ДООП-Наш театр-2023-2024.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109 (МАОУ Лицей № 109)

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАОУ Лицей № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Директор МАОУ Лицей № 109
__________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Наш театр»

Возраст обучающихся: 7-8 лет;
Срок реализации: 1 год;
Объем программы: 216 часа в год;

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Кульба Светлана Александровна

Екатеринбург
2023 г.

1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МАОУ Лицей №109
Федеральные:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
2

Региональные:
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
Локальные:
13. Устав МАОУ Лицея № 109
14. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования;
15. Программа воспитания на учебный год;
16. План внеурочной деятельности.

3

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа
имеет художественную направленность. Дополнительная
общеразвивающая программа «Наш театр» дополняет предмет «Литературное
чтение. Литературное чтение на родном (русском) языке» и учебники по
литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская и др.;
направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с
текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового
и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы;
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию через сценическое искусство.
Новизна. Актуальность. Отличительные особенности:















Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются
новые педагогические технологии, ориентированные на формирование
общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения на основе опыта инсценирования,
драматизации, декламации;
личностно-ориентированная технология через темперамент и индивидуальный
стиль творческой деятельности.
Актуальность образовательной программы это:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание
художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и
чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

4














готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Отличительные особенности общеразвивающей программы «Наш театр»:
комплексный подход к решению поставленных задач;
овладение выразительными средствами речи;
отработка элементов психотехники в учебных этюдах;
познание окружающего мира через театрализованную игру;
актерское мастерство, инсценировка произведений;
преемственность.
Адресат программы

В программе «Наш театр» участвуют дети 7-10 лет. Этот возраст выражен
яркой памятью, интересом, эмоциональностью, попыткой самостоятельного
воспроизведения.
Стадия наглядно-действенного анализа характеризуется через поэтические
произведения и литературные инсценировки.
Обучается 3 группы по 15 человек, три раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий
Образовательный процесс в МАОУ Лицее № 109 строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса
реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет
достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного
ребёнка и создать условие для развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего учебного
года.
Допускается
прием обучающихся
в
течение
учебного года.
Продолжительность учебного года соответствует календарно-учебному графику.
В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся; продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и театров.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
После 40 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Деятельность детей осуществляется в группе всем составом.
Численный состав каждой группы «Наш театр» - 15 человек. Всего: 3 группы.
5

На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории с учетом просмотра их
способности к непосредственно природной игре. Основанием для зачисления
является согласие родителей и классных руководителей о приеме.
Объем общеразвивающей программы 1-ый год обучения (стартовый уровень):
Наименование
объединения

Промежуточная
аттестация

Театральная
студия «Наш
театр»

Входящая диагностикаоктябрь; промежуточная
диагностика-ноябрь,
декабрь, февраль, март;
итоговая диагностика –
контроль-май

Группы
1
6 ч.

-

Кол-во часов в
год
216

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий
Вводное занятие по организации и формированию творческих групп, беседа
по истории современных детских театров.
Практические занятия, где дети осваивают выразительные средства речевого
взаимодействия, знакомятся с нормами современного литературного произношения,
проведение тренингов по развитию актерского мастерства.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
спектакли, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт или
театрализованный спектакль. Проводится для школьников, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение театральных представлений, концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей.
Формы подведения результатов: индивидуальная презентация творческих
талантов учащихся, проведение открытого занятия по теме «Познание окружающего
мира через театрализованную игру» творческий отчет учащихся по результатам
освоения программы, спектакль, мастер-класс.
2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание условий для максимально полного развития личности
школьника путем приобщения к сценическому искусству.
Задачи:
Развивающие:
- развивать общекультурные ценности личности обучающего (эмпатию,
толерантность)
- совершенствовать духовно-нравственную культуру;
6

