В мире книг

1

Программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для
обучающихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными
потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Курс рассчитан на 134 часа: 1 класс – 32 часа (1 раз в неделю); 2 – 4 классы : 34 часа (1 раз
в неделю).
Планируемые результаты
Предметные:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Содержание курса.
Здравствуй, книга.
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём
рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и
жанра). Классификация книг по темам и жанрам. Домашняя библиотека, классная
библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Роль книги в жизни
человека. Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Основные виды деятельности: знать элементы книги, правила поведения в
библиотеке; уметь классифицировать книги по темам и жанрам; знать справочный
аппарат учебной книги, отличие её от художественной; иметь представление о роли
иллюстраций в книгах, о художниках – иллюстраторах; применять правила работы с
книгой.
2

Книги о Родине и родной природе.
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура
самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Основные виды деятельности: знать структуру книги; уметь самостоятельно
выбирать и работать с книгой; выполнять проекты; иметь представление о поэтах и
стихах, посвящённых родной природе.
Писатели детям.
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким,
Л.Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.
Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание
и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Основные виды деятельности: иметь представление о детских писателях –
классиках, современных писателях, о художниках-иллюстраторах; выполнять
инсценирование эпизодов из произведений.
Народная мудрость. Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся»,
«Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Основные виды деятельности: иметь представление о книгах – сборниках, о
малых фольклорных жанрах.
По страницам книг В. Сутеева.
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книгисборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В.
Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книгисборника.
Основные виды деятельности: выполнять самостоятельную поисковую работу в
группах; уметь находить библиографическую справку об авторе в книге.
Сказки народов мира.
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов
России и народов мира. Оформление выставки книг.
Основные виды деятельности: иметь представление о книгах-произведениях;
знать народные сказки; инсценировать.
Книги русских писателей-сказочников.
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и
чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование
отдельных историй.
Основные виды деятельности: иметь представление о содержании сказки А.Н.
Толстого «Приключения Буратино»; инсценировать эпизоды произведения.
Детские писатели.
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям:
книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е.
Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские
журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах
журналов.
Основные виды деятельности: иметь представление об авторах и героях их
произведений (С. Маршак, К. Чуковский, Е.Чарушин); познакомиться с детскими
журналами.
Сказки зарубежных писателей.
3

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка»
в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга
Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.
Основные виды деятельности: слушать и читать отдельные истории (Ш. Перро.;
Дж. Харриса); инсценировать отдельные картины-эпизоды из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей.
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Основные виды деятельности: уметь выполнять поиск нужного произведения в
книге-сборнике по содержанию.
Дети — герои книг.
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети — герои рассказов
(В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов
«Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети
— герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»).
Основные виды деятельности : иметь представление о произведениях разных
жанров, где главные герои – дети.
Книги о животных.
Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Книга В.
Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных».
Основные виды деятельности: формировать умение выполнять творческие
задания; иметь представление о книгах – сборниках про животных разных авторов.
Книгочей — любитель чтения.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог. Назначение библиотечного каталога.
Основные виды деятельности: уметь работать с каталожной карточкой,
алфавитным каталогом в библиотеке.
Книги о твоих ровесниках.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других
детских писателей. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или
В.Крапивина «Брат, которому семь лет»; о детях на страницах детских газет и журналов.
Основные виды деятельности: проводить инсценирование отдельных эпизодов из
рассказов о детях; составлять устные отзывы.
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Скороговорки.
Основные виды деятельности: иметь представление о малых жанрах фольклора;
выполнять проектную работу.
Писатели-сказочники.
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Основные виды деятельности: выполнять проектную деятельность; уметь
находить книги в открытом библиотечном фонде; иметь представление о писателяхсказочниках и их произведениях.
Книги о детях.
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книгисборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
4

