РП коррекционных занятий Общение (3)

Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и
поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в
формировании
способствует

познавательной,
поиску

эмоциональной,

эффективных

путей

коммуникативной

преодоления

сфер,

возникающих

трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и
сверстниками.
Рабочая программа по предмету «Общение» разработана на основе
следующих нормативных документов:
Для АООП
•

ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»;

•

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021г., №286;
•

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 № 1598 и одобренный Минюстом 2 февраля 2015.
•

Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья утвержденная приказом Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022
№1023
•

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г.
№ 09–1672 «О направлении методических рекомендаций»;
•
Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ Лицея № 109
•

•

Адаптированная образовательная программа начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МАОУ Лицея № 109
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации
развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с

интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и направленной на
преодоление или ослабление проблем в их психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование
навыков адекватного поведения.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных
структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств
воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися,
формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
оказание
родителям
(законным
представителям)
обучающихся
консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием,
обучением и воспитанием.
Основное содержание
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего
образования обучающихся с ОВЗ
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное
содержание.
1.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для
овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых
образовательных потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария
для выявления индивидуальных особенностей школьников.
№
п/п

Диагностируемые
Параметры
Социальная
ситуация
развития
(проблемы, связанные с адаптацией
ребенка к классному коллективу,
взаимоотношениями с учителем, в
семье)

Ведущая
деятельность
(сформированность
компонентов
структурыучебнойдеятельности,
предпосылки формирования учебной
деятельности,
произвольность
поведения и познавательных процессов)

Рекомендуемые методики диагностические
методы
Социометрия
Проективная беседа «Мой круг общения»
Методика
исследования
межличностных
отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф. А.М.Прихожан)
Методика Э.М. Александровской «Изучение
социально-психологической адаптации»
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».
Схемы наблюдения уровня сформированности
учебной деятельности
Проективная проба «Рисунок школы»
Методика «Лесенка побуждений»
Методика «Составь расписание»
Методика «Конверты»
Методика Н.Г. Лускановой по мотивации

познавательной Прогрессивные матрицы Дж.Равена
Методика Выготского-Сахарова
Предметная классификация
Исключение предметов (4ый лишний)
Кубики Коса
Исследование словесно-логического мышления
(Э.Ф. Замбацявичене)
Исследование прогностической деятельности (Л.И.
Переслени)
Методика
экспресс-диагностики
интеллектуальных способностей (МЭДИС).
Изучение свойств внимания (уровень
Методика “Проставь значки”
распределения,
устойчивости,
Корректурная проба (тест Бурдона)
переключения внимания)
Методика В.М.Когана
Особенности
деятельности

Изучение свойств памяти (уровень
долговременной памяти, произвольной
(осмысленной) памяти, логической
памяти (воспроизведение логических
связей).

Эмоционально-волевая сфера

Таблицы Шульте
Методика “Долговременная память”
Методика
“Опосредованное
запоминание”
(Использована методика, разр. Лурия А.Р.
Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической памяти у
младшихшкольников”
Пиктограммы
Цветовой тест Люшера
ЦТО Цветовой тест отношений
С.А.Т.-Н
Методика «СОМОР»
«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
«Эмоциональные лица» и пр.

2.Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума
образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства
коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла
специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка
индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или
использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с
детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
● развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
● развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций;
● формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных
способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими
детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами
эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной
сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;

- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и
нативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к
новым социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной
самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция
коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование
полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает
помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения
эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения
людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком
собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с
детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и
сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и
прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они
осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для
улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.
Работа психолога с детьми с ОВЗ по формированию уверенности в себе и
снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них
оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки
на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с
неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои
способности и возможности.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно
сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи
с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и
избеганию конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с внешним
миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой,

скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений,
переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше
человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире
с самим собой и будет понят и принят другими людьми».
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ
Лицея № 109 программа психологического сопровождения строится на обучении по
группам, 1 раз в неделю (34 недели). Занятия проводятся по 30 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей
программы
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся в различных средах:
∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту
предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;

- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать подготовке и проведении праздников дома и в
школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может
использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
● способность
к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной
и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
∙способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться
в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении
корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта,
выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с
его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Тематическое планирование
1 год обучения

Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
№
п/п
1-3

Тема

Кол-во
часов
3

Диагностическое
изучение ребенка

4-5

Развитие
общей
мелкой моторики.

6-7

Развитие
произвольного
внимания и поведения.

8-9

Развитие мнемических 2
способностей.

10-11

Развитие умственных 2
способностей.

12

Коррекция
двигательной
активности.

