Лаборатория безопасности 1-11 класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 16 от «27» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
__________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «27» июня 2025 № 273/1-О

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Лаборатория безопасности»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Заместители директора
Радостева Е.С.,
Зырянова Л.Ю.

Екатеринбург, 2025

Комплекс основных характеристик программы
Содержание
№
1.

РАЗДЕЛ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи

1.2.

Планируемые результаты

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями
развития ребенка

2.2.

Содержание программы

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебный план

3.2.

Календарный учебный график

3.3.

Система условий реализации дополнительной общеразвивающей
программы
социально-педагогической направленности «Лаборатория дорожной
безопасности»

3.3.1

Материально-техническое оснащение дополнительной
общеразвивающей программы социально-педагогической
направленности «Лаборатория дорожной безопасности»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения

3.3.2. дополнительной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности «Лаборатория дорожной безопасности»
Список используемой литературы
Приложения

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория дорожной безопасности»

составлена и разработана в

соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции 2023 г.)
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции 2023 г.);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
3

порядок

оказания

«Реализация

государственной

дополнительных

услуги

в

социальной

общеразвивающих

сфере

программ»

в

соответствии с социальным сертификатом»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядок
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных

общеразвивающих

программ»

в

соответствии

с

социальным сертификатом»;
 Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
 Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Лицея № 109, Муниципальное образование «город Екатеринбург».
Направленность программы: социально - гуманитарная.
Актуальность данной программы:
Важность и своевременность обучения несовершеннолетних Правилам
дорожного движения не подлежит сомнению. Тем не менее, каждый год в
дорожно-транспортных происшествиях дети погибают, либо получают увечья
и

травмы.

Обеспечение

безопасности

движения

на

дороге

является

государственной проблемой, так как затрагивает моральный, социальный и
экономический аспекты.
Ребенка невозможно научить на чужом опыте, научиться он может только
через опыт в конкретной деятельности. Сочетание теоретической подготовки с
практической и творческой деятельностью позволит овладеть Правилами
дорожного движения и транспортной культурой, они будут поняты детьми,
приняты ими, превратятся в привычку.
4

Предлагаемая

образовательная

программа

«Лаборатория

дорожной

безопасности» представляет собой курс по обучению школьников безопасному
поведению на дорогах с учетом возрастных психологических особенностей.
Работа по программе проводится в форме теоретических и практических
занятий (выступлений перед детской аудиторией) и построена по принципу от
«простого к сложному» с учетом

углубления теоретических знаний и

практических умений обучающихся.
Отличительные

особенности

программы:

данная

программа

предусматривает использование традиционных и современных приемов
обучения, позволяет заложить основы умений и навыков, благодаря которым
участник дорожного движения сможет контролировать и оценивать свои
действия.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 6-18 лет. Количество
обучающихся в группе - (25 - 30) человек. Учебная группа формируется из
обучающихся предпочтительно одной возрастной категории, но возможен
разновозрастной состав. Набор обучающихся в объединение свободный,
независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса
родителей или законных представителей.
Режим занятий: Программа реализуется в режиме 1 раз в неделю по 1
академическому часу, общее количество часов в год составляет 34 часа на одну
учебную группу, 34 недели.
Вторник: 12.30 - 13.10 (группы 1, 2, 3 ,4, 5) вторник 14.10 - 14.50 (группы 6,7,
8, 9, 10)
Среда: 13.20 - 14.00 (группы 11, 12, 13, 14, 15), среда 14.10 -14.50 (группы 20,
21, 22)
Четверг: 13.20 - 14.00 (группы 23, 24, 25, 16 , 17, 18, 19), среда 14.10 -14.50
(группы 26, 27, 28)
Срок освоения программы –1 год
Уровень программы – базовый
Формы и методы обучения, виды занятий:
5

При реализации программы используются:
- формы организации деятельности - индивидуально-групповая,
групповая, фронтальная;
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
– словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ педагогом элементов,
приемов и способов их выполнения, наблюдение, работа по образцу),
практические (тренинг, тренировочные упражнения);
- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые,
исследовательские;
- виды занятий – беседа, занятие-игра, практическое занятие, экскурсия,
выступления перед детской аудиторией.
Формы подведения результатов:
- беседа;
- мастер – класс;
- открытые занятия;
- соревнования, конкурсы, фестивали и акции различного уровня.
1.1. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: формирование у обучающихся потребности в
соблюдении правил дорожного движения, культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, бережного отношения
к своей жизни и к жизни окружающих.
Задачи программы: «Лаборатория дорожной безопасности»
Обучающие:
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
- привить навыки сознательного поведения на улице, дороге, перекрестках
через

