РП Математика и конструированиеdocx

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» создана на основе авторской
программы общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и
конструирование», начальные классы, в 2 ч., утвержденной МО РФ.
Цель курса:
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских
умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные
геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных
представлений.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения
анализировать, синтезировать и комбинировать.



Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и
технологию. Курс включает следующие разделы:
- геометрическая составляющая;
- конструирование.
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторскопрактической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия:
мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения
курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в
рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического
мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и
логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их
использовании в новых условиях.
Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические
фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения
преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций
или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Предмет «Математика
и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика

2

практической конструкторской деятельностью учащихся, а также предполагает органическое
единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и
дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные
математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и
конструирование», а конструкторско- практическая деятельность способствует закреплению основы
в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности
изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и
пространственных представлений учащихся. Ведущей линией в методике обучения курсу
«Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности
учащихся на базе изучаемого геометрического материала.
Основные положения содержания и структуры курса:
1. Преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и трудового
обучения, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое
моделирование».
2. Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, например,
изучение свойств диагоналей прямоугольников, знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с
телами вращения (цилиндр, шар).
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом
опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным,
используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения
геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии»,
ребусы, кроссворды, дидактические игры.
Один из разделов курса посвящён оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления
фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми
геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление
данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать
знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает
глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.
В процессе изучения курса «Математика и конструирование дети учатся:
· работать с чертежом, технологической картой и составлять их;
· работать с чертёжными инструментами;
· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом
технологических и эстетических требований.
2. Место курса в учебном плане
Программа предназначена для детей 7-11 лет. Продолжительность реализации программы четыре
года. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.
3. Содержание курса
1 класс (33 часа)
Геометрическая составляющая
Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия.
Вычерчивание прямой. Свойства прямой.
Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное
расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное,
горизонтальное, наклонное расположение отрезков.
Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с
использованием
отрезков
(схематический
чертеж

3

Луч.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром.
Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с
использованием циркуля.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на
клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек.
Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.
Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой
разлиновкой.
Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех
предложенных.
Конструирование
Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их
назначением.
Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги
ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций.
Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем.
Организация рабочего места.
Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и
непересекающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через две точки
можно провести прямую и при том только одну); изготовление моделей развернутого, прямого,
тупого и острого углов.
Обозначение на чертеже линии сгиба.
Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью
линейки с делениями.
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.
изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка»,
«Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из
его деталей плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и
др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей
2Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка»,
«Рыба», «Зайчик».
2 класс (34 часа)
Геометрическая составляющая
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника.
Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение
прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника,
4

вписанного в
окружность, окружности, описанной около прямоугольника (квадрата).
Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным
условиям.
Конструирование
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата) путем сгибания
бумаги.
Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон прямоугольника;
построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием равенства его
противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки.
Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и
выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба).
Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких
предметов).
Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для
кисточки).
Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его изготовления.
Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары).
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация «Цыпленок»).
Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный змей», «Щенок», «Жук»).
Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с тележкой», «Экскаватор»).
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием, назначением,
способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором «Конструктор».
Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.
Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий: моделей геометрических фигур,
моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка», «Настольная лампа» и др. Изготовление моделей
двухосной тележки и аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.
3 класс (34 часа)
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей
прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного
треугольника,
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений
Вписанный и окружность треугольник,
Конструирование
Изготовление моделей треугольником различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды равными способами: склеиванием из
развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
5

Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы,
состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций
(«Паровоз»),
Изготовление композиций «Яхты и море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей
Изготовление модели часов.
изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и
назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъемного крана и модели транспортера.
4 класс (34 часа)
Геометрическая составляющая
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра,
вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и
равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной
шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Личностные результаты обучающегося
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
—
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению
окружающей среды;
—
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным
традициям других народов;
—
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
6

эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
—
проявление устойчивых волевых качества и способность к само-регуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
—
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредметные результаты обучающегося
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются
следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
—
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в рамках изучаемого курса (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
—
осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
—
сравнивать группы объектов/предметов/изделий, выделять в них общее и различия;
—
делать обобщения по изучаемой тематике;
—
использовать схемы, модели, рисунки, таблицы, простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
—
комбинировать и использовать освоенные технологии при планировании и
осуществлении своей деятельности в рамках изучаемого курса;
—
понимать необходимость поиска новых решений, технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного социального опыта.
Работа с информацией:
—
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебных
пособиях, хрестоматиях, картах, атласах и других доступных источниках, анализировать её и
отбирать в соответствии с решаемой задачей;
—
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
—
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать
объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных
задач;
—
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
—
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
—
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) в рамках изучаемого
курса;
—
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) в рамках изучаемого курса;
—
объяснять последовательность совершаемых действий в рамках выполнения проектов и
исследования.
7

