Культура Урала_Жлудова (1)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«Культура Урала»

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Жлудова И.Ю.,
Учитель
Екатеринбург
2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена программа
Дополнительная общеобразовательная программа краеведческой направленности «Культура
Урала» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
- Локальных актов образовательного учреждения.
Дополнительная общеобразовательная программа краеведческой направленности «В духе
Уральской старины» (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательного
процесса в МАОУ Лицей № 109.
Срок реализации Программы составляет 1 год для детей старшего школьного возраста, в
том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детейинвалидов).
Занятия проводятся в очной групповой форме по 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 академическому часу.
Настоящая программа представляет собой внеурочные занятия краеведческой
направленности.
Цели и задачи программы
Цель: познакомить учащихся с явлениями культуры Урала, вписывая их в общероссийский и
мировой контекст, и сформировать необходимые предпосылки для становления личности как
гражданина своей страны, с уважением относящегося к своему краю, понимающего его роль и
место в истории и стремящегося осознать пространство культуры региона как поле для своей
будущей деятельности.
Задачи:










познакомить с историей и художественной культурой, этническим прошлым своего народа,
что способствует сохранению «культурной среды» (Д. Лихачёв), которая создавалась
предками в тесном единстве со своей жизнью и укладом народа, его общей культурой;
приобщить учащихся к шедеврам не только общечеловеческого, но и национальнорегионального значения с целью не допустить разрыв между общечеловеческими,
национальными и региональными процессами;
познакомить с различными видами и формами искусства на Урале;
систематизировать знания о культуре города, культуре региона, культуре страны;
закрепить навыки восприятия художественных произведений, знания о классификации
искусств, полученные на уроках ИЗО, музыки; постигать общие закономерности создания
художественного образца во всех его видах;
закрепить стремление к художественному творчеству, самостоятельной практической
деятельности в конкретных видах искусства;

Новизна данной программы заключается в том, что учащиеся в течение учебного года постепенно
познакомятся с характерными культурными и историческими особенностями Урала, что





















поспособствует развитию у учащихся духовно-нравственных качеств и сформирует уважительное
отношение и интерес к краеведению в целом.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что акцент сделан не столько на
художественный результат, сколько на процесс освоения художественного пространства, на
раскрытие индивидуальности и самобытности личности, что делает программу привлекательной и
доступной для обучающихся.
Место в учебном плане: годовое количество часов в 2023-2024 учебном году: 34 часа, 1 час в
неделю, занятие продолжительностью 40 минут.
Возраст обучающихся: учащиеся 9 классов. Наполняемость группы: 15 человек.
Форма обучения: очная.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся, обучающиеся по данной программе, должны:
Знать:
основные художественные произведения (народного и профессионального искусства), созданные на
Урале;
основные тенденции развития художественной культуры Урала.
Иметь представление:
об основных культурологических понятиях (региональная культура, региональное самосознание,
региональная художественная культура, культура как ценностно-нормативная система, народное
искусство, профессиональное искусство).
об истории освоения и развития Уральского региона;
об особенностях художественной культуры Урала;
об основных деятелях культуры региона;
об основных музейных собраниях Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Нижнего Тагила;
об особенностях архитектурного облика городов и поселков Урала;
о взаимоотношении светского и религиозного начал в художественной культуре Урала;
об особенностях декоративно-прикладного искусства Урала и его месте в художественной
культуре;
о связях исторического и современного в культуре.
Уметь:
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию и следовать ей, опираясь на ценности отечественной и региональной культуры;
обосновывать свою позицию, участвовать в коллективной мыследеятельности по предложенной
проблематике;
анализировать произведения искусства (живописные, скульптурные, архитектурные);
самостоятельно составлять описание памятника культуры;
понимать закономерности функционирования художественной культуры.
признавать ценности родной культуры и признавать существование множественности картин мира,
нашедших свое воплощение в идеях и образах художественной культуры;
понимать ценность культуры как поля свободного диалога во времени и пространстве.
Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе
теоретических

В том числе
практических

1
2

Введение
Памятники первобытной
культуры на Урале
Культура Урала XVI - XVIII вв.
Художественная культура Урала
XVIII – начала XX вв.
Архитектура Урала. Основные
стили в архитектуре Урала
XVIII – начала XX вв.
Уральские промыслы

1 час
6 часов

1
4

2

5 часов
5 часов

4
4

1
1

8 часов

6

2

3
4

5

6
7
8
9

Профессиональное искусство на
Урале
Традиции религиозного
искусства на Урале
Традиционная культура народов
Урала
Итоговое повторение по курсу
ИТОГО

4 часа

3

3 часа

3

1 час

1

1

1 час
34 часа

Календарно-тематическое планирование программы «Культура Урала».
Наименование раздела программы.
№

Тема занятия,
количество часов.

