РАС ДЕФЕКТОЛОГ

Пояснительная записка.
Целью развития познавательной деятельности обучающихся с РАС на
ступени
поддержка

начального
и

общего

приобщение

образования
обучающихся

является
к

психологическая

учебно-познавательной

деятельности, создание специальной структурированной образовательной
среды в контексте формирования у них познавательных психических
процессов, познавательного интереса, учебного сознания и поведения.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование
потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при
решении разнообразных практических задач.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» входит в
образовательную область: «Коррекционно-развивающие занятия».
Сроки реализации программы: 6 лет (1 - 4 класс);
Кол-во часов на изучение предмета в неделю:
1-ый дополнительный 1-го года обучения - 33 часов в год (1 час в
неделю), 33 учебные недели;
2-ой дополнительный 2-го года обучения – 33 часов в год (1 час в
неделю), 33 учебные недели;
С 1 по 4 класс - 34 часов в год (1 час в неделю), 34 учебные недели;
Продолжительность занятий 20 минут.

2. Планируемые результаты изучения коррекционноразвивающего курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и
способам решения новой задачи;
2

- адекватная оценка своей учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- развивать мотивацию к обучению;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев.
Познавательные БУД:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять простые закономерности;
- рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- концентрировать, переключать внимание;
- развивать память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительномоторной координации;
3

-

уметь

копировать,

различать цвета,

уметь анализировать

и

удерживать зрительный образ.
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученикученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- владение элементарными навыками и ритуалами социального
взаимодействия;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям.
3. Содержание коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности»
Содержание

коррекционного

курса

представлено

следующими

обязательными разделами:
1. Познавательная сфера
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное
развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных
процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания,
восприятия, памяти, воображения.
2. Активная позиция. Взаимодействие.
4

Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся,
кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое
применение приемов и методов, обеспечивающих активность детей с РАС во
время учебного процесса, является средством развития познавательных
способностей обучаемых: навыки участия в занятии, обучение способности
удерживать познавательную задачу (инструкцию, правило), придерживаться
зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи,
желания получить результат.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо
всегда

учитывать

имеющийся

уровень

развития

познавательных

способностей учащихся. Познавательные задачи подбираются в соответствии
с индивидуальным уровнем развития познавательных способностей.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается
из отдельных действий, каждое из указанных действий можно разложить на
отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление,
мышление, память, воображение и т.д.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является
мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность
учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам,
поэтому активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель;
мотивирование

на

организацию,

продолжение,

реализацию

замысла;

обучение способам действий и познавательным умениям; создание условий
для успешной деятельности ребенка (предметно-развивающая среда);
достижению результата.
Система

работы

психолога

по

активизации

познавательной

деятельности неразрывно связана со способностью взаимодействовать с
педагогом. Данная работа должна строиться с учетом планомерного
постепенного

и

целенаправленного

повышения

вовлеченности

и

параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного внимания,
5

проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на
совместную деятельность и взаимодействие.
2. Познавательный интерес. Мотивация.
Кроме того, развивать познавательную деятельность учащихся - это
значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только
научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание
решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее
время является одной из главных задач.
Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен)
потребностями другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в
первую очередь игровой.У детей с РАС процесс перехода от игровой
деятельности к учебной может быть более длителен и часто планирование
деятельности нарушено из-за проблем с генерализацией. Задачей педагога
является помочь создавать и поддерживать компоненты деятельности,
стимулировать

активность

ребенка

через

создание

развивающей

структурированной среды.
Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом,
игра по правилу, настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и
познавательный интерес в самостоятельной деятельности.
Важным

компонентом

познавательной

познавательный

интерес

-

математический

и

связанная

порождающая

познавательную

т.д.),

направленность
с

деятельности
на

материал

положительными

активность

ребенка.