Регулятивные УУД:
—
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
—
выполнять правила безопасности при выполнении работы;

8

—
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
—
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями
и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
—
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении
работы. Совместная деятельность:
—
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и
подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
—
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять
аргументы
для защиты
продукта
проектной,
исследовательской
деятельностиРезультаты учебного курса
1 класс
Обучающийся первого года изучения учебного курса научится
- различать и называть термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол,
тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной,
многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр,
дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные
свойства прямой;
- называть названия и назначение материалов (бумага, картон и др.);
- называть название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка,
чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.);
- правилам безопасной работы перечисленными инструментами и правилам их хранения;
- использовать технологию сгибания и складывания бумаги, правилам вырезания и
склеивания деталей из бумаги.
- чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных
размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков;
обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать
фигуру по заданному условию;
- определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять
назначение изготовленного изделия;
- сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая
правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
2 класс
Обучающийся второго года изучения учебного курса научится
- различать и называть термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали
прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр
окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник,
описанная окружность;
- называть свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
- правилам безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
- называть название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвертка);
- называть виды соединений и их различия.
9

-

чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника
(квадрата), круга;
изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому
рисунку, составлять несложные технологические карты;
читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в
изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых
образцов;
делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей,
преобразовывать фигуры по заданным условиям.
3 класс

Обучающийся третьего года изучения учебного курса научится
- называть виды треугольников по сторонам и по углам;
- называть изученные свойства диагоналей прямоугольника и квадрата;
- называть единицы площади и соотношения между ними;
- пользоваться терминами: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата),
пирамида; грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;

-

правилам безопасной работы при использовании различных инструментов (циркуль,
ножницы, шило, отвертка и др.);
называть названия, назначения деталей конструктора.
делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;
строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойства его
диагоналей;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного треугольника;
делить окружность на 2, 4, 8 равных частей и на 3, 6, 12 равных частей;
изготавливать аппликации и модели несложных изделий по чертежам, по
технологической карте; изготавливать несложный чертеж по рисунку аппликации;
рационально размечать материал;
делить отрезок пополам с использованием циркуля и линейки без делений;
изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;
поддерживать порядок на рабочем месте.

4 класс
Обучающийся четвертого года изучения учебного курса научится
- конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге;
- конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба);
- делить фигуры на части и составлять фигуры из частей;
- конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по
техническому чертежу;
- чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;
- рационально расходовать используемые материалы;
- работать с чертежными и трудовыми инструментами;
- контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции
по чертежам;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к
моделям изделий различных видов;
- вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм,
равнобочная трапеция);
10

-

-

-

соотносить детали чертежа и детали модели объекта;
поддерживать порядок на рабочем месте.
называть таблицы единиц измерения величин;
называть геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении:
точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и др.; технологическая
карта, чертеж, развертка и др.
называть такие многогранники, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертка этих
фигур и чертеж прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких тела,
как цилиндр, шар;
узнавать
осевую
симметрию.

11

Тематическое планирование.
1 класс – 33 часа.

№
п/п

Наименование
разделов

Количеств Контрольные
о часов
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Точка. Линии.

4

https://foxford.ru/wiki/matematika/tochka-pryamaya- otrezok-luch

2

Виды бумаги.
Отрезок. Луч. Угол.

3
11

https://foxford.ru/wiki/matematika/tochka-pryamaya- otrezok-luch

Многоугольники.
Конструирование.
Итого

6
9
33

3
4
5

https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogougolniki
https://foxford.ru/wiki/matematika
0

2 класс – 34 часа.

Наименование
№
разделов
п/ п
1
2

3
4

Количество Контрольные
часов
работы

Электронные (цифровые ) образовательные ресурсы

Многоугольники.
Отрезок.
Окружность.

8
3
6

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogougolniki
https://foxford.ru/wiki/matematika/otrezok
https://foxford.ru/wiki/matematika/okruzhnost

Конструирование.
Итого

17
34

1
2

https://foxford.ru/wiki/matematika

3 класс – 34 часа.

