Программа _ развитие познавательных процессов , 1- 4 классы, 2025- 2026 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования администрации г. Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 109

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей

Педагогический совет

__________________

протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Приказ №1/___-О
от «01» сентября 2023 г.

Протокол №1
от «____» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2023

Пояснительная записка
.
Рабочая программа по учебному предмету « Развитие познавательных способностей»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы
О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель учебного предмета развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи программы:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого учебного предмета является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34 занятия – во 2 - 4 классах: 1 занятие в неделю.
Всего 135 занятий.
В основе построения учебного предмета лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Основное время на уроках занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться
(функциональной грамотности).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ













описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПООБНОСТЕЙ"
КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ
И УМЕНИЯМИ.

Учащиеся должны знать:
 Как устанавливать связи между понятиями;
 Как комбинировать и планировать;
 Как самостоятельно действовать;
 Как принимать решения; задавать вопросы, составлять рассказы, выступать перед
аудиторией и слушать других.
 Как строить правильные суждения
 Как сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;.
Учащиеся должны уметь:
 Устанавливать связи между понятиями;
 Комбинировать и планировать;
 Самостоятельно действовать;
 Принимать решения;задавать вопросы, составлять рассказы,
 выступать перед аудиторией ислушать других.
 Как строить правильные суждения
 Сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;

ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном
листе учителя);
 Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ.
1-4 класс
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть
неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и
слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных
особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых
предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями
можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к
обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная
постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного
решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и
лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной
задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное
выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем,
соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя
— поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не
следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена
каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все
большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное
обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и
рассуждений, Показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее
рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для
детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают
все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью
занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических
упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе
творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные
процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны
вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной
деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ,
ПАМЯТИ,
ВНИМАНИЯ,
ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все
задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (10-12 минут).
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным
материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо
учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и
обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую
активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей
памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он
сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных
тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для
глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут),
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках
пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,
тем ярче
проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка,
интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и
логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку
учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают»
фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к
пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы
пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть
карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается
трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют
небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя
речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка,
аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в
которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на
занятиях № 1 и № 33 № 34). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий
последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться
(функциональной грамотности).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ













описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПООБНОСТЕЙ"
КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ
И УМЕНИЯМИ.

Учащиеся должны знать:
 Как устанавливать связи между понятиями;
 Как комбинировать и планировать;
 Как самостоятельно действовать;
 Как принимать решения; задавать вопросы, составлять рассказы, выступать перед
аудиторией и слушать других.
 Как строить правильные суждения
 Как сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;.
Учащиеся должны уметь:
 Устанавливать связи между понятиями;
 Комбинировать и планировать;
 Самостоятельно действовать;
 Принимать решения;задавать вопросы, составлять рассказы,
 выступать перед аудиторией ислушать других.
 Как строить правильные суждения
 Сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Всего
1
2

3
4

Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

1
8

Контр.
работы

Практическ
ие работы
1
8

23
23

1

1

33

33

2 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Всего

Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие

1
2

3
4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

Контр.
работы

1
12

Практическ
ие работы
1
12

20
20

1

1

34

34

3 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Всего
1
2

3
4

Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

1
12

Контр.
работы

Практическ
ие работы
1
12

20
20

1

1

34

34

4 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Всего

Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие

1
2

3
4

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контр.
работы

Практическ
ие работы
1

1
12

12

20

20

1

1

34

34

1 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество часов
Тема урока
Всег
о

1.

Дата
изучени
я

Введение.
(Инструктаж по
ТБ).

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы
1

Выявление
уровня развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления.

2.

Входной тест.

1 неделя

1

1

2 неделя

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Развитие
мышления.
Графический
диктант.

3

Выделение
признаков.

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

1

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1

9 неделя

1

1

10 неделя

Тренировка
слуховой памяти.
Развитие
мышления.

4

Различие.

5

Сходство.

6

Существенные
признаки.

Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
мышления

Развитие
аналитических
способностей

Совершенствован
ие воображения.
Рисуем по
образцу.

7

Характерные
признаки.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствован
ие мыслительных
операций.

8

Упорядочивани
е признаков.
Развитие
концентрации
внимания.

9

Правила
сравнения.
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления.

10

Значение
сравнения

Графический
диктант.

11

Тест
«Сравнение».

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

1

1

13 неделя

1

1

14 неделя

Развитие
слуховой памяти.

