Пояснительная записка. Целью развития познавательной деятельности обучающихся с РАС на ступени поддержка начального и общего приобщение образования обучающихся является к психологическая учебно-познавательной деятельности, создание специальной структурированной образовательной среды в контексте формирования у них познавательных психических процессов, познавательного интереса, учебного сознания и поведения. Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных практических задач. Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» входит в образовательную область: «Коррекционно-развивающие занятия». Сроки реализации программы: 6 лет (1 - 4 класс); Кол-во часов на изучение предмета в неделю: 1-ый дополнительный 1-го года обучения - 33 часов в год (1 час в неделю), 33 учебные недели; 2-ой дополнительный 2-го года обучения – 33 часов в год (1 час в неделю), 33 учебные недели; С 1 по 4 класс - 34 часов в год (1 час в неделю), 34 учебные недели; Продолжительность занятий 20 минут. 2. Планируемые результаты изучения коррекционноразвивающего курса. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи; 2 - адекватная оценка своей учебной деятельности; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Метапредметные результаты: Регулятивные БУД: - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - развивать мотивацию к обучению; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев. Познавательные БУД: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы и понятия; - обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы; - определять последовательность событий; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять простые закономерности; - рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - концентрировать, переключать внимание; - развивать память; - улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительномоторной координации; 3 - уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ. Коммуникативные БУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученикученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - владение элементарными навыками и ритуалами социального взаимодействия; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Предметные результаты: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы и явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - давать определения тем или иным понятиям. 3. Содержание коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными разделами: 1. Познавательная сфера В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, воображения. 2. Активная позиция. Взаимодействие. 4 Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих активность детей с РАС во время учебного процесса, является средством развития познавательных способностей обучаемых: навыки участия в занятии, обучение способности удерживать познавательную задачу (инструкцию, правило), придерживаться зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи, желания получить результат. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Познавательные задачи подбираются в соответствии с индивидуальным уровнем развития познавательных способностей. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам, поэтому активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель; мотивирование на организацию, продолжение, реализацию замысла; обучение способам действий и познавательным умениям; создание условий для успешной деятельности ребенка (предметно-развивающая среда); достижению результата. Система работы психолога по активизации познавательной деятельности неразрывно связана со способностью взаимодействовать с педагогом. Данная работа должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного повышения вовлеченности и параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного внимания, 5 проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на совместную деятельность и взаимодействие. 2. Познавательный интерес. Мотивация. Кроме того, развивать познавательную деятельность учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач. Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен) потребностями другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.У детей с РАС процесс перехода от игровой деятельности к учебной может быть более длителен и часто планирование деятельности нарушено из-за проблем с генерализацией. Задачей педагога является помочь создавать и поддерживать компоненты деятельности, стимулировать активность ребенка через создание развивающей структурированной среды. Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом, игра по правилу, настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и познавательный интерес в самостоятельной деятельности. Важным компонентом познавательной познавательный интерес - математический и связанная порождающая познавательную т.д.), направленность с деятельности на материал положительными активность ребенка. является (игровой, эмоциями и Развитие познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается эмоциональным подкреплением. Отличительной особенностью данной программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, 6 оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов повышения познавательного интереса: - прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных способов преподнесения материала (липучки, заламинированные листы, листы для работы со стирающимся маркером, яркость и оригинальность пособий); - прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале, который значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и дополнительную мотивацию; - прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал, осваивать новые навыки и способы деятельности, если дать им необходимую зрительную поддержку, структуру, план действий; - прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, бытовых предметов, реалистичных картинок и иллюстраций. Данный прием компенсирует сложности детей с генерализацией. В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в начале занятия. 6. Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс (дополнительный, первый год обучения) 2 часа в неделю, всего – 33 часов 7 № п\п Тема урока Количество часов 1. Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Игры на установление эмоционального контакта. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Развитие способности переключать внимание. Развитие зрительной памяти. 1 6. Игры на имитацию. 1 7. Формирование активной позиции: навыки участия в занятии, следование зрительному расписанию. Развитие ощущений, восприятия размера и формы Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Развитие зрительного восприятия. Мыслительная операция анализ и синтез. Игры на взаимодействие. Развитие пространственных представлений: место предмета в пространстве. 1 14. Развитие устойчивости внимания. 1 15. Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие мышления: классификация и группировка по одному признаку (цвет, форма, размер). Развитие познавательного интереса через использование приема визуализации. 