ДООП-Хоровое искусство

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАОУ Лицея № 109

МАОУ Лицея № 109

___________ (Кудимова Ю.А.)

Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа художественной направленности
«Хоровое искусство»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 216 часов

Автор-составитель:
Лебедева Л.А.,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

Программа «Хоровое искусство» предназначена для дополнительного
образования общеобразовательных учреждений, ориентирована на детей
любого уровня начальной подготовки, детей без подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с миром хорового
искусства, освоение базовых приёмов и технологий вокального искусства,
формируется особая творческая среда в детском коллективе и восприятие
себя как творческой личности.
Ребенок осознает творчество через эмоциональное восприятие и
познание самого себя. Приобретённые знания и компетенции необходимы и
полезны и в творческой деятельности, и в учебной деятельности, и в
повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2

9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МАОУ Лицей №109 г. Екатеринбурга.
Направленность программы художественная, так как она
ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся,
художественных способностей, носит ярко выраженный креативный
характер, предусматривает возможность творческой самореализации детей с
учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 года № 996-р, стратегическим приоритетом в воспитании в XXI
веке становится подготовка человека, обладающего опытом творческой
деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего
знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию
творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Кроме того, программа выполняет социальный заказ родителей и детей
на обучение детей данному виду вокально- хоровой деятельности, занятия
направлены на воспитание художественной культуры детей, развитие их
интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как
целостной единицы.
Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и
творческой деятельности.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических
условий для успешного обучения, но сложность программ, стандартный
подход и загруженность детей могут стать предпосылками для появления
3

"психологически неблагополучных" школьников. Новизна занятий в хоровом
коллективе в том, что программа предусматривает различные формы работы
с обучающимися, начиная с индивидуальных прослушиваний и заканчивая
созданием вокально – хорового произведения искусства, исполненного как на
внутришкольных мероприятиях для детей и родителей, так и в программе
конкурсов разных уровней-всероссийских и международных.
В процессе реализации программы «Хоровое искусство» педагог
подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности,
обладающей своими чертами характера и способностями; зная и учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка, определяет для него
наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности и типы заданий
на занятиях, а также включает каждого в процесс коллективного
исполнительства, формируя тем самым важные качества личности такие как
умение работать в команде, ответственность за общее дело, терпение
Особенностью
реализации
Программы
в
условиях
общеобразовательной организации является обязательный музыкальный и
культурологический разбор произведений, позволяющий определить идеи
эпохи исполняемой музыки, повлиявшие на ее характер, изучение основ
теории музыки, слушание музыкальных произведений, театральное
искусство и психология.
Практическая деятельность занимает главное место в данной
программе. Ребята не просто усваивают готовые знания, а приобретают их
через прочувствованное погружение в музыкальное произведение,
эмоциональное восприятие и познание самих себя. Используют
приобретённые знания в своей творческой деятельности, повседневной
жизни.
Адресат
Данная программа предназначена для детей 11-16 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей данного возраста, который характеризуется проявлением
активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов
действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных
образов деталями на основе новых впечатлений.
В группе одновременно могут находиться от 15 до 30 детей.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься вокально- хоровым творчеством. Дети изъявляют желание
заниматься коллективе добровольно.
Режим занятий. Предполагается деление обучающихся на 3 группы:
подготовительную и концертную. В каждой из которых 4 часа в неделю
отводится на вокально – хоровую работу и по 2 часа на сольфеджио и
музыкальную литературу. Итого – 6 часов в неделю.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа.
Форма занятий – групповая.
4

Объем программы – 216 часов в год.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, практические занятия.
Видами и формами контроля определены следующие:
- текущий контроль (творческие задания, индивидуальные прослушивания,
текущая сдача партий);
- промежуточный контроль (контрольная проверка знаний хоровых партий,
тестовые задания);
- итоговый контроль (оценка выступлений на публичных концертах).
Данная Программа составлена на основе вариативной программы Т.Н
Овчинниковой «Хор», представленной в сборнике программ для
внешкольных и общеобразовательных школ, изданном в М.: Музыка, 1986.
Цель и задачи программы
Цель программы -– формирование
вокально – хоровой культуры
учащихся 5-9 классов МАОУ Лицей № 109 г.Екатеринбурга.
Достижение поставленной цели предполагает решение трех групп
задач.
1.Обучающие задачи:
- формирование у учащихся представлений о стилях, средствах музыкальной
выразительности, построении драматургии песни;
- приобретение детьми знаний о певческом голосообразовании;
- формирование и совершенствование у школьников вокально-технических,
художественных и певческих навыков;
- формирование готовности старшеклассников к профессионально музыкальной деятельности.
2. Развивающие задачи:
- развитие музыкального слуха и голосовых данных учащихся на
классических основах элементарного сольфеджио и вокала;
- развитие у детей исполнительских навыков;
- развитие музыкально - эстетического вкуса школьников.
3. Воспитательные задачи:
- освоение детьми духовных и культурных ценностей;
- воспитание у школьников нравственных качеств.
5