12

№
п/п

Наименование
разделов

Количеств Контрольные
о часов
работы

3

Многоугольники.
Объёмные фигуры.
Площадь фигуры.

6
7
6

4

Окружность.

7

5

Конструирование.
Итого

8
34

1
2

1

Электронные (цифровые ) образовательные ресурсы
https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogougolniki
https://foxford.ru/wiki/doshkolnoe- obrazovanie/prostranstvennyefigury
https://foxford.ru/wiki/matematika/ploschad
https://foxford.ru/wiki/matematika/okruzhnost

1
2

https://foxford.ru/wiki/matematika

4 класс – 34 часа.

№
п/ п

Наименование
разделов

Количеств Контрольные
о часов
работы

1

Параллелепипед.

5

1

2
3
4
5
6
7

Куб.
Цилиндр.
Шар.
Чертёж.
Осевая симметрия.
Конструирование.
Итого

4
2
4
8
6
5
34

1
2

Электронные (цифровые ) образовательные ресурсы

https://skysmart.ru/articles/mathematic/pryamougolnyjparallelepiped
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4623/conspect/218457/
https://umschool.net/library/matematika/czilindr/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4120/conspect/218767/
https://foxford.ru/wiki/matematika/osevaya-simmetriya
https://foxford.ru/wiki/matematika

13

Поурочное планирование 1 класс
Тема занятия

Дата

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1. Знакомство учащихся с
основным содержа нием курса.
2. Точка. Линия. Линии: прямая и
кривая.
Замкнутая и незамкнутая линии.
3. Прямая. Кривая линия.

1 неделя

4. Приѐмы обработки бумаги.

4 неделя

5. Основное свойство прямой.

5 неделя

6. Отрезок.

6 неделя

7. Обозначение
геометрических фигур
буквами.
8 Отрезок.
Закрепление
9 Отрезок. Преобразование фигур по
заданным условиям
10. Луч

7 неделя

11 неделя

11. Сантиметр.

12 неделя

12. Циркуль.

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

2 неделя
3 неделя

8 неделя
9 неделя

1

13 неделя

13. Угол.

14 неделя

14. Угол. Закрепление.

15 неделя
14

15. Ломаная.

16 неделя

16. Длина ломаной.

17 неделя

17. Многоугольник.

18 неделя

18. Многоугольник. Закрепление.

19 неделя

19. Прямоугольник.

20 неделя

20. Свойство
противоположных сторон
прямоугольника.
21. Квадрат.

21 неделя

22. Единицы длины:
дециметр, метр
23. Соотношения между единицами
длины.
24. Квадрат,
Треугольник. Закрепление.
25. Многоугольники.

23 неделя

26. Использование
геометрических
фигур в аппликации.
27. Использование геометрических
фигур в
аппликации. Закрепление.
28. Виды треугольников.

22 неделя

24 неделя
25 неделя
26 неделя
1

27 неделя

1

28 неделя
29 неделя

29. Повторение геометрического
материала:
отрезок,угол, ломаная,
многоугольники.
30. Геометрические узоры.

30 неделя

31. Геометрические узоры. Закрепление

32 неделя

31 неделя

15

32. Квадрат.

33 неделя

33. Квадрат. Оригами.

34 неделя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

№

3

2 класс

Тема занятия

Дата

Количество часов
Всего

1. Повторение геометрического
материала:отрезок, угол, ломаная,
прямоугольник,
квадрат
2
Изготовление изделий в технике
«Оригами» - «Воздушный змей»
Треугольник. Соотношение
3
длин сторон треугольника.
Прямоугольник.
4
«Изготовление модели складного
метра».
5
Свойство
противоположных
сторон прямоугольника
6
Диагонали прямоугольника и их
свойства.
Квадрат. Диагонали квадрата и их
7
свойства.
Построение прямоугольника
8
помощью чертѐжного треугольника.
9
Середина отрезка.
10
Середина отрезка.
Построение отрезка, равного
11

0

33

Контрольные
работы

Практические
работы
1 неделя

1

1

1

2 неделя
3 неделя

1
Практическая
1

работа

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1 прямоугольника
1
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

на нелинованной

бумаге
8 неделя
с
9 неделя
10 неделя
11 неделя
16

12
13
14

15
16
17

данному, с помощью циркуля.
Практическая работа:
«Изготовление пакета
для хранения счѐтных палочек».
Практическая работа:
«Изготовление подставки для
кисточки».
Практическая работа:
«Преобразование фигур по
заданному плану и по
воображению»
Окружность.
Круг.
Центр, радиус, диаметр окружности
(круга).

