ДООП Наш театр 2025-2026

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол № 16 от «27» июня 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея № 109
__________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «27» июня 2025 № 273/1-О

«НАШ ТЕАТР»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 4 года
объем программы: 864 часа
художественная направленность

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Кульба Светлана Александровна

Екатеринбург
2025

1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МАОУ Лицее №109
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022

№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
2

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13.Устав МАОУ Лицея109.

3

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Программа
имеет художественную направленность. Дополнительная
общеразвивающая программа «Наш театр» дополняет предмет «Литературное
чтение. Литературное чтение на родном (русском) языке» и учебники по
литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская и др.;
направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с
текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового
и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы;
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию через сценическое искусство.
Новизна. Актуальность. Отличительные особенности:















Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются
новые педагогические технологии, ориентированные на формирование
общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения на основе опыта инсценирования,
драматизации, декламации;
личностно-ориентированная технология через темперамент и индивидуальный
стиль творческой деятельности.
Актуальность образовательной программы это:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание
художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и
чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение
способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

4







готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Отличительные особенности общеразвивающей программы «Наш театр»:

комплексный подход к решению поставленных задач;

овладение выразительными средствами речи;

отработка элементов психотехники в учебных этюдах;

познание окружающего мира через театрализованную игру;

актерское мастерство, инсценировка произведений;

преемственность.
Адресат программы
В программе «Наш театр» участвуют дети 7-10 лет. Этот возраст выражен
яркой памятью, интересом, эмоциональностью, попыткой самостоятельного
воспроизведения.
Стадия наглядно-действенного анализа характеризуется через поэтические
произведения и литературные инсценировки.
Обучается 3 группы по 15 человек, три раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий
Образовательный процесс в МАОУ Лицее №109 строится с учётом
индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса
реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет
достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного
ребёнка и создать условие для развития личности.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего учебного
года.
Допускается
прием обучающихся
в
течение
учебного года.
Продолжительность учебного года соответствует календарно-учебному графику.
В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся; продолжаться в форме поездок, экскурсий и т.п.
- проводиться на базе специальных учебных заведений, музеев и театров.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий
должна превышать:

детей не

- в учебные дни — 3 часа
5

- в выходные и каникулярные дни — 3 часа.
После 40 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Деятельность детей осуществляется в группе всем составом.
Численный состав каждой группы «Наш театр» - 15 человек. Всего набирается
3 группы.
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории с учетом просмотра их
способности к непосредственно природной игре. Основанием для зачисления
является согласие родителей и классных руководителей о приеме.
Объем общеразвивающей программы 1-ый год обучения (стартовый уровень):
Наименование
объединения

Промежуточная
аттестация

Театральная
студия «Наш
театр»

Входящая диагностикаоктябрь; промежуточная
диагностика-ноябрь,
декабрь, февраль, март;
итоговая диагностика –
контроль-май

Группы
1

-

6 ч.

-

Кол-во часов в
год
216

Объем общеразвивающей программы 2-ой год обучения (базовый уровень):
Наименование
объединения

Промежуточная
аттестация

Театральная
студия «Наш
театр»

Входящая диагностикаоктябрь; промежуточная
диагностика-ноябрь,
декабрь, февраль, март;
итоговая диагностика –
контроль-май

Группы
1

-

6 ч.

-

Кол-во часов в
год
216

6

Объем общеразвивающей программы 3-ий год обучения (продвинутый
уровень):
Наименование
объединения

Промежуточная
аттестация

Театральная
студия «Наш
театр»

Входящая диагностикаоктябрь; промежуточная
диагностика-ноябрь,
декабрь, февраль, март;
итоговая диагностика –
контроль-май

Группы
1

-

6 ч.

-

Кол-во часов в
год
216

Объем общеразвивающей программы 4-ый год обучения (продвинутый
уровень):
Наименование
объединения

Промежуточная
аттестация

Театральная
студия «Наш
театр»

Входящая диагностикаоктябрь; промежуточная
диагностика-ноябрь,
декабрь, февраль, март;
итоговая диагностика –
контроль-май

Группы
1

-

6 ч.

-

Кол-во часов в
год
216

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий
Вводное занятие по организации и формированию творческих групп, беседа
по истории современных детских театров.
Практические занятия, где дети осваивают выразительные средства речевого
взаимодействия, знакомятся с нормами современного литературного произношения,
проведение тренингов по развитию актерского мастерства.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
спектакли, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт или
театрализованный спектакль. Проводится для школьников, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение театральных представлений, концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей.

