Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 109
(МАОУ Лицей № 109)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Лицея № 109
Протокол №16 от 27.06.2025
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Лицея №109
__________ (Кудимова Ю.А.)
Приказ от «27» июня 2025 № 273/1-О
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школа юного волонтера»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Мехонцева Елена Валерьевна, педагог
дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2025 г.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа юного волонтера» составлена в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от
18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН
2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Программа дополнительного образования «Школа юного волонтера»
имеет социально-гуманитарную направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей
сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в
будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация
деятельности
по
созданию
условий
для
социального
становления детей, развития их социальной активности.
Программа «Школа юного волонтера» предполагает включение детей в
социально-значимую деятельность, что способствует формированию их
лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности,
помогает обрести жизненный опыт.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа юного волонтера» выражается
в том, что «Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в
обучении
и
воспитании
школьников,
является
одним
из
наиболее
эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся
социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных
ценностей.
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию
образования. В период стремительной глобализации и информатизации
жизненного
пространства,
засилья
рекламы
и
подмены
ценностей,
воспитанник каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам
жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию,
основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Новизна программы
заключается в организации
эффективного
взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации –
социальных партнеров – в целях нравственного развития и воспитания
обучающихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе
направленность не только на помощь природе, ветеранам и инвалидам, но и
на помощь детям и животным.
В основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь
почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и
близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что
сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями
каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои
причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В
основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального
удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему,
движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это
и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков,
знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное
время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети –
сироты и мир, окружающий нас. Чтобы помогать им, не обязательно
становиться на учет в специальную организацию, в детском объединении
«Школа юного волонтера», каждый может узнать, где больше всего ждут его
помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.
Добровольчество
–
это
реализация
личностного
потенциала,
самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование,
приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных
эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
Педагогическая
целесообразность.
Программа
способствует
формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека,
улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению
культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных
проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию
личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
Отличительная особенность программы
В начальной школе инициатива волонтерской деятельности исходить
«сверху» (от педагога-организатора).
В этом случае встает проблема
восприятия «инициативы сверху» учениками. Решение ее предполагает
работу
педагога,
освещению,
волонтеров-старшеклассников
презентации
результатов
по
информированию,
волонтерской
деятельности,
мотивированию к участию. В методической работе с детьми, делается акцент
на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих
детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий
(учитель дополняет, рекомендует, направляет). Вся работа строится только
на добровольных началах. Занятия должны содержать познавательный
материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с
практическими занятиями (игры, встречи, экскурсии, конкурсы, викторины,
КВН, интеллектуальные игры).
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Режим занятий: занятия проходят для одной группы 2 раза в неделю по 2
часа и 2,5 часа. Продолжительность занятия – 40 минут.
Объем общеразвивающей программы: программа рассчитана на 162
часа в год.
Срок освоения: 3 года.
Уровневость: уровень освоение – «стартовый».
Занятия
формируют
интерес
к
социально-значимой
деятельности,
развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки,
предлагают опыт участия в социальных акциях.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс,
экскурсия, круглые столы.
Формы подведения результатов: благотворительная акция, видеоролик,
фотоотчет, практическая работа, коллаж, беседа, выставка, проект, отчет,
проект, тестирование, анкетирование.
Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных
качеств
личности,
активной
жизненной
и
гражданской
позиции,
способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка
через участие его в волонтерском движении.
Задачи программы:
Обучающие:
●
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим детям лучше
понимать себя;
●
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
●
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
●
обучение основам работы с различными видами информации;
●
знакомство
с
интерактивными
методами
обучения,
современными
социальными технологиями;
●
обучение методике социального проектирования;
●
расширение навыков работы с информацией;
●
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных
социальных категорий.
Развивающие:
●
формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее
развитие лидерских качеств;
●
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
●
развитие уверенности в себе;
●
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми
различных социальных категорий;
●
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности;
●
развитие активной деятельности;
Воспитывающие:
●
формирование и укрепление семейных ценностей;
●
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к
жизни;
●
воспитание
толерантных
качеств
личности,
милосердия,
доброты,
отзывчивости;
●
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
●
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье,
школе, поселке, стране;
●
воспитание активной гражданской позиции;
●
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование
отношения к социальному служению как к норме жизни;
●
создание комфортной обстановки на занятиях, а также атмосферы
доброжелательности и сотрудничества;
●
формирование общественной активности и самореализации в социуме.
