ДООП-Школьный музей

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа социально-гуманитарной направленности
«Школьный музей»

Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 144 часа
Автор-составитель:
Литау Елена Аркадьевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург
2023 г.

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
I.1.

Пояснительная записка

Программа « Школьный музей » предназначена для учреждений основного общего
образования, ориентирована на детей любого уровня подготовки, детей без подготовки.
Относится к ознакомительному уровню и имеет социально-гуманитарную
направленность.
Программа «Школьный музей» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении

Порядка

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими
дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н «Об
утверждении

профессионального

образования детей и взрослых»;

стандарта

«Педагог

дополнительного

9. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
10. Письмо

Минобрнауки

России

от

18.11.2015

№

09-3242

«Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
12. Уставом Учреждения и другими локальными нормативными актами
Учреждения.
Направленность программы социально-гуманитарная, так как она ориентирована
на изучение межличностных взаимоотношений, развитие психических свойств личности,
коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся, развитию лидерских
качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в разных
социальных ролях. Деятельность школьных музеев, так же как и государственных,
включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и
просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в
его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный
музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и
воспитания школьников, предусматривает возможность творческой самореализации детей
с учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность общеразвивающей программы. Школьный музей является одной
из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, дающее
возможность обучающимся увидеть и оценить вклад предыдущих поколений в историю и
культуру школы, города, региона, страны, важное звено в системе воспитательной работы.
Данная программа направлена на патриотическое воспитание и формирование личности
обучающихся. Для того чтобы вырастить достойных граждан, патриотов Отечества,
необходимо формировать у детей и подростков духовно-нравственный стержень. С
раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации,
своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма
учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности
и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. На современном этапе
развития образования с переносом приоритета с обучения на воспитание, Министерство
образования РФ рассматривает школьные музеи как «эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи». Новизна
данной образовательной программы в воспитании приоритетных национальных
ценностей (патриотизма, гражданственности) средствами педагогики музейной
деятельности. Обучающийся проходит путь от созерцательной экскурсии к
сознательному, самостоятельному творчеству, позволяющему увидеть результаты своего
труда в ближайшей перспективе. При этом он приобретает востребованные обществом
нравственные и профессионально значимые качества, универсальный практический опыт,
необходимый в различных профессиональных сферах, учится осмыслению серьёзных
проблем истории и культуры школы, города, региона, страны. Включенность в музейнообразовательный процесс дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои

силы во всех видах музейной деятельности, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нём. Процесс реализации программы строится на
позитивном эмоциональном настрое школьника: интерес мотивирует развитие и
творческие стремления, радость, переживаемая ребенком, повышает его уверенность в
себе, личную значимость, способность справляться с трудностями, стимулирует
познавательные процессы и способность верно оценивать мир. На основании
государственной политики в сфере образования и ключевых установок в сфере
воспитания, обучения и развития детей была разработана программа «Школьный музей».
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется несколькими
факторами: - важностью роли музея в развитии образовательного учреждения МАОУ
Лицей № 109, - запросом со стороны обучающихся школы и их семей, традиционно
являющихся активными участниками различных музейных проектов «Открытка
ветерану», «Бессмертный полк», проектной и исследовательской деятельности; социальной значимостью подготовки обучающихся школы – активных участников
краеведческих мероприятий различного уровня, как важного элемента государственной и
региональной политики в сфере патриотического воспитания молодёжи.
Отличительной особенностью программы является то, что в работе с учащимися
практическая деятельность занимает главное место в данной программе. Ребята не просто
усваивают готовые знания, а приобретают их через изучение исторических источников,
эмоциональное восприятие и познание окружающего мира, а также создают готовый
продукт, который сами презентуют школьному сообществу — выставка-экскурсия.
Используют приобретённые знания в своей творческой деятельности, повседневной
жизни.
Адресат программы: Программа «Школьный музей» адресована обучающимся
10– 17 лет. Цели, задачи, содержание программы, формы и методы обучения, контроля
определены в соответствии с установленными возрастными и психологическими
особенностями детей подросткового возраста. Подростковый возраст: Особенностью
этого возраста является формирование теоретических обобщений, психосоциальное
развитие, рост самосознания, стремление к самостоятельности и самоутверждению,
формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности. В этот период
характерно проявление полярных качеств психики: целеустремлённость и настойчивость
могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и
безапелляционность в суждениях может сменяться лёгкой ранимостью и неуверенностью
в себе. В группы детского объединения принимаются все желающие, исходя из
выражаемых ими интересов, без специальных требований к предварительной подготовке
и уровню базового образования.
Программа «Школьный музей» выполняет социальный заказ родителей и детей на
обучение детей, музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков
приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности
музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать
исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и
др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с
выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, учителями,
знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде
их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные
представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история
школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные
исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в
государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
В группе одновременно могут находиться от 15 до 30 детей.

Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься
музейной деятельностью. Дети изъявляют желание заниматься добровольно. Никаких
специальных тестов для поступления ученик не проходит.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма занятий – очная, групповая, индивидуальная, с применением
дистанционных технологий. Программа предусматривает проведение занятий в группах и
индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Индивидуальные занятия с учащимися проводятся при подготовке к конкурсам
различного уровня
Объем программы – 144 часа в год.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания
программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: беседа, выставка - экспозиция, открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему экскурсионной деятельности, в которой ребенок применяет
полученные знания и умения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников
средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного
края,
страны
на
основе
знакомства
с
материалами
музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательного
интереса
к
изучению
истории
и
культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Планируемые результаты
Предметные:
- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как
необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей в истории родного края и своей страны;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своего родного края и страны.
1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно –
нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться
историческое сознание.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную и др.;
- умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах,
массовых мероприятиях.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к историческому наследию России при изучении
исторических источников, истории своего края.
Задачи воспитательной работы:
 познакомить обучающихся с историей своего края, роли и места его в истории
России;
 формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины,
воспитывать гражданско – патриотическую позицию;
 формировать навыки работы с исследовательским проектом.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с историей своего
края, демонстрируют желание продолжить изучать культурное многообразие и
историческое наследие Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно создавать план
проведения выставки – экскурсии.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия,
открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:

 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ,
объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, показ образцов для подражания).
I.2.

Учебный (тематический) план

№
Содержание программы
п/п.

Всего

Формы
контроля

1

Теоретические Практичес
занятия
кие
занятия
Цели и задачи курса. Вводный 1
инструктаж

1

Беседа,
опрос

2

1. Вводное
краеведы»

4

6

Беседа,
опрос

3

2. Наследие в школьном музее.

3

4

7

Педагогичес
кое
наблюдение

4

3. Родной край в истории 2
государства Российского.

8

10

Беседа,
педагогичес
кое
наблюдение

5

4. Функции школьного музея

3

-

3

Беседа,
опрос

6

5.
Организация
музея.

школьного 3

7

10

Беседа,
опрос,
выставка

7

6. Моя семья и родной край.

2

8

10

Педагогическое
наблюдение

8

7. Наша школа в истории города

3

7

10

Выставкаэкскурсия

9

8.
Комплектование
школьного музея

фондов 4

6

10

Беседа,
опрос

10

9. Фонды школьного музея

2

8

10

Педагогичес
кое
наблюдение

11

10. Учёт и описание музейных 1
предметов

7

8

Выставкаэкскурсия

12

11.Экспозиция школьного музея. 6

6

Педагогичес

занятие

«Юные 2

кое
наблюдение
13

12.Тексты
экспозиции

в

музейной 2

14

13. Военная слава земляков

15

14. Экскурсионная
школьном музее.

16

15. Итоговое занятие

работа

2

в 2

2

4

Беседа,
опрос

8

10

Педагогичес
кое
наблюдение

10

12

Педагогичес
кое
наблюдение

2

2

Беседа,
опрос

17

16.Экскурсионные поездки по
родному
краю.
Проведение
инструктажа.

16

16

Педагогичес
кое
наблюдение

18

17. Подготовка к конкурсу 1
исследовательских
работ
по
краеведению.
Конкурс
исследовательских
работ
по
краеведению
18.Заседание Совета и актива 1
школьного музея

2

3

Педагогичес
кое
наблюдение

1

2

Беседа,

19

20

19.Областные,
городские
районные мероприятия

Итого:

опрос

и 4

44

4

100

Педагогичес
кое
наблюдение

144

Содержание программы курса «Школьный музей»
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час)
Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы» (6 часов)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в
движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в
школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и
всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (4 часа)
Разработка конкурса о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часа)

Теоретические занятия (3 часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Практическое занятие (4 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа )
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в
официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (8 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного
края. Пешеходная экскурсия по г. Екатеринбургу
Тема 4. Функции школьного музея (3 часа)
Теоретические занятия (3 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея ( 7 часа)
Теоретические занятия (3 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (7 часов)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (10 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (8 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории города (10 часов)
Теоретические занятия (3 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных,
городских, областных и республиканских архивах.
Практические занятия (7часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и
рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.
Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы. Школа п. Солидарность – «кузница кадров».
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (10 часов)
Теоретические занятия (4 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической
сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других
полевых изысканий.
Практические занятия (6 часов.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей
между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и
экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (10 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (8 часов )
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного
и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных
коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (8 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (7 часов)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (6 часов)
Теоретические занятия (6 часов)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов.
Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков (10 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных
действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии
семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (8 часов)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших
действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга
Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее ( 12 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (10 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Тема 15. Итоговое занятие. Подведение итогов года.
Тема 16. Экскурсионные поездки по родному краю. По плану 1 раз в четверть выезд с
активом музея, тематика свободная, по интересам активистов музея.
Тема 17. Теоретическое занятие ( 1 час),изучение положения. Практические занятия (2
часа) Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению (выдвижение цели,
актуальности, методов работы)
Тема 18. Заседание Совета и актива школьного музея. Теоретическое занятие (1 час).
Практическое занятие (1 час). Рассмотрение вопросов по улучшению работы музея,
участия Актива музея во всероссийских проектах.
Тема 19. Областные, городские и районные мероприятия (4 часа теории ).
(Участие по плану мероприятий)