1

1

12 неделя

1

1

13 неделя

1

1

14 неделя

1
1
1

15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя

18
19

Окружность. Круг. Закрепление.
Построение прямоугольника,
вписанного в окружность.

1
1

20

Практическая
работа:
«Изготовление ребристого шара»
Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга).
Практическая
работа
«Изготовление аппликации
«Цыплѐнок».
Деление окружности на 6 равных
частей. Вычерчивание «розеток».
Чертѐж.
Практическая
«Изготовление закладки для
книги» по предложенному чертежу.
Технологическая карта.
Составление плана действий по

1

21
22

23
24
25

1

21 неделя

1
1

20 неделя

1

22 неделя
23 неделя

1
1
работа:

1

24 неделя

1

1

25 неделя
17

технологической карте (как
вырезать кольцо).
26
Чтение чертежа. Соотношение
1
чертежа с рисунком будущего
изделия.
Изготовление по чертежу
аппликации
«Автомобиль».
27
Изготовление чертежа по рисунку
1
изделия.
1
28
Изготовление по чертежу
Аппликации «Трактор с
тележкой»
29
Изготовление
по чертежу аппликации
1 «Экскаватор».
«Оригами».
Изготовление
изделия
30
1
«Щенок».
1
31
Оригами». Изготовление изделия
«Жук».
1
32
Работа с набором «Конструктор»
Детали,
правила и приѐмы работы с
деталями и инструментами набора.
Виды соединений.
Конструирование различных
1
33
предметов сиспользованием
деталей набора «Конструктор».
1
34
Конструирование различных
предметов с использованием
деталей набора
«Конструктор».
34
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

26 неделя

1

27 неделя

1

28 неделя

1

29 неделя
30 неделя

1

31 неделя
32 неделя

1

33 неделя

1

34 неделя

16

18

3 класс
№

Тема занятия

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Дата
Практические
работы

1

Повторение пройденного. Отрезок.

1

1 неделя

2

Построение отрезка, равного
заданному, с использованием
циркуля. Многоугольники.
Треугольник. Виды треугольников
по сторонам: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Построение треугольника по трем
сторонам, заданными отрезками(
без измерения их длины)
Построение треугольника по трём
сторонам, заданными их длинами.
Соотношение между сторонами
треугольника
Конструирование
фигур
из
треугольников.
Виды треугольников по углам:
прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный.
Представление
о
развёртке
правильной
треугольной
пирамиды на базе вырезанного
равностороннего треугольника.
Практическая
работа
№1
Конструирование
модели
пирамиды сплетением из двух

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

8 неделя

3

4

5

6
7

8

9

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

9 неделя

19

полос
10 Обобщение по теме «Виды
треугольников.
Правильная
треугольная
пирамида».
Практическая
работа
№2
Конструирование геометрической
игрушки
на
основе
равносторонних треугольников
многоугольника.
11 Периметр
Периметр
прямоугольника(квадрата)
12 Свойства
диагоналей
прямоугольника.
Составление
прямоугольников(квадратов) из
данных частей.
13 Вычерчивание прямоугольника
на нелинованной бумаге с
использованием
свойств
его
диагоналей.
14 Чертёж. Практическая работа
№3 Изготовление аппликации по
чертежам на основе квадрата
15 Закрепление по теме «Периметр
многоугольника»
16 Чертёж. Практическая работа № 4
Изготовление
аппликации
по
чертежам
на
основе
четырёхугольника,
треугольника
,круга
17 Технологический
рисунок.
Практическая
работа
№5
Изготовление композиции по
технологическому рисунку

1

1

10 неделя

11 неделя

1

1

12 неделя

1

13 неделя

1

1

14 неделя
15 неделя

1
1

1

16 неделя

1

1

17 неделя

20

18 Площадь. Единицы площади.
Сравнение площадей. Площадь
прямоугольника (квадрата).
19 Вычисление площадей фигур,
составленных
из
прямоугольников(квадратов)
Площадь
прямоугольного
треугольника.
20 Вычерчивание круга.
Деление
окружности (круга) на 2,4,8 равных
частей. Практическая работа № 6
Изготовление модели цветка с
использованием деления круга на 8
равных частей.
21 Деление окружности (круга) на
3,6,12 равных частей. Деление
окружности (круга) на равные
части.
22 Практическая
работа
№7
Изготовление
модели часов с
круглым
циферблатом
с
использованием умений делить
круг на 12 частей.
расположение
23 Взаимное
окружностей на плоскости.
24 Деление отрезка пополам без
определения
его
длины
(с
использованием
циркуля
и
линейки без делений).
25 Взаимное расположение фигур на
плоскости.
по
теме
26 Обобщение
«Окружности».