1 Обучение приему запоминания группировка и классификация. Развитие мотивации через прием эмоционального подкрепления. Развитие переключения внимания: «Зачеркни все самолеты». Развитие познавательного интереса через 1 2. 3. 4. 5. 8. 9. 10 11. 12. 13. 16. 17. 18. 19. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 прием натурализации 20. Формирование навыков правильного восприятия предметов и явлений. точного 1 21. 22. Развитие зрительной памяти. Временные представления. Упражнения на классификацию и сортировку. Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания: 1 1 Игры на взаимодействие. 1 Развитие совместного внимания. Развитие восприятия и наблюдательности. 1 Игры на установление эмоционального контакта. 1 27. Развитие познавательного интереса и мотивации через прием значимости для ребенка. 1 28. Развитие зрительной памяти и наблюдательности. 1 29. 1 32 Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, мотивации, познавательного интереса. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. Игры на взаимодействие, имитацию. Развитие зрительного восприятия цвета и размера. Развитие внимания. Развитие пространственных представлений. 33 Итоговая диагностика 1 23. 24. 25. 26. 30. 31. и 1 1 1 1 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс (дополнительный, второй год обучения) № Тема урока Количество п\п часов 1 Диагностика познавательных процессов. 1 2 1 4 Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной активности. Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному описанию. Развитие объема внимания: 5 Развитие пространственных представлений. 1 3 9 1 1 6 Развитие зрительной памяти. 1 7 Классификация и обобщение: отнесение конкретного объекта к заданной группе. Развитие памяти. Способы запоминания классификация и группировка. Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность ребенка. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры: Классификация и обобщение: выделение из общего понятия единичного. Развитие зрительной памяти. Парная игра. Развитие пространственных представлений. Развитие свойств внимания. Развитие объема внимания. 1 Разделение предметов по классам по назначению. Игры на взаимодействие. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его признаку. Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной памяти. Запоминание последовательности событий. Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти. 1 Классификация и обобщение: распределение предметов по группам на основе группового признака. Обучение способам запоминания: ассоциации. 1 Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в мешке». Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери картинки к сюжету», «Штриховка». Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. 1 Тренировка внимания. Развитие мышления: закономерности и логические. Развитие мотивации через прием значимости для ребенка. Развитие зрительной памяти. Игры на взаимодействие по правилу. Развитие памяти на последовательность движений. Развитие пространственных представлений (направления движения). 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Тренировка зрительной памяти. Мыслительные операций: анализ и синтез, классификация и обобщение. 1 27 Задания на развитие зрительной памяти. 1 28 Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Развитие зрительной и слуховой памяти. Игры на присоединение и имитацию. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, учебной мотивации. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. Итоговая диагностика 1 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Диагностика познавательных процессов. Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной активности. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры. Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность ребенка. Развитие пространственных представлений: положение тела и положение предмета в пространстве. Развитие зрительной памяти. Развитие свойств внимания. Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному описанию «Расположи предметы». Классификация и обобщение: выделение из общего понятия единичного; отнесение конкретного объекта к заданной группе. Игры на взаимодействие. Развитие познавательного интереса через прием эмоционального подкрепления. Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Развитие познавательного интереса через игровую 11 Количество часов 1 1 1 1 2 8 6 1 2 1 1 12 13 14 15 16 17 деятельность. Развитие мышления: закономерности и логические цепочки. Обучение способам запоминания: мнемический план. Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его признаку. Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, учебной мотивации. Классификация и обобщение: распределение предметов по группам на основе группового признака. Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори. 5 1 1 1 1 1 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 2 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 13 Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Развитие пространственных представлений. Развитие временных представлений. Классификация и обобщение. Развитие свойств внимания. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительного восприятия Выполнение заданий по зрительной и словесной инструкции. Игры на присоединение и имитацию. Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Итоговая диагностика Итого 3 3 12 6 3 8 9 3 6 3 3 3 3 2 34 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 3 класс. № 1 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Развитие памяти. Развитие внимания. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Итого 2 9 8 4 4 3 2 2 34 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 4 класс (2 часа в неделю, всего – 68 часов) 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и поведения Развитие памяти. Развитие мыслительных процессов и зрительномоторной координации Развитие двигательной сферы 2 2 13 3 4 4 4 2 8 9 10 11 12 Формирование пространственно-временных отношений Развитие и коррекция эмоциональной сферы Развитие творчески способностей, воображения Развитие эмоционально-личностных качеств Итого 3 3 3 4 34 Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема урока Количество часов 1 2 Диагностика познавательных процессов. Диагностика познавательных процессов. 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. Развитие памяти. 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Развитие памяти. 1 12 13 14 15 16 Развитие внимания. Развитие внимания. Развитие внимания. Развитие внимания. Развитие внимания. 1 1 1 1 1 17 18 19 20 Развитие внимания. Развитие внимания. Развитие внимания. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного 1 1 1 1 21 14 1 Дата 22 23 24 25 мышления. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения 1 1 1 1 26 Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения 1 27 Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения 1 28 Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 30 Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. 1 31 Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Итого 1 29 32 33 34 15 1 1 1 1 34 16