ДООП-Школа юного волонтера-2023-2026

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Школа юного волонтера»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Объем программы: 486 часов
Автор-составитель:
Мехонцева Елена Валерьевна, педагог
дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023 г.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа «Школа юного волонтёра» предназначена для учреждений
дополнительного образования, ориентирована на детей любого уровня начальной
подготовки, детей без подготовки.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и
актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того
насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь
развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную
социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию
условий для социального становления детей, развития их социальной активности.
Программа «Школа юного волонтера» предполагает включение детей в
социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской
позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
жизненный опыт.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и

порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
Программа дополнительного образования «Школа юного волонтера» имеет
социально-педагогическую направленность.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа юного волонтера» выражается в том, что «Волонтерство»,
как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников,
является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования
у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных
ценностей.
Стремительные

политические,

социально-экономические

изменения,

происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период
стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья
рекламы и подмены ценностей, воспитанник каждый день должен делать выбор,
противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную
позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Новизна программы заключается в организации эффективного взаимодействия
детского объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в
целях нравственного развития и воспитания обучающихся. Данная программа
комплексная, так как сочетает в себе направленность не только на помощь природе,
ветеранам и инвалидам, но и на помощь детям и животным.
В

основе

любого

волонтерского

движения

лежит

принцип:

хочешь

почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок
всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь
общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют
желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека,
но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь

ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи.
Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний,
и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно
страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты и мир,
окружающий нас. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в
специальную организацию, в детском объединении «Школа юного волонтера»,
каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания
действует лучше самого сильного лекарства.
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и
самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных
навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль
жизни.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию
духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению моральнопсихологического
благотворительной

состояния

молодежи,

деятельности,

повышению

решению

культуры

социальных

проблем

участия

в

местного

сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной
ориентации, карьерному росту.
Отличительная особенность программы
В методической работе с детьми, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к
творческому отношению при выполнении заданий (учитель дополняет, рекомендует,
направляет). Вся работа строится только на добровольных началах. Занятия должны
содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям
детей в сочетании с практическими занятиями (игры, встречи, экскурсии, конкурсы,
викторины, КВН, интеллектуальные игры).
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей
данного возраста, который характеризуется проявлением активности, инициативы и

самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в
частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений.
Ребенок младшего школьного возраста активно интересуется предметами и
событиями,

которые

его

окружают

в

повседневной

жизни,

проявляет

исследовательскую любознательность. Он внимательно изучает не только объекты
природы, но и социально значимые вещи, интересуется у взрослых проблемами
загрязнения окружающей среды, помощи ближним.
В 7-9 лет у детей активна функция воображения, это самый сенситивный период
для фантазии, развития речи, моторики, мышления, внимания, памяти; ведущая
деятельность – учебная, формируются новые правила общественно-направленного
поведения.
В 10 лет, предподростковом возрасте, ребёнок находится в поиске своей
самоидентификации, нестабильная самооценка, повышенная утомляемость, ребёнок
становится конфликтным, в этом возрасте ярко выраженная эмоциональность,
стремление найти друга.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей.
Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание работать в
коллективе, работать на благо себя и своих друзей. Дети изъявляют желание
заниматься добровольно. Никаких специальных тестов для поступления не
проводятся.
Режим занятий: занятия проходят для одной группы 2 раза в неделю по 2 часа и
2,5 часа. Продолжительность занятия – 40 минут.
Объем общеразвивающей программы: программа рассчитана на 162 часа в год
(всего 486 часов).
Срок освоения: 3 года.
Уровневость: уровень освоение – «стартовый».
Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают
коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт
участия в социальных акциях.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.

Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия,
круглые столы.
Формы подведения результатов: благотворительная акция, видеоролик,
фотоотчет, практическая работа, коллаж, беседа, выставка, проект, отчет, проект,
тестирование, анкетирование.
Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств
личности,

активной

жизненной

и

гражданской

позиции,

способствующей

самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в
волонтерском движении.

Задачи программы:

Год освоения Обучающие
1 год

знакомство

Развивающие

Воспитывающие

с привлечение

формирование

и

деятельностью

младших школьников укрепление семейных

волонтерского

к

движения в школе;

социально-значимых

решению ценностей;
воспитание

активной

распространение идей проблем, получение гражданской позиции,
и

принципов необходимого опыта неравнодушного

социального
служения
среди

и

навыка

для отношения к жизни;

обществу, реализации

воспитание

обучающихся собственных идей и толерантных

младших классов.

