Пояснительная записка.
Целью развития познавательной деятельности обучающихся с РАС на
ступени
поддержка
начального
и
общего
приобщение
образования
обучающихся
является
к
психологическая
учебно-познавательной
деятельности, создание специальной структурированной образовательной
среды в контексте формирования у них познавательных психических
процессов, познавательного интереса, учебного сознания и поведения.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование
потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при
решении разнообразных практических задач.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» входит в
образовательную область: «Коррекционно-развивающие занятия».
Сроки реализации программы: 6 лет (1 - 4 класс);
Кол-во часов на изучение предмета в неделю:
1-ый дополнительный 1-го года обучения - 33 часов в год (1 час в
неделю), 33 учебные недели;
2-ой дополнительный 2-го года обучения – 33 часов в год (1 час в
неделю), 33 учебные недели;
С 1 по 4 класс - 34 часов в год (1 час в неделю), 34 учебные недели;
Продолжительность занятий 20 минут.
2. Планируемые результаты изучения коррекционноразвивающего курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и
способам решения новой задачи;
2
- адекватная оценка своей учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- развивать мотивацию к обучению;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев.
Познавательные БУД:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять простые закономерности;
- рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- концентрировать, переключать внимание;
- развивать память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительномоторной координации;
3
-
уметь
копировать,
различать цвета,
уметь анализировать
и
удерживать зрительный образ.
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученикученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- владение элементарными навыками и ритуалами социального
взаимодействия;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям.
3. Содержание коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности»
Содержание
коррекционного
курса
представлено
следующими
обязательными разделами:
1. Познавательная сфера
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное
развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных
процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания,
восприятия, памяти, воображения.
2. Активная позиция. Взаимодействие.
4
Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся,
кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое
применение приемов и методов, обеспечивающих активность детей с РАС во
время учебного процесса, является средством развития познавательных
способностей обучаемых: навыки участия в занятии, обучение способности
удерживать познавательную задачу (инструкцию, правило), придерживаться
зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи,
желания получить результат.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо
всегда
учитывать
имеющийся
уровень
развития
познавательных
способностей учащихся. Познавательные задачи подбираются в соответствии
с индивидуальным уровнем развития познавательных способностей.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается
из отдельных действий, каждое из указанных действий можно разложить на
отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление,
мышление, память, воображение и т.д.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является
мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность
учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам,
поэтому активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель;
мотивирование
на
организацию,
продолжение,
реализацию
замысла;
обучение способам действий и познавательным умениям; создание условий
для успешной деятельности ребенка (предметно-развивающая среда);
достижению результата.
Система
работы
психолога
по
активизации
познавательной
деятельности неразрывно связана со способностью взаимодействовать с
педагогом. Данная работа должна строиться с учетом планомерного
постепенного
и
целенаправленного
повышения
вовлеченности
и
параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного внимания,
5
проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на
совместную деятельность и взаимодействие.
2. Познавательный интерес. Мотивация.
Кроме того, развивать познавательную деятельность учащихся - это
значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только
научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание
решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее
время является одной из главных задач.
Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен)
потребностями другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в
первую очередь игровой.У детей с РАС процесс перехода от игровой
деятельности к учебной может быть более длителен и часто планирование
деятельности нарушено из-за проблем с генерализацией. Задачей педагога
является помочь создавать и поддерживать компоненты деятельности,
стимулировать
активность
ребенка
через
создание
развивающей
структурированной среды.
Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом,
игра по правилу, настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и
познавательный интерес в самостоятельной деятельности.
Важным
компонентом
познавательной
познавательный
интерес
-
математический
и
связанная
порождающая
познавательную
т.д.),
направленность
с
деятельности
на
материал
положительными
активность
ребенка.
является
(игровой,
эмоциями
и
Развитие
познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с
использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается
эмоциональным подкреплением.
Отличительной особенностью данной программы является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому
серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал,
6
оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную
сферу.
Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов
повышения познавательного интереса:
- прием новизны – включение в содержание учебного материала
интересных способов преподнесения материала (липучки, заламинированные
листы,
листы
для
работы
со
стирающимся
маркером,
яркость
и
оригинальность пособий);
- прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале,
который значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и
дополнительную мотивацию;
- прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал,
осваивать новые навыки и способы деятельности, если дать им необходимую
зрительную поддержку, структуру, план действий;
- прием натурализации – выполнение заданий с использованием
натуральных
объектов,
гербариев,
коллекций,
бытовых
предметов,
реалистичных картинок и иллюстраций. Данный прием компенсирует
сложности детей с генерализацией.
В целях активизации познавательной деятельности применяются
загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в начале
занятия.
6. Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс (дополнительный, первый год обучения)
2 часа в неделю, всего – 33 часов
7
№
п\п
Тема урока
Количество
часов
1.
Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня
сформированности познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Игры на установление эмоционального контакта.
Понимание
речи
учителя,
выполнение
простой
инструкции, совместное внимание.
Понимание
речи
учителя,
выполнение
простой
инструкции, совместное внимание.
Развитие способности переключать внимание. Развитие
зрительной памяти.
1
6.
Игры на имитацию.
1
7.
Формирование активной позиции: навыки участия в
занятии, следование зрительному расписанию.
Развитие ощущений, восприятия размера и формы
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
Выполнение цепочки действий по зрительному плану.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность.
Развитие
зрительного
восприятия.
Мыслительная
операция анализ и синтез. Игры на взаимодействие.
Развитие пространственных представлений: место
предмета в пространстве.
1
14.
Развитие устойчивости внимания.
1
15.
Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие
мышления: классификация и группировка по одному
признаку (цвет, форма, размер).
Развитие познавательного интереса через использование
приема визуализации.
1
Обучение
приему
запоминания
группировка
и
классификация.
Развитие мотивации через прием эмоционального
подкрепления.
Развитие переключения внимания: «Зачеркни все
самолеты». Развитие познавательного интереса через
1
2.
3.
4.
5.
8.
9.
10
11.
12.
13.
16.
17.
18.
19.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
прием натурализации
20.
Формирование навыков правильного
восприятия предметов и явлений.
точного
1
21.
22.
Развитие зрительной памяти.
Временные
представления.
Упражнения
на
классификацию и сортировку.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания:
1
1
Игры на взаимодействие.
1
Развитие совместного внимания. Развитие восприятия и
наблюдательности.
1
Игры на установление эмоционального контакта.
1
27.
Развитие познавательного интереса и мотивации через
прием значимости для ребенка.
1
28.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
1
29.
1
32
Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, мотивации, познавательного интереса.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания. Игры на взаимодействие, имитацию.
Развитие зрительного восприятия цвета и размера.
Развитие внимания.
Развитие пространственных представлений.
33
Итоговая диагностика
1
23.
24.
25.
26.
30.
31.
и
1
1
1
1
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс (дополнительный, второй год обучения)
№
Тема урока
Количество
п\п
часов
1
Диагностика познавательных процессов.
1
2
1
4
Диагностика
преобладающей
мотивации,
уровня
познавательной активности.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по
словесному описанию.
Развитие объема внимания:
5
Развитие пространственных представлений.
1
3
9
1
1
6
Развитие зрительной памяти.
1
7
Классификация и обобщение: отнесение конкретного
объекта к заданной группе.
Развитие памяти. Способы запоминания классификация и
группировка.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим
активность ребенка.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры:
Классификация и обобщение: выделение из общего
понятия единичного.
Развитие зрительной памяти. Парная игра. Развитие
пространственных представлений.
Развитие свойств внимания. Развитие объема внимания.
1
Разделение предметов по классам по назначению. Игры
на взаимодействие.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность. Парная игра с педагогом. Узнавание
предмета по его признаку.
Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной
памяти. Запоминание последовательности событий.
Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти.
1
Классификация и обобщение: распределение предметов
по группам на основе группового признака.
Обучение способам запоминания: ассоциации.
1
Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в
мешке». Выполнение цепочки действий по зрительному
плану.
Упражнения на развитие устойчивости внимания:
«Подбери картинки к сюжету», «Штриховка».