решение

проблемных

ситуаций,

игровые

моменты,

пропаганду

безопасности движения.
6

- сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
- обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных
ситуациях на дороге.
Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- развивать личностные свойства- самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность.
Воспитательные:
- воспитать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
- воспитать ответственного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора безопасности дорожного движения.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися знаний по
Правилам дорожного движения, оказания первой доврачебной помощи и
фигурному вождению велосипеда. Применение этих знаний, как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
•

самостоятельно

формулировать

задание:

определять

его

цель,

планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты,
осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по
ходу выполнения;
7

• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким
критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и
учитывать её в дальнейших действиях;
• планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми
жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др. Познавательные.
Обучающиеся научатся:
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников;
•

анализировать,

сравнивать

явления,

факты;

устанавливать

закономерности и использовать их при выполнении заданий;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, проводить аналогии;
• уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде;
•

самостоятельно

делать

выводы,

перерабатывать

информацию,

преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей,
таблиц, сообщений.
Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения;
• формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы,
уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с
помощью фактов и дополнительных сведений;
• критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с
иной позиции;
• участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать
свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою
8

часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель;
осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь;
•

публичным выступлениям, проведению различных

мероприятий,

ведению диалога.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений, обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и
его результатам.
У обучающихся будут сформированы:
•

начальные

навыки

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;
• умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными
нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к
участникам дорожного движения;
• личностные качества: ответственность к собственной безопасности и
безопасности других участников движения, соблюдение Правил дорожного
движения, убеждённость в необходимости изучения курса ПДД, интерес к
деятельности организаций, общественных объединений и государственных
служб по безопасности дорожного движения.
Предметные

результаты

–

усвоение

обучающимися

конкретных

элементов социального опыта в сфере безопасности дорожного движения.
Обучающиеся научатся:
• безопасно переходить проезжую часть, соблюдая Правила дорожного
движения;
• передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
• пользоваться сигналами светофора и регулировщика, правильно читать
основные дорожные знаки;
• правильно пользоваться общественным транспортом;
• соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
• соблюдать меры предосторожности вблизи железнодорожного полотна;
9

• оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ДТП.
2. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы:
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Наименование раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы

Практика

аттестации/
контроля

1

Вводное

занятие.

1

1

-

беседа

1

1

-

презентация

20

10

10

Мастер-

Введение в образовательную
программу.
Правила

по

ТБ.

Знакомство с объединением.
2

История

правил

дорожного движения
3

Изучение и трансляция
правил дорожного движения

4

Основы

оказания

классы
4

2

2

доврачебной помощи
5

Практическое
занятие

Вождение велосипеда

6

1

5

Участие в
конкурсе
«Безопасное
колесо»

6

Традиционно-массовые

2

1

1

мероприятия

Миниспектакль

Итого:

34

Данная программа состоит из

16

18

6 тематических разделов, каждый из

которых включает отдельные подтемы для изучения.
Тема 1. Введение

в

образовательную

программу объндинения.

Правила ТБ, знакомство с объединением – (1 час)
Теория (1 час).

Правила по технике безопасности; знакомство с

объединением
10

Тема 2: История правил дорожного движения - (1 ч.):
Теория (1 ч.): история и развитие Правил дорожного движения,
информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных
знаках.
Тема 3: Изучение и трансляция правил дорожного движения (20 ч.).
Теория (10 ч.)
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров (1ч.). Дорога, её
элементы и правила поведения

на

дороге. Назначение

тротуаров, обочин,

проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и
велосипедной дорожек (1ч.).

Назначение и роль дорожных знаков в

регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные
знаки и их группы. Предупреждающие знаки (1ч.).
Запрещающие

знаки

(1ч.).

Предписывающие

Знаки приоритета.

знаки.

Знаки

особых

предписаний. Знаки сервиса. Таблички. Информационные знаки. Средства
регулирования ДД. Транспортные светофоры.

Опознавательные знаки

транспортных средств (1ч.). Места установки дорожных знаков. Дорожная
разметка как способ регулирования дорожного движения.
Горизонтальная разметка

и

ее назначение. Вертикальная

Виды разметки.
разметка

и ее

назначение(1ч.).
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. Сигналы
светофора. Виды светофоров (1ч.).
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и
пешеходного светофоров.