проектов.

качеств

личности, милосердия,
доброты,
отзывчивости;
формирование
потребности в ведении
здорового

образа

жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
2 год

распространение идей привлечение
и

и

принципов младших школьников укрепление семейных

социального
служения
среди

формирование

к

решению ценностей;

обществу, социально-значимых

воспитание

активной

обучающихся проблем, получение гражданской позиции,

младших классов;

необходимого опыта неравнодушного

обучение

и

психологическим

реализации

знаниям и умениям,

навыка

для отношения к жизни;
воспитание
толерантных

качеств

позволяющим детям собственных идей и личности, милосердия,
лучше понимать себя; проектов;

доброты,

обучение методикам формирование

отзывчивости;

проведения

формирование

первичных

некоторых досуговых организаторских
форм;

потребности в ведении

умений и навыков, здорового

знакомство

образа

с дальнейшее развитие жизни, сохранении и

технологией

лидерских качеств;

укреплении здоровья;

социальной акции и развитие
проведения

коммуникативных

социальных дел;

качеств,

умения

работать в команде;
развитие уверенности
в себе;

3 год

распространение идей привлечение
и

и

принципов младших школьников укрепление семейных

социального
служения
среди

формирование

к

решению ценностей;

обществу, социально-значимых

воспитание

активной

обучающихся проблем, получение гражданской позиции,

младших классов;

необходимого опыта неравнодушного

обучение

и

психологическим

реализации

навыка

для отношения к жизни;
воспитание

знаниям и умениям, собственных идей и толерантных

качеств

позволяющим детям проектов;

личности, милосердия,

лучше понимать себя; формирование

доброты,

обучение методикам первичных

отзывчивости;

проведения

формирование

организаторских

умений и навыков, потребности в ведении

некоторых досуговых дальнейшее развитие здорового
форм;

лидерских качеств;

знакомство

с развитие

технологией

образа

жизни, сохранении и
укреплении здоровья;

коммуникативных

социальной акции и качеств,

содействие осознанию

умения личной

проведения

работать в команде;

социальных дел;

развитие уверенности происходящее в семье,

обучение

основам в себе;

школе,

работы с различными расширение
видами информации;
знакомство
методами

общения,

поселке,

развитие воспитание

активной

гражданской позиции;

взаимодействия

обучения, людьми

с воспитание

различных потребности

в

современными

социальных

добровольческой

социальными

категорий;

деятельности,

технологиями;

развитие

формирование

обучение

методике рефлексивных

социального

умений,

проектирования;

самоанализа

отношения

к

навыков социальному
и служению как к норме

самооценки

своей жизни;

деятельности;
развитие

за

опыта стране;

с навыков

интерактивными

ответственности

создание комфортной

активной обстановки

деятельности;

занятиях,

на
а

также

атмосферы
доброжелательности и
сотрудничества;
формирование
общественной
активности

и

самореализации

в

социуме.
4 год

распространение идей привлечение
и

и

принципов младших школьников укрепление семейных

социального
служения
среди

формирование

к

решению ценностей;

обществу, социально-значимых

воспитание

активной

обучающихся проблем, получение гражданской позиции,

младших классов;

необходимого опыта неравнодушного

обучение

и

психологическим

реализации

навыка

для отношения к жизни;
воспитание

знаниям и умениям, собственных идей и толерантных

качеств

позволяющим детям проектов;

личности, милосердия,

лучше понимать себя; формирование

доброты,

обучение методикам первичных

отзывчивости;

проведения

формирование

организаторских

некоторых досуговых умений и навыков, потребности в ведении
форм;

дальнейшее развитие здорового

знакомство

с лидерских качеств;

технологией

развитие

проведения

качеств,

социальных дел;

работать в команде;

содействие осознанию

умения личной
ответственности

за

основам развитие уверенности происходящее в семье,

работы с различными в себе;
видами информации;
знакомство

школе,

расширение
с общения,

интерактивными
методами

жизни, сохранении и
укреплении здоровья;

социальной акции и коммуникативных

обучение

образа

опыта стране;
развитие воспитание

навыков
людьми

активной

гражданской позиции;

обучения, взаимодействия

современными

поселке,

с воспитание

различных потребности

в

социальными

социальных

добровольческой

технологиями;

категорий;

деятельности,

обучение

методике развитие

формирование

социального

рефлексивных

проектирования;

умений,

к

навыков социальному

расширение навыков самоанализа
работы

отношения

и служению как к норме

с самооценки

своей жизни;

информацией;

деятельности;

специальная

развитие

подготовка

деятельности;

создание комфортной

активной обстановки
занятиях,

на
а

также

волонтеров по работе

атмосферы

с людьми различных

доброжелательности и

социальных

сотрудничества;

категорий.

