Пояснительная записка. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками. Рабочая процессов» программа разработана по предмету на основе «Развитие познавательных следующих нормативных документов: Для АООП • ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»; • Федеральный образования государственный стандарт начального общего Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №286; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1598 и одобренный Минюстом 2 февраля 2015. • Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержденная приказом Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09–1672 «О направлении методических рекомендаций»; • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Лицея № 109 • • Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ Лицея № 109 Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающейся, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК. Цели и задачи программы: На основе проведенной диагностики были поставлены следующие цели и задачи: Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в начальном звене. Задачи: 1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь). 2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль). 3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 4. Развитие коммуникативных навыков. 5.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении. Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗРР и слабослышащих 1.Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. 2.Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал. 3. Формирование учебной мотивации. 4.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности. 5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку. 6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.). 7. Организация благоприятной социальной среды. 8. Системный и планомерный контроль за развитием обучающейся с ЗРР и слабослышащих обучающихся педагогами - членами психологопедагогического консилиума школы. Методы и приемы работы с ребенком ЗРР и слабослышащих обучающихся: В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала. Основное содержание Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; -развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа. 2. Развитие основных мыслительных операций: - навыков анализа, обобщения; - навыков группировки и классификации; - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. 3. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей. 5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 6. Развитие межполушарного взаимодействия. Структура программы: Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга: 1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов) 2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов) 3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов) 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов). Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе применения Луриевской батареи нейропсихологических тестов, адаптированных для детского возраста. Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 4045 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Ожидаемые результаты реализации программы: положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося; положительная динамика развития когнитивной сферы; отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с ЗРР и слабослышащих обучающихся; эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу. Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий 1 класс № Тема Кол-во часов 1 Входная диагностика 1 2 Развитие когнитивные навыки 25 3 Развитие эмоционально волевое 6 4 Итоговая диагностика 1 Всего 33 Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий 2-4 классы № Тема 1 Входная диагностика 1 2 Развитие когнитивные навыки 25 3 Развитие эмоционально волевое 7 4 Итоговая диагностика 1 Всего 34 № 1 Дата Кол-во часов Тема Входная диагностика 2 «Учимся образно мыслить!» 3 Календарно тематическое планирование. 1 класс Содержание Планируемые результаты Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы Оценка индивидуальных особенностей обучающегося Вводная часть. Настрой на Развитие зрительной занятие. «Мозговая опосредованной памяти. гимнастика «Сова», самоРазвитие логического массаж кистей рук Основная мышления. Развитие часть Задание 1. «Запомни произвольности движений. фигуры» Задание 2. «Логический квадрат» Задание 3. «Обводи точно» Когнитивные упражнения. «Организация рабочего места» Заключительная часть. Вводная часть Настрой на Развитие мышления занятие. Мозговая гимнастика (процессы обобщения). Кол-во часов 1 1 1 «Учимся обобщать и делать выводы!» 4 «Учимся устанавливат ь закономерно сти!» 5 «Учимся логически мыслить!» 6 «Учимся себя контролиров ать!» 7 «Говорим правильно!» «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночка» Основная часть Задание 1. «Четвертый лишний» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Задание 3. «Найди девятый» Когнитивные упражнения. «Послушать тишину» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Вводная часть Настрой на Развитие внутреннего занятие. Мозговая гимнастика плана действия. Развитие «Шапка для размышлений», мышления (установление дыхательное упражнение закономерностей). Основная часть Задание 1. Развитие произвольного «Поверни квадрат» Задание 2. внимания (устойчивость). «Найди девятый» Задание 3. «Пишущая машинка» Релаксация «Ковер – самолет» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие ассоциативного и занятие. Мозговая обобщающего мышления. гимнастика «Качание Развитие воображения. икр»,растяжка «Звезда» Основная часть Задание 1. «Свяжи слова» Задание 2. «Найди четвертый лишний» Задание 3. «Закончи рисунок» Коммуникативные упражнения. «Организация пространства листа» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие внутреннего занятие. Мозговая гимнастика плана действия. Развитие «Точки равновесия», произвольности движений. дыхательное упражнение. Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Бери осторожно» Когнитивные упражнения. «Чаша доброты» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие Вводная часть Настрой на Развитие зрительной занятие. Мозговая гимнастика памяти. Развитие «Точки Кука», растяжка по вербального мышления. осям, дыхательное Развитие речи. упражнение Основная часть Задание 1. «Заколдованные 1 1 1 1 8 «Учимся себя контролиров ать!» 9 «Учимся мыслить по аналогии!» 10 «Учимся сравнивать и обобщать!» 11 «Размышляй -ка!» слова» Задание 2. «Раздели на группы» Задание 3. «Фигуры и значки» Релаксация «Пляж» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение Задание 1. «Выбери главное» Задание 2. «Совмести фигуры» Задание 3. «Знай свой темп» Когнитивные упражнения. «Моя рука, твоя рука» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», растяжка с дыханием Основная часть Задание 1. «Назови четвёртое слово» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивные упражнения. «Лабиринт» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение, само-массаж ушных раковин. Основная часть Задание 1. «Одинаковое, разное» Задание 2. «Не путай цвета» Задание 3. «Что это?» Релаксация «Парусник» Когнитивные упражнения. «Найди фигуру» Заключительная часть Подведение итогов занятия Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночка» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Найди фигуры» Когнитивные упражнения. «Потянулись – сломались», «Поза» Заключительная часть. Развитие словеснологического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). 1 Развитие словеснологического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). 1 Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. 1 Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). 1 12 13 14 15 16 Подведение итогов занятия. «Говорим Вводная часть Настрой на правильно!» занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», глазодвигательные упражнения Основная часть. Задание 1. «Анаграммы» Задание 2. «Объедини пословицы» Задание 3. «Запомни и нарисуй» Коммуникативные. Упражнения. «Равновесие». Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Размышляй Вводная часть Настрой на -ка!» занятие. «Мозговая гимнастика «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди одинаковые» Когнитивные упражнения. «Шапка – невидимка» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на правильно занятие. Мозговая гимнастика ориентирова «Заземлитель», телесные ться!» упражнения. Основная часть. Задание 1. «Логический квадрат» Задание 2. «Назови по порядку» Задание 3. «Дружный хлопок» Коммуникативные. Упражнения. «Прощание частью тела» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на быть занятие. Мозговая гимнастика внимательны «Качание икр», растяжка ми!» «Лучики» Основная часть Коммуникативные упражнения. «Приветствие» Задание 1. «Составь слова» Задание 2. «Отыщи числа» Когнитивные упражнения. «Скажи наоборот» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Говорим Вводная часть Настрой на правильно!» занятие. Мозговая гимнастика Развитие речи. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. 1 Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). 1 Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. 1 Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). 1 Развитие воображения. Развитие 1 17 18 19 20 «Заземлитель», дыхательное пространственных упражнение Основная часть представлений. Развитие Задание 1. «Волшебники» логического мышления. Задание 2. «Кто больше?», Развитие речи. «Чье это?» Задание 3. «Говорим по марсиански» Когнитивные упражнения. «Визуализация цвета» Заключительная часть. Подведение итогов занятия «Логические Вводная часть Настрой на Развитие логического цепочки!» занятие. Мозговая гимнастика мышления. Развитие «Качание икр», дыхательное произвольности упражнение Основная часть (помехоустойчивость Задание 1. «Поезд» Задание 2. интеллектуальной «Не путай цвета» деятельности). Развитие Когнитивные упражнения. речи. «Колпак мой треугольный» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие мышления думать занятие. Мозговая (установление логично!» гимнастика «Точки закономерностей). равновесия», массаж ушных Развитие мышления раковин Основная часть (операция сравнения). Задание 1. «Найди девятый» Развитие внутреннего Задание 2. «Найди плана действия. одинаковые» Задание 3. «Архитектор» Когнитивные упражнения. «Визуализация человека» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Говорим Вводная часть Настрой на Развитие речи. Развитие правильно!» занятие. Мозговая внутреннего плана гимнастика «Шапка для действия. Развитие чувства размышлений», растяжка с времени. Развитие дыханием. Основная часть опосредованной памяти. Задание 1. «Бродилки» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Когнитивные упражнения. «Зашифрованное упражнение» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие смысловой запоминать!» занятие. Мозговая гимнастика памяти. Развитие «Ленивые восьмерки», внутреннего плана растяжка «травинка на ветру» действия. Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Поверни квадрат» 1 1 1 1 21 22 23 24 25 Когнитивные упражнения. «Зеркальные движения» Заключительная часть. Подведение итогов занятия «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие слуховой памяти. себя занятие. Мозговая гимнастика Развитие контролиров «Точки пространства», пространственных ать!» дыхательное упражнение представлений. Развитие Основная часть Задание 1. произвольности движений «Добавь слово» Задание 2. (преодоление «Раскрась фигуру» Задание 3. гиперактивности). Игра «Флажок» Когнитивные упражнения. «Золотая рыбка» Заключительная часть Подведение итогов занятия Вводная часть Настрой на Развитие внутреннего занятие. Мозговая гимнастика плана действия. Развитие «Учимся «Качание головой», телесные мышления (процессы работать по упражнения Основная часть синтеза). образцу!» Задание 1. «Муха» Задание 2. «Что здесь изображено?» Когнитивные упражнения. «Зеркало» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие произвольного занятие. Мозговая гимнастика внимания (переключение). «Качание икр», Основная Развитие наглядно«Учимся часть Задание 1. «Отыщи образного мышления. сравнивать и числа» Задание 2. «Преврати в Развитие произвольности анализироват квадрат» Задание 3. движений (умение ь!» «Запретное движение» затормозить движения). Когнитивные упражнения. «События по порядку» Релаксация «Росток» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие вербального занятие. Мозговая гимнастика мышления. Развитие «Фантазеры!» «Точки равновесия», растяжка пространственных «Дерево» Основная часть представлений. Развитие Задание 1. «Подбери слова» воображения. Задание 2. «Найди недостающий квадрат» Задание 3. «Закончи рисунки» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие речи. Развитие «Учимся занятие. Мозговая гимнастика вербального мышления обобщать!» «Точки равновесия» Основная (обобщение). Развитие часть Задание 1. «Пятый слухового восприятия. лишний» Задание 2. «Объясни 1 1 1 1 1 26 27 значение» Задание 3. «Назови и проверь постукиванием» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Учимся «Ленивые восьмерки», познавать и растяжка «Подвески» запоминать!» Основная часть Задание 1. «Этажи» Задание 2. «Какой цвет?» Задание 3. «Найди девятый» Когнитивные упражнения. «Тяни-толкай» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Рисование чувства. Как «Знакомство передать радость. Вербальный со страной и невербальный язык. чувств. Когнитивные упражнения.. Радость» «Визуализация волшебника» Медитативная техника «Лес». 28 «Знакомство со страной чувств. Грусть». 29 «Знакомство со страной чувств. Интерес». 30 «История о канцелярско й кнопке». 31 «Знакомство со страной чувств. Страх». 32 Рисование чувства. Когнитивные упражнения. «Визуализация перемещения» Медитация «Место, где мне хорошо». Рисование чувства. Мои сильные качества. Чем я похожа и чем отличаюсь от других людей. Что такое доброжелательность. Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике, с которым никто не хотел играть. С какими чувствами он дружит? Может ли он принести пользу? Упражнения. «Рубка дров» Способы преодоления гнева. Способы обращения за помощью. Рисование чувства. Страх и его относительность. Как справиться со страхом? Растяжка «Тянемся к солнышку» Дыхательное упражнения. Методы преодоления страха Рисование чувства. Ситуации Развитие речи. Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). 1 Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. Развитие положительного отношения к школе. Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения. 1 Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы. Развитие доброжелательного отношения к учителю. Проработка гнева и агрессии в рисунке, знакомство со способами снятия агрессии. Развитие конструктивных способов взаимодействия с одноклассниками. Обучение техникам релаксации. Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. Развитие конструктивного 1 1 1 1 1 33 «Знакомство со страной чувств. Обида». переживания обиды. Последствия обиды для личности. Упр. «Тух-тибу– дух» Способы выражения претензий Итоговая диагностика Диагностика когнитивной, эмоционально – волевой сферы общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций. Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой. Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы 1 2-4 классы № 1 Дата Тема Содержание Планируемые результаты Входная диагностика Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы Оценка индивидуальных особенностей обучающегося 2 «Учимся образно мыслить!» 3 «Учимся обобщать и делать выводы!» 4 «Учимся устанавливат ь Кол-во часов 1 Вводная часть. Настрой на Развитие зрительной занятие. «Мозговая опосредованной памяти. гимнастика «Сова», самоРазвитие логического массаж кистей рук Основная мышления. Развитие часть Задание 1. «Запомни произвольности движений. фигуры» Задание 2. «Логический квадрат» Задание 3. «Обводи точно» Когнитивные упражнения. «Организация рабочего места» Заключительная часть. Вводная часть Настрой на Развитие мышления занятие. Мозговая гимнастика (процессы обобщения). «Ленивые восьмерки», Развитие опосредованной растяжка «Струночка» памяти. Развитие Основная часть Задание 1. мышления (установление «Четвертый лишний» Задание закономерностей). 