7

Формы подведения результатов: индивидуальная презентация творческих
талантов учащихся, проведение открытого занятия по теме «Познание окружающего
мира через театрализованную игру» творческий отчет учащихся по результатам
освоения программы, спектакль, мастер-класс.
2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание условий для максимально полного развития личности
школьника путем приобщения к сценическому искусству.
Задачи:
Развивающие:
- развивать общекультурные ценности личности обучающего (эмпатию,
толерантность)
- совершенствовать духовно-нравственную культуру;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей у детей
младшего школьного возраста;
- развитие сюжетно-ролевой игры для воспитания школьника;
- создание благоприятных условий для развития семейного сценического
творчества;
Обучающие:
- овладеть технологиями театрального искусства и технологиями творческого
самовыражения;
- овладение выразительным чтением, совершенствованием всех видов речевой
деятельности;
- образно-эмоциональное восприятие окружающего мира через сценическое
искусство;
Воспитательные:
- сформировать навыки межличностного общения и сотрудничества в
коллективной деятельности.
- популяризация достижений в области сценического искусства для
повышения мотивации и интереса обучающихся.
Планируемые результаты изучения освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Наш театр»
Личностные результаты:




формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;
ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации;
декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8

Метапредметные результаты:









овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты.
Предметные результаты:






достижение уровня общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух
и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства
выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по
ролям, инсценирование, драматизация и т.д.).

Модуль «Вводные занятия»
Цель: ознакомление обучающихся с целями, правилами и расписанием занятий
театрального коллектива
Задачи:
 провести инструктаж по ТБ и ППБ:
 познакомить обучающихся с правилами поведения на занятиях;
 познакомить обучающихся друг с другом и создать коллектив.
Модуль «Игровая деятельность»
Цель: знакомство обучающихся с видами и функциями игры
Задачи:
 познакомить обучающихся с видами игр;
 научить обучающихся самостоятельно решать игровые ситуации;
9

 научить обучающихся использовать игровые диалоги.
Модуль «Театральный этюд»
Цель: обучение искусству постановки театрального этюда.
Задачи:
 познакомить учащихся с понятием «театральный этюд»;
 обучить учащихся основам импровизации.
Модуль «Школьного актёрского мастерства»
Цель: обучение учащихся основам этикета, развитие личных психических качеств
обучающихся.
Задачи:
 познакомить обучающихся с понятием этикета и его основами;
 создать условия для развития памяти, внимания и наблюдательности
учащихся.
Модуль «Школа речевого общения»
Цель: развитие речи обучающихся.
Задачи:
 создать условия для развития дикции обучающихся;
 обучить учащихся искусству интонирования;
 повысить уровень культуры общения учащихся;
 поставить сценический голос учащихся.
Модуль «Ритмопластика»
Цель: улучшение координации движений учащихся.
Задачи:
 познакомить учащихся с понятием «ритмопластики»;
 обучить учащихся грамотному использованию мимики и жеста.
Модуль «Построение пьесы»
Цель: знакомство учащихся с основами драматургии.
Задачи:
 познакомить учащихся с основными драматургическими терминами.
Модуль «Театральная игра»
Цель: развитие творческой личности школьника.
Задачи:
 создать условия для развития творческого и нестандартного мышления
учащихся.
Модуль «Сценическое движение»
Цель: улучшение координации движений и развитие физических качеств учащихся.
Задачи:
 развить способность учащихся к ориентированию в пространстве;
 улучшить осанку и походку учащихся;
 укрепить мышцы учащихся.
Модуль «Работа над репертуаром»
Цель: подготовка отчётного спектакля.
Задачи:
 распределить роли;
10

 разработать эскизы костюмов и декораций;
 подготовить спектакль для аттестации.
2.3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Учебно-тематический план 1-ый год обучения (стартовый уровень)
Номера
уроков

Название раздела.
Тема.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное. Инструктаж.
Знакомство с локальными
актами. Игры на сплочение
коллектива.