является
(игровой,

эмоциями

и

Развитие

познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с
использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается
эмоциональным подкреплением.
Отличительной особенностью данной программы является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому
серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал,
6

оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную
сферу.
Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов
повышения познавательного интереса:
- прием новизны – включение в содержание учебного материала
интересных способов преподнесения материала (липучки, заламинированные
листы,

листы

для

работы

со

стирающимся

маркером,

яркость

и

оригинальность пособий);
- прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале,
который значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и
дополнительную мотивацию;
- прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал,
осваивать новые навыки и способы деятельности, если дать им необходимую
зрительную поддержку, структуру, план действий;
- прием натурализации – выполнение заданий с использованием
натуральных

объектов,

гербариев,

коллекций,

бытовых

предметов,

реалистичных картинок и иллюстраций. Данный прием компенсирует
сложности детей с генерализацией.
В целях активизации познавательной деятельности применяются
загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в начале
занятия.

6. Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс (дополнительный, первый год обучения)
2 часа в неделю, всего – 33 часов

7

№
п\п

Тема урока

Количество
часов

1.

Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня
сформированности познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Игры на установление эмоционального контакта.
Понимание
речи
учителя,
выполнение
простой
инструкции, совместное внимание.
Понимание
речи
учителя,
выполнение
простой
инструкции, совместное внимание.
Развитие способности переключать внимание. Развитие
зрительной памяти.

1

6.

Игры на имитацию.

1

7.

Формирование активной позиции: навыки участия в
занятии, следование зрительному расписанию.
Развитие ощущений, восприятия размера и формы
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
Выполнение цепочки действий по зрительному плану.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность.
Развитие
зрительного
восприятия.
Мыслительная
операция анализ и синтез. Игры на взаимодействие.
Развитие пространственных представлений: место
предмета в пространстве.

1

14.

Развитие устойчивости внимания.

1

15.

Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие
мышления: классификация и группировка по одному
признаку (цвет, форма, размер).
Развитие познавательного интереса через использование
приема визуализации.

1

Обучение
приему
запоминания
группировка
и
классификация.
Развитие мотивации через прием эмоционального
подкрепления.
Развитие переключения внимания: «Зачеркни все
самолеты». Развитие познавательного интереса через

1

2.
3.

4.
5.

8.
9.
10
11.
12.
13.

16.

17.
18.
19.

8

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

прием натурализации
20.

Формирование навыков правильного
восприятия предметов и явлений.

точного

1

21.
22.

Развитие зрительной памяти.
Временные
представления.
Упражнения
на
классификацию и сортировку.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания:

1
1

Игры на взаимодействие.

1

Развитие совместного внимания. Развитие восприятия и
наблюдательности.

1

Игры на установление эмоционального контакта.

1

27.

Развитие познавательного интереса и мотивации через
прием значимости для ребенка.

1

28.

Развитие зрительной памяти и наблюдательности.

1

29.

1

32

Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, мотивации, познавательного интереса.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания. Игры на взаимодействие, имитацию.
Развитие зрительного восприятия цвета и размера.
Развитие внимания.
Развитие пространственных представлений.

33

Итоговая диагностика

1

23.
24.
25.

26.

30.
31.

и

1

1
1
1

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс (дополнительный, второй год обучения)
№

Тема урока

Количество

п\п

часов

1

Диагностика познавательных процессов.

1

2

1

4

Диагностика
преобладающей
мотивации,
уровня
познавательной активности.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по
словесному описанию.
Развитие объема внимания:

5

Развитие пространственных представлений.

1

3

9

1
1

6

Развитие зрительной памяти.

1

7

Классификация и обобщение: отнесение конкретного
объекта к заданной группе.
Развитие памяти. Способы запоминания классификация и
группировка.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим
активность ребенка.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры:
Классификация и обобщение: выделение из общего
понятия единичного.
Развитие зрительной памяти. Парная игра. Развитие
пространственных представлений.
Развитие свойств внимания. Развитие объема внимания.

1

Разделение предметов по классам по назначению. Игры
на взаимодействие.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность. Парная игра с педагогом. Узнавание
предмета по его признаку.
Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной
памяти. Запоминание последовательности событий.
Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти.

1

Классификация и обобщение: распределение предметов
по группам на основе группового признака.
Обучение способам запоминания: ассоциации.