Основные виды деятельности: иметь представление о книгах-сборниках о детях и
для детей разных авторов.
Старые добрые сказки.
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Переводчики, пересказчики и
обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника.
Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.
Основные виды деятельности: выполнять проектную работу; иметь
представление об обработке сказок народов других стран; о сказках с «бродячими»
сюжетами.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные
песни. Рукописная книга.
Основные виды деятельности: выполнять мини-проекты; иметь представление о
книгах о семье разных жанров.
Защитникам Отечества посвящается.
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Работа с
книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом
слове». Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
Основные виды деятельности: выполнять проекты; иметь представление о
былинах и сказах о защитниках Отечества.
По страницам любимых книг.
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Основные виды деятельности: выполнять проекты, презентации любимых книг;
оформлять «Дневник читателя».
История книги. Библиотеки.
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители,
былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги.
Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в
библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и
правила пользования ими. Каталожная карточка.
Основные виды деятельности: иметь представление о былинах, сказах, легендах,
библии, летописи; уметь выбирать и работать с книгой в читальном зале.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.
Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками:
русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.
Платонов «Умная внучка».
Основные виды деятельности: уметь отличать народные сказки от литературных.
Книги-сборники. Басни и баснописцы.
Книги-сборники басен И. Крылова. Русские баснописцы И. Хемницер, А.
Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.
Толстого.
Основные виды деятельности: иметь представление о русских баснописцах. О
баснях Эзопа; выполнять инсценирование басен.
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
5

Основные виды деятельности: выполнять проекты; иметь представление о
произведениях Л.Н. Толстого.
Животные — герои детской литературы.
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист,
аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Основные виды деятельности: выполнять проекты, отзывы; знать структуру
книги – сборника.
Дети — герои книг.
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение
А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное
слово». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Основные виды деятельности: выполнять проекты; проводить обсуждение
прочитанных книг (беседы, дискуссии, споры).
Книги зарубежных писателей.
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.
Чиарди). Систематический каталог. Список книг зарубежных писателей для детей.
Основные виды деятельности: уметь составлять систематический каталог,
библиографические справочники (отбор информации о зарубежных писателях).
Книги о детях войны.
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и
оформление. Аннотация. Каталожная карточка.
Основные виды деятельности: иметь представление об аннотации, каталожной
карточке; иметь представление о произведениях о детях войны и их авторах.
Газеты и журналы для детей.
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов.
Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»,
«Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка»,
«Шапокляк».
Основные виды деятельности: иметь представление о детской периодике;
структуре газет, журналов; выполнение проектов.
«Книги, книги, книги…».
Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор
информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Книги учебные, художественные, научнопопулярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книгисправочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов
мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение
басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Основные виды деятельности: знать виды и типы книг; уметь работать в
библиотеке; знать структуру книги; проводить классификацию книг; выполнять проекты.
Страницы старины седой.
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной
форме и прозаической форме. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава
Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на
русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Основные виды деятельности: иметь представление о былинах, былинных
героях; об истории создания книги на Руси; первых печатных книгах.
Крупицы народной мудрости.
6

Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава
«Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Книга С.
Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный
материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в
пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла,
оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Основные виды деятельности: собирать дополнительной о героях России и
оформлять постер (стенд) с собранными материалами;
Мифы народов мира.
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д.
Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические
герои».
Основные виды деятельности: иметь представление о мифах; работать с
системным каталогом.
Русские писатели-сказочники.
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М.
Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Сказка сказок П.П.
Ершова «Конёк-Горбунок». Библиографические справочники. Библиографические
справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Основные виды деятельности: иметь представление о возникновении сказок;
проводить поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись
«Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»); выполнять проекты.
Книги о детях и для детей.
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена,
Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Фантастика и приключения. Поиск
книг по каталогу, составление списка. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А.
Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Основные виды деятельности: иметь представление о книгах с фантастическим и
приключенческим сюжетом, их авторах.
Словари, справочники, энциклопедии.
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов,
этимологический. Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто
такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в
книгах-справочниках.
Основные виды деятельности: уметь работать со словарями, справочника,
энциклопедиями.
Родные поэты.
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и
слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.
Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Основные виды деятельности: иметь представление о русских и советских
поэтах, их произведениях.
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич
Некрасов». Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Основные виды деятельности: уметь выбирать информацию, определять жанр и
тему произведений.
7

Мир книг.
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. СетонТомпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час
читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные издания для
детей: детские газеты и журналы.
Основные виды деятельности: уметь проводить поисковую работу в библиотеке
по заданной теме.
Формы организации занятий: литературные игры; конкурсы-кроссворды;
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг; проекты; уроки-спектакли.
Формы контроля: конкурсы, презентация проектов, викторины, игры.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27

Тематическое планирование
1 класс.
Тема
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом
оформлении (книга-произведение).
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в
библиотеке.
Книги о Родине и природе.
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
Книги современных писателей о детях.
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки».
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книгипроизведения).
В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.
Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой
«Приключения Буратино».
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование
отдельных историй.
Книги С. Маршака. Выставка книг.
Книги-сборники произведений К. Чуковского.
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
В гостях у сказки. КВН.
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
8

28
29
30
31
32

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дети — герои книг детских писателей.
Литературная игра «Вопросы и ответы».
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
По страницам любимых книг. Выставка книг.