Планируемые результаты
К планируемым результатам освоения учащимися данной Программы
относятся личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты включают:
- наличие эмоционального отношения детей к хоровому искусству;
- формирование у детей личностного смысла постижения хорового искусства
и расширение их ценностной сферы в процессе общения с хоровой музыкой;
- наличие у ребенка позитивной самооценки своих музыкально-творческих
возможностей;
- развитие у школьников мотивов хоровой деятельности и реализация их
творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального
музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных
музыкальных творческих задач.
Метапредметные результаты включают:
- наблюдения за определенными явлениями хорового искусства, понимание
их специфики и эстетического многообразия;
- овладение детьми способностью к реализации собственных творческих
замыслов в процессе исполнения хорового произведения;
- понимание детьми знаково-символических и речевых средств для
исполнения хорового произведения;
- готовность детей к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль, оценка и корректирование собственных
действий, понимание их успешности или причин неуспешности в процессе
исполнения хорового произведения;
- участие детей в совместной хоровой деятельности на основе
сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты включают:
- развитие у детей художественного вкуса, устойчивого интереса к хоровому
искусству как виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение детей оценивать вокальнохоровые произведения, размышлять о хоровой музыке как способе
выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении хоровой музыки в жизни человека и его
духовно-нравственном развитии, знание детьми основных закономерностей
хорового искусства;
- освоение детьми региональной самобытности хорового искусства разных
народов России;
- использование детьми элементарных вокально-хоровых умений и навыков
при
воплощении
художественно-образного
содержания
хоровых
произведений;
- участие детей в концертной деятельности, музыкальных фестивалях и
конкурсах, исполнение ими вокально-хоровых произведений.
6

Ожидаемые предметные результаты
Возрастная
категория детей
Подготовительная

Теоретические знания

Практические умения

1.«Три кита» в музыке. Клавиатура.

Умение;

группа

Регистры.

- петь в унисон используя цепное

2.Нотные знаки. Метр, ритм. Пульсация

дыхание;

долей.

- петь в ансамбле (вместе, чётко, чисто

3.Длительности нот. Двухдольный и

интонируя);

трёхдольный метр.

- исполнять свою партию в каноне;

4.Ритмические рисунки с четвертными,

.- владение навыком мягкой атаки

восьмыми длительностями.

звука.

Правописание штилей.
5.Размер 2/4. Такт. Половинная
длительность. Дирижирование в размере
2/4.
6.Ритмические группы в размере 2/4.
Ритмический диктант.
7.Тон, полутон. Знаки альтерации –
диез, бемоль, бекар.
8.Понятие лада. Мажор и минор.
9.Гамма До мажор. Схема строения
мажора.
10.Устойчивые ступени. Тоника.
11.Неустойчивые ступени. Разрешение
неустойчивых ступеней. Вводные звуки.
12.Затакт. Паузы.
13.Мелодия. Фраза. Мотив.
14.Русский фольклор.
15.Знать стили и репертуар хорового
коллектива.
Концертный хор

1.Пунктирный ритм в размерах

Умение:

2/4,3/4,4/4. Ритмический диктант.

-петь с мягкой атакой, на цепном

Сочинение мелодий на заданный ритм.

дыхании, используя твёрдую атаку

2.Ритмическая партитура. Чтение с

как изобразительный

листа. Слуховой анализ (виды минора,

- исполнять произведения без

момент.

7

интервалы, аккорды)

сопровождения.

3.Главные трезвучия лада с

- исполнять свою партию в

обращениями и разрешениями

несложном трёхголосном

4.Таблица строения аккордов. Подбор

произведении.

аккомпанемента к заданной мелодии.

- исполнять хоровые произведения

Чтение с листа

эмоционально, используя различные

5.Ритмичекая группа – синкопа ,

средства выразительности.

ритмический диктант. Сочинение
мелодии
6.Размер 6/8. В нем ритмические
группы.
7.Знать все музыкальные произведения,
изученные за год обучения.
Старшая возрастная

1.Параллельные тональности мажор и

Умение:

категория.

минор.

-петь с мягкой атакой, на цепном

2.Интервалы. Консонанс и диссонанс

дыхании,

3.Сложный размер. Пунктирный ритм.

изобразительный

Синкопа

-петь в ансамбле;

4.Секвенция

-петь без сопровождения 2-3 голосные

5.Специфика джазовой и популярной

хоровые произведения;

вокальной музыки.

-

6. Знать все музыкальные произведения,

четырехголосном произведении;

изученные за год обучения.

- петь под фонограмму без поддержки

используя

исполнять

твёрдую

как

момент;

свою

партию

вокальной партии;
-работать с микрофоном.

В основе настоящей Программы лежат следующие принципы:
- системности, как организации системы занятий, мероприятий
воспитательно - познавательного характера и концертной деятельности;
- индивидуализации, как развитие каждого ребенка – индивидуума, с его
особой эмоциональной сферой и степенью эмоционального восприятия;
- цикличности, как использование общего цикла занятий и воспитательных
мероприятий для каждой возрастной группы;
- преемственности, как постепенное и последовательное усложнение
изучаемого материала в зависимости от возраста детей.

8

в

Учебный (тематический) план
Подготовительная группа
№
Тема
Количество часов
Формы
п/п
контроля
Всего Теория Практика
1 Введение в программу
12
4
8
Тест, диктант
Стартовая диагностика
2 Музыка и слово в фольклоре
24
8
16
Тест,беседа
3 Изобразительные возможности
12
4
8
Беседа, опрос
вокальной и инструментальной
музыки
4 Песня в творчестве российских
24
8
16
диктант
композиторов
5 Композиторы- детям
24
8
16
Педагогическое
наблюдение
6 Творчество П.И.Чайковского
18
6
12
беседа
7 Творчество М.П.Мусоргского
18
6
12
Беседа, опрос
8 Великие исполнители
18
6
12
Педагогическое
наблюдение
9 Песни времен Великой
12
4
8
Беседа, опрос
Отечественной войны
10 Колыбельная песня в
24
8
16
Педагогическое
творчестве композиторов
наблюдение
11 Значение тембра в создании
18
6
12
диктант
произведения
12. Конкурсы, концерты, открытые 12
4
8
Педагогическое
уроки
наблюдение
Итого:
216
72
144
Учебный (тематический) план
Концертный хор группа №1,№2
№
Тема
Количество часов
Формы
п/п
контроля
Всего Теория Практика
1 Фольклор-устное народное
36
12
24
Беседа, опрос
творчество
2 Советская композиторская
6
2
4
Педагогическое
школа
наблюдение
3 Европейская духовная музыка
6
2
4
Беседа, опрос
4 Европейская классическая
18
6
12
тест
музыка
5 Гимны
6
2
4
тест
6 Творчество С.В. Рахманинова
6
2
4
тест
1.2.

