ДООП Звонкие голоса 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 109
(МАОУ Лицей № 109)

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАОУ Лицея №109
Протокол № 16 от «27» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея №109
_______________ (Ю.А. Кудимова)
Приказ от «27» июня 2025 № 273/1-О

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Звонкие голоса»
для обучающихся 7-10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор составитель:
педагог дополнительного
образования:
Шрамко Татьяна Владимировна

Екатеринбург, 2025г

Аннотация к программе «Звонкие голоса»
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа имеет художественную направленность. Она разработана на
основе учебно-методического пособия по реализации идеи современного
исследования в области теории музыкального образования и опыта педагога
дополнительного образования.
Занятия в объединении позволяют способствовать развитию голосовых
данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками
ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности у
обучающихся.
Вокальное искусство является одной из разновидностей музыкального
искусства. Вокальное исполнение, как любая музыка, способно передавать
самые разнообразные оттенки эмоционально-психологического состояния
человека, его переживания, настроение, чувства. Ни один из других видов
искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью
и полнотой, как это делает музыка.
Актуальность. Новизна. Педагогическая целесообразность:




Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются
новые педагогические технологии, ориентированные на формирование
общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения
личностно-ориентированная технология
Актуальность образовательной программы определяется тем, что вокал —
важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования
обучающихся, играет большую роль в формировании духовной культуры
обучающихся, расширяет художественно-эстетический кругозор, оказывает
исключительное влияние на формирование личности ребёнка.
Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм,
нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост
детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений
свободного образа жизни.
Реализация воспитательных целей предполагает рассмотрение
воспитательных технологий на основе целостного процесса воспитания
личности и состоит в формировании гармонично-развитой, активноцелеустремленной личности, что особенно актуально и востребовано.
Педагогическая поддержка детей осуществляется в соответствии с
принципами личностно-ориентированного образования, что позволяет
глубже познать самообразование как сложный социальный и
индивидуальный процесс, который осуществляется самим ребёнком в поле
собственной деятельности.
2

Педагогическая целесообразность.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Данная образовательная программа педагогически -целесообразна, т.к.
пробуждает интерес к лучшим образцам современной музыкальной
культуры и народного музыкального творчества, духовной музыки, учит
исполнять и анализировать музыку, а так же раскрывает лучшие
человеческие качества.
Программа включает в себя и целый ряд принципов обучения – общие
требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы,
правила, организацию и проведение воспитательной работы:
Принцип опоры на положительное в личности ребёнка.
В соответствии с этим принципом воспитания при организации
воспитательного процесса педагог должен верить в стремление
обучающегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна
поддерживать и развивать это стремление.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для реализации этого принципа педагогу необходимо узнать типичные
возрастные особенности обучающихся, а также индивидуальные различия
детей в конкретной учебной группе.
Принципы целостности в воспитании.
Надо научиться понимать ребёнка как неразрывное единство
биологического и психического, социального и духовного, рационального и
иррационального. Задача о здоровье воспитанника крайне важная
общественная задача педагога.
Принцип воспитания творческой личности.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти.
Поэтому, важным здесь является стимулирование внутренних сил ребёнка,
создание условий для раскрытия его творческих способностей.
Принцип опоры на самоуправление в детском объединении.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального
становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение
сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через
свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества,
необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное
участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает их,
позволяя раскрыться в любых ситуациях.
Принцип сотрудничества.
Состоит в единстве целей педагога и учащегося. Воспитательная система
строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с
ребёнком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей?
Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно
и что этому мешает».
Основные принципы, лежащие а основе деятельности:
3





