формирование
общественной
активности

и

самореализации

в

социуме.

Планируемые результаты
Год

Личностные УУД

обучения
1-2 год

Регулятивные

Познавательные УУД

УУД
Ценить

и

Коммуникативные
УУД

Участвовать

в

Знать:

историю Слушать и понимать

принимать

социально-

следующие

значимых акциях и движения в школе;

Работать в паре.

базовые ценности:

проектах

Сотрудничать

«добро»,

руководством

«зло»,

волонтерского
под права и обязанности
волонтеров.

«терпение»,

учителя.

«семья»,

Определять цель и

«Родина»,

планировать свою

«настоящий друг»,

деятельность под

«юный волонтер».

руководством

Уважение к своей

учителя.

семье, любовь к

Оценивание своей

родителям

работы.

в

совместном решении
проблемы.

3-4

Ценить

год

принимать

участвовать

следующие

социально-

базовые ценности:

значимых акциях и деятельности

личного этикета.

«справедливость»,

проектах.

волонтерских

Понимать

«желание

Самостоятельно

отрядов,

зрения другого.

понимать

и

речь других.

друг

Самостоятельно
в

Знать:

Отстаивать

основные

точку

направления

соблюдая

определять цель и основные

формы

друга», «понимать

планировать свою работы волонтеров,

позицию другого»,

деятельность.

план

«коллектив»,

Самостоятельно

проектов и их защита.

принимать

определять

Вести

общечеловеческие

критерии

ценности.

деятельности.

написания
дневник

своей «Юного волонтера».

свою
зрения,
правила
точку

Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к добровольческому движению не только
школьного уровня, но и движению в России.
Задачи воспитательной работы:
● содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции
обучающихся;
● воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое
решение;
● формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства
товарищества и коллективизма);
● воспитать нравственные качества по отношению к окружающим людям
(уважительное

отношение,

доброжелательность,

веротерпимость,

толерантность и т.д.);
● воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку);
● воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли,
самоконтроль);
● воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной
самооценке;
● формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
● воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы научатся понимать социальнозначимые проблемы для их возрастных особенностей. Научатся проектировать свою
деятельность и выстраивать работу по организации социальных акций, организации
работы в трудовых отрядах.
Формы проведения воспитательных мероприятий: акция, выставка,
открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
●

метод формирования сознания личности (беседа, лекция,

дискуссия, рассказ, объяснение, пример);

●

метод

стимулирования

деятельности

и

поведения

(поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).

Учебно-тематический план
на 2023-2024 учебный год
№

Тема

п/

Количество часов

Форма

теория

контроля

Всего

Практика

п
1

2

Возникновение и

13

11

2

Беседы,

развитие

опрос,

волонтерского

практическ

движения в России

ая работа

Участие в

22

5

17

Благотвори

благотворительных

тельная

акциях,

акция

практических делах
3

Я - волонтер

4,5

4,5

0

4

Культура общения

5

5

0

5

Психологическая

7,5

5

2,5

2

2

0

6,5

0

6,5

Тренинг

подготовка
волонтеров
6

Лидерство в
волонтерском
объединении

7

Информационные
технологии в работе

Практичес
кая работа

волонтера
8

Основы проведения

16

4,5

11,5

социальных дел
9

Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ

Практичес
кая работа

4

2

2

Беседы,
практическ
ие работы

10 Событийное

22

4

18

волонтерство
11 Эко-волонтеры

Практичес
кая работа

20,5

8,5

12

Практичес
кая работа

12 Семейное

23,5

4

19,5

Практичес

добровольчество.

