Проект «Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями»

13.09.2022

Объявление

Уважаемые родители и педагоги! 

Создание дружелюбной образовательной среды — важнейшая задача!  В жизни подростков часто происходят сложные ситуации, и задача взрослых помочь детям их разрешить. Публикуем для вас  полезные советы психолога взрослым и классным руководителям.

____________________________________________________________________

Уважаемые родители и педагоги! Внимание!

В целях формирования здорового образа жизни обучающихся, а также формирования законопослушного и безопасного поведения обучающихся Министерством образования и молодежной политики Свердловской области совместно с " Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи " Ладо" разработан видеоролик по вопросам профилактики рискованного поведения несовершеннолетних " Без права на детство".

_____________________________________________________________________


Телефоны доверия

Телефоны

Цели и задачи проекта

 

Цели реализации проекта в МАОУ Лицее №109 – максимальная индивидуализация образовательного процесса и условий психолого-педагогического сопровождения в отношении конкретного обучающегося, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и решениями психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) образовательной организации, проектирование программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

- апробировать методический инструмент «Конструктор индивидуального образовательного маршрута обучающегося, нуждающегося в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости» (далее – «Конструктор ИОМ»), разработанный специалистами Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Ладо”» (ГБУ СО «ЦППМСП “Ладо”») и оценить эффективность его использования как прикладного инструмента в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее – ООП);

- создать условия для раннего выявления обучающихся с ООП с целью оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи и создания условий сопровождения обучающихся, необходимых для их полноценного развития и успешного обучения; 

- оптимизировать методическую и экспертно-диагностическую деятельность педагогов и специалистов ППк Лицея, совершенствовать качество оформления документации ППк в части проектирования индивидуальных программ сопровождения, представления результатов реализации программ;

- обеспечить каждому конкретному обучающемуся с ООП специальные условия для получения образования, а именно: форму реализации адаптированной образовательной программы, специальные методы, подходы, технологии;

- организовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося на учебный год с учетом результатов стартовой и промежуточной диагностики;

- обеспечить информационную доступность об оказываемых в Лицее услугах и повышать уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг всех участников образовательных отношений;

- совершенствовать систему мониторинга достижения планируемых результатов образования и систему мониторинга эффективности профилактической и коррекционной работы;

- разработать алгоритм внедрения методической разработки «Конструктор ИОМ» в образовательной деятельности Лицея с целью трансляции нового опыта профессиональному сообществу для обеспечения воспроизводимости основных положительных эффектов нового опыта в других образовательных организациях.


Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.1. Для обучающихся:

1) Внедрение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), учитывающих текущее состояние физического и психического развития детей, их индивидуальные образовательные запросы;

2)         Повышение качества общеобразовательной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) благодаря максимальной индивидуализации образовательного процесса;

3) Создание «ситуации успеха», развитие учебной мотивации и познавательного интереса, расширение возможностей для успешной адаптации и самореализации в социуме.

1.2. Для педагогических работников:

1) Практическое овладение инструментарием для проектирования ИОМ обучающихся;

2) Развитие профессиональных компетенций и устранение профессиональных дефицитов в части организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями;

3) Расширение возможностей для профессионального общения и трансляции практических результатов деятельности в педагогической среде.

1.3. Для родителей:

1) Повышение уровня педагогической компетентности и осведомленности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах организации обучения и воспитания детей, относящихся к категории обучающихся с ООП;

2) Увеличение степени включенности родителей в процесс обучения и воспитания детей;

3) Получение практической информационно-методической помощи в выстраивании системы родительского взаимодействия с детьми с ООП. 

1.4. Для образовательной организации:

1.                  Повышение качества образования:

·                     положительная динамика показателей общеобразовательной подготовки по данным внутришкольного мониторинга и внешних оценочных процедур;

·                     максимальная индивидуализация образовательного процесса, обеспечивающая достижение всех видов образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, включая личностные результаты;

2.                  Усиление эффективности деятельности Лицея в части профилактической и коррекционной работы с обучающимися, воспитательной работы, коммуникации участников образовательных отношений:

·                     минимизация рисков формирования деструктивного поведения учащихся, здоровьесбережение;

·                     раннее выявление обучающихся, имеющих высокую степень уязвимости, и выстраивание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения данных учащихся;

·                     развитие командного взаимодействия в педагогическом коллективе, укрепление сотрудничества родителей и педагогов в образовательном процессе;

·                     развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства, трансляция практических результатов педагогической деятельности в профессиональном сообществе.

