РП психокоррекционных курсов (дефектологических)docx

Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу
коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
▪Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015
N35847).
▪Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
▪Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении
ФГОС ОВЗ".
▪Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно1эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и
дополнениями от 27 октября 2020 г.
▪Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
▪ Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ Лицей № 109.
▪Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Лицей № 109;
Программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» для младших
школьников с ЗПР (вариант 7.1, 7.2) разработана на основе Адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1, 7.2), в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: Создание комплекса условий для повышения эффективности обучения
и воспитания детей с ЗПР, формирование у обучающихся школьно-значимых умений и
навыков, атакже приёмов умственной деятельности.
Задачи работы:


Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;




Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром
вещей,явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
Формирование и развитие мыслительных операций;



Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;



Формирование и развитие пространственной ориентировки;



Обучение приёмам планирования деятельности,
самоконтроля, целенаправленности деятельности;
Воспитание самостоятельности в работе;





контроля и

Формирование произвольной деятельности и развитие эмоциональноволевойсферы;
Формирование сенсомоторных координаций.

Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:


планирование материала от простого к сложному;



дозирование помощи взрослого;



постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной
работеучащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания
усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп
выполнениязаданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения
(КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются
одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии.
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается подгрупповая форма
занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и
предметную направленность.
Длительность занятий: 20- минут – индивидуальное занятие, 40 минут подгрупповое. Одно занятие в неделю, занятия за год.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения
ПМПК. При поступлении ребёнка учитель-дефектолог проводит первичную
диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей
(автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или
подгрупповая) осуществляет учитель- дефектолог самостоятельно, исходя из
особенностей
развития
ребёнка
по
результатам
диагностики

Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:


планирование материала от простого к сложному;



дозирование помощи взрослого;



постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе
учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания
усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения
заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где
игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по
нескольким направлениям работы на каждом занятии.
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается подгрупповая форма занятий
(по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную
направленность.
Длительность занятий: 20- минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Одно
занятие в неделю, занятия за год.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК.
При поступлении ребёнка учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя
материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик
О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учительдефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам
диагностики.
Критерии оценки результативности работы по программе.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики
психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием
эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии
детей; заметные улучшения формировании волевой регуляции и произвольной деятельности,
навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического
исследования фиксируются в заключении специалиста.
2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
 эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;


эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;



сочувствовать другим людям, сопереживать;



чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,



стремиться к совершенствованию собственной речи;



любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;



интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;



потребность в чтении;



интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;



интерес к изучению языка;



осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово, внутренней
позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения устойчивого и широкого интереса к познанию
математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в
окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;





положительная адекватная самооценка на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
установка в поведении на принятые моральные нормы;



чувства гордости за достижения отечественной математической науки;



способность реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о
математике;



проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели урока;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;




в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;



самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;



воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий,
высказывать собственное мнение о явлениях науки;
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации,
осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
проявлять познавательную инициативу;







действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность.

Познавательные УУД:



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках;



фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;



строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



расширять свои представления о математике и точных науках;



произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);



осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных
условий;
осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его
отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие
компоненты или свойства сравнивать, проводить классификацию и сериацию по
самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;
строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии;







устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;


владеть монологической и диалогической формами речи;высказывать и обосновывать свою
точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения
целей сотрудничества;
адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей
деятельности;
аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки
совместного решения;
понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие
точек зрения;
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для
окружающих высказывания;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее;




















проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других
участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Планируемые результаты коррекционной работы:



все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала;
соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка
возрастной норме;






повышение учебной мотивации;
снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;
организованность поведения ребенка;
позитивные тенденции личностного развития.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе.
3 Содержание коррекционного курса
Развитие высших психических функций является важной базовой составляющей
психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как,
письмо, чтение и счет.
Программа включает разделы, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в
развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного
материала.
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. На этом этапе
осуществляется обследование развития высших психических функций с использованием
различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с
учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем

Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почеркапосредством развития
каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящѐн развитию учебных
навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных
представлений и графических умений.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
русскому языку.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
звуков, определение
парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Слогообразующая роль гласных
звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных
звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Использование
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красная строка
(абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения
слова; определение значения слова в тексте. Различение однозначных и многозначных слов,
прямого и переносного значения слов: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и
антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Выделение в слове корня, основы, окончания,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Осознание значения
суффиксов и приставок.
Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.
Различение имѐн существительных одушевленных и неодушевленных, отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?». Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение
имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по
числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам.
Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2 и 3-му склонению.
Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имѐн существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3- го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных.
Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение
и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов
по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II

спряжения глаголов (практическое овладение). Возвратные глаголы. Словообразование глаголов
от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление
наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение
предложений по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое
предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых
вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и
нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и
с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами. Различение простых и сложных предложений. Сложное предложение (общее
представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в
положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн и др.; перенос слов; прописная буква в
начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые
гласные и согласные в корне
слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в (пишешь, учишь), мягкий знак в
глаголах, в сочетании не изменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак
после шипящих на конце имѐн существительных (ночь, рожь, мышь); соединительные о и е, в
сложных словах (самолет, вездеход); е и и в суффиксах имен существительных (ключик –
ключика, замочек - замочка); безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на –мя, - ий, -ья, ье, -ия, -ов, - ин); безударные окончания имен
прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа –ться; безударные
личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки
препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки
препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях;
запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями:
словесный отчет о выполненной работе; связанные высказывания на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки
текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие
законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность
частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление
планов
к
данным
текстам

В процессе работы с программным материалом развиваются фонематический слух, восприятие и
мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят
коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития
каждого учащегося.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
математике.
Числа и величины
Счѐт предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счѐта. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Время.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между
единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов и результатов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических
действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения,
вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовое
выражение. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в
сумме, множителей в произведении. Использование свойств арифметических действий для
удобства вычислений.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления
многозначных чисел на однозначное, двузначное и трѐхзначное число. Способы проверки
правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов
действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Использование
буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а
= а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Текстовые задачи
Задача. Структура задачи. Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических
действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Задачи, содержащие отношения «больше
на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем
всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход),
расчѐта стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара. Задачи на время (начало,
конец, продолжительность события). Решение задач разными способами.
Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.). Задачи на нахождение
доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше— ниже, слева —
справа, за — перед, между, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.). Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная;

многоугольник (треугольник, четырѐхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников. Геометрические тела. Распознавание и
называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, параллелепипед, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц
длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр.
Вычисление периметра многоугольника, прямоугольника, квадрата. Площадь. Единицы площади
(квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр,
квадратный километр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и
познавательной активности, внимания и самоконтроля.
Мониторинг развития высших психических функций. Проводится повторное психологопедагогическое обследование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность
коррекционной работы.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа
Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями);

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
1. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
2. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной
деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия строятся на сочетании различных
форм организации образовательного процесса: групповой и индивидуальной, а также на
современных технологиях:
- технологии развития умственной деятельности:
- проблемно-поисковые
- технологии моделирующего обучения (учебные игры); - коммуникативно-диалоговые.
- технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах).
группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Групповые занятия проводятся
в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционоразвивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий
зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с
учетом работы с ним других специалистов.
Критерии оценки результативности работы по программе. Помимо первичного
обследования, в конце учебного года проводится итоговое психолого-педагогическое
обследование развития детей, используя те же методы, что и при первичном обследовании, но на
другом наглядном и практическом материале. На каждое обследование отводится 1-3 занятия, в
зависимости от возможностей ребѐнка.
В течение учебного года педагог следит за успехами и неудачами детей в усвоении
ими учебного материала, а результаты фиксирует в специальном листе наблюдения.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей;
заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков
контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные обследования фиксируются
в заключение специалист
4.Календарно- тематическое планирование занятий.
1 класс– 1 дополнительный (1 занятие в неделю)
№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во
часов