9

7 Детские хоры России
8 Новый год в музыке

18
12

6
4

12
8

9 Рождество в искусстве
10 Календарные песни славян

6
18

2
6

4
12

11 Советская патриотическая
песня
12 Образ матери в искусстве
13 Творчество А.Рубинштейна
14 Творчество П.Чайковского
15 Песни времен Великой
Отечественной войны
16 Конкурсы, концерты

24

8

16

12
6
6
30

4
2
2
10

8
4
4
20

6

2

4

216

76

140

216

76

140

Итого:
Группа №1
Группа №2

Беседа, опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа, опрос
Педагогическое
наблюдение
беседа
беседа
опрос
опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1.4.Основное содержание курса
Формирование хоровой культуры школьников складывается из
следующих компонентов:
Вокально-хоровая работа направлена на обучение детей правильному
пению и состоит из пения учебно-тренировочного материала (распеваний и
упражнений для развития певческих навыков); работы над строем и
ансамблем; работы над текстом и партиями; пения хоровых произведений
(народных песен, песен советских композиторов,
классических
произведений); пения импровизаций (самостоятельного сочинения и
выполнения голосом различных творческих заданий).
При реализации данной Программы учитываются следующие
психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в
различных возрастных группах:
- в 11-12 лет у детей предмутационный период, протекающий без
острых изменений в голосовом аппарате;
- в 13-14 лет у детей мутационный период, связанный с резким
изменением гортани;
- в 15-17 у детей происходят значительные физиологические
изменения, затрагивающие и голосовой аппарат.
Хоровое сольфеджио
На занятиях дети:
- изучают основы элементарной музыкальной грамоты,;

10

- отрабатывают навык пения по нотам как учебно-тренировочного
материала,
так и фрагментов музыкальных произведений, в т.ч.
разучиваемых на вокально-хоровых занятиях;
- активно используют знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования,
что помогает обучающимся овладеть хоровым произведением сознательно,
значительно ускоряя процесс разучивания, приближая их к уровню
исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам сочетается с пением по слуху, что способствует
развитию музыкальной памяти детей.
Музыкальная литература включает в себя знакомство с
произведениями русских и зарубежных композиторов, включенных в
репертуар хорового коллектива, а также посещение театров и концертных
залов.
Занятия сольфеджио, слушание музыки являются частью хоровой
репетиции.
Принципами подбора репертуара являются: художественная ценность
хорового произведения; доступность хорового
произведения по
содержанию, голосовым возможностям и техническим навыкам детей;
разнообразие хоровых произведений по стилю, сложности и
содержанию.
Основу репертуара составляют хоровые произведения русских и
зарубежных композиторов, русские народные песни, песни других народов
России, а также современная музыка.
Календарно – тематический план
Подготовительная группа хорового коллектива «Созвучие -109»
Неделя
дата

Вокально-хоровая
работа

Сольфеджио

Музыкальная
литература

1
неделя
04.09.09.09.

Стартовая диагностика.
Инструктаж по технике
безопасности.
Вокально-хоровые
упражнения.

Звуки музыкальные, шумовые.

Беседа о родной культуре и
хоровом искусстве

2
неделя
11.09.16.09.

Стартовая диагностика.
Инструктаж по технике
безопасности.
Вокально-хоровые
упражнения.

Звуки музыкальные, шумовые.

Беседа о родной культуре и
хоровом искусстве

3
неделя
18.09.23.09.

Вокально-хоровые
упражнения

Звуки музыкальные, шумовые.

Музыка и слово в фольклоре

11

Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская песня «Жил на свете
комарочек» - разучивание,
работа над интонацией,
унисоном, звуковедением,
дикцией
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская песня «Жил на свете
комарочек» - разучивание,
работа над интонацией,
унисоном, звуковедением,
дикцией
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская песня «Жил на свете
комарочек» - разучивание,
работа над интонацией,
унисоном, звуковедением,
дикцией, образом
произведения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская песня «Жил на свете
комарочек» - разучивание,
работа над интонацией,
унисоном, звуковедением,
дикцией.

Клавиатура. Расположение нот
на нотном стане.

Музыка и слово в фольклоре

Клавиатура. Расположение нот
на нотном стане.

Музыка и слово в фольклоре

Клавиатура. Расположение нот
на нотном стане.
Скрипичный и басовые ключи.

Музыка и слово в фольклоре

Регистры, особенности
звучания, определение
регистров на слух.

Изобразительные
возможности регистров в
музыкальных произведениях.
С.Прокофьев. Утро. Вечер.

8
неделя
16.10.21.10.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская народная песня «Жил
на свете комарочек»-работа
над интонацией.

Название звуков. Нотный стан.
Таблица длительностей.

Жизнь и творчество
С.Прокофьева.

9
неделя
23.10.28.10.

Т.Чудова.Юные хозяева
страны-разучивание.

Ноты 1 октавы. Нотное лото.
Навыки нотного письма.

Песня в творчестве
российских композиторов.

4
неделя
25.09.30.09.
5
неделя
26.09.01.10.

6
неделя
02.10.07.10.

7
неделя
09.10.14.10.

12

10
неделя
06.11.11.11.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская народная песня «Жил
на свете комарочек»-работа
над интонацией.
Т.Чудова.Юные хозяева
страны-разучивание.

Понятие: звукоряд.

Песня в творчестве
российских композиторов

11
неделя
13.1118.11.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская народная песня «Жил
на свете комарочек»-работа
над
интонацией,звуковедением.
Т.Чудова. Юные хозяева
страны-разучивание, работа
над звуковедением.