Основные показатели достижения результатов:

1. Выполнение требований действующих нормативных правовых актов в сфере образования, отсутствие замечаний контролирующих органов в отношении локальной нормативной базы Лицея в части психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ООП;

2. Положительная динамика показателей качества образования по данным внутришкольного мониторинга и данным мониторинга системы образования, включая образовательные результаты обучающихся по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам;

3. Сокращение количества обучающихся, имеющих признаки дисгармоничного развития, препятствующие полноценному развитию, социальной адаптации и успешному обучению;

4. Высокое качество оформления документации ППк в части проектирования индивидуальных программ сопровождения, представления результатов реализации программ;

5. Высокая степень удовлетворенности всех участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг;

6. Создание оптимальных психолого-педагогических условий освоения образовательных программ для 100% обучающихся, предоставивших заключения ПМПК и прошедших ППк;

7. Разработка и успешная реализация ИОМ для 100% обучающихся – участников проекта;

8. Положительная динамика результатов профилактической и коррекционной работы  - сокращение количества учащихся, состоящих на различных видах учёта;

9. Повышение профессиональной компетентности в сфере профилактической и коррекционной деятельности не менее чем для 50% педагогических работников Лицея;

10. Разработка и успешная реализация алгоритма внедрения ИОМ в практику образовательной деятельности.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 года – август 2024 года (01.09.2022 – 31.08.2024).

Участники проекта

 

Информационно-методические условия реализации проекта обеспечиваются руководством ГБУ СО «ЦППМСП “Ладо”» и включают в себя:

- предоставление МАОУ Лицею №109 на период реализации проекта права пользования методической разработкой «Конструктор ИОМ»;

- назначение из числа специалистов центра «Ладо» куратора проекта, осуществляющего индивидуальное консультирование работников МАОУ Лицея №109 по вопросам применения «Конструктора ИОМ», а также оказывающего методическую помощь в анализе результатов применения «Конструктора ИОМ» на основе данных мониторинга, предоставляемых образовательной организацией в ходе реализации проекта и по ее завершении.

Организационные условия реализации проекта: проект реализуется в 2022/2023 –2023/2024 учебных годах в Лицее на уровне начального общего образования и основного общего образования.

Материально-технические и финансовые условия реализации проекта: проект реализуется с использованием материально-технической базы Лицея, оплата проектной деятельности членов рабочей группы осуществляется из стимулирующей части фонда оплаты труда. Привлечение дополнительного финансирования для реализации проекта не предусмотрено.

Кадровые условия реализации проекта:

1. В рабочую группу по реализации проекта входят руководящие и педагогические работники Лицея.

2. Информационно-методическое сопровождение реализации проекта осуществляют специалисты ГБУ СО «ЦППМСП “Ладо”».

3. Научное сопровождение реализации проекта обеспечивается ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».

Рабочая группа

ФИО и должность

Задачи

Куратор проекта

Бурляева Н.Н., заместитель директора по инновационной деятельности

Выделение ресурсов на проект, решение конфликтов, возникающих в рамках проекта, взаимодействие с «внешним» куратором из центра «Ладо», анализ и оценка результатов проекта

Руководитель проекта

Трифонова Н.С., заместитель директора по праву

Управление деятельностью рабочей группы

Администраторы проекта

Чернухина Е.Е., заместитель директора, председатель ППк

Организационно-техническое обеспечение реализации проекта, ведение мониторинга и формирование отчетности по проекту на уровне начального общего образования (2-4-е классы) 

Попова Ю.В., заместитель директора (5-6 классы)

Организационно-техническое обеспечение реализации проекта, ведение мониторинга и формирование отчетности по проекту на уровне основного общего образования (5-6-е классы)

Исполнители проекта

1. Федотова О.С., педагог-психолог

2. Черепанова Т.М., учитель-логопед

3. Попова О.А., социальный педагог

4. Классные руководители

1. Разработка и реализация ИОМ для обучающихся с особыми образовательными потребностями и обучающихся с девиантным поведением;