1

Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в
мешке». Выполнение цепочки действий по зрительному
плану.
Упражнения на развитие устойчивости внимания:
«Подбери картинки к сюжету», «Штриховка».
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной
инструкции.

1

Тренировка
внимания.
Развитие
мышления:
закономерности и логические.
Развитие мотивации через прием значимости для ребенка.
Развитие зрительной памяти. Игры на взаимодействие по
правилу.
Развитие памяти на последовательность движений.
Развитие пространственных представлений (направления
движения).

1

8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20

21
22

23
24

25

10

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

26

Тренировка зрительной памяти. Мыслительные операций:
анализ и синтез, классификация и обобщение.

1

27

Задания на развитие зрительной памяти.

1

28

Развитие пространственных представлений: положение
тела в пространстве.
Развитие зрительной и слуховой памяти. Игры на
присоединение и имитацию.
Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, учебной мотивации.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания.
Последовательное
развитие
операций
сравнения:
выделение в предметах различных свойств.
Итоговая диагностика

1

29
30
31
32
33

1
1
1
1
1

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

Тема урока
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика
преобладающей
мотивации,
уровня
познавательной активности.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим
активность ребенка.
Развитие пространственных представлений: положение
тела и положение предмета в пространстве.
Развитие зрительной памяти.
Развитие свойств внимания.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по
словесному описанию «Расположи предметы».
Классификация и обобщение: выделение из общего
понятия единичного; отнесение конкретного объекта к
заданной группе.
Игры на взаимодействие. Развитие познавательного
интереса через прием эмоционального подкрепления.
Выполнение цепочки действий по зрительному плану.
Развитие познавательного интереса через игровую
11

Количество
часов
1
1
1
1
2
8
6
1
2

1
1

12
13

14
15
16
17

деятельность.
Развитие мышления: закономерности и логические
цепочки.
Обучение способам запоминания: мнемический план.
Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его
признаку.
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной
инструкции.
Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, учебной мотивации.
Классификация и обобщение: распределение предметов
по группам на основе группового признака.
Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори.

5
1

1
1
1
1

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
2 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
13

Тема урока

Количество
часов

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие временных представлений.
Классификация и обобщение.
Развитие свойств внимания.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия
Выполнение заданий по зрительной и словесной
инструкции. Игры на присоединение и имитацию.
Диагностика
уровня
развития
познавательных
процессов. Диагностика учебной мотивации, степени
познавательной активности.
Итоговая диагностика
Итого

3
3

12

6
3
8
9
3
6
3
3
3
3

2
34

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
3 класс.
№

1
3
4
5

6

7
8
9
10

Тема урока

Количество
часов

Диагностика познавательных процессов.
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
Развитие пространственных представлений: положение
тела в пространстве. Последовательное развитие
операций сравнения: выделение в предметах различных
свойств.
Последовательное
развитие
операций
сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
Диагностика уровня развития познавательных процессов.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Итого

2
9
8
4

4

3
2
2
34

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
4 класс
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)

1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

Количество
часов

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Профилактика школьной дезадаптации, развитии
коммуникативных способностей
Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие памяти.
Развитие мыслительных процессов и зрительномоторной координации
Развитие двигательной сферы

2
2

13

3
4
4
4
2

8
9
10
11
12

Формирование пространственно-временных отношений
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Развитие творчески способностей, воображения
Развитие эмоционально-личностных качеств
Итого

3
3
3
4
34

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Тема урока

Количество
часов

1
2

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика познавательных процессов.

1
1

3
4
5
6
7
8
9
10

Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.

1
1
1
1
1
1
1
1

11

Развитие памяти.

1

12
13
14
15
16

Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.

1
1
1
1
1

17
18
19
20

Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного

1
1
1
1

21

14

1

Дата

22

23

24

25

мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие
пространственных
представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения: выделение в
предметах различных свойств.
Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения

1

1

1

1

26

Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения

1

27

Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения

1

28

Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.

1

30

Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.

1

31

Диагностика уровня развития познавательных
процессов.
Диагностика уровня развития познавательных
процессов.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Итого

1

29

32
33
34

15

1

1
1
1
34

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».