Содержание темы

п/п,
Введение (1 час)
1.

Особенности культуры Культура Урала: проблема провинциальной и региональной
культуры. Периодизация. Своеобразие культуры Урала
Урала.
(особый тип культуры, промыслы, духовные традиции).
1 час.
Соотношение понятий «культура», «художественная
культура», «региональная культура», «народная культура»,
«городская культура». Проблема традиций в культуре Урала.
История изучения региональной культуры Урала.
Горнозаводский тип культуры (связанный с промышленным
освоением края, строительством заводов, особым типом
землевладения, с особыми сложившимися социальными
группами и с особым жизненным укладом).

Памятники первобытной культуры на Урале (6 часов)
2.

Мифология Урала.

3.

Тайны уральских
пещер.

4.

Камни-писаницы.

Понятия «миф», «мифология». Разновидности мифов. Значение
мифа для первобытных людей. Народы Урала. Финно-угорская
мифология. Сотворение мира. Представление о мире. Чудь.
Мифы хантов и манси. Башкирский эпос.
«Шульган-Таш». Расположение. История названия. Возраст.
Древние наскальные рисунки. Легенды и сказания. ШульганТаш сегодня. Игнатьевская пещера. Её история.

Определение «писаница». Этапы изучения наскальных
рисунков на Урале. Изобразительные мотивы. Особенности
Находки Шигирского и нанесения рисунков на Урале. Изображения на Писаном камне.
Горбуновского
Сокровища Горбуновского и Шигирского торфяников.
торфяников.
Большой и Малый шигирские идолы. Возраст. Описание.
Олицетворение (Луна, Мара). Изучение Большого Шигирского
идола сегодня. Другие находки.

5.

Пермский звериный
стиль.

6.

Аркаим. История
открытия.

7.

Культура Аркаима.

Определение. Сюжеты – отражение культа предков, культа
плодородия, обрядов. Основные образы – медведь, конь, утка,
лось, лебедь. Пермский звериный стиль и мифы.
Предназначение изделий звериного стиля. Тема шаманизма.
Открытие. Определение. Расположение. Синашта. «Страна
городов». Раскопки Аркаима. План поселения. Схема
аркаимского дома.
Аркаим и Стоунхендж. Аркаим – родина ариев. Верования.
Мир древних вещей. Курганы. Захоронения. Будущее Аркаима.

Культура Урала XVI - XVIII вв. (5 часов)
8.

9.

10.

11.

12.

История заселения Урала русским народом. Причины
заселения. Мирное покорение пространств Полярного,
Среднего и Южного Урала. Происхождение названия «Урал».
Поход Ермака. Богатые купцы Строгановы. Бабиновская
дорога. Уральские города в XVI в. Особенности
композиционного построения городов-заводов. Формирование
горнозаводского типа культуры как выражения «уральского
способа жизни». Специфика соотношения народного и
профессионального в горнозаводской культуре.
Жилище хантов и манси, башкир. Приёмы жилой застройки.
Народная
Типы уральских изб: дом кошелем, дом брусом, двойной,
традиционная
тройной дом, подсарайная изба и другие. Их особенности.
культура: жилище.
Нижняя Синячиха. Роспись наличников, белой горницы,
Домовая роспись.
простенков избы. Украшение Божницы, Красного угла.
Роспись мебели и предметов быта. Особенности росписи.
Христианизация края. Миссионерская деятельность Стефана Пермского. «Духовные
Уральские монастыри. центры» Урала. Верхотурье. Симеон Верхотурский.
Колонизация Урала в
XVI – XVII вв.
Возникновение
городов. Урал – центр
горнозаводского дела.

Театральные действа.

Театрализованные игрища. Скоморошьи потехи. Кирша
Данилов — последний скоморох. Народная драма на Урале.
Персонажи старинного уральского театра.

Художественная культура Урала XVIII – начала XX вв. Архитектура Урала. Основные
стили в архитектуре Урала XVIII – начала XX вв. (5 часов)
Характерные черты стиля барокко. Русское барокко. Его
Стиль барокко в
13.
разновидности: «московское», «нарышкинское»,
архитектуре Урала.
«строгановское» барокко и другие. Уральское барокко.
14.

Памятники барокко на Храмовая архитектура Североуральска, Соликамска,
Верхотурья, Кунгура, Екатеринбурга.
Урале.

15.