кая работа,

Социальное

круглый

волонтерство

стол

13 Волонтеры Победы

6,5

2,5

4

Беседа,
круглый
стол,
практическ
ая работа

14 Впереди лето

9

5

4

Тестирова
ние

Итого:

162

63

99

Учебно-тематический план
на 2024-2025 учебный год
№

Тема

п/

Количество часов

Форма

теория

контроля

Всего

Практика

п
1

2

Возникновение и

10

8

2

Беседы,

развитие

опрос,

волонтерского

практическ

движения в России

ая работа

Участие в

22

5

17

Благотвори

благотворительных

тельная

акциях,

акция

практических делах
3

Я - волонтер

7,5

4,5

3

4

Культура общения

5

5

0

5

Психологическая

7,5

5

2,5

2

2

0

6,5

0

6,5

Тренинг

подготовка
волонтеров
6

Лидерство в
волонтерском
объединении

7

Информационные
технологии в работе

Практичес
кая работа

волонтера
8

Основы проведения

16

4,5

11,5

социальных дел
9

Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ

Практичес
кая работа

4

2

2

Беседы,
практическ
ие работы

10 Событийное

22

4

18

волонтерство
11 Эко-волонтеры

Практичес
кая работа

20,5

8,5

12

Практичес
кая работа

12 Семейное

23,5

4

19,5

Практичес

добровольчество.

кая работа,

Социальное

круглый

волонтерство

стол

13 Волонтеры Победы

6,5

2,5

4

Беседа,
круглый
стол,
практическ
ая работа

14 Впереди лето

9

5

4

Тестирова
ние

Итого:

162

60

102

Учебно-тематический план
на 2025-2026 учебный год
№

Тема

п/

Количество часов

Форма

теория

контроля

Всего

Практика

п
1

2

Возникновение и

5

3

2

Беседы,

развитие

опрос,

волонтерского

практическ

движения в России

ая работа

Участие в

22

5

17

Благотвори

благотворительных

тельная

акциях,

акция

практических делах
3

Я - волонтер

7,5

4,5

3

4

Культура общения

5

5

0

5

Психологическая

12,5

10

2,5

2

2

0

6,5

0

6,5

Тренинг

подготовка
волонтеров
6

Лидерство в
волонтерском
объединении

7

Информационные
технологии в работе

Практичес
кая работа

волонтера
8

Основы проведения

16

4,5

11,5

социальных дел
9

Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ

Практичес
кая работа

4

2

2

Беседы,
практическ
ие работы

10 Событийное

22

4

18

волонтерство
11 Эко-волонтеры

Практичес
кая работа

20,5

8,5

12

Практичес
кая работа

12 Семейное

23,5

4

19,5

Практичес

добровольчество.

кая работа,

Социальное

круглый

волонтерство

стол

13 Волонтеры Победы

6,5

2,5

4

Беседа,
круглый
стол,
практическ
ая работа

14 Впереди лето

9

5

4

Тестирова
ние

Итого:

162

60

102

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Количест
Темы занятий
Место
во часов
проведения
2,5
Вводное занятие. Планирование Кабинет №12
работы волонтёрского отряда
на текущий год. Инструктаж по
технике безопасности.

№

месяц

Форма занятий

Форма контроля

1

2.09.2023

Учебнопознавательная
работа

2

6.09.2023

Коллективная
форма

2

Подготовка рабочих мест,
составление календаря
проводимых акций.

Кабинет №12

Практическая работа

3

9.09.2023

Учебнопознавательная
работа

2,5

Кабинет №12

Беседа

4

13.09.2023

Учебнопознавательная
работа

2

Кабинет №12

Беседа

5

16.09.2023

Учебнопознавательная
работа

2,5

Психологическая подготовка
волонтёров. Просмотр и
обсуждение видеороликов
Тренинг личностного роста:
«Каков я на самом деле». «Мои
сильные и слабые стороны».
История волонтерской
(добровольческой)
благотворительной
деятельности в России
Подготовка к проведению
акции “Живи, листок”.