Коррекционные цели

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций
(2занятия)
Осень.
Формирование знаний
1
1
Знакомство с
Обведение
о сезонных явлениях,
характерными
листьев по
развитиеречи, развитие
признаками, осенними
трафарету.
наглядно- образного
месяцами, погодой
мышления
данного времени года
2
1
Знакомство с
«Найди лишнее» Знакомство с частями
Временные
суток, с их
частями суток, сих
представлен
последовательностью
последовательность
ия
ю
Классная
Знакомство с классом.
3
1
Развитие
комната
Развитие навыков
навыков
Упражнения на каллиграфии.
пространственно
штриховку.
й ориентировки.
Коррекция
мелкой
моторики.

«Зрительн
ый
диктант».
Количест
во
предмето
в.
Моя семья

Определение количества
предметов.

1

Формирование знаний и
представлений о членах
семьи

1

6

Геометрически
е фигуры.
Квадрат, круг.

Знакомство с
геометрическими
фигурами.

1

7

«Запомни
цвета»
Отношение
порядка
следования
Рисование
прямых
линий

Понятия: первый,
последний, крайний,
перед, после

1

Вертикальные и
горизонтальные прямые
линии

1

«Волшебн
ый
мешочек».
Разглядыван
ие
предметов.
Геометрическ
иефигуры:
прямоугольн
ик,овал.

Формирование навыка
тактильно узнавать
предметы

1

Знакомство с
геометрической фигурой
круг.

1

Части и целое

Формирование навыка
узнавать предмет по части
и собирать из частей
целый предмет

1

4

5

8

9

10

11

Развитие
зрительного
внимания,
формирование
развитие
зрительного
восприятия.
Развитие речи, развитие
внимания к
окружающему
лицам.
Развитие
зрительного
восприятия,
внимания,
формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие речи,
расширение
математических
представлений.
Развитие
зрительного
внимания, развитие
зрительного
восприятия,
формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие мелкой
моторики,
развитие
тактильного
восприятия.
Развитие
зрительного
внимания, развитие
зрительного
восприятия,
формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие
целостного и
дифференцированн
ого восприятия,
развитие
зрительного
внимания, развитие
наглядно-образного
мышления

12

Запоминание
предметов.
Число и цифра

Состав числа, порядок
числа, соотнесение с
предметами, написание

1

13

«Порядок
предметов».
Число и
цифра.

Состав числа, порядок
числа, соотнесение с
предметами, написание

1

14

Написание
элементов
букв

Элементы строчных,
заглавных букв: крючки,
петли

1

15

Написание цифр. Состав числа, порядок
числа, соотнесение с
предметами, написание

1

16

«Опиши
предмет»
Составление
рассказа
«Зимние
забавы».

Формирование знаний о
зимних видах спорта, о
детских играх зимой

1

Элементы строчных,
заглавных букв: крючки,
петли

1

Формировать умение
складывать звуки в слоги

1

17

18

Заглавная и
строчная
буква.
Чтение слогов.

19

Написан
ие
слогов.

Элементы строчных,
заглавных букв: крючки,
петли, соединение букв

1

20

Решение
примеров
на
сложение

Состав числа, порядок
числа, сложение и
вычитание.

1

Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных
операций.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных
операций.
Развитие зрительного
вниманияи
зрительного
восприятия, развитие
зрительно-моторной
координации,
формирование
пространственной
ориентациина листе
бумаги.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных
операций.
Развитие
воображения,
развитие речи,
расширение и
уточнение
словарного запаса
Развитие мелкой
моторики рук,
развитие координации
движений.
Сенсорное развитие,
развитиекругозора,
развитие словаря,
развитие нагляднообразногомышления
Развитие зрительного
вниманияи
зрительного
восприятия, развитие
зрительно-моторной
координации,
формирование
пространственной
ориентациина листе
бумаги.
Формирование
математических
представлений,
развитие

и
вычитание.

21

22

«Что
перепутал
художник?»
Решение
задач водно
действие.

