Положение_работа с ОВЗ и детьми-инвалидами

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 109
ПРИНЯТО
на заседании
Общего собрания работников
МАОУ Лицея № 109
протокол от 11.01.2023 г. № 3

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
______________________ Кудимова Ю.А.
введено в действие приказом директора
от « 11 » 01 2023 № 141-О

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И
ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК).
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";

Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации";

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" с
изменениями от 11 февраля 2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 11.02.2022г. №69);

Федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);

Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"",

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания".

2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с
учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе

1

получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1)
в образовательной организации;
2)
вне образовательной организации: по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в
медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование
может быть получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные
программы:

образовательная программа (кроме обучающихся по стандарту начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от
31.05.2021 г. № 286. Пункт 2 1 раздела: «ФГОС не применяется для обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);

адаптированная образовательная программа.
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной
общеобразовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой
тьютора по необходимости.
2.4. Адаптированная образовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
2.5. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.6. Для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным
основным образовательным программам:

сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами
обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных
потребностей в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014 г. № 1598),

для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам
основного общего образования, независимо от применяемых образовательных
технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не
более чем до шести лет;

для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при
обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего
образования независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не
более чем на один год.
2.7. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в МАОУ Лицее № 109 создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
2.8. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
2

включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание МАОУ Лицея 3
109 и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
2.9. Доступность образовательной среды МАОУ Лицея № 109 предполагает:

общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, как средство
социальной реабилитации, не только самого обучающегося, но и его семьи;

доступность качественного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического
развития и состояния здоровья;

комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью
специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от
учителя до обучающегося;

доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;

свободный доступ детей к материалам и учебным пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие
оборудованного рабочего и читального мест.
2.10. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть
реализованы в следующих формах:

урочной и внеурочной деятельности;

с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;

сетевой и др.
2.11. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:

бесплатным питанием;

бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной
учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков и
других специалистов по необходимости.
2.12. Продолжительность учебного занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ
составляет не более 40 минут.
2.13. Организация рабочего пространства детей с ОВЗ должна соответствовать
санитарным нормам и правилам, в частности при расположении парт (столов)
используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического
развития обучающихся. Мебель для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития,
индивидуальным возможностям и состоянию здоровья. Для организации трудового
обучения кабинеты технологии обеспечиваются необходимым оборудованием и
инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.14. Обучение классов для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в первую и вторую смену. Урочная деятельность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в
субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности.
2.15. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения
программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается
3

создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их
особыми образовательными потребностями.
2.16. При реализации адаптированных программ основного общего образования
обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:

для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных
для изучения учебных предметов учебного предмета "Музыка";

для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи включение в предметную область "Русский язык и литература"
обязательного для изучения учебного предмета "Развитие речи", предметные результаты
по которому определяются МАОУ Лицеем № 109 самостоятельно с учетом состояния
здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с
учетом примерных адаптированных программ основного общего образования;

для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;

для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета
"Физическая культура" и включение учебного предмета "Адаптивная физическая
культура", предметные результаты по которому определяются МАОУ Лицеем № 109
самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых
образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных
программ основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
МАОУ Лицеем № 109, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе
внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
2.17. В соответствии с разделом III «Особенности организации образовательной
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» Приказа Министерства
просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования” создаются специальные условия для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.18. Государственная итоговая аттестации на уровне основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. №
189/1513.
2.19. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145
"Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
4

2.20. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы),
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем
образовании).

3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ
открываются на основании приказа директора и комплектуются на основании заключения
ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка
в классе инклюзивного образования, отдельном классе для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество обучающихся в классе определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории обучающихся и вариантов
программы.
3.4. Комплектование классов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в зависимости от Санитарных правилах СП 2.4.3648- 20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи":
Предельная наполняемость отдельного класса, группы продленного дня для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости
от нозологической группы:
для глухих обучающихся - 6 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием
речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием
речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,
для слепых обучающихся - 8 человек,
для слабовидящих обучающихся - 12 человек,
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек,
для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек,
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 12 человек,
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,
для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) - 5 человек.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования
совместно с другими обучающимися.
3.5. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая
работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования.
3.6. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по
истечении которого психолого-педагогический консилиум или специалист (специалисты),
осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии)
выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по
образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается
решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных
5

представителей).
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют
педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и/или
другие специалисты, указанные в рекомендациях ПМПК.
3.8. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению
образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных
представителей).
3.9. Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых
не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности
с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными
курсами внеурочной деятельности.

4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой
форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе
образовательной организации при отсутствии медицинских противопоказаний.
4.2. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии,
применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность
приема и передачи информации в доступных для них формах.

5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора
МАОУ Лицея № 109
5.2. Положение размещается на официальном сайте МАОУ Лицеем № 109 в сети
Интернет, на информационном стенде, а также доводится до сведения родителей
(законных представителей) Обучающихся на родительских собраниях.
5.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
5.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения.
5.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».