Кабинет №12
МАОУ Лицей
№109

Практическая работа

Беседа

6

20.09.2023

Акция

2

7

23.09.2023

Коллективная
работа

2,5

8

27.09.2023

2

9

30.09.2023

Учебнопознавательная
работа
Акция

10

4.10.2023

Учебнопознавательная
работа

2

11

7.10.2023

Коллективная
работа

2,5

Учебнопознавательная
работа

2

12 11.10.2023

2,5

Оформление объявлений,
информирование обучающихся.
Проведение акции “Живи,
листок”
Подведение итогов прошедшей
акции. Составление коллажа из
фотографий, сделанных во
время проведения акции.
Беседа “Здоровый образ
жизни”. Составление трекера
полезных привычек.
“Наши милые бабушки и
дедушки”. Оформление
коллажа с семейными
фотографиями.
“Туризм - не повод вредить
природе”. Беседа: “Человек друг природы, костры и мусор
ей вредят”.
Изготовление медалей
“Лучший учитель” и вручение
педагогам образовательной
организации.
Беседа “Эко-волонтер”.
Знакомство с движением,
особенности направления
работы.

МАОУ Лицей
№109
Кабинет №12

Беседа
Коллаж из
фотографий

Кабинет №12

Практическая работа

Кабинет №12

Коллаж из
фотографий

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Практическая работа

Кабинет №12

Викторина

Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа

2,5

Беседа о пользе переработки
мусора

Кабинет №12

Беседа

2

Кабинет №12

Беседа

15 21.10.2023

октябрь

2,5

Кабинет №12

Практическая работа

16 25.10.2023

Акция

2

Кабинет №12

Практическая работа

17 28.10.2023

Мастер-класс

2,5

Семейное волонтерство.
“Родители и дети”.
Привлечение родителей к
работе волонтерской
организации.
Проведение линейки «Мусор в
переработку!» среди первых
классов
Проведение акции «Добрая
крышечка»
Изготовление поделки из
вторичного сырья
Семейное волонтерство.
Коллективный выход на уборку
территории школы.
Беседа “Почему страдают
дети”. Общение с волонтерами
организации “Дорогами добра”
Изготовление кормушек для
птиц и вторичного сырья
(бутылки). 12 ноября –
Синичкин день. Развешивание
кормушек для птиц на
территории

Кабинет №12

Практическая работа

Территория
школы

Практическая работа

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12
Территория
школы

Практическая работа

13 14.10.2023

14 18.10.2023

18

1.11.2023

Трудовой десант

2

19

4.11.2023

2,5

20

8.11.2023

Учебнопознавательная
работа
Коллективная
работа

2

21 11.11.2023

22 15.11.2023

23 18.11.2023

Учебнопознавательная
работа
Коллективная
работа

2,5

Игра «За что мы в ответе перед
нашей планетой?»

Кабинет №12

Игровые технологии

2

Территория
школы

Практическая работа

Коллективная
работа

2,5

Анализ новостных статей.
Написание новостной статьи о
недавно прошедшем
мероприятии.
Подготовка к изготовлению
поздравительных открыток и
подарков ко дню Матери.
Создание коллажа «Наши мамы
– наше всё»
Беседа: “Доброволец – это
лидер. Что значит быть
лидером”
Акция посвящённая Дню
инвалида 3 декабря «Я и ты –
мы все равны»
«Кто такой волонтёр, кодекс
волонтёра». 5 декабря –
Всемирный день волонтёров
Семейное волонтерство.
Круглый стол: “Три месяца
работы в команде”
Изготовление подарков для
дошкольников к Новому году
Изготовление украшений для
школы «Новый год каждому!»

Кабинет №12

Практическая работа

Кабинет №12

Коллаж

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Опрос, зачётная
беседа

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Практическая работа

Кабинет №12

Практическая работа

Коллективная
работа
25 25.11.2023
Учебнопознавательная
деятельность
26 29.11.2023 Благотворительная
акция
24 22.11.2023

27

2.12.2023

28

6.12.2023

29

9.12.2023

30 13.12.2023

2
2,5

2

Учебнопознавательная
деятельность
Круглый стол

2,5

Коллективнотворческое дело
Трудовой десант

2,5

2

2

Дискуссия,
круглый стол
Трудовой десант

2,5

33 23.12.2023

Коллективнотворческое дело

2,5

34 10.01.2024

Акция

2

35 13.01.2024

Учебнопознавательная
деятельность
Акция

2,5

2,5

38 24.01.2024

Коллективнотворческая
деятельность
Трудовой десант

39 27.01.2024

Акция

2,5

40 31.01.2024

Учебнопознавательная
работа

2

31 16.12.2023
32 20.12.2023

36 17.01.2024

37 20.01.2024

2

2

2

Толерантность – качество
волонтёра
Экологический десант
«Сделаем школу чище!»

