неделя
3 неделя

беседа
Тв./р.
Экскурсия.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ты - пешеход (12 ч.).
Правила дорожного движения.
Дорожно-транспортное происшествие.
Дорожные знаки.
Дорожные знаки.
Дорога.
Движение транспорта.
Рядом с железной дорогой.
Населённый пункт.
Сигналы
водителей,
светофора
регулировщика.
Сигналы
водителей,
светофора
регулировщика.
Опасный случай.
Необычные пешеходы и водители.
Ты - пассажир (2 ч.).
Как перевозят людей?
Соблюдай правила ПДД.

4 неделя

и

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя

Беседа
беседа
Практическая работа.
Практическая работа.
беседа
Практическая работа.
беседа
беседа
Практическая работа.

и

13 неделя

Экскурсия.

14 неделя
15 неделя

беседа
беседа

16 неделя
17 неделя

беседа
Игровая программа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».