Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ по
курсу коррекции составлена в соответствии с требованиями федеральными,
региональными и локальными нормативными документами:
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2023).
▪Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N35847).
▪Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об
организации
работы
логопедического
пункта
общеобразовательного
учреждения».
▪Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
▪Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с изменениями и
дополнениями от 27 октября 2020 г.
▪Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
▪ Адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ Лицея №
109.
▪Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ
Лицея № 109
Цель психологической программы– создание социально-психологических
условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся
и их успешного обучения.
Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфера и личностных
качеств.
Задачи коррекционной работы:
1.
Выявление уровня развития высших психических функций, запаса
общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта,
индивидуально-типологических свойств личности;
2.
Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления,
памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
3.
Формирование положительной мотивации к обучению;
4.
Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы,
навыков
коммуникации,
повышение
самооценки,
предупреждение
агрессивности;
5.
Создание благоприятного психологического климата;
6.
Формирование положительных межличностных взаимоотношений
между детьми;
7.
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к
другим людям
8.
Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам
выражения эмоций;
9.
Определение динамики развития обучающегося;
10. Психологическое просвещение педагогов и родителей
Формы работы по реализации программы:
Индивидуальная
Групповая (2-4 чел.)
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 33
занятий за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 20-30 минут.
Содержание программы.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой
степени включает 4 основных блока:
1.Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих
улучшению социальных навыков;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое
тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение
контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение
к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать
товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного
образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение
чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной
происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения
идентифицировать собственные эмоциональные
состояния;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и
взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- коррекция агрессивности обучающихся.
Содержание программы.
1.Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня
распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания.
Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная
память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков:
классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
3.Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка
достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8
часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг
друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем
нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств.
Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать
собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия:
«соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости.
отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и
взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения.
формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения.
Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт»,
отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности
обучающихся.
Планируемый результат:
-Повышение продуктивности внимания;
- Развитие мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками
занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их
исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние
Тематическое планирование
Раздел
программы
Тема урока
Неделя
Кол-во час
1 неделя
2
3 неделя
1
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Самоценность
Мои достижения
Буду делать хорошо и не буду плохо
15 неделя
16 неделя
17 неделя
1
1
1
Взаимодействие
18 неделя
1
Как мы видим друг друга
Я глазами других
Дружба начинается с улыбки
19 неделя
20 неделя
21 неделя
1
1
1
Разговор взглядов. Пойми меня
22 неделя
1
Развитие к ативных
навыков. Я и другие
Самопознание.
Что я знаю о
себе
Развитие и коррекция
познавательной сферы
Увеличение объема внимания и наблюдательности
Увеличение уровня распределения внимания
Усиление концентрации и устойчивости внимания
Тренировка переключения внимания
Развитие слуховой памяти
Развитие зрительной памяти
Развитие ассоциативной памяти
Развитие мыслительных навыков: классификация
Развитие мыслительных навыков: обобщение
Причинно-следственные отношения
Зачем нужно знать себя?
Мое тело
Мой волшебный мир
1
Умеем ли мы вежливо общаться?
Поведение в общественных местах
Урок мудрости (уважение к старшим)
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое
эмоции
Чувства и поступки
Стресс
Почему некоторые привычки бывают вредными
Умей выбирать
Я отвечаю за свое решение
Хозяин своего «Я»
_________
23 неделя
24 неделя
25 неделя
1
1
1
26 неделя
1
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 - 33 неделя
1
1
1
1
1
2