мыслительных
операций.
Рассмотрение картинок,
анализ ошибок на
рисунках

1

Развитие мышления,
речи

Выделение главной мысли
в
задаче. Определение
вопроса.

1

Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных
операций.
Развитие
тактильных
ощущений,
мышления,
моторики
Развитие мышления,
пространст
венных
представле
ний, речи.
Развитие зрительного
внимания, развитие
зрительного
восприятия,
формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных
операций.
Социально-бытовая
ориентировка,
расширение знаний об
окружающем мире,
расширение словарного
запаса,
развитие памяти,
развитие речи
Коррекция зрительного
восприятия, сенсорное
развитие,
развитие речи,
мышления
Расширение знаний,
развитиесловаря,
развитие
мыслительных
процессов,
развитие памяти,

23

«Волшебн
ый
мешочек»

Отгадывание предметов
на ощупь.

1

24

«Найди
отличия».

Сравнение предметов по
размеру, форме и цвету.

1

25

«Продолжи
логический
ряд»
Геометрическ
иефигуры.

Закрепление знаний о
геометрических фигурах

1

26

Прямой и
обратный
счет в
пределах 10.

Состав числа, порядок
числа, соотнесение с
предметами, написание

1

27

«Исклю
чи
лишнее
».

Исключение лишних
предметов по различным
признакам.

1

28

«Качественн
ыепризнаки
предметов».

Описание различных
предметов

29

Сходств
ои
различие
.

Сравнение предметов по
назначению, форме, цвету
величине

1

речи

1
Повторение
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2
занятия)
2 класс
(1 занятие в неделю)
№
Тема
Тематическое содержание Количе
Коррекционные цели
п/п
ство
часов
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия)
Развитие графических навыков (3 часа)
1 Ориентирование на
Упражнение «Солнышко»,
1
Развитие пространственных
листе бумаги и в
упражнения на понимание
представлений через умение
пространстве
сторон «право-лево»,
ориентироваться на плоскости
«верх-низ», «центр», «круг
листа, посредствам закрепления
в круге»
понятий: вверху, внизу, слева,
справа, впереди, сзади.
Проведение параллельных
Развитие зрительной памяти
2 Рисование узоров,
1
элементов букв и
линий – вертикальных и
посредством воспроизведения
цифр
наклонных. Графический
данных учителем узоров,
«Одновременное
диктант
элементов букв и цифр.
рисование»
Развитие памяти, слухового
3
Работа в прописях Работа над формой букв.
1
Графический диктант.
внимания, посредством
Работа в прописях.
написания геометрических и
Рисование фигур, букв и
знаковых диктантов.
цифр в воздухе.
Формирование
каллиграфического навыка
путем написания прописных и
строчных букв и соединение их
в слоги. Развитие зрительной
памяти и внимания,
посредством написания
графических диктантов
(точечных)
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
русскому языку (14 часов)
Развитие зрительной памяти
4
Звуки и буквы.
Алфавит. «Буква и звук».
1
посредством запоминания
Фонетический
Упражнения на изменение
ряда букв и звуков,
разбор.
смысла слов (пруд-прут).
расположенных в
5
Упражнения в
Алфавит. «Буква и звук».
1
определѐнном порядке.
обозначении звуков
Упражнения на изменение
Формировать графические
буквами
смысла слов (пруд-прут).
умения.
Упражнения в
6
Слуховой диктант.
1
Формировать умения простого
определении и
«Найди и исправь
фонематического анализа:
ошибки».
проверке безударной
выделять (узнавать) звук на
гласной в корне
фоне слова и выделять звук из
слова, проверяемой
слова (в начале и в конце
ударением
30

7

8

Твердые и мягкие
согласные звуки.
Правописание
согласные звуки.
Правописание
парных согласных в
корне слова.
Упражнения в
написании
сочетаний ЧК, ЧН

Слуховой диктант.
«Найди и исправь
ошибки».