Учебно-тематический план
на 1-й год обучения
№
Тема
п/
Количество часов
В том
теория
числе
Всего
Практика
п
1
2
Возникновение и
13
11
2
развитие
занятия,
волонтерского
инструкта
движения в России
жи по ТБ
Участие в
22
5
17
благотворительных
акциях,
практических делах
3
Я - волонтер
4,5
4,5
0
4
Культура общения
5
5
0
5
Психологическая
7,5
5
2,5
2
2
0
6,5
0
6,5
16
4,5
11,5
4
2
2
22
4
18
подготовка
волонтеров
6
Лидерство в
волонтерском
объединении
7
Информационные
технологии в работе
волонтера
8
Основы проведения
социальных дел
9
Вводные
Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ
10 Событийное
волонтерство
11 Эко-волонтеры
20,5
8,5
12
12 Семейное
23,5
4
19,5
13 Волонтеры Победы
6,5
2,5
4
14 Впереди лето
9
5
4
Итого:
162
63
99
добровольчество.
Социальное
волонтерство
Учебно-тематический план
на 2-й год обучения
№
Тема
п/
Количество часов
В том
теория
числе
Всего
Практика
п
1
2
Возникновение и
13
11
2
Вводные
развитие
занятия,
волонтерского
инструкта
движения в России
жи по ТБ
Участие в
22
5
17
благотворительных
акциях,
практических делах
3
Я - волонтер
4,5
4,5
0
4
Культура общения
5
5
0
5
Психологическая
7,5
5
2,5
подготовка
волонтеров
6
Лидерство в
2
2
0
6,5
0
6,5
16
4,5
11,5
4
2
2
22
4
18
11 Эко-волонтеры
20,5
8,5
12
12 Семейное
23,5
4
19,5
13 Волонтеры Победы
6,5
2,5
4
14 Впереди лето
9
5
4
Итого:
162
63
99
волонтерском
объединении
7
Информационные
технологии в
работе волонтера
8
Основы проведения
социальных дел
9
Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ
10 Событийное
волонтерство
добровольчество.
Социальное
волонтерство
Учебно-тематический план
на 3-й год обучения
№
Тема
п/
Всего
Количество часов
В том
теория
числе
Практика
п
1
Возникновение и
развитие
13
11
2
Вводные
занятия,
2
волонтерского
инструкта
движения в России
жи по ТБ
Участие в
22
5
17
благотворительных
акциях,
практических делах
3
Я - волонтер
4,5
4,5
0
4
Культура общения
5
5
0
5
Психологическая
7,5
5
2,5
2
2
0
6,5
0
6,5
16
4,5
11,5
4
2
2
22
4
18
11 Эко-волонтеры
20,5
8,5
12
12 Семейное
23,5
4
19,5
6,5
2,5
4
подготовка
волонтеров
6
Лидерство в
волонтерском
объединении
7
Информационные
технологии в
работе волонтера
8
Основы проведения
социальных дел
9
Работа волонтеров
по пропаганде ЗОЖ
10 Событийное
волонтерство
добровольчество.
Социальное
волонтерство
13 Волонтеры Победы
14 Впереди лето
9
5
4
Итого:
162
63
99
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
на 2025-2026 учебный год
№ месяц
Форма занятий
Количество
часов
2
1
1
неделя
Учебнопознавательная
работа
2
1
неделя
Коллективная форма
2,5
3
2
неделя
Учебнопознавательная
работа
4
2
неделя
Учебнопознавательная
работа
Темы занятий
Место
проведения
Кабинет №12
Форма контроля
Подготовка рабочих мест,
составление календаря
проводимых акций.
Кабинет №12
Практическая
работа
2
История волонтерской
(добровольческой)
благотворительной
деятельности в России
Кабинет №12
Беседа
2,5
Подготовка к проведению
акции “Живи, листок”.
Оформление объявлений,
Кабинет №12
Практическая
работа
Вводное занятие.
Планирование работы
волонтёрского отряда на
текущий год. Инструктаж по
технике безопасности.