самоценность жизни ребёнка (каждый ребёнок обладает
неотъемлемым правом на то, чтобы полноценно и счастливо прожить
период учебного процесса;
развивающий характер способов организации и условий проведения
жизнедеятельности в работе кружка педагог обязан создать все
необходимые условия для умственного, физического, нравственного
развития детей, развития их творческих способностей;
социальная защищённость детства в период учебного процесса;
предоставление детям постоянной возможности выбора дел, ролей,
положений, поручений, товарищей, команд и т.п., без чего педагогическая
среда не может быть развивающей;
использование каникул для позитивной социализации детей и
подростков, их физического, интеллектуального и нравственного развития;
сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной
деятельности, направленной на развитие творческих интересов детей,
подростков и педагогов;
духовность, проявляющаяся в формировании у детей и подростков
гуманистических духовны ориентаций, потребностей к освоению и
производству ценностей культуры, соблюдению нравственных форм
морали;
учет динамики состояния здоровья в физическом,
психоэмоциональном, социальном аспектах;
актуализация вопроса здоровьесбережения детей;
демократизм;
патриотизм;
толерантность – терпимость к мнению других людей, к инакомыслию
и другим культурам, другому образу жизни, индивидуализации,
заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;
вариативность, включающая многообразие форм работы, отдыха и
развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
программы:
Отличительной особенностью в программе являются:
комплексность
преемственность
не подражание, а творчество.
Соединение тематических блоков, имеющих каждый в отдельности
конкретные идеи и возможность хронологически менять их местами, и есть
комплексность.
К преемственности в программе относится взаимозаменяемость
разновидностей музыкального искусства; и есть музыка – это своего рода
творчество. Дети работают своими замыслами, выстраиванием мизансцен
4

того или иного номера, ни в коем случае не подражанием от других
услышанных или увиденных идей, а целиком и полностью в творчестве.
Главной отличительной особенностью данной программы от уже
существующих является то, что знания рассматриваются здесь не как
самоцель, а как средство самосознания и созидательной деятельности
обучающихся.
Адресат программы.
Дети в возрасте от 7 до 10 лет участвуют в реализации данной программы.
Этот возраст выражен эмоциональным восприятием – яркая память, интерес
и попытка воспроизводить все самим.
Стадия наглядно-действенного анализа и есть аналитическая деятельность.
Мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для
занятий вокальным творчеством оптимальным является метод запечатления
репертуара от солистов-вокалистов и т.д.
На занятиях педагог развивает мышление детей через проведение
совместных часов общения и праздников.
Режим занятий.
Образовательный процесс в МАОУ Лицее №109 строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного
процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и
сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные
наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для
развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Допускается прием обучающихся в течение учебного года.
Продолжительность учебного года соответствует календарному - учебному
графику.
В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся; продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и
предприятий с целью профориентации учащихся.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Деятельность детей осуществляется по группам или всем составом,
как в одновозрастных, так и в разновозрастных, в которых могут заниматься
учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет.
Численный состав группы хора определяется программой педагога в
зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики
деятельности данной группы не более 20 человек.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей
не должна превышать:
- в учебные дни — 3часа
5

- в выходные и каникулярные дни — 3часа.
После 40 минут занятий необходимо устраивать перерыв
длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания
помещений.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо
оговариваться в программе педагога.
Набор обучающихся: принимаются все желающие от 7 до 10, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Уровень программы, объем и сроки самореализации.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет стартовый уровень
и направлена на формирование у обучающихся интереса, устойчивой
мотивации и выбранному виду деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее кол-во часов:1год обучения 136часов в год;
2 год обучения 180 часов.
.
Форма обучения
Формами организации образовательного процесса является:
1Индивидуальная.
2Индивидуально-групповая.
3Групповая.
Виды занятий
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится
для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
наглядно-слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
6


настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием (2–3 мин);

речевые упражнения;

распевание;

пение вокализов;

работа над произведением;

анализ занятия;

задание на дом.
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога.
При организации обучения учитываются возможности и индивидуальные
потребности ребёнка при освоении родной культуры.
Деятельность творческого объединения моделируется на принципах
добровольности, самоорганизации, целесообразности, творчества,
возрастной преемственности и строится с учетом идей «проживания».
Такой вокальный индивидуальный подход способен создать (и поддержать)
интересную, творческую, одухотворенную среду воспитания и общения
детей, способствовать становлению личности ребёнка.
Программа ориентирована на многостороннее развитие детей, им
предлагается ознакомиться с лучшими детскими творческими
объединениями солистов-индивидуалистов разных регионов России.
Данная программа охватывает изучение следующих значимых
составляющих культуры:
1)Комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
2)Духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
3)Опыт традиционного воспитания и народную этику.
Программа предполагает также творческий подход педагога к подбору
изучаемого материала, к выбору форм, методов, места проведения занятий
(класс, открытое пространство и др.) и т.д.
Отличительная особенность данной программы в том, что она является
вариативно-комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускает
корректировку содержания и форм занятия.
Отбор репертуара
Отбор репертуара в жанровом и содержательном аспектах проходит с
учетом следующих принципиальных положений:
патриотическое, нравственное и духовное воспитание через музыкальные
произведения;
осваиваемый материал должен соответствовать логике взросления детей и
быть доступен им для понимания смысла, эмоционального восприятия, а
так же учитывать исполнительские возможности обучающихся на
конкретном этапе обучения.
7

