ДООП-Русский язык без ошибок

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа естественнонаучной направленности
«Русский язык без ошибок»

Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 2 года
Объем программы: 144 часа

Автор-составитель:
Сергеева С.Ю.,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с концепцией базового обучения и направлена
на формирование универсальных учебных действий обучающихся по орфографии и
пунктуации, на развитие грамотности обучающихся.
Содержание программы рассчитано, прежде всего, на обучающихся среднего
школьного возраста, но может быть адаптировано и для обучающихся старшего школьного
возраста.
Программа способствует расширению лингвистической эрудиции обучающихся,
помогает сформировать навык работы с орфограммами и пунктограммами, знакомит с
алгоритмами работы над орфографическими и пунктуационными правилами, способствует
расширению кругозора.
Программа рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю в течение двух лет обучения).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»);
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
11. Устав МАОУ Лицея № 109.
Направленность программы научная, так как она способствует расширению
лингвистической эрудиции обучающихся, помогает сформировать навык работы с орфограммами и

пунктограммами, знакомит с алгоритмами работы над орфографическими и пунктуационными
правилами, способствует расширению кругозора.

Актуальность
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р,
стратегическим приоритетом в воспитании в XXI веке становится подготовка человека,
обладающего опытом научной деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески
реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию
интеллектуальной деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Кроме того, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение
детей данномунаправлению, занятия направлены на воспитание интереса к русскому языку
детей, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя,
как целостной единицы.
Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и творческой
деятельности.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для
успешного обучения, но сложность программ, стандартный подход и загруженность детей
могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" и
неуспешных школьников. Новизна занятий в том, что программа предусматривает
различные формы работы с обучающимися.
В процессе реализации программы «Русский язык без ошибок» педагог подходит к
каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера
и способностями; зная и учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка,
определяет для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности и типы
заданий на занятиях.
Отличительной особенностью программы является то, практическая деятельность
занимает главное место. Ребята не просто усваивают готовые знания, они используют
приобретённые знания в своей практической деятельности, повседневной жизни.
Адресат
Данная программа предназначена для детей 14-15 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей данного
возраста,
который
характеризуется
проявлением
активности,
инициативы
и
самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и интеллектуальных в
частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений.
Ребенок среднего школьного возраста активно интересуется русским языком,
проявляет исследовательскую любознательность.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься
изучением русского языка. Дети изъявляют желание заниматься в кружке добровольно. Никаких
специальных тестов для поступления в кружок не проводятся.

Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма занятий – групповая.
Объем программы – 72 часа в год.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в
течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: практическая работа.
Итогом освоения программы является выполнение практических работ, в которых ребенок
применяет полученные знания и умения.
Основная цель курса – формирование мотивации к глубокому изучению русского языка.
Задачи:
углубление знаний по орфографии и пунктуации;
формирование умения работать с текстами, приобретение учащимися способности
анализировать тексты, распознавать в них орфограммы и пунктограммы;
ознакомление с основными требованиями по орфографии и пунктуации к написанию
диктантов, изложений и сочинений;
развитие умения пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;
формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе
профессии.
В основу программы положена работа с орфографическими и пунктуационными
правилами из курса русского языка базового уровня.
Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной
структуре. Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного
запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфографии). Вопросы и задания к текстам
разработаны в соответствии с примерной программой по русскому языку.

Итоговые знания, умения, навыки
Главным результатом освоения программы индивидуальной и коллективной учебной
деятельности учащихся является повышение грамотности при написании работ, повышение
итоговой успеваемости по предмету «русский язык».
Также в ходе изучения данного курса необходимо достигнуть следующих
результатов:
- определить свои способности и осознать собственные возможности в гуманитарной
сфере;
- повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому
языку;
- понимать важную роль русского языка в современной жизни и ориентироваться в
потоке информации, владеть грамотной письменной речью;
- уметь анализировать слова с точки зрения орфографии и пунктуации,
использованные в различных текстах;;

- уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
- уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Изучение данного курса соответствует основным подходам и требованиям ФГОС, так
как способствует достижению следующих личностных и метапредметных образовательных
результатов.
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
К метапредметным результатам относятся три группы универсальных учебных
действий (УУД):
- регулятивные универсальные учебные действия;
- познавательные универсальные учебные действия;
- коммуникативные универсальные учебные действия.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
–
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
–
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся
системы;
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
–
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке
собственной и чужой речи;
–
комментировать авторские высказывания на различные темы;
–
использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную
и неизвестную информацию в тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–
оценивать стилистические ресурсы языка;
–
сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
–
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
–
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
–
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
–
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
–
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
–
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
–
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
–
использовать языковые средства с учетом вариативности современного
русского языка;
–
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
–
редактировать письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
–
определять пути совершенствования собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.
–
Оценка образовательных достижений
Традиционный контроль образовательных результатов обучающихся с фиксацией
результатов контроля в виде отметок по пятибалльной шкале в курсе внеурочной
деятельности не предусмотрен, однако наблюдение за индивидуальной динамикой развития
обучающихся и безотметочное оценивание результатов деятельности с целью корректировки
программы ведётся.
Формы оценивания:
1) собеседование по изученным темам (текущее и тематическое);
2) защита практических работ;
3) комплексный анализ текста;
4) защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио.

