Секреты русского языка

Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
предназначена для обучающихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Курс рассчитан на 135 занятий в год (1 час в неделю). Для обучающихся 1-х классов
продолжительность учебного года составляет 33 недели. Для обучающихся 2-4 классов
продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия:

осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший
ученик»;

проявление познавательных мотивов;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 оценивать правильность выполнения действия по результату;
 выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
 осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
 строить речевое высказывание в устной форме;
 оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
 формулировать проблемы с помощью учителя;
 воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
 знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
 узнавать сюжет по иллюстрациям;
 отличать поэтический текст от прозаического;
 включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Содержание курса.
1 класс.

Введение. Понятие о предмете «русский язык». Краткий обзор изучаемых тем.
Ответ
на вопрос: «Умею ли я общаться?»
В мире звуков.Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками
«фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и
согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о
науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих
согласных. Твердые и мягкие согласные.
Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из
слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение»,
Игры «Фонетический чайнворд», «Веселые рифмы», «Грамматическая
арифметика», «Волшебные цепочки», «Слово рассыпалось»; ребусы, кроссворды; загадки.
Игра - конкурс «Мир звуков».
В гостях у Слова. Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о
многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение
представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности,
извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о
словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Словаомонимы – что это такое.
Чтение и анализ художественных произведений А.Барто, О.Дриза, А.Шибаева,
К.Чуковского, Б.Заходера, Н.Юсупова и др.
Сказка «Слова-братья».
Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два
слова».
КВН «Да здравствует слово!»
В царстве предложений. Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели
высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль
восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное
предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными
предложениями. Общение по телефону. Построение диалога.
Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».
Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи
вид предложения».
Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма».
Практическая работа «Строим диалог».
2 класс.
Введение. Краткий обзор изучаемых тем во 2 классе. Повторение материала за 1 класс.
Чистоговорки, скороговорки и тараторки. Знакомство с понятиями «чистоговорка»,
«скороговорка», «тараторка». Составление чистоговорок. Знание скороговорок,
чистоговорок. Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок.
Игротека «Мы говорим правильно»
К истокам слова. Понятие о науке «этимология». Знакомство с этимологическими
словарями. Появление современных названий месяцев, школьных принадлежностей,
цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму.
Игры со словами.
Практическая работа «Составляем альбом».
Пословицы, поговорки, крылатые выражения.Понятия о поговорках и скороговорках,
крылатых выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными
источниками.
Игры с пословицами и поговорками.
Составление ребусов.
Работа с литературными примерами из произведений русских писателей.
Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».

3 класс.
Введение. Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе. Повторение материала за 2 класс.
Изучаем кроссворд. Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание
кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь».
Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление
кроссворда.
Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».
Презентация кроссвордов.
Поговорим о загадках. Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления
загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель
загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем
отличается?».
Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».
Презентация альбома.
Шаги в науку. Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между
ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление
сообщения, доклада. Редактирование текста.
Практическая работа «Пишем доклад».
Занятие-отчет «Наши выступления».
4 класс.
Введение. Краткий экскурс изучаемых тем в 4 классе. Повторение материала за 3 класс.
Встречи с фразеологизмами. Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот.
Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных
произведений, связь с фразеологическими оборотами.
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».
Презентация словаря.
Русский народ – носитель языка. Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов.
Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.
Работа в группах «Составляем справочник слов».
Презентация справочника.
Юные исследователи. Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто.
Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа.
Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы
исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы
проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская
деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Проводим исследование».
Исследовательская конференция.
Тематическое планирование.
1 класс.
№
1
2
3
4

2 класс.

Тема
Введение
В мире звуков
В гостях у Слова
В царстве предложений
Всего часов.

Количество часов
1
9
17
6
33

№

Тема
Введение
Чистоговорки, скороговорки и тараторки
К истокам слова
Пословицы, поговорки, крылатые выражения
Всего часов.