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы
работы:
 Групповая
— Беседы, мастер-классы, практические занятия,
концерты. На занятиях все участники знакомятся с физиологическими
особенностями голосового аппарата, осваивают приёмы голосоведения,
знакомятся с истоками песенного искусства и его ролью в общественной
жизни страны.
 Индивидуальные занятия являются одной из основных форм работы в
вокальной группе, играют главную роль в формировании певца-солиста. На
индивидуальном занятии педагог направляет рост и развитие обучаемого по
намеченному пути и предлагает решение следующих задач:
 работа над сольным репертуаром
 постановка дыхания
 работа над расширением певческого диапазона
 развитие музыкального слуха и ритма
Индивидуальная форма работы с исполнителями дает возможность педагогу
более полно раскрыть индивидуальные способности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие
Формы подведения результатов.
- Индивидуальное прослушивание.
- Прослушивание вокальными группами по 2-3 и 3-5 человек.
- Участие в общешкольных праздниках.
- Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях,
конкурсах.
- Итоговый отчетный концерт.
- Участие в конкурсах.

2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы развитие и совершенствование
творческих способностей, музыкальной культуры и общего кругозора
обучающихся средствами вокального искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
развить и сформировать вокальные и сценические навыки;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля;
сформировать координацию деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить интерес к предмету;
8

развить потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к
самосовершенствованию;
сформировать волю, дисциплинированность взаимодействие с
партнёрами.
Воспитательные:
воспитать ценностное отношение к вокальному искусству и
сценической деятельности в целом;
воспитать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма.
1год обучения:
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к
хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки,
чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру.
Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Задачи:
Обучающие:
постановка голоса; формирование вокальных навыков; знакомство с
репертуаром;
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями произведений
российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,
свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство
ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,
творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование
на жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у учащихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,
упорство и настойчивость;
9

способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МАОУ Лицее №109
Федеральные:
1.
Конституция РФ
2.
Трудовой кодекс РФ
3.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №27З-ФЗ «Об
образовании в РФ»
4.
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г « 120-ФЗ
5.
ФЗ от 22.08.2004 г №122-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (с изменениями).
7.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (с изменениями)
8.
Положение о лицензировании образовательной деятельности (в
ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012№731, от 24.09.2012
№957)
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки
России) от 9.11.2018 №196 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам)
10. СанПиН 2.4.4 1251-03 (утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г№41 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»
Локальные:
11. Устав МАОУ Лицея109
12. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования
13. План воспитательной работы на учебный год
14. План внеурочной деятельности

10

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план первый год обучения
№
п/п Название раздела.
Тема.

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего Теория Практика
1.

2.

Музыкальнотеоретические
дисциплины.
Введение.
Лад: мажор – минор.
Темп: быстро медленно.
Динамика: громко –
тихо.
Жанры: песня, танец,
марш.
Формы: 1-, 2-, 3хчастные.
Формы песни: запев,
куплет, припев, кода.
Типы голосов.
Типы дыхания.
Вокальная работа.
Формирование
певческих навыков,
певческая установка,
развитие слуха,
музыкальной памяти,
вокальной
артикуляции, дыхания.
Единство
художественного и
технического.

тестирование
1
2

1

8

3

5

10

8

2

10

8

2

10

8

2

8
8
8

4
4
5

4
4
3

60

2

10

50

входящая,
текущая и
итоговая
диагностики
Итоговый
отчетный
концерт.
Участие в
конкурсах.

11

3.

Музыкальнообразовательные
беседы и слушание
музыки.
Жанровое разнообразие
музыки.
Роль песни в
переломные моменты
истории.
Песня в жизни
человека.
История гимнов
России.
Песня на войне.
Бардовская песня.

