Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №109 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАОУ Лицея № 109 МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Протокол № 1 от «30» августа 2023г. Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественнонаучной направленности «Русский язык без ошибок» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации: 2 года Объем программы: 144 часа Автор-составитель: Сергеева С.Ю., Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с концепцией базового обучения и направлена на формирование универсальных учебных действий обучающихся по орфографии и пунктуации, на развитие грамотности обучающихся. Содержание программы рассчитано, прежде всего, на обучающихся среднего школьного возраста, но может быть адаптировано и для обучающихся старшего школьного возраста. Программа способствует расширению лингвистической эрудиции обучающихся, помогает сформировать навык работы с орфограммами и пунктограммами, знакомит с алгоритмами работы над орфографическими и пунктуационными правилами, способствует расширению кругозора. Программа рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю в течение двух лет обучения). Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11. Устав МАОУ Лицея № 109. Направленность программы научная, так как она способствует расширению лингвистической эрудиции обучающихся, помогает сформировать навык работы с орфограммами и пунктограммами, знакомит с алгоритмами работы над орфографическими и пунктуационными правилами, способствует расширению кругозора. Актуальность Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегическим приоритетом в воспитании в XXI веке становится подготовка человека, обладающего опытом научной деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию интеллектуальной деятельности, развитие теоретических и практических умений. Кроме того, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данномунаправлению, занятия направлены на воспитание интереса к русскому языку детей, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и творческой деятельности. Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ, стандартный подход и загруженность детей могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" и неуспешных школьников. Новизна занятий в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающимися. В процессе реализации программы «Русский язык без ошибок» педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями; зная и учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, определяет для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности и типы заданий на занятиях. Отличительной особенностью программы является то, практическая деятельность занимает главное место. Ребята не просто усваивают готовые знания, они используют приобретённые знания в своей практической деятельности, повседневной жизни. Адресат Данная программа предназначена для детей 14-15 лет. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей данного возраста, который характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и интеллектуальных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. Ребенок среднего школьного возраста активно интересуется русским языком, проявляет исследовательскую любознательность. В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься изучением русского языка. Дети изъявляют желание заниматься в кружке добровольно. Никаких специальных тестов для поступления в кружок не проводятся. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Форма занятий – групповая. Объем программы – 72 часа в год. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: фронтальная, групповая. Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия. Формы подведения итогов: практическая работа. Итогом освоения программы является выполнение практических работ, в которых ребенок применяет полученные знания и умения. Основная цель курса – формирование мотивации к глубокому изучению русского языка. Задачи: углубление знаний по орфографии и пунктуации; формирование умения работать с текстами, приобретение учащимися способности анализировать тексты, распознавать в них орфограммы и пунктограммы; ознакомление с основными требованиями по орфографии и пунктуации к написанию диктантов, изложений и сочинений; развитие умения пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой; формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии. В основу программы положена работа с орфографическими и пунктуационными правилами из курса русского языка базового уровня. Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной структуре. Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфографии). Вопросы и задания к текстам разработаны в соответствии с примерной программой по русскому языку. Итоговые знания, умения, навыки Главным результатом освоения программы индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся является повышение грамотности при написании работ, повышение итоговой успеваемости по предмету «русский язык». Также в ходе изучения данного курса необходимо достигнуть следующих результатов: - определить свои способности и осознать собственные возможности в гуманитарной сфере; - повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку; - понимать важную роль русского языка в современной жизни и ориентироваться в потоке информации, владеть грамотной письменной речью; - уметь анализировать слова с точки зрения орфографии и пунктуации, использованные в различных текстах;; - уметь выполнять разного вида исследовательские работы; - уметь выполнять творческие работы разных жанров. Изучение данного курса соответствует основным подходам и требованиям ФГОС, так как способствует достижению следующих личностных и метапредметных образовательных результатов. Личностные результаты отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты отражают: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. К метапредметным результатам относятся три группы универсальных учебных действий (УУД): - регулятивные универсальные учебные действия; - познавательные универсальные учебные действия; - коммуникативные универсальные учебные действия. 