1.2.
№
п/п

Тема

Учебный (тематический) план (1 год обучения)

Количество часов
Формы
контроля
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие.
2
2
0
Беседа
2. Правописание гласных в корне
8
3
5
Комплексный
слова (проверяемые и не
анализ текста
проверяемые, чередующиеся)
3 Правописание гласных после
4
2
2
Опрос, тест

шипящих и ц.
4 Употребление мягкого и
твердого знака
5 Правописание приставок
6 Правописание суффиксов
7 Правописание окончаний
существительных,
прилагательных и причастий и
глаголов
8 Правописание суффиксов
причастий
9 Правописание сложных слов
10 Правописание местоимений
числительных и наречий
11 Правописание не с разными
частями речи
12 Правописание служебных
частей речи
Итого
1.2.
№
п/п

2

1

1

Опрос

2
16

1
7

1
9

6

3

3

Опрос
Комплексный
анализ текста
Опрос, тест

2

1

1

Опрос

6
12

2
3

4
9

4

2

2

Опрос, тест
Комплексный
анализ текста
Опрос

8

3

5

72

30

42

Комплексный
анализ текста

Учебный (тематический) план (2 год обучения)

Тема

1. Вводное занятие.
2. Пунктуационные знаки
завершения
3 Пунктуация простого
предложения
4 Пунктуация сложного
предложения
5 Пунктуация в сложных
синтаксических конструкциях
6 Пунктуация при прямой и
косвенной речи, цитирование
Итого

Количество часов
Формы
контроля
Всего Теория Практика
2
2
0
Беседа
2
1
1
Опрос
44

15

29

14

4

10

4

1

3

6

2

4

72

25

47

Комплексный
анализ текста
Комплексный
анализ текста
Тест
Комплексный
анализ текста

Содержание программы:
Блок 1. Орфография. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чередование

гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих. Правописание гласных после ц.
Употребление ь и ъ (разделительные ъ и ь, употребление ь). Правописание приставок.
Правописание суффиксов существительных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание суффиксов
наречий. Склонение имен существительных (правописание окончаний имен существительных).
Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий. Правописание безударных
окончаний прилагательных и причастий. Спряжение глагола (правописание безударных
окончаний глаголов настоящего и будущего времени). Правописание суффиксов причастий.
Правописание сложных существительных. Правописание слов с пол- (полу-). Правописание
местоимений. Правописание числительных. Правописание наречий. Правописание не с
существительными, прилагательными, местоимениями. Правописание не с глаголами,
причастиями и деепричастиями. Правописание не с наречиями. Правописание предлогов.
Правописание союзов. Правописание частиц.
Блок 2. Пунктуация. Пунктуационные знаки завершения. Пунктуация простого
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах
предложения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при обобщающих
словах. Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Обособление
согласованных и несогласованных определений. Обособленные приложения. Обособленные
дополнения.
Блок 3. Лингвистический анализ слова

I. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

35
35
2
72
16
20
1 сентября
1-8 января
6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
1 раз в неделю по 2 академических
часа

1.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
1)
помещение с хорошим освещением;
2)
рабочие столы, стулья, доска;
3)
рабочие тетради, тетради на печатной основе, канцелярские
принадлежности.
4)
техническое оснащение: компьютер, принтер, проектор, экран.
Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
1)
Наглядные таблицы по русскому языку (основные правила
орфографии и пунктуации);
2)
Демонстрационный материал (презентации) по
3)
Тетради на печатной основе из списка литературы.
В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения, при
выполнении этих упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск самостоятельного
решения, при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания,
умения и навыки интеллектуальной деятельности.
1.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
В ходе реализации программы «Русский язык без ошибок» применяются
такие формы контроля, как беседа, опрос, педагогическое наблюдение,
практическая работа.
Для оценивания результативности освоения программы и динамики
достижений обучающихся программа предполагает проведение мониторинга
развития способностей обучающегося (Приложение № 1). Педагог вносит
информацию в карты отслеживания и с учетом данных индивидуально по
отношению к обучающимся корректирует формы организации
образовательного процесса и содержание отдельных тем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы для педагога
1. Розенталь Д.Э.. Справочник по русскому языку. М., Просвещение,
2012г.
2. Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2х частях. М.,
Издательский дом «ГЭЖЕР», 2022г.
3. Богданова Г.А. Рабочая тетрадь для 9 класса. В 2х частях. М.,
Издательский дом «ГЭЖЕР», 2022г.
4. Розенталь Д.Э. Сборник диктантов и упражнений для поступающих в
вузы. М., «Дрофа», 2021г.

Приложение № 1

Карта отслеживания
освоения предметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Орфография

Н

С

Пунктуация

К

Н

С

Лингвистический
анализ текста

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
освоения метапредметных результатов программы
Ф.И. ребенка
№

Умение давать
Умение сравнить и Творческий подход
полный
проанализировать
к заданию
аргументированный
ответ

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
Освоения личностных результатов программы

№

Ф.И. ребенка

Интерес
к выполнению
работы

Н

С

К

Умение
задавать вопросы и
отвечать на них

Н

С

К

Умение работать
группе

Н

С

К

1
2
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года

Используется буквенный оценочный метод:
Т (творческий) - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Р (репродуктивный) - средний уровень. Качество или навык находится в
развитии;
П (продуктивный) - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

АННОТАЦИЯ
Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится развитие
личности и подготовка специалиста, обладающего опытом творческой
деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего
знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию
интеллектуальной деятельности, развитие теоретических и практических
умений.
Программа «Русский язык без ошибок» выполняет социальный заказ
родителей и детей на дополнительное обучение детей русскому языку,
повышению их грамотности, способствует воспитанию языковой культуры
детей, развитию их интереса к познанию русского языка, познанию самого себя
как носителя русского языка.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Педагог МАОУ Лицея № 109
Сергеева Светлана Юрьевна
Образование: высшее, Уральский государственный педагогический
университет, учитель русского языка и литературы, 2004
Рабочий телефон: 8 9505435123
E-mail: Svetlana_Sergeeva7878@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».