Кабинет №12

Беседа

Школьные
рекреации

“Новый год всем в дом!”
Изготовление открыток для
воспитанников детских домов.
Беседа «Что можно и что
нельзя птицам». Акция
«Наполним птичью кормушку»
Тренинг толерантности.
Критерии толерантного и
интолерантного поведения.
Акция «Дай книге вторую
жизнь», ремонт и реставрация
порванных и испорченных книг
Принципы волонтерской
деятельности, личностные
качества волонтеров
Экологический десант
«Сделаем школу чище!»

Кабинет №12

Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Практическая работа

Акция «Покормите птиц
зимой»
Понятие социальной рекламы.
Социальный плакат. Как
придумать хороший слоган.

Кабинет №12

Благотворительная
акция

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Акция

Кабинет №12

Беседа

МАОУ Лицей
№ 109

Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Благотворительная
акция
Беседа

МАОУ Лицей
№109
Кабинет №12

41

3.02.2024

Коллективнотворческая
деятельность

2,5

42

7.02.2024

Учебнопознавательная
работа

2

43 10.02.2024

Учебнопознавательная
работа

2,5

44 14.02.2024

Учебнопознавательная
работа
Благотворительная
акция
Коллективнотворческая
деятельность
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа

2

45 17.02.2024
46 21.02.2024

47 24.02.2024

48 28.02.2024

2,5
2

2,5

2

Изготовление листовок
“Волонтер - друг природы”.
Расклеивание по территории
школы.
Что такое событийное
волонтерство. Особенности
взаимодействия с
организаторами и зрителями.
Показ презентаций и
видеороликов.
Волонтеры Победы, кто это.
Чем отличаются от других
видов волонтерства.
Знакомство с движением.
Беседа «Твори добро» для
детей первых классов

Территория
школы

Практическая работа

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Беседа

Актовый зал

Беседа

Проведение акции “Подарок
солдату”.
Создание видеоролика “Мы
поздравляем Вас, мужчины!”

МАОУ Лицей
№109
Кабинет №12

Благотворительная
акция
Видеоролик

Ораторское искусство. Как
овладеть и где использовать
полученные навыки
Последний день зимы.
Проведение бесед с
обучающимися школы: “Что
делать, чтобы не заболеть?”

Кабинет №12

Беседа

Территория
школы

Фотоотчёт

Учебнопознавательная
работа
Мастер-класс

2,5

Встреча с волонтерами
организации “Лиза Алерт”.

Кабинет №12

Беседа

2

Кабинет №12

Практическая работа

2,5

Кабинет №12

Тренинг

52 13.03.2024

Учебнопознавательная
работа
Трудовой десант

Проведение мастер-класса
“Сердечко для мамы”
Тренинг “Мои сильные и
слабые стороны”

2

Уборка в школьной библиотеке

53 16.03.2024

Круглый стол

2,5

Трудовая
деятельность
Беседа

54 20.03.2024

Учебнопознавательная
работа

2

Семейное волонтерство. “Мама,
папа, я - волонтерская семья”.
Встреча и обсуждение
совместной работы в семье.
Помощь детям-сиротам.
Основные проблемы детейсирот. Принципы
взаимодействия с ними.
Конкурс экологических
фотографий «Мои любимые
цветы»
Акция «Помоги другу», сбор
корма для приютов для
бездомных животных
Конкурс экологических
фотографий «Эти забавные
животные»

Школьная
библиотека
Кабинет №12

Кабинет №12

Беседа

Кабинет №12

Коллективная работа

МАОУ Лицей
№109

Благотворительная
акция

Кабинет №12

Коллективнопрактическая работа

49

2.03.2024

50

6.03.2024

51

9.03.2024

Учебнопознавательная
работа
56 27.03.2024 Благотворительная
акция
55 23.03.2024

57 30.03.2024

Учебнопознавательная
работа

2,5

2

2,5

58

3.04.2024

59

6.04.2024

60 10.04.2024
61 13.04.2024

62 17.04.2024
63 20.04.2024

Учебнопознавательная
работа
Экскурсия
Коллективнотворческая работа
Учебнопознавательная
работа
Коллективнотворческая работа
Коллективнотворческая работа

64 24.04.2024 Благотворительная
акция
65 27.04.2024

66 30.04.2024
67

4.05.2024

2

«День птиц», беседа на тему
«Птицы – наши друзья»