Беседа
Учебнопознавательная
работа
Акция
5
3
неделя
6
3
неделя
7
4
неделя
Коллективная
работа
2
8
4
неделя
2,5
9
5
неделя
Учебнопознавательная
работа
Акция
10
5
неделя
Учебнопознавательная
работа
2,5
11
6
неделя
Коллективная
работа
2
12
6
неделя
Учебнопознавательная
работа
2,5
2
2,5
2
информирование
обучающихся.
Проведение акции “Живи,
листок”
Подведение итогов прошедшей
акции. Составление коллажа из
фотографий, сделанных во
время проведения акции.
“Наши милые бабушки и
дедушки”. Оформление
коллажа с семейными
фотографиями.
Сказки на новый лад
«Добрые поступки»
МАОУ Лицей
№109МАОУ
Лицей №109
Кабинет №12
Акция
Коллаж из
фотографий
Кабинет №12
Коллаж из
фотографий
Кабинет №12
Практическая
работа
Изготовление открыток “С
Днем учителя” и вручение
педагогам образовательной
“Туризм - не повод вредить
природе”. Беседа: “Человек друг природы, костры и мусор
ей вредят”.
Беседа «Долг и совесть»
Круглый стол с родителями
Кабинет №12
Практическая
работа
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Беседа
Беседа “Эко-волонтер”.
Особенности направления
работы
Кабинет №12
Викторина
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
2
Беседа о пользе переработки
мусора
Кабинет №12
Беседа
2,5
Семейное волонтерство.
“Родители и дети”.
Привлечение родителей к
работе волонтерской
организации.
Проведение линейки «Мусор в
переработку!» среди первых
классов
Проведение акции «Добрая
крышечка»
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Практическая
работа
Кабинет №12
Практическая
работа
2
Изготовление поделки из
вторичного сырья
Кабинет №12
Практическая
работа
Трудовой десант
2,5
Территория
школы
Практическая
работа
2
Кабинет №12
Беседа
10
неделя
Учебнопознавательная
работа
Коллективная
работа
Кабинет №12
Территория
школы
Практическая
работа
11
Учебно-
Семейное волонтерство.
Коллективный выход на
уборку территории школы.
Беседа “Почему страдают
дети”. Общение с волонтерами
организации “Дорогами добра”
Изготовление кормушек для
птиц и вторичного сырья
(бутылки). 12 ноября –
Синичкин день. Развешивание
кормушек для птиц на
территории
Игра «За что мы в ответе перед
Кабинет №12
Игровые
13
7
неделя
14
7
неделя
15
8
неделя
октябрь
2
16
8
неделя
Акция
2,5
17
9
неделя
Мастер-класс
18
9
неделя
19
10
неделя
20
21
2,5
2
неделя
22
11
неделя
познавательная
работа
Коллективная
работа
23
12
неделя
Коллективная
работа
2
24
12
неделя
Коллективная
работа
2,5
25
13
неделя
2
26
13
неделя
Учебнопознавательная
деятельность
Благотворительная
акция
27
14
неделя
28
14
неделя
29
15
неделя
Коллективнотворческое дело
2
30
15
неделя
Трудовой десант
2,5
Учебнопознавательная
деятельность
Круглый стол
нашей планетой?»
2,5
2,5
2
2,5
Анализ новостных статей.
Написание новостной статьи о
недавно прошедшем
мероприятии.
Подготовка к изготовлению
поздравительных открыток и
подарков ко дню Матери.
Создание коллажа «Наши
мамы – наше всё»
технологии
Территория
школы
Практическая
работа
Кабинет №12
Практическая
работа
Кабинет №12
Коллаж
Беседа: “Доброволец – это
лидер. Что значит быть
лидером”
Акция посвящённая Дню
инвалида 3 декабря «Я и ты –
мы все равны»
«Кто такой волонтёр, кодекс
волонтёра». 5 декабря –
Всемирный день волонтёров
Семейное волонтерство.
Круглый стол: “Три месяца
работы в команде”
Изготовление подарков для
дошкольников к Новому году
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Опрос, зачётная
беседа
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Практическая
работа
Изготовление украшений для
школы «Новый год каждому!»
Кабинет №12
Практическая
работа
31
16
неделя
Дискуссия, круглый
стол
2
Толерантность – качество
волонтёра
Кабинет №12
Беседа
32
16
неделя
Трудовой десант
2,5
Экологический десант
«Сделаем школу чище!»