Сигналы регулировщика.

Изучение сигналов

регулировщика. Сигналы для автомобиля (1ч.). Расположение транспортных
средств на проезжей части.

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков

Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при
регулировании движения регулировщиком и светофором. Места перехода
проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог (1ч.). Порядок
движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.
Общие вопросы порядка движения.

Остановка и стоянка

транспортных
11

средств. Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. Движение
учащихся по тротуарам и пешеходным переходам Дорожные ловушки. ДТП.
Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение
ПДД (1ч.).
Практика (10 часов):
Решение задач, карточек по ПДД - «Добрая Дорога Детства» (2 ч.).
Совместные рейды и мероприятия с инспекторами ГИБДД в районе и городе.
Разработка кроссвордов по ПДД, обновление статистической информации в
уголках ПДД для младших школьников (2ч.).
Проведение мини-спектакля в начальной школе «Азбука дороги» (2.ч.),
Агитационная программа ЮИД в начальной школе «Сами не видят, а другим
говорят.

Проведение рейдов по начальным классам, проверка схем

«Безопасный путь: Дом-школа-дом» в дневниках обучающихся (2 ч.). Квест игра по ПДД «Знаю сам – учу других» (2 ч.).
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
(4 ч.).
Теория: Основные требования при оказании

первой

доврачебной

помощи. Аптечка автомобиля и ее содержимое (1ч.). Оказание первой помощи
пострадавшему. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация (1ч.).
Практика:

Наложение

различных

видов

повязок:

удерживающие,

давящие, асептические; лекарственные;
Оказание первой помощи при кровотечении, наложение жгута (1ч.).
Оказание первой помощи при сердечном приступе - работа с манекеном.
Транспортировка пострадавшего, работа в парах. Работа с билетами ПДД,
раздел медицинская подготовка (1 ч.).
Тема 5: Вождение велосипеда (6 часов)
Теория:

технические

требования,

предъявляемые

к

велосипеду.

Экипировка велосипедиста (1 ч.).
Практика: (5 ч.). Правила движения велосипедистов при использовании
велосипеда.
12

Подача предупредительных сигналов велосипедистом.
Правила проезда

велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Отработка маневров на тренировочном перекрестке
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Занятия на
тренировочном перекрестке
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное

вождение велосипеда. Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками; - скачок;
- коридор из коротких досок.
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия (2 ч.).
Теория: (1ч.). Подготовка к выступлениям агитбригады, постановка мини
спектакля по ПДД, разучивание ролей.
Практика: (2 ч.).
Зачет по ПДД. Тестирование для всех участников.
Единый классный час для 1-11 классов «Безопасное лето!».
Проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Подготовка

мероприятий

«Неделя

безопасности»

совместно

с

инспекторами ГИБДД

13

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц

п/п

Форма

Кол-

занятия

во

Тема занятия

Форма контроля

часов
1

сентябрь

групповая

1 ч.

Введение. Правила

беседа

движения – закон улиц и
дорог.
2

сентябрь

групповая

1 ч.

Оформление уголка по

практическое занятие

безопасности дорожного
движения.
3

сентябрь

групповая

1 ч.

История и развитие Правил

беседа

дорожного движения.
Информация о первом
светофоре, автотранспорте,
велосипеде, дорожных
знаках…
4

сентябрь

групповая

1 ч.

ПДД. Общие положения.

5

октябрь

групповая

1 ч.

Знаки приоритета.

беседа
практическое занятие

Запрещающие знаки.
6

октябрь

групповая

1 ч.

Знаки приоритета.

игра

Запрещающие знаки.
7

октябрь

групповая

1 ч.

Изготовление макетов

беседа

дорожных знаков.
8

октябрь

групповая

1 ч.

Изготовление макетов

практическое занятие

дорожных знаков.
9

октябрь

групповая

1 ч.

Средства регулирования

игра

ДД. Транспортные
светофоры.
Опознавательные знаки
транспортных средств
10

ноябрь

групповая

1 ч.

Места установки дорожных

игра

знаков.
11

ноябрь

групповая

1 ч.

Дорожная разметка как

практическое занятие

способ регулирования
14

дорожного движения.
Виды разметки.
12

ноябрь

групповая

1 ч.

