МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования администрации г. Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 109
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей
Педагогический совет
__________________
протокол №1 от «30»
августа 2023 г.
Приказ №1/___-О
от «01» сентября 2023 г.
Протокол №1
от «____» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 1-4 классов
Екатеринбург 2023
Пояснительная записка
.
Рабочая программа по учебному предмету « Развитие познавательных способностей»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы
О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель учебного предмета развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи программы:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого учебного предмета является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Курс включает 33 занятия в 1 классе, 34 занятия – во 2 - 4 классах: 1 занятие в неделю.
Всего 135 занятий.
В основе построения учебного предмета лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Основное время на уроках занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться
(функциональной грамотности).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПООБНОСТЕЙ"
КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ
И УМЕНИЯМИ.
Учащиеся должны знать:
 Как устанавливать связи между понятиями;
 Как комбинировать и планировать;
 Как самостоятельно действовать;
 Как принимать решения; задавать вопросы, составлять рассказы, выступать перед
аудиторией и слушать других.
 Как строить правильные суждения
 Как сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;.
Учащиеся должны уметь:
 Устанавливать связи между понятиями;
 Комбинировать и планировать;
 Самостоятельно действовать;
 Принимать решения;задавать вопросы, составлять рассказы,
 выступать перед аудиторией ислушать других.
 Как строить правильные суждения
 Сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном
листе учителя);
 Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ.
1-4 класс
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть
неустойчивость внимания первоклассников, непроизвольность процесса зрительного и
слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных
особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых
предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями
можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к
обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная
постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного
решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и
лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной
задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное
выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем,
соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя
— поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не
следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена
каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все
большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное
обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и
рассуждений, Показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее
рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для
детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают
все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью
занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических
упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе
творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные
процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны
вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной
деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ,
ПАМЯТИ,
ВНИМАНИЯ,
ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все
задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (10-12 минут).
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным
материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо
учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и
обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую
активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей
памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он
сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных
тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для
глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут),
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках
пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,
тем ярче
проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка,
интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и
логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку
учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают»
фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к
пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы
пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть
карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается
трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют
небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя
речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка,
аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в
которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на
занятиях № 1 и № 33 № 34). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий
последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться
(функциональной грамотности).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПООБНОСТЕЙ"
КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ
И УМЕНИЯМИ.
Учащиеся должны знать:
 Как устанавливать связи между понятиями;
 Как комбинировать и планировать;
 Как самостоятельно действовать;
 Как принимать решения; задавать вопросы, составлять рассказы, выступать перед
аудиторией и слушать других.
 Как строить правильные суждения
 Как сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;.
Учащиеся должны уметь:
 Устанавливать связи между понятиями;
 Комбинировать и планировать;
 Самостоятельно действовать;
 Принимать решения;задавать вопросы, составлять рассказы,
 выступать перед аудиторией ислушать других.
 Как строить правильные суждения
 Сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
2
3
4
Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
1
8
Контр.
работы
Практическ
ие работы
1
8
23
23
1
1
33
33
2 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
1
2
3
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
Контр.
работы
1
12
Практическ
ие работы
1
12
20
20
1
1
34
34
3 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
2
3
4
Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
1
12
Контр.
работы
Практическ
ие работы
1
12
20
20
1
1
34
34
4 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Вводное занятие
Развитие
коммуникативных
способностей
Развитие
познавательных
способностей
Заключительное занятие
1
2
3
4
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Контр.
работы
Практическ
ие работы
1
1
12
12
20
20
1
1
34
34
1 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
1.
Дата
изучени
я
Введение.
(Инструктаж по
ТБ).
1
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
1
Выявление
уровня развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления.
2.
Входной тест.
1 неделя
1
1
2 неделя
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Развитие
мышления.
Графический
диктант.
3
Выделение
признаков.
1
1
3 неделя
1
1
4 неделя
1
1
5 неделя
1
1
6 неделя
1
1
7 неделя
1
1
8 неделя
1
1
9 неделя
1
1
10 неделя
Тренировка
слуховой памяти.
Развитие
мышления.
4
Различие.
5
Сходство.
6
Существенные
признаки.
Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
мышления
Развитие
аналитических
способностей
Совершенствован
ие воображения.
Рисуем по
образцу.
7
Характерные
признаки.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствован
ие мыслительных
операций.
8
Упорядочивани
е признаков.
Развитие
концентрации
внимания.
9
Правила
сравнения.
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления.
10
Значение
сравнения
Графический
диктант.
11
Тест
«Сравнение».