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей у детей
младшего школьного возраста;
- развитие сюжетно-ролевой игры для воспитания школьника;
- создание благоприятных условий для развития семейного сценического
творчества;
Обучающие:
- овладеть технологиями театрального искусства и технологиями творческого
самовыражения;
- овладение выразительным чтением, совершенствованием всех видов речевой
деятельности;
- образно-эмоциональное восприятие окружающего мира через сценическое
искусство;
Воспитательные:
- сформировать навыки межличностного общения и сотрудничества в
коллективной деятельности.
- популяризация достижений в области сценического искусства для
повышения мотивации и интереса обучающихся.
Планируемые результаты изучения освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Наш театр»
Предметные:
 обучающиеся имеют представление об основах театрального искусства;
 умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
художественного текста, использовать простейшие виды анализа различных
текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства
выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по
ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
 овладевают искусством выразительного чтения, чтения вслух и про себя;
 способны использовать различные виды чтения (изучающее, смысловое,
выборочное, поисковое);
 осознают свои чувства, участвуют в обсуждении литературных текстов,
способны давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 достигают высокого уровня общеречевого развития.
Метапредметные:
 формируется и развивается мотивация на самопознание, саморазвитие,
самовыражение;
 у обучающихся развивается целостное восприятие мира во всем его
многообразии, расширяется их кругозор;
 развивается мышление, умение анализировать: сравнивать, обобщать,
выделять главное;
7

 формируются и развиваются коммуникативные навыки, навыки работы в
команде;
 развивается эмоциональная сфера, а вместе с ней – мимика, жестикуляция,
двигательная сфера: крупная моторика, умение владеть своим телом.
Личностные:
 формируются нравственные ценности и чувства на основе опыта
инсценирования, драматизации, декламации;
 развиваются творческие способности и интересы ребенка;
 формируются и развиваются нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка;
 формируется уважительное отношение к мнению окружающих,
способность вести диалог и умение договариваться при возникновении
конфликтных ситуаций;
 формируется способность к целеполаганию, мотивация к творческому
труду, работе на результат;
 формируется бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
2.3. Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к общемировому литературному наследию,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей.
Задачи воспитательной работы:

познакомить обучающихся с культурой и традициями разных
народов;

сформировать интерес к театральному искусству и мотивацию на
дальнейшее изучение отечественного и общемирового литературного
наследия;

способствовать духовно-нравственному воспитанию младших
школьников посредством театрального, драматического искусства;

формировать стремление к саморазвитию и постоянному
совершенствование творческих способностей детей;

создавать условия для гармоничного межличностного общения
детей.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы знакомятся с культурой и
традициями разных народов, демонстрируют желание продолжить изучать
отечественное и общемировое литературное наследие. Обучающиеся – участники
театральной студии – демонстрируют высокий уровень культуры, проявляют
эмпатию и способность к сотрудничеству.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседы, работа с
текстами, театрализованные игры, спектакли, мастер-классы, выездные
мероприятия.
8

Методы воспитательного воздействия:

метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);

метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Модуль «Вводные занятия»
Цель: ознакомление обучающихся с целями, правилами и расписанием занятий
театрального коллектива
Задачи:
 провести инструктаж по ТБ и ППБ:
 познакомить обучающихся с правилами поведения на занятиях;
 познакомить обучающихся друг с другом и создать коллектив.
Модуль «Игровая деятельность»
Цель: знакомство обучающихся с видами и функциями игры
Задачи:
 познакомить обучающихся с видами игр;
 научить обучающихся самостоятельно решать игровые ситуации;
 научить обучающихся использовать игровые диалоги.
Модуль «Театральный этюд»
Цель: обучение искусству постановки театрального этюда.
Задачи:
 познакомить учащихся с понятием «театральный этюд»;
 обучить учащихся основам импровизации.
Модуль «Школьного актёрского мастерства»
Цель: обучение учащихся основам этикета, развитие личных психических качеств
обучающихся.
Задачи:
 познакомить обучающихся с понятием этикета и его основами;
 создать условия для развития памяти, внимания и наблюдательности
учащихся.
Модуль «Школа речевого общения»
Цель: развитие речи обучающихся.
Задачи:
 создать условия для развития дикции обучающихся;
 обучить учащихся искусству интонирования;
 повысить уровень культуры общения учащихся;
 поставить сценический голос учащихся.
Модуль «Ритмопластика»
Цель: улучшение координации движений учащихся.
Задачи:
 познакомить учащихся с понятием «ритмопластики»;
 обучить учащихся грамотному использованию мимики и жеста.
Модуль «Построение пьесы»
Цель: знакомство учащихся с основами драматургии.
9

Задачи:
 познакомить учащихся с основными драматургическими терминами.
Модуль «Театральная игра»
Цель: развитие творческой личности школьника.
Задачи:
 создать условия для развития творческого и нестандартного мышления
учащихся.
Модуль «Сценическое движение»
Цель: улучшение координации движений и развитие физических качеств учащихся.
Задачи:
 развить способность учащихся к ориентированию в пространстве;
 улучшить осанку и походку учащихся;
 укрепить мышцы учащихся.
Модуль «Работа над репертуаром»
Цель: подготовка отчётного спектакля.
Задачи:
 распределить роли;
 разработать эскизы костюмов и декораций;
 подготовить спектакль для аттестации.