Школьные
рекреации
33
17
неделя
Коллективнотворческое дело
2
Кабинет №12
34
17
неделя
Акция
2,5
35
18
неделя
2
36
18
неделя
Учебнопознавательная
деятельность
Акция
37
19
неделя
38
19
неделя
“Новый год всем в дом!”
Изготовление открыток для
воспитанников детских домов.
Беседа «Что можно и что
нельзя птицам». Акция
«Наполним птичью кормушку»
Тренинг толерантности.
Критерии толерантного и
интолерантного поведения.
Акция «Дай книге вторую
жизнь», ремонт и реставрация
порванных и испорченных
книг
Принципы волонтерской
деятельности, личностные
качества волонтеров
Экологический десант
«Сделаем школу чище!»
Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Практическая
работа
39
40
2,5
Кабинет №12
Благотворительная
акция
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Акция
Кабинет №12
Беседа
МАОУ Лицей
№ 109
Коллективнотворческая
деятельность
Трудовой десант
2,5
20
неделя
Акция
2
Акция «Покормите птиц
зимой»
МАОУ Лицей
№109
Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Благотворительная
акция
20
Учебнопознавательная
2,5
Понятие социальной рекламы.
Социальный плакат. Как
Кабинет №12
Беседа
2
неделя
работа
41
21
неделя
Коллективнотворческая
деятельность
2
42
21
неделя
Учебнопознавательная
работа
2,5
43
22
неделя
2
44
22
неделя
45
23
неделя
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Благотворительная
акция
46
23
неделя
47
24
неделя
48
24
неделя
Коллективнотворческая
деятельность
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
придумать хороший слоган.
2,5
Изготовление листовок
“Волонтер - друг природы”.
Расклеивание по территории
школы.
Что такое событийное
волонтерство. Особенности
взаимодействия с
организаторами и зрителями.
Показ презентаций и
видеороликов.
Волонтеры Победы, кто это.
Чем отличаются от других
видов волонтерства
Беседа «Твори добро» для
детей первых классов
Территория
школы
Практическая
работа
Кабинет №12
Беседа
Кабинет №12
Викторина
Актовый зал
Беседа
2
Проведение акции “Подарок
солдату”.
МАОУ Лицей
№109
Благотворительная
акция
2,5
Создание видеоролика “Мы
поздравляем Вас, мужчины!”
Кабинет №12
Видеоролик
2
Ораторское искусство. Как
овладеть и где использовать
полученные навыки
Последний день зимы.
Проведение бесед с
Кабинет №12
Беседа
Территория
школы
Фотоотчёт
2,5
работа
49
25
неделя
50
25
неделя
51
26
неделя
52
26
неделя
53
Учебнопознавательная
работа
Мастер-класс
2
обучающимися школы: “Что
делать, чтобы не заболеть?”
Встреча с волонтерами
организации “Лиза Алерт”.
Кабинет №12
Беседа
2,5
Проведение мастер-класса
“Сердечко для мамы”
Кабинет №12
Практическая
работа
Учебнопознавательная
работа
Трудовой десант
2
Тренинг “Мои сильные и
слабые стороны”
Кабинет №12
Тренинг
2,5
Уборка в школьной
библиотеке
Школьная
библиотека
Трудовая
деятельность
27
неделя
Круглый стол
2
Кабинет №12
Беседа
54
27
неделя
Учебнопознавательная
работа
2,5
Кабинет №12
Беседа
55
28
неделя
2
Кабинет №12
Коллективная
работа
56
28
неделя
Учебнопознавательная
работа
Благотворительная
акция
МАОУ Лицей
№109
Благотворительная
акция
57
29
Семейное волонтерство.
“Мама, папа, я - волонтерская
семья”. Встреча и обсуждение
совместной работы в семье.
Помощь детям-сиротам.
Основные проблемы детейсирот. Принципы
взаимодействия с ними.