1
1
11 неделя
1
1
12 неделя
1
1
13 неделя
1
1
14 неделя
Развитие
слуховой памяти.
12
13
Истинные и
ложные
высказывания.
Отрицание
высказывания.
Графический
диктант.
14
Понятие о
классах.
Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
15
Правила
классификации.
1
1
15 неделя
16
Вопросы.
1
1
16 неделя
17
Алгоритм.
1
1
17 неделя
18
Тест
«Алгоритм».
1
1
18 неделя
1
1
19 неделя
1
1
20 неделя
Развитие
аналитических
способностей
Совершенствован
ие воображения.
Графический
диктант
19
Речь. Техника и
выразительност
ь речи. Развитие
концентрации
внимания.
20
Закономерность
в буквах и
словах.
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления.
21
Многозначные
слова.
1
1
21 неделя
1
1
22 неделя
1
1
23 неделя
1
1
24 неделя
1
1
25 неделя
1
26 неделя
1
1
27 неделя
1
1
28 неделя
1
1
29 неделя
1
1
30 неделя
Тренировка
слуховой памяти
22
Омонимы.
23
Омофоны,
омоформы.
Тренировка
зрительной
памяти. Развитие
мышления.
Развитие
аналитических
способностей
24
Синонимы.
25
Антонимы.
26
Фразеологизмы.
27
Совершенствован
ие воображения.
Графический
диктант.
Изобразительны
е средства
языка.
Сравнение
Развитие
концентрации
внимания
28
29
30
Упорядочивани
е по
родовидовым
отношениям.
Олицетворение.
Тренировка
зрительной
памяти.
Текст. Тема
текста.
Заглавие.
Совершенствован
ие мыслительных
операций.
31
Текст. Опорные
слова.
1
1
31 неделя
32
Виды планов..
1
1
32 неделя
33
Итоговый тест.
1
1
33 неделя
33
33
Развитие
логического
мышления.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
1.
Дата
изучени
я
Введение.
1
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
1
(Инструктаж
по ТБ).
1 неделя
2.
Входной тест.
1
1
2 неделя
3
Выделение
признаков..
1
1
3 неделя
4
Различие.
1
1
4 неделя
5
Сходство.
1
1
5 неделя
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
6
Существенные
признаки.
1
1
6 неделя
7
Характерные
признаки.
1
1
7 неделя
8
Упорядочивани
е признаков.
1
1
8 неделя
9
Правила
сравнения.
1
1
9 неделя
10
Значение
сравнения.
1
1
10 неделя
11
Тест
«Сравнение».
1
1
11 неделя
1
1
12 неделя
12
Истинные и
ложные
высказывания.
13
Отрицание
высказывания..
1
1
13 неделя
14
Понятие о
классах.
1
1
14 неделя
15
Правила
классификации.
1
1
15 неделя
16
Вопросы.
1
1
16 неделя
17
Алгоритм.
1
1
17 неделя
18
Тест
«Алгоритм».
1
1
18 неделя
1
1
19 неделя
1
1
20 неделя
19
20
Речь. Техника и
выразительност
ь речи.
Закономерност
ь в буквах и
словах.
21
Многозначные
слова.
1
1
21 неделя
22
Омонимы.
1
1
22 неделя
23
Омофоны,
1
1
23 неделя
омоформы.
24
Синонимы.
1
1
24 неделя
25
Антонимы.
1
1
25 неделя
26
Фразеологизмы
.
1
26 неделя
1
1
27 неделя
1
1
28 неделя
1
1
29 неделя
1
1
30 неделя
27
28
29
30
Изобразительн
ые средства
языка.
Сравнение
Упорядочивани
е по
родовидовым
отношениям.
Олицетворение
.
Текст. Тема
текста.
Заглавие.
31
Текст.
Опорные слова.
1
1
31 неделя
32
Виды планов..
1
1
32 неделя
33
Итоговый тест.
1
1
33 неделя
1
1
34
34
34
Работа над
ошибками.
Итоговое
занятие.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Всег
о
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
Введение.(Инструк 1
таж по ТБ).
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения,
памяти
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
1
1
неделя
Закономерности в
чередовании
признаков.
Решение
нестандартных
задач
1
1
2 неделя
Классификация по
какому-то
признаку.
Тренировка
внимания
1
1
3 неделя
Сравнение
предметов по
признакам.
Тренировка
слуховой памяти
1
1
4 неделя
Тест «Сравнение»
Тренировка
зрительной памяти
1
1
5 неделя
Состав предметов.
Развитие
логического
мышления
1
1
6 неделя
Логические
упражнения. Игра
«Угадай предмет».
Развитие нагляднообразного
мышления
1
1
7 неделя
Найди отличия.
Развитие быстроты
реакции
1
1
8 неделя
Действия
1
1
9 неделя
предметов. Игра
«Кто так делает?»