10

2.3. Содержание учебного-тематического плана
1. Учебно-тематический план
Номера
уроков

Название раздела.
Тема.

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

4

2

2

Беседа, опрос,
игровая
программа

2

Вводное. Инструктаж.
Знакомство с локальными
актами. Игры на сплочение
коллектива.
Игровая деятельность

6

2

4

2

2

0

2

0

2

3

История игры. Иградраматизация
Игровые ситуации. Способы
их решения
Игровые диалоги
Театральный этюд

Творческое
задание,
педагогическое
наблюдение
Фронтальный
опрос
Творческое
задание

2
20

0
4

2
16

Что такое актёрский этюд
Лаборатория актёра и
режиссёра
Этюдные импровизации:
изображение животных и
предметов
Сказка-миниатюра

2
2

2
2

0
0

6

0

6

Игра
«Крокодил»

6

0

6

Упражнение «Придумай
миниатюру»
Школа актёрского
мастерства
История этикета. Виды
этикета
Правила зрительского
этикета
Понятие «сценический
образ»
Знакомство со сценической
терминологией
Тренинги и упражнения на

6

0

6

Педагогическое
наблюдение
Мини-спектакль

48

8

40

8

4

4

4

2

2

4

0

4

2

2

0

10

0

10

1

4

Конкурс
«Лучший этюд»

Актёрский
тренинг
Ситуационные
задачи
Педагогическое
наблюдения

Командная игра
11

5

6

7

внимание
Тренинги и упражнения на
восприятие
Тренинги и упражнения на
наблюдательность
Школа речевого общения

«Фотограф»
10

0

10

10

0

10

44

8

36

Знакомство с понятиями
«техника речи», «дикция»
Стили речи
Монолог и диалог
Культура общения

2

2

0

2
4
4

2
2
2

0
2
2

Игры-рифмы
Артикуляционная
гимнастика

6
4

0
0

6
4

Дыхание и артикуляционные
упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Скороговорки, пословицы,
поговорки, загадки

6

0

6

6
4
6

0
0
0

6
4
6

Ритмопластика
Что такое ритмопластика
Координация движения

12
2
4

2
0
0

10
2
4

Использование мимики,
жестов, двигательных
навыков
Работа над репертуаром
Обсуждение замысла,
образов и характеров героев
Обсуждение воплощения
декораций и костюмов
Чтение по ролям
Проживание сюжетных
линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция

6

0

6

80
6

12
6

68
0

6

6

0

8
14

0
0

8
14

8
10

0
0

8
10

Работа с
предметами
Конкурс на
лучшее
сочинение

Описать речевой
портрет

Педагогическое
наблюдение
Зачин с
элементами
устного
народного
творчества
Занятие-зачёт
Педагогическое
наблюдение

12

8

Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
Аттестация

8
18
2

0
0
0

8
18
2

Всего:

216

16

200

Отчётный
концертспектакль

*Календарно-тематический план (приложение)
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Знакомство с локальными актами Лицея, инструктаж по ТБ и ППБ.
Практика:
Викторина по ППБ.
Игры на сплочение коллектива: «Царь», «Краски».
Тема 2. Игровая деятельность
Теория:
История игры. Игра-драматизация. Подвижные игры.
Практика:
Игровые ситуации и способы их решения. Игры: «Лиса в саду», «Приглашение»,
«Теремок».
Игровые диалоги. Игры: «Молоко», «Коты».
Интеллектуально-познавательные игры (викторины): вопросы на эрудицию и
сообразительность.
Тема 3. Театральный этюд
Теория:
Что такое актёрский этюд. Лаборатория актёра и режиссёра.
Проблемная ситуация: конфликт и способы решения.
Практика:
Этюдные импровизации. Изображение животных и предметов. Сказка-миниатюра.
Упражнение «Придумай миниатюру».
Тема 4. Школа актёрского мастерства
Теория:
История этикета. Виды этикета
Правила зрительского этикета
Понятие «сценический образ»
Знакомство со сценической терминологией
Практика:
Тренинги и упражнения на внимание
Тренинги и упражнения на восприятие
Тренинги и упражнения на наблюдательность
Тема 5. Школа речевого общения
Теория:
Знакомство с понятиями «техника речи», «дикция»
13