1
2
3
4

3 класс.
№
1
2
3
4

4 класс.
№
1
2
3
4

Количество часов
1
7
18
8
34

Тема
Введение
Изучаем кроссворд
Поговорим о загадках
Шаги в науку
Всего часов.

Количество часов
1
11
11
11
34

Тема
Введение
Встречи с фразеологизмами
Русский народ-носитель языка
Юные исследователи
Всего часов.

Количество часов
1
9
9
15
34

Календарно – тематическое планирование.
1 класс.
№
Тема
1.
Вводное занятие. «Умею ли я общаться?»
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Звуки. Буквы. Различие звуков и букв.
Город гласных и согласных звуков.
Алфавит.
Удивительный слог.
Сказка про ударение.
Сказка про звонкие и глухие согласные.
Игры со звонкими и глухими согласными.
Волшебные твердые и мягкие согласные.
Игры с твердыми и мягкими согласными.
Итоговая работа.
Игра-конкурс «Мир звуков».
Из истории слов.
Учимся толковать слова.
Работа с толковым словарем.
Многозначные слова.
Знакомые-незнакомые многозначные слова.
Рисуем слова.
«Вежливые» слова.
«Вежливые» слова.

Дата
1 неделя

Форма проведения
практическая работа

2 неделя
3 неделя

практическая работа
практическая работа

4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

11 неделя
12 неделя
13неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

19

Слова-сорняки.

20
21
22
23
24
25
26
27

Слова-сорняки.
Слова-синонимы.
Слова-синонимы.
Слова-антонимы.
Слова-антонимы.
Слова-омонимы.
Слова-омонимы.
Итоговая работа.
КВН «Да здравствует слово!»
Повествовательное
и вопросительное
предложения. Грамматическая сказка.
Побудительное
и
восклицательное
предложения. Грамматическая сказка.
Распространенное и нераспространенное
предложения. Игра-конкурс.
Редактирование предложений. Работа в
группах.
Учимся общаться по телефону.

неделя
19
неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

28 неделя

практическая работа

29 неделя

практическая работа

30 неделя

практическая работа

31 неделя

практическая работа

Итоговая работа «Строим диалог».

32 неделя
33 неделя

практическая работа
практическая работа

2 класс.
№
Тема
1.
Вводное занятие. «Что ждет нас впереди?»

Дата
1 неделя

Форма проведения
практическая работа

2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

6 неделя
7 неделя
8 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа

9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

13неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

28
29
30
31
32
33

2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Шутки-чистоговорки.
Составляем чистоговорки.
Скороговорка – что это?
Импровизационное
инсценирование
скороговорок.
Поговорим о тараторках.
Учим тараторки.
Итоговая работа. Игротека «Мы говорим
правильно».
Народный календарь.
Названия осенних-зимних месяцев.
Названия весенних-летних месяцев.
Происхождение
названий
цветочных
растений.
Названия садовых цветов.
Названия полевых цветов.
Откуда пришли школьные вещи.
Названия школьных вещей.
Слова, обозначающие цветовую гамму.

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Читаем цветовую гамму.

18
неделя
Почему птиц так назвали?
19
неделя
Работа с толковым словарем.
20 неделя
Птицы нашего края.
21 неделя
Поиграем со словами.
22 неделя
Практическая работа «Придумываем игры».
23 неделя
Итоговая практическая работа «Составляем 24 неделя
альбом» (начало).
Итоговая практическая работа «Составляем 25 неделя
альбом» (окончание).
Презентация альбома.
26 неделя
Пословицы и поговорки русского народа.
27 неделя
Какие выражения называются крылатыми?
28 неделя
Словари и другие литературные источники.
29 неделя
Пословицы и поговорки в ребусах.
30 неделя
31 неделя
Пословицы и поговорки в ребусах.
32 неделя
Литературные примеры использования
крылатых выражений в речи.
33 неделя
Литературные примеры использования
крылатых выражений в речи.
34 неделя
Итоговая работа. Викторина «Русские
пословицы и поговорки от А до Я».