Классицизм в
архитектуре Урала.

16.

Классицизм в
храмовой архитектуре.
Уральская школа
Невьянская наклонная башня. Её история. Провиантские
склады в Нижнем Тагиле. Баранчинский электротехнический
промышленной

«Регулярная застройка» городов. Уральские архитекторы:
А.Воронихин, И.Свиязев, М.Малахов. Постройки усадебного
типа. Усадьба Расторгуева-Харитонова в Екатеринбурге.
Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге.

17.

архитектуры.

завод. Северская домна.

Особенности стиля
модерн в архитектуре
Урала.

Памятники стиля модерн на Урале. Дом Поклевского-Козелл и
его особенности. Здание уездного казначейства – эклектика.
Особенности модерна на Урале. Деревянный дом на ул.
Февральской Революции, Дом Григорьева (ул. Белинского, 19,
1900-е гг.), двухэтажный особняк на ул. Гоголя, 22/6, доходный
дом Кузнецовой на ул. Розы Люксембург), аптека на ул.
Пушкина, здание издательства «Полиграфист» (ул. Тургенева,
22), здание типографии «Гранит» (ул. Вайнера, 11, арх. К.Т.
Бабыкин, 1914 г.).

Уральские промыслы (8 часов)
История каслинского художественного литья.
Чугунное
18.
художественное литье. Железоделательный завод и его владельцы. Г.Ф.Зотов –
родоначальник художественного литья в Касли. Связь
каслинского художественного литья с развитием русской
скульптуры. Выставки и награды. Каслинский павильон. Музей
художественного литья в Касли.
Г. Златоуст. Материалы, применяемые для изготовления
Златоустовская
19.
изделий. Технология выполнения гравюры на стали. Примеры
гравюра на стали.
изделий.
20.

21

22.

История производства медных изделий. Центры их
производства, промышленные комплексы. Связь с медным
делом Германии, государств Средней Азии, Китая.
Характеристика творчества уральских медников. Стиль
уральских изделий.
Н-Тагил – крупный промысловый центр. Нижнетагильский
Нижнетагильская
расписной поднос-гордость худ. промыслов Урала. Технология
роспись по металлу.
изготовления подносов. Традиции уральской росписи:
картинная, цветочная. Техника нижнетагильской росписи.
Крепостные художники Основатели подносного дела - крепостные художники
Худояровы. Изобретение «хрустального лака». Объемность и
Худояровы.
глубина картин. Начался рассвет необычного вида живописи –
картин по металлу разных жанров. Изображенные на подносах
начала XIX века тагильские заводы и рудники – едва ли не
самые старинные образы индустриального пейзажа во всем
российском искусстве. Подносы, расписанные Худояровыми.
Бытовая и
художественная медь
уральских заводов.

23.

Сундучный промысел. Уральские сундуки. Центры производства. Технология
изготовления. Ассортимент и сбыт. Коллекции Невьянского
гос. историко-архитектурного музея.

24.

Камнерезные изделия
уральских мастеров.

Самоцветы Урала. История камнерезного искусства Урала.
Екатеринбургская гранильная фабрика. Специализации
камнерезов. Техника обработки камня. История общества
«Русские самоцветы». Деятельность А.Н.Денисова-Уральского.
Уральские изделия в Эрмитаже. Малахитовый зал.
Камнерезное искусство нижнетагильских мастеров. Экспонаты
музеев Нижнего Тагила, Невьянска, Екатеринбурга.

25.

Керамические изделия Деревни Верхние и Нижние Таволги близ Невьянска производство керамических изделий. Лепная керамика.
на Урале. Судьба
уральских промыслов. Изобретение и применение гончарного круга. Ассортимент
продукции. Приемы украшения изделий из глины.
Краснолощёная и чернолощёная керамика.
Невьянский завод художественной керамики. Кунгурский
керамический промысел. Судьбы традиционных уральских
промыслов в ХХ в.: златоустовская гравюра на стали;
тагильский поднос; гранильно-ювелирный промысел.

Профессиональное искусство на Урале (4 часа)
Русский художник, мастер живописи, типичный представитель
Профессиональное
26.
искусства "передвижников". Краткая биография. Быт в
изобразительное
искусство. Творчество творчестве художника. Портретное искусство.
А. Корзухина.
27.

28.

29.

Творчество А.
Денисова-Уральского.

Краткая биография. Денисов-Уральский – великолепный
камнерезчик. Художник-пейзажист. Роль Урала в его
живописи.

