1. Пояснительная записка Цель данной программы – коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи слабовидящих обучающихся. Задачи: 1. Устранение дефектов звукопроизношения; 2. Формирование фонематических процессов; 3. Уточнение и расширение лексического запаса; 4. Формирование лексико-грамматического строя речи; 5. Формирование полноценной связной речи 2.Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения адаптированной программы логопедического сопровождения слабовидящими обучающимися. Личностные результаты освоения АООПНОО соответствуют ФГОСНОО: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационнойдеятельности,наосновепредставленийонравственныхнормах,социально йсправедливостии свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поискасредствееосуществления; 2) освоениеспособоврешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствииспоставленнойзадачейиусловиями еереализации; определятьнаиболееэффективныеспособыдостижениярезультата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности испособностиконструктивнодействовать дажевситуацияхнеуспеха; 5) освоениеначальныхформпознавательнойиличностнойрефлексии; 6) использованиезнаковосимволическихсредствпредставленияинформациидлясозданиямоделейизучаемыхобъекто випроцессов,схемрешенияучебныхипрактических задач; 7) активноеиспользованиеречевыхсредствисредствинформационныхикоммуникационн ыхтехнологийдлярешениякоммуникативныхи познавательныхзадач; 8) использованиеразличныхспособовпоиска (в справочныхисточникахиоткрытомучебноминформационномпространствесетиИнтернет),с бора,обработки,анализа,организации,передачииинтерпретацииинформациивсоответствии скоммуникативнымиипознавательнымизадачамии технологиямиучебногопредмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) вцифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовитьсвоевыступлениеивыступатьсаудио-,видео-и графическимсопровождением; соблюдатьнормыинформационнойизбирательности,этикииэтикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целямии задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации исоставлять тексты вустнойиписьменной формах; 10) овладениелогическимидействиямисравнения,анализа,синтеза,обобщения,классифика циипородовидовымпризнакам,установленияаналогийипричинно-следственных связей,построениярассуждений, отнесениякизвестнымпонятиям; 11) готовностьслушатьсобеседникаивести диалог; готовностьпризнаватьвозможностьсуществованияразличныхточекзренияиправакаждогои метьсвою; излагатьсвоемнениеиаргументировать своюточкузренияи оценкусобытий; 12) определениеобщейцелиипутейеедостижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственноеповедение и поведениеокружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторонисотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных, технических идругих)всоответствии ссодержаниемконкретногоучебногопредмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умениеработатьвматериальнойиинформационнойсреденачальногообщегообразовани я(втомчислесучебнымимоделями)всоответствииссодержаниемконкретногоучебногопредм ета. Предметные результаты: 1) Нормативное (компенсированное) произношение всех звуков русского языка с учетомсистемнойсвязимеждуфонемамирусскогоязыка,ихартикуляторнойиакустическойхара ктеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа исинтезанауровнепредложения и слова); 2) Произношение без искажений звуко-слоговой структуры слова. 3) Сформированность просодических компонентов речи: 3.Содержание программы I этап: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базеразвития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. 2. Коррекция дефектов произношения. II этап: восполнение пробелов в развитии лексико – грамматических средств языка. 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частямречи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речипутёмовладениядетьмисловосочетаниями,связьюсловвпредложении,моделямипредло женийразличныхсинтаксическихконструкций. III этап: восполнение пробелов в формировании связной речи. 1.Развитие навыков построения связного высказывания: установленной логической последовательности, связности; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения 4 Тематическое планирование 1 класс Всего 66 часов, количество занятий в неделю – два № п/п Тема занятия 1. Обследование речи 1.Развитие лексической стороны речи (8ч) Слово как единица Выделение слова из текста, речевого речи. потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений, имеющихся в активном словаре слов. Слова – названия Слова – предметы, с которыми дети сталкиваются в быту, предметов. учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, название картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов. Слова – названия Слова – действия, с которыми дети действий. сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря. Слова – названия. Упражнения на активизацию и признаков обогащение словаря слов признаков: предметов. игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость и т.