Конкурс экологических
фотографий «Мои любимые
цветы»
Акция «Помоги другу», сбор
корма для приютов для
бездомных животных
Конкурс экологических
фотографий «Эти забавные
Кабинет №12
Коллективнопрактическая работа
Учебнопознавательная
2,5
2
неделя
работа
58
29
неделя
2,5
«День птиц», беседа на тему
«Птицы – наши друзья»
Кабинет №12
Беседа
59
30
неделя
Учебнопознавательная
работа
Экскурсия
2
Ленинский
район
Фотоотчет
60
30
неделя
Коллективнотворческая работа
2,5
Экскурсия в парк для изучения
птиц, живущих в нашем
городе
Выпуск газеты «Птичьи
странички».
Кабинет №12
Коллективнотворческая работа
61
31
неделя
2
Беседа
31
неделя
Кабинет №12
Коллективная
работа
63
32
неделя
Коллективнотворческая работа
2
Кабинет №12
Практическая
работа
64
32
неделя
Благотворительная
акция
2,5
Что такое “милосердие”?
Беседа: “Будьте
милосердным”
Изготовление
поздравительных открыток для
ветеранов
Оформление листовок с
обращением к ученикам
школы о сохранении чистоты
и вручение их ученикам
Участие в акции «Ветеран
живёт рядом»
Кабинет №12
62
Учебнопознавательная
работа
Коллективнотворческая работа
Ленинский
район
65
33
неделя
Учебнопознавательная
работа
2
Итоговое занятие. Какой я
волонтер?
Кабинет №12
Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Анкетирование,
тест
животные»
2,5
66
33
неделя
Трудовой десант
2,5
Уборка школьной территории.
“Мир, труд, май!”
Территория
школы
Трудовая
деятельность
67
34
неделя
2
Фотоотчет
34
неделя
Кабинет №12
Территория
школы
Практическая
работа
69
35
неделя
Просмотр видеороликов
«Перерыв на войну».
Проведение акции
«Георгиевская лента»
Создание постеров
“Безопасные каникулы”.
Расклеивание на территории
школы
Беседы с первоклассниками:
“Мои безопасные каникулы”
Актовый зал
МАОУ Лицей
109
68
Учебнопознавательная
работа
Акция
Коллективнотворческая работа
Актовый зал
Фотоотчет
70
35
неделя
Изготовление подарков
выпускникам начальной
школы
“Красная нить для удачи”.
Тестирование
“Моя волонтерская
деятельность”
Подведение итогов за год,
обсуждение планов на лето.
Кабинет №12
Практическая
работа
Кабинет №12
Тестирование
Кабинет №12
Беседа
Учебнопознавательная
работа
Коллективнотворческая работа
Учебнопознавательная
работа
36
72
Учебнонеделя
познавательная
работа
Итого: 162 часа
71
36
неделя
2,5
2
2,5
2
2,5
Содержание программы
Вводные занятия. Инструктажи.
Теоретическая часть:
Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение
волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства.
Качества необходимые волонтеру. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Практическая часть:
Проведение входного анкетирования. Знакомство с новыми участниками
волонтерского отряда. Игры на сплочение коллектива.
Участие в благотворительных акциях, практических дела
Теоретическая часть:
Знакомство с понятием “Благотворительная акция”.
Практическая часть:
Проведение благотворительных акций, направленных на сохранение и
бережное отношение к окружающей среды “Живи, листок”, “Добрая
крышечка”, “Наполним птичью кормушку”, “Покормите птиц зимой”.
Социально значимых акций: “Подарок солдату”, “Георгиевская ленточка”,
“Я, ты - мы все равны”.
Возникновение и развитие волонтерского движения
Теоретическая часть:
Понятие о добровольческой (волонтерской) деятельности для каждого.
Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование.
Практическая часть:
Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год.
Организация благотворительных акций, направленных на пропаганду
волонтерского движения в школе.
Я – волонтер
Теоретическая часть:
Качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское
искусство, коммуникации.
Практическая часть:
Тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому
искусству, искусство публичного выступления.
Культура общения
Теоретическая часть:
Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура
общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.
Практическая часть:
Тренинг
коммуникативных
информация.
Эффективные
навыков.
Вербальная
приемы
общения.
и
невербальная
Взаимопомощь.
Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.
Психологическая подготовка волонтеров
Теоретическая часть:
Особенности
работы
с
людьми
разного
возраста.
Психологические
особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста.
Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным
возрастным
группам
этноцентризм,
в
обществе.
экстремизм.
Что
такое
Социальные
ксенофобия,
стереотипы
геноцид,
поведения.
Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии,
понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.
Практическая часть:
Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинги личностного роста: «Каков
я
на
самом
деле».
«Мои
сильные
и
слабые
стороны».
«Моя
индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и
чувства». «Проблемы можно решать». Тренинги толерантности. Критерии
толерантного и интолерантного поведения.
Лидерство в волонтерском объединении
Теоретическая часть:
Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и
социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.
Диагностика
лидерских
способностей.
Неформальное
и
формальное
лидерство.
Практическая часть:
Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Написание эссе на тему
лидерских качеств.
Информационные технологии в работе волонтера
Теоретическая часть:
Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет.
Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов.
Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета.
Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие
с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные
организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо.
Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный
плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы.
Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология
создания видеоролика.
Практическая часть:
Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается
самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или
объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание
новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание
делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика
Основы проведения социальных дел
Теоретическая часть:
Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста.
Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия
«социальная
акция»,
«социальный
проект».
Основы
социального
проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования.
Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи,
актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Практическая часть:
Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального
проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических
социальных
акций.
Разработка
и
реализация
социальных
проектов.
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Основы
социального проектирования. Мастерство защиты проекта.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Теоретическая часть:
Полезные и вредные привычки. Зарядка, режим дня. Беседы, круглые столы
на тему ЗОЖ.
Практическая часть:
Тренинги на сопротивление групповому давлению. Проведение акций и
бесед
для
участников
волонтерского
отряда,
для
обучающихся
в
образовательном учреждении. Создание плакатов, постеров и буклетов по
пропаганде ЗОЖ.
Событийное волонтерство
Теоретическая часть:
Знакомство
с
движением,
особенности
направления,
коллективами, работающими в данном направлениями.
Практическая часть:
Помощь в проведении мероприятий учреждения и города.
Эко-волонтеры
Теоретическая часть:
знакомство
с
Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными
экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими
акциями поселка
Практическая часть:
Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах,
написание исследовательских работ на тему экологии.
Семейное добровольчество. Социальное волонтерство
Теоретическая часть:
Понятие
«Семейное
добровольчество»,
особенности
данного
вида
добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя
поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности
направления, встреча с представителями направления, специфика общения с
пожилыми людьми, специфика общения с детьми.
Практическая часть:
Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и
их
презентация;
проведение
совместной,
семейной
акции.
Помощь
социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов,
проведение акций для детей.
Волонтеры Победы
Теоретическая часть:
Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с
пожилыми людьми, история ВОВ.
Практическая часть:
Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в
патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и
других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в
музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов
«Перерыв на войну». Обсуждение.
Впереди лето
Теоретическая часть:
Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности
в летний период.
Практическая часть:
Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других
добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов
учебного года.
Форма работы по реализации программы:
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
- проведения психологических тренингов, бесед.
- интеллектуальные, ролевые и подвижные игры;
- проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры,
уличная работа (проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие);
- проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни;
- участие в районных и общественных мероприятиях.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в
течение года.
Вид контроля
Стартовый
Методы
Формы
(выявление Собеседования
Индивидуальная (устно)
уровня знаний, умений,
навыков)
Текущая
процессе
проверка
в Опрос,
наблюдение, Фронтальная
выполнения анкетирование.
работ
Периодическая
Соревнования,
создание
игры, Групповая,
презентаций, индивидуальная.
листовок, газет, участие
в конкурсах, различного
уровня мероприятиях.
Итоговая проверка
Создание презентаций, Групповая,
видеороликов.
индивидуальная
Аттестация обучающихся:
●
Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся
проводится в сентябре. Текущий контроль по освоению дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
проводится
в
течение всего периода обучения.
●
Промежуточная
аттестация
проводится
в декабрь
-
январь по
итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
●
Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле - мае по окончании
освоения
программы.
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за
период обучения.