2. Сбор информации для мониторинга достижения планируемых результатов образования и эффективности коррекционной работы

 

Организации-соисполнители проекта

п/п

Наименование организации-соисполнителя проекта

Основные функции организации-соисполнителя проекта

1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №109 

Ресурсное и организационно-техническое сопровождение реализации проекта

2

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Ладо”»

Информационно-методическое сопровождение реализации проекта

 

Научное сопровождение реализации проекта

п/п

ФИО специалиста

Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии)

Опыт работы специалиста в международных, федеральных и региональных проектах в сфере образования и науки за последние 3 года

Функции специалиста в рамках реализации проекта

1

Ильченко В.Н.

Уральский государственный педагогический университет, кафедра права, экономики и методики их преподавания, доцент, кандидат исторических наук

Руководитель научного направления «Право и личность: история, теория, практика, проблемы правового просвещения», «Методика преподавания права», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних»

Осуществлялась научно-исследовательская работа в рамках научных тем «Защита прав детей в РФ», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений», «Права человека: теория и практика», «Образование и безопасность»

Научно-методическое сопровождение, консультационная поддержка

2

Васягина Н.Н.

Уральский государственный педагогический университет, заведующая кафедрой психологии образования, профессор, доктор психологических наук

Основатель и руководитель научной школы «Субъектное становление личности в современном социокультурном пространстве России».

Автор концепции субъектного становления женщины-матери;Хочу такой сайт

Редактор научного журнала «Актуальные проблемы психологии личности».

Член редакционных советов и коллегий журналов «Педагогическое образование в России», «Учебный эксперимент в образовании», «Психология. Психофизиология», "Вестник Шадринского государственного педагогического университета", "Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология" .

Научно-методическое сопровождение, консультационная поддержка

 

Лица, заинтересованные в реализации проекта:

1. Обучающиеся Лицея, имеющие особые образовательные потребности (ООП);

2. Родители (законные представители) обучающихся с ООП;

3. Педагогические работники Лицея, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ООП;

4. Специалисты ГБУ СО «ЦППМСП “Ладо”», апробирующие методическую разработку «Конструктор ИОМ».


Теоретическая основа реализации проекта

 

Основу проекта составляют следующие признанные в педагогической науке теории и концепции:

·                     аналитико-синтетическая теория учебно-познавательной деятельности школьников (Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн);

·                     концепция развития образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев);

·                     культурно-историческая теория и принцип единства нормального и отклоняющегося развития (Л.С Выготский, П.Я. Трошин);

·              системный методологический подход к типологизации и оценке психического развития детей (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, Никольская О.С.);

·                     теория дизонтогенеза и основы психологической помощи детям с проблемами в развитии (И.И. Мамайчук И.И., Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, Е.Р. Баенская, Т.А. Шилова, Либлинг М.М.);

·                     современные теории и модели диагностики психического развития детей (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, А.В. Батаршев, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман, С.Д. Забрамная, А.В. Семенович, Л.Н. Собчик);

·                     теории социализации личности (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.М. Ломов, С.А. Беличева, В.В. Новиков)

·                     теории и модели анализа, профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних (Беличева С.А., Гилинский Я.И., В.Н. Кудрявцев, А.Коэн, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.В. Ковалев, А.Н. Личко, А.А. Александров, В.А. Худик, Б.Н. Алмазов, М.А. Ковальчук, Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп).

Построение и реализация проекта опирается на следующие научные подходы: компетентностный, комплексный (системный), деятельностный, дифференцированный, личностно-ориентированный и базируется на их интеграции в сопоставлении с целью, задачами и результатами сопровождения.

Компетентностный подход – система требований к организации образовательного процесса, которая предполагает результаты образования в виде компетенций (универсальных способов деятельности) и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций.

Комплексный (системный) подход – способ осуществления исследовательской (на ранних этапах работы) и практической деятельности путём создания функциональной, «внешней» целостности объектов, приемов, методов для достижения запланированного результата.

Деятельностный подход – такая организация образовательного процесса, которая способствует формированию личности обучающегося в процессе его собственной познавательной деятельности.