3 класс.
№
Тема
1.
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс
3 класса»
2.
Что называют кроссвордом?
3
Разновидности кроссворда.
4
Правила составления кроссворда.
5
Шифровка слов (начало).
6
Шифровка слов (окончание).
7
Составление сетки кроссворда (начало).
8
Составление сетки кроссворда (окончание).
9
Оформление кроссворда (начало).
10
Оформление кроссворда (окончание).
11
Итоговая работа в парах «Составляем
кроссворд».
12
Презентация кроссвордов.
13
Знакомство с загадкой.
14
Наши любимые загадки.
15
Составляем загадку. Модель 1.
16
Загадки об объектах неживой природы
(работа в группах).
17
Составляем загадку. Модель 2.
18
Загадки о животных (работа в группах).

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
Игра

Дата
1 неделя

Форма проведения
практическая работа

2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

12 неделя
13неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

17 неделя
18

практическая работа
практическая работа

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

неделя
Составляем загадку. Модель 3.
19
неделя
Загадки о растениях (работа в группах).
20 неделя
Итоговая работа «Выпускаем альбом 21 неделя
загадок» (начало).
Итоговая работа «Выпускаем альбом 22 неделя
загадок» (окончание).
Презентация альбома загадок.
23 неделя
Понятие о
сообщении,
выступлении, 24 неделя
докладе.
Как подготовиться к сообщению.
25 неделя
Работа с литературными источниками.
26 неделя
Оформление сообщения.
27 неделя
Выбор темы доклада и источников работы.
28 неделя
Отбор содержания доклада.
29 неделя
Написание доклада.
30 неделя
Редактирование доклада.
31 неделя
Оформление доклада (начало).
32 неделя
Оформление доклада (окончание).
33 неделя
Занятие-отчет «Наши выступления».
34 неделя

4 класс.
№
Тема
1.
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс
4 класса»
2.
Фразеологизмы – что это?
3
Игра-конкурс «Кто больше?»
4
Почему мы так говорим?
5
Фразеологизмы и народные обычаи.
6
Практическая работа «Литературные
произведения».
7
Работа в группах «Составляем словарь
фразеологизмов» (начало).
8
Работа в группах «Составляем словарь
фразеологизмов» (продолжение).
9
Работа в группах «Составляем словарь
фразеологизмов» (окончание).
10
Итоговая работа. Презентация «Словаря
фразеологизмов».
11
Поговорим о лексике.
12
Историзмы.
13
Архаизмы.
14
Алгоритм определения архаизмов и
историзмов.
15
Современная лексика. Заимствованные и
иностранные слова.
16
Работа в группах «Справочник слов»
(начало).
17
Работа в группах «Справочник слов»
(продолжение).

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
Практическая работа

Дата
1 неделя

Форма проведения
практическая работа

2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

7 неделя

практическая работа

8 неделя

практическая работа

9 неделя

практическая работа

10 неделя

практическая работа

11 неделя
12 неделя
13неделя
14 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

15 неделя

практическая работа

16 неделя

практическая работа

17 неделя

практическая работа

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Работа в группах «Справочник слов»
(окончание).
Итоговая работа. Презентация «Справочника
слов».
Кто такие полиглоты?
Эсперанто – универсальный язык.
Полезные сведения переноса слов в русском
языке.
Интересные факты русского ударения.
Понятие о проектной работе.
Работа в инициативных группах.
Формы продуктов проектной деятельности.
Виды презентационных проектов.
Исследовательская работа – что это?
Исследования в нашей жизни.
Проблема, объект,
предмет, гипотеза
исследования.
Методы исследования.
Исследовательская работа. Работа в группах
(начало).
Исследовательская работа. Работа в группах
(продолжение).
Исследовательская работа. Работа в группах
(окончание).
Исследовательская конференция.

18
неделя
19
неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя

практическая работа

23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа

29 неделя

практическая работа

30 неделя
31 неделя

практическая работа
практическая работа

32 неделя

практическая работа

33 неделя

практическая работа

34 неделя

Практическая работа

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».