Горизонтальная разметка и

беседа

ее назначение.
13

ноябрь

групповая

1 ч.

Вертикальная разметка и ее

беседа

назначение.
14

ноябрь

групповая

1 ч.

Светофорное

практическое занятие

регулирование движения
транспорта и пешеходов.
15

декабрь

групповая

1 ч.

Виды светофоров.

игра

16

декабрь

групповая

1 ч.

Порядок перехода и

игра

проезда улиц и дорог по
сигналам транспортного и
пешеходного светофоров.
17

декабрь

групповая

1 ч.

Сигналы регулировщика.

практическое занятие

18

декабрь

групповая

1 ч.

Изучение и тренировка в

игра

подаче сигналов
регулировщика.
19

январь

групповая

1 ч.

Правила перехода

беседа

перекрестка
20

январь

групповая

1 ч.

Порядок движения на

игра

перекрестке при
регулировании движения
регулировщиком и
светофором.
21

январь

групповая

1 ч.

Порядок движения по

практическое занятие

пешеходным переходам
пешеходов и транспортных
средств.
22

январь

групповая

1 ч.

Общие вопросы порядка

игра

движения. Остановка и
стоянка транспортных
средств.
23

январь

групповая

1 ч.

Правила пользования

игра
15

транспортом. Правила
перехода улицы после
выхода из
Транспортных средств.
24

февраль

групповая

1 ч.

Движение учащихся по

практическое занятие

тротуарам и пешеходным
переходам.
25

февраль

групповая

1 ч.

Дорожные ловушки.

Мастер-класс

Решение задач по теме.
26

февраль

групповая

1 ч.

ДТП. Причины ДТП.
Решение задач по теме.

27

беседа
практическое занятие

Меры ответственности
пешеходов и водителей за
нарушение ПДД.
28

февраль

групповая

0,5 ч.

Викторина «Дорога без

игра

опасности»
28

февраль

групповая

0,5 ч.

Виды кровотечений.

игра

Способы наложения
повязок.
29

март

групповая

0,5 ч.

Переломы, их виды.
Оказание первой помощи

практическое занятие

пострадавшему.
29

март

групповая

0,5 ч.

Ожоги, степени ожогов.
Оказание первой помощи.

30

март

групповая

1 ч.

практическое занятие

Обморок, оказание
помощи. Правила оказания

практическое занятие

первой помощи при
солнечном и тепловом
ударах.
31

32

апрель
апрель

групповая
групповая

1 ч.

1 ч.

Правила движения
велосипедистов.

беседа

Тренировочные занятия по

практическое занятие

катанию на велосипеде.

16

33

апрель

групповая

1 ч.

Тренировочные занятия по

практическое занятие

катанию на велосипеде
34

май

групповая

0,5 ч.

Подготовка выступления

практическое занятие

агитбригады.
групповая

0,5 ч.

Выступление агитбригады в Мини-спектакль
ДОУ

Комплекс организационно-педагогических условий
3.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся со всеми детьми, в классном кабинете, в актовом зале,
отведенном для этой цели специальном классе «Светофор», который имеет: -наглядные пособия;
-макет светофора;
-макеты дорожных знаков;
-учебные игры;
- электронную доску с выходом в интернет.
Информационное обеспечение программы:
При

подготовке

общеразвивающей

и

проведения

образовательной

занятий

программе

по

дополнительной

«Лаборатория

дорожной

безопасности» используются современные информационные источники и
технологии: Интернет- портал «Добрая дорога детства»; сайты: «STOP –
газета», «У тетушки совы. Азбука безопасности на дороге», «Движение без
опасности», «Перекресток», Всероссийское общество «Движение ЮИД».
Интернет ресурсы:
1.

«Федеральный общественный проект «Школа юного пешехода»

//http://detibdd.ru/
2.

2.Сайт газеты «Добрая дорога детства» [Электронный ресурс]:

http://www.dddgazeta.ru/about/
3.

Мультфильмы по ПДД «Уроки тетушки Совы» [Электронный

ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=FKJnIyMug
17

4. Тесты - онлайн
http://www.pdddinspektor.narod.ru/files/pdd.htm
https://solncesvet.ru/olimpiada/po-pdd/
Кадровое обеспечение программы: программа реализуется на базе
общеобразовательного учреждения МАОУ Лицей № 109 учителями, классными
руководителями 1-11 классов.
Методические материалы:
1. Государственный образовательный стандарт
2. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков
ПДД.
3. Учебники по ОБЖ, ПДД, плакаты, видеофильмы.
4. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
5. Газета «Добрая Дорога Детства»
6. Журнал «Путешествие на зеленый свет».
Формы аттестации / контроля:
Отслеживание результатов направлено на получение информации о
знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности
функционирования педагогического процесса.
Для проверки знаний, умений и навыков в объединении ЮИД
используются следующие формы контроля:
Стартовый контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков
на

начальном

этапе

обучения.