д. 1. 2. 3. 4. Содержание занятия Кол-во часов 4 1 1 1 1 Дата 5. 6. 7. 8. 11. Слово в составе предложения. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов-предметов, слов действий, словпризнаков. Слова с близким Практическое знакомство со значением. словами, близкими по значению. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Активизация и обогащение словаря синонимов. Слова с Практическое знакомство со противоположным словами, противоположными по значением. значению. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок. Слова с Распределение названий предметов обобщающим по группам. Подбор слов с значением. обобщающим значением по лексическим темам. Название видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол мебель, платье-? 2. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения (36ч) Уточнение общих Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на представлений о прослушивание (губы логопеда звуко-буквенном закрыты экраном); опознание звука составе русского по видимой артикуляции и другим языка. зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различениегласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук.Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу. 1 1 2 2 2 Уточнение различий в понятиях «звук» и «буква». 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе слов. Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и соответствующих им буквах. Звук [ш]. Буквы Ш Характеристика звука. Определение ш. места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Звук [ж]. Буквы Ж ж. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Дифференциация Подбор пар звуков по звонкостиглухости. Соотнесение с звуков [ш – ж]. соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкимиглухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Дифференциация Уточнение акустикозвуков [с – ш]. артикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Дифференциация Уточнение акустикозвуков [з – ж]. артикуляционных характеристик звонких звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. , Звуки [р – р ]. Буквы Характеристика звуков. Определение Р р. места звука в словах. Условнографическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с 2 2 2 2 2 2 2 печатного текста и соотнесение с образцом. 19. Звуки [л – л,]. Буквы Л л. 20. Дифференциация звуков [р – л]; [р, – л,]. 21. Звук [ч]. Буквы Ч ч. 22. Дифференциация звуков [ч – т,]. 23. Звук [щ]. Буквы Щ щ. 24. Дифференциация звуков [щ – с,]. 25. Дифференциация звуков [щ – ч]. 26. Звук [ц]. Буквы Ц ц. 27. Дифференциация звуков [ц – т]. Характеристика звуков. Определение места звука в словах. Условнографическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик звонких непарных звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 28. Дифференциация звуков [ц – ч]. 29. Словоизменение 30. Словообразование. Практическое овладение образованием слов признаков от слов предметов. Словообразование. Практическое овладение образованием слов при помощи суффиксов оттеночного значения: -к-, -ик-, еньк-, -оньк-, -ущ-, ющ-, -щ-. 31. 32. 33. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. 3. Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении (9ч) Упражнения на сопоставление разных форм слова в структуре высказываний (единственного и множественного числа, мужского и женского рода, разных падежных форм). Запись слов в разных формах (изолированно, в словосочетаниях и предложениях). Работа по уточнению значений новых слов. 2 2 2 Образование новых слов различными 2 способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением). Анализ значений образованных слов. Включение вновь образованных слов в различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Практическое Упражнения на уточнение и 1 овладение автоматизацию навыков образования образованием слов новых слов суффиксальным при помощи способом. Анализ значений суффиксов: -онок-, - образованных слов. Включение ёнок- (дет. вновь образованных слов в животных) различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Практическое Упражнения на уточнение и 2 овладение автоматизацию навыков образования образованием слов новых слов суффиксальным при помощи способом. Анализ значений суффиксов: -щик-, образованных слов. Включение чик-, -ист-, -тельвновь образованных слов в (профессии). различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). 4. Связная речь и профилактика смысловых ошибок при чтении и письме (4 ч) 34. 35. 36. 37. 38. Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе на какуюлибо тему. Слушание текста. Анализ его содержания путем ответов на вопросы и посредством опоры на соответствующую сюжетную картинку. Определение главной мысли в тексте. Придумывание названия текста. Смысловые Упражнения в выделении из текста характеристики отдельных предложений и анализ текста и его состав. смысловой связи между ними. Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием. Диалогическая речь Прослушивание текстов, рассказов и развитие или сказок, содержащих диалоги коммуникативной персонажей. Моделирование активности. диалогов на разные темы (например, разговор по телефону, беседа о прошедшем выходном и т.п.). Итоговое занятие. Повторение пройденного материала. Обследование речи 1 1 2 1 4 2 класс Всего 68 часов, количество занятий в неделю – два № Тема п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. . 12. 13. Обследование речи Раздел 1. Повторение (10ч) Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Речь. Предложение. Предложение. Слово. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слоги. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков (обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой Ь). Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Глухие и звонкие парные согласные звуки. Раздел 2. Словообразование (40ч) Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов оттеночного значения (ласк.-уменьш.): -к-, -ик-, -ущ-, -ющ-, щ-, -оньк-, -еньк-. Согласование. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов (дет. животных): -онок-, -ёнок-. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов (профессии): -щик-, -чик-, -ист-. КолДата во часов 4 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 24. 25. 26. 27. 28. Практическое овладение навыками образования имен прилагательных от имен существительных. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок. Практическое овладение детьми подбором однокоренных слов. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Понятие о предлогах и способах их использования. Закрепление предлогов. Упражнения в раздельном написании предлогов со словами. Дифференциация предлогов и приставок. Практическое овладение детьми различением и употреблением антонимов. Практическое овладение детьми различением и употреблением синонимов. Практическое овладение детьми различением и употреблением омонимов. Практическое овладение детьми различением и употреблением многозначных слов. Раздел 3. Связная речь (10ч) Формирование представлений о тексте. Выделение предложений из сплошного текста. Восстановление деформированного предложения. Восстановление начала текста по его концу. Восстановление конца текста по заданному началу. 29. Обследование речи 4 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 3 3 3 4 2 3 3 3 3 2 2 2 2 2 3 класс Всего 68 часов, количество занятий в неделю – два № Тема 1. 5. 6. 7. 8. Обследование речи Раздел 1. Повторение(10ч) Речь. Предложение. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Уточнение понятий. Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слова. Ударение. Ударный и безударный слоги. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных I и II ряда. 9. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. 2 10. Мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой «Ь» в середине слова. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Раздел 2. Морфемный состав слова (20ч) Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. 1 п/п 2. 3. 4. 11. 12. 13. Колво часов 4 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Дата 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 35 36 37 Безударные гласные в корне. Ударение. Упражнения в нахождении орфограммы в слове. Непроизносимая согласная в корне слова. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Окончание. Практическое овладение навыками образования имен прилагательных от имен существительных. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Раздел 3. Связная речь (28ч) Текст. Признаки текста. Тема и основная мысль в тексте. Заглавие и его роль в структуре текста. Определение количества предложений в тексте. Выделение предложений из сплошного текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. Восстановление начала текста по его концу. Восстановление конца текста по заданному началу. Составление рассказа по вопросам и сюжетной картине. Определение темы рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам. Составление рассказа по сюжетной картине и заданному плану. Составление плана связного высказывания. Построение самостоятельного связного рассказа (описательного, повествовательного, рассуждения). Обследование речи 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 3 2 2 3 3 1 2 1 4 4 класс Всего 68 часов, количество занятий в неделю – два № п/п Тема Колво часов 1. 4 3. Обследование речи Раздел 1. Повторение. Предложение и слово. Морфемный состав слова. (12ч) Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Выделение словосочетаний из предложений. 4. Составление предложений из словосочетаний. 2 5. Сложные предложения. Распространение и сокращение предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. 2 2. 6. 2 2 2 Дата 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. Состав слова. Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. Суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставки пространственно-временного значения. 