16.05.2022
Куратор реализации целевой модели наставничества: заместитель директора
Радостева Е.С.
Настоящая
целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые
профессионалы» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Процесс
реализации целевой модели наставничества в образовательной организации
предполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных
●
принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении
целевой модели наставничества на уровне организации
●
заседания Педагогического совета организации
●
формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества
●
разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение
распорядительным актом
●
приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в
образовательной организации
● приказ
о закреплении наставнических пар (групп).
Внедрение и реализация наставничества у
нас в Лицее реализуется с сентября 2020
года и для успешного запуска программы были использованы следующие этапы:
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:
- до 28.09.2020 – назначение куратора в ОО;
- до 05.10.2020 – разработка куратором дорожной карты,
разработка положения о наставничестве в Лицее и утверждение этих документов;
- до 15.10.2020 – информирование заинтересованных лиц (педагогический
коллектив, обучающиеся, родители/законные представители, работодатели);
2.
Подготовка
нормативной базы.
3. Формирование базы наставляемых.
4. Формирование базы наставников.
5. Отбор и обучение наставников.
6. Формирование наставнических пар или групп.
7. В организации работы
наставнических пар или групп входит:
8. Разработка
программ наставничества (у каждой пары своя дорожная карта и программа)
9. С 1.12.2020 –
реализация программ;
10. Май – подведение
итогов, завершение программ наставничества.
В первый год внедрения
программы мы сделали акцент на форму «Учитель
– Учитель». По Программе главной целью такой формы наставничества является
успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также
создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Были сформированы 3 наставнические пары учителей начальной школы. В 2021 году
присоединились ещё 2 наставнические пары: 1. учителя филологи; 2. учителя
музыки (они же педагоги дополнительного образования).
Все наставники участвующие в
программе имеют высшую квалификационную категорию. Педагогический стаж выше 18
лет имеют 3 педагога-наставника и педагогический стаж более 32 лет имеют 2
педагога-наставника. За период с 2020-2022 гг. наставники принимали участие в
конкурсах профессионального мастерства на школьном, муниципальном и
региональном уровнях. Имеют собственные методические разработки, статьи и
проекты.
В течение года отработаны наиболее
эффективные формы взаимодействия с молодыми педагогами: деловые и ролевые игры,
работа в «малых группах», анализ ситуаций, развивающие коммуникацию, лидерство,
способность принимать решения, умение аргументировано формулировать цели и
задачи. Разработанные наставниками индивидуальные планы по направлениям
деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения
профессиональной компетентности, уровня квалификации позволили спланировать
индивидуальную работу, исходя из профессиональных дефицитов наставляемых.
План составляется таким образом, чтобы
была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года.
Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения молодого
педагога по обозначенным направлениям деятельности. Таблица позволяет
наставнику оценить объем и качество проведенной работы, молодому специалисту –
проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать
дальнейшую работу по саморазвитию.
В течение всего периода работы
наставники сопровождают своих наставляемых и оказывают огромную поддержку -
проводят:
консультации,
индивидуальные беседы, совместно разрабатывают индивидуальные программы работы педагога
по самообразованию, организуют взаимопосещение: уроков, классных часов,
внеклассных мероприятий и занятий внеурочной деятельностью, организуют творческие мастерские, проводят мастер-классы, проводят уроки – с
обменом классами, организуют совместные открытые мероприятия, оказывают помощь
в организации проектной деятельности и воспитательной работы в классном
коллективе, а так же дают рекомендации при проведении родительских собраний.
Основываясь на результатах
работы наставнических пар, мы видим наличие положительной динамики влияния
программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников
в образовательной и профессиональной деятельности, снижение уровня тревожности
в коллективе, а также наиболее рациональную и эффективную стратегию дальнейшего
формирования пар «наставник – наставляемый».