1

18 неделя

1

19 неделя

1

1

21 неделя

1

1

20 неделя

1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

25 неделя

1

26 неделя

21

27 Практическая работа № 8
Изготовление аппликации
с
предварительным изготовлением
чертежа по рисунку.
28 Практическая работа № 9
Изготовление и использование
геометрической игры «Танграм».
Составление различных фигур из
всех её элементов.
29 Оригами. Практическая работа
№10 Изготовление из бумаги
изделия способом оригами.
30 Техническое
конструирование.
Практическая работа
№11
Изготовление
из
деталей
конструктора модели подъёмного
крана.
31 Техническое конструирование.
Практическая работа №12
Изготовление из деталей
конструктора модели
действующего транспортёра.
32 Анализ изготовленной модели. Её
усовершенствование по заданным
условиям
33 Резерв

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

1

1

31 неделя

34 Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

1

32 неделя

1

33 неделя

1

34 неделя

34

0

12

22

23

4 класс

№

Тема занятия

Количество часов
Всего

1

Прямоугольный параллелепипед.

2

Прямоугольный параллелепипед.
Элементыпрямоугольного
параллелепипеда: грани,
ребра, вершины.
Развертка прямоугольного
параллелепипеда, изготовление
модели прямоугольного
параллелепипеда.
Закрепление умений изготавливать
модель прямоугольного
параллелепипеда.
Закрепление умений рисовать
предметы, имеющие форму
прямоугольного
параллелепипеда
Куб. Элементы куба: грани, ребра,
вершины. Развертка куба.
Изготовление куба и его модели.
Закрепление пройденного
материала.
Закрепление знаний о развертке
куба.

3

4
5

6
7
8

Контрольные
работы

Дата
Практические
работы
1 неделя

1

2 неделя

1

1

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

7 неделя
8 неделя
24

9
10
11
12
13
14

15

16

17

Практическая работа №1.
«Изготовление модели куба
сплетением из трех полосок».
Закрепление пройденного,
подготовка к восприятию темы
«Объем».
Практическая работа №2
.«Изготовление модели платяного
шкафа».
Площадь прямоугольника
(квадрата). Единицы
площади.
Расширение представлений о
способах вычисления площади.
Изображение
прямоугольного
параллелепипеда на чертеже в
трех проекциях.
Изображение прямоугольного
параллелепипеда на чертеже в трех
проекциях. Закрепление
пройденного материала..
Чтение чертежа прямоугольного
параллелепипеда в трех
проекциях, соотнесение
чертежа и рисунка прямоугольного
параллелепипеда.
Чертеж куба в трех проекциях.

18 Чертеж куба в трех проекциях.
Закрепление пройденного
материала.

1

1

10 неделя

1
1

9 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1

13 неделя

1

1

14 неделя

1

15 неделя

1

16 неделя

1
1

1

17 неделя
18 неделя

25

19 Практическая работа №3.
«Изготовление модели гаража»..
20 Вычисление полной площади
различных многогранников.
Закрепление пройденного
материала.
21 Осевая симметрия.

1

22 Осевая симметрия. Закрепление и
расширение знаний.
23 Прием деления отрезка пополам с
помощью циркуля.
Закрепление пройденного
материала.
24 Прием деления отрезка, пополам
проведение диагонали в
четырехугольниках.
Закрепление пройденного.
25 Развертка и чертеж заданного
прямоугольного
параллелепипеда.
Закрепление пройденного
материала.
26 Чертеж треугольника с тремя
осями симметрии. Закрепление
пройденногоматериала.
27 Нахождение площади
треугольника. Закрепление
пройденного материала.
28 Представление о цилиндре.

1

19 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

1

26 неделя

1

27 неделя

1

28 неделя

26

29 неделя

29 Практическая работа №4.
«Изготовление карандашницы».
30 Знакомство с шаром и сферой.

1

31 Построение чертежа и рисунка
прямоугольного
параллелепипеда в трех
проекциях. Закрепление
изученного материала.
32 Изображение прямоугольного
параллелепипеда на чертеже в трех
проекциях. Закрепление.
33 Задания на развитие воображения.
Закрепление изученного материала.
34 Практическая работа
№5.«Изготовление модели
асфальтового катка».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

31 неделя

1

1

32 неделя

1

30 неделя

1

33 неделя

1
1
34

1
0

34 неделя

15

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».