Звукоряды – трихорд,
тетрахорд,
пентахорд, гексахорд, гамма.
Ступени звукоряда.

Песня в творчестве
российских композиторов

12
неделя
20.11.25.11.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Русская народная песня «Жил
на свете комарочек»-работа
над
интонацией,звуковедением.
Т.Чудова.Юные хозяева
страны.разучивание, работа
над звуковедением.

Звукоряды – трихорд,
тетрахорд,
пентахорд, гексахорд, гамма.
Ступени звукоряда.
Пение упражнений по нотам.

Песня в творчестве
российских композиторов.

13
неделя
27.11.02.12.

Вокально-хоровые
упражнения
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Т.Попатенко.Выйдем в путь
большой разучивание, работа
над интонацией,
звуковедением, дикцией.
Вокально-хоровые
упражнения
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Т.ПопатенкоВыйдем в путь
большой- разучивание, работа
над интонацией,
звуковедением, дикцией.

Темп: быстро, медленно,
умеренно.

Композиторы- детям.
Творчество Т.Попатенко

Понятия: консонанс, диссонанс.
Сопоставление,
определение на слух.
Виды пауз.

Композиторы- детям.
Творчество А.Рыбникова.

14
неделя
04.12.09.12.

13

Вокально-хоровые
упражнения
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Т.Попатенко «Выйдем в путь
большой»- разучивание,
работа над интонацией,
звуковедением, дикцией.
Вокально-хоровые
упражнения
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
разучивание, работа над
интонацией, звуковедением,
дикцией.
Работа над образами
произведений репертуара.
Занятие- концерт.

Что такое пауза. Виды пауз.

Композиторы- детям.
Творчество А.Рыбникова.

Музыкальный диктант.

Композиторы- детям.
Творчество А.Рыбникова.

18
неделя
08.01.13.01.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Рождественские песни.

Мелодия – главное средство
музыкальной выразительности.
Структура мелодии: мотив,
фраза, предложение.
Реприза.

П.И. Чайковский.
Балет «Щелкунчик».

19
неделя
15.01.20.01.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Рождественские песни.

Структура мелодии: мотив,
фраза, предложение.
Реприза.

П.И. Чайковский.
Балет «Щелкунчик».

20
неделя
22.01.27.01.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Рождественские песни.

Структура мелодии: мотив,
фраза, предложение.
Реприза.

П.И. Чайковский.
Балет «Щелкунчик».

21
неделя
29.01.03.02.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
М.Мусоргский.Лебедушка
Работа над интонацией,
звуковедением.
Исполнение песен репертуара

Таблица длительностей –
ритмослоги по В. Кирюшину.
Альтерация. Знаки альтерации:
диез, бемоль, бекар.

Творчество М.Мусоргского

15
неделя
11.12.16.12.

16
неделя
18.12.23.12.

17
неделя
25.1229.12.

14

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
М.Мусоргский.Лебедушка
Работа над интонацией,
звуковедением.
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
М.Мусоргский.Лебедушка
Работа над интонацией,
звуковедением.
Исполнение песен репертуара
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
А.Островский.Пионерразучивание, работа по нотам,
звуковедение и интонация.

Таблица длительностей –
ритмослоги по В. Кирюшину.

Творчество М.Мусоргского

Таблица длительностей –
ритмослоги по В. Кирюшину.
Альтерация. Знаки альтерации:
диез, бемоль, бекар.

Творчество М.Мусоргского

Понятие – тон - Т, полутон - ½
т.

Великие музыканты исполнители.

25
неделя
26.02.02.03.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
А.Островский.Пионерразучивание - разучивание,
работа по нотам, звуковедение
и интонация.

Понятие – тон - Т, полутон - ½
т. Хроматическая гамма .
Динамические оттенки: форте –
f, пиано – p.

Великие музыканты исполнители.

26
неделя
04.03.09.03.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
А.Островский.Пионер разучивание, работа по нотам,
звуковедение и интонация.

Понятие – тон - Т, полутон - ½
Великие музыканты т. Хроматическая гамма .
исполнители.
Динамические оттенки: форте –
f, пиано – p.
Сопоставление, определение на
слух.
Созвучия из 2-х, 3-х, 4-х звуков.
Сопоставление,
определение на слух.

27
неделя
11.03.16.03.

М.Гладков. «Песня солдата»разучивание, работа над
интонацией, нотным текстом,
звуковедением, образом.

Размеры 2/4 и 3/4 в
сопоставлении. Определение на
слух.
Затакт: <. Сильная и слабая
доли. Дирижёрский жест.
Ритмический диктант. Устный
диктант.

22
неделя
05.02.10.02.

23
неделя
12.02.17.02.

24
неделя
19.02.23.02.

Песни времен Великой
Отечественной войны.

15

28
неделя
25.03.30.03.
29
неделя
01.04.06.04.
30
неделя
08.04.13.04.
31
неделя
15.04.20.04.

32
неделя
22.04.27.04.

33
неделя
29.04.04.05.

34
неделя
06.05.11.05.

Занятие – концерт.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений
Работа над интонацией и
звуковедением.
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений
Работа над интонацией и
звуковедением.
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений
Работа над интонацией и
звуковедением.

Строение мажорной гаммы.
Гамма До мажор. Тоника.
Тоническое трезвучие.
Устойчивые звуки: I-III-V
ступени

Жанр колыбельной песни в
творчестве разных
композиторов.

Строение мажорной гаммы.
Гамма До мажор. Тоника.
Тоническое трезвучие.
Устойчивые звуки: I-III-V
ступени, неустойчивые звуки:
II-IV-VI-VII ступени.
Строение мажорной гаммы.
Гамма До мажор. Тоника.
Тоническое трезвучие.
Устойчивые звуки: I-III-V
ступени, неустойчивые звуки:
II-IV-VI-VII ступени.
Разрешение неустойчивых
звуков в устойчивые.
Опевание устойчивых звуков
неустойчивыми. Вводные
звуки: VII и II ступени.

