Пояснительная записка Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по курсу коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными, региональными и локальными нормативными документами: ▪ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023). ▪Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N35847). ▪Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». ▪Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". ▪Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и дополнениями от 27 октября 2020 г. ▪Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ▪ Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ Лицея № 109. ▪Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Лицея № 109 Цель психологической программы– создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения. Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных качеств. Задачи коррекционной работы: 1. Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности; 2. Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики; 3. Формирование положительной мотивации к обучению; 4. Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности; 5. Создание благоприятного психологического климата; 6. Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми; 7. Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям 8. Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций; 9. Определение динамики развития обучающегося; 10. Психологическое просвещение педагогов и родителей Формы работы по реализации программы: Индивидуальная Групповая (2-4 чел.) Условия реализации программы Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 33 занятий за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 20-30 минут. Содержание программы. Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока: 1.Развитие и коррекция познавательной сферы: - развитие внимания, памяти, мышления; - приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; - становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; - расширение словарного запаса. 2. Самопознание. Что я знаю о себе: - формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир; - умение определять личностные качества свои и других людей; - формирование адекватной самооценки; - достоинства и недостатки; - навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями; 3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие: - становление умения владеть средствами общения; - формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; - формирование коллективного обсуждения заданий; - установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику; - способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я». 4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: - чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние; - формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; - отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; - понятие группового давления и принятие собственного решения; - формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения; - поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению; - коррекция агрессивности обучающихся. Содержание программы. 1.Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов). Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения. 3.Самопознание (7 часов). Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение. 4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов). Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов). Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся. Планируемый результат: -Повышение продуктивности внимания; - Развитие мышления, памяти; - Развитие мелкой моторики; - Развитие навыков совместной деятельности; - Гармонизация эмоционального состояния ребенка; - Развитие адекватной самооценки; - Развитие коммуникативных умений и навыков; - Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий; - Гармонизация психоэмоционального состояния; - Овладение методам саморегуляции; - Социализация и адаптация в современном обществе. Обучающиеся должны уметь: - признавать собственные ошибки; - сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру; - выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией; - анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; - контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; - работать самостоятельно в парах, в группах - адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя; - уметь отстаивать свое мнение; - уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние Тематическое планирование Раздел программы Тема урока Неделя Кол-во час 1 неделя 2 3 неделя 1 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самоценность Мои достижения Буду делать хорошо и не буду плохо 15 неделя 16 неделя 17 неделя 1 1 1 Взаимодействие 18 неделя 1 Как мы видим друг друга Я глазами других Дружба начинается с улыбки 19 неделя 20 неделя 21 неделя 1 1 1 Разговор взглядов. Пойми меня 22 неделя 1 Развитие к ативных навыков. Я и другие Самопознание. Что я знаю о себе Развитие и коррекция познавательной сферы Увеличение объема внимания и наблюдательности Увеличение уровня распределения внимания Усиление концентрации и устойчивости внимания Тренировка переключения внимания Развитие слуховой памяти Развитие зрительной памяти Развитие ассоциативной памяти Развитие мыслительных навыков: классификация Развитие мыслительных навыков: обобщение Причинно-следственные отношения Зачем нужно знать себя? Мое тело Мой волшебный мир 1 Умеем ли мы вежливо общаться? Поведение в общественных местах Урок мудрости (уважение к старшим) Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции Чувства и поступки Стресс Почему некоторые привычки бывают вредными Умей выбирать Я отвечаю за свое решение Хозяин своего «Я» _________ 23 неделя 24 неделя 25 неделя 1 1 1 26 неделя 1 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 - 33 неделя 1 1 1 1 1 2