13-14

Коррекция и развитие 2
эмоционально-волевой
сферы.
Развитие
предметно- 2
практической
деятельности.

15-16

и 2

2

1

17-18

Развитие
творческих 2
способностей. Развитие
воображения.

19-20

Развитие внимания и 2
мышления.
Развитие памяти и 2
мышления.

21-22

23-24
25-26

Развитие мышления и 2
речи.
Коррекция и развитие 2

Содержание
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы.
Игры
на
развитие
оптико-пространственной
ориентировки в пространстве через движения; умение
отдавать команды. Совершенствование психомоторики.
Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Игры на развитие качеств внимания (устойчивости,
переключения, распределения): «Определи игрушку»,
«Что изменилось», «Найди пару», «Запретное
движение» и т.д.
Игры и упражнение на развитие различных видов
памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Геометрические фигуры» и т.п.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти,
наглядно-образного мышления: «Найди отличия»,
«Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
Развитие произвольности при выполнении движений и
действий. Игры на развитие умения выполнять
совместные действия, развитие коммуникативных
навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф»,
«Волшебный мешочек» и т.д.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний,
отдельных черт характера.
Срисовывание графических образцов; обведение по
контуру геометрических фигур разной сложности;
вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание
и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение
фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах
реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»;
аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из
геометрических фигур – развитие мелкой моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и
словами.
Игры на развитие быстроты и точности при действии
наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и
упражнения на развитие всех видов памяти, нагляднообразного мышления.
Игры на развитие быстроты и точности при действии
наглядных звуковых или вербальных сигналов.
Ориентировка на плоскости, уровень зрительного

пространственных
ориентаций.

27-28

Произвольная
регуляция поведения.

29-30

Развитие
2
эмоционально-волевой
сферы и компонентов
личности.

31-34

Итоговое
диагностическое
изучение ребенка.

2

4

восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи
какие цифры и буквы нарисованы неправильно»;
«Найди «спрятанные» треугольники и обведи их».
Копирование сочетания различных фигур; копирование
пересекающихся линий.
Сказкотерапия,
драматизация,
моделирование
проблемных ситуаций. Обучение нормам социальноправильного поведения, формирование представления о
добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных
отношениях.
Игры на развитие имитационно- подражательных
выразительных движений и действий, отражающих
разные эмоциональные состояния и характерные черты
личности, выраженных в статике и движениях: мимике,
жестах, позе, серии движений и действий.
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы. Сравнение результатов с полученными в начале
учебного года.

Календарно-тематическое планирование
2-4 год обучения
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы
расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ОВЗ
№
п/п
1-3

Тема
Диагностическое
изучение ребенка

Кол-во
часов
3

4-5

Развитие
предметно- 2
практической
деятельности.

6-7

Развитие
качеств 2
внимания:
сосредоточенности,
концентрации,
переключения.
Развитие
памяти
с 2
использованием
различных
анализаторов.
Развитие произвольной 2
опосредованной
памяти.

8-9

10-11

Содержание
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы.
Срисовывание графических образцов; обведение по
контуру геометрических фигур разной сложности;
вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание
и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение
фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,
«Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто
летает?» - выделение главных существенных признаков
предметов; «Какое время года?» и т.п.
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка
В.Катаева «Цветик- семицветик».
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей
самостоятельно составлять описательный рассказ
животного, пользуясь опорной схемой.

12-13

Развитие
мышления.

14-15

Развитие
памяти, 2
применение
качеств
внимания
Развитие
элементов 2
логического мышления.

16-17

18-20

21-22

23-24

25-26

памяти, 2

Развитие
эмоционально- волевой
сферы и компонентов
личности.
Развитие
творческих
способностей. Развитие
воображения.
Развитие
произвольного
внимания и поведения
Развитие мнемических
способностей.

3

2

2

2

27-28

Развитие умственных 2
способностей.

29-31

Коррекция и развитие 3
эмоционально-волевой
сферы.

32-34

Итоговое
диагностическое
изучение ребенка.

3

Решение логических задач. Память на числа. Память на
образы.Группировка. Пространственная ориентация –
игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры и упражнения по развитию произвольной памяти
по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные
движения», «Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи
«Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки».«Петух. Волк.
Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных состояний,
отдельных черт характера.Сказкотерапия, драматизация,
моделирование проблемных ситуаций.
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах
реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»,
«Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики»,
«Путаница», «Корректурная проба» и т.п.
Обучение способам эффективного запоминания:
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и
т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти,
наглядно-образного мышления: «Найди отличия»,
«Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний,
отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и
«нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие
умения соблюдать совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения.
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы. Сравнение результатов с полученными в начале
учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».