Жанр колыбельной песни в
творчестве разных
композиторов.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений
Работа над интонацией и
звуковедением.
Работа над образами песен
репертуара.
Работа над песнями
репертуара.

Строение минорной гаммы.
Гамма Ля минор. Тоника,
тоническое трезвучие.
Разрешение, опевание.

Жанр колыбельной песни в
творчестве разных
композиторов.

Мажор и минор в
сопоставлении. Определение на
слух.
Понятие: одноимённые
тональности
Викторины, задания по темам
года.
Мажор и минор в
сопоставлении. Определение на
слух.
Понятие: одноимённые
тональности
Викторины, задания по темам
года.

Значение тембра в создании
музыкального образа.
Женские певческие голоса.
Великие исполнители.

Работа над песнями
репертуара.

Жанр колыбельной песни в
творчестве разных
композиторов.

Значение тембра в создании
музыкального образа.
Женские певческие голоса.
Великие исполнители.

16

35
неделя
13.05.18.05.

Работа над песнями
репертуара.

36
неделя
20.05.25.05.

Занятие – концерт для
родителей и учителей.

Мажор и минор в
сопоставлении. Определение на
слух.
Понятие: одноимённые
тональности
Викторины, задания по темам
года.

Значение тембра в создании
музыкального образа.
Женские певческие голоса.
Великие исполнители.

Календарно - тематический план
Концертный хор «Созвучие -109»
Неделя
/дата
1
неделя
04.0909.09.

2
неделя
11.0916.09

3
неделя
18.0923.09.

Вокально-хоровая
работа
Инструктаж по технике
безопасности
Стартовая диагностика.
Вокально-хоровые
упражнения
Пение учебно-тренировочных
упражнений на 1-4 голоса.
Русская народная песня «Во
зеленом во бору»разучивание.
Работа над интонацией,
звуковедением.
Работа над интонацией и
звуковедением.
Вокально- хоровые
упражнения. Работа над
интонацией и звуковедением
песен репертуара
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Разучивание по нотам , работа
над интонацией и
звуковедением.

Сольфеджио
Строение мажорной гаммы
Строение мажорной гаммы.
Гамма Соль мажор. Тоника.
Тоническое трезвучие.
Устойчивые звуки: I-III-V
ступени, неустойчивые звуки:
II-IV-VI-VII ступени.
Строение минорной гаммы.
Гамма Ми минор.

Музыкальная
литература
Фольклор – устное народное
творчество

Пение упражнений в
тональности соль мажор

Мир русской народной песни.
Жанровое разнообразие
русских народных песен.
Жизнь и творчество
М.И.Глинки

Пение упражнений в
тональности соль мажор
Интервал – элемент
музыкальной речи.
Мажор и минор в
сопоставлении. Интервалы –
консонансы и диссонансы.

Мелодика русских народных
песен в творчестве
М.И.Глинки
Русская народная песня в 21
веке.
Слушание музыки М.Глинки

17

4
неделя
25.09
30.09.

5
неделя
02.10.07.10.

5
неделя
09.10.14.10

6
неделя
16.10.
21.10.
7
неделя
23.10.
28.10.
8
неделя
06.11.-

М.Глинка. «Жаворонок»разучивание.
Работа над интонацией и
звуковедением в песнях
репертуара
Работа над интонацией и
звуковедением в песнях
репертуара
Работа над интонацией и
звуковедением в песнях
репертуара
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Г.Струве. «Гимн хоровых
студий.»-разучивание по
партиям
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Занятие - концерт
Инструктаж
по
технике
безопасности
Русская народная песня «Ты
река ль, моя реченька»разучивание
Русская народная песня «Ты
река ль моя, реченька»разучивание,
работа
над
интонацией

Интервалы – образы.

Работа над звуковедением и
образом песен репертуара
Дона
нобис
пацем.
разучивание
Работа над интонацией.
Дона нобис пацем -Работа над
интонацией. 2куплет

Интервалы –
консонансы и диссонансы.
Интервалы – образы
Музыкальный диктант
Исполнение1-2 голосных
мелодий с дирижированием по
нотам.
Музыкальный диктант

Слушание музыки М.Глинки.
Советская композиторская
школа. Творчество Г.Струве.
Что такое хор? Слушание
хоров Г.Струве.

Паузы.Темпы.
Музыкальный диктант
Пение упражнение в
тональностях соль мажор- ми
минор

Слушание хоровой музыки.
Русская народная протяжная
песня

Пение упражнение в
тональностях соль мажор- ми
минор
Тембры музыкальных
инструментов и певческих
голосов.

Лучшие народные хоры
России. Слушание музыки.

Тембры музыкальных
инструментов и певческих
голосов.
канон

Духовная европейская музыка

Пение упражнений в
тональности до мажор
канон

Творчество европейских
композиторов:И.Бах

Работа над многоголосием в Пение упражнений в
песне «Дона нобис пацем».
тональности до мажор
Занятие концерт

Слушание духовной музыки
И.С.Баха, В.Моцарта,
Ф.Шуберта.

18

11.11.
9
неделя
13.11.18.11.
10
неделя
20.11.25.11
11
неделя
27.11.02.12.

13
неделя
04.12.09.12.

14
неделя
11.12.16.12.
15
неделя
18.12.23.12.
16
неделя
25.12.29.12.
17
неделя
08.01.13.01.
18
неделя
15.01.20.01.
19
неделя

Инструктаж по технике
безопасности

Пение упражнений в
тональности до мажор

С.Рахманинов. Слава народуразучивание.