А.К.Денисов-Уральский – иконописец.
Д. Мамин-Сибиряк (1852-1912) – певец Урала. Жизнь и
Уральская поэзия и
проза. Мамин-Сибиряк творчество. Сказки: Емеля-охотник, Постойко, Приемыш,
Серая Шейка, В глуши, Вертел, Старый воробей, Богач и
Д.Н.
Еремка, Волки, Лесная сказка, Сказка про царя Гороха.
Любительский театр и музыкальные кружки. Становление
Из истории
профессионального театра. Антреприза Соколова. Первые
театральной и
театральные постановки.
музыкальной
культуры на Урале.

Традиции религиозного искусства на Урале (3 часа)
30.

Пермская деревянная
скульптура.

Храмовая скульптура: пермская деревянная скульптура и ее
связи с храмовой скульптурой Западной Европы.
Главные черты пермской деревянной скульптуры. Творчество
Н.Кирьянова. Коллекция Пермской художественной галереи.
Деревянные фигуры Христа, ангелов, Параскевы Пятницы.
Лики Христа.

31.

Иконопись на Урале.

Строгановская икона. Характеристика. Стилевые особенности.
Парсуна.
Невьянская школа иконописи. Технология создания иконы.
Стилистические особенности. Отражение разных стилей
искусства: барокко, классицизм, романтизм, реализм. Анализ
икон. Невьянская икона - уникальное явление в культуре
Урала.

32.

Певческое искусство.
Зарождение книжной
традиции и первые
книжные собрания на
Урале.

Музыкальная грамота уральских крестьян-старообрядцев.
Обучение пению в крестьянской среде. Овладение звукорядом.
Изучение Октоиха. Репертуар. Певцы-старообрядцы.
Певческие рукописи. Рукописная книжность уральских
крестьян. Связь с книжностью старообрядцев. Грамотность.
Домашние книжные собрания. Библиотеки при монастырях.
Развитие летописания.

Традиционная культура народов Урала (1 час)
33.

Культура коренных
народов Урала: ханты
и манси, комипермяки, коми-зыряне,
удмурты, башкиры,
татары.

Быт народов ханты и манси. Жилища. Основные занятия.
Предметы быта. Одежда. Декоративно-прикладное искусство.
Духовная культура. Мифология. Традиционные верования и
обычаи. Модель мира. Представление о душе. Шаманство.
Народные праздники.
Кратко о народе коми. Поселение. Коми-зыряне и комипермяки. Мифология коми. Предки коми. Предметы культуры
древних коми. Национальная одежда. Фольклор. Декоративноприкладное искусство. Деревянное зодчество.
Удмуртия. Ремёсла и промыслы. Жилище. Национальный
костюм. Фольклор. Музыкальные инструменты.
Территория расселения татар и башкир. Особенности быта
татар и башкир. Традиционные поселения и жилища. Религия и
письменность. Национальные костюмы. Духовная культура и
традиционные верования. Праздники.

34

Итоговое повторение
(1 час)

Защита проектов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:





Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Культура Урала: очерки становления и развития региональной
культуры. В 2. частях/ Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2006.
Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург: Изд-во «Учебная книга», 2003.
Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. – Екатеринбург: «Форум-книга»,
2008.
Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Художественная культура Урала: Электронное учебное пособие. –
Екатеринбург: «Форум-книга», 2008.

Дополнительная литература:








Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. – Свердловск, 1960.
Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. – Свердловск, 1975.
Аринштейн М., Мельников Е., Шакинко И. Цветные камни Урала. – Свердловск, 1986.
Барадулин В. А. Уральский букет.– Свердловск, 1987.
Батин М.А. Творчество П.П. Бажова. – Свердловск, 1953.
Беляев С.Е. Из музыкального прошлого Урала: XVIII–начало XX в. – Екатеринбург, 1999.
Булавин В.С. Свердловская картинная галерея. – Свердловск, 1983.














































