Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для обучающихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов). Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. - СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класса Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 2 класса. Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, 9 выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класса Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класса Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. Тематическое планирование. 1 класс. № 1 2 3 4 Тема Читательская грамотность. Финансовая грамотность. Математическая грамотность. Естественно - научная грамотность. Всего часов Количество часов 8 8 8 9 33 2 класс. № 1 2 3 4 5 Тема Читательская грамотность. Финансовая грамотность. Математическая грамотность. Естественно - научная грамотность. Резерв Всего часов Количество часов 8 8 8 9 1 34 3 класс. № 1 2 3 4 5 Тема Читательская грамотность. Финансовая грамотность. Математическая грамотность. Естественно - научная грамотность. Резерв Количество часов 8 8 8 8 2 Всего часов 34 4 класс. № 1 2 3 4 Тема Читательская грамотность. Финансовая грамотность. Математическая грамотность. Естественно - научная грамотность. Всего часов Количество часов 8 8 9 9 34 Календарно – тематическое планирование. 1 класс. № 1. Виталий Бианки. Лис и мышонок дата 1 неделя 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц 2 неделя 3 Владимир Сутеев. Живые грибы 3 неделя 4 5 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Михаил Пляцковский. Урок дружбы 4 неделя 5 неделя 6 7 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Грузинская сказка. Лев и заяц Русская народная сказка. Как лиса училась летать Евгений Пермяк. Четыре брата Про курочку Рябу, золотые и простые яйца Про козу, козлят и капусту Про петушка и жерновцы Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки Про наливные яблочки. Про Машу и трёх медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку Про медведя, лису и мишкин мёд За покупками Находчивый Колобок День рождения Мухи-Цокотухи Буратино и карманные деньги Кот Василий продаёт молоко Лесной банк Как мужик и медведь прибыль делили Как мужик золото менял Как Иванушка хотел попить водицы Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик Про репку и другие корнеплоды Формы деятельности Эвристическая беседа, чтение Эвристическая беседа, чтение Эвристическая беседа, игра Эвристическая беседа Эвристическая беседа,игра Эвристическая беседа Эвристическая беседа 13неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 Плывёт, плывёт кораблик 28 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа, игра Эвристическая беседа 8 9 10 11 12 тема 29 30 31 32 33 Про Снегурочку и превращения воды Как делили апельсин Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Иванова соль Владимир Сутеев. Яблоко 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа 2 класс. № 1. 2. 3 Михаил Пришвин. Беличья память Про беличьи запасы Беличьи деньги тема дата 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Про белочку и погоду И. Соколов-Микитов. В берлоге Медвежье потомство Повреждённые и фальшивые деньги Лесные сладкоежки Лев Толстой. Зайцы Про зайчат и зайчиху Банковская карта Про Зайчишку и овощи Николай Сладков. Весёлая игра Лисьи забавы Безопасность денег на банковской карте Лисьи норы Обыкновенные кроты Про крота Про кредиты Корень – часть растения Эдуард Шим. Тяжкий труд Про ежа Про вклады Занимательные особенности яблока Полевой хомяк Про полевого хомяка Ловушки для денег Про хомяка и его запасы Про бобров Бобры-строители Такие разные деньги Материал для плотин Позвоночные животные Встреча друзей 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Формы деятельности Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа, игра Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа дата 1 неделя 2 неделя Формы деятельности Эвристическая беседа Эвристическая беседа 3 класс. № 1. 2. тема Про дождевого червяка Дождевые черви 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Кальций Полезный кальций Сколько весит облако? Про облака Хлеб – всему голова Про хлеб и дрожжи Про мел Интересное вещество – мел Про мыло Чем интересно мыло и как оно «работает» История свечи Про свечи Магнит Волшебный магнит Проверь себя Что такое «бюджет»? Расходы и доходы бюджета Семейный бюджет Планируем семейный бюджет Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Подсчитываем семейный доход Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсии и пособия Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов Подсчитываем расходы На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Расходы на обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги? Подсчитываем сэкономленные деньги Проверь себя. 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Проверочная работа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа 25 неделя 26 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа 27 неделя Эвристическая беседа 28 неделя Эвристическая беседа 29 неделя 30 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Творческая работа дата 1 неделя 2 неделя 3 неделя Формы деятельности Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа 4 неделя 5 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа 6 неделя Эвристическая беседа 7 неделя 8 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа 4 класс. № 1. 2. 3 4 5 6 7 8 тема Старинная женская одежда Старинные женские головные уборы Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы История посуды на Руси Какие деньги были раньше в России 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Томат Болгарский перец Картофель Баклажан. Семейство Паслёновые Лук Капуста Горох Грибы Творческая работа Потребительская корзина Потребительская корзина Прожиточный минимум Инфляция Распродажи, скидки, бонусы Распродажи, скидки, бонусы Благотворительность Страхование В бассейне Делаем ремонт Делаем ремонт Праздничный торт Обустраиваем участок Поход в кино 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Творческая работа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа Эвристическая беседа 32 33 34 Поход в кино Отправляемся в путешествие Составляем словарик по финансовой грамотности 32 неделя 33 неделя 34 неделя Эвристическая беседа Эвристическая беседа Творческая работа