За страницами учебника

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей №109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
___________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О

Программа внеурочной деятельности
«За страницами учебника»

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 34 часа

Автор-составитель:
Литау Е.А.,
Учитель
Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «За страницами учебника». Разработан в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов, в том
числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов).
«За страницами учебника» является интегративным курсом, в котором содержатся основы
знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая
этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в
то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции,
переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данного курса. Курс
охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии,
психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его
сфер, институтов и общественных процессов.
Актуальность: Данный курс предназначен для актуализации знаний обучающихся 9-х
классов по предмету обществознание. В условиях реформирования российской системы
образования предмет обществознание относится к числу тех предметов, которые являются
наиболее востребованными. Занятия предназначены для теоретической и практической
помощи в подготовке по предмету, занятия ориентированы на повторение, систематизацию и
углубленное изучение курса основной школы.
Цель программы – изучение курса через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
- сформировать положительное отношение к предмету.
- сформировать умения работать с текстом, эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Планируемые результаты освоения данного курса
Личностными результатами изучения являются: мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные
на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать
свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно
в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать
реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами
публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
2

Предметные результаты:
Выпускник научится:
 эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
 оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом в соответствии с
инструкцией;
 оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями
инструкции по проверке;
 применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по обществознанию;
 знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
 относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
 адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия;
 преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
 применять свои знания в стандартной ситуации: решение тестовых заданий, решение
заданий на анализ признаков событий или явлений, решение заданий на
классификацию событий, явлений; решение заданий на умение дать оценку взглядам,
подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей; составление простого плана.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни;
 корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 находить и извлекать социальную информацию адаптированных источников различного
типа;
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы;
 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;

3













использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Принципы, на которых базируется программа курса:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
 уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
 комплексный подход при разработке занятий;
 вариативность содержания и форм проведения занятий;
 научность, связь теории и практики;
 преемственность;
 наглядность;
 систематичность и последовательность;
 прочность полученных знаний;
 активность и сознательность обучения;
 здоровьсбережение.

Содержание курса (34 ч.)
Особенности курса «За страницами учебника. (1 ч.)
Тематика, Сферы жизни общества (духовная, социальная, политическая, экономическая).
Уровни сложности типичных заданий.
Раздел I. Человек и общество (5 ч.)
Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма
жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд,
игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество.
Решение типичных заданий.
4

Человек и общество. Решение типичных заданий. Человек и общество. Решение типичных
заданий.
Раздел 2. Сфера духовной культуры (5 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества.
Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера
духовной культуры. Решение типичных заданий.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий . Сфера духовной культуры.
Решение типичных заданий.
Раздел 3. Экономика (5 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и
функции государства. Экономика. Решение типичных заданий. Экономика. Решение
типичных заданий.
Раздел 4. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные
нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный
конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение
типичных заданий. Социальная сфера. Решение типичных заданий.
Раздел 5. Политика (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное
самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское
общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления.
Раздел 6. Право (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой
акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные
правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты
уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные
органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России,
5

их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Право.
Итоговое повторение. (3 ч.)
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий
Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики.

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Раздел, тема

Колич.
часов

Особенности курса обществознания. (1 ч.)
Тематика, Сферы жизни общества (духовная, социальная,
политическая, экономическая).
Человек и общество. Биологическое и социальное в
человеке. Личность.
Общество как динамичная саморазвивающаяся система.
Понятие «Сферы общества. Типы обществ (традиционное,
индустриальное, постиндустриальное)».
Взаимосвязь общества и природы.
Глобальные проблемы человечества.
Деятельность человека, её основные виды.
Потребности и способности человека. Человек в группе.
Свобода и ответственность. Межличностные отношения.
Понятие « Культура». Духовная жизнь общества.

1

4.09

1

11.09

1

18.09

1
1
1

25.09
02.10
09.10

1

16.10

Образование. Самообразование. Искусство, его виды и
место в жизни человека.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и
элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука и религия в современном мире.

1

23.10

1

06.11

1

13.11

Мораль основные ценности и нормы. Гуманизм,
патриотизм, гражданственность.
Экономика, её роль в жизни общества. Факторы
производства. Экономические системы. Собственность.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда
Потребитель. Производство. Производитель.
Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика.
Роль государства в экономике.
Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица.
Социальная сфера
Социальная структура. Социальные группы. Социальные
роли. Социальный статус.
Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути
его решения.
Семья. Основы брака и семьи.
Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная
политика.

1

20.11

1

27.11

1
1
1

6.12
11.12
18.12

1
1
1

25.12
15.01
22.01

1

29.01

1
1

05.02
12.02

6

Дата проведения
по плану
фактич.

22
23
24
25
26
27
28
29

30

31
32
33
34

Политика и её роль в обществе. Основные вопросы
политической сферы.
Политическая власть. Разделение властей.
Государство. Признаки государства.
Формы правления. Суверенитет. Национальногосударственное устройство. Политические режимы.
Участие граждан в политической жизни. Выборы,
референдум. Партии и движения. Многопартийность.
Право. Нормы права. Отрасли права.
Законодательная и исполнительная власть. Судебная власть
в РФ. Местное самоуправление.
Гражданское общество и правовое государство.
Права, свободы и обязанности граждан. Всеобщая
декларация прав человека. Права ребёнка.
Виды юридической ответственности. Преступление.
Уголовная ответственности. Административный
проступок.
Правоохранительные органы.

1

19.02

1
1
1

26.02
04.03
11.03

1

18.03

1
1

01.04
08.04

1

15.04

1

22.04

1

29.04

Совершенствование навыков по выполнению заданий
Практикум по решению заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и
практики .

1
1
1

06.05
13.05
20.05

Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал
6. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в
обществознание», 8-9 классы.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».