Тематическое планирование
2 класс.
Тема
Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
Структура книги (элементы книги).
Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Выставка книг о детях. Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о
книге и учении».
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
Скороговорки и чистоговорки.
Книги с литературными (авторскими) сказками.
Писатели-сказочники.
Герои сказок. Викторина.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
Защита проекта «Путешествие в страну сказок».
Книги о детях. Выставка книг.
Герои книг В. Осеевой.
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики
и обработчики народных сказок.
Народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о семье.
Книги о защитниках Отечества.
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твёрдом слове».
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг.
Презентация любимой книги.
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или

1
1
1
1
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

«Дневника читателя».

№
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тематическое планирование
3 класс.
Тема
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Первые книги. Библия. Детская библия.
Летописи. Рукописные книги.
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка»,
братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книгисборника.
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники
басен.
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.
Герои басен. Инсценирование басен.
Родные поэты.
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.
Проект «Краски и звуки поэтического слова».
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная
карточка.
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А.
Куприна «Ю-ю».
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики
рассказа. Отзыв.
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети — герои книг. Типы книг.
Книги-сборники произведений о детях.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих
сверстниках».
Книги зарубежных писателей.
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных
писателях.
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из
города».Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
Кто они — дети войны.
Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор
фотографий, оформление «Книги памяти»).
Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном
зале.
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»
и др.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

32
33
34

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал
«Антошка» и др.
Создание классной газеты «Книгочей».
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о
книге?». Словарь книгочея.
Тематическое планирование
4 класс.
Тема
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга
на Руси.
Библия. Библейские предания.
Творческая работа: история книги.
Героические песни о героях России. Песня-слава.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация рукописной книги и
постеров (стендов) о героях России.
Мифы народов мира. Книги-сборники.
Мифологические герои.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П.
Ершова «Конёк-Горбунок».
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений
на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С.
Пушкина.
Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках.
Энциклопедии и книги-справочники.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
Библиотека.
Первые
библиотеки.
Правила
пользования
библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские
баснописцы».
Защита проекта «Русские баснописцы».
Дети — герои книг писателей XIX века.
Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. МаминеСибиряке, А. Куприне и др.
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация
на книгу-сборник писателей-классиков.
«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс
«Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
Игра «100 вопросов Почемучек» практическая работа со
справочной литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура
книги.

1
1
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

27
28
29
30
31
32
33
34

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
Встреча с корреспондентом местной газеты.
Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о
любимой книге.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».
Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы,
подготовленные презентации.

1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование.
1 класс.
№
1
2

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Учебные книги первоклассника. Правила
работы с книгой.
Художественные книги. Большеформатная
книга в типовом оформлении (книгапроизведение).
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила
поведения в библиотеке.
Книги о Родине и природе.
Элементы книги. Книга-произведение и
книга-сборник.
Книги-сборники писателей-классиков о
детях.
Книги современных писателей о детях.
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники
«Весёлые потешки», «Скороговорки и
считалки».
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай
загадку».
По страницам книг В. Сутеева (книгисборники, книги-произведения).
В. Сутеев — автор и оформитель книг для
детей.
Литературная игра «По страницам сказок В.
Сутеева».
Народные сказки (цепочки). Инсценирование
знакомых сказок.
Книга-сказка. Большеформатные книги с
одним произведением.
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
Книга сказок (сборники сказочных историй).
А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