тестирование
5

5

1

1

2

2

1
1
1

1
1
1

136

56

80

Содержание учебного(тематического) плана.

Тема
Введение

Теория

Практика

Правила и техника
безопасности
Цели и задачи обучения,
обоснование необходимости

Лад: мажор-минор

Лад как система устойчивых
и неустойчивых звуков

Определение на слух
мажора и минора

Специфика ладового отличия Подбор текста к
каждому ладу
Сочинение примеров в
мажоре и миноре на
заданный текст
Темп:

Определение темпа как
скорости звучания музыки,
быстро - медленно соответствие характера
песни с темпом
Темповые особенности

Определение на слух
темпа произведений
Сочинение попевок в
различном темпе на
заданный текст
12

вокальных произведений
Динамика:
громко – тихо

Определение динамики как
громкости звучания музыки

Определение на слух p
иf

Соответствие динамики и
образа музыкального
произведения

Сочинение песен в
разной динамике на
заданный текст
Динамические игры

Жанры:

Дать определение жанра

песня, танец, марш Определение жанровой
специфики, соответствие
жанров характеру
произведения и влияние
замысла на выбор жанра
Формы:
1-, 2-, 3-хчастные

Определение специфики
построения произведений

Найти примеры разных
жанров
Сочинение песни в
разных жанрах
Изменение уже
существующего жанра
Определение формы
произведения на слух

Буквенное обозначение форм Построение
собственного
3-хчастная репризная и
произведения в
безрепризная: сходства и
заданной форме
различия
Формы песен

Типы голосов

Определение частей песни,
их названия и особенности

Привести примеры
песен с припевом и без

Бесприпевная форма.

Сочинение песни на
заданный текст в
заданной форме

Названия групп голосов, их
расположение в хоре

Определение диапазона
собственного голоса,
обозначение типа

Определение диапазона
каждого голоса

Уметь различать на
слух

Типы дыхания

Определение типов дыхания, Уметь при пении
их особенности
использовать брюшной
тип дыхания

Формирование
певческих

Определение музыкального

Уметь владеть
дыханием, верно
13

навыков,
певческая
установка,
развитие слуха,
музыкальной
памяти, вокальной
артикуляции,
дыхания

слуха, памяти
Определение артикуляции,
ее особенностей при пении

артикулировать,
определять образ
музыкального
произведения

Что такое художественный
образ произведения?

Единство
художественного и
технического
Жанровое
разнообразие
музыки

Беседа о многообразии
жанров в музыке, их
особенностях и
взаимодействиях

Роль песни в
переломные
моменты истории

Беседа о значении песни в
разные исторические
моменты
Примеры революционных
песен

Песня в жизни
человека

Беседа о влиянии песни на
каждого человека, ее
значение в нашей жизни

История гимнов
России

Беседа о главной песни
России
Как она менялась и почему?

Песня на войне

Показать значение песен во
время Великой
Отечественной войны
Примеры подвигов,
свершившихся с песней

Содержание знаний, умений, навыков детей.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
14

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку,
баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их
на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до)
первой октавы – до второй октавы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися дополнительного образования
Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в
течение года проводится несколько диагностик:

входящая диагностика проводится в начале каждого учебного
года с целью выявления стартовых вокально-хоровых навыков детей по
пяти параметрам:
- диапазон
- интонация
- дикция
- дыхание
- движение

промежуточная диагностика в середине учебного года чтобы
проследить динамику развития творческих способностей детей, развития
музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить
знания, умения и навыки, полученные на занятиях;