12

13

Истинные и
ложные
высказывания.
Отрицание
высказывания.
Графический
диктант.

14

Понятие о
классах.
Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
мышления.

15

Правила
классификации.

1

1

15 неделя

16

Вопросы.

1

1

16 неделя

17

Алгоритм.

1

1

17 неделя

18

Тест
«Алгоритм».

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

Развитие
аналитических
способностей

Совершенствован
ие воображения.

Графический
диктант

19

Речь. Техника и
выразительност
ь речи. Развитие
концентрации
внимания.

20

Закономерность
в буквах и
словах.
Тренировка
внимания.

Развитие
мышления.

21

Многозначные
слова.

1

1

21 неделя

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

Тренировка
слуховой памяти

22

Омонимы.

23

Омофоны,
омоформы.

Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
мышления.

Развитие
аналитических
способностей

24

Синонимы.

25

Антонимы.

26

Фразеологизмы.

27

Совершенствован
ие воображения.

Графический
диктант.

Изобразительны
е средства
языка.
Сравнение
Развитие
концентрации
внимания

28

29

30

Упорядочивани
е по
родовидовым
отношениям.
Олицетворение.
Тренировка
зрительной
памяти.

Текст. Тема
текста.
Заглавие.
Совершенствован
ие мыслительных

операций.

31

Текст. Опорные
слова.

1

1

31 неделя

32

Виды планов..

1

1

32 неделя

33

Итоговый тест.

1

1

33 неделя

33

33

Развитие
логического
мышления.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество часов
Тема урока
Всег
о

1.

Дата
изучени
я

Введение.

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы
1

(Инструктаж
по ТБ).

1 неделя

2.

Входной тест.

1

1

2 неделя

3

Выделение
признаков..

1

1

3 неделя

4

Различие.

1

1

4 неделя

5

Сходство.

1

1

5 неделя

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

6

Существенные
признаки.

1

1

6 неделя

7

Характерные
признаки.

1

1

7 неделя

8

Упорядочивани
е признаков.

1

1

8 неделя

9

Правила
сравнения.

1

1

9 неделя

10

Значение
сравнения.

1

1

10 неделя

11

Тест
«Сравнение».

1

1

11 неделя

1

1

12 неделя

12

Истинные и
ложные
высказывания.

13

Отрицание
высказывания..

1

1

13 неделя

14

Понятие о
классах.

1

1

14 неделя

15

Правила
классификации.

1

1

15 неделя

16

Вопросы.

1

1

16 неделя

17

Алгоритм.

1

1

17 неделя

18

Тест
«Алгоритм».

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

19

20

Речь. Техника и
выразительност
ь речи.
Закономерност
ь в буквах и
словах.

21

Многозначные
слова.

1

1

21 неделя

22

Омонимы.

1

1

22 неделя

23

Омофоны,

1

1

23 неделя

омоформы.
24

Синонимы.

1

1

24 неделя

25

Антонимы.

1

1

25 неделя

26

Фразеологизмы
.

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

1

1

29 неделя

1

1

30 неделя

27

28

29

30

Изобразительн
ые средства
языка.
Сравнение
Упорядочивани
е по
родовидовым
отношениям.
Олицетворение
.
Текст. Тема
текста.
Заглавие.

31

Текст.
Опорные слова.

1

1

31 неделя

32

Виды планов..

1

1

32 неделя

33

Итоговый тест.

1

1

33 неделя

1

1

34

34

34

Работа над
ошибками.
Итоговое
занятие.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Всег
о
1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

Введение.(Инструк 1
таж по ТБ).
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения,
памяти

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы
1

1
неделя

Закономерности в
чередовании
признаков.
Решение
нестандартных
задач

1

1

2 неделя

Классификация по
какому-то
признаку.
Тренировка
внимания

1

1

3 неделя

Сравнение
предметов по
признакам.
Тренировка
слуховой памяти

1

1

4 неделя

Тест «Сравнение»
Тренировка
зрительной памяти

1

1

5 неделя

Состав предметов.
Развитие
логического
мышления

1

1

6 неделя

Логические
упражнения. Игра
«Угадай предмет».
Развитие нагляднообразного
мышления

1

1

7 неделя

Найди отличия.
Развитие быстроты
реакции

1

1

8 неделя

Действия

1

1

9 неделя

предметов. Игра
«Кто так делает?»
Развитие
концентрации
внимания
10

11

12

13

14

15

16

17

18

Комбинаторика.
Перестановки,
размещения.

1

1

10
неделя

Функциональные
признаки
предметов.
Тренировка
слуховой памяти

1

1

11
неделя

Симметрия.
Симметричные
фигуры.