Реализуется

следующими

методами:

анкетирование, собеседование, опрос, наблюдение, игра.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего
материала (фронтальный опрос, беседа) наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы и
проводится с целью систематизации знаний.
Используются следующие методы: практические, индивидуальные и
фронтальные, комбинированные (творческая работа), самоконтроль.
18

Промежуточный

контроль

проводится

по

результатам

каждого

полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования,
творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие
требования:
- индивидуальный характер;
- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса
обучения;
- разнообразие форм проведения;
- всесторонность (теория, практика);
- дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Результативность
освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля:
опроса, викторин и т.п.
Развитие личностных
постоянного

качеств, обучающихся определяется методом

наблюдения,

а

их

коррекция

проводится

с

помощью

индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий.
Оценочные материалы.
Вопросы тестирования для аттестации
Тест
1. Управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования
разрешается лицам не моложе:
а) 12 лет;
б) 14 лет, а велосипедом с подвесным двигателем – с 16;
в) 16 лет;
г) 8 лет.
2. Движение транспортных средств у нас в стране принято:
а) правостороннее;
19

б) левостороннее.
3. Проезжая часть пустынной улицы:
а) опасна;
б) не опасна;
в) опасна лишь при появлении машины.
4. Какую форму и цвет имеет предписывающий дорожный знак?
а) прямоугольник синего цвета;
б) круг с красной каймой;
в) круг синего цвета.
5. Пешеходы обязаны переходить улицу:
а) по пешеходным переходам;
б) на перекрестках по линии тротуаров;
в) по желанию пешеходов;
г) по пешеходным переходам, при их отсутствии на перекрестках по линии
тротуаров.
6. Пешеходные переходы обозначаются:
а) дорожными знаками;
б) дорожной разметкой;
в) дорожными знаками и дорожной разметкой.
7. Какая машина представляет большую опасность?
а) стоящая;
б) едущая;
в) едущая быстро.
8. Перекрестки делятся:
а) на регулируемые и нерегулируемые;
б) такого деления нет.
9. Типы перекрестков:
а) четырехсторонние и Т-образные;
б) Х-образные, У-образные, многосторонние;
в) все перечисленные.
20

10. Опасно ли переходить улицу после прохождения автобуса?
а) да;
б) нет;
в) только первые 10-15 секунд.
11. Где расположен зеленый сигнал светофора?
а) в вертикальных светофорах - в нижней части, в горизонтальных – с правой
стороны;
б) в верхней части;
в) правильного ответа нет.
12. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
а) запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого
сигнала;
б) разрешает движение.
13. Правая рука регулировщика, вытянутая вперёд:
а) запрещает переходить проезжую часть;
б) разрешает переходить проезжую часть со стороны левого бока;
в) разрешает переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
14. Опаснее переходить улицу там, где:
а) есть светофор;
б) нет светофора.
15. Дорожные знаки:
а) регулируют движение машин и людей;
б) облегчают работу водителей, помогают пешеходам правильно
ориентироваться в дорожном движении;
в) всё перечисленное;
г) правильного ответа нет.
16. При движении автомобиля по мокрой дороге тормозной путь:
а) уменьшается;
б) остается без изменений;
в) увеличивается.
21

17. Что называется "тормозным путём автомобиля"?
а) расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем
опасности до полной остановки;
б) расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем
педали тормоза до полной остановки;
в) тормозной след от шин автомобиля.
18. Важно знать и уметь быстро оказывать первую медицинскую помощь при
ДТП, потому что:
а) от этого зависят сроки выздоровления, а иногда и жизнь;
б) это предотвратит дальнейшее повреждение, снимет боль;
в) всё перечисленное;
г) правильного ответа нет.
19. Кататься на одноместном велосипеде вдвоем:
а) можно;
б) нет;
в) можно только в присутствии родителей.
20. Для наложения шины при переломе важно:
а) обеспечить неподвижность двух суставов – одного выше, другого ниже
места перелома;
б) закрепить два обломка;
в) создать неподвижность.
Правильные ответы:
1-6; 2-а; 3-а; 4-в; 5-г; 6-в; 7-а; 8-а 9-в; 10-в; 11-а;
12-а; 13-в; 14-б; 15-в; 16-в; 17-6; 18-в; 19-б; 20-а.
Градация оценки:
Высокий уровень (5б.)

