Материал для родительских собраний

16.02.2021

Информация для доведения на родительских собраниях в образовательных организациях

 

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора такого способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких - вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной. Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни

 

Выделяют 4 причины суицидального поведения подростков:

-изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

-безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

-чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

 

Поведение, которое может указывать о суицидальных намерениях:

-недостаток сна или повышенная сонливость;

-нарушение аппетита;

-признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

-усиление чувства тревоги, печальное настроение;

-признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

-неряшливый внешний вид;

-усиление жалоб на физическое недомогание;

-склонность к быстрой перемене настроения;Хочу такой сайт

отдаление от семьи и друзей;

-излишний риск в поступках;

-выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, - разговоры о собственных похоронах;

-открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

 

Что делать, если Вы заметили вышеперечисленные признаки? Прежде всего, необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

 

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

·          внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

·          правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

·          не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

·          постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

·          не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

·          стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

·          оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,

·          оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

·          не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

 

ОПДН УМВД России по г. Екатеринбургу

Информация для родительских собраний по суицидам.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».