1

1

12
неделя

Логическая
операция «и».
Поиск
закономерностей

1

1

13
неделя

Координатная
сетка. Развитие
нагляднообразного
мышления

1

1

14
неделя

Решение
логических задач и
задач-шуток.

1

1

15
неделя

Результат действия
предметов.
Развитие умения
решать
нестандартные
задачи

1

1

16
неделя

Обратные
действия.
Совершенствовани
е мыслительных
операций

1

1

17
неделя

Математические
отношения,
замаскированные в

1

1

18
неделя

виде задач-шуток.
19

Тест «Отношения». 1

1

19
неделя
20
неделя

Порядок действий,
последовательност
ь событий.

1

1

Комбинаторика.
Размещение,
сочетание.

1

1

21
неделя

Составление
загадок,
чайнвордов.

1

1

22
неделя

Множество.
Элементы
множества.

1

1

23
неделя

24

Отрицание.

1

1

25

Антонимы.

1

1

26

Классификация по
одному свойству.

1

1

24
неделя
25
неделя
26
неделя

27

Тест
«Классификация».

1

1

27
неделя

28

Способы задания
множества.

1

1

28
неделя

29

Сравнение
множеств.

1

1

29
неделя

Отношения между
множествами
(объединение,
пересечение,
вложенность).

1

1

30
неделя

Решение задач с
использованием
понятий о
множествах.

1

1

31
неделя

Высказывания со
связками «и»,
«или».

1

1

32
неделя

20

21

22

23

30

31

32

33
34

Итоговый тест.

1

1

Работа над
ошибками.
Итоговое занятие.

1

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

33
неделя

34

4 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество часов
Тема урока
Всег
о

1.

Дата
изучения

Введение.

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы
1

(Инструктаж по
ТБ).
2.

3

4

5

6

Закономерности
в чередовании
признаков.
Повторение
основных
мыслительных
операций.
Причинноследственные
цепочки.
Интегрированн
ый: логика в
окружающем
мире.
Виды
отношений
между
понятиями.

1 неделя

1

1

2 неделя

1

1

3 неделя

1

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

1

6 неделя

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

7

Комбинаторика.
Решение задач с
помощью
таблиц.

1

1

7 неделя

8

Понятие о
графах.

1

1

8 неделя

9

Рефлексивность
отношений.

1

1

9 неделя

10

Симметричност
ь отношений.

1

1

10 неделя

1

1

11 неделя

11

Тест
«Отношения
между
понятиями».

12

Классификация.

1

1

12 неделя

13

Язык и логика.
Фразеологизмы.

1

1

13 неделя

1

1

14 неделя

1

1

15 неделя

14

15

Язык и логика.
Образность и
меткость речи.
Язык и логика.
Речевые
ошибки.

16

Язык и логика.
Пословицы..

1

1

16 неделя

17

Тест «Язык и
логика».

1

1

17 неделя

18

Работа над
ошибками.

1

1

18 неделя

1

1

19 неделя

1

1

20 неделя

1

1

21 неделя

19

20

21

Логические
связки «или»,
«и».
Логические
возможности.
Ситуативная
связь между
понятиями.

22

23

24

Оценка
ситуации с
разных сторон.
Образное
сравнение.
Синонимы.
Многозначность
.

25

Антонимы.

26

Тест «Языковая
логика»

27

Работа над
ошибками

28

Комбинаторика.
Решение задач с
помощью
графов..

1

1

22 неделя

1

1

23 неделя

1

1

24 неделя

1

1

25 неделя

1

26 неделя

1

1

27 неделя

1

1

28 неделя

29

Рассуждения.

1

1

29 неделя

30

Выводы в
рассуждениях.

1

1

30 неделя

31

Выводы в
рассуждениях.

1

1

31 неделя

32

Юмор и логика.

1

1

32 неделя

33

Итоговый тест.

1

1

33 неделя

34

Конкурс
эрудитов.

1

1

34неделя

34

34

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Ресурсное обеспечение реализации Программы:
Материально-техническое:
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
4. Учебные и методические пособия:
 О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.(информационная грамотность, социальный интеллект)».
Методическое пособие. 1,2,3,4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига,
2022.
 О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.(информационная грамотность, социальный интеллект)». 1,2,3,4
класс.
Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
Наглядно-дидактические пособия
5. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
6. Пазлы, разрезные картинки
7.

Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

Литература, предлагаемая детям и родителям:
1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».
Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».
Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
3. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
4. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
5. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.:
1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».