Дифференцированный подход – один из способов решения педагогических задач с учетом социально-психологических групп воспитанников, которые существуют в сообществе обучаемых как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам детей.

Личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Категории детей, традиционно попадающие в поле зрения ППк как обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности (далее – дети с ООП):

1.                  Обучающиеся с ОВЗ;

2.                  Обучающиеся с временными трудностями в освоении основных образовательных программ (например, дети с дислексией/дисграфией, дети с билингвизмом, дети-инофоны)

3.                  Обучающиеся на дому;

4.                  Одаренные обучающиеся;

5.                  Обучающиеся, имеющие адаптационные или поведенческие трудности (дезадаптивные формы поведения (например, СДВГ), дети из семей иностранных граждан, из семей мигрантов / вынужденных переселенцев), в том числе обучающиеся с девиантным (асоциальным) поведением;

6.                  Обучающиеся, имеющие статус «ребенок-инвалид».

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Дети с билингвизмом – обучающиеся, использующие в общении попеременно два языка.

Дети-инофоны – учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали; в отличие от билингвов, инофоны владеют фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом, уровне.

Одаренные дети – это те дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Дезадаптивное поведение – нарушение приспособительного поведения в силу действия тех или иных внутренних или внешних причин – непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д.

Девиантное поведение (социальная девиация, отклоняющееся поведение) – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

Поведенческие девиации по классификации Ц.П.Короленко и Т.А.Донских:

1.                  Нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества);

2.                  Деструктивное поведение;

3.                  Внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм);

4.                  Аддиктивное поведение (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций);

5.                  Антисоциальное поведение (нарушение законов и прав других людей);

6.                  Внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

Часто встречающиеся негативные формы девиантного поведения в подростковой среде:

- хулиганство;

- хамство;

- наркомания;

- токсикомания;

- игромания;

- вандализм;

- нанесение увечий;

- нанесение самоповреждений;

- самоубийство и др.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – психическое, поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Ребенок-инвалид – к данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии; статус ребенка-инвалида присваивает бюро МСЭ.

Дети с ОВЗ, билингвы, инофоны, одаренные дети и дети с дезадаптивным и девиантным поведением, объединённые в одну категорию обучающихся с ООП, имеют высокий риск уязвимости и максимально нуждаются в индивидуализации обучения.

В психологии под уязвимостью понимается образ мышления, который предрасполагает человека к психологическим проблемам; после того как человек сталкивается со стрессовым опытом, когнитивная уязвимость формирует неадаптивную реакцию, увеличивающую вероятность психологического расстройства.

Индивидуализация обучения – это один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта:

·                     Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. DOI:10.17759/psylaw.2020100201.

·                     Вакорина Л.Ю. [и др.] Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.

·                     Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 89–99. doi:10.17759/chp.2019150409

·                     Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г., Попова Е.М. Модель профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных организаций // European Social Science Journal. 2014. Vol.7(3). P. 133–140.

·                     Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс]. М.: МГППУ, 2018. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.

·                     Пестова И.В., Гурьянова Н.А., Сергеева М.С., Кузеванова С.В. Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. C. 139–149. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170213.

·                     Пестова И.В., Сергеева М.С. Использование конструктора индивидуального образовательного маршрута при проектировании системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. - Методическая разработка ГБУ СО ЦППМСП "Ладо". - Екатеринбург, 2022.

·                     Пестова И.В., Сергеева М.С. Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том15. №1. С. 74–77. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2018/n1/Pestova_Sergeeva.shtml.

·                     Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярёв А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77–94. doi:10.17759/psylaw.2018080106.

·                     Шемпелева Н.И., Пестова И.В. Профилактическая компетентность педагога-психолога как фактор его профессионального развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 58–67. doi:10.17759/bppe.2020170305.

·                     Шемпелева Н.И., Трифонова Н.И, Булатова Н.А. Комплексная модель профилактики девиантного поведения через формирование позитивной и устойчивой «Я-концепции» (на примере реализации в Свердловской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 99–108. doi:10.17759/bppe.2022190109


Инструменты и технологии

 

В целях определения эффективности проектной деятельности в течение всего периода реализации проекта осуществляется мониторинг сформированности универсальных учебных действий (УУД) обучающихся и мониторинг удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.