Тембры музыкальных
инструментов и певческих
голосов.

Жанр гимна в музыке

Работа над интонацией и
звуковедением.

Ритмические группы: четверть,
восьмые, шестнадцатые,
четверть с точкой и восьмая,
восьмая с точкой и
шестнадцатая, восьмая - две
шестнадцатые, две
шестнадцатые – восьмая в
размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Чтение ритмических рисунков

Творчество С.Рахманинова

Пение упражнений в
тональности фа мажор

Детские хоровые коллективы
нашей страны. Слушание

Работа над звуковедением и
интонацией песен репертуара

Пение упражнений в
тональности фа мажор

Детские хоровые коллективы
нашей страны. Слушание

Рождественские колядки

Пение упражнений в
тональности фа мажор

Новый год в музыке и в
живописи

Занятие концерт

Пение упражнений в
тональности фа мажор

Новый год в музыке и в
живописи

Инструктаж по технике
безопасности.
Вокально – хоровые
упражнения. Колядки.
«Весна- красна» белорусская
народная песня- разучивание

Пение упражнений в
тональности фа мажор.

Рождество Христово в
искусстве.

Пение упражнений в
тональности фа мажор- ре

Календарные песни славян

Инструктаж по технике
безопасности
С.Рахманинов. Слава народуработа над интонацией ,
звуковедением,
многоголосием.
Работа над звуковедением и
интонацией песен репертуара

Слушание духовной музыки
И.С.Баха, В.Моцарта,
Ф.Шуберта.

Детские хоровые коллективы
нашей страны. Слушание.

19

22.01.27.01.
20
неделя
29.01.03.02.
21
неделя
05.02.10.02.
22
неделя
12.02.17.02.
23-24
неделя
19.02.24.02.
25
неделя
26.02.02.03.

26
неделя
04.03.09.03.

27
неделя
11.03.16.03.
28
неделя
25.03.30.03.

по нотам.
Исполнение песен репертуара
«Весна- красна» белорусская
народная песня- работа над
интонацией.
Звуковедением.Исполнение
песен репертуара
Инструктаж по технике
безопасности
Вокально- хоровые
упражнения
М.Симбирский.Благодарим,
солдаты вас- разучивание.

минор
Пение упражнений в
тональности фа мажор- ре
минор

Календарные песни славян

Пение упражнений в
тональности фа мажор- ре
минор

Календарные песни славян

Пение упражнений в
тональности соль мажор-ми
минор

Советская патриотическая
песня.

М.Симбирский.Благодарим,
солдаты вас - работа над
интонацией, звуковедением,
многоголосием.
Инструктаж по технике
безопасности
Благодарим солдаты, васработа над интонацией,
звуковедением,
многоголосием.
Работа над песнями из
репертуара..
Отработка унисонов внутри
партий, чистоты ансамбля,
звуковедения,
дикции,
образов, текстов.

Пение упражнений в
тональности соль мажор-ми
минор

Советская патриотическая
песня.

Пение упражнений в
тональности соль мажор-ми
минор

Советская патриотическая
песня.

Пение одноголосных и
двухголосных мелодий.
Имитация.

Советская патриотическая
песня.

В.Гаврилин.Мамаразучивание, работа над
интонацией, звуковедением.

Пение одноголосных и
двухголосных мелодий.
Имитация.

Образ матери в музыке и
изобразительном искусстве

Вокально-хоровые
Знаки сокращения нотного
упражнения.
письма: вольта, реприза.
Пение учебно-тренировочных Синкопа.
упражнений.
Работа над песнями из
репертуара..
Отработка унисонов внутри
партий, чистоты ансамбля,
звуковедения,
дикции,

Жизнь и творчество
В.Гаврилина

20

образов, текстов.
29
неделя
01.04.06.04.

30
неделя
08.04.13.04.

31
неделя
15.04.20.04.

32
неделя
22.04.27.04.

33
неделя
29.04.05.05.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Работа над песнями из
репертуара.
Отработка унисонов внутри
партий, чистоты ансамбля,
звуковедения, дикции,
образов, текстов.
Рубинщтейн. Горные
вершины- разучивание.
Горные вершины»- работа над
интонацией и звуковедением.

Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Отработка произведений из
репертуара.
Я.Дубравин «Песни наших
отцов» -работа над
интонацией.
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.
Отработка произведений из
репертуара.
Я.Дубравин. «Песни наших
отцов.» -работа над
интонацией и звуковедением.
Инструктаж по технике
безопасности
Вокально-хоровые
упражнения.
Пение учебно-тренировочных
упражнений.

Пение секвенций на интервалы
. и /, пение отдельных
ступеней, пение вокальноинтонационных упражнений в
ладу по болгарской столбице.
Построение и исполнение
интервалов вверх и вниз от
отдельных звуков.

Творческий и жизненный
Рубинштейна

Пение секвенций на интервалы
. и /, пение отдельных
ступеней, пение вокальноинтонационных упражнений в
ладу по болгарской столбице.
Построение и исполнение
интервалов вверх и вниз от
отдельных звуков.
Трезвучие. Основные виды тоника, субдоминанта,
доминанта.

Творческий и жизненный
путь П.Чайковского

Трезвучие. Основные виды –
тоника, субдоминанта,
доминанта.

Песни времен Великой
Отечественной войны.

Трезвучие. Основные виды –
тоника, субдоминанта,
доминанта.

Песни времен Великой
Отечественной войны.

Песни времен Великой
Отечественной войны.

21

Отработка произведений из
репертуара.
34
неделя
06.05.11.05.

35 -36
неделя
13.05.18.05.

36
неделя
20.05.25.05.

