Внедрение и реализация методологии (целевой модели) наставничества в МАОУ Лицее № 109

16.05.2022

Куратор реализации целевой модели наставничества: заместитель директора Радостева Е.С.

Настоящая целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных

● принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации

● заседания Педагогического совета организации

● формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества

● разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом

● приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации

● приказ о закреплении наставнических пар (групп).

 

Внедрение и реализация наставничества у нас в Лицее реализуется с сентября 2020 года и для успешного запуска программы были использованы следующие этапы:

1.     Подготовка условий для запуска программы наставничества:

  •  до 28.09.2020 – назначение куратора в ОО;
  •  до 05.10.2020 – разработка куратором дорожной карты, разработка положения о наставничестве в Лицее и утверждение этих документов;
  • до 15.10.2020 – информирование заинтересованных лиц (педагогический коллектив, обучающиеся, родители/законные представители, работодатели);

2.      Подготовка нормативной базы.

3.      Формирование базы наставляемых.

4.      Формирование базы наставников.Хочу такой сайт

5.      Отбор и обучение наставников.

6.      Формирование наставнических пар или групп.

7.      В организации работы наставнических пар или групп входит:

8.      Разработка программ наставничества (у каждой пары своя дорожная карта и программа)

9.      С 1.12.2020 – реализация программ;

10.    Май – подведение итогов, завершение программ наставничества.

 

           В первый год внедрения программы мы сделали акцент на форму «Учитель – Учитель». По Программе главной целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Были сформированы 3 наставнические пары учителей начальной школы. В 2021 году присоединились ещё 2 наставнические пары: 1. учителя филологи; 2. учителя музыки (они же педагоги дополнительного образования).

            Все наставники участвующие в программе имеют высшую квалификационную категорию. Педагогический стаж выше 18 лет имеют 3 педагога-наставника и педагогический стаж более 32 лет имеют 2 педагога-наставника. За период с 2020-2022 гг. наставники принимали участие в конкурсах профессионального мастерства на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Имеют собственные методические разработки, статьи и проекты.

             В течение года отработаны наиболее эффективные формы взаимодействия с молодыми педагогами: деловые и ролевые игры, работа в «малых группах», анализ ситуаций, развивающие коммуникацию, лидерство, способность принимать решения, умение аргументировано формулировать цели и задачи. Разработанные наставниками индивидуальные планы по направлениям деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации позволили спланировать индивидуальную работу, исходя из профессиональных дефицитов наставляемых.

План составляется таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения молодого педагога по обозначенным направлениям деятельности. Таблица позволяет наставнику оценить объем и качество проведенной работы, молодому специалисту – проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшую работу по саморазвитию.

              В течение всего периода работы наставники сопровождают своих наставляемых и оказывают огромную поддержку - проводят:

консультации, индивидуальные беседы, совместно разрабатывают индивидуальные программы работы педагога по самообразованию, организуют взаимопосещение: уроков, классных часов, внеклассных мероприятий и занятий внеурочной деятельностью, организуют творческие мастерские, проводят мастер-классы, проводят уроки – с обменом классами, организуют совместные открытые мероприятия, оказывают помощь в организации проектной деятельности и воспитательной работы в классном коллективе, а так же дают рекомендации при проведении родительских собраний.

               Основываясь на результатах работы наставнических пар, мы видим наличие положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, снижение уровня тревожности в коллективе, а также наиболее рациональную и эффективную стратегию дальнейшего формирования пар «наставник – наставляемый».

 

Презентация.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».