4

2

2

Беседа, опрос,
игровая
программа

2

Игровая деятельность

6

2

4

Творческое
задание,
педагогическое
наблюдение

История игры. Иградраматизация

2

2

0

Фронтальный
опрос

Игровые ситуации. Способы
их решения

2

0

2

Творческое
задание

Игровые диалоги

2

0

2

Театральный этюд

20

4

16

Что такое актёрский этюд

2

2

0

Лаборатория актёра и
режиссёра

2

2

0

Этюдные импровизации:
изображение животных и
предметов

6

0

6

Игра
«Крокодил»

Сказка-миниатюра

6

0

6

Педагогическое

3

Конкурс
«Лучший этюд»

11

наблюдение

4

5

Упражнение «Придумай
миниатюру»

6

0

6

Мини-спектакль

Школа актёрского
мастерства

48

4

42

Актёрский
тренинг

История этикета. Виды
этикета

8

4

4

Ситуационные
задачи

Правила зрительского
этикета

4

2

2

Педагогическое
наблюдения

Понятие «сценический
образ»

4

0

4

Знакомство со сценической
терминологией

2

2

0

Тренинги и упражнения на
внимание

10

0

10

Тренинги и упражнения на
восприятие

10

0

10

Тренинги и упражнения на
наблюдательность

10

0

10

Работа с
предметами

Школа речевого общения

44

8

36

Конкурс на
лучшее
сочинение

Знакомство с понятиями
«техника речи», «дикция»

2

2

0

Стили речи

2

2

0

Монолог и диалог

4

2

2

Культура общения

4

2

2

Игры-рифмы

6

0

6

Командная игра
«Фотограф»

Описать речевой
портрет

12

6

7

Артикуляционная
гимнастика

4

0

4

Дыхание и артикуляционные
упражнения

6

0

6

Дикционные упражнения

6

0

6

Творческие игры со словом

4

0

4

Скороговорки, пословицы,
поговорки, загадки

6

0

6

Зачин с
элементами
устного
народного
творчества

Ритмопластика

12

2

10

Занятие-зачёт

Что такое ритмопластика

2

0

2

Координация движения

4

0

4

Использование мимики,
жестов, двигательных
навыков

6

0

6

Работа над репертуаром

80

12

68

Обсуждение замысла,
образов и характеров героев

6

6

0

Обсуждение воплощения
декораций и костюмов

6

6

0

Чтение по ролям

8

0

8

Проживание сюжетных
линий героев

14

0

14

Репетиции по мизансценам

8

0

8

Сводная репетиция

10

0

10

Музыкальная репетиция

8

0

8

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

13

8

Генеральная репетиция

20

0

20

Аттестация

2

0

2

Всего:

216

16

200

Отчётный
концертспектакль

Содержание программы 1-ый год обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Знакомство с локальными актами Лицея, инструктаж по ТБ и ППБ.
Практика:
Викторина по ППБ.
Игры на сплочение коллектива: «Царь», «Краски».
Тема 2. Игровая деятельность
Теория:
История игры. Игра-драматизация. Подвижные игры.
Практика:
Игровые ситуации и способы их решения. Игры: «Лиса в саду», «Приглашение»,
«Теремок».
Игровые диалоги. Игры: «Молоко», «Коты».
Интеллектуально-познавательные игры (викторины): вопросы на эрудицию и
сообразительность.
Тема 3. Театральный этюд
Теория:
Что такое актёрский этюд. Лаборатория актёра и режиссёра.
Проблемная ситуация: конфликт и способы решения.
Практика:
14

Этюдные импровизации. Изображение животных и предметов. Сказка-миниатюра.
Упражнение «Придумай миниатюру».
Тема 4. Школа актёрского мастерства
Теория:
История этикета. Виды этикета
Правила зрительского этикета
Понятие «сценический образ»
Знакомство со сценической терминологией
Практика:
Тренинги и упражнения на внимание
Тренинги и упражнения на восприятие
Тренинги и упражнения на наблюдательность
Тема 5. Школа речевого общения
Теория:
Знакомство с понятиями «техника речи», «дикция»
Стили речи
Монолог и диалог
Культура общения
Практика:
Игры-рифмы
Артикуляционная гимнастика
Дыхание и артикуляционные упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Скороговорки, пословицы, поговорки, загадки
Тема 6. Ритмопластика
15

Теория:
Что такое ритмопластика
Практика:
Координация движения
Использование мимики, жестов, двигательных навыков
Тема 7. Работа над репертуаром
Теория:
Обсуждение замысла, образов и характеров героев
Обсуждение воплощения декораций и костюмов
Практика:
Чтение по ролям
Проживание сюжетных линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция

2.3.2. Учебно-тематический план 2-ой год обучения (базовый)
Номер
Формы
а
Название раздела.
Количество часов
аттестации/
уроко
Тема.
контроля
в
Всег Теори Практи
о
я
ка
1
Вводное. Инструктаж.
4
2
2
Беседа, опрос,
Знакомство с локальными
игровая
актами. Игры на сплочение
программа
коллектива.
2
6
4
2
Творческое
Построение пьесы
задание,
педагогическое
наблюдение
Что такое драма, игровая
2
2
0
Фронтальный
16

программа, драматургия
Знакомство с
драматургическими
терминами
Драматические жанры
3

4

5

опрос
2

2

0

2

0

2

Театральная игра

20

4

16

Театральная игра как
общественное явление и
самостоятельный вид
человеческой деятельности
Упражнения на
ориентировку в пространстве
Упражнения на построение
диалога на заданную тему
Тренинги и упражнения на
развитие зрительного и
слухового внимания
Тренинги и упражнения на
развитие памяти
Тренинги и упражнения на
развитие образного
мышления и фантазии
Упражнение «Конкурс
скульптур»
Школа актёрского
мастерства
Артистическая этика

4

4

0

2

0

2

2

0

2

4

0

4

4

0

4

4

0

4

6

0

6

46

2

44

8

2

6

Способность видеть и
слышать партнёра как основа
взаимодействия
Умение анализировать свои
ощущения на сцене
Работа над созданием образа
в спектакле
Театр миниатюр

8

0

8

8

0

8

10

0

10

12

0

12

46
Школа речевого общения
Знакомство с понятиями
4
«техника речи», «дикция»
Упражнения по воспитанию 2
физических свойств речевого

8
2

38
2

0

2

Творческое
задание
Конкурс
пантомим «Где я
был»

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Ситуационные
задачи

Педагогическое
наблюдение
Командная игра
«Фотограф»
Конкурс чтецов

17

голоса
Культура общения
Игры-рифмы

6

7

8

4
6

2
0

2
6

Артикуляционная
гимнастика

4

0

4

Дыхание и артикуляционные
упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Скороговорки, пословицы,
поговорки, загадки

6

0

6

6
4
6

0
0
0

6
4
6

Сценическое движение

12

0

12

Упражнения для улучшения
эластичности мышц плеча и
предплечья
Упражнения для развития
гибкости позвоночника
Работа над походкой

2

0

2

4

0

4

6

0

6

Работа над репертуаром
Обсуждение замысла,
образов и характеров героев
Обсуждение воплощения
декораций и костюмов

80
6

12
6

68
0

6

6

0

Чтение по ролям

8

0

8

Проживание сюжетных
линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
Аттестация

14

0

14

8
10
8
20
2

0
0
0
0
0

8
10
8
20
2

Всего:

216

16

200

Творческое
задание
Педагогическое
наблюдение

Сдача игр с
мячом и
движением
Творческий
показ

Просмотр
самостоятельны
х навыков

Беседа,
фронтальный
опрос
Педагогическое
наблюдение

Отчётный
концертспектакль

Содержание программы 2 года обучения (базовый уровень)
18

Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Инструктаж. Знакомство с локальными актами. Игры на сплочение коллектива.
Тема 2. Построение пьесы
Теория:
Что такое драма, игровая программа, драматургия
Знакомство с драматургическими терминами
Драматические жанры
Практика:
Определение стиля и жанра пьесы;
Тема 3. Театральная игра
Теория:
Театральная игра как общественное явление и самостоятельный вид человеческой
деятельности
Практика:
Театральная игра
Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения на построение диалога на заданную тему
Тренинги и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания
Тренинги и упражнения на развитие памяти
Тренинги и упражнения на развитие образного мышления и фантазии
Упражнение «Конкурс скульптур»
Тема 4. Школа актёрского мастерства
Теория:
Артистическая этика
Практика:
Способность видеть и слышать партнёра как основа взаимодействия
Умение анализировать свои ощущения на сцене
Работа над созданием образа в спектакле
Театр миниатюр
Тема 5. Школа речевого общения
Теория:
Знакомство с понятиями «техника речи», «дикция»
Практика:
Упражнения по воспитанию физических свойств речевого голоса
Культура общения
Игры-рифмы
Артикуляционная гимнастика
Дыхание и артикуляционные упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Скороговорки, пословицы, поговорки, загадки
Тема 6. Сценическое движение
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнения для развития гибкости позвоночника
19

Работа над походкой
Тема 7. Работа над репертуаром
Обсуждение замысла, образов и характеров героев
Обсуждение воплощения декораций и костюмов
Чтение по ролям
Проживание сюжетных линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
Тема 8. Аттестация
2.3.3. Учебно-тематический план 3-ой год обучения (базовый)
Номера
уроков

Название раздела.
Тема.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное. Инструктаж.
Знакомство с локальными
актами. Игры на сплочение
коллектива.