Дата
1 неделя

Формы проведения
Практическая работа

2 неделя

Беседа

3 неделя

Экскурсия

4 неделя
5 неделя

Выставка
Беседа

6 неделя

Беседа

7 неделя
8 неделя

Беседа
Конкурс рисунков

9 неделя
10 неделя
11 неделя

Игры
Творческая работа
Игры

12 неделя

Викторина

13неделя

Конкурс рисунков

14 неделя

Игры

15 неделя

Творческая работа

16 неделя

Беседа

17 неделя
18 неделя

Беседа, викторина
КВН
12

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

По страницам книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино». Книга историй и
приключений героев-кукол. Инсценирование
отдельных историй.
Книги С. Маршака. Выставка книг.
Книги-сборники произведений К.
Чуковского.
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих
книг.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных
изданиях.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки
Римуса».
В гостях у сказки. КВН.
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Конкурс чтецов стихотворений детских
поэтов.
Дети — герои книг детских писателей.
Литературная игра «Вопросы и ответы».
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и
зайцы».
По страницам любимых книг. Выставка книг.

19 неделя

Творческая работа

20 неделя
21 неделя

Выставка
Беседа, викторина

22 неделя

Конкурс рисунков

23 неделя

Беседа

24 неделя

Беседа, игра

25 неделя
26 неделя
27 неделя

КВН
Беседа
Конкурс

28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя

Беседа
Игра
Беседа
Беседа, КВН

32 неделя

Выставка, викторина

Дата
1 неделя
2 неделя

Формы проведения
Беседа
Беседа

3 неделя
4 неделя

Беседа
Экскурсия

5 неделя

Беседа

6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

Беседа
Беседа, КВН
беседа
Беседа, игра
Беседа, игра
Конкурс плакатов,
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, конкурс
Эвристическая
беседа, игра

2 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема
Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая печатная
книга на Руси.
Структура книги (элементы книги).
Экскурсия
в
библиотеку
(районную,
муниципальную, городскую).
Правила
поведения
в
библиотеке.
Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
Выставка книг о детях. Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы книг.
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
Герои детских книг. Библиотечный стенд
(плакат).
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

12 неделя

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная 13неделя
книга «Пословицы о книге и учении».
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай 14 неделя
загадку».
Скороговорки и чистоговорки.
15 неделя

13

17

Книги с литературными
сказками.
Писатели-сказочники.

18
19

Герои сказок. Викторина.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.

18 неделя
19 неделя

20

Проектная деятельность «Путешествие в
страну сказок».
Защита проекта «Путешествие в страну
сказок».
Книги о детях. Выставка книг.
Герои книг В. Осеевой.

20 неделя

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, КВН
Викторина
Эвристическая
беседа, КВН
проект

21 неделя

проект

22 неделя
23 неделя

Игра
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, викторина
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, конкурс
рисунов
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа

16

21
22
23
24
25
26

(авторскими) 16 неделя
17 неделя

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о 24 неделя
Незнайке и его друзьях.
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, 25 неделя
рассказы.
Книги
о
братьях
наших
меньших. 26 неделя
Художники-оформители.
27 неделя

30

Сборники
стихотворений
для
детей.
Каталожная карточка.
Книги-сборники сказок народов мира.
Переводчики, пересказчики и обработчики
народных сказок.
Народные сказки на страницах детских
журналов.
Книги о семье.

31

Книги о защитниках Отечества.

31 неделя

32

Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о 32 неделя
Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
Библиотечный урок «Хвала книге». По 33 неделя
страницам любимых книг. Презентация
любимой книги.
Летнее чтение. Оформление еженедельника 34 неделя
«Книгочей» или «Дневника читателя».

27
28

29

33

34

28 неделя
29 неделя
30 неделя

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, проект
Эвристическая
беседа, проект

3 класс.
№
1

Тема
Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Дата
1 неделя

2

Первые книги. Библия. Детская библия.

2 неделя

3

Летописи. Рукописные книги.

3 неделя

4

История

книги.

Первопечатник

Иван 4 неделя

Формы проведения
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
14

5
6
7

8
9
10
11
12

Фёдоров.
Волшебный мир сказок. Книга-сборник 5 неделя
«Сказки А.С. Пушкина».
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
6 неделя
Сказки с загадками (русская народная сказка
«Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная
дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные
предметы».
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова.
Аппарат книги-сборника.
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н.
Толстого. Сборники басен.
Русские баснописцы. Басни с «бродячими»
сюжетами.
Герои басен. Инсценирование басен.
Родные поэты.