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной
инструкции.
1
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления:
закономерности и логические.
Развитие мотивации через прием значимости для ребенка.
Развитие зрительной памяти. Игры на взаимодействие по
правилу.
Развитие памяти на последовательность движений.
Развитие пространственных представлений (направления
движения).
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Тренировка зрительной памяти. Мыслительные операций:
анализ и синтез, классификация и обобщение.
1
27
Задания на развитие зрительной памяти.
1
28
Развитие пространственных представлений: положение
тела в пространстве.
Развитие зрительной и слуховой памяти. Игры на
присоединение и имитацию.
Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, учебной мотивации.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания.
Последовательное
развитие
операций
сравнения:
выделение в предметах различных свойств.
Итоговая диагностика
1
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
1 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика
преобладающей
мотивации,
уровня
познавательной активности.
Повышение
вовлеченности
и
параллельного
взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим
активность ребенка.
Развитие пространственных представлений: положение
тела и положение предмета в пространстве.
Развитие зрительной памяти.
Развитие свойств внимания.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по
словесному описанию «Расположи предметы».
Классификация и обобщение: выделение из общего
понятия единичного; отнесение конкретного объекта к
заданной группе.
Игры на взаимодействие. Развитие познавательного
интереса через прием эмоционального подкрепления.
Выполнение цепочки действий по зрительному плану.
Развитие познавательного интереса через игровую
11
Количество
часов
1
1
1
1
2
8
6
1
2
1
1
12
13
14
15
16
17
деятельность.
Развитие мышления: закономерности и логические
цепочки.
Обучение способам запоминания: мнемический план.
Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его
признаку.
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной
инструкции.
Диагностика уровня сформированности познавательных
процессов, учебной мотивации.
Классификация и обобщение: распределение предметов
по группам на основе группового признака.
Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори.
5
1
1
1
1
1
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
13
Тема урока
Количество
часов
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие временных представлений.
Классификация и обобщение.
Развитие свойств внимания.
Развитие познавательного интереса через игровую
деятельность.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия
Выполнение заданий по зрительной и словесной
инструкции. Игры на присоединение и имитацию.
Диагностика
уровня
развития
познавательных
процессов. Диагностика учебной мотивации, степени
познавательной активности.
Итоговая диагностика
Итого
3
3
12
6
3
8
9
3
6
3
3
3
3
2
34
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
3 класс.
№
1
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Количество
часов
Диагностика познавательных процессов.
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие
наглядно-образного
мышления.
Развитие пространственных представлений: положение
тела в пространстве. Последовательное развитие
операций сравнения: выделение в предметах различных
свойств.
Последовательное
развитие
операций
сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
Диагностика уровня развития познавательных процессов.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Итого
2
9
8
4
4
3
2
2
34
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие
познавательной деятельности»
4 класс
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Количество
часов
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса,
мотивации и функций поведения.
Профилактика школьной дезадаптации, развитии
коммуникативных способностей
Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие памяти.
Развитие мыслительных процессов и зрительномоторной координации
Развитие двигательной сферы
2
2
13
3
4
4
4
2
8
9
10
11
12
Формирование пространственно-временных отношений
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Развитие творчески способностей, воображения
Развитие эмоционально-личностных качеств
Итого
3
3
3
4
34
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема урока
Количество
часов
1
2
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика познавательных процессов.
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
Развитие памяти.
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Развитие памяти.
1
12
13
14
15
16
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
1
1
1
1
1
17
18
19
20
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
1
1
1
1
21
14
1
Дата
22
23
24
25
мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие
пространственных
представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения: выделение в
предметах различных свойств.
Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения
1
1
1
1
26
Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения
1
27
Развитие пространственных представлений:
положение тела в пространстве. Последовательное
развитие операций сравнения
1
28
Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
1
30
Последовательное развитие операций сравнения:
выделение общих и отличительных признаков.
1
31
Диагностика уровня развития познавательных
процессов.
Диагностика уровня развития познавательных
процессов.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Диагностика
учебной
мотивации,
степени
познавательной активности.
Итого
1
29
32
33
34
15
1
1
1
1
34
16