1

1

слова).
Формировать умение находить
орфограммы. Развитие речи,
слухового восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развивать умение
анализировать зрительно
воспринимаемые объекты,
анализировать
последовательность действий

9

10

11

12

13

14
15

16

17

18

19
20

21

Упражнения в
и совершать последовательно
1
написании
действия и по инструкции
сочетаний ЧА, ЩА,
педагога. Корригировать и
ЧУ, ЩУ
развивать: связную устную
речь, зрительное восприятие
Части речи.
Разложи слова по
1
при работе с карточкой.
Существительное.
группам, разбери слова по
Правописание
схемам
собственных имен
существительных
Игра «Живое – неживое»
1
Упражнения в
различении
одушевленных и
неодушевленных
имен
существительных
Разложи слова по
1
Части речи.
группам, разбери слова по
Прилагательное.
схемам.
Упражнения в
определении
прилагательных по
вопросам
Изменение
1
существительных по
числам. Имена
существительные,
употребляющиеся
только в одном
числе
Изменение глагола
1
по числам
Правописание
1
частиц НЕ с
глаголами.
Местоимение
1
(личное), как часть
речи: его значение,
употребление в речи
1
Правописание
предлогов с именами
существительными
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала
по математике (13 часов)
Нумерация. Устный Устный счет. «Лишнее
Выполнять сложение,
1
вычитание чисел в
счет. Состав числа.
число», «Соотнеси число с
пределах10, 20, опираясь на
картинкой»
знание их состава из двух
Сравнение
1
слагаемых. Развитие речи и
выражений
мышления через умение
Решение примеров
Устный счет. «Домино»
1
сравнивать числа
на сложение и
Развитие активности и
вычитание вида
внимания через устный счѐт с
«36+2, 36+20»
элементами игры
Решение примеров
Устный счет: примеры «с 1
Развивать умения проводить
на сложение и
окошечками» на
анализ и синтез числа,
вычитание
нахождение неизвестных
устанавливать отношения
вида«26+7, 25+3, 25- слагаемого, уменьшаемого

3, 35-7»
Решения примеров
изученных видов

22

Порядок действий.
Сравнение
выражений
Устный счет:
нахождение
неизвестных
слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого
Задачи на
увеличение и
уменьшение на
несколько единиц
Действия деление и
умножение.
Умножение деление
на 2 и 3; простые
задачи на сложение
вычитание.
Решение задач на
умножение деление
с опорой на рисунок

23

24

25

26
27

28

и вычитаемого 100.
«Реши цепочку», «Пройди
лабиринт», «Поднимись
на вершину»

«часть – целое».
Уметь обобщать. Развивать
умение планировать ход
деятельности и работать по
алгоритму.
Внутренний план действия
(алгоритм работы над задачей)
найти вопрос- ответ
Внутренний план действия
(алгоритм работы над задачей)
найти вопрос- ответ. Развитие
внимания, логического
мышления

1
1

Устный счет: примеры «с 1
окошечками» на
нахождение неизвестных
слагаемого, уменьшаемого
и вычитаемого в пределах
100.
Подчеркни главное в
1
тексте, заполни таблицу,
реши задачу, проверь по
плану
1
Работа с таблицей
умножения. Решение
задач и примеров.

1

Подчеркни главное в
тексте, заполни таблицу,
реши задачу, проверь по
плану

1

Решение задач на
1
умножение деление
с опорой на рисунок
30
1
Геометрические
«Танграм», «Составь
фигуры
рисунок из фигур»
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия)
3 класс (1 занятие в неделю)
29

№ п/п

Тема

Психологопедагогическое
обследование
развития высших
психических
функций.
1

2

Тематическое содержание

Кол-во
часов
2

Коррекционные цели

Развитие графических навыков (3 часа)
Манипуляции с
Пальчиковая гимнастика.
Развитие мелкой моторики
1
мелкими предметами Работа с пинцетом и
рук посредством тренировки
Крупами. Лепка. Мозаика.
пальцев рук. Развитие
Работа с глиной.
мелкой моторики рук,
механической памяти,
Рисование узоров,
«Одновременное
1
устной речи посредством
элементов букв и
рисование» Проведение
пальчиковой гимнастики
цифр
параллельных линий –
(инсценировки)
вертикальных и
Развитие зрительной памяти
наклонных. Графический
посредством
диктант.