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
II.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
36
4
144
16
20
1 сентября
1-8 января
6 ноября, 30 декабря -8 января, 23
февраля,
8 марта, 1мая, 9 мая
24 мая
15-30 декабря, 10-24 мая
2 раза в неделю по 2 академических
часа

II.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
- отдельное помещение;
- столы, стулья, доска, компьютер и TV экран или проектор;
- листы ватмана и бумаги для практических и творческих работ,
- ножницы ученические,
- клей, тетрадь для записей
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю студии без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
1)
Демонстрационный материал по организации музейных композиций,
выставок и т.п.
2)
Постоянные экспозиции музея
В выполнении практических работ преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении этих работ идет формирование умений и навыков практической
деятельности.
Часть заданий требует максимального проявления творческой индивидуальности
ребенка: выбор способа комплектования экспозиций, создания творческих заданий для
сверстников.
II.3.

Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

В ходе реализации программы «Школьный музей» применяются такие формы
контроля, как беседа, опрос, педагогическое наблюдение, выставка – музейная
экспозиция, исследовательская работа.
Для оценивания результативности освоения программы и динамики достижений
обучающихся программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося (Приложение № 1). Педагог вносит информацию в карты отслеживания и с
учетом данных индивидуально по отношению к обучающимся корректирует формы
организации образовательного процесса и содержание отдельных тем.

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы для педагога
1. Александрова НА. Государственные символы и награды. Справочное пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006..
2. Музейные термины. /Сб. науч. трудов Центрального музея Революции СССР:
3. Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова,
Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. -М.:
ФЦДЮТиК, 2005.
4. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. - М.: ФЦДЮТиК,
2007.
5. О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов природы,
хранящихся в. общественных музеях, в том числе школьных /Методическое письмо
Министерства культуры СССР. - М.: 1980.
6. «Отечество»: Альманах. Вып.5: Родословие: Программы, опыт, рекомендации для
руководителей объединений в образовательных учреждениях./ Сост. Н.А.
Александрова, Ю.А.Попович. - М.: ЦДЮТур, 1998.
7. Примерная
программа для системы дополнительного образования детей
«Активисты школьного музея» авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С.,
Слесарева Л.П., Москва ФЦДЮТиК МосгорСЮТур 2008.
8. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: НП «Стоик», 2007.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Емельянов Б.: Экскурсоведение. Учебное пособие (электронная библиотека)
http://www. gramotey.ru
2. Методические рекомендации начинающим руководителям школьных музеев.
http://www.centertur.mozyrro.by
3.Остапец А.А. «Педагогика и психология туристко-краеведческой деятельности
учащихся. Методические рекомендации».
http://www.gendocs.ru
4. Портал «Школа, музей, Интернет»
http://www.museum.npstoik.ru
5. Седова Н.А. «Культурно-просветительный туризм» (учебное пособие)
http://www.twirpx.com
Перечень
представителей)

литературы

для

обучающихся

и

родителей

(законных

1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В.
Осорина. – СПб.: Питер, 2007. – 277 с.

Ф.И. ребенка
№

Приложение № 1
Карта отслеживания
освоения предметных результатов программы
Овладение
Умение изучать и Подготовка
и
представлениями об систематизировать проведение
эксисторическом пути информацию
курсий.
народов
своей
страны
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К

1
2
…

№

Карта отслеживания
освоения метапредметных результатов программы
Ф.И. ребенка
Способность
Умение сравнить и Активное участие
сознательно
анализировать
учеников
в
организовывать
и
краеведческих
и
регулировать свою
исторических
деятельность
конкурсах,
олимпиадах,
массовых
мероприятиях.
Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
Освоения личностных результатов программы
Ф.И. ребенка
№

Интерес
к выполнению
работы
Н
С
К

Умение
Умение работать
задавать вопросы и группе
отвечать на них
Н
С
К
Н
С
К

1
2
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года
Используется цветовой оценочный метод:
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для
данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;

Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается.

АННОТАЦИЯ
Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится развитие личности
и подготовка специалиста, обладающего опытом творческой деятельности, а также
продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди
важнейших задач следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие
теоретических и практических умений.
Программа «Школьный музей» выполняет социальный заказ родителей и детей на
обучение детей, музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков
приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности
музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать
исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и
др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с
выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, учителями,
знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде
их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные
представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история
школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные
исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в
государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Учитель истории
Литау Елена Аркадьевна
Образование: высшее, УрГПУ исторический факультет, учитель истории, 2005 г.
E-mail:l109ekb@yandex


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».