Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 109 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ Лицея № 109 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-гуманитарной направленности «Школьный музей» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 144 часа Автор-составитель: Литау Елена Аркадьевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 г. I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ I.1. Пояснительная записка Программа « Школьный музей » предназначена для учреждений основного общего образования, ориентирована на детей любого уровня подготовки, детей без подготовки. Относится к ознакомительному уровню и имеет социально-гуманитарную направленность. Программа «Школьный музей» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного обучения, осуществляющими дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального образования детей и взрослых»; стандарта «Педагог дополнительного 9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 12. Уставом Учреждения и другими локальными нормативными актами Учреждения. Направленность программы социально-гуманитарная, так как она ориентирована на изучение межличностных взаимоотношений, развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся, развитию лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в разных социальных ролях. Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников, предусматривает возможность творческой самореализации детей с учетом их потенциала и мотивации. Актуальность общеразвивающей программы. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, дающее возможность обучающимся увидеть и оценить вклад предыдущих поколений в историю и культуру школы, города, региона, страны, важное звено в системе воспитательной работы. Данная программа направлена на патриотическое воспитание и формирование личности обучающихся. Для того чтобы вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, необходимо формировать у детей и подростков духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. На современном этапе развития образования с переносом приоритета с обучения на воспитание, Министерство образования РФ рассматривает школьные музеи как «эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи». Новизна данной образовательной программы в воспитании приоритетных национальных ценностей (патриотизма, гражданственности) средствами педагогики музейной деятельности. Обучающийся проходит путь от созерцательной экскурсии к сознательному, самостоятельному творчеству, позволяющему увидеть результаты своего труда в ближайшей перспективе. При этом он приобретает востребованные обществом нравственные и профессионально значимые качества, универсальный практический опыт, необходимый в различных профессиональных сферах, учится осмыслению серьёзных проблем истории и культуры школы, города, региона, страны. Включенность в музейнообразовательный процесс дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы во всех видах музейной деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Процесс реализации программы строится на позитивном эмоциональном настрое школьника: интерес мотивирует развитие и творческие стремления, радость, переживаемая ребенком, повышает его уверенность в себе, личную значимость, способность справляться с трудностями, стимулирует познавательные процессы и способность верно оценивать мир. На основании государственной политики в сфере образования и ключевых установок в сфере воспитания, обучения и развития детей была разработана программа «Школьный музей». Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется несколькими факторами: - важностью роли музея в развитии образовательного учреждения МАОУ Лицей № 109, - запросом со стороны обучающихся школы и их семей, традиционно являющихся активными участниками различных музейных проектов «Открытка ветерану», «Бессмертный полк», проектной и исследовательской деятельности; социальной значимостью подготовки обучающихся школы – активных участников краеведческих мероприятий различного уровня, как важного элемента государственной и региональной политики в сфере патриотического воспитания молодёжи. Отличительной особенностью программы является то, что в работе с учащимися практическая деятельность занимает главное место в данной программе. Ребята не просто усваивают готовые знания, а приобретают их через изучение исторических источников, эмоциональное восприятие и познание окружающего мира, а также создают готовый продукт, который сами презентуют школьному сообществу — выставка-экскурсия. Используют приобретённые знания в своей творческой деятельности, повседневной жизни. Адресат программы: Программа «Школьный музей» адресована обучающимся 10– 17 лет. Цели, задачи, содержание программы, формы и методы обучения, контроля определены в соответствии с установленными возрастными и психологическими особенностями детей подросткового возраста. Подростковый возраст: Особенностью этого возраста является формирование теоретических обобщений, психосоциальное развитие, рост самосознания, стремление к самостоятельности и самоутверждению, формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности. В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться лёгкой ранимостью и неуверенностью в себе. В группы детского объединения принимаются все желающие, исходя из выражаемых ими интересов, без специальных требований к предварительной подготовке и уровню базового образования. Программа «Школьный музей» выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей, музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, учителями, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. В группе одновременно могут находиться от 15 до 30 детей. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься музейной деятельностью. Дети изъявляют желание заниматься добровольно. Никаких специальных тестов для поступления ученик не проходит. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма занятий – очная, групповая, индивидуальная, с применением дистанционных технологий. Программа предусматривает проведение занятий в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Индивидуальные занятия с учащимися проводятся при подготовке к конкурсам различного уровня Объем программы – 144 часа в год. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: фронтальная, групповая. Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия. Формы подведения итогов: беседа, выставка - экспозиция, открытое занятие. Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на предложенную тему экскурсионной деятельности, в которой ребенок применяет полученные знания и умения. Цель и задачи программы Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. Планируемые результаты Предметные: - овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны. 1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников; 2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание. Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; - активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях. Личностные: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к историческому наследию России при изучении исторических источников, истории своего края. Задачи воспитательной работы: познакомить обучающихся с историей своего края, роли и места его в истории России; формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины, воспитывать гражданско – патриотическую позицию; формировать навыки работы с исследовательским проектом. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с историей своего края, демонстрируют желание продолжить изучать культурное многообразие и историческое наследие Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно создавать план проведения выставки – экскурсии. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). I.2. Учебный (тематический) план № Содержание программы п/п. Всего Формы контроля 1 Теоретические Практичес занятия кие занятия Цели и задачи курса. Вводный 1 инструктаж 1 Беседа, опрос 2 1. Вводное краеведы» 4 6 Беседа, опрос 3 2. Наследие в школьном музее. 3 4 7 Педагогичес кое наблюдение 4 3. Родной край в истории 2 государства Российского. 8 10 Беседа, педагогичес кое наблюдение 5 4. Функции школьного музея 3 - 3 Беседа, опрос 6 5. Организация музея. школьного 3 7 10 Беседа, опрос, выставка 7 6. Моя семья и родной край. 2 8 10 Педагогическое наблюдение 8 7. Наша школа в истории города 3 7 10 Выставкаэкскурсия 9 8. Комплектование школьного музея фондов 4 6 10 Беседа, опрос 10 9. Фонды школьного музея 2 8 10 Педагогичес кое наблюдение 11 10. Учёт и описание музейных 1 предметов 7 8 Выставкаэкскурсия 12 11.Экспозиция школьного музея. 6 6 Педагогичес занятие «Юные 2 кое наблюдение 13 12.Тексты экспозиции в музейной 2 14 13. Военная слава земляков 15 14. Экскурсионная школьном музее. 16 15. Итоговое занятие работа 2 в 2 2 4 Беседа, опрос 8 10 Педагогичес кое наблюдение 10 12 Педагогичес кое наблюдение 2 2 Беседа, опрос 17 16.Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа. 16 16 Педагогичес кое наблюдение 18 17. Подготовка к конкурсу 1 исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению 18.Заседание Совета и актива 1 школьного музея 2 3 Педагогичес кое наблюдение 1 2 Беседа, 19 20 19.Областные, городские районные мероприятия Итого: опрос и 4 44 4 100 Педагогичес кое наблюдение 144 Содержание программы курса «Школьный музей» Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час) Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы» (6 часов) Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах Практические занятия (4 часа) Разработка конкурса о символике России, региона, района. Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часа) Теоретические занятия (3 часа) Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Практическое занятие (4 часа) Творческая работа. Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов) Теоретические занятия (2 часа ) Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Практические занятия (8 часов) Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Пешеходная экскурсия по г. Екатеринбургу Тема 4. Функции школьного музея (3 часа) Теоретические занятия (3 часа) Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Тема 5. Организация школьного музея ( 7 часа) Теоретические занятия (3 часа) Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Практические занятия (7 часов) Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава. Тема 6. Моя семья и родной край (10 часов) Теоретические занятия (2 часа) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия (8 часов) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Тема 7. Наша школа в истории города (10 часов) Теоретические занятия (3 часа) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Практические занятия (7часов) Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа п. Солидарность – «кузница кадров». Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (10 часов) Теоретические занятия (4 часа) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Практические занятия (6 часов.) Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций. Тема 9. Фонды школьного музея (10 часов) Теоретические занятия (2 часа) Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Практические занятия (8 часов ) Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Тема 10. Учет и описание музейных предметов (8 часов) Теоретические занятия (1 час) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Практические занятия (7 часов) Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 11. Экспозиция школьного музея (6 часов) Теоретические занятия (6 часов) Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Практические занятия (2 часа) Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Тема 13. Военная слава земляков (10 часов) Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.) Практические занятия (8 часов) Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее ( 12 часов) Теоретические занятия (2 часа) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия (10 часов) Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Тема 15. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Тема 16. Экскурсионные поездки по родному краю. По плану 1 раз в четверть выезд с активом музея, тематика свободная, по интересам активистов музея. Тема 17. Теоретическое занятие ( 1 час),изучение положения. Практические занятия (2 часа) Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению (выдвижение цели, актуальности, методов работы) Тема 18. Заседание Совета и актива школьного музея. Теоретическое занятие (1 час). Практическое занятие (1 час). Рассмотрение вопросов по улучшению работы музея, участия Актива музея во всероссийских проектах. Тема 19. Областные, городские и районные мероприятия (4 часа теории ). (Участие по плану мероприятий) II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ II.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 36 36 4 144 16 20 1 сентября 1-8 января 6 ноября, 30 декабря -8 января, 23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая 24 мая 15-30 декабря, 10-24 мая 2 раза в неделю по 2 академических часа II.2. Условия реализации программы Материально-технические условия Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь: - отдельное помещение; - столы, стулья, доска, компьютер и TV экран или проектор; - листы ватмана и бумаги для практических и творческих работ, - ножницы ученические, - клей, тетрадь для записей Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия: 1) Демонстрационный материал по организации музейных композиций, выставок и т.п. 2) Постоянные экспозиции музея В выполнении практических работ преобладают репродуктивные методы обучения, при выполнении этих работ идет формирование умений и навыков практической деятельности. Часть заданий требует максимального проявления творческой индивидуальности ребенка: выбор способа комплектования экспозиций, создания творческих заданий для сверстников. II.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы В ходе реализации программы «Школьный музей» применяются такие формы контроля, как беседа, опрос, педагогическое наблюдение, выставка – музейная экспозиция, исследовательская работа. Для оценивания результативности освоения программы и динамики достижений обучающихся программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося (Приложение № 1). Педагог вносит информацию в карты отслеживания и с учетом данных индивидуально по отношению к обучающимся корректирует формы организации образовательного процесса и содержание отдельных тем. III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Перечень литературы для педагога 1. Александрова НА. Государственные символы и награды. Справочное пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.. 2. Музейные термины. /Сб. науч. трудов Центрального музея Революции СССР: 3. Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова, Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. -М.: ФЦДЮТиК, 2005. 4. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. - М.: ФЦДЮТиК, 2007. 5. О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов природы, хранящихся в. общественных музеях, в том числе школьных /Методическое письмо Министерства культуры СССР. - М.: 1980. 6. «Отечество»: Альманах. Вып.5: Родословие: Программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений в образовательных учреждениях./ Сост. Н.А. Александрова, Ю.А.Попович. - М.: ЦДЮТур, 1998. 7. Примерная программа для системы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С., Слесарева Л.П., Москва ФЦДЮТиК МосгорСЮТур 2008. 8. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: НП «Стоик», 2007. Электронные образовательные ресурсы: 1. Емельянов Б.: Экскурсоведение. Учебное пособие (электронная библиотека) http://www. gramotey.ru 2. Методические рекомендации начинающим руководителям школьных музеев. http://www.centertur.mozyrro.by 3.Остапец А.А. «Педагогика и психология туристко-краеведческой деятельности учащихся. Методические рекомендации». http://www.gendocs.ru 4. Портал «Школа, музей, Интернет» http://www.museum.npstoik.ru 5. Седова Н.А. «Культурно-просветительный туризм» (учебное пособие) http://www.twirpx.com Перечень представителей) литературы для обучающихся и родителей (законных 1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2007. – 277 с. Ф.И. ребенка № Приложение № 1 Карта отслеживания освоения предметных результатов программы Овладение Умение изучать и Подготовка и представлениями об систематизировать проведение эксисторическом пути информацию курсий. народов своей страны Н С К Н С К Н С К 1 2 … № Карта отслеживания освоения метапредметных результатов программы Ф.И. ребенка Способность Умение сравнить и Активное участие сознательно анализировать учеников в организовывать и краеведческих и регулировать свою исторических деятельность конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях. Н С К Н С К Н С К 1 2 … Карта отслеживания Освоения личностных результатов программы Ф.И. ребенка № Интерес к выполнению работы Н С К Умение Умение работать задавать вопросы и группе отвечать на них Н С К Н С К 1 2 … Н-начало учебного года С-середина учебного года К-конец учебного года Используется цветовой оценочный метод: Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества или навыка; Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии; Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается. АННОТАЦИЯ Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится развитие личности и подготовка специалиста, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Программа «Школьный музей» выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей, музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, учителями, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Учитель истории Литау Елена Аркадьевна Образование: высшее, УрГПУ исторический факультет, учитель истории, 2005 г. E-mail:l109ekb@yandex