воспроизведения данных
учителем узоров, элементов
букв и цифр.
Развитие памяти, слухового
внимания, внимания
посредством написания
геометрических и знаковых
диктантов. Формирование
каллиграфического навыка
путем написания прописных
и строчных букв и
соединение их в слоге.
Развитие зрительной памяти
и внимания посредством
написания графических
диктантов.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
русскому языку (14 часов)
4
Определение
Составление слов и
Развитие зрительной памяти
1
количества слогов в
слогов. Игра «Пройди
посредством запоминания
слове. Деление слов
лабиринт»
ряда букв и звуков,
на слоги.
расположенных в
определенном порядке.
5
Составление слов по
1
схемам
Развитие лог. мышления
посредством завершения
Текст и
Добавь слово.
6
1
лог. цепочек слов.
предложение
Составление
Развитие восприятия и
предложений, определить
фонематического слуха
вид по цели высказывания
путем узнавания и
и интонации. Составление
выделения гласного и
текста.
согласного звука.
Составление
7
1
«Дополни предложение
Развитие зрительной памяти
словосочетаний и
словами», «Закончи
посредством запоминания
предложений
предложение», цепочки
ряда букв и звуков,
слов. Деформированный
3

Коррекция почерка

Работа над формой букв.
Графический диктант.
Работа в прописях.
Рисование фигур, букв и
цифр в воздухе.

1

8

Деление текста на
части

9

Состав слова.
Корень

текст.
«Добавь слово»
Составление
предложений, составление
текста
Алфавит. Упражнения с
глухими и звонкими
согласными. Зрительноорфографический
диктант.
Игра «Собери слово»,
Игра «Подбери слово к
схеме» Найди и исправь
ошибки

1

1

расположенных в
определенном порядке.
Формировать графические
умения, фонематического
анализа: выделять (узнавать)
звуки на фоне слова и
выделять звук на фоне слова,
выделять звук из слова (в
начале и в конце слова)
Формировать умение
находить орфограммы.
Развитие речи, слухового
восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развивать умение
анализировать зрительно
воспринимаемые объекты,
анализировать
последовательность
действий и совершать
последовательно действия
по инструкции педагога.
Корригировать и развивать:
связную устную речь;
зрительное восприятие при
работе с карточкой;
зрительное восприятие при
работе с карточкой.

Приставка и
1
суффиксы.
Упражнение на
образование слов
11
Упражнение на
1
образовании слов с
помощью
суффиксов,
приставок
12
1
Непроизносимые
согласные
13
1
Имя
существительное.
Число имени
существительного
Изменение
14
1
существительных по
вопросам
15
Склонение имен
1
прилагательных
16
Глагол как часть
1
речи. Упражнение в
нахождении
глаголов в тексте.
17
Изменение глаголов
1
по временам.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
математике (13 часов)
Выполнять сложение,
18
Устная и письменная Устный счет. «Домино».
1
вычитание чисел в
нумерация чисел от «Лишнее число»,
«Лабиринт»
пределах100, опираясь на
1 до 100
знание их состава из двух
Сложение в
19
Решение примеров.
1
слагаемых.
«Найди закономерность»
пределах 100 без
Развитие речи и мышления
перехода через
через умение сравнивать
разряд
числа. Развитие активности
Таблица умножения Работа с таблицей
20
1
и внимания через устный
на 2-3 и
умножения. Работа с
счет с элементами игры.
соответствующие
таблицей, решение задач и
Развивать умения проводить
случаи деления
примеров найди ответ,
анализ и синтез числа,
реши.
устанавливать отношения
Таблица умножения
21
1
«часть-целое»
на 4-5 и
Уметь обобщать. Развивать
соответствующие
умение планировать ход
случаи деления
деятельности и работать по
22
Таблица умножения
1
10