2 Окончание. Выделение слов с безударными гласными. Подбор проверочных слов. Раздел 2. Согласование и словоизменение (18ч) Имя существительное. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Практическое употребление существительных разного рода. Практическое употребление существительных в форме В.п. Практическое употребление существительных в форме Р.п. Практическое употребление существительных в форме Д.п. Практическое употребление существительных в форме Т.п. Практическое употребление существительных в форме П.п. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с существительным в роде. Согласование имен прилагательных с существительным по числам и падежам. Глагол. Согласование глагола с именем существительным в числе. Согласование глагола с именем существительным в роде. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Раздел 3. Связная речь (28ч) Уточнение практического представления о тексте. Определение количества предложений в тексте. Выделение предложений из сплошного текста. Работа с деформированными предложениями. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Сложное предложение. Употребление союзов: и, а, но. Сложное предложение. Употребление союзов: потому что, чтобы, когда. Восстановление начала текста по данному концу. Восстановление конца текста по его началу. Восстановление переставленных частей текста. Работа с деформированным текстом. Восстановление отсутствующих предложений в тексте. Определение темы рассказа. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39. 40. 41. 42. 43. 44. № Определение последовательности предложений в тексте. Установление зависимости между предложениями. Составление плана связного высказывания. Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам. Составление рассказа по сюжетной картине и заданному плану. Построение самостоятельного связного рассказа (описательного, повествовательного, рассуждения). Обследование речи 1 1 1 1 1 4 Календарно-тематическое планирование 1 класс Тема занятия Содержание учебного материала Кол-во часов 1-4 5. Обследование Слово как единица речи. 6. Слова – названия предметов. 7. Слова – названия действий. 8. Слова – названия. признаков предметов. 9. Слово в составе предложения. Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений, имеющихся в активном словаре слов. Слова – предметы, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, название картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов. Слова – действия, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря. Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость и т.д. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов-предметов, словдействий, слов- 4 1 1 1 1 1 Дата признаков. 10. Слова с близким значением. 1112 Слова с противоположным значением. 1314 Слова с обобщающим значением. 1516 Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе русского языка. Практическое знакомство со словами, близкими по значению. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Активизация и обогащение словаря синонимов. Практическое знакомство со словами, противоположными по значению. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок. Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Название видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол мебель, платье-? Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на прослушивание (губы логопеда закрыты экраном); опознание звука по видимой артикуляции и другим зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различениегласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук.Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу. Уточнение различий в понятиях «звук» и «буква». 1 2 2 2 1718 1920. 2122 2324 2526. 2728 2930. 3132 3334 Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе слов. Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и соответствующих им буквах. Звук [ш]. Буквы Ш Характеристика звука. Определение ш. места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Звук [ж]. Буквы Ж ж. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Дифференциация Подбор пар звуков по звонкостиглухости. Соотнесение с звуков [ш – ж]. соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкимиглухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Дифференциация Уточнение акустикозвуков [с – ш]. артикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Дифференциация Уточнение акустикозвуков [з – ж]. артикуляционных характеристик звонких звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. , Звуки [р – р ]. Буквы Характеристика звуков. Определение Р р. места звука в словах. Условнографическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Звуки [л – л,]. Буквы Характеристика звуков. Определение Л л. места звука в словах. Условнографическое обозначение мягкого согласного. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Дифференциация Уточнение акустико, артикуляционных характеристик звуков [р – л]; [р – , звонких непарных звуков. л ]. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения на подбор слов с заданными звуками. 3536 Звук [ч]. Буквы Ч ч. 3738 Дифференциация звуков [ч – т,]. 3940 Звук [щ]. Буквы Щ щ. 4142 Дифференциация звуков [щ – с,]. 4344 Дифференциация звуков [щ – ч]. 4546. Звук [ц]. Буквы Ц ц. 4748 Дифференциация звуков [ц – т]. 4950 Дифференциация звуков [ц – ч]. 5152. Словоизменение 5354 Словообразование. Практическое овладение образованием слов признаков от слов предметов. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Характеристика звука. Определение места звука в словах. Закрепление образа печатной и письменной буквы в упражнениях. Списывание с печатного текста и соотнесение с образцом. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик глухих звуков. Упражнения на подбор слов с заданными звуками. Упражнения на сопоставление разных форм слова в структуре высказываний (единственного и множественного числа, мужского и женского рода, разных падежных форм). Запись слов в разных формах (изолированно, в словосочетаниях и предложениях). Работа по уточнению значений новых слов. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5556 57 58 59 60 61 62 6366 Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением). Анализ значений образованных слов. Включение вновь образованных слов в различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Практическое Упражнения на уточнение и овладение автоматизацию навыков образования образованием слов новых слов суффиксальным при помощи способом. Анализ значений суффиксов: -онок-, - образованных слов. Включение ёнок- (дет. вновь образованных слов в животных) различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Практическое Упражнения на уточнение и овладение автоматизацию навыков образования образованием слов новых слов суффиксальным при помощи способом. Анализ значений суффиксов: -щик-, образованных слов. Включение чик-, -ист-, -тельвновь образованных слов в (профессии). различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Уточнение Слушание текста. Анализ его представлений о содержания путем ответов на тексте как вопросы и посредством опоры на развернутом рассказе соответствующую сюжетную на какуюлибо тему. картинку. Определение главной мысли в тексте. Придумывание названия текста. Смысловые Упражнения в выделении из текста характеристики отдельных предложений и анализ текста и его состав. смысловой связи между ними. Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием. Диалогическая речь Прослушивание текстов, рассказов и развитие или сказок, содержащих диалоги коммуникативной персонажей. Моделирование активности. диалогов на разные темы (например, разговор по телефону, беседа о прошедшем выходном и т.п.). Итоговое занятие. Повторение пройденного материала. Обследование речи Словообразование. Практическое овладение образованием слов при помощи суффиксов оттеночного значения: -к-, -ик-, еньк-, -оньк-, -ущ-, ющ-, -щ-. 2 1 1 1 1 1 1 4 № Календарно-тематическое планирование 2 класс. Тема. Содержание учебного материала КолДата во часов 1-4 2-3 Обследование речи Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 4 2 4 Речь. Предложение. 1 Предложение. Слово. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. 7 Слог. Деление слов на слоги. 8 Ударение. Ударный и безударный слоги. 9-10 Дифференциация гласных и согласных звуков. 11- Дифференциация мягких и твердых согласных звуков 12 (обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой Ь). 13- Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. 14 Глухие и звонкие парные согласные звуки. 15- Практическое овладение навыками образования слов при 16 помощи суффиксов оттеночного значения (ласк.-уменьш.): . к-, -ик-, -ущ-, -ющ-, -щ-, -оньк-, -еньк-. Согласование. 17- Практическое овладение навыками образования слов при 18 помощи суффиксов (дет. животных): -онок-, -ёнок-. 19- Практическое овладение навыками образования слов при 21 помощи суффиксов (профессии): -щик-, -чик-, -ист-. 22- Практическое овладение навыками образования имен 24 прилагательных от имен существительных. 25- Практическое овладение навыками образования слов при 27 помощи приставок. 28- Практическое овладение детьми подбором однокоренных 30 слов. 31- Дифференциация родственных и однокоренных слов. 33 34- Понятие о предлогах и способах их использования. 37 Закрепление предлогов. Упражнения в раздельном написании предлогов со словами. 38- Дифференциация предлогов и приставок. 39 40- Практическое овладение детьми различением и 42 употреблением антонимов. 43- Практическое овладение детьми различением и 45 употреблением синонимов. 46- Практическое овладение детьми различением и 48 употреблением омонимов. 49- Практическое овладение детьми различением и 51 употреблением многозначных слов. 52- Формирование представлений о тексте. 54 55- Выделение предложений из сплошного текста. 