Кабинет №12

Беседа

2,5

Экскурсия в парк для изучения
птиц, живущих в нашем городе
Выпуск газеты «Птичьи
странички».
Что такое “милосердие”?
Беседа: “Будьте
милосердным”
Изготовление поздравительных
открыток для ветеранов
Оформление листовок с
обращением к ученикам школы
о сохранении чистоты и
вручение их ученикам
Участие в акции «Ветеран
живёт рядом»

Ленинский
район
Кабинет №12

Фотоотчет

2
2,5

2
2,5

2

Кабинет №12

Коллективнотворческая работа
Беседа

Кабинет №12

Коллективная работа

Кабинет №12

Практическая работа

Ленинский
район

Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Анкетирование, тест

Учебнопознавательная
работа
Трудовой десант

2,5

Итоговое занятие. Какой я
волонтер?

Кабинет №12

2

Учебнопознавательная
работа
Акция

2,5

Уборка школьной территории.
“Мир, труд, май!”
Просмотр видеороликов
«Перерыв на войну».
Проведение акции
«Георгиевская лента»

Территория
школы
Актовый зал
МАОУ Лицей
109

Трудовая
деятельность
Фотоотчет

8.05.2024

Коллективнотворческая работа

2

69 11.05.2024

Учебнопознавательная
работа
Коллективнотворческая работа

2,5

68

70 15.05.2024

Учебнопознавательная
работа
72 22.05.2024
Учебнопознавательная
работа
Итого: 162 часа
71 18.05.2024

2

2,5

2

Создание постеров “Безопасные
каникулы”. Расклеивание на
территории школы
Беседы с первоклассниками:
“Мои безопасные каникулы”

Кабинет №12
Территория
школы
Актовый зал

Практическая работа

Изготовление подарков
выпускникам начальной школы
“Красная нить для удачи”.
Тестирование
“Моя волонтерская
деятельность”
Подведение итогов за год,
обсуждение планов на лето.

Кабинет №12

Практическая работа

Кабинет №12

Тестирование

Кабинет №12

Беседа

Фотоотчет

Содержание программы
Вводные занятия. Инструктажи.
Теоретическая часть:
Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение
волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества
необходимые волонтеру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть:
Проведение

входного

анкетирования.

Знакомство

с

новыми

участниками

волонтерского отряда. Игры на сплочение коллектива.
Участие в благотворительных акциях, практических дела
Теоретическая часть:
Знакомство с понятием “Благотворительная акция”.
Практическая часть:
Проведение благотворительных акций, направленных на сохранение и бережное
отношение к окружающей среды “Живи, листок”, “Добрая крышечка”, “Наполним
птичью кормушку”, “Покормите птиц зимой”. Социально значимых акций: “Подарок
солдату”, “Георгиевская ленточка”, “Я, ты - мы все равны”.
Возникновение и развитие волонтерского движения
Теоретическая часть:
Понятие

о

добровольческой

(волонтерской)

деятельности

для

каждого.

Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование.
Практическая часть:
Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год.
Организация благотворительных акций, направленных на пропаганду волонтерского
движения в школе.
Я – волонтер
Теоретическая часть:
Качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское
искусство, коммуникации.
Практическая часть:

Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству,
искусство публичного выступления.
Культура общения
Теоретическая часть:
Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения».
Современный мир и книга. Ораторское искусство.
Практическая часть:
Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация.
Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы
выхода из конфликта.
Психологическая подготовка волонтеров
Теоретическая часть:
Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности.
Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический,
биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в
обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные
стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков
эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.
Практическая часть:
Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинги личностного роста: «Каков я на
самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность».
«Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно
решать». Тренинги толерантности. Критерии толерантного и интолерантного
поведения.
Лидерство в волонтерском объединении
Теоретическая часть:
Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и
социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика
лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

Практическая часть:
Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Написание эссе на тему лидерских
качеств.
Информационные технологии в работе волонтера
Теоретическая часть:
Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет.
Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели,
задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и
дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья.
Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней
среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие
организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие
социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган.
Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный
видеоролик. Технология создания видеоролика.
Практическая часть:
Показ

видеороликов.

Написание

новостных

заметок.