23

24

25

26

27

28

29

30

на 6-7 и
соответствующие
случаи деления
Таблица умножения
на 8-9 и
соответствующие
случаи деления
Решение задач.
Деление по
содержанию и
деление на равные
части.
Умножение на 0 и на
1. Умножение 0 на
любое число
Компоненты деления
и умножение.
Проверка деления
умножением.
Нахождение
периметра
геометрических
Упражнение на
сложение и
вычитание чисел в
пределах 100.
Правила о порядке
выполнения
действий
Письменные приемы
сложения и
вычитания в
пределах 100.
Мониторинг
развития высших
психических
функций
Итого

1

1

1
Решение примеров.
«Найди закономерность»
1

алгоритму (алгоритм
работы над задачей) найти
вопрос- ответ. Внутренний
план действий.
Развитие внимания,
логического мышления
Развитие умения
дифференцировать разряды
чисел. Развитие речи,
мышления через умение
сравнивать числа.
Развитие умения
планировать ход
деятельности и работать по
алгоритму. Развивать
активность мыслительной
деятельности через решение
примеров в два действия.

1

1

1
Решение примеров.
«Найди закономерность»
1

2

34ч
4 класс

№ п/п

Темы

Психологопедагогическое
обследование
развития высших
психических
функций

Тематическое содержание

Кол-во
часов
2

Развитие графических навыков (3 часа)

Коррекционные цели

Формирование
каллиграфического
навыка путем написания
прописных и строчных букв
и соединение их в слоги.
Развитие зрительной памяти
и внимания посредством
написания графических
диктантов.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
русскому языку (12 часов)
Текст и
«Дополни предложение
Текст. Отличие
4
1
предложение
совами»,
текста от набора
«Закончи предложение»,
предложений.
цепочки слов.
Развитие логического
Деформированный
мышления посредством
текст
завершения логических
цепочек слов. Корригировать
Однородные
«Распространи
5
1
и развивать связную устную
члены
предложение»,
речь. Корригировать и
предложения.
ошибки»,
развивать
Связь однородных предложения» «Исправь
мыслительную деятельность
членов в
«Составь
(установление логических и
предложении с
причинно-следственных
помощью
связей).
интонации
Составлять предложения с
перечисления
однородными подлежащими
и союзов.
и однородными сказуемыми,
Простые и
«От простого к сложному
6
1
редактировать тексты.
сложные
и наоборот»
Разбирать по членам
предложения
предложения
распространѐнные и
Правописание
7
«Верно-неверно»
1
нераспространѐнные
гласных и
предложения с однородными
согласных в
членами и без них.
корнях слов.
Наблюдать,
как соединяются
однородные подлежащие и
однородные сказуемые в
предложении (с помощью
союзов и, а, но или без
союзов).
8
Упражнение в
1
Развитие логического
склонении имѐн
мышления посредством
существительных
завершения логических
и
цепочек. Корригировать и
в распознавании
развивать связную устную
падежей
речь. Корригировать и
развивать

1-2-3

Коррекция
почерка

Работа над формой букв.
Графический диктант.
Работа в прописях
Рисование фигур, букв и
цифр в воздухе.

3

Падежные
окончания имен
существительных
единственного
числа 1, 2, 3 – го
склонения.
Способы
проверки
безударных
падежных
окончаний имѐн
существительных
Правописание
падежных
окончаний имен
прилагательных
женского рода в
родительном,
дательном,
творительном
и предложном
падежах
Склонение
имѐн
прилагательных
во
множественном
числе.

1

12

Упражнение в
правописании
местоимений и
правильном
употреблении их в
речи.

1

13

Неопределенная
форма глагола.
Образование
временных форм
от глагола в
неопределенной
форме.

1

9

10

11

1

1

мыслительную деятельность
(установление логических и
причинно- следственных
связей). Устанавливать
управляющее
слово, включая предлог, от
которого зависит падеж
существительного,
определять тип склонения и
падеж
существительных, выделять
в предложениях
существительные,
прилагательные, в которых
окончание является
орфограммой.