Ни одной ошибки.
Все ответы расширенные.

Средний уровень (4б)

Ответы

даны

на

все

вопросы, но ответы не
22

расширенные.
Низкий уровень (1-3б)

Ответы даны не на все
вопросы.

Тест «Правила дорожного движения».
1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля
без удерживающего устройства?
А. 14 лет
Б. 7 лет
В. 12 лет
2. Как называется боковая часть дороги?
А. Обочина
Б. Перекресток
В. Ограждение
3. Какой поворот опаснее: левый или правый?
А. Правый.
Б. Левый
В. Оба
4. Водители-лихачи очень любят его совершать.
А. Происшествие
Б. Столкновение
В. Обгон
5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке
работают одновременно и светофор и регулировщик?
А. Светофору
Б. Регулировщику
В. Никому
6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
А. Один
Б. Три
23

В. Два
7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам
движения?
А. Рука поднята вверх;
Б. Руки опущены
В. Руки разведены в стороны
8. Как выглядят запрещающие знаки?
А. Знак в виде синего круга;
Б. Знак в виде красного круга;
В. Знак в виде красного треугольника;
9. Что показывает стрелка спидометра?
А. Скорость
Б. Время
В. Температуру
10. Как называется пересечение дорог и улиц?
А. Шоссе
Б. Обочина
В. Перекресток
11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и
дорогам?
А. 14 лет
Б. 16 лет
В. 10 лет
12. Как называется изменение направления движения?
А. Остановка
Б. Поворот
В. Дорожка
13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда
пассажиров.
А. Ступенька
24

Б. Ремень
В. Поручни
14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?
А. 12 лет.
Б. 16 лет.
В. 14 лет.
15. Остановка – это …
А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин.
Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин.
В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки
или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
КЛЮЧ к тесту "Правила дорожного движения" 1)В; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)В; 7)А;
8)Б; 9)А; 10)В; 11)А; 12)Б; 13)В; 14)Б; 15)В.
Итоговая аттестация (проводится в конце обучения по программе "ЮИД".)
Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по
каждому

показанию.

Все

баллы

суммируются,

и

вычисляется

среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения
программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей
шкале: Если средний арифметический балл обучающегося
составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1. Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания
дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
25

9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
1. Первая помощь ( медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по
оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5
вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За
каждый правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
2. Знание велосипеда ( теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются
баллы
5 баллов – оценка 5 – нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2ошибки
3 балла – оценка 3 – 3-4 ошибки
2 балла – оценка 2 – 5 и более ошибок.

26

Список литературы для обучающихся:
• С. Волков «Как пройти через дорогу» ОАО «Издательство «Высшая школа»,
Тверь, 2014.
• С. Вохринцев, С. Вохринцева «Ретро автомобили», Издательство «Страна
Фантазий», Екатеринбург, 2000г.
• Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Новосибирск,
2008г.
• «Я и моя безопасность» - М: ШКОЛЬНАЯ КНИГА 2022 г.
• «Безопасность на дороге» -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2022 г.
• «Безопасность на дороге. Азбука дороги» - СФЕРА 2014 г.
• «Детям о правилах дорожного движения» - СОУЭЛО» 2022 г.
Список литературы для педагогов /родителей:
• Дикань В.Е., Дикань Е.Н. «Азбука спасения при дорожно-транспортных
происшествиях». – М.: ООО «Мир Авто книг», 2009.
• Кузнецова Н.М.
безопасности

«Психолого-педагогические особенности дорожной

несовершеннолетних»,

Универсальная

типография

«Альфа

Принт», Екатеринбург, 2016г.
• Кутецкая В.А. «Задачи на движение», ООО «Издательский Дом «Литера», С.
Петербург, 2013.
• Лыкова И.А. «Дорожная азбука», Издательский дом «Цветной мир», 2014.
• А.А. Усачев «Правила дорожного движения», Издательство «Самовар»,
Москва, 2009.
• Т.В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»,
Издательство «Учитель».

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».