4

2

2

Беседа, опрос,
игровая
программа

2

Особенности театрального
искусства

6

4

2

Творческое
задание,
педагогическое
наблюдение

Что такое драма, игровая
программа, драматургия

2

2

0

Фронтальный
опрос

Знакомство с
драматургическими
терминами

2

2

0

Драматические жанры

2

0

2

Театральная игра

20

4

16

Театральная игра как
общественное явление и
самостоятельный вид

4

4

0

3

Творческое
задание по теме

20

человеческой деятельности

4

Упражнения на
2
ориентировку в пространстве

0

2

Педагогическое
наблюдение

Волшебная палочка и сила
2
воображения. Упражнение на
развитие воображения

0

2

Педагогическое
наблюдение

Тренинги и упражнения на
развитие зрительного и
слухового внимания

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

Тренинги и упражнения на
развитие памяти

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

Тренинги и упражнения на
развитие образного
мышления и фантазии

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

Упражнение «Оживление
предмета»

6

0

6

Творческий
показ

Школа актёрского
мастерства

46

2

44

Понятие ансамбля – как
творческого содружества
актеров

8

2

6

Фронтальный
опрос

Зачины и этюды – как
спектакли. Учимся смотреть
и видеть

8

0

8

Сдача
тематических
зачинов

Умение анализировать свои
ощущения на сцене

8

0

8

Работа над созданием образа
в спектакле

10

0

10

Нарисовать
театральный
образ

Твори, придумывай,
импровизируй.

12

0

12

Командная игра

21

5

6

Конкурс чтецов

Школа речевого общения

46

8

38

Продолжаем знакомство с
понятиями «техника речи»,
«дикция»

4

2

2

Упражнения по воспитанию 2
физических свойств речевого
голоса

0

2

Культура общения

4

2

2

Беседа.Анализ
выступления

Игры-рифмы

6

0

6

Творческое
задание

Артикуляционная
гимнастика

4

0

4

Показ
артикуляционно
го тренинга

Дыхание и артикуляционные
упражнения

6

0

6

Дикционные упражнения

6

0

6

Показ
упражнений с
предметом

Творческие игры со словом

4

0

4

Ситуационные
задачи

Выбор стихотворений
детских поэтов

6

0

6

Сценическое движение

12

0

12

Упражнения для улучшения
эластичности мышц плеча и
предплечья

2

0

2

Упражнения для развития
гибкости позвоночника

4

0

4

Овладение основными
элементами сценического

6

0

6

Творческий
показ

Показ навыков
сценического
22

движения
7

8

движения

Работа над репертуаром

80

12

68

Обсуждение замысла,
образов и характеров героев

6

6

0

Обсуждение воплощения
декораций и костюмов

6

6

0

Чтение по ролям

8

0

8

Проживание сюжетных
линий героев

14

0

14

Мизансцена – язык
режиссера

8

0

8

Сводная репетиция

10

0

10

Музыкальная репетиция

8

0

8

Генеральная репетиция

20

0

20

Аттестация

2

0

2

Всего:

216

16

200

Фронтальный
опрос

Сюжетная игра

Ситуационные
задачи

Отчётный
концертспектакль

Содержание программы 3 года обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Инструктаж. Знакомство с локальными актами. Игры на сплочение коллектива.
Тема 2. Особенности театрального искусства
Теория:
Продолжаем закреплять знание -что такое драма, игровая программа, драматургия
23

Знакомство с драматургическими терминами
Роль и место театра среди прочих видов искусства
Практика:
Определение стиля и жанра пьесы;
Тема 3. Театральная игра
Теория:
Театральная игра как общественное явление и самостоятельный вид человеческой
деятельности
Практика:
Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения на построение диалога на заданную тему
Тренинги и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания
Тренинги и упражнения на развитие памяти
Тренинги и упражнения на развитие образного мышления и фантазии