Применять на практике
различные способы проверки
правописания безударных
падежных окончаний имѐн
прилагательных в форме
мужского, среднего и
женского рода
единственного числа
Выделять личные
местоимения в предложении
(в тексте). Устанавливать
лексическое значение
личных местоимений по
лексическому значению
существительных, которые
они заменяют. Наблюдать за
личными местоимениями
единственного и
множественного числа при
склонении (работать с
таблицей) и устанавливать,
как они изменяются.
Выделять глаголы в
неопределенной форме в
предложении (в тексте).
Строить алгоритм выделения
Основы глаголов в
неопределенной форме.
Наблюдать и сравнивать

лексическое значение
глаголов в
неопределѐнной форме с
частицей –ся и без неѐ.
Различать лексическое
значение глагола в
неопределенной форме с
частицей –ся и без неѐ.
15
1
Составлять текст на
заданную тему с
использованием глаголов.
Наблюдать (анализировать) и
устанавливать, как по
неопределѐнной форме
глагола определить все его
возможные формы времени.
Устанавливать на практике
по неопределенной форме
Данного глагола все
Его возможные формы
времени.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по
математике (15 часов)
Нумерация чисел
Устный счет. «Лишнее
Развитие умения
16
1
в пределах 1000
число», «Лабиринт»
дифференцировать разряды
чисел. Развитие речи и
мышления через умение
сравнивать числа
Числовые
Развивать активность
17
Решение примеров.
1
«Найди
закономерность»
выражения.
Мыслительной деятельности
Порядок
через решение примеров в
выполнения
два действия.
действий.
Сложение и
вычитание
Приемы
Развивать мышление через
18
«Найди дату»
1
письменного
«математическая цепочка»
Умение применять правила о
вычитания
переместительном
трехзначных
свойстве сложения на
чисел
практике.
19-20
Приемы
Соотнеси число с
2
Развитие умения
письменного
картинкой», «Шифровка»
дифференцировать примеры.
умножения
Развитие активности и
трехзначного
вниманияьчерез приѐмы
числа на
письменного умножения с
однозначное
элементами игры.
число
Увеличение
Развитие быстроты реакции
21
ИКТ
1
(уменьшение)
и мыслительной
числа в 10, 100 и
деятельности
1 000 раз
через решение примеров на
умножение и деление.
22
Единицы площади
1
Умение работать с
23
Единицы массы
1
именованными числами
14

Изменение
глаголов
настоящего
и будущего
времени
по лицам и числам
(спряжение
Упражнение в
распознавании
спряжения
глаголов
по
неопределенной
форме.

1

24

Единица времени

25

Решение задач на
определение
начала,
продолжительност
и и конца
события

Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по
картинке»

1

26

Решение задач на
увеличение
(уменьшение)
числа на
несколько единиц,
выраженных
в косвенной
форме

«Обратная задача»
Решение задач по таблице
Составление
Схемы по смыслу задачи.

1

27

Приемы
письменного
умножения
многозначного
числа на
однозначное
число
Приемы
письменного
деления
многозначного
числа на
однозначное
число
Решение задач
на движение

28

29

30

Письменное
умножение
и деление
многозначного
числа на
двузначное,
трѐхзначное число

1

1

Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по
картинке»

времени, массы и площади
Умение работать
с именованными числами
времени, массы и площади.
Умение определять время по
часам с точностью до часа,
минуты.
Умение анализировать части
суток, времена года
Развитие воображения,
мышления посредством
решения простых задач на
сложение и вычитание.
Развитие речи, воображения,
мышления через составление
задач по картинке и их
решение.
Развитие зрительного
восприятия и мышления
через заполнение
пробелов в таблицах.
Развитие логического
мышления через умение
рассуждать,
правильно отвечать на
вопросы учителя.
Развитие умения
дифференцировать примеры.
Развитие активности и
внимания через приѐмы
письменного умножения с
элементами игры.

1

Развитие умения
дифференцировать примеры.
Развитие активности и
Внимания через приѐмы
письменного деления с
элементами игры

1

Развитие воображения,
Мышления посредством
решения простых задач
на сложение и вычитание.
Развитие речи, воображения,
мышления через
составление задач по
картинке и их решение.
Развитие умения
дифференцировать примеры.
Развитие активности и
внимания через приѐмы
письменного
деления с элементами игры

1

Мониторинг
развития высших
психических
функций
Итого
1.

2

34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».