2. «Письмо инопланетянина» Задание 3. «Найди девятый» Когнитивные упражнения. «Послушать тишину» Заключительная часть Подведение итогов занятия. 1 Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. 1 Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). 1 закономерно сти!» 5 «Учимся логически мыслить!» 6 «Учимся себя контролиров ать!» 7 «Говорим правильно!» 8 «Учимся себя контролиров ать!» 9 «Найди девятый» Задание 3. «Пишущая машинка» Релаксация «Ковер – самолет» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие ассоциативного и занятие. Мозговая обобщающего мышления. гимнастика «Качание Развитие воображения. икр»,растяжка «Звезда» Основная часть Задание 1. «Свяжи слова» Задание 2. «Найди четвертый лишний» Задание 3. «Закончи рисунок» Коммуникативные упражнения. «Организация пространства листа» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие внутреннего занятие. Мозговая гимнастика плана действия. Развитие «Точки равновесия», произвольности движений. дыхательное упражнение. Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Бери осторожно» Когнитивные упражнения. «Чаша доброты» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие Вводная часть Настрой на Развитие зрительной занятие. Мозговая гимнастика памяти. Развитие «Точки Кука», растяжка по вербального мышления. осям, дыхательное Развитие речи. упражнение Основная часть Задание 1. «Заколдованные слова» Задание 2. «Раздели на группы» Задание 3. «Фигуры и значки» Релаксация «Пляж» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие словеснозанятие. Мозговая гимнастика логического мышления «Перекрестные движения», (выделение существенных дыхательное упражнение признаков). Развитие Задание 1. «Выбери главное» внутреннего плана Задание 2. «Совмести действия. Развитие фигуры» Задание 3. «Знай произвольности движений свой темп» Когнитивные (помехоустойчивость). упражнения. «Моя рука, твоя рука» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на Развитие словесно- 1 1 1 1 1 «Учимся мыслить по аналогии!» 10 «Учимся сравнивать и обобщать!» 11 «Размышляй -ка!» 12 «Говорим правильно!» 13 «Размышляй -ка!» занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», растяжка с дыханием Основная часть Задание 1. «Назови четвёртое слово» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивные упражнения. «Лабиринт» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение, само-массаж ушных раковин. Основная часть Задание 1. «Одинаковое, разное» Задание 2. «Не путай цвета» Задание 3. «Что это?» Релаксация «Парусник» Когнитивные упражнения. «Найди фигуру» Заключительная часть Подведение итогов занятия Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночка» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Найди фигуры» Когнитивные упражнения. «Потянулись – сломались», «Поза» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», глазодвигательные упражнения Основная часть. Задание 1. «Анаграммы» Задание 2. «Объедини пословицы» Задание 3. «Запомни и нарисуй» Коммуникативные. Упражнения. «Равновесие». Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. «Мозговая гимнастика «Точки логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. 1 Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). 1 Развитие речи. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. 1 Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция 1 14 15 16 17 равновесия» Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди одинаковые» Когнитивные упражнения. «Шапка – невидимка» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на правильно занятие. Мозговая гимнастика ориентирова «Заземлитель», телесные ться!» упражнения. Основная часть. Задание 1. «Логический квадрат» Задание 2. «Назови по порядку» Задание 3. «Дружный хлопок» Коммуникативные. Упражнения. «Прощание частью тела» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на быть занятие. Мозговая гимнастика внимательны «Качание икр», растяжка ми!» «Лучики» Основная часть Коммуникативные упражнения. «Приветствие» Задание 1. «Составь слова» Задание 2. «Отыщи числа» Когнитивные упражнения. «Скажи наоборот» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Говорим Вводная часть Настрой на правильно!» занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Волшебники» Задание 2. «Кто больше?», «Чье это?» Задание 3. «Говорим по марсиански» Когнитивные упражнения. «Визуализация цвета» Заключительная часть. Подведение итогов занятия «Логические Вводная часть Настрой на цепочки!» занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поезд» Задание 2. «Не путай цвета» Когнитивные упражнения. сравнения). Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. 1 Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). 