Тема 4. Школа актёрского мастерства
Теория:
Понятие ансамбля – как творческого содружества актеров
Практика:
Способность видеть и слышать партнёра как основа взаимодействия
Умение анализировать свои ощущения на сцене
Работа над созданием образа в спектакле
Твори, придумывай, импровизируй.
Тема 5. Школа речевого общения
Теория:
24

Знакомство с понятиями «техника речи», «дикция»
Практика:
Упражнения по воспитанию физических свойств речевого голоса
Культура общения
Игры-рифмы
Артикуляционная гимнастика
Дыхание и артикуляционные упражнения
Дикционные упражнения
Творческие игры со словом
Выбор репертуара детских поэтов
Тема 6. Сценическое движение
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнения для развития гибкости позвоночника
Овладение основными элементами сценического движения
Тема 7. Работа над репертуаром
Обсуждение замысла, образов и характеров героев
Обсуждение воплощения декораций и костюмов
Чтение по ролям
Проживание сюжетных линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
2.3.4. Учебно-тематический план 4-ый год обучения (продвинутый)
Номера

Формы
25

уроков

Название раздела.

Количество часов

Тема.
Всего

Теория

Практика

аттестации/
контроля

1

Вводное. Инструктаж.
Знакомство с локальными
актами. Игры на сплочение
коллектива.

4

2

2

Беседа, опрос,
игровая
программа

2

Особенности театрального
искусства

6

4

2

Творческое
задание,
педагогическое
наблюдение

Что такое драма, игровая
программа, драматургия

2

2

0

Фронтальный
опрос

Знакомство с
драматургическими
терминами

2

2

0

Драматические жанры

2

0

2

Театральная игра

20

4

16

Театральная игра как
общественное явление и
самостоятельный вид
человеческой деятельности

4

4

0

Упражнения на
2
ориентировку в пространстве

0

2

Педагогическое
наблюдение

Волшебная палочка и сила
2
воображения. Упражнение на
развитие воображения

0

2

Педагогическое
наблюдение

Тренинги и упражнения на
развитие зрительного и
слухового внимания

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

Тренинги и упражнения на

4

0

4

Педагогическое

3

Творческое
задание по теме

26

развитие памяти

4

5

наблюдение

Тренинги и упражнения на
развитие образного
мышления и фантазии

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

Упражнение «Оживление
предмета»

6

0

6

Творческий
показ

Школа актёрского
мастерства

46

2

44

Понятие ансамбля – как
творческого содружества
актеров

8

2

6

Фронтальный
опрос

Зачины и этюды – как
спектакли. Учимся смотреть
и видеть

8

0

8

Сдача
тематических
зачинов

Умение анализировать свои
ощущения на сцене

8

0

8

Работа над созданием образа
в спектакле

10

0

10

Нарисовать
театральный
образ

Твори, придумывай,
импровизируй.

12

0

12

Командная игра

Школа речевого общения

46

8

38

Конкурс чтецов

Продолжаем знакомство с
понятиями «техника речи»,
«дикция»

4

2

2

Упражнения по воспитанию 2
физических свойств речевого
голоса

0

2

Культура общения

4

2

2

Беседа.Анализ
выступления

Игры-рифмы

6

0

6

Творческое
27

задание

6

7

Артикуляционная
гимнастика

4

0

4

Показ
артикуляционно
го тренинга

Дыхание и артикуляционные
упражнения

6

0

6

Дикционные упражнения

6

0

6

Показ
упражнений с
предметом

Творческие игры со словом

4

0

4

Ситуационные
задачи

Выбор стихотворений
детских поэтов

6

0

6

Сценическое движение

12

0

12

Упражнения для улучшения
эластичности мышц плеча и
предплечья

2

0

2

Упражнения для развития
гибкости позвоночника

4

0

4

Овладение основными
элементами сценического
движения

6

0

6

Работа над репертуаром

80

12

68

Обсуждение замысла,
образов и характеров героев

6

6

0

Обсуждение воплощения
декораций и костюмов

6

6

0

Чтение по ролям

8

0

8

Проживание сюжетных
линий героев

14

0

14

Творческий
показ

Показ навыков
сценического
движения

Фронтальный
опрос

Сюжетная игра

28

8

Мизансцена – язык
режиссера

8

0

8

Сводная репетиция

10

0

10

Музыкальная репетиция

8

0

8

Генеральная репетиция

20

0

20

Аттестация

2

0

2

Всего:

216

16

200

Ситуационные
задачи

Отчётный
концертспектакль

Содержание программы 4 года обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Инструктаж. Знакомство с локальными актами. Игры на сплочение коллектива.
Тема 2. Особенности театрального искусства
Теория:
Продолжаем закреплять знание -что такое драма, игровая программа, драматургия
Знакомство с драматургическими терминами
Роль и место театра среди прочих видов искусства
Практика:
Определение стиля и жанра пьесы;
Тема 3. Театральная игра
Теория:
Театральная игра как общественное явление и самостоятельный вид человеческой
деятельности
Практика:
29

Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения на построение диалога на заданную тему
Тренинги и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания
Тренинги и упражнения на развитие памяти
Тренинги и упражнения на развитие образного мышления и фантазии

Тема 4. Школа актёрского мастерства
Теория:
Понятие ансамбля – как творческого содружества актеров
Практика:
Способность видеть и слышать партнёра как основа взаимодействия
Умение анализировать свои ощущения на сцене
Работа над созданием образа в спектакле
Твори, придумывай, импровизируй.
Тема 5. Школа речевого общения
Теория:
Знакомство с понятиями «техника речи», «дикция»
Практика:
Упражнения по воспитанию физических свойств речевого голоса
Культура общения
Игры-рифмы
Артикуляционная гимнастика
Дыхание и артикуляционные упражнения
Дикционные упражнения
30

Творческие игры со словом
Выбор репертуара детских поэтов
Тема 6. Сценическое движение
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнения для развития гибкости позвоночника
Овладение основными элементами сценического движения
Тема 7. Работа над репертуаром
Обсуждение замысла, образов и характеров героев
Обсуждение воплощения декораций и костюмов
Чтение по ролям
Проживание сюжетных линий героев
Репетиции по мизансценам
Сводная репетиция
Музыкальная репетиция
Генеральная репетиция
Тема 8. Аттестация
Уровень программы, объем и сроки самореализации
Дополнительная общеобразовательная программа имеет стартовый уровень и
направлена на формирование у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к
выбранному виду деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения (общее
кол-во часов каждого года –216 часов в год).
Формами организации образовательного процесса является:

индивидуальная

индивидуально-групповая

групповая
Виды занятий
Вводное занятие по организации и формированию творческих групп, беседа
по истории современных детских театров.
31

Практические занятия, где дети осваивают выразительные средства речевого
взаимодействия, знакомятся с нормами современного литературного произношения,
проведение тренингов по развитию актерского мастерства.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
спектакли, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт или
театрализованный спектакль. Проводится для школьников, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение театральных представлений, концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей.
Формы подведения результатов: индивидуальная презентация творческих
талантов учащихся, проведение открытого занятия по теме «Познание окружающего
мира через театрализованную игру» творческий отчет учащихся по результатам
освоения программы.
3.1. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы:
- Материально-техническое обеспечение:
1. Аудиосистема 1шт.
2. Микшер-усилитель 2шт.
3. Микрофон 2шт.
4. Музыкальный центр 1шт.
5. Музыкальные инструменты.
- Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео отчётных спектаклей
прошлых лет.
- Кадровый потенциал: педагоги с высшим специальным образованием,
владеющие знаниями и умениями в области режиссуры, театральной педагогики,
психологии.
№ Наименование
ТО
1

«Наш театр»

2

«Наш театр»

ФИО
педагога
Кульба
Светлана
Александровна
Кульба
Светлана
Александровна

Срок
реализ
ации
3 год

-

Кол-во
обучаю
щихся
45

-

Возраст
Колобучающи
во
хся
групп
8-9
3

-

-

32

Показатели

количество

Всего педагогов

1

Педагоги, имеющие образование

1

Среднее

0

Среднее -специальное

0

В т. ч. педагогическое

0

Высшее всего

1

В т. ч. педагогическое

1

Педагоги, имеющие по стажу
до 5 лет

0

от 5 до 10 лет

0

от 10 до 20 лет

0

свыше 20 лет

1

Педагоги, имеющие квалификационные
категории

1

Высшую

1

Первую

0

- Организационные: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением
летних каникул.
- Методические материалы: наглядные и учебно-методические пособия;
методические рекомендации; наличие литературы для детей и педагога (см. список
литературы).
3.2. Формы аттестации/контроля
Формы и методы оценки результативности
Формы текущего контроля
33

- Индивидуальное прослушивание
- Педагогическое наблюдение
- Участие в концертах и праздниках Лицея
- Сдача спектаклей
- Участие в районных, городских и иного уровня мероприятиях и конкурсах
Формы итогового контроля
- Итоговый отчетный концерт
- Участие в конкурсах.




оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские
рисунки и высказывания детей о спектаклях.

Система оценивания в данном курсе безотметочная, поэтому в течение года
проводится несколько диагностик:
входящая диагностика проводится в начале учебного процесса с целью
выявления стартовых навыков детей.
промежуточная диагностика в середине учебного процесса, чтобы проследить
динамику развития творческих способностей детей.
итоговая диагностика проходит в конце учебного процесса на обобщающем
занятии в форме сдачи произведений.
Сроки

Цель
контроля

Октябрь –
нулевой
контроль

Проверить
качество
восприятия
информации
идущей от
педагога
Проверить
соответстви
е знаний и

Ноябрь –
промежут
очный

Какие
ЗУНы
контролиру
ются
- умение
слушать и
слышать
педагога

Формы
контроля

Критерии
оценки
ЗУНов

наблюдение

- способность
воспринимать
информацию

- умение
воспроизвод
ить заданное

анализ

- правильное
выполнение
задания по
34

контроль

Декабрь –
промежут
очный
контроль

Февраль промежут
очный
контроль

Март –
промежут
очный
контроль

Май –
итоговый
контроль

умений
сценическог
о действия
Проверить
творческий
подход к
выполнению
сценических
упражнений
Проверить
соответствие
практических
умений и
навыков
пройденному
материалу
Проверить у
обучающихся
знание о
словесном
действии

Проверить
творческий
подход в
выполнении
сценического
действия

сценическое
действие
- умение
выявлять
творческие
способности

практические
умения и
навыки
предусмотренн
ые программой

- умение
диагностиро
вать
отношения к
поэзии

- выполнять
заданную
мизансцену
и подтекст

действию

наблюдение

анализ

- способность
фантазировать
, творить

правильное
выполнение
заданной
практической
работы

опрос

- отношение к
факторам
словесного
действия,
работа над
кинолентой
видений
показательные творческие
выступления
навыки ребенка;
творческое
отношение к
делу

Входная диагностика
№ ФИ
О

Эмоциональн
Речевая
Пластическая Вера в
ая
выразительно выразительно вымыс
выразительно
сть
сть
ел
сть

Сценичес
кое
обаяние

Общи
й
балл

1.

35

2.

Каждый раздел оценивается в баллах:
Высокий уровень (3) – яркое творческое начало
Средний уровень (2) – наличие актёрских способностей
Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных
По результатам диагностики, баллы суммируются:
12-15 – продвинутый уровень
8- 11 – базовый уровень
1 – 7 – начальный уровень

Графическая диагностика.
По вертикали отмечается уровень знаний, умений и навыков обучающихся,
оцениваемый по десятибалльной шкале,
по направлениям:
 актерское мастерство;
 сценическая речь;
 сценическое движение;
также отмечается регулярность посещения занятий.
Для удобства, каждый уровень на графике выделяется другим цветом. По
горизонтали отмечается отрезок времени (месяц), начиная с сентября и заканчивая
последним учебным месяцем.
Шкала оценок:
1-3 балла – низкий уровень;
4-7 баллов – средний уровень;
8-10 баллов – высокий уровень
1) понравилось
2) не очень понравилось
3) совсем не понравилось
36

Сценическая речь

Сценическое движение

актерское
мастерство

2. Виден ли творческий рост группы в целом?
1) виден хороший рост
2) не очень хороший рост
3) не виден рост
Сценическая речь

Сценическое движение

актерское
мастерство

3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.
1) очевиден рост
2) малозаметный рост
3) не заметен вовсе
Сценическая речь

Сценическое движение

актерское
мастерство

Список литературы
1. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая литература: [Электронный ресурс]
URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
обращения 15.10.2014)
2.
3.
4.
5.

(дата

Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в
педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. — М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и
образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
37

Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.
Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
7. Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество
России, 2002.
8. Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
10.Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [Электронный ресурс]
11. Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова,
Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
12. М. В. Бойкина, автор – составитель, г.Санкт – Петербург.
13. Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский.
— М.: Просвещение, 1976.
14. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания
историй / Дж. Родари. — М., 1978.
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский.
— Ярославль : «Академия развития», 1996.
16. Смирнова Е. О., Е. А. Абдулаева Организация игровой деятельности, 2016.
17.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
18.Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс]
19. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова.
— М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
6.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».