Работа над песнями
репертуара. Работа над
образами произведений.
Д. Тухманов. «День победы».
А.Александров. «Гимн
России».
Работа над песнями
репертуара. Работа над
образами произведений.
Д. Тухманов. «День победы».
А.Александров. «Гимн
России».
Занятие - концерт

Закрепление на практике
теоретических знаний.

Слушание произведений по
выбору учащихся, викторины,
презентации, сообщения.

Закрепление на практике
теоретических знаний.

Слушание произведений по
выбору учащихся, викторины,
презентации, сообщения.

резерв

Общешкольные музыкально - хоровые мероприятия
Месяц
Сентябрь
Ноябрь

Название мероприятия
Праздник «День знаний»
Праздник «День мира»
Праздничный концерт, посвященный Дню Матери
Школьный конкурс вокального мастерства «Голос – дети»

Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май

Праздничный концерт «Новогодний переполох»
Концерт, посвященный Дню защитника Отечества
Концерт, посвященный празднику 8 марта
Церемония награждения участников конкурсов
«Апрельский звездопад»
Концерт ко Дню Победы
Праздник «Последний звонок»

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Необходимыми условиями эффективной реализации Программы
являются:
1.материально- техническое обеспечение, включающее наличие оснащенного
кабинета музыки и актового зала, а также концертных костюмов для
выступлений;
2.информационно - методическое обеспечение, включающее наличие
постоянно обновляемой библиотеки вокально – хоровой литературы;
22

3.кадровое обеспечение, предусматривающее наличие концертмейстера.
Учебно – методический комплект
Программа

Учебное
пособие

Методические
материалы

Инструментари
й
контроля

Овчинникова Т.Н.

Емельянов В.В.

Дидактически
е
материалы
Портреты

Хор // Программы

Развитие

композиторов

для внешкольных и

голоса.

общеобразовательны

Координация и

Карточки –

уроков, репертуар,

М., 1979.

х школ - М.: Музыка,

тренинг - СПб

ритмоблоки

методика - М.:

Вахромеев В.

1986.

.: 2000.

ВЛАДОС-, 2005.

Солфеджио -

Алиев Ю.Б.

Способин И.

Пение на уроках

Элементарная

музыки: конспекты

теория музыки -

Струве Г.А.

Карточки -

Дмитриев Л.А.

М.,

Хоровое

клавиатуры

Основы вокальной

«Музыка»,1966.

сольфеджио -

методики - М.:

Вахромеева Т.

М.:

Музыка, 2000.

Тесты по

Сов.композитор

Емельянов В.В.

музыкальной

,

Развитие голоса.

грамоте и

1979.

Координация и

сольфеджио -

Котляревская –

тренинг – СПб .,

М., «Музыка»,

Крафт М.,

2000.

2002.

Москалькова

Шамина Л. Работа с

И., Батхан Л.

самодеятельным

Сольфеджио.

хоровым

Домашние

коллективом - М.:

задания: учеб.

«Музыка»,1995.

пособие - М.:

Менабени А.Г.

«Музыка»,1995.

Методика обучения
сольному пению:
учебно-методическое
пособие.М.:Просвещение,198
7.
Струве Г. Школьный
хор: книга для
учителя –

23

М.:Просвещение,198
1.
Современный
хормейстер: сборник
статей/ Авт .составитель И.В.
Роганова -СПб.:
Композитор, 2013.

Список дополнительной литературы
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. –
М.: Музыка, 2006.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.:
ВЛАДОС, 2000.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей:
Учеб.пособие – М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке –
СП .: КАРО, 2004.
5. Из
истории
музыкального
воспитания:
Хрестоматия
/
Сост.О.А.Апраксина.- М.: Просвещение, 1990.
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр.
– М.: Просвещение, 1989.
7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для уч-ля. – 2-е изд.,
испр.и доп. – М.: Просвещение, 1984.
8. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные
методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Матонис В.П. Музыкально – эстетическое воспитание личности. – Л.:
Музыка, 1988.
MULTIMEDIA
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Перечень оборудования
№
п /п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование оборудования
Доска
Экран
Портреты композиторов в рамке
Компьютер
Синтезатор

Кол-во
(шт.)
1
1
16
2
2

24

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Магнитофон
Видеоплеер
Телевизор
Мультимедийный проектор
Фортепиано
Детские музыкальные инструменты
Микрофоны
Микшер

3
1
1
1
3
30
5
1

Контрольно-измерительные материалы
Методика определения уровня обученности
Каждый учебный год предполагает 3 уровня контроля развития
участников хорового коллектива: начальный (сентябрь), промежуточный
(январь), итоговый (май). Контроль осуществляется по 3 направлениям:
теоретическое (в форме тестовых заданий), практическое (в форме
индивидуально – группового прослушивания), воспитательном ( в форме
творческих работ учащихся, и аналитическом отчете руководителя).
Критерии оценивания результатов представлены в методике контроля.
Данные мониторинга представляют таблицу. Предметом исследования
являются базовые основы хорового исполнительства, одинаковые для
каждого года и этапа обучения
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Мотивационные
данные:
Склонность к
изучению
предмета

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Творческие задатки,
природный
артистизм,

Минимальный
уровень: ребенок
овладел менее чем ½
навыками,
- средний уровень:
объем умений и
навыков составляет
более ½ .
Максимальный
уровень: ребенок
освоил весь объем
умений и навыков
предусмотренный
программой за
конкретный период

Баллы Методы
диагностики

Контрольные
задания
Наблюдение
Тестирование

25

Уровень
мотивации к
обучению

Степень
обучаемости,
степень проявления
самостоятельности
при выполнении
учебных заданий,
желание изучать
программный
материал в большем
объеме

Минимальный
уровень: ребенок
посещает учебные
занятия, не проявляя
творческой
инициативы
- средний уровень:
творческая
инициатива
проявляется
нерегулярно;
Максимальный
уровень: ребенок
успешно выполняет
все учебные задания,
проявляет
творческую
инициативу, активен,
заинтересован в
общих результатах
обучения

