Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №109 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ Лицея № 109 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Лицея № 109 ___________ (Кудимова Ю.А.) Приказ от «01» сентября 2023г. № 1/02-О Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год Объем программы: 34 часа Автор-составитель: Литау Е.А., Учитель Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «За страницами учебника». Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). «За страницами учебника» является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данного курса. Курс охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Актуальность: Данный курс предназначен для актуализации знаний обучающихся 9-х классов по предмету обществознание. В условиях реформирования российской системы образования предмет обществознание относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке по предмету, занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса основной школы. Цель программы – изучение курса через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи программы: - сформировать положительное отношение к предмету. - сформировать умения работать с текстом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Планируемые результаты освоения данного курса Личностными результатами изучения являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания. 2 Предметные результаты: Выпускник научится: эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом в соответствии с инструкцией; оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по обществознанию; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; применять свои знания в стандартной ситуации: решение тестовых заданий, решение заданий на анализ признаков событий или явлений, решение заданий на классификацию событий, явлений; решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; составление простого плана. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; находить и извлекать социальную информацию адаптированных источников различного типа; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы; аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; 3 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Принципы, на которых базируется программа курса: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения; здоровьсбережение. Содержание курса (34 ч.) Особенности курса «За страницами учебника. (1 ч.) Тематика, Сферы жизни общества (духовная, социальная, политическая, экономическая). Уровни сложности типичных заданий. Раздел I. Человек и общество (5 ч.) Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий. 4 Человек и общество. Решение типичных заданий. Человек и общество. Решение типичных заданий. Раздел 2. Сфера духовной культуры (5 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий . Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий. Раздел 3. Экономика (5 ч.) Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий. Экономика. Решение типичных заданий. Раздел 4. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий. Социальная сфера. Решение типичных заданий. Раздел 5. Политика (5 ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Раздел 6. Право (5 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, 5 их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Право. Итоговое повторение. (3 ч.) Практическое применение знаний теории в практике решения заданий Практическое решение тестовых заданий Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики. Календарно - тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Раздел, тема Колич. часов Особенности курса обществознания. (1 ч.) Тематика, Сферы жизни общества (духовная, социальная, политическая, экономическая). Человек и общество. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Понятие «Сферы общества. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)». Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы человечества. Деятельность человека, её основные виды. Потребности и способности человека. Человек в группе. Свобода и ответственность. Межличностные отношения. Понятие « Культура». Духовная жизнь общества. 1 4.09 1 11.09 1 18.09 1 1 1 25.09 02.10 09.10 1 16.10 Образование. Самообразование. Искусство, его виды и место в жизни человека. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука и религия в современном мире. 1 23.10 1 06.11 1 13.11 Мораль основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность. Экономика, её роль в жизни общества. Факторы производства. Экономические системы. Собственность. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда Потребитель. Производство. Производитель. Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица. Социальная сфера Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. Семья. Основы брака и семьи. Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика. 1 20.11 1 27.11 1 1 1 6.12 11.12 18.12 1 1 1 25.12 15.01 22.01 1 29.01 1 1 05.02 12.02 6 Дата проведения по плану фактич. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Политика и её роль в обществе. Основные вопросы политической сферы. Политическая власть. Разделение властей. Государство. Признаки государства. Формы правления. Суверенитет. Национальногосударственное устройство. Политические режимы. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность. Право. Нормы права. Отрасли права. Законодательная и исполнительная власть. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство. Права, свободы и обязанности граждан. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. Виды юридической ответственности. Преступление. Уголовная ответственности. Административный проступок. Правоохранительные органы. 1 19.02 1 1 1 26.02 04.03 11.03 1 18.03 1 1 01.04 08.04 1 15.04 1 22.04 1 29.04 Совершенствование навыков по выполнению заданий Практикум по решению заданий Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики . 1 1 1 06.05 13.05 20.05 Интернет - ресурсы 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений 3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал 6. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий 7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование» 8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы. 7