15


итоговая диагностика проходит в конце учебного года на
обобщающем занятии в форме сдачи произведений и упражнений по этим
же основным параметрам.
2.4. Планируемые результаты детей 1-го года обучения
 Предметные:
 наличие интереса к вокальному искусству, стремление к
вокально-творческому самовыражению;
 умение применять правильную певческую установку;
 знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование,
артикуляцию, дикцию и применение приобретѐнных навыков на
практике;
 владение основными навыками исполнения одноголосных
эстрадных вокальных произведений в ансамбле;
 знание основных жанров вокальной музыки;
 умение определять структуру и понимать смысл вокального
произведения;
 стремление передавать характер и настроение песни, правильно
распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон
легато, стаккато;
 владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в
группе и соло;
 участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену,
чувствовать исполняемые произведения на большой сцене,
раскованно (но не вульгарно) и выразительно исполнять их.
 Метапредметные:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
 формирование понимания красоты музыкальной искусства в
соответствии с культурными образцами и эстетическими
канонами;
 умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками при решении музыкальнотворческих задач, достижении общих целей;
 умение анализировать своѐ и чужое исполнение.
 Личностные:
 сформированность умения работать в коллективе;
 овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
 формирование чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
 проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия
и упорства в достижении поставленных целей.
16

2год обучения:
 Цель программы:
 Сформировать у обучающихся основы вокальных умений и
навыков через усложнение репертуара, ритма, использование
голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
 Задачи:
 Обучающие
 Формировать комплексные музыкальные навыки и умения
 Научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и
стилях
 Анализировать, высказывать собственные суждения, выражать
свои впечатления
 Развивающие
 Развить исполнительский интерес.
 Включаться в активную творческую деятельность.
 Развивать музыкальный слух, память, и ритм.
 Воспитательные
 Воспитывать эстетический вкус
 Воспитывать чувства ответственности за себя и за коллектив.
 Соблюдать правила поведения и технику безопасности.

Учебно-тематический план. (2 год обучения)

№
п/п

Тема

1.

Музыкально-теоретические
дисциплины

Количество часов
теория

практика

всего

Введение

1

Музыкальные инструменты

2

2

4

Симфонический оркестр

4

4

8

Оркестр народных инструментов

5

4

9

Военный оркестр

5

4

9

1

17

Русские композиторы: Чайковский,
Глинка, Прокофьев
Зарубежные композиторы: Бах,
Бетховен, Моцарт
Народная музыка, ее
разновидности
Формы произведений: вариации,
рондо
Романс

2.

3.

5

4

9

5

4

9

5

5

10

3

2

5

1

1

2

1

1

2

36

36

36

36

36

36

Известные исполнители романсов
Вокальная работа
Развитие музыкального слуха,
памяти
Работа над тембровой окраской и
правильным дыханием
Отработка сценической постановки
художественного номера
Музыкально-образовательные
беседы
История возникновения романса
2
Александр Вертинский.
2

2
2

180

Содержание программы.
Тема

Теория

Введение

Правила и техника
безопасности Цели и
задачи обучения,
обоснование
необходимости

Музыкальные

Названия музыкальных

Практика

Определение на слух
18

инструменты

инструментов, определение звучания музыкальных
их происхождения и
инструментов
назначения

Симфонический
оркестр

Определение
симфонического оркестра,
его особенностей

Определение на слух
звучание симфонического
оркестра

Расположение
инструментов

Располагать инструменты в
симфоническом оркестре

3 основные группы
инструментов оркестра
Дирижер
Жанры музыки,
исполняемые
симфоническим оркестром
Оркестр
народных
инструментов

Определение специфики
оркестра народных
инструментов

Определение на слух
звучания оркестра
народных инструментов

Оркестр русских народных
инструментов

Знать национальную
принадлежность
музыкальных
инструментов

Русские народные
музыкальные инструменты

Народная
музыка, ее
разновидности

Особенности народной
музыки
Песни обрядовые и
календарные

Слушание народной
музыки, определение ее
национальной
принадлежности

19

Русские
композиторы:
Чайковский,
Глинка,
Прокофьев

Биографические данные и
Слушание произведений
основные этапы творчества данных композиторов,
особенности стиля
Произведения для детей
Уметь на слух определять
принадлежность
произведения автору

Зарубежные
композиторы:
Бах, Бетховен,
Моцарт

Биографические данные и
Слушание произведений
основные этапы творчества данных композиторов,
особенности стиля
Основные произведения,
сделавшие их знаменитыми Уметь на слух определять
принадлежность
произведения автору

Формы
произведений:
вариации, рондо

Отличительные черты
формы рондо и вариаций

Романс

Буквенное обозначение
форм

Определение романса
Специфические черты
построения и исполнения
романсов

Известные
исполнители
романсов

Самые известные
исполнители романсов в
России
Определение их типа
голоса

Развитие
музыкального
слуха, памяти

Слушание музыкальных
произведений, написанных
в форме рондо
Сочинение песни в
вариационной форме и
форме рондо
Слушание и анализ
романсов русских и
зарубежных композиторов