Развитие
концентрации
внимания
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Комбинаторика.
Перестановки,
размещения.
1
1
10
неделя
Функциональные
признаки
предметов.
Тренировка
слуховой памяти
1
1
11
неделя
Симметрия.
Симметричные
фигуры.
1
1
12
неделя
Логическая
операция «и».
Поиск
закономерностей
1
1
13
неделя
Координатная
сетка. Развитие
нагляднообразного
мышления
1
1
14
неделя
Решение
логических задач и
задач-шуток.
1
1
15
неделя
Результат действия
предметов.
Развитие умения
решать
нестандартные
задачи
1
1
16
неделя
Обратные
действия.
Совершенствовани
е мыслительных
операций
1
1
17
неделя
Математические
отношения,
замаскированные в
1
1
18
неделя
виде задач-шуток.
19
Тест «Отношения». 1
1
19
неделя
20
неделя
Порядок действий,
последовательност
ь событий.
1
1
Комбинаторика.
Размещение,
сочетание.
1
1
21
неделя
Составление
загадок,
чайнвордов.
1
1
22
неделя
Множество.
Элементы
множества.
1
1
23
неделя
24
Отрицание.
1
1
25
Антонимы.
1
1
26
Классификация по
одному свойству.
1
1
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
Тест
«Классификация».
1
1
27
неделя
28
Способы задания
множества.
1
1
28
неделя
29
Сравнение
множеств.
1
1
29
неделя
Отношения между
множествами
(объединение,
пересечение,
вложенность).
1
1
30
неделя
Решение задач с
использованием
понятий о
множествах.
1
1
31
неделя
Высказывания со
связками «и»,
«или».
1
1
32
неделя
20
21
22
23
30
31
32
33
34
Итоговый тест.
1
1
Работа над
ошибками.
Итоговое занятие.
1
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
33
неделя
34
4 класс. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
1.
Дата
изучения
Введение.
1
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
1
(Инструктаж по
ТБ).
2.
3
4
5
6
Закономерности
в чередовании
признаков.
Повторение
основных
мыслительных
операций.
Причинноследственные
цепочки.
Интегрированн
ый: логика в
окружающем
мире.
Виды
отношений
между
понятиями.
1 неделя
1
1
2 неделя
1
1
3 неделя
1
1
4 неделя
1
1
5 неделя
1
1
6 неделя
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
7
Комбинаторика.
Решение задач с
помощью
таблиц.
1
1
7 неделя
8
Понятие о
графах.
1
1
8 неделя
9
Рефлексивность
отношений.
1
1
9 неделя
10
Симметричност
ь отношений.
1
1
10 неделя
1
1
11 неделя
11
Тест
«Отношения
между
понятиями».
12
Классификация.
1
1
12 неделя
13
Язык и логика.
Фразеологизмы.
1
1
13 неделя
1
1
14 неделя
1
1
15 неделя
14
15
Язык и логика.
Образность и
меткость речи.
Язык и логика.
Речевые
ошибки.
16
Язык и логика.
Пословицы..
1
1
16 неделя
17
Тест «Язык и
логика».
1
1
17 неделя
18
Работа над
ошибками.
1
1
18 неделя
1
1
19 неделя
1
1
20 неделя
1
1
21 неделя
19
20
21
Логические
связки «или»,
«и».
Логические
возможности.
Ситуативная
связь между
понятиями.
22
23
24
Оценка
ситуации с
разных сторон.
Образное
сравнение.
Синонимы.
Многозначность
.
25
Антонимы.
26
Тест «Языковая
логика»
27
Работа над
ошибками
28
Комбинаторика.
Решение задач с
помощью
графов..
1
1
22 неделя
1
1
23 неделя
1
1
24 неделя
1
1
25 неделя
1
26 неделя
1
1
27 неделя
1
1
28 неделя
29
Рассуждения.
1
1
29 неделя
30
Выводы в
рассуждениях.
1
1
30 неделя
31
Выводы в
рассуждениях.
1
1
31 неделя
32
Юмор и логика.
1
1
32 неделя
33
Итоговый тест.
1
1
33 неделя
34
Конкурс
эрудитов.
1
1
34неделя
34
34
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
Материально-техническое:
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
4. Учебные и методические пособия:
 О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.(информационная грамотность, социальный интеллект)».
Методическое пособие. 1,2,3,4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига,
2022.
 О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.(информационная грамотность, социальный интеллект)». 1,2,3,4
класс.
Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
Наглядно-дидактические пособия
5. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
6. Пазлы, разрезные картинки
7.
Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Литература, предлагаемая детям и родителям:
1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».
Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика».
Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2022.
3. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
4. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
5. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.:
1996.