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: Выпускник научится: – рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; – комментировать авторские высказывания на различные темы; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – оценивать стилистические ресурсы языка; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов. Выпускник получит возможность научиться: – проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; – анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; – проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; – проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; – критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; – выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; – осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; – использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; – проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; – редактировать письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; – определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. – Оценка образовательных достижений Традиционный контроль образовательных результатов обучающихся с фиксацией результатов контроля в виде отметок по пятибалльной шкале в курсе внеурочной деятельности не предусмотрен, однако наблюдение за индивидуальной динамикой развития обучающихся и безотметочное оценивание результатов деятельности с целью корректировки программы ведётся. Формы оценивания: 1) собеседование по изученным темам (текущее и тематическое); 2) защита практических работ; 3) комплексный анализ текста; 4) защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио. 1.2. № п/п Тема Учебный (тематический) план (1 год обучения) Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 0 Беседа 2. Правописание гласных в корне 8 3 5 Комплексный слова (проверяемые и не анализ текста проверяемые, чередующиеся) 3 Правописание гласных после 4 2 2 Опрос, тест шипящих и ц. 4 Употребление мягкого и твердого знака 5 Правописание приставок 6 Правописание суффиксов 7 Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий и глаголов 8 Правописание суффиксов причастий 9 Правописание сложных слов 10 Правописание местоимений числительных и наречий 11 Правописание не с разными частями речи 12 Правописание служебных частей речи Итого 1.2. № п/п 2 1 1 Опрос 2 16 1 7 1 9 6 3 3 Опрос Комплексный анализ текста Опрос, тест 2 1 1 Опрос 6 12 2 3 4 9 4 2 2 Опрос, тест Комплексный анализ текста Опрос 8 3 5 72 30 42 Комплексный анализ текста Учебный (тематический) план (2 год обучения) Тема 1. Вводное занятие. 2. Пунктуационные знаки завершения 3 Пунктуация простого предложения 4 Пунктуация сложного предложения 5 Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях 6 Пунктуация при прямой и косвенной речи, цитирование Итого Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 2 2 0 Беседа 2 1 1 Опрос 44 15 29 14 4 10 4 1 3 6 2 4 72 25 47 Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста Тест Комплексный анализ текста Содержание программы: Блок 1. Орфография. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чередование гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих. Правописание гласных после ц. Употребление ь и ъ (разделительные ъ и ь, употребление ь). Правописание приставок. Правописание суффиксов существительных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание суффиксов наречий. Склонение имен существительных (правописание окончаний имен существительных). Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий. Спряжение глагола (правописание безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени). Правописание суффиксов причастий. Правописание сложных существительных. Правописание слов с пол- (полу-). Правописание местоимений. Правописание числительных. Правописание наречий. Правописание не с существительными, прилагательными, местоимениями. Правописание не с глаголами, причастиями и деепричастиями. Правописание не с наречиями. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Блок 2. Пунктуация. Пунктуационные знаки завершения. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Блок 3. Лингвистический анализ слова I. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 35 35 2 72 16 20 1 сентября 1-8 января 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9 мая 31 мая 15-30 декабря, 15-30 мая 1 раз в неделю по 2 академических часа 1.2. Условия реализации программы Материально-технические условия Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь: 1) помещение с хорошим освещением; 2) рабочие столы, стулья, доска; 3) рабочие тетради, тетради на печатной основе, канцелярские принадлежности. 4) техническое оснащение: компьютер, принтер, проектор, экран. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия: 1) Наглядные таблицы по русскому языку (основные правила орфографии и пунктуации); 2) Демонстрационный материал (презентации) по 3) Тетради на печатной основе из списка литературы. В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения, при выполнении этих упражнений идет формирование умений и навыков художественной деятельности. Часть заданий направлена на осознанный поиск самостоятельного решения, при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и навыки интеллектуальной деятельности. 1.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы В ходе реализации программы «Русский язык без ошибок» применяются такие формы контроля, как беседа, опрос, педагогическое наблюдение, практическая работа. Для оценивания результативности освоения программы и динамики достижений обучающихся программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося (Приложение № 1). Педагог вносит информацию в карты отслеживания и с учетом данных индивидуально по отношению к обучающимся корректирует формы организации образовательного процесса и содержание отдельных тем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Перечень литературы для педагога 1. Розенталь Д.Э.. Справочник по русскому языку. М., Просвещение, 2012г. 2. Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2х частях. М., Издательский дом «ГЭЖЕР», 2022г. 3. Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса. В 2х частях. М., Издательский дом «ГЭЖЕР», 2022г. 4. Розенталь Д.Э. Сборник диктантов и упражнений для поступающих в вузы. М., «Дрофа», 2021г. Приложение № 1 Карта отслеживания освоения предметных результатов программы № Ф.И. ребенка Орфография Н С Пунктуация К Н С Лингвистический анализ текста К Н С К 1 2 … Карта отслеживания освоения метапредметных результатов программы Ф.И. ребенка № Умение давать Умение сравнить и Творческий подход полный проанализировать к заданию аргументированный ответ Н С К Н С К Н С К 1 2 … Карта отслеживания Освоения личностных результатов программы № Ф.И. ребенка Интерес к выполнению работы Н С К Умение задавать вопросы и отвечать на них Н С К Умение работать группе Н С К 1 2 … Н-начало учебного года С-середина учебного года К-конец учебного года Используется буквенный оценочный метод: Т (творческий) - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества или навыка; Р (репродуктивный) - средний уровень. Качество или навык находится в развитии; П (продуктивный) - низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается. АННОТАЦИЯ Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится развитие личности и подготовка специалиста, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию интеллектуальной деятельности, развитие теоретических и практических умений. Программа «Русский язык без ошибок» выполняет социальный заказ родителей и детей на дополнительное обучение детей русскому языку, повышению их грамотности, способствует воспитанию языковой культуры детей, развитию их интереса к познанию русского языка, познанию самого себя как носителя русского языка. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Педагог МАОУ Лицея № 109 Сергеева Светлана Юрьевна Образование: высшее, Уральский государственный педагогический университет, учитель русского языка и литературы, 2004 Рабочий телефон: 8 9505435123 E-mail: Svetlana_Sergeeva7878@mail.ru