57 5 6 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 2 3 3 3 3 3 3 5860 6162 6364 6568 Восстановление деформированного предложения. 3 Восстановление начала текста по его концу. 2 Восстановление конца текста по заданному началу. 2 Обследование речи 4 № 1-4 5 6 7 8 9 10 11 1213 14 1516 1718 1920 2122 2324 2526 2728 2930 3132 3334 3536 3738 Календарно-тематическое планирование 3 класс Тема. Содержание учебного материала. Колво часов Обследование речи 4 Речь. Предложение. 1 Предложение. Слово. 1 Звуки и буквы. Уточнение понятий. Гласные звуки и 1 буквы. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слова. 1 Ударение. Ударный и безударный слоги. 1 Дифференциация гласных и согласных звуков. 1 Дифференциация гласных I и II ряда. 1 Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. 2 Мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой «Ь» в середине слова. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. 1 Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Безударные гласные в корне. Ударение. Упражнения в нахождении орфограммы в слове. Непроизносимая согласная в корне слова. 2 2 2 2 2 Практическое овладение навыками образования слов при 2 помощи суффиксов. Практическое овладение навыками образования слов при 2 помощи приставок. Дифференциация предлогов и приставок. 2 Окончание. 2 Практическое овладение навыками образования имен прилагательных от имен существительных. Антонимы. 2 Синонимы. 2 2 Дата 3940 41 42 43 4445 4647 4850 5152 5354 5557 5860 61 6263 64 6568 № Омонимы. 2 Текст. Признаки текста. Тема и основная мысль в тексте. Заглавие и его роль в структуре текста. Определение количества предложений в тексте. 1 1 1 2 Выделение предложений из сплошного текста. 2 Восстановление последовательности предложений в тексте. Восстановление начала текста по его концу. 3 Восстановление конца текста по заданному началу. 2 Составление рассказа по вопросам и сюжетной картине. Определение темы рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам. Составление рассказа по сюжетной картине и заданному плану. Составление плана связного высказывания. 3 Построение самостоятельного связного рассказа (описательного, повествовательного, рассуждения). Обследование речи 3 1 2 1 4 Календарно-тематическое планирование 4 класс Тема. Содержание учебного материала Колво часов 1-4 Обследование речи 5-6 Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. 7-8 Выделение словосочетаний из предложений. 9-10 Составление предложений из словосочетаний. 1112 1314 1516 1718 1920 2122 2324 25- 2 Сложные предложения. Распространение и сокращение предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. 4 2 2 2 2 2 Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор 2 прилагательных к словам – предметам. Состав слова. Корень как главная часть слова. Подбор 2 однокоренных слов. Суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. 2 Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. 2 Приставки пространственно-временного значения. 2 Окончание. 2 Дата 26 2728 2930 3132 33 34 35 36 37 38 Выделение слов с безударными гласными. Подбор проверочных слов. Имя существительное. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Практическое употребление существительных разного рода. Практическое употребление существительных в форме В.п. Практическое употребление существительных в форме Р.п. Практическое употребление существительных в форме Д.п. Практическое употребление существительных в форме Т.п. Практическое употребление существительных в форме П.п. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с существительным в роде. Согласование имен прилагательных с существительным по числам и падежам. Глагол. Согласование глагола с именем существительным в числе. Согласование глагола с именем существительным в роде. 3940 4142 4344 4546 47 Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. 48 Уточнение практического представления о тексте. 49 Определение количества предложений в тексте. 50 Выделение предложений из сплошного текста. 51 Работа с деформированными предложениями. 52 Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 53 Сложное предложение. Употребление союзов: и, а, но. 54 Сложное предложение. Употребление союзов: потому что, чтобы, когда. 55 Восстановление начала текста по данному концу. 56 Восстановление конца текста по его началу. 57 Восстановление переставленных частей текста. 58 Работа с деформированным текстом. Восстановление отсутствующих предложений в тексте. 59 Определение темы рассказа. 60 Определение последовательности предложений в тексте. Установление зависимости между предложениями. 61 Составление плана связного высказывания. 62 Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам. 63 Составление рассказа по сюжетной картине и заданному плану. 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64. Построение самостоятельного связного рассказа (описательного, повествовательного, рассуждения). 65- Обследование речи 68 1 4