Детям

предлагается

самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения
педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о
недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание делового письма.
Практикум: работа над созданием видеоролика
Основы проведения социальных дел
Теоретическая часть:
Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные
проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция»,
«социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект.
Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов
социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практическая часть:

Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта.
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных
акций. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Разработка
и проведение социальных акций. Основы социального проектирования. Мастерство
защиты проекта.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Теоретическая часть:
Полезные и вредные привычки. Зарядка, режим дня. Беседы, круглые столы на тему
ЗОЖ.
Практическая часть:
Тренинги на сопротивление групповому давлению. Проведение акций и бесед для
участников волонтерского отряда, для обучающихся в образовательном учреждении.
Создание плакатов, постеров и буклетов по пропаганде ЗОЖ.
Событийное волонтерство
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами,
работающими в данном направлениями.
Практическая часть:
Помощь в проведении мероприятий учреждения и города.
Эко-волонтеры
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными
экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями
поселка
Практическая часть:
Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание
исследовательских работ на тему экологии.
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство
Теоретическая часть:

Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества.
Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро.
Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями
направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.
Практическая часть:
Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их
презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным
волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для
детей.
Волонтеры Победы
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми
людьми, история ВОВ.
Практическая часть:
Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в
патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других.
Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату.
Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну».
Обсуждение.
Впереди лето
Теоретическая часть:
Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в
летний период.
Практическая часть:
Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других
добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного
года.
Форма работы по реализации программы:
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
- проведения психологических тренингов, бесед.

- интеллектуальные, ролевые и подвижные игры;
- проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры, уличная
работа (проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие);
- проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни;
- участие в районных и общественных мероприятиях.

Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в течение
года.
Вид контроля
Стартовый

Методы

Формы

(выявление Собеседования

Индивидуальная (устно)

уровня знаний, умений,
навыков)
Текущая
процессе

проверка

в Опрос,

наблюдение, Фронтальная

выполнения анкетирование.

работ
Периодическая

Соревнования,
создание

игры, Групповая,

презентаций, индивидуальная.

листовок, газет, участие
в конкурсах, различного
уровня мероприятиях.
Итоговая проверка

Создание презентаций, Групповая,
видеороликов.

индивидуальная

Аттестация обучающихся:
●

Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся проводится в
сентябре.

Текущий

контроль

по

освоению

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в течение всего
периода обучения.
●

Промежуточная аттестация проводится в декабрь - январь по итогам освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

●

Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле - мае по окончании освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Режим работы в период школьных каникул
Занятия в объединениях проводятся:
- по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью
временного изменения расписания с учетом удобства обучающихся.
- по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебнотренировочных сборов, акций.
Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные,
возрастные, психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям
охраны их жизни и здоровья.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№

Основные

характеристики

п/п образовательного процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4,5

4

Количество часов в учебном году

162

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

1 сентября

8

Каникулы

1-8 января

9

Выходные дни

6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая

10

Окончание учебного года

25 мая

11

Сроки проведения аттестации

15-23 декабря, 15-25 мая

12

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 и 2,5
академических часа

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 15 обучающихся обеспеченное необходимыми
техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН
2.4.4.3173-14.
Технические средства:
- Стационарный компьютер
- Проектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная
почта).
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
●

Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;

●

Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;

●

Планов проведения обучающих семинаров;

●

Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;

●

Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в
различных

формах

волонтерской

деятельности

(социально-значимые

и

благотворительные акции и т.д.);
●

Сценарии различных игр и игровых программ;

●

Сценарий и план проведения акций;
Наглядные пособия:

●

Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа
жизни;

●

Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;

●

Раздаточный

материал

(буклеты,

наклейки,

календари,

с

использованием

собственных и привлеченных ресурсов);
●

Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов.

Сайты Интернет
1.

Волонтерское

движение

http://www.adolesmed.ru/volunteers.html

и

http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5.Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

Литература для преподавателей и обучающихся
1.

Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. - Самара,

2000.
2.
Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа
"Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного
психолога.- М.,1997.
4.
Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5.
Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по
проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
6.
О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной
среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
7.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В.
Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии,
2000.
8.
Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное
пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
9.
Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной
среде // Методическое пособие. М., 2000.
10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России ВШ№5 2011г.
11.
Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
12.
Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского
благотворения» М.1999г.
13.
Гуров Н.В. Шикаренко Н.Ф. «Губернский город Ставрополь-развитие
благотворительности».
14.
Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися
начальной школы «Я берегу…»: Методические рекомендации. М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».