Слушание романсов в
исполнении Вишневской,
Лемешева, Виноградова и
других

Определение тембра голоса Пение на сцене, работа над
сценическим образом
произведений

Работа над
тембровой
окраской и
20

правильным
дыханием
Отработка
сценической
постановки
художественного
номера
История
возникновения
романса

Романс – цыганская песня
души

Александр
Вертинский

Творческий вечер,
посвященный памяти
Вертинского

Беседа с использованием
звучания романсов в
различных исполнениях

Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения
К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных
произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об
окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений,
написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Учащиеся должны:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер
музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и
трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой
октавы – до второй октавы;
- освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их
пределах песенки и попевки;
- определять двухдольность и трехдольность;
- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию
композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести
21

соответствующие примеры (название произведения, фамилии
композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова:
симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать
группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные
духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по
звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в
своем творчестве (название произведения, название народной мелодии,
фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о
ней;
- знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;
- знать особенности романса, приводить примеры, исполнять;
- знать основных исполнителей романсов в России.
Уметь:
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития
голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй
октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си)
первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и
кварта, затакт;
- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй
октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;
- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые
мажорные и минорные мелодии. 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и
соль мажор.
Планируемые результаты детей 2-го года обучения
Предметные соблюдение при пении певческой установки
сформированность вокальных навыков в соответствии с программным
содержанием 2-го года обучения; знание приѐмов эстрадного пения и
применение их в практической деятельности; знания художественно эстетических, технических особенностей характерных для
22

ансамблевого исполнительства; сформированность способности
самостоятельно работать над техническим материалом, свободно
владеть штрихами, нюансировкой, фразировкой и динамикой в
вокальных произведениях; развитие свободного, без зажимов.
Метапредметные овладение навыками теоретического анализа
исполняемых эстрадных вокальных произведений; умение делать
исполнительский анализ; умение преодолевать технические трудности
при разучивании учебных упражнений и песенного репертуара;
способность адекватно оценивать свое выступление и партнеров.
сформированность умения понимать причины успеха или неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
Личностные наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат; осуществление самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;
овладение умением предлагать свою помощь и сотрудничество в
коллективе и жизни стремление прислушиваться к мнению других.

Организация образовательной деятельности дополнительного
образования
В школе действует дополнительное объединение художественной
направленности – Хоровая студия «Звонкие голоса».
Реализация образовательной программы возможна с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Наименование
ДО
1 «Звонкие
голоса»

ФИО педагога Срок
Кол-во
Возраст
Колреализации обучающихся обучающихся во
групп
Шрамко
2
30
7 — 10 лет
2
Татьяна
Владимировна

3.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение.
1.
2.

аудиосистема -2 шт.
микшер-усилитель - 2 шт.
23

3.
4.
5.
6.
7.

микрофон - 3 шт.
музыкальный центр - 1 шт..
синтезатор Roland - 1 шт.
стойки под микрофон - 2 шт.
костюмы в соответствии с репертуаром.

Кадровое обеспечение.
показатели
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование
Среднее
Среднее -специальное
В т. ч. педагогическое
Высшее всего
В т. ч. педагогическое
Педагоги, имеющие по стажу
до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 20 лет
свыше 20 лет
Педагоги, имеющие квалификационные
категории
высшую
первую

количество
1
1
0
1
1
0
0
0
0
0
1
1
0
1

Информационное обеспечение.
Интернет – ресурсы
1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey2402885.html
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
4. СэтРиггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html
Методические материалы.
1.БагадуровВ.А.,ОрловаН.Д.«Начальныеприемыразвитиядетскогоголоса».
– М, 2007.
2. Билль А.М. «Чистый голос». Методическое пособие для педагогов,
руководителей детских вокальных коллективов (публикация в
24