Стили речи
Монолог и диалог
Культура общения
Практика:
Игры-рифмы
Артикуляционная гимнастика
Дыхание и артикуляционные упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Скороговорки, пословицы, поговорки, загадки
Тема 6. Ритмопластика
Теория:
Что такое ритмопластика
Практика:
Координация движения
Использование мимики, жестов, двигательных навыков
Тема 7. Работа над репертуаром
Теория:
Обсуждение замысла, образов и характеров героев
Обсуждение воплощения декораций и костюмов
Практика:
Чтение по ролям
Проживание сюжетных линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
Уровень программы, объем и сроки самореализации
Дополнительная общеобразовательная программа имеет стартовый уровень и
направлена на формирование у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к
театральной деятельности.
Формами организации образовательного процесса является:

индивидуальная

индивидуально-групповая

групповая
Виды занятий
Вводное занятие по организации и формированию творческих групп, беседа
по истории современных детских театров.
Практические занятия, где дети осваивают выразительные средства речевого
взаимодействия, знакомятся с нормами современного литературного произношения,
проведение тренингов по развитию актерского мастерства.
14

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
спектакли, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт или
театрализованный спектакль. Проводится для школьников, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение театральных представлений, концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей.
Формы подведения результатов: индивидуальная презентация творческих
талантов обучающихся, проведение открытого занятия по теме «Познание
окружающего мира через театрализованную игру» творческий отчет обучающихся
по результатам освоения программы.
3.1. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
108
6
216
16
20
1 сентября
25 декабря – 8 января
6 ноября, 25 декабря – 8 января,
8 марта, 1 мая, 9 мая
25 мая
25 мая
3 раза в неделю по 2 академических
часа

Условия реализации программы:
- Материально-техническое обеспечение:
1. Аудиосистема 1шт.
2. Микшер-усилитель 2шт.
3. Микрофон 2шт.
4. Музыкальный центр 1шт.
5. Музыкальные инструменты.
- Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео отчётных спектаклей
прошлых лет.
- Кадровый потенциал: педагоги с высшим специальным образованием,
владеющие знаниями и умениями в области режиссуры, театральной педагогики,
психологии.
15

№ Наименование
ТО
1

«Наш театр»

ФИО
педагога
Кульба
Светлана
Александровна

Показатели
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование
Среднее
Среднее -специальное
В т. ч. педагогическое
Высшее, всего
В т. ч. педагогическое
Педагоги, имеющие по стажу
до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 20 лет
свыше 20 лет
Педагоги, имеющие квалификационные
категории
Высшую
Первую

Срок
реализ
ации
1 год

Кол-во
обучаю
щихся
45

Возраст
Колобучающи
во
хся
групп
7-8
3

количество
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
1
1
1
0

- Организационные: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением
летних каникул.
- Методические материалы: наглядные и учебно-методические пособия;
методические рекомендации; наличие литературы для детей и педагога (см. список
литературы).
3.2. Формы аттестации/контроля
Формы и методы оценки результативности
Формы текущего контроля
- Индивидуальное прослушивание
- Педагогическое наблюдение
- Участие в концертах и праздниках Лицея
- Сдача спектаклей
- Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях и конкурсах
Формы итогового контроля
- Итоговый отчетный концерт
- Участие в конкурсах.

оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
16



отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские
рисунки и высказывания детей о спектаклях.

Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в течение года
проводится несколько диагностик:
входящая диагностика проводится в начале учебного процесса с целью
выявления стартовых навыков детей.
промежуточная диагностика в середине учебного процесса, чтобы проследить
динамику развития творческих способностей детей.
итоговая диагностика проходит в конце учебного процесса на обобщающем
занятии в форме сдачи произведений.
Сроки

Октябрь –
нулевой
контроль

Ноябрь –
промежут
очный
контроль
Декабрь –
промежут
очный
контроль
Февраль промежут
очный
контроль

Март –
промежут
очный
контроль

Цель
контроля
Проверить
качество
восприятия
информации
идущей от
педагога
Проверить
соответстви
е знаний и
умений
сценическог
о действия
Проверить
творческий
подход к
выполнению
сценических
упражнений
Проверить
соответствие
практических
умений и
навыков
пройденному
материалу
Проверить у
обучающихся
знание о
словесном

Какие
ЗУНы
контролиру
ются
- умение
слушать и
слышать
педагога

Формы
контроля

Критерии
оценки
ЗУНов

наблюдение

- способность
воспринимать
информацию

- умение
воспроизвод
ить заданное
сценическое
действие

анализ

- правильное
выполнение
задания по
действию

- умение
выявлять
творческие
способности

наблюдение

- способность
фантазировать
, творить

практические
умения и
навыки
предусмотренн
ые программой
- умение
диагностиро
вать
отношения к

