Модуль Развитие познавательных способностей

Программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
предназначена для обучающихся 1-4 классов, в том числе для обучающихся с особыми
образовательными потребностями (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34 занятия – во 2 - 4 классах (1 занятие в неделю.) Всего
135 занятий.
Планируемые результаты
Личностные:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.

Умение работать по предложенному учителем плану.

Умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные :

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону
актуального развития.
Содержание курса
1-4 класс
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование
и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи,
формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов,
явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять
закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Формы работы:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс,
подвижные игры
.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;

- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-беседы
- викторины
Формы контроля:
-Стартовый (тестирование)
-Текущий (тестирование)
-Итоговый (тестирование, практические работы, творческие работы учащихся)
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Тематическое планирование
1 класс

№
1.
2.
3.
4.

Тема
Вводное занятие
Развитие коммуникативных способностей
Развитие познавательных способностей
Заключительное занятие
Итого

Количество часов
1
8
23
1
33

2 класс

№
1.
2.
3.
4.

Тема
Вводное занятие
Развитие коммуникативных способностей
Развитие познавательных способностей
Заключительное занятие
Итого

Количество часов
1
12
20
1
34

3 класс

№
1.
2.
3.
4.

Тема
Вводное занятие
Развитие коммуникативных способностей
Развитие познавательных способностей
Заключительное занятие
Итого

4 класс

Количество часов
1
12
20
1
34

№
1.
2.
3.
4.

Тема
Вводное занятие
Развитие коммуникативных способностей
Развитие познавательных способностей
Заключительное занятие
Итого

Количество часов
1
12
20
1
34

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Введение.
(Инструктаж по ТБ).
Входной тест.
Выделение признаков..
Различие.
Сходство.
Существенные признаки.
Характерные признаки.
Упорядочивание признаков.
Правила сравнения.
Значение сравнения.
Тест «Сравнение».
Истинные и ложные высказывания.
Отрицание высказывания..
Понятие о классах.
Правила классификации.
Вопросы.
Алгоритм.
Тест «Алгоритм».
Речь. Техника и выразительность речи.
Закономерность в буквах и словах.
Многозначные слова.
Омонимы.
Омофоны, омоформы.
Синонимы.
Антонимы.
Фразеологизмы.
Изобразительные средства языка. Сравнение
Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Олицетворение.
Текст. Тема текста. Заглавие.
Текст. Опорные слова.
Виды планов..
Итоговый тест.

Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
22 неделя

Форма проведения
занятий
занятие
тестирование
занятие
беседа
игра
викторина
беседа

занятие
занятие
творческая игра
тестирование
беседа
занятие
тематич. викторина
игра
занятие
беседа

тестирование
спектакль
занятие
беседа
игра
викторина
беседа

занятие
занятие
творческая игра
беседа
занятие
тематич. викторина
игра
занятие
тестирование

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№

Тема

Дата

Форма проведения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Введение. (Инструктаж по ТБ).
Входной тест.
Выделение признаков..
Различие.
Сходство.
Существенные признаки.
Характерные признаки.
Упорядочивание признаков.
Правила сравнения.
Значение сравнения.
Тест «Сравнение».
Истинные и ложные высказывания.
Отрицание высказывания..
Понятие о классах.
Правила классификации.
Вопросы.
Алгоритм.
Тест «Алгоритм».
Речь. Техника и выразительность речи.
Закономерность в буквах и словах.
Многозначные слова.
Омонимы.
Омофоны, омоформы.
Синонимы.
Антонимы.
Фразеологизмы.
Изобразительные средства языка. Сравнение
Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Олицетворение.
Текст. Тема текста. Заглавие.
Текст. Опорные слова.
Виды планов..
Итоговый тест.
Итоговое занятие.

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

занятий
занятие
тестирование
занятие
беседа
игра
викторина
беседа

занятие
занятие
творческая игра
тестирование
беседа
занятие
тематич. викторина
игра
занятие
беседа

тестирование
спектакль
занятие
беседа
игра
викторина
беседа

занятие
занятие
творческая игра
беседа
занятие
тематич. викторина
игра
занятие

тестирование
КВН

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Введение. (Инструктаж по ТБ).
Закономерности в чередовании признаков.
Классификация по какому-то признаку.
Сравнение предметов по признакам.
Тест «Сравнение»
Состав предметов..
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет»..
Найди отличия..
Действия предметов. Игра «Кто так делает?»
Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя

Форма проведения
занятий
занятие
беседа
тематич. викторина
игра

тестирование
занятие
игра
викторина
игра
беседа

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Функциональные признаки предметов.
Симметрия. Симметричные фигуры.
Логическая операция «и».
Координатная сетка.
Решение логических задач и задач-шуток.
Результат действия предметов.
Обратные действия.
Математические отношения, замаскированные в виде
задач-шуток.
Тест «Отношения».
Порядок действий, последовательность событий.
Комбинаторика. Размещение, сочетание.
Составление загадок, чайнвордов.
Множество. Элементы множества.
Отрицание.
Антонимы.
Классификация по одному свойству.
Тест «Классификация».
Способы задания множества.
Сравнение множеств.
Отношения между множествами (объединение,
пересечение, вложенность).
Решение задач с использованием понятий о
множествах.
Высказывания со связками «и», «или».
Итоговый тест.
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов

11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28неделя
29 неделя
30 неделя

беседа
тематич. викторина
игра
занятие
конкурс
занятие
беседа

игра
тестирование
занятие
беседа
беседа
тематич. викторина
игра

игра
занятие
тестирование
викторина
игра
занятие

31 неделя

занятие

32 неделя
33 неделя
34 неделя

игра
тестирование
конкурс

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Введение. (Инструктаж по ТБ).
Закономерности в чередовании признаков.
Повторение основных мыслительных операций.
Причинно-следственные цепочки.
Интегрированный: логика в окружающем мире.
Виды отношений между понятиями.
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.
Понятие о графах.
Рефлексивность отношений.
Симметричность отношений.
Тест «Отношения между понятиями».
Классификация.
Язык и логика. Фразеологизмы.
Язык и логика. Образность и меткость речи.
Язык и логика. Речевые ошибки.
Язык и логика. Пословицы..
Тест «Язык и логика».
Работа над ошибками.

Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя

Форма проведения
занятий
беседа
занятие
занятие
игра
темат. викторина
игра
занятие
конкурс
занятие
беседа

тестирование
занятие
конкурс
театр
беседа
творч. викторина

тестирование
беседа

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Логические связки «или», «и».
Логические возможности.
Ситуативная связь между понятиями.
Оценка ситуации с разных сторон.
Образное сравнение.
Синонимы. Многозначность.
Антонимы.
Тест «Языковая логика»
Работа над ошибками
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов..
Рассуждения.
Выводы в рассуждениях.
Выводы в рассуждениях.
Юмор и логика.
Итоговый тест.
Конкурс эрудитов.

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

игра
занятие
темат. викторина
игра
занятие
конкурс
занятие
тестирование

занятие
занятие
беседа
беседа
викторина

творч. игра
тестирование
конкурс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».