Интернете).
3. Велижанин Д.Н. «Записки хормейстера», Тюмень, «Вектор Бук»,2002г.
4. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»
Ростов на Дону. «Феникс», 2008г. Долматов Н.А. «Поем по нотам».
Методическое пособие для руководителей детских вокальных
коллективов. «Феникс». Ростов на Дону.2012г.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». М.1999г.
7. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М.1997г.
8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987г.
9. Отинова -Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент
качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие
для начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных
коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 10.
Пекерская Е. М. «Вокальный букварь».М.1996г.
10. Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г.
11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором». Москва.
«Музыка», 2002г.
12. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей». Москва.2011.
Управление реализацией дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Звонкие голоса» осуществляется в
МАОУ Лицее № 109 через:
- контроль за выполнением учебно-тематического плана;
- сохранность контингента;
- качество учебно-воспитательного процесса;
- результативность обучающихся.
Контроль за реализацией данной программой предполагается
осуществлять через
- проведение текущего мониторинга с последующими анализом и
коррекцией.
Анализ эффективности деятельности осуществляется через
следующие организационно-педагогические формы: педагогические советы,
совещания, собеседования.
Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по
следующим критериям:
- рост мотивации обучающихся в сфере творческой деятельности;
- процент обучающихся, готовых к саморазвитию;
- процент обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательно - досуговой
деятельностью;
25

- уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН,
КДН, на внутришкольном контроле;
- увеличение числа педагогов в ОО, вовлеченных в процесс
формирования творческой личности школьников в пространстве
дополнительного образования.
В ходе мониторинга предполагается корректировка планов работы
педагога, консультации психолога для педагога, родителей (лиц их
заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного
образования предусматривает доработку и обновление критериев
эффективности.
Контроль результативности дополнительного образования в школе,
его интеграции с общим образованием коллектив МАОУ Лицей №109
планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований,
диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
3.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Три вида диагностики — входящая, текущая и итоговая диагностики,
позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных
качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы.
Может проводиться в виде анкетирования или беседы, определяющей
компетентность обучающихся в тех или иных вопросах выбранного
направления деятельности.
Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем,
раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ,
т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения программы и
выполнения обучающимся текущих заданий.
Итоговая диагностика по результатам освоения программы в целом
или ее законченной части.
Формы текущего контроля:
- Индивидуальное прослушивание.
- Прослушивание вокальными группами по 2-3 и 3-5 человек.
- Участие в общешкольных праздниках.
- Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях,
конкурсах.
Формы итогового контроля:
- Итоговый отчетный концерт.
- Участие в конкурсах.
Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом
учащихся.
В результате анализа выбраны следующие методики изучения
эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОО:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова НВ.).
26

Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной
жизнью».
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов
жизнедеятельностью в образовательном учреждении».
Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения».
А.Н. Лукошкина по изучению уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив».
Д.В. Григорьева «Социометрического изучения межличностных
отношений в детском коллективе».
Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику планируется проводить психологом, педагогами
дополнительного образования 1 раз в год.
4.Список литературы для учащихся и родителей
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ ТГАКИ,
Тюмень,2008
2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школестудии, Тюмень,2007
3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методические
рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного вокала.
Тюмень,2007
4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень,2010
5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. – М.:
МГУКИ,2007
6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки,2008
7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб.2007
8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и корпоративов.
–М.: Эксмо,2009
9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.:Эксмо,2009
10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст.–
Москва: Издательство АСТ, 2015
5.Список литературы для педагога
1.БагадуровВ.А.,ОрловаН.Д.«Начальныеприемыразвитиядетскогоголоса».
– М, 2007.
2. Билль А.М. «Чистый голос». Методическое пособие для педагогов,
руководителей детских вокальных коллективов (публикация в
Интернете).
3. Велижанин Д.Н. «Записки хормейстера», Тюмень, «Вектор Бук»,2002г.
4. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»
27

Ростов на Дону. «Феникс», 2008г. Долматов Н.А. «Поем по нотам».
Методическое пособие для руководителей детских вокальных
коллективов. «Феникс». Ростов на Дону.2012г.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». М.1999г.
7. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М.1997г.
8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987г.
9. Отинова -Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент
качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие
для начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных
коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 10.
Пекерская Е. М. «Вокальный букварь».М.1996г.
10. Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г.
11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором». Москва.
«Музыка», 2002г.
12. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей». Москва.2011

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».