анализ

опрос

правильное
выполнение
заданной
практической
работы
- отношение к
факторам
словесного
действия,
17

Май –
итоговый
контроль

действии

поэзии

Проверить
творческий
подход в
выполнении
сценического
действия

- выполнять
заданную
мизансцену
и подтекст

работа над
кинолентой
видений
показательные творческие
выступления
навыки ребенка;
творческое
отношение к
делу

Входная диагностика
Речевая
Пластическая Вера в
№ ФИ Эмоциональн
ая
выразительно выразительно вымыс
О
выразительно
сть
сть
ел
сть
1.

Сценичес
кое
обаяние

Общи
й
балл

2.
Каждый раздел оценивается в баллах:
Высокий уровень (3) – яркое творческое начало
Средний уровень (2) – наличие актёрских способностей
Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных
По результатам диагностики, баллы суммируются:
12-15 – продвинутый уровень
8- 11 – базовый уровень
1 – 7 – начальный уровень
Графическая диагностика.
По вертикали отмечается уровень знаний, умений и навыков обучающихся,
оцениваемый по десятибалльной шкале,
по направлениям:
 актерское мастерство;
 сценическая речь;
 сценическое движение;
также отмечается регулярность посещения занятий.
Для удобства, каждый уровень на графике выделяется другим цветом. По
горизонтали отмечается отрезок времени (месяц), начиная с сентября и заканчивая
последним учебным месяцем.
Шкала оценок:
1-3 балла – низкий уровень;
4-7 баллов – средний уровень;
8-10 баллов – высокий уровень
1) понравилось
2) не очень понравилось
18

3) совсем не понравилось
Сценическая речь
Сценическое движение

Актерское
мастерство

2. Виден ли творческий рост группы в целом?
1) виден хороший рост
2) не очень хороший рост
3) не виден рост
Сценическая речь
Сценическое движение

3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.
1) очевиден рост
2) малозаметный рост
3) не заметен вовсе
Сценическая речь
Сценическое движение

Актерское
мастерство

Актерское
мастерство

Список литературы
1. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая литература: [Электронный ресурс]
URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
(дата
обращения 15.10.2014)
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
3. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в
педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. — М., 1991.
5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и
образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
6. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.
Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
7. Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество
России, 2002.
8. Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
10.Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [Электронный ресурс]
19

11. Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова,
Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
12. М. В. Бойкина, автор – составитель, г.Санкт – Петербург.
13. Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский.
— М.: Просвещение, 1976.
14. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания
историй / Дж. Родари. — М., 1978.
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский.
— Ярославль : «Академия развития», 1996.
16. Смирнова Е. О., Е. А. Абдулаева Организация игровой деятельности, 2016.
17.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
18.Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс]
19. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова.
— М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

20

АННОТАЦИЯ
Стратегическим приоритетом воспитания является развитие личности и
подготовка специалиста, обладающего опытом творческой деятельности, а также
продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди
важнейших задач следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие
теоретических и практических умений.
Программа «Наш театр» выполняет социальный заказ родителей и детей на
обучение детей театральному творчеству, способствует воспитанию эстетического
вкуса и высокой духовной культуры детей, развитию их интереса к познанию
окружающего мира, познанию самого себя, как целостной единицы и
самовыражению в творчестве.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ - СОСТАВИТЕЛЕ
Кульба Светлана Александровна, образование высшее – Ленинградский ордена
Дружбы народов государственный институт культуры, по специальности культурнопросветительная работа.
Повышение квалификации: «Школьный театр; новый уровень» 56 час, 2023г.

21

Приложение

Календарно-тематическое планирование по дополнительной
общеразвивающей программе «Наш театр»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Дата
Название раздела Название темы
02.09.23 Вводное
Инструктаж. Знакомство

занятие.
с локальными актами.
05.09.23 Вводное занятие Игры на сплочение
коллектива.
07.09.23 Игровая
История игры. Иградраматизация
деятельность
09.09.23 Игровая
Игровые ситуации.
деятельность
Способы их решения
12.09.23 Игровая
Игровые диалоги
деятельность
14.09.23 Театральный Что такое актерский этюд
этюд
16.09.23 Театральный
Лаборатория актёра и
этюд
режиссёра
19.09.23 Театральный
Этюдные импровизации:
этюд
изображение животных и
21.09.23
предметов
23.09.23
26.09.23 Театральный
Сказка-миниатюра
28.09.23 этюд
30.09.23
03.10.23
05.10.23
07.10.23
10.10.23
12.10.23