Город Екатеринбург: историко-культурное наследие и современность / Материалы науч.-практ.
семинара. – Екатеринбург, 1996.
Город, где мы живем. – Свердловск, 1981.
Дергачев И.А. Книги и судьбы. Страницы литературной жизни Урала. – Свердловск, 1973.
Духовная культура Урала: очерки истории Урала. Вып. 3. – Екатеринбург, 1997.
Зайцев Г.Б. Ювелирное искусство дореволюционного Екатеринбурга. – Екатеринбург, 2001.
Зайцев Г.Б. Художник Корзухин. – Свердловск, 1971.
Захаров С.А. Это было недавно… Записки старого свердловчанина. – Свердловск, 1985.
Из истории художественной культуры Екатеринбурга – Свердловска / Сб. науч. трудов –
Свердловск, 1974.
Из истории художественной культуры Урала /Сб. науч. трудов. – Свердловск, 1985.
Из истории художественной культуры Урала /Сб. науч. трудов. – Свердловск, 1988.
Изобразительное искусство. 20 век. Челябинск / Вступ. ст. Сабельфельд Л.А. – Челябинск, 1996.
Каптиков А. Ю. Архитектура Урала (XVII – первая половина XIX века) // Очерки истории Урала.
Вып. 5. – Екатеринбург, 1997.
Книги старого Урала. – Свердловск, 1989..
Композиторы Екатеринбурга. – Екатеринбург, 1998.
Копылова В.И. Ювелирное искусство Урала (XVIII – XX вв.) // Очерки истории Урала. Вып.7. –
Екатеринбург, 1998.
Костерина-Азарян А. Б. Театральная старина Урала. – Екатеринбург, 1998.
Кто есть кто в советском роке: Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки. –
М., 1991.
Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. – Свердловск, 1957.
Лазарев А.И. Поэтическая летопись заводов Урала. – Челябинск, 1972.
Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды. – Каменск-Уральский, 1997.
Литература Урала: Очерки и портреты. – Екатеринбург, 1998.
Лукьянин В.П., Никулина М.П. Прогулки по Екатеринбургу. – Екатеринбург, 1998.
Мурзин А.Э. Советский миф в судьбе Урала. – Екатеринбург, 2004.
Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры. – Екатеринбург, 2003.
Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Методические рекомендации, проверочные и
контрольные задания. – Екатеринбург, 1999.
Невьянская икона: Альбом-каталог. – Екатеринбург, 1998.
Нечаева М.Ю. Верхотурье: прогулка через века. Рекомендации для учителя. – Екатеринбург:
Изд-во Дома учителя, 1998.
Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 11
июня, 1996.
Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон.– Свердловск, 1979.
Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. – М., 1975.
Павловский Б.В. Художественный металл Урала XVIII–XIX веков. – М.,1982.
Павловский Б.В.Камнерезное искусство Урала. – Свердловск, 1953.
Панфилов А.П. Театральное искусство Урала: 1917 – 1967. – Свердловск, 1967.
Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров. – Челябинск, 1996.
Предания и легенды Урала /Сост., вступ. слово и коммент. В.П. Кругляшовой – Свердловск,
1991.
Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале. – Свердловск, 1989.
Семенов В.Б., Шакинко И.М. Уральские самоцветы: Из истории камнерезного и гранильного
дела на Урале. – Свердловск, 1982.
Семенова С.В. Очарован Уралом. – Свердловск, 1978.
Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. – Екатеринбург, 2005.
Сперанский А. В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны
1941–1945). – Ек(атеринбург, 1996.
Терехин А.С. Пермь: Очерк архитектуры. – Пермь, 1980.
Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург, 1998.
Шакинко И.М. Невьянская башня: Предания, история, гипотезы, размышления. – Свердловск,
1989.
Эрьзя С.Д. Альбом / Автор-составитель М.Н.Баранова. Изд. 2-е. – Саранск, 1989.

Медиаресурсы:











«Аркаим» - видеофильм
Культура Урала. Периодический журнал. Электронный ресурс: w/w/w/muskom/net
Мурзина, И. Художественная культура Урала с древнейших времен до конца XX века
[Электронный ресурс] / И. Мурзина, А. Мурзин. - Б. м. и.: И. Мурзина, А. Мурзин : Форум-книга,
2008. - 1 электрон. опт. диск (DVD). - (Урал. Человек. Истоки).
Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Художественная культура Урала: Электронное учебное пособие. –
Екатеринбург: «Форум-книга», 2008.
Народные праздники на Урале [Электронный ресурс]. - Б. м. и.: Бобрихин А. А. ; Форум-книга,
2007. - 1 электрон. опт. диск (DVD). - (Урал. Человек. Истоки).
Народные ремесла на Урале [Электронный ресурс]. - Б. м. и.: Бобрихин А. А. ; Форум-книга,
2008. - 1 электрон. опт. диск (DVD). - (Урал. Человек. Истоки).
Традиционный костюм народов Среднего Урала. Ч. 1. Костюм уральских марийцев
[Электронный ресурс]. - Б. м. и.: Бобрихин А. А. ; Форум-книга, 2007. - 1 электрон. опт. диск
(DVD). - (Урал. Человек. Истоки).
Экспозиции музеев г. Екатеринбурга: Музея изобразительных искусств; Свердловского
областного краеведческого музея; Объединенного музея писателей Урала; Музея Невьянской
иконы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».