Контрольные
задания
Наблюдение
Тестирование

Уровень
артистизма

Гибкость,
пластичность,
чувство ритма,
координация
движений, умение
чувствовать и
передавать эмоции,
заложенные в
музыке

Контрольные
задания
Наблюдение
Тестирование

Теоретические
знания ребенка по
темам:

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Минимальный
уровень: ребенок
овладел менее чем ½
навыками,
- средний уровень:
объем умений и
навыков составляет
более ½ .
Максимальный
уровень: ребенок
освоил весь объем
умений и навыков
предусмотренный
программой за
конкретный период
Минимальный
уровень: ребенок
овладел менее чем ½
объема знаний,
- средний уровень:
объем усвоенных
знаний составляет

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

26

Владение
специальной
терминологией

Практическая
подготовка
ребенка:
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
основными
разделами
программы

Творческие

Осмысленность и
правильность
использования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Креативность в

более ½ .
Максимальный
уровень: ребенок
освоил весь объем
знаний
предусмотренный
программой за
конкретный период
Минимальный
уровень: ребенок,
как правило,
избегает употреблять
специальную
терминологию
Средний уровень:
ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой
Максимальный
уровень:
специальные
термины
употребляются в
полном соответствии
с их содержанием

Минимальный
уровень: ребенок
овладел менее чем ½
навыками,
- средний уровень:
объем умений и
навыков составляет
более ½ .
Максимальный
уровень: ребенок
освоил весь объем
умений и навыков
предусмотренный
программой за
конкретный период
Начальный

Наблюдение,
собеседование

Контрольные
задания

Контрольные

27

навыки

Учебнокоммуникативные
умения:
Умение
воспринимать
учебную
информация

Умение выступать
перед аудиторией

выполнении
практических
заданий

(элементарный) –
ребенок в состоянии
выполнить лишь
простейшие
практические
задания педагога,
Репродуктивный –
выполняет в
основном задания на
основе образца,
Творческий –
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества

задания
Наблюдение

Адекватность
восприятия
информации
идущей от педагога

Минимальный:
испытывает
серьезные
затруднения
нуждается в
постоянной помощи
и контроле
педагогов.
Средний: работает с
помощью педагога,
Максимальный –
работает
самостоятельно не
испытывает особых
трудностей

Наблюдение ,
опрос

Свобода владения и
подачи
обучающимися
подготовленной
информации

Минимальный:
испытывает
серьезные
затруднения
нуждается в
постоянной помощи
и контроле
педагогов.
Средний: работает с
помощью педагога,

Организация
выступлений,
наблюдение

28

Максимальный –
работает
самостоятельно не
испытывает особых
трудностей
Учебно –
организационные
умения и навыки
Склонность к
саморазвитию

Умение ставить
перед собой цель и
добиваться ее
реализации

Умение
организовать
собственную
учебную и
творческую
деятельность

Творческий поиск,
стремление
постоянно узнавать
новое и
использовать его в
творчестве

Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

Минимальный:
испытывает
серьезные
затруднения
нуждается в
постоянной помощи
и контроле
педагогов.
Средний: работает с
помощью педагога,
Максимальный –
работает
самостоятельно не
испытывает особых
трудностей
Минимальный:
испытывает
серьезные
затруднения
нуждается в
постоянной помощи
и контроле
педагогов.
Средний: работает с
помощью педагога,
Максимальный –
работает
самостоятельно не
испытывает особых
трудностей
Минимальный
уровень: ребенок
овладел менее чем ½
объема навыков,
- средний уровень:
объем навыков

Наблюдение

Наблюдение ,
опрос

29

Творческие
достижения

Выступления в
коллективных
творческих делах

составляет более ½ .
Максимальный
уровень: ребенок
освоил весь объем
навыков
предусмотренный
программой за
конкретный период
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично

наблюдение

Результаты заносятся в специальные Карты учета результатов обучения
по программе.
Параметры
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Склонность к хоровому творчеству ☺

☺
☺

Уровень мотивации
Уровень артистизма
Владение терминологией

☺
☺
☺
☺

Чистота интонации
Чувство ансамбля
Владение аудиторией
Творческие достижения

☺

Участие в концертах:
День учителя
День матери
Опаленные сердца
Звонкие голоса

☺
☺
☺
☺

Перечень контрольно-измерительных материалов
1. Вопросы для беседы «Склонность ребенка к занятиям хоровым пением».
2.Тесты «Есть ли у ребенка музыкальный слух».
3.Тесты по элементарной теории музыки.
4.Викторина по сольфеджио.
5.Тесты Т. Вахромеевой по музыкальной грамоте и сольфеджио.
6.Методика В. Анисимова «Диагностика чувства темпа и метроритма».
7.Методика Л. В. Школяр «Выбери музыку».
8.Г. П.Сергеева. Тестирование музыкального развития учащихся.
9.Методика Н. Кондратюк «Развитие музыкального восприятия».

АННОТАЦИЯ

30

Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится
развитие личности и подготовка специалиста, обладающего опытом
творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески
реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать
активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и
практических умений.
Программа «Хоровое искусство » выполняет социальный заказ
родителей и детей на обучение детей вокально-хоровому творчеству,
способствует воспитанию художественной культуры детей, развитию их
интереса к познанию окружающего мира, познанию самого себя, как
целостной единицы и самовыражению в творчестве.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Учитель музыки
Лебедева Любовь Александровна
Образование: высшее,Уральский государственный университет имени
А.Горького, культурология, 2004.
Свердловское музыкальное училище имени П.И.Чайковского
Хоровое дирижирование академическое, 1992.
Рабочий телефон: 8 919 311 58 76
E-mail: lubalebedeva74@mail.ru

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».