1 Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. Развитие речи. 1 Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). Развитие речи. 1 18 19 20 21 22 «Колпак мой треугольный» Заключительная часть Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие мышления думать занятие. Мозговая (установление логично!» гимнастика «Точки закономерностей). равновесия», массаж ушных Развитие мышления раковин Основная часть (операция сравнения). Задание 1. «Найди девятый» Развитие внутреннего Задание 2. «Найди плана действия. одинаковые» Задание 3. «Архитектор» Когнитивные упражнения. «Визуализация человека» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Говорим Вводная часть Настрой на Развитие речи. Развитие правильно!» занятие. Мозговая внутреннего плана гимнастика «Шапка для действия. Развитие чувства размышлений», растяжка с времени. Развитие дыханием. Основная часть опосредованной памяти. Задание 1. «Бродилки» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Когнитивные упражнения. «Зашифрованное упражнение» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие смысловой запоминать!» занятие. Мозговая гимнастика памяти. Развитие «Ленивые восьмерки», внутреннего плана растяжка «травинка на ветру» действия. Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Поверни квадрат» Когнитивные упражнения. «Зеркальные движения» Заключительная часть. Подведение итогов занятия «Учимся Вводная часть Настрой на Развитие слуховой памяти. себя занятие. Мозговая гимнастика Развитие контролиров «Точки пространства», пространственных ать!» дыхательное упражнение представлений. Развитие Основная часть Задание 1. произвольности движений «Добавь слово» Задание 2. (преодоление «Раскрась фигуру» Задание 3. гиперактивности). Игра «Флажок» Когнитивные упражнения. «Золотая рыбка» Заключительная часть Подведение итогов занятия Вводная часть Настрой на Развитие внутреннего занятие. Мозговая гимнастика плана действия. Развитие 1 1 1 1 1 «Учимся работать по образцу!» 23 24 25 26 27 «Качание головой», телесные упражнения Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Что здесь изображено?» Когнитивные упражнения. «Зеркало» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», Основная «Учимся часть Задание 1. «Отыщи сравнивать и числа» Задание 2. «Преврати в анализироват квадрат» Задание 3. ь!» «Запретное движение» Когнитивные упражнения. «События по порядку» Релаксация «Росток» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Фантазеры!» «Точки равновесия», растяжка «Дерево» Основная часть Задание 1. «Подбери слова» Задание 2. «Найди недостающий квадрат» Задание 3. «Закончи рисунки» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на «Учимся занятие. Мозговая гимнастика обобщать!» «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Пятый лишний» Задание 2. «Объясни значение» Задание 3. «Назови и проверь постукиванием» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Учимся «Ленивые восьмерки», познавать и растяжка «Подвески» запоминать!» Основная часть Задание 1. «Этажи» Задание 2. «Какой цвет?» Задание 3. «Найди девятый» Когнитивные упражнения. «Тяни-толкай» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Рисование чувства. Как «Знакомство передать радость. Вербальный мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие нагляднообразного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). 1 Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. 1 Развитие речи. Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. 1 Развитие речи. Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). 1 Развитие дифференциации положительных эмоций, 1 со страной чувств. Радость» и невербальный язык. Когнитивные упражнения.. «Визуализация волшебника» Медитативная техника «Лес». 28 «Знакомство со страной чувств. Грусть». 29 «Знакомство со страной чувств. Интерес». Рисование чувства. Когнитивные упражнения. «Визуализация перемещения» Медитация «Место, где мне хорошо». Рисование чувства. Мои сильные качества. Чем я похожа и чем отличаюсь от других людей. Что такое доброжелательность. 30 «История о канцелярско й кнопке». 31 «Знакомство со страной чувств. Страх». Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике, с которым никто не хотел играть. С какими чувствами он дружит? Может ли он принести пользу? Упражнения. «Рубка дров» Способы преодоления гнева. Способы обращения за помощью. Рисование чувства. Страх и его относительность. Как справиться со страхом? Растяжка «Тянемся к солнышку» Дыхательное упражнения. Методы преодоления страха «Знакомство со страной чувств. Обида». Рисование чувства. Ситуации переживания обиды. Последствия обиды для личности. Упр. «Тух-тибу– дух» Способы выражения претензий 33 «Знакомство со страной чувств. Вина». Сказка о слоненке с шариками. Рисование чувства. Очищаем свое сердце. Добрые пожелания. 34 Итоговая диагностика Диагностика когнитивной, эмоционально – волевой сферы 32 снятие психоэмоционального напряжения. Развитие положительного отношения к школе. Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения. Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы. Развитие доброжелательного отношения к учителю. Проработка гнева и агрессии в рисунке, знакомство со способами снятия агрессии. Развитие конструктивных способов взаимодействия с одноклассниками. Обучение техникам релаксации. Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. Развитие конструктивного общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций. Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой. Развитие творческих способностей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии. Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы 1 1 1 1 1 1 1