16.02.2021
Информация
для доведения на родительских собраниях в образовательных организациях
Суицидальное
поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему
организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, высказывания,
могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и
старше, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к
несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко
возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в
16-19 лет.
Одной из
причин выбора такого способа решения проблем, является неадекватное отношение к
смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою
«временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых
близких - вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста
формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении
жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже
незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится
чрезвычайно суицидоопасной. Считается, что половина суицидальных попыток в
подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения
умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда
легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр,
отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни
Выделяют 4
причины суицидального поведения подростков:
-изоляция
(чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
-беспомощность
(ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
-безнадежность
(когда будущее не предвещает ничего хорошего);
-чувство
собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая
самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной
суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в
семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний
используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие
самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей
или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое
физическое или сексуальное насилие.
Поведение,
которое может указывать о суицидальных намерениях:
-недостаток
сна или повышенная сонливость;
-нарушение
аппетита;
-признаки
беспокойства, вспышки раздражительности;
-усиление
чувства тревоги, печальное настроение;
-признаки
вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
-неряшливый
внешний вид;
-усиление
жалоб на физическое недомогание;
-склонность
к быстрой перемене настроения;
отдаление
от семьи и друзей;
-излишний
риск в поступках;
-выражение
безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, - разговоры о собственных
похоронах;
-открытые
заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого
выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Что делать,
если Вы заметили вышеперечисленные признаки? Прежде всего, необходимо помнить
что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При
проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
·
внимательно
слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и
невозможности излить душу;
·
правильно
формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей
ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые
шокирующие высказывания;
·
не спорить и не
настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других;
высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка
ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
·
постараться
развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной
смерти;
·
не предлагать
неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
·
стремиться
вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на
укрепление его сил и возможностей,
·
оцените
серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план
самоубийства - ему срочно нужна помощь,
·
оцените глубину
эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся
в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это
может служить основанием для тревоги,
внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам,
подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же
время находиться в состоянии глубокой депрессии,
·
не бойтесь прямо
спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
ОПДН УМВД России по г. Екатеринбургу