В процессе реализации программы формируются следующие УУД
обучающихся младших классов:
Класс Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
2-4
класс
УУД
УУД
УУД
УУД
формирование
участвовать в
умение при помощи
развитие коммуникативных
активной
социально-значимых
реальных объектов и
навыков, лидерских
гражданской
акциях и проектах
информационных
качеств, организаторских
позиции;
под руководством
технологий
способностей;
положительного
учителя;
самостоятельно искать,
воспитание чувств
отношения
определять цель и
отбирать, анализировать
коллективизма, готовности
молодежи к
планировать свою
и сохранять
безвозмездно, бескорыстно
добровольческой
деятельность;
информацию по
служить обществу,
деятельности;
оценивание своей
заданной теме;
толерантности, милосердия,
научиться
работы;
умение представлять
доброты, отзывчивости;
проводить
развитие
материал с помощью
развитие коммуникативных
рефлексию;
способности к
средств презентации,
качеств, уверенности в себе,
научиться
личностному
проектов;
умения работать в команде;
принимать свои
самоопределению и
умение и способность
расширение опыта
чувства и чувства
творческой
задавать и отвечать на
общения, развитие навыков
окружающих
самореализации;
вопросы по изучаемым
взаимодействия с людьми
людей;
формирование
темам с пониманием и
различных социальных
научиться
потребности в
по существу;
категорий.
говорить о своих
ведении здорового
знакомство с историей и
эмоциях и
образа жизни,
существующей
проблемах;
сохранении и
практикой реализации
научиться давать
укреплении
социально-значимых
себе позитивную
здоровья;
проектов субъектами
самооценку;
формирование и
волонтерской
научиться
укрепление
деятельности;
отстаивать свое
семейных
обучение основным
мнение;
ценностей;
способам организации
воспитание чувств
формирование
социально-значимой
коллективизма,
уважительного
деятельности и
готовности
отношения к
технологии их
безвозмездно,
ветеранам, старшему
осуществления
бескорыстно
поколению;
(целеполагание,
служить
формирование в
планирование,
обществу,
ходе деятельности
реализация, анализ и
толерантности,
более ответственной,
оценка достигнутых
милосердия,
здоровой личности;
результатов); методикам
доброты,
формирование
проведения некоторых
отзывчивости;
сплоченного
досуговых форм;
научиться ставить
деятельного
специальная подготовка
перед собой цель
коллектива
волонтеров по работе с
и достигать ее.
волонтеров;
людьми различных
развитие и
социальных категорий.
поддержка основных
идей волонтерского
движения;
развитие творческих
способностей,
потребность в
саморазвитии;
развитие
рефлексивных
умений, навыков
самоанализа и
самооценки своей
деятельности.
Режим работы в период школьных каникул
Занятия в объединениях проводятся:
- по учебному графику программы в форме учебных занятий
возможностью
с
временного изменения расписания с учетом удобства
обучающихся.
- по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов,
учебно-тренировочных сборов, акций.
Календарный
учебный
график
в
полном
объеме
учитывает
индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и
отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 15 обучающихся обеспеченное необходимыми
техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям
СанПиН 2.4.4.3173-14.
Технические средства:
- Стационарный компьютер
- Проектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет,
электронная почта).
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
●
Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
●
Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
●
Планов проведения обучающих семинаров;
●
Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
●
Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в
различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и
благотворительные акции и т.д.);
●
Сценарии различных игр и игровых программ;
●
Сценарий и план проведения акций;
Наглядные пособия:
●
Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового
образа жизни;
●
Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
●
Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием
собственных и привлеченных ресурсов);
●
Информационный материал и фотографии, используемые для оформления
стендов
Сайты Интернет
1.
Волонтерское
движение
http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-10-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.
htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5.Волонтёрский
отряд
«Планета
http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
друзей»
Литература для преподавателей и обучающихся
1.
Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.-
Самара, 2000.
2.
Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа
"Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3.
Кривцова
С.В.,
Мухаматулина
Е.А.
Тренинг.
Навыки
конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство
для школьного психолога..- М.,1997.
4.
Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5.
Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство
по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб,
1996.
6.
О
концепции
профилактики
злоупотребления
ПАВ
в
образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
7.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под
ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института
психотерапии, 2000.
8.
Причины распространения и пути профилактики наркомании. //
Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
9.
Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-
молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000.
10.
Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности гражданина России ВШ№5 2011г.
11.
Управителева
Л.В.
Классные
часы
по
нравственному
воспитанию.
12.
Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского
благотворения» М.1999г.
13.
Гуров Н.В. Шикаренко Н.Ф. «Губернский город Ставрополь-
развитие благотворительности».
14.
Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися
начальной школы «Я берегу…» :Методические рекомендации. М., 2003.