0

Беседа, опрос

0

2

2

0

0

2

0

2

Игровая
программа
Фронтальный
опрос
Творческое
задание
Творческое
задание

2

0

2

0
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0

Игра «Крокодил»

Театральный
этюд

Упражнение «Придумай
миниатюру»

Школа
актёрского
мастерства
Школа
актёрского
мастерства
Школа
актёрского
мастерства

История этикета. Виды
этикета
История этикета. Виды
этикета

0
0

2
2

Ситуационные
задачи

Правила зрительского
этикета

2
0

0
2

Педагогическое
наблюдение

Понятие «Сценический
образ»

0
0

2
2

Знакомство со
сценической
терминологией
Тренинги и упражнения
на внимание

2

0

0
0

2
2

14.10.23
17.10.23

21.
22.

19.10.23
21.10.23

23.
24.

24.10.23 Школа
26.10.23 актёрского
мастерства
28.10.23 Школа
актёрского
мастерства
31.10.23 Школа
02.11.23 актёрского

26.
27.

2

0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
2

19.
20.

25.

теория практика Форма аттестации

Педагогическое
наблюдение
Мини-спектакль

Командная игра
«Фотограф»
22

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

04.11.23
07.11.23
09.11.23
11.11.23
14.11.23
16.11.23
18.11.23
21.11.23
23.11.23
25.11.23
28.11.23
30.11.23
02.12.23
05.12.23

мастерства

Школа
актёрского
мастерства

Тренинги и упражнения
на восприятие

Школа
актёрского
мастерства

Тренинги и упражнения
на наблюдательность

Знакомство с понятиями
«техника речи», «дикция»

42.
43.
44.
45.
46.

Школа
речевого
общения
07.12.23 Школа речевого
09.12.23 общения
12.12.23
14.12.23 Школа речевого
16.12.23 общения

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

19.12.23
21.12.23
23.12.23
09.01.24
11.01.24
13.01.24
16.01.24
18.01.24
20.01.24
23.01.24
25.01.24
27.01.24
30.01.24
01.02.24
03.02.24
06.02.24

63.
64.
65.
66.
67.

08.02.24 Ритмопластика Что такое ритмопластика
10.02.24 Ритмопластика Координация движения
13.02.24
15.02.24 Ритмопластика Использование мимики,
жестов, двигательных
17.02.24

Стили речи
Монолог и диалог
Монолог и диалог
Культура общения

Школа речевого Игры-рифмы
общения
Школа речевого Артикуляционная
общения
гимнастика
Школа речевого Дыхание и
общения
артикуляционные
упражнения
Школа речевого Дикционные упражнения
общения
Школа речевого Творческие игры со
общения
словом
Школа речевого Скороговорки,
общения
пословицы, поговорки,
загадки

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0

2
2
0
2
0

0
0
2
0
2

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
0
0
0
0

0
2
2
2
2

Работа с
предметами

Составить речевой
портрет

Педагогическое
наблюдение

Зачин с
элементами
устного народного
творчества
Педагогическое
наблюдение

23

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

20.02.24
22.02.24
24.02.24
27.02.24
29.02.24
02.03.24
05.03.24
07.03.24
09.03.24
12.03.24
14.03.24
16.03.24
19.03.24
21.03.24
23.03.24
26.03.24
28.03.24
30.03.24
02.04.24
04.04.24
06.04.24
09.04.24
11.04.24
13.04.24
16.04.24
18.04.24
20.04.24
23.04.24
25.04.24
27.04.24
30.04.24
02.05.24
04.05.24
07.05.24
11.05.24
14.05.24
16.05.24
18.05.24
21.05.24
23.05.24
25.05.24

Работа над
репертуаром

навыков
Обсуждение замысла,
образов и характеров
героев

Работа над
репертуаром

Обсуждение воплощения
декораций и костюмов

Работа над
репертуаром

Чтение по ролям

Работа над
репертуаром

Проживание сюжетных
линий героев

Работа над
репертуаром

Репетиции по
мизансценам

Работа над
репертуаром

Сводная репетиция

Работа над
репертуаром

Музыкальная репетиция

Работа над
репертуаром

Генеральная репетиция

Аттестация

0
2
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

2
0
0
0
0
0
0
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

38

178

Отчётный
концерт-спектакль
Итого: 216 час.
24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».