7 неделя

8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, 13неделя
А. Майкова, А. Фета.

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

14 неделя

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

15 неделя

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик 16 неделя
русских народных сказок.
Книги-сборники произведений о животных. 17 неделя
Каталог, каталожная карточка.

17

20

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация 18 неделя
к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или 19 неделя
«Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.
Художники-иллюстраторы книг о животных. 20 неделя

21

Дети — герои книг. Типы книг.

21 неделя

22

Книги-сборники произведений о детях.

22 неделя

23

Литературная игра «Расскажи о героях
детских книг —твоих сверстниках».
Книги зарубежных писателей.

23 неделя

18
19

24
25
26

27

24 неделя

Библиографический
справочник:
отбор 25 неделя
информации о зарубежных писателях.
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка 26 неделя
из города».Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

27 неделя

беседа
Эвристическая
беседа, КВН
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, игра

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
инсценирование
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа, конкурс
чтецов
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, творческая
работа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, творческая
работа
Эвристическая
15

28

Кто они — дети войны.

28 неделя

29

Творческая работа «Дети войны рядом с
тобой»
(встречи,
сбор
фотографий,
оформление «Книги памяти»).
Библиотечный урок: самостоятельная работа
с книгой в читальном зале.
Детские газеты и журналы. История создания
журнала «Мурзилка» и др.
Электронные
периодические
издания:
«Детская газета», журнал «Антошка» и др.
Создание классной газеты «Книгочей».
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика
«Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

29 неделя

30
31
32
33
34

30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, творческая
работа
Практическая работа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая работа
КВН

4 класс.
№
1
2
3
4
5
6

7

Тема
Дата
Былины, былинщики. Былинные богатыри. 1 неделя
Книги-сборники.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. 2 неделя
Первая печатная книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
3 неделя
Творческая работа: история книги.
Героические песни о героях России. Песняслава.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах». Справочный
материал об А.В. Суворове.
Русь великая в произведениях фольклора.

4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

9

День народного единства: презентация 8 неделя
рукописной книги и постеров (стендов) о
героях России.
Мифы народов мира. Книги-сборники.
9 неделя

10

Мифологические герои.

10 неделя

11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

11 неделя

12

Книги со сказками русских писателей- 12 неделя
классиков. Сказка сказок П. Ершова «КонёкГорбунок».
Исторические
(фольклорные)
корни 13неделя
литературных произведений на примере
летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем
Олеге» А.С. Пушкина.
Библиографический справочник: справки о 14 неделя

8

13

14

Формы проведения
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Творческая рабта
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа, проект
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа, КВН
Эвристическая
беседа, игра
Эвристическая
беседа
Эвристическая
16

19

писателях-сказочниках. Энциклопедии и
книги-справочники.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат
книги.
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования библиотекой. Экскурсия в
библиотеку.
Книги. Типы книг. Справочный аппарат
книги.
Проектная
деятельность:
создание
рукописной книги «Русские баснописцы».
Защита проекта «Русские баснописцы».

20

Дети — герои книг писателей XIX века.

20 неделя

21

Библиографические справки о Марке Твене,
В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и
др.
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о
детях».
Аннотация
на
книгу-сборник
писателей-классиков.
«Хранители слов» — словари. Выставка
словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская
энциклопедия.
Игра
«100
вопросов
Почемучек»
практическая
работа
со
справочной
литературой.
Книги-сборники поэтов о Родине и родной
природе. Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.
Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной
природе».
Очерки и воспоминания. Писатели о
писателях.
Встреча с корреспондентом местной газеты.

21 неделя

15
16

17
18

22

23
24
25

26
27

28
29
30
31
32
33
34

беседа, проект
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, экскурсия
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа

22 неделя

Эвристическая
беседа, игра

23 неделя

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, конкурс
Эвристическая
беседа, конкурс

24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, конкурс

28 неделя

конкурс

29 неделя

Эвристическая
беседа, КВН
Эвристическая
беседа
Творческая работа

30 неделя

Творческая работа: очерк о своей школе, о 31 неделя
своём городе или о любимой книге.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая 32 неделя
высота».
Детские газеты и журналы.
33 неделя
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, 34 неделя
конкурсы, подготовленные презентации.

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа, КВН
Эвристическая
беседа, проект

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».