Осуществляется также психолого-педагогическое обследование обучающихся специалистами ППк образовательной организации.

 

Предмет мониторинга

Средства мониторинга (контроля)

Предметные, метапредметные, личностные результаты обучающихся (УУД)

Результаты диагностики, промежуточного и итогового мониторинга сформированности УУД, результаты промежуточной аттестации обучающихся, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектной и учебно-исследовательской деятельности

Удовлетворенность участников образовательных отношений качеством организации работы с детьми и качеством образования в школе

Анкетирование, опрос

Интерес общественности к проекту

Статистика с сайта, изучение активности представителей общественности в организации поддержки по реализации проекта

 

Основу психолого-педагогического обследования обучающихся составляют следующие технологии и методики:

1.                  Диагностика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор - И.А.Баева);

2.                  Многофакторное исследование личности по методике Кеттелла;

3.                  Социально-психологическое тестирование школьников.

 

Описание многофакторного исследования личности по методике Кеттелла

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Методика была разработана Рэймондом Кеттеллом, автором одной из наиболее влиятельных теорий личности, согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени выраженности у них отдельных независимых черт. В процессе экспериментального исследования личности Кеттелл выявил 16 биполярных личностных черт (факторов), степень развитости которых можно измерить с помощью опросника.

Впервые опросник Кеттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кеттелла, «можно работать в полной мере».

Методика Кеттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Цитируется по источнику: https://psytests.org/cattell/index.html

 

Описание диагностики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А.Баева)

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Опросник состоит из трех частей: I. Отношение к образовательной среде школы. II. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими. III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Цитируется по источнику: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.

 

Описание социально-психологического тестирования

Социально-психологическое тестирование школьников проводится в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, утвержденным приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59.

Социально-психологическое тестирование направлено на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

Тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения, ежегодно, в соответствии с распорядительным актом образовательной организации, при наличии информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся или самих обучающихся, достигших возраста 15 лет.

Форма проведения тестирования определяется образовательной организацией, может быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме) и предполагает заполнение анкет (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых является определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

 

Описание «Конструктора индивидуального образовательного маршрута»

Методическая разработка «Конструктор ИОМ» представляет собой шаблон документа, позволяющий спроектировать условия системы комплексного психолого-педагогического сопровождения конкретного обучающегося в образовательной организации. «Конструктор ИОМ» позволяет системно подходить к вопросам коррекции отклонений в развитии и поведении обучающихся, интегрировать в единой форме описание цели, задач, регламента, содержания и форм организации обучения, а также мер психолого-педагогической и специальной поддержки.

ИОМ создается с целью максимальной индивидуализации образовательного процесса и условий психолого-педагогического сопровождения в отношении конкретного обучающегося, в соответствии с рекомендациями ПИПК, решениями ППк образовательной организации. В индивидуальной программе сопровождения раскрываются направления деятельности специалистов ППк и отражается их практическое содержание.

Кроме рекомендаций ПМПК, при проектировании ИОМ учитываются результаты углубленной комплексной диагностики особенностей психофизического развития (дефицитов и ресурсов), полученные в рамках психолого-педагогического обследования обучающегося, а также рекомендации специалистов медицинского профиля и пожелания (запрос) родителей (законных представителей).


Выписка из протокола педсовета_31-08-2022.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об утверждении проекта.pdf (скачать) (посмотреть)
Паспорт заявки на получение статуса ФИП.pdf (скачать) (посмотреть)
Заявка на получение статуса ФИП в 2023 году.pdf (скачать) (посмотреть)
Паспорт проекта по сопровождению детей с ООП.pdf (скачать) (посмотреть)
12_05_2023_встреча с родителями.pdf (скачать) (посмотреть)
Секреты успешности классного руководителя.pdf (скачать) (посмотреть)
Школьная служба примирения_советы родителям.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей. Развитие внимания.pdf (скачать) (посмотреть)
Как помочь вашему ребенку после смерти родителя.pdf (скачать) (посмотреть)

13.05.2023

IMG_20230512_172035.